Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии агиографов АЛКУИН (ок. 730-804), англосакс. ученый-энциклопедист, богослов, педагог эпохи Каролингского возрождения АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ (672 - 735), св., богослов, экзегет (пам. в День всех святых Британских о-вов, 3-я неделя по Пятидесятнице; в католич. Церкви - 27 мая) ВЛАДИСЛАВ ГРАММАТИК (не позднее нач. 40-х гг. XV в.- после 1480), южнослав. книгописец-каллиграф, агиограф, последователь тырновской книжной школы ГЕННАДИЙ СВЯТОГОРЕЦ (XV в.), серб. иером., доместик одного из крупных афонских мон-рей, агиограф, гимнограф, переводчик (?), книгописец ГЕРМАН (Тулупов Георгий (Юрий) Иванович; ок. сер. 50-х гг. XVI в. - 1636/37), иером. Троице-Сергиева мон-ря, книжник, профессиональный писец ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский Западнорусской митрополии, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы ГРИГОРИЙ ТУРСКИЙ [мирское имя Георгий Флоренций] (538/9 - 593/4), св. (пам. зап. 17 нояб.), еп. Турон, зап. церковный писатель, историк, агиограф ДАНИИЛ III Баньский, Младший (ок. 1350 - кон. 90-х гг. XIV в.), патриарх Сербский (1390/91 - не позднее 1400), агиограф, гимнограф ДЕЛЕЭ Ипполит (1859 - 1941), бельг. ученый-агиолог, историк Церкви, монах-иезуит, член об-ва болландистов ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я пол. XIV в.- после 1443), иером., агиограф, прп. (пам. в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ЗИНОВИЙ (кон. XV в. (?) - 1571/72 (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Отенский, инок Отенского муж. мон-ря близ Новгорода, богослов-полемист, агиограф ИАКОВ ИЗ ВАРАЦЦЕ [Ворагинский, из Ворагина] (ок. 1226 или 1230 - 1298), архиеп. Генуэзский, блж. Римско-католической Церкви (пам. 13 июня), доминиканец, агиограф, церковный историк ИОАНН ЭФЕССКИЙ (ок. 507 - после 585 (по др. данным, 589)), еп. Асии (558-571), монофизит, церковный историк и агиограф

http://pravenc.ru/rubrics/122306.html

УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН 650 Абеляр П. (Abelard Pierre) 56, 88 сн. Аввакум, библ. 31, 58, 183, 185 3 Августин (Augustin), еп. Иппонийский (Гиппонский), блж. 35–38 (2) , 52, 53, 84, 85, 88, 93, 94, 135, 201, 221 2 Авдий, библ. 182 Авраам, библ. 5, 21, 30, 38, 47, 95, 101, 109, 121 4 , 164, 165 Агарь, библ. 17, 38, 109, 123 Агапий Критянин (Ланда) 119 (2) Аггей, библ. 182 Адам, библ. 17, 22, 24–26, 60, 61, 69, 76, 102, 121 (4) , 122, 131, 132, 138, 139, 141, 168 Акентьев К. К. 123 2, 4, 6 , 201, 204 Александр Добрый, рум. князь 146 Александр I, импер. 141 Алексеев А. А. 218 3 Алексий II, патр. Московский и всея Руси 4 Альберт Великий 85 (2) Амвросий, еп. Медиоланский (Ambroise de Milan), свт. 28, 35, 36, 184, 220 2 Амвросий (Погодин) , архим. 74 2 , 75сн., 204 Амос, библ. 194 (1) Амфилохий, еп. Иконийский (Amphiloque d’Iconium), свг. 219, 220 2 Амфилохий (Радович) (Ристо, Aмфuлoxuje Радович), митр. 3 (2) , 4, 6, 48 2 , 49 1 , 60 2 , 62 2 , 68 3 , 73 1 , 75 3 , 77 1 , 86 сн., 109 3 , 111 1 , 113 2 , 114 3, 4 , 117 4 , 131 2 , 140 3 , 185 2 , 189 4 , 201 1 , 205, 209, 211–216, 219, 221 Анастасий Никейский 47 (2) Анастасий I Синаит, патр. Антиохийский, свт. 47 2 Ангелов Б. С. 114 4 , 203 Андрей, архиеп. Кесарийский 50 2 Ансельм, архиеп. Кентерберийский (Anselme de Cantorbery) 53–55 (1, 2) , 56, 84, 85, 208 Антик В. 121 4 , 125 3 , 127 3 , 201 Антониадис В. 174 Антоний (Храповицкий) , митр. Киевский и Галицкий 189 (2, 4) , 190 (1–3) , 191, 201, 204 Антонова Т. В. 87 Апполинарий, еп. Лаодикийский, еретик 41 Апполонов А. В. 86 сн., 207 Апполоний, экзегет 118 Арефа, архиеп. Кесарийский 50, 58 Арий, пресв., еретик 28, 29, 41 Аристид Афинский , апологет, (св.) 21 (3) Аристон (Аристион) Пельский, апологет 21 Аристотель 25, 55, 66, 81, 84–86, 92 Арсений (Иващенко), еп. 215 Арсений Каппадокийский , старец 4 Арсений III Чарноевич (Чaphojebuч), патр. 119 (1) Асень, болг. царь 126 Асмодей, демон, библ. и апокриф. 122 Афанасий Великий , патр. Александрийский, свт. 28, 29 (1) , 30 (4, 7) , 31, 36, 39, 117, 126, 201

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

381-382 АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс 382-383 383-384 384-385 АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 385-387 АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) 387-392 АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 392-393 АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда 394-395 395-396 396-397 397-398 398-399 399-401 АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф 401-403 403-404 АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни 404-405 405-406 406-407 АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852-1937), старообряд., монах, возглавлявший странников-статейников 407-408 408-409 409-416 АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором 416-418 418-419 АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 419-420 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) 420-421 АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Летопись епископа Арсения имеет для историков не меньшую ценность, чем известные труды Барония, которые он дополняет, так как здесь более подробно и тщательно описываются судьбы Восточной Церкви, тогда как Бароний после разделения церквей говорит только об истории Западной Церкви, совершенно умалчивая о Восточной.· Сочетание у епископа Арсения иноческого подвига с научным трудом напоминает нам о том, что наши предшественники, лица духовного сана, посвящая свою жизнь Богу, трудились и для просвещения родного народа. Таким и был Преосвященный Арсений, и заслуги его велики; он заслуживает благодарного внимания к своей светлой жизни и благоплодной деятельности.· Известный, выдающийся ученый монах. Скромный аскет, археолог – писатель, гуманнейший, отзывчивый человек один из достойнейших архипастырей, великий подвижник, просвещенный учитель, пользовавшийся самым глубоким уважением и любовью учащихся в течение 20-летней педагогической деятельности в должностях преподавателя, инспектора и ректора семинарий: Одесской, Волынской, Воронежской и Полоцкой. Его правилом было: не прибегая ни к каким наказаниям и взысканиям, не задевая самолюбия и человеческого достоинства воспитанников – действовать словом убеждения на ум и душу их.· Примечание : В «ЖМП» 1956 г·, 12, на стр.62 ошибочно назван архиепископом. До самой смерти был только вик·епископом.· См. Приб. к «Церк.Вед.» 1903 г., 8, стр.295.· Труды: «Судьба православной греко-италийской Церкви». «Русская Беседа» 1859, кн.6. «Состояние Православной Церкви в Далмации». «Духовн.Вестн.» 1863, кн.4. «Очерки истории греческой церковной общины в Венеции». «Духовн.Вестн.» 1864, кн.2. «Состояние Православной Церкви у русских в Венгрии в 14–17 вв.» «Духовн.Вестн.» 1865. кн.6. «Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов». «Журн. Мин. Нар. Просв.» 1867.· «Русские в Венгрии». «Журн.Мин.Нар.Просв.» 1868. «Евстафий митрополит Солунский 12 в.» «Духовн.Вестн.» 1868, кн. 8, II. «Судьбы христианства в Южной Аравии». «Прав.Обозрен.» 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1239, 24 ноября Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Смоленскую икону за Смоленск при разорении города татаро-монголами (24 ноября, 28 июля) (1. С. 475–476). 1240, 15 июля Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее икону «Знамение», принадлежавшую св. блгв. кн. Александру Невскому, за русские войска в битве со шведами на Неве (1. С. 748). Заступничество Пресвятой Богородицы чрез Ее Холмскую икону за Холм при осаде города войском Батыя (8 сентября) (1. С. 581). Список использованной литературы 1 . Поселянин Е. Богоматерь. СПб., б. г. 2 . Снессорева С. Богоматерь. 2-е изд. СПб., 1909. 3 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского . М., 1901. Кн. 1. Сентябрь; М., 1908. Кн. 9. Май. 4 . Св. Димитрий, митр. Ростовский. Сочинения. 3-е изд. М., 1857. Ч. 4. 5 . Сергий (Спасский) , архим. Полный месяцеслов Востока. 1-е изд. М., 1876. Т. 2. 6 . Сергий (Спасский) , архиеп. Владимирский. Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы. СПб., 1898. 7 . Арсений (Иващенко), еп. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 г. 3-е изд. СПб., 1899. 8 . Настольная книга священнослужителя. Месяцеслов. М., 1978. Т. 2; М., 1979. Т. 3. Святая Русь Хронологический список канонизированных святых, почитаемых подвижников благочестия и мучеников Русской Православной Церкви (IX–cep. XIII в.) 2053 В данный список включены имена тех угодников Божиих, которые входят в рукописные и печатные: 1 . Месяцесловы богослужебных книг (Евангелие, Апостол, Псалтирь, Минеи, Типикон). 2 . Синодики (епархиальные, монастырские, приходские, в том числе синодик храма в честь всех святых, в земле Российской просиявших, составленный епископом Афанасием Сахаровым , f 1528 октября 1962). 3 . Месяцесловы и святцы четьих книг (Четьи-Минеи сет. Макария, 1529–1540-е гг.; Четьи-Минеи иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Германа Тулупова, 1627–1632; Четьи-Минеи иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова Иоанна Милютина, 1646–1654; Жития святых святителя Димитрия, митр. Ростовского, 1684–1705; отдельные жития и сказания. Прологи).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

1884. Т. 2. 7/8. С. 181-229 (отд. отт. СПб., 1884); Феофан Керамевс, архиеп. Тавроминский Х в. и проповедник//Странник. 1884. 5. С. 3-23; 6. С. 161-181; 7. С. 453-473; Из Царьграда во святый град Иерусалим (в 1893 г.)//ДЧ. 1894. Май/июнь. С. 264-295; Авг. С. 623-636 (отд. отт.: М., 1894). Изд.: Геннадий (Георгий) Схоларий, патр. Константинопольский. Разговор. Новгород, 1896; он же. Новый мыслитель, или Туманная болтовня. Новгород, 1896; Записки о мученичестве св. Арефы и других с ним в г. Негране, служащие к пояснению истории христианства в южной Аравии VI в.//Странник. 1873. 6. Отд. 1. С. 217-262; Мануил Пелопоннесский, великий ритор. Ответ иеропсалту, Герасиму иеромонаху: О богоначальном мановении//ЧОЛДП. 1884. 1, 3; он же. О Марке Ефесском и Флорентийском соборе и проч.//ХЧ. 1886. Ч. 2. С. 102-162; он же. Ответ доминиканцу Франциску//ЧОЛДП. 1889. 7/8. С. 79-97; он же. Сочинение, написанное для уяснения догмата об обожении плоти Господа нашего Иисуса Христа и о прославленном Его состоянии//Там же. 1890. 5/7. (Прил.); Григорий Кипрский, патр. Константинопольский. Похвальное слово Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому//Там же. 1889. 3/5. Прил. С. 1-70 (отд. отт. М., 1889); Иосиф Студит, еп. Фессалоникийский. Похвальное слово св. вмч. Димитрию Солунскому//Там же. 1890. Вып. 2; Арефа, митр. Кесарии Каппадокийской. Проповедь на 1-й псалом. М., 1891; Матфей Властарь. Письмо к принцу Кипрскому Гюи де Лузиньяну, с обличением латинского неправомыслия. М., 1891; Нил Диазорен, митр. Родосский. Четыре неизданных произведения. М., 1891; Три статьи неизвестного греческого писателя нач. XIII в. в защиту Православия и обличения новостей латинских в вере и благочестии. М., 1892; Мефодий, архиеп. Константинопольский, свт. Слова о святых иконах//ЧОЛДП. 1893. Вып. 11/12. (Прил.; отд. отт.); Некоего митрополита Ефесского, XIII в., неизданное доселе произведение. М., 1893; Григорий Палама, свт. Три творения, доселе не бывшие изданными. Новгород, 1895; Нил Дамила, иером. Ответ греколатинянину монаху Максиму на его письмо в защиту латинских новостей в вере/Ред. греч. текста и пер. еп. Арсения (Иващенко) и Е. Ловягина. Новгород, 1895; Послание с исповеданием веры, посланное от всех святогорцев к царю Михаилу Палеологу. М., 1895; Николай Гидрунтский (Отрантский), игум. греч. мон-ря в Казулах. Три записки о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных. Новгород, 1896; Николай, еп. Мефонский. 2 неизданных произведения: Против латинян по поводу клеветы их на Духа Святого. Об опресноках. Новгород, 1897; Похвальное слово св. Фотию Фессалийскому. Новгород, 1897; Филофей, Патр. Константинопольский. Три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость созда Себе дом». Новгород, 1898; Житие и подвиги св. Феодоры Солунской. Юрьев, 1899; Димитрий Кидонис. О презрении смерти. СПб., 1900; Михаил Акоминат, митр. Афинский. 4 неизданные беседы. Новгород, 1901.

http://pravenc.ru/text/76230.html

28 февр. 1881 г. (последним указом имп. Александра II перед гибелью) община была переименована в общежительный жен. мон-рь. Торжественное открытие состоялось 23 июня 1881 г. в присутствии новгородского губ. Э. В. Лерхе и Елагина. Божественную литургию совершил викарий Новгородской епархии еп. Старорусский Варсонофий (Охотин) . Начальница общины с 1879 г., рясофорная послушница В. Макарова, была пострижена с именем Вера и 23 июня 1881 г. возведена в игуменский сан. В 1883 г. игумению с 2 рясофорными послушницами приняли имп. Александр III и имп. Мария Феодоровна, к-рым сестры преподнесли 2 ковра, изготовленные в обители. 30 мая 1885 г. посетившему К. м. вел. кн. Владимиру Александровичу вручили образ свт. Тихона и вышитое полотенце. В 1885 и 1887 гг. в обитель приезжал еп. Старорусский Анастасий (Добрадин) , в 1888 и 1889 гг.- еп. Старорусский сщмч. Владимир (Богоявленский) . Игум. Вера оформила для обители владение земельными участками, пожертвованными благотворителями, устроила небольшое помещение для больницы, открыла приют для девочек-сирот. После кончины в 1892 г. она была погребена напротив алтаря Тихоновского храма. На монастырском кладбище похоронен и ее двоюродный брат ген. И. М. Макаров. Со 2 авг. 1892 г. К. м. возглавляла рясофорная послушница Н. П. Тихонова († 19 марта 1898), 13 авг. того же года валдайский архим. Леонид постриг ее в монахини с именем Домника, 10 февр. 1893 г. указом Синода она была утверждена в должности настоятельницы. 22 мая 1894 г. еп. Кирилловский Арсений (Иващенко) возвел мон. Домнику в сан игумении. Храмы и святыни Собор в честь Владимирской иконы Божией Матери Проект общины на месте рождения свт. Тихона с 3-престольной церковью на 650 чел., трапезной на 150 чел., «с помещением жилья… а также приемных и рукодельных зал» был составлен архитектором Мин-ва гос. имуществ и юстиции акад. А. А. Редковским († 1887) не позднее 1863 г., утвержден в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий и Высочайше одобрен (Отчет Имп. АХ c 1 сент. 1863 г. по 4 нояб. 1864 г. СПб., 1865. С. 66). Главное каменное здание мон-ря строилось в 1865-1871 гг., в середине корпуса соорудили каменный 2-престольный 5-главый соборный храм с вызолоченными крестами и главкой над алтарем. Главный престол собора был освящен 1 окт. 1871 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение совершил митр. Исидор в сослужении еп. Старорусского Феоктиста (Попова), валдайского архим. Лаврентия, архимандритов боровичского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря Виталия и Юрьева новгородского мон-ря архим. Иоакима. Юж. престол был освящен во имя свт. Тихона 2 окт. того же года еп. Феоктистом.

http://pravenc.ru/text/2458737.html

8) Евстафий 2-й, тоже малоизвестный; скончался в 1304 г. 9) Савва 3-й, из постриженников хилендарских, был епископом в Призрене. Ко времени его архиепископства относится учреждение новых епархий в Хвостне, Кончуле и Баньске (последняя называлась после Вучитернскою), возобновление и создание множества монастырей и церквей с больницами королем Милютином 6 . Скончался 1316 года. Преемствовал ему – 10) Св. Никодим, из игуменов хилендарских. Архиеп. Даниил пишет: «по преставлении Саввы 3-го, соборно избраша Никодима, иже во святей горе. Пришел он, повинуяся кралю и собору, ктому же убежден и от чернец святогорских. И егда прииде время посвящения, посвятиша его в день Вознесения Господня 7 , и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием, глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета». В январе 1321 года венчал на царство старшего сына Милютинова, Стефана, так-называемого Дечанского. Обративши внимание на разнообразие богослужебного чина, он послал в цареградский монастырь св. Предтечи за типиком иерусалимским и в 1319 году перевел 8 его с греческого на сербский язык; по его же повелению списываемы были и распространяемы по церквам богослужебные книги, а еретиков-богомилов он преследовал обличениями и гражданскими взысканиями. Скончался в мае 1325 года. В большой печской церкви находится и теперь рака с мощами его, а в южном приделе хранится под стеклом богатая его митра 9 . 11) Даниил 2-й, архиепископ, в юности служил при дворе короля Милютина; тайно ушел в монастырь Кончул и постригся там; чрез несколько времени архиеп. Евстафий 2-й назначил его игуменом хилендарской обители на Афоне, откуда король Милютин вызвал его на епископию баньскую; в 1317 году перевел в Холм. Правление церковью в сане архиепископа ознаменовал созданием многих церквей, заведением школ, устройством монастырей, заведением садов и заселением пустынь, а особенно учительностию в Слове Божием. В 1334 году король Стефан уступил дубровницкой республике Стон и Редь, но с уговором, «чтоб оставались там священники сербские и совершали богослужение в церквах.» Даниил скончался 19 декабря 1338 г.; от него остались жизнеописания архиепископов сербских и королей: Уроша 1-го, Драгутина, Милютина и Стефана Дечанского.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

“Разговоры о древностях Новгорода”, “История  княжества Псковского”, “Летопись Изборска”, “Описание Киево-Софийского собора и Киево-Печерской Лавры” и многих других. Он оставил богатые материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статьи о пермских древностях. Много лет он работал над составлением “Словарей русских писателей” (светских и духовных). Обработкой материала, оставленного митроп. Евгением, занялся владыка Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Он издал в 1847–48 гг. “Историю Русской Церкви в пяти периодах, обнимающих 988–1826 годы”. Он же написал: “Историческое учение об отцах Церкви”, “Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви”, “Русские святые” в 12 книжках с ученой обработкой их житий, “Святые подвижницы восточной Церкви”, “Историко-статистическое  описание Харьковской и Черниговской епархий”, “Объяснение на послание к Галатам”, “Учение евангелиста Иоанна о Слове”, “Система догматики”. Еще более значительным трудом по истории Церкви была “История Русской Церкви” митроп. Московского Макария (Булгакова) в 13 томах (последний том был выпущен после смерти автора). Его же: “История Киевской Академии”, “История русского раскола старообрядчества”, “Введение в православное богословие”, “Полная система догматического богословия”. Большой и тщательно разработанный труд проф. Е. Голубинского “История Русской Церкви” обнимает собой церковные события до 1563 года. Все исторические свидетельства им тщательно проверены. Но крайний критицизм захватил автора в жестокий плен. “Его критический молот – говорил о нем Глубоковский – был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо насмерть...”. Епископ Кирилловский (викарий Новгородской епархии) Арсений (Иващенко) обогатил русскую богословско-историческую науку своим трудом “Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года”. Замечательна работа архиеп. Тверского Димитрия (Самбикина) “Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых”, первый из подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

§14. Что бывает по малом входе? Поется «Свете тихий»… и бывает чтение из книги Бытия. Обычай читать книгу бытия во время Четыредесятницы – древний; известно, что св. Василий В. в Четыредесятницу во время вечернего богослужения говорил свои беседы на первую главу Бытия, которые известны под именем «Шестоднева»: равно и св. Златоуст говорил свои беседы на книгу Бытия в продолжение двух Четыредесятниц. После чтения из книги Бытия священник, после диаконского возгласа повелите!, осеняя предстоящих свещою и кадилом, говорит: Премудрость, прости! Свет Христов просвещает всех! Этим осенением и возглашением внушается нам, что Христос, Божия Премудрость, просвещает нас и очищает, а мы обязаны отрешаться от земных пристрастий и прямо к Богу устремлять свои мысли, желания и дела, чтобы соделываться светом о Господе и благоуханием Христовым. После священнического возглашения бывает чтение из книги Притчей. Но в страстную седмицу читаются другие паремии, именно: одна из книги Исход, а другая из книги Иова. И это – с особенною целью, в книге Исход описывается рабство и бедственная участь израильтян в Египте, а также и избавление от египетского рабства Моисеем. Моисей же был образом Иисуса Христа, спасшего нас от рабства греховного и изведшего в свободу славы чад Божиих. Книга Иова изображает испытания и страдания сего праведника, коего бедствия были предизображением страданий Христовых, а прославление от Бога образом прославления Христа и торжества Его над диаволом. §15. Что совершается по окончании паремий? Бывает с коленопреклонением пение стихов из 140-го псалма. Коленопреклоненные молитвы – существенная часть великопостного богослужения издревле, как видно из свидетельства св. Василия В. в книге о св. Духе. А о пении 140-го псалма так заметил св. Златоуст: «много можно найти псалмов, приличных вечернему времени, но не потому отцы избрали сей псалом, а как некое спасительное врачевство, как очищение прегрешений, узаконили воспевать его». По совершении этого коленопреклоненного моления, священник возглашает, а за ним и вся церковь повторяет, молитву препод. Ефрема Сирина : Господи и Владыко живота моего… Этим и оканчивается собственно вечернее богослужение, а начинается далее литургия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010