И. обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 г., на праздник Благовещения, И. совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению И. была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сент. того же года И. освятил эту церковь, 22 окт.- новую единоверческую церковь в Кишинёве. 21 нояб. 1892 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени здоровье И. ухудшилось. Из-за болезни он не смог вступить в управление Астраханской кафедрой и 19 дек. того же года был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 18 сент. 1893 г. указом Синода И. было поручено настоятельство в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи в 1894 г. И. вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в С.-Петербургскую губ., испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) , но вскоре скончался от разрыва сердца. Чин погребения в ц. Двенадцати апостолов в Тихвинском мон-ре по благословению архиеп. Феогноста совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане. И. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (1885). Соч.: Преосв. Стефан Яворский, митр. Рязанский и Муромский, Местоблюститель Патриаршего Всерос. престола. СПб., 1853. Ркп.; Поучение, произнесенное при освящении первого христ. храма в Усинском крае//Енисейские ЕВ. 1884. 5. С. 71-78; Слово в Неделю Православия//Там же. 1885. 6. С. 90-97.

http://pravenc.ru/text/674782.html

Иным, насильно открывая рот тычинами, запихивали гнилое сено в горло, чтобы допытаться денег; других мучили, выворачивая лицо и голени, так что жилы трещали; многих без милосердия насильно поили морскою водою, иных уксусом, масляным отстоем, разными жидкостями и другими подобными вещами. Не трогали свирепых ни слабость пола, ни знатность, ни священство; даже тем более ожесточались, чем больше достоинства усматривали в истязуемых». Когда Поссидий, епископ Каламский, со многими другими соседними епископами, бежал в Иппон, то застал Августина в тяжком горе о разразившихся несчастиях, так что святитель единственное утешение находил в молитве и слезах. «Слезы были ему хлебом день и ночь... Видел человек Божий разоренные города, а из жителей одних погибших от неприятельского меча, других разбежавшихся и расточившихся, церкви – лишенные священников и служителей, посвященных Богу дев и всяких подвижников – всюду рассеянных. Видел он, что между ними одни погибли в муках, другие нашли смерть от меча, а иные, попавши в плен и потерявши непорочность веры, души и тела, томятся в жестокой неволе у врагов. Прекратились в церквах гимны и славословия Богу; церковные здания в весьма многих местах пожраны пламенем; торжества в честь Божию престали, и Св. Таин или не просят, или нелегко обретают того, кто бы преподал их. Даже убегающие в покрытые лесами горы, в ущелья скал и пещеры, или в какие-нибудь укрепленные места – одни взяты и умерщвлены, другие погибли от голода и лишений. Самые епископы и клирики, которые как-нибудь, по милости Божией, или не встречались с врагами, или при встрече спасались, лишенные всего и наготующие, просят милостыни, и нельзя им всем доставить необходимого пособия» 6 . Что православное духовенство при вторжении вандалов терпело от них истязания и муки, что церкви и монастыри были разрушаемы, что жители были умерщвляемы, или обращаемы в рабство, если не успевали бежать, можно объяснять, помимо арианской нетерпимости завоевателей, первою напряженностью неистовства пришельцев, кроме свойственной варварам алчности, руководившихся правилом истреблять врагов возможно больше, а остальных запугать; потому одинаковая почти участь выпадала на долю и духовенству, и мирянам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Ко времени норманнских завоеваний на острове был всего один епископ, живший в Палермо; это Никодим, упоминаемый по случаю взятия сего города (в январе 1071 года). И это был последний греческий епископ в Сицилии. Потому что после него настали уже латинские епископы в Палермо, как и во всех других местностях, где норманнскими государями постановлены были епископские кафедры. О Тавромине же в частности известно, что этот (взятый в августе 1078 года) город до того потерял значение, что завоеватели даже не сделали его епископским, а включили в число местностей, составлявших епархию Троинскую и с 1090 года причислили к епархии Мессинской. Оставлены были, конечно, старожитные греки при своём богослужении, но духовенство их получало посвящение от латинских архиереев, или, если приходило со стороны, утверждалось ими на местах. Итак, ни малейшего довода не представляется относить нашего проповедника ко временам XI или XII века. Адам Зерникав в своём творении «Об исхождении Св. Духа» считает Феофана принадлежащим десятому веку; не выставляет оснований своему мнению (потому что и упоминает о Феофане случайно), но говорить, вероятно имея к тому основания. Для нас такими основаниями представляются: а) ссылка на Симеона Метафраста , и б) некоторые в его проповедях выражения о сицилийских мусульманах. Когда жил Симеон Метафраст ? Бароний относил деятельность его ко второй половине IX века, Аллатий не обозначая точно – к X веку, преосвященный Филарет Черниговский полагал смерть его около 940 года, а г. Васильевский в статье «О жизни и трудах Симеона Метафраста » (см. Журнал Министерства Нар. Просвещения 1881 года) отодвигает кончину его к восьмидесятым годам десятого века. И преосвященный Филарет, и г. Васильевский имеют свои основания; хотя последний, кажется, напрасно придаёт цену некоторым найденным им указаниям; сирский летописец мог по дошедшим до него слухам не точно, а только приблизительно означить время деятельности Симеона Метафраста . Во всяком случае мы полагаем, что Феофан ознакомился с метафразами (переложениями и исправлениями старинных текстов) житий святых в самом Константинополе, где вероятно получил и образование, и в последствии проживал там несколько времени на пути в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

На нем был зачитан акт отлучения, написанный легатами, и произнесена анафема как против самого акта, так и его составителей. В определении говорилось: «Некоторые нечестивые люди пришли из тьмы Запада в царство благочестия и в этот Богом хранимый град, из которого, как из источника, истекают воды чистого учения до предел земли. В этот град пришли они, как гром, или буря, или глад, или, лучше, как дикие кабаны, чтобы низвергнуть истину…». Преосвященный Арсений (Иващенко; † 1903) в своей «Летописи…», говоря о заседании 20 июля, пишет, что народ при оглашении анафемы на своего патриарха пришел в такое волнение, что пребывание римских легатов в Константинополе стало опасно для их жизни. При содействии императора они бежали из столицы, продолжая в своей запальчивости испускать угрозы на патриарха и его последователей, не понимая или не желая понять, что последователями его были почти все население, начиная с императора и кончая самым простым византийцем . Определение Собора было сообщено всем восточным патриархам, которые единодушно приняли его. Итак, на анафему Константинопольской Церкви синод ответил анафемой на сам позорный документ и на его составителей. Этим и завершился конфликт. В последние два года правления императора Константина Мономаха патриарх Керулларий находился в оппозиции правительству. Причиной этому послужили и тайные переговоры императора с папой, его либеральное отношение к выходкам латинских легатов, приведших к народной и церковной смуте, и попытка ущемления прав Константинопольской Церкви. Константин Мономах скончался 11 января 1055 года, и, как мы уже говорили выше, патриарх, отбросив все свои личные чувства и понесенные обиды, был один из немногих, кто был утешителем его на смертном одре, а позже устроителем достойных похорон. В следующие два царствования его сдержанное отношение к власти сохранялось, и только к Исааку Комнину, выдвинутому патриотически настроенной военной партией, патриарх испытывал сочувствие. Вступив на императорский престол в сентябре 1058 года, Исаак Комнин всячески желал проявить благосклонность к Церкви и ее предстоятелю Михаилу Керулларию: Церковь получила б о льшую самостоятельность от гражданской власти, что облегчало вести надзор за церковным хозяйством и ограждать от злоупотреблений; племянники патриарха (дети его старшего брата, умершего в ссылке) получили хорошие должности при дворе.

http://pravoslavie.ru/29011.html

Но для африканской церкви важнее были указы императора, состоявшиеся после получения актов соборных и представлений апокрисиария Феодора. Именно, император писал на имя Соломона, префекта Африки 13 : «Денно и нощно заботимся мы благотворить уважаемой церкви нашего Карфагена-Юстинианы и всем прочим святым церквам африканского диоцеза, чтобы они, после того, как при помощи Божией были исхищены от тиранов и приобщены к нашему государству, ощутили нашу щедродательность. Посему, когда Репарат, святейший пастырь нашего Карфагена-Юстинианы, предстоятель достопочтенного собора святейших церквей всей Африки, вместе с прочими достопочтенными епископами той же провинции, своими грамотами, отправленными чрез диакона Феодора, мужа благоговейного и апокрисария достопочтенной церкви города Карфагена-Юстинианы, умоляли наше величество владения церквей во всей Африке, отнятые некогда во времена насилия и после богодарованных побед над вандалами нашим благочестным распоряжением возвращенные им (с обязательством платы налогов во всякой местности), утвердить за ними в постоянное владение по смыслу закона, уже обнародованного 14 относительно сего дела: то мы охотно и с готовностью соизволили на прошения их. Итак повелеваем тебе распорядиться своими приказами, чтобы сказанными имениями, с уплатою налогов, бесспорно владели достопочтенные церкви как нашего Карфагена-Юстинианы, так и всех общин африканского диоцеза, без всякого притязания от кого бы то ни было. А если доказано будет, что и другие какие-либо имения, домы или украшения церковные удерживаются африканцами и арианами, или язычниками и другими какими-нибудь лицами: то и их без всякого промедления возвратить святым церквям православной веры, не давая отсрочки тем, кои неправильно удерживают их, но, отринувши всякое ухищрение, побудить их к возвращению: потому что мы не потерпим, чтобы священнейшие сосуды или украшения честных церквей, или иное какое имущество (церковное), оставались у язычников или других лиц; и закон, прежде нами изданный, достаточно определяет это.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Но именно в царствование христианина Вакии на царство гомеритов обрушились бедствия, а потому следует думать, что и церковь испытала скорби и потеря. Персидский царь Сапор второй, известный ненавистник христианства, оклеветываемого иудеями, по наветам их и своих магов, желавший истребить его в своих владениях и казнивший исповедников веры целыми тысячами, в 323 году переправился через персидский залив и покорил Багрейн и Оман, нещадно истребляя жителей. Дальнейшие следствия завоеваний Сапора неизвестны, но что они имели следствием упадок христианства, видно из того, что лет чрез 20 греческий миссионер, Феофил, не встретил между арабами ничего, кроме самого грубого язычества и фанатического иудейства; для политической жизни южной Аравии владение Сапора сопровождалось подчинением её царям абиссинским, которые и назывались несколько времени царями «Аксумитов и Гомеритов» 9 ; владетели гомеритские платили им дань. Около 326 года усердием Фрументия, первого епископа абиссинского, христианская вера сделалась господствующей в Абиссинии; что это обстоятельство было благоприятно для распространения св. веры и в стране Гомеритов, можно гадать не безосновательно. По крайней мере покровительственной властью христианам можно объяснить успех посланного Констанцием миссионера. Это был Феофил, уроженец индейского острова Диу, воспитанный, как заложник, в Константинополе, и потом монах, а пред отправлением и епископ. Филосторгий говорит 10 , что император Констанций, в видах распространения христианства, отправил его к народу Гомеритов, жившему в Аравии, близь океана, и называвшемуся некогда Савеями. Они наблюдали обрезание, обожали солнце, луну и демонов страны, между ними жило множество иудеев. Констанций для владетеля страны, в числе других подарков, назначил двести лучших лошадей каппадокийских и просил дозволения построить церкви для римлян, торгующих там, и для туземцев, которые обратятся в христианство ; с Феофилом и его спутниками послана была достаточная к тому сумма. Несмотря на казни и упорство евреев, сильных в той стране, посольство имело великий успех: царь гомеритский обратился к св. вере и построил три церкви, не на счет императора, а на свой. Первую создал он в столичном своем городе Дафаре, другую – в Адане или Адене, где жило множество римских торговцев, третью – в Ормузе, на острове при входе в персидский залив. Феофил освятил сии церкви и сделал все, что нужно было для благолепия их и приличного в них богослужения. Отсюда чрез Чермное море ходил он с письмом Констанция и в Эфиопию, где тогда царствовали два родные брата, уже христиане. Посольство Феофила относят одни к 344 году по Р. Хр., а другие к 356 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Но после прочного утверждения, по миру 435 года, в Бизацене, части Нумидии и Зевгитаны, арианская нетерпимость стала выразительнее в своих действиях. Проспер Аквитанский, в своей «Хронике» под 437 годом, говорит: «в Африке король вандальский Гензерик, желая в пределах своих владений заменить кафолическую веру арианским нечестием, некоторых наших епископов, из коих славнее Поссидий, Новат и Севериан, до того преследовал, что, лишивши их права на принадлежавшие им церкви, даже выгнал их из городов, когда постоянство их не уступило застращиваниям гордого короля». Гонение не ограничивалось только изгнаниями. В это же время Гейзерих вызвал из ссылки заточенных за исповедание веры четырех придворных, последовавших за ним из Испании – Аркадия, Проба, Пасхазия и Евтихиана, и когда они пребыли в вере непреклонными, после самых жестоких истязаний погубил различными родами смерти, по известию Проспера. Брат Евтихиана и Пасхазия, Павлил (Paulillus), за благонравие и остроумие весьма любимый королем, когда никакими угрозами не мог быть вынужден к отречению от православной веры и к принятию арианства, после жестокого бичевания был осужден на самое низкое рабство. Все это происходило, должно быть, в Иппоне Гетулийском (Hippo Regius), тогдашней вероятной резиденции Гейзериха, и в близлежащих местах. Гораздо обширнее и последовательнее были гонения, начавшиеся после взятия Карфагена в ноябре 439 года. О самом взятии так говорит Проспер: «Когда Аэций (опекун Валентиниана 3-го) занят был делами галльскими, Гейзерих, на дружбу которого полагались, неожиданно вступил в Карфаген и овладел всеми его богатствами, подвергши граждан разным видам пыток. Не удержался и от разграбления церквей, кои лишились и священных сосудов, и священнослужения, и сделались жилищем его народа. Жестокий ко всем, он особенно свирепствовал против знатных и духовных (nobilitati et religioni infensus), так что нельзя было различить, – с Богом, или людьми воюет он». А Виктор Витский, несколько подробнее сказавши о разорении города, прибавляет: «большую церковь (ecclesiam majorem), где погребены тела святых мучениц Перпетуи и Фелицитаты 7 , церковь Целерины и мучеников сциллитанских 8 , и другие неразрушенные, по своей воле они присвоили своей вере».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Переходя затем к изображению любви доброго пастыря к ближним и кротости нрава, говорит: «заповедь о любви исполнял он по отношению ко всем и всех любил, всем желая добра, и испрашивая у Бога. Из языка его не выходило никогда слово оскорбительное или клятвенное, никто никогда и ни в каком случае не слышал от него: «не имею времени». И тогда как он не допускал и не давал повода кому-нибудь раздражаться или подозревать его в самолюбии и строптивости, а такой-то становился раздражительным и недовольным, тотчас кроткий оный пастырь и подражатель Христов глаголал мирное и, злословимый, не злословил взаимно, терпя, не мстил, невинно страдая, не угрожал судом. Но что? Смирялся и преклонялся пред нападающим и, таким образом, смягчая и укрощая строптивого, делал его склонным к себе. И если узнавал о некоторых, что они ссорятся и враждуют между собою, готовы завести борьбу, усиливаются наделать зла и весьма не терпят друг друга, тотчас представши, ласковыми словами мирил их, наставительными увещаниями прекращал войну и ссору, и убеждал их впредь жить между собою дружелюбно. Так, других научая и вразумляя, и собственным примером наставляя, он водворял благие нравы». Похваливши его нелицеприятие в суде, справедливость и не криводушие, говорит о нестяжательности: «О своих собственных стяжаниях он никогда не заводил суда: потому что и за властью не гонялся, и не заботился о стяжании чего-нибудь, и ничего своего не имел, кроме ряски и хитона, подстилки из тростника и шляпы, плетеной из травы, так что никто никогда не мог ни помыслить, ни покуситься на грабеж или кражу этого имущества. И ни по каким своим собственным делам он не заводил суда или спора, разве когда шло дело о бедных, потому что достояние бедных считал как-бы своим, хоть никогда не присвоял себе и при самой настоятельной нужде никогда не пользовался малейшим чем и ничтожнейшим из него». О бедных же имел непрестанное попечение, и для пропитания их не стыдился выпрашивать у богатых и достаточных часть избытков их. Об его участии в политических делах своего времени говорят историки Пахимер, Грегорас, Кантакузен и панегирист Феолептов, Никифор Хумн. Попытка (в 1296 году) наместника Лидии, Алексея Филанфропина, овладеть венцом императорским, хотя не удалась, потому что он попал в плен и был ослеплен, – но при тогдашних неурядицах легко могла повториться другим отважным лицом. Неудивительно посему, что Феолепту некоторые военачальники успели внушить подозрение на главнокомандующего, Иоанна Тарханиота, в измене императору и убедили его вместе с ними участвовать в засаде против него. Впрочем попытка захватить Тарханиота не удалась, и Феолепт, за свое вмешательство в неправое дело, должен был выслушать жестокие укоризны от невинного, который укрылся в прилучившемся монастыре. Это было в 1299 году. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Припомнивши сказанное о сходстве наречия гомеритского с абиссинским, можно допустить, что теперь тем легче христианство находило доступ в сердца аравитян, чем удобнее можно было заимствовать и св. Писание и богослужебные книги из Абиссинии 11 , где все это было переведено с греческого Фрументием и его сподвижниками, вызванными из Александрии. Не невероятно, что епископ страны присылаем был из Авксума, если не прямо из Александрии. Как вследствие трудов Феофила и его спутников крепко утвердилась св. вера в некоторых местностях царства Гомеритов, доказывается известием 12 о Награне, городе между Аденом и Гадрамаутом, верстах в двухстах от Санаа. «Бе той град велик и многонароден. Просия же в том граде святая вера от того времене, егда Константий, сын великого Константина, посылаше послы своя к Савеом, иже ныне нарицаются Омириты. Дошедше бо тамо богомудрии и добродетельнии от Константия царя мужи, и царя страны тоя Константию дарами примиривше, научиша людей вере во Христа Иисуса и церкви создали. И оттоле в Награне граде цветяше благочестие, растяше христианское учение, множахуся лицы иночествующих, устрояхуся монастыри, во всяких же чинех целомудрие храняшеся и успеваху вернии в добродетелех совершенно. Не попускаху же ни единому иноверцу посреде себе жити – ни еллину (язычнику), ни жидовину, ни еретику, точию сами, яко единые матере соборные апостольския Церкве чада, пребываху во всяком благочестии и честности.» Об этом же деле, то есть, обращении награнских жителей в христианство, иначе рассказывает арабское предание, записанное в одной из рукописей берлинской библиотеки 13 . Говорится там, что первым проповедником веры в Награне был сирский отшельник Евфимий (Fimiun), схваченный кочевыми арабами и проданный в Награн. Но оба эти сказания удобно примиряются мыслью, что Евфимий был действительно первым насадителем христианства в Награне, а утверждение жителей в вере и постройка церквей совершены греческими миссионерами. О том, что вообще в южной Аравии было много христиан, можно заключать из того, что в числе приходивших за духовными наставлениями к знаменитому подвижнику V в. преп. Симеону Столпнику, подвизавшемуся на Ливане, упоминаются и гомериты. (Чет. Мин. 1 сент.) Пр. Симеон скончался 460 года. В житии его говорится: «и бе у него видети, аки реки отвсюду стекающияся различныя народы, племена и языки: исмаилите и персы, армены же и иверы, и гомериты.»

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Против столь позднего, сравнительно с выводами других, написания Ответов есть еще два возражения, заимствуемые будто из внутренних признаков книги, которые указывают на третий век, на время гонений. Именно: «Писателю нашему», говорил Крузий, 22 «принадлежит место между теми писателями древней церкви, которые еще до её умиротворения писали апологии в защиту христианской веры против клевет и нападок языческих. На это достаточно указывают как заглавие книги (в некоторых списках – ποκριτικν πρς λληνας, πολογα Εαγγελου), и обычай апологетов, и сродное им побуждение говорить против язычников о Божием единовластительстве, так и особенная цель всего творения, направленного против какого-то известного в свое время между греками философа, защищавшего многобожие и с высока осмеивавшего простоту христианской веры, а это признак, что сочинитель жил в то время, когда гонения на церковь Христову еще вызывали апологии. Ибо с того времени, как язычество поражено было Константином Великим и церкви Христовой предоставлена была полная свобода, мы не встречаем ни философов, ни апологетов, которые-бы с такою старательностью рассуждали об этом предмете, так как и нельзя было тогда сильно нападать и злословить веру христианскую. Да и не было необходимости в таком обилии доказательств для отпора и защиты, особенно, когда из творений язычников IV и V веков, Аммиана Марцеллина, Халкидия, Фемистия и других, незнакомых с христианством, довольно ясно, что разумнейшие (sapentiores) философы того времени, по примеру своего учителя Аммония, взяли на себя роль как бы посредников между язычниками и христианами и делали попытки каким-либо образом объединить убеждения тех и других. Даже когда философ, желая от вида человеческого, единовластия выяснить образ единовластительства Божия, приводит Адриана в пример, то этим дает знать, что не слишком далек был от века Адрианова». – На все это можно заметить, во-первых, что Макарий в 42-й главе 3-ей книги ссылается на сочинение Порфирия философа, как умершего уже, а он умер в 305 году, – и следовательно ответы появились позже; во-вторых, апология Макария (хотя сам Макарий так её не называл, а «Ответ» или «Ответы»; см.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010