§16. Какими молитвенными священнодействиями начинается собственно литургия преждеосвященных? Начинается сугубою ектенией, после которой следуют молитва об оглашенных. В древности крещение совершалось в день Пасхи по преимуществу, и Церковь , приготовляя к нему оглашаемых, усугубляла о них молитвы. Эти оглашаемые назывались «готовящимися к просвещению». За тем следуют две ектении о верных: сим верующие возбуждаются и приготовляются к достойному предстоянию Царю царствующих и приобщению св. Таин. §17. Как совершается и что означает великий вход? Великим входом называется перенесение св. Даров с жертвенника предложения на престол. Священник полагает дискос верху чаши и в половине песни «ныне силы небесные» переносит их, предшествуемый диаконом, который кадит. Все присутствующие повергаются на землю, в знак благоговения к Царю славы, шествующему во св. Дарах. Один священнодействующий берет и дискос, и чашу, чтобы не казалось, что воздается честь вину освященному. Сей великий вход представляет торжественное явление нам Царя славы, обещавшего пребыть с нами до скончания века – и отличается от входа на полной литургии тем, что здесь воздается честь самому Христу в его истинном Теле и Крови, а там – только образу Тела и Крови Его. В древности перенесение св. Даров совершалось с пением «аллилуиа»: но с 615-го года патриарх константинопольский Сергий установил петь «ныне силы небесные»: к этой песне присоединено и «аллилуиа». §18. Что бывает после великого входа? Священник, поставивши чашу и дискос на престол и покадивши их, произносит в алтаре молитву препод. Ефрема, с поклонами. Затем следует ектения – исполним молитву нашу Господеви! По окончании ектении и по возгласе священника – и сподоби нас, Владыко… поется молитва Господня: Отче наш… После сего бывает возглас – вонмем! и священник, влагая руку под воздух и с благоговением касаясь св. Хлеба, произносит: преждеосвященная Святая святым! На что лик отвечает: Един Свят, Един Господь, Иисус Христос .. После того, во время пения стиха: вкусите и видите, яко благ Господь, священнодействующий раздробляет Святый Хлеб «со многим вниманием» и произнося те же слова, что и на полной литургии, то есть: «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающиеся освящаяй».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

(Σαθ Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη I, 81). Другие признаки в сочинении указывают также на вторую половину четвертого века или конец его. Нигде не упоминается о гражданских стеснениях и преследованиях христиан, в речах противника нигде не проглядывает мысль, что христианская вера противна законам римской империи, и прямо говорится, что христиане строят себе великолепные храмы. 16 Значит, возражения применяемы ко времени, когда христианство , наравне с язычеством, стало полноправной религией в государстве. Потом, когда писатель говорит, что в его время христианство не проникло еще между прочим и к эфиопам так называемым долговечным (μακρβιοι), то показывает, что уже слышал о начатках святой веры между эфиопами авкеумитами, в нынешней Абиссинии; потому что долговечными слыли жители от Баб-эль-Мандебского пролива по берегам океана до мыса Гвардафуйского. 17 Далее, замечая о времени апостола Павла, что тогда из рыночных торговцев (μακελλευντων) большинство составляли язычники, 18 естественно дает подразумевать, что в его время отношение было по крайней мере обратное. Подвижническая и монашеская жизнь находилась в полном развитии, если писатель, в объяснение Мф. 10:34–38, сказавши о прошлых 19 гонениях и самоотвержении мучеников, продолжает, что и теперь чрез евангельское учение, как бы посредством меча, отделялись отцы от детей, дочери от матерей... «иные из любви к девству и чистоте отказались от брачного жития, принявши, как меч, разделяющее слово учения ( Евр. 4:12 ); а сыновья знатных мужей и почетные обыватели славных городов, отказавшись от прародительских обычаев, перешли к подвижническому образу жизни, трудами воздержания восходя на высоту небесных добродетелей, по евангельскому учению, любовно распрощавшись с обязанностями отечества, и ни отцы, видя это, не гневаются, ни мать скорбит, ни братья ропщут. Можешь обойти города востока и все епархии Сирии и точнее дознать истину того, что говорю. Вот, например, живущие в царственной митрополии Антиоха разделяются бесчисленными правилами поведения, 20 потому что одни с удовольствием приемлют брачное иго, а другие не дозволяют себе общения с женою; иные ведут роскошную жизнь, а иные скудную и трудовую с малоядением; одни непрерывно копят деньги, другие любят нестяжательность, как дело доброе; одни весьма привязываются к купле и продаже, другие радуются, когда и неудачи терпят; иные стараются бывать в женском обществе, а иные желают пребывать в уединении. 21

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

апостолов Петра и Павла, куда, уже по смерти Саввы, и перенес кафедру и положил там полученную из Тернова раку с главами св. мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста. Последние три года жизни своей был сильно болен и провел их на покое, посвятив вместо себя (1263) Савву; скончался 28 окт. 1266 года в основанной им обители, где и мощи его. Церковь сербская чтит память св. Арсения 28 октября 4 . 3) Св. Савва 2-й, сын Стефана Первовенчанного и племянник первосвятителя сербского, в мире Предслав, еще в молодости принял монашество, странствовал в Иерусалим и подвизался на Афоне. В сане архиепископа не долго управлял церковью и скончался 12 февр. 1268. Память его чтится 30 августа; мощи в Печской обители 5 . 4) Даниил 1-й, «некоторые ради вины, приключшияся ему, изменен бысть престола святительска; прочее время поживе честно и преставися». Так замечено об нем в «Гласнике» на 1854 г.; управлял он весьма не долго, потому что в 1269 году уже архиепископствовал. 5) Иоанникий, бывший игумен студеницкий, ученик св. Саввы 2-го. Когда Стефан Урош был лишен престола (1270) недовольными вельможами, признавшими сына его Драгутина, и удалился в Захлумье на жительство, то и сей преосвященный, из любви к изгнаннику, оставил престол и пошел с ним вместе; скончался скоро после Уроша в стране Пилотской (1271). 6) Св. Евстафий, родом из будимльского округа, в юности пострижен зетским епископом Неофитом в монастыре св. Михаила архистратига, странствовал по св. местам, игуменствовал в Хилендаре и наконец был епискомом зетским; по смерти Иоанникия вызван на архиепископию. Проразумев час отшествия своего, он собрал окрестных епископов и клириков, приобщился св. Таин, отдал всем последнее целование и скончался со словами: «ведый коегождо кончину жития, Боже богов и Господи господей! в руце Твои предаю дх мой». он 4 января 1279, и похоронен, согласно собственному желанию, в Жичипском монастыре. 7) Иаков, седьмой архиепископ, известен только по имени; скончался 3 Февраля в 1285 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

«Архиепископы и патриархи Сербские с начала 13 до второй половины 18 века». «Прав.Обозрен.» 1868. «Максим, Патриарх Константинопольский». «Прав.Обозрен.» 1868. «Церковный и политический быт сербов и валахов в Австрийских землях с 9 века до настоящего времени». «Журн.Мин.Нар.Просв.» 1870, кн.10. «Христианство в Северной Аравии». «Прав.Обозрен.» 1870. Очерки истории православно-греческой Церкви на острове Сицилии. «Прав.Обозрен.» 1871, кн.6. «Очерки жизни Феопемта, митрополита Филадельфийского». «Странник», 1872. «Епископ Симеон Концаревич». По румынским источникам. «Странник», 1872. «Митрополия острова Родоса в эпоху владычества ордена св. Иоанна Иерусалимского». «Прав.Обозрен.» 1872. «Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов». «Христ.Чтен.» 1873, m.I. «История Северо-Африканской Церкви с 534 до конца ее существования».· «Христ.Чтен.» 1873, m.III. «Очерк жизни и деятельности Каллиста Патриарха Константинопольского.» «Прав.Обозрен.» 1873. «Готская епархия в Крыму». «Журнал.Мин.Нар.Просвещ.» 1873. «Записки о мученичестве св.Арафы и других с ним в г.Негране». «Странник» 1873. «По поводу вопроса об Афонском монастыре св.Пантелеймона». СПБ, 1876. «Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества XIII-XVII веков». «Прав.Обозрен.» 1876, август. «О жизни и сочинениях Иосифа Вриенния , Патриарха Константинопольского». «Прав.Обозрен.» 1879· «Несколько страниц из истории христианства в Персии». «Христ.Чтен.» 188I, m.I, 5–6. « Николай Мефонский ». «Христ.Чтен.» 1882, T.II. «Христ.Чтен.» 1883, m.I. Лесков Н.С. «Поповская чехарда». «Истор.Вестн.» m.XI, февраль, стр.291.· «Макарий Мгнезийский». «Христ.Чтен.» 1883, m.I. «Описание одного рукописного греческого сборника Синайского монастыря»· «Христ.Чтен.» 1884, m.II, 7–8. «Феофан Керамево», архп. Тавромийский X В. – проповедник». «Христ.Чтен.» 1884. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1898 года. Изд. Ι-e СПБ, 1869–1871. Изд. 3–е СПБ, 1900. Выдержала 4 издания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1113 году уполномоченный папы, архиепископ Миланский, Петр Хризолан, приходил в Константинополь для переговоров о соединении церквей, и в присутствии императора Алексия Комнина защищал против православных богословов новоизмышленный догмат. Но как попытка Хризолана, так и письмо самого папы, Пасхалиса II, к императору, от 1115 года, не имели успеха. Именно в конце августа того года, папа в письме благодарил Бога, что Он вложил в сердце императора мысль и воссоединении церквей, и сожалеет, что совершению этого дела мешает преимущественно различие национальностей; впрочем императору, говорит папа, легко склонить на это клир и мирян, сановных и подначальных, и что он действительно усердствует этому, показывают его письма и послы к нему. «Тебе», продолжает папа, «хорошо известно, как велико было прежде уважение и подчинение Константинопольских патриархов Римскому епископу. Но уже не мало лет прошло, как предстоятели царствующего града со своим клиром, в противность всем преданиям, так уклонились от любви и послушания римской церкви, что не хотят ни принимать писем, посылаемых к ним апостольским престолом, ни входить в общение с его апокрисариями. И если ваша мудрость не выскажет нам любви, то разделение, конечно, продолжится, так что мы друг о друге не станем иметь никаких сведений, и исчезнет навсегда память о прежней дружбе. Первым средством к единению мне кажется то, чтобы собрат наш, Константинопольский патриарх, признал первенство и важность апостольского престола, как это постановлено учреждением благочестивого государя Константина и общим голосом соборов, и отстал от своего дальнейшего упорства, по данному вашим легатам наставлению; а те митрополии и провинции, которым некогда подлежали распоряжениям апостольского престола, должны быть возвращены ему. Уже тогда, как члены соединятся с главою, существующие между греками и Римлянами разности в вере и обычаях могут быть примерены. Этого нельзя достигнуть, пока одна церковь не признает авторитета другой». Император предоставлял решение вопроса собору; на том дело и покончилось 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В 1136 году посол Германского императора Лотаря II, Ансельм, епископ Гавельбергский (в Саксонии), часто вступал с греческими богословами в прения о предметах, разделявших Восток и запад в деле веры; наконец, 10-го апреля того же года назначено было торжественное об этом рассуждение, в императорском дворце. За Греков говорил Никита, митрополит Никомидийский, а за латинян Ансельм. Православное учение об исхождении Св. духа Никита доказывал, главным образом, ясными словами самого Иисуса Христа ( Ин.15:26 ) и непогрешимым авторотам Никео-константинопольского символа. Ансельм же, в свою защиту, ссылался на обыкновенное у западных богословов доказательство, то есть, на право церкви развивать догматы веры и уяснять их. Как доказательство важности и непогрешимости римской церкви, Ансельм приводил, что из греческой церкви возникали бесчисленные ереси, а римская (будто) не возмущалась никакими. Никита отвечал: «Если и возникали в греческой церкви ереси, то они в ней же были и обличены и послужили к яснейшему раскрытию и большему утверждению веры. Может быть между римлянами потому не так много возникало ересей, что между ними не было ученых и проницательных исследователей. Писания. Если нужно порицать суемудрие, которым прельщались греческие еретики, то нельзя однакож хвалить и невежество Латинян, которые ничего твердо не сказали о вере, но в невежественной простоте только следовали другим, что, по-видимому, происходило или от нерадения в исследовании догматов веры, или от тупости и дебелости ума, или от обременения их мирскими занятиями». Сильно говорил Никита против притязаний папы на подчинение ему греческой церкви и на требование беспрекословно принимать повеления и определения западных соборов. «Если папа намерен посылать нам указы, гремя с высоты своего престола, судить и рядить наши церкви без нашего ведома, то, где же тут братство или даже отечество? Мы были бы рабами, а не чадами церкви! И если бы надлежало нести столь тяжкое иго, то одна римская церковь пользовалась бы желанною ей свободою и давала бы законы всем прочим, не подчиняясь сама никакому закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича в К. Б. м. была учреждена архимандрия. По данным ведомости 1732 г., в обители проживали 205 монашествующих, в т. ч. настоятель, 6 «начальствующих» (наместник, казначей, ризничий, соборный, житенный и конюший), 8 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 3 головщика, 5 канархистов, 4 пономаря, 20 «служебных» монахов, занимавших различные должностные посты, 56 рядовых и 34 больничных монаха, 31 «посельский» монах, отправленный в вотчинные центры, 15 «промысловых» монахов, находящихся на монастырских промыслах и 15 - «московских», т. е. проживавших на Московском подворье в Афанасьевском монастыре ( Виденеева. О братии. 2001. С. 89-115). Афанасьевское Кирилловское подворье располагалось в Кремле слева от Спасских (Фроловских) ворот, напротив московского Вознесенского монастыря, и управлялось строителем ( Успенский. О больших строителях. 1897. С. 7). В 1755 г. в К. Б. м. проживали 46 монахов, в 1761 г.- 27, к 1764 г.- 48 монахов. По штатам 1764 г., первоклассный мон-рь мог иметь только 33 монаха. Уже в 1780 г. в обители числились: архимандрит, иеромонах-наместник, иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, заштатный архимандрит, 4 иеродиакона, 2 монаха-пономаря, просвиренный, ключник-хлебодар, чашник, 4 рядовых монаха и 5 «больничных» - всего 25 монахов. В кон. XIX в. в К. Б. м. проживали не более 30 монашествующих: архимандрит, наместник-иеромонах, казначей-иеромонах, ризничий-иеромонах, благочинный-иеромонах, эконом-иеромонах, а также 24 монаха и послушника ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 130-131), в 1916 г.- игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 8 бельцов. В 1907 г. настоятель получил титул викарного Кирилловского епископа Новгородской епархии. В 1892-1893 гг. настоятельствовал еп. Антоний (Соколов), в 1893 г.- еп. Назарий (Кириллов) , в 1893-1903 гг.- еп. Арсений (Иващенко) , в 1903-1907 гг.- еп. Феодосий (Феодосиев) , в 1907-1916 гг.- еп. Иоанникий (Дьячков), в 1917-1918 гг.- сщмч. еп. Варсонофий (Лебедев) , в 1920-1927 гг.- еп. Тихон (Тихомиров). Помимо настоятельской деятельности Кирилловские викарии помогали окормлять приходы и обители Кирилловского, Белозерского и Череповецкого уездов. Выдающиеся насельники и посетители

http://pravenc.ru/text/1840459.html

В книге Νον Λειμωνριον (Афины, 1873) напечатано Последование (κολουθα) службы на день памяти пр. Матроны, 20 октября, составленное Нилом, когда он был еще мирянином и назывался Никитою. Тут же сказано, что и похвальное Слово написано им еще до принятия свящ. сана. О других сочинениях его упоминается в Fabricii Bibliotheca Graeca, ed. Harles . Именно: а) Филипп Лаббе говорит о его Анакреонтических стихотворениях, (de versibus Anacreonticis) имеющихся между рукописями парижской библиотеки. Может быть, догадывается Фабриций, это – стихотворения, обозначенные в указателе Королевской Ескуриальской библиотеки так: Νελου μητροπολτυ Ρδου, του Διασωρηνο, περ λθων, περ κατασκευς μρου Μωσακου, περ γεννσεως τεχνικς, περ χρνου βισκτου.. То есть: Нила, митрополита Родосского, прозванием Диасорина, о камнях, о приготовлении мира Моисеем, об искусственном зарождении, о високосном годе, б) Νελου μητροπολτου Ρδου, Διγησις συνοπτικ περ τν γων και οκουμενικν συνδων. Нила, митрополита Родосского, краткое повествование о святых и вселенских соборах. Оно напечатано по-гречески с латинским переводом в первый раз как прибавление к «Номоканону Фотия» a Christophro justello, Parisiis 1615; затем a Guil. Voello atque Henrico Iustello filio в библиотеке древнего Канонического права (Bibliotheca Iuris Canonici veteris, tom. 2, pag. 1155. Paris. 1661 fol.); перепечатано и Гардуином в его Conciliorum Acta, tom. V. Parisiis 1713. Имея под руками «Библиотеку древнего Канонического права», изд. 1661 года, считаем не лишним сообщить тут слова Нила о восьмом и девятом соборах (после рассказа о семи прежних). „Святой и вселенский восьмой собор трехсот восьмидесяти святых отцов состоялся в царствование Василия Македонянина. На том соборе утвердился мир между Западною церковью и другими патриаршими, так как западные ясно исповедали: читаем святой символ и веруем, как и вы, без всякого приложения, потому что в таком виде он есть символ истинной Веры; а прилагающих к нему или отъемлющих что либо от него анафематствуем.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Видно, что по разрушении великого союза племен готских к концу III века, отдаленные Крымские Готы, цивилизовавшись посредством христианства, жили в мире с Римлянами. Кто был епископом Крымских Готов после удаления Улфилы к берегам Дуная, не известно; но св. Иоанн Златоуст посылал туда учителей и проповедников 9 , а когда отправлялся в Кукуз, назначенный ему местом ссылки в 404 году, то на пути (из Никеи) готский диакон Модуарий вручил ему письмо своего короля 10 , которым он нзвещал о смерти поставленного им (Златоустом) епископа Унилы и просил о назначении ему преемника. Златоуст, опасаясь, чтоб его преемник в Константинополе, Арсакий, не сделал недостойного выбора, просил знатную и влиятельную диакониссу Олимпиаду замедлить ход этого дела. Она задержала у себя посла королевского на целую зиму под предлогом, что в это время нельзя ему отправиться в Босфор в Готию. Позже Златоуст с тою же целью обращался к диакону Феодулу; ибо надеялся на собственное возвращение в Константинополь. Затем он благодарил готских монахов за их благовременные сообщения и осторожность, чем предупрежден раскол в готской церкви, и утешал их за преследования, кои терпели они от Арсакия за приверженность к ереси 11 . Затем, мы не имеем сведений о Готах до 21 года царствования императора Юстиниана I , или до 548 года no Р. Хр. В этом году, услышав, что император выслал в недавно обращенную Абхазию епископа, они отправили и от себя четырех послов с просьбою дать им епископа на место умершего. Император исполнил их просьбу, и вместе с тем, обратив внимание на этот дотоле почти неизвестный и независимый от империи 12 угол, поставил сильный гарнизон в недавно отнятом у Гунновъ и укрепленном городе Воспор, а страну Дори (по готскому выговору то же, что Таврия), населенную Готами, оградил длинными стенами и башнями в гор горных ущельях, чрез кои можно было к ним проникнуть 13 . Эта страна, именовавшаяся Готией, простиралась верст на двести по берегам моря от Балаклавы до Судака и немного 14 дальше к востоку, а внутри полуострова ограничивалась Чатырдагом и другими горами, окаймляющими южные берега Тавриды. На пятом-шестом (Трульском) соборе епископ Херсонский подписался: (πσκοπος Χερσνος τς Δραντος), то есть, в стране Дори, потому что готские заселения действительно граничили с землями этой республики; значит, он назвал себя епископом Херсона Таврического.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Затем прибавил, что никакой епископ не должен иметь свою кафедру в монастыре, а если кто теперь живет там, обязан выселиться; потому что монахи должны зависать только от своих настоятелей. На место умерших аббаты должны быть избираемы голосами (ex suffragiis) монахов, и дела, возникающие между монахами, имеют быть оканчиваемы судом аббатов, кроме тех случаев, когда по разногласию сочтется нужным прибегнуть к примасу провинции. Также, епископы, имеющие в своей области монастырь, могут призывать к священнослужению тех только, коих имеют посвятить; потому что это послужит к сохранению мира. Наконец, должно быть постановлено законом, чтобы никто не принимал в клир своей церкви и не возводил монаха в какое-либо достоинство без доброго свидетельства и позволена его аббата. Так говорил Феликс и отцы собора согласились с ним 10 . Наконец положили на собор, для пользы церковных дел, назначить в Константинополь апокрисиария (или, как говорилось у латинян, респонсалия, responsalem), который бы там ходатайствовал пред императором о благе церкви, по примеру апокрисиариев от других великих престолов – патриарших, митрополичьих, а иногда и епископских 11 . Таковым был назначен Феодор, диакон карфагенской церкви, и ему поручено было, между прочим, просить у государя помощи против тех, кои во время вандальского владычества завладели именами церковными и уменьшили права епископов. Ничего более неизвестно о решениях собора, потому что и самые акты его не дошли до нас. Известно только, что мнение собора о принятии ариан проникло в народ и бывшие арианские епископы предупредили своим ходатайством пред императором о сохранении за ними их достоинства; но император, вняв папе, не исполнил этой просьбы. Собор окончил свои заседания зимою и послал свои определения к папе и императору. Послы не застали в живых Uoahha II -го и вручили соборные грамоты преемнику его (с апреля месяца) Агапиту. Из ответной грамоты последнего 12 видно, что он одобрил решения соборные, сообщенные ему, хотя ни словом не упомянул о крещенных арианами, – вероятно предоставив братской любви дальнейший образ действия относительно их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010