Часть первая Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, «чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 . Ср.: Иер.9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию 1 . Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!.. (Стихира на утрени великопостная).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Часть четвертая Как развивается у людей, ведущих духовную жизнь, стремление к уединению, к затвору, к безмолвию, – ответ на это дает нам преподобный Антоний Великий 34 . Он говорит: победа над страстьми приближает к бесстрастию, бесстрастие же в какой мере утверждается, в такой приносит с собою и мир душевный, а мир душевный со сладостными ощущениями, подаваемыми молитвою и богомыслием, возбуждает в сердце духовную теплоту, которая, собирая к себе все силы духа, души и тела, вводит человека внутрь, где, водворившись, он ощущает неотразимую потребность быть одному с Единым Богом. Творить добро в природе человека. Всякая добродетель не совне приходит, а изнутри его рождается, а потому нет человека, который не был бы способен к доброделанию. Можно заглушить, усыпить в себе совесть, можно насильственно подавить в себе все доброе, но стоит человеку пробудиться от греховного сна, как он уже чует добро, понимает его, о нем ревнует и его желает. Примеры тому – падшие. Сегодня они по настроению демоны грубые, бесчувственные, но вот, завтра, случись с ними что-либо отрезвляющее, – и они обнаружат слезы покаяния, умиления и всякую доброту. Святые подвижники не советуют бояться козней вражиих, которые проявляются в борении от помыслов и т.п., ибо демоны могут нам только угрожать, но овладеть нашим существом не в силах, если мы ограждаем себя молитвою, крестным знамением и духовным трезвлением. Боязнь же только расслабляет наше сердце, парализует все то, чем мы сильны против вражьей силы. Тебе трудно, пастырь, принимать людей на совет. При общении с ними ты рассеиваешься, расслабляешься духом, отвлекаешься от богомыслия, и даже как бы начинаешь питать человеческие чувства привязанности, ненужной ласки и человекоугодничества; тогда прими за правило избегать обычных человеческих общений и принимай людей только со крестом в руках и с молитвой на устах. Примем к сведению следующий совет преподобного Антония Великого . «К ограждению себя от греха, – говорит он, – будем соблюдать следующее. Пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить это друг другу, и будьте уверены, что стыдясь известности, непременно перестанем грешить и даже содержать в мыслях что-либо худое. Ибо кто, когда грешит, желает, чтобы это видели? Или кто, согрешив, не пожелает лучше солгать, только бы утаить грех ? Как, наблюдая друг за другом, не станем творить блуда, так, если будем записывать свои помыслы с намерением сообщить их друг другу, легче соблюдем себя от нечистых помыслов, стыдясь известности».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

ДЕЛАНИЕ (См. также МОНАШЕСТВО, ПОДВИГ, ТРУД) Делание монаха, превосходящее все другие, самые возвышенные делания его, заключается в том, чтобы он исповедывал грехи свои пред Богом и своими старцами, чтобы укорял себя, чтобы был готов до самого исхода из земной жизни встретить благодушно всякое искушение ( Антоний Великий ). VI, 15. Прилежи делам, которые здесь предложу тебе, а именно: труду, нищете, странничеству, злостраданию и молчанию, потому что они соделают тебя смиренным. Смирением же доставляется оставление всех грехов ( Антоний Великий ). VI, 22. Некоторый брат спросил авву Антония, что делать мне, чтобы обрести милосердие у Бога? – Святой старец отвечал ему: «Что скажу тебе, то сохраняй тщательно: где бы ты ни был, – имей Бога пред очами твоими; делай только то, на что имеешь свидетельство Писания; остерегись скоро оставлять место, в котором ты живешь, каково бы это место ни было» ( Антоний Великий ). VI, 35. [Примечание святителя Игнатия:]. Священное Писание издревле признавалось основным руководством для монашества. Только те советы и те наставления старцев принимались за правило жизни, которые были согласны со Священным Писанием. В скиту Арсений молился Богу, говоря: Господи! научи меня, как мне спастись? И услышал он голос, говоривший ему: Арсений! бегай человеков, молчи, безмолвствуй: это – корни безгрешия ( Арсений Великий ). VI, 47. Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это – дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии ( Арсений Великий ). VI, 49. Всеусильно подвизайся, чтобы внутренним твоим деланием по Боге побеждено было все внешнее ( Арсений Великий ). VI, 49. [Примечание святителя Игнатия:] Внутреннее делание есть тоже душевное делание. Оно состоит: в внимательной молитве устной и умной, в плаче сердца, в памятовании смерти, в самоукорении, в сознании и исповедании греховности своей, и тому подобных деланиях, совершаемых подвижником внутри души, в самом себе. Сказал авва Марк авве Арсению: по какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. ( Арсений Великий ). VI, 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

БЕЗМОЛВИЕ (См. также ДЕЛАНИЕ, КЕЛИЯ, МОЛЧАНИЕ, УЕДИНЕНИЕ) Как рыбы, замедля на суше, умирают, так и монахи, пребывая вне келии с мирскими людьми, утрачивают способность к безмолвной жизни. Как рыбы стремятся в море, так и нам должно стремиться в свои келии, чтобы не забыть о внутреннем делании, замедляя вне их ( Антоний Великий ). VI, 24. Если любишь безмолвие, – не примешивай себя к тем, которых сердце всецело устремлено к суетности. Если случится нечаянно быть с ними, – будь как чуждый им ( Антоний Великий ). VI, 27. Безмолвствуя в келии твоей, занимайся рукоделием; притом не оставляй моления именем Господа Иисуса. Обращай это имя во уме твоем, поучайся ему в сердце, восхваляй языком, говори: Господи Иисусе Христе, помилуй меня. Также: Господи Иисусе Христе, помоги мне. Так же: славословлю Тебя, Господь мой, Иисус Христос ( Антоний Великий ). VI, 30. Некоторый монах сказал авве Арсению: помыслы беспокоят меня, говоря: ты не можешь выносить ни поста, ни подвигов; посещай, по крайней мере, больных, потому что это – дело любви. Старец, поняв, что помыслы насеяны бесами, сказал ему: иди, ешь, пей, ничего не делай, только не оставляй келейного безмолвия. Старец сказал так, зная, что келейное безмолвие приведет монаха к должному жительству, если монах пребудет терпеливо в безмолвии ( Арсений Великий ). VI, 49. Любящий безмолвие пребывает неуязвленным стрелами врага: смешивающийся же со многими непрестанно подвергается язвам (авва Даниил). VI, 91. Если враг будет внушать нам, чтобы мы оставили безмолвие, то не послушаем его, потому что никакой подвиг не может сравняться с пребыванием в безмолвии и пощении. Пост и безмолвие, в совокупности своей, противоборствуют врагу и доставляют душевным очам остроту зрения (авва Дула). VI, 107. Желающий истинно безмолвствовать в келии и не увлекаться внушениями демонскими да устранит себя от всего, обычного между человеками: да не порицает и не похваляет никого, да не превозносит правды человеков, да не внимает недостаткам их, и да не попустит пребыть в сердце своем жалу памятозлобия на ближнего ( авва Исаия ). VI, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Человек ищет человека. Но ещё более человек ищет Бога. Во все времена и на всех континентах наша общая задача — встретить Его и ответить на Его любовь. Как легче это сделать — живя среди людей или удалившись от мира? Где человек, любящий Бога, может обрести подлинную свободу? Чтобы меньше грешить, нужно меньше говорить — silendo nemo peccat. Молчать совсем — это то же, что уйти от людей, поскольку пребывание в мире людей предполагает неизбежное общение, приноравливание, подлаживание друг под друга, скрытый обмен грехами и добродетелями. С людьми, не желающими спасаться, невозможно спастись. Поэтому великий Арсений услышал: «Арсений, бегай людей, и спасёшься». Когда человек не ест или почти не ест, он ослабляет связь с землёй и всем видимым миром. Через чрево, грубо сказать, через брюхо, мы связаны с «этим миром», как через пуповину — с матерью. Пост — это перерезание пуповины, попытка выхода в самостоятельное личное бытие. Уйти от людей, чтобы не грешить и не есть, чтобы не рабствовать у стихий — вот, вроде бы, и монашество. Однако — ещё нет. Древние многое поняли, ещё больше ощутили, но не сумели высказать. И бегство от мира, и воздержание с молчанием были им понятны и ими похвалены. Однажды стоики спросили иноков (дело было в Египте), в чём между ними разница. Ведь не женаты, бедно одеты и постятся как те, так и эти. Иноки сказали: «Мы уповаем на Бога и пребываем в благодати». Стоики смиренно сказали: «Этого у нас нет». Можно гордо уйти от людей, буквально плюнув в их сторону на прощанье. Можно из гордости ни с кем не общаться. Может быть, это будет бесовский подвиг. Может, бес не будет нападать на такого отшельника, но будет с ним незримо собеседовать, подбрасывать «глубокие мысли». Уйти от мира нужно ради Бога и ради людей, которых подвижник видимо покидает, но ещё более с ними сращивается в молитве. Молитва нужна. Всё предыдущее — неядение и добровольное одиночество — лишь вспоможение для молитвы. Нет молитвы — нет ничего. И тогда незачем куда-либо убегать, поститься тоже незачем, поскольку это будет бесполезным. Если же есть молитва, или хотя бы зародыш её, тогда остальное приложится.

http://pravoslavie.ru/38391.html

Великий полуостров аравийский, с глубокой древности занятый потомками Иоктана, сына Еверова, и Измаила, сына Авраамова, до самых времен Магомета не составлял одного государства; пастушеские в нем племена жили под властью своих наследственных или избираемых старейшин (шейхов); горожане и земледельцы или повиновались царям, или имели у себя правление аристократическое. Потомки Иоктана занимали страну от Маси или Мусы, торговой пристани при Чермном море, до Сафира или Сефара, горы на востоке от Мусы; к северу они распространились до гор Неджда, близ Мекки. Таким образом Иоктаниды занимали южную или Счастливую Аравию, вытеснивши из инее Хуситов, потомков Хамовых, частью на острова и побережные места Персидского залива, частью на азиатский материк, в Финикию. Кроме того, потомство Иоктана от сына его, Овала заняло в Африке, против Аравии, страну Авалитскую и, может быть, было корнем племен эфиопских (в нын. Абиссинии). На это указывает и сходство древнего языка Гимьяритов с нынешним языком абиссинским 1 . Гимьяритами же названы потомки Иоктана по имени Гимьяра, сына Савеева, соединившего под своей властью страны южной Аравии и положившего основание империи гомеритской. Мы сочли нужным сделать эти предварительные замечания о населении южной Аравии, потому что исследование свое о христианстве в Аравии ограничиваем пределами именно южной Аравии, или царства Гимьяритов (Гомеритов по греч. выговору), и что родство племен этой страны и Абиссинии проливает немало света как на распространение в них христианства, так и на исторические события в них VI века, о которых будем говорить. Племена арабские весьма рано начали входить в отношения – военные и торговые – с историческими народами древности, напр. евреями и финикиянами. Не говоря о жителях Синайского полуострова и стран приевфратских, и Савеи, одна из ветвей иоктанидских, занимавших страны южной Аравии, уже за 1000 лет до Р. Хр. были в дружественных связях с евреями, и царица их предпринимала путешествие к царю Соломону. В настоящее время эту царицу считают то жившей в южной Аравии, то в Абиссинии, так как народные предания и там и здесь усвояют её себе; по всей вероятности была она царицей и южной Аравии, и эфиопии (в Африке), а жила в Санаа, столичном городе Савеев, или, что тоже, Гимьяритов. Сын её почитается родоначальником династии царей абиссинских, существовавшей до половины X века по Р. Хр. (960 года).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Благая инициатива или пиар-акция? Противоречивые впечатления от состоявшейся в Петербурге дискуссии по поводу возможного переименования станции метро «Девяткино» в «Менделеевскую» 30.11.2017 2321 Время на чтение 3 минуты Группа дольщиков строительной компании «Арсенал-недвижимость», проживающих в деревне Мурино Ленинг радской области, выступила с инициативой переименовать станцию петербургского метро «Девяткино» в «Менделеевскую». Это предложение по переименовании единственной станции метро, расположенной в Ленинградской области, обсуждалось на пресс-конференции в ТАСС 29 ноября. Как заявил генеральный директор строительной компании «Арсенал-недвижимость» Арсений Лаптев, дольщики собрали порядка 3000 подписей за переименование станции метро. Обосновывают они свое предложение тем, что Менделеев - великий ученый, в Муринском поселении застройщиками построен «с нуля» новый город, основная артерия которого – бульвар – носит имя Менделеева и несколько месяцев назад там был установлен памятник Менделееву. В то время как название станции метро «Девяткино» ассоциируется не с поселком Мурино, где она расположена, а с названием деревни Новое Девяткино, которая находится дальше. Депутат МО «Муринское сельское поселение» Сергей Галиновский подтвердил, что Совет депутатов поддержал инициативу дольщиков и вскоре обратится в топонимическую комиссию Санкт-Петербурга, а, далее, к губернатору города за согласием на это предложение. Он также считает, что название станции метро «Девяткино», находящейся в поселке Мурино, вызывает путаницу в навигации. Предваряя вопрос, почему бы тогда станцию метро не назвать «Мурино», Галиновский высказался за «Менделеевскую», сославшись на уже имеющийся одноименный бульвар, который стал архитектурно-общественной доминантой застройки, возникшей на пустом месте. Однако, инициатива активистов не у всех представителей власти встретила отклик. Депутат ЗакСа Алексей Цивилев напомнил, что затея переименовать Советские улицы в Санкт-Петербурге расколола горожан на лагеря «за» и «против», и выразил убеждение, что от переименования «Девяткино» в «Менделеевскую» великому ученому почета не прибавится, а острые вопросы недостатков инфраструктуры, грубых нарушений санитарных норм, отсутствия канализации этим не решатся. По его мнению, для развития района застройщикам нужно деньги вкладывать не в переименование, а в выполнение обязательств перед 15 тысячами обманутых дольщиков Всеволожского района, ожидающих жилье.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/30/bl...

Закрыть Специальная военная операция России, 1814 год Фактически Александром I была проведена первая демилитаризация и денацификация Европейского союза 27.02.2023 594 Фото: «Вступление русских войск в Париж в 1814 году», худ. А.И. Шарлемань, 1877 209 лет назад (1 января 1814 г.) наша армия вступила на территорию Франции. А 31 марта 1814 русские войска во главе с императором Александром I с триумфом вошли в Париж. Французский гарнизон капитулировал с правом выхода из Парижа. Акт о капитуляции подписал маршал Огюст Фредерик Лу де Мармон. Первая попытка объединить Европу, предпринятая два столетия тому назад Наполеоном, провалилась. Александр I провёл демилитаризацию Европейского союза. Наполеон очень почитал Карла Великого (742-814; король франков с 768 года, император с 800-го), на которого равнялся. Принимая титул императора, Наполеон и хотел этим показать, что он является наследником не французских королей, но именно Карла Великого – а через него и Римской империи, которую, по сути, тщетно пытался возродить франкский правитель. Наполеон, таким образом, чётко заявил о намерении стать императором Запада, его объединителем. Дух Карла Великого – ненавистника славянского мира, стоявшего у истоков германской захватнической политики «Дранг нах Остен», кумира фашистов (его именем была названа французская дивизия СС «Шарлемань», фанатично дравшаяся в Берлине вплоть до 2 мая 1945 года), – живёт и в сегодняшнем Евросоюзе. Там вручается премия имени Карла Великого за особый вклад в создание и укрепление Объединённой Европы. Так, в 2014 году престижную награду получил тогдашний глава Европейского Совета Херман ван Ромпёй, а почётным гостем на «тусовке», проведённой в Аахене, столице Карла Великого, был никто иной, как тогдашний премьер-министр Украины, знатный поборник «евроинтеграции» Арсений Яценюк. Список лиц, удостоенных премии Карла Великого, впечатляет: от Аденауэра и Черчилля до Меркель и папы Франциска I. Кстати, в 2002 году премию получил не человек, её получила денежная единица ЕС – евро. Деньги, конечно, куда более основательная и прочная объединительная сила, чем сила оружия, которой сколачивали свою «объединённую Европу» Карл Великий и Наполеон Бонапарт.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/27/sp...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать третью по Пятьдесятнице Т ого есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим ( Ефес. 2:10 ). Известно, слушатели, что весь род человеческий в лице своих праотцев, по непреложному закону правосудия Божия, подвергся вечному проклятию и осуждению, и мы все долженствовали понести сие тяжкое и ужасное бремя; но премилосердый и всеблагий Творец не восхотел, чтобы бедный род человеческий вечно стенал под бременем греха и смерти, – послал в мир Единородного Сына Своего для искупления нас несчастных. Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, самосущная Жизнь, не отрекся восприять на Себя великое дело спасения нашего, не отрекся предать Себя за нас в приношение и жертву Богу Отцу в воню благоухания; а для сего, оставив небо небесе, облекся в бренную плоть естества человеческого, смирил Себя даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:8 ), и чрез страдание свое совершил все то, чтó нужно было сделать для искупления и восстановления человеческого рода, или, по выражению Апостола, искупил ны от клятвы законные, быв по нас клятва ( Гал. 3:13 ), и освободил от вечные смерти, упразднив своею смертию имущего державу смерти, сиречь диавола ( Евр. 2:11 ). Итак, ни едино ныне, скажем словами того же Апостола, осуждение сущым о Христе Иисусе ( Рим. 8:1 ): мы очищены, освящены, оправданы Ходатаем нашим, Богочеловеком Иисусом Христом, а посему и называемся Его новым творением. Впрочем, да не подумаем, слушатели-христиане, чтобы после сего с нашей стороны ничего уже и не требовалось, а осталось пребывать нам только в праздности и безпечности. Нет, нам предлежит еще великий подвиг: мы созданы во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим ( Еф. 2:10 ). Отрожденный таинством крещения не должен обезпечивать себя надеянием на единое ходатайство Иисуса Христа, но во всю жизнь свою обязан подвизаться в делах благочестия, что и составит предмет настоящего слова. Без сомнения, человек отрожденный не вдруг совлекается ветхой своей греховной одежды, и облекается в новую, чистую ризу нетления, не вдруг переходит из тьмы в чудный свет Христов; не тотчас делается совершенным или святым, хотя чрез таинство крещения и сообщается ему жизнь духовная и святая. Ибо жизнь духовная имеет известные степени и возрасты также, как и жизнь естественная; она возрастает подобно семени, брошенному в землю, коему надобно прежде прозябнуть, пустить росток и производить сперва зелень, потом колос, а наконец и полное зерно в колосе ( Марк. 4:28 ). Итак, справедливо то, что и отрожденный имеет еще в естестве слабости и немощи духовного младенчества, испытывает также неопытность и преткновения духовного юношества, то есть, имеет несовершенство и в разуме и в воле, подобно естественному младенцу и юноше, постепенно возрастающим и усовершающимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю о самаряныне Г лагола Иисусови жена: отцы наши в горе сей поклонишася, и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает ( Иоан. 4:20 ). Вот сущность и различие двух древних вероисповеданий – иудейского и самарянского. Они были столько между собою сходны, что не легко открыть и указать граничную черту, одно от другого отделяющую; и в тоже время – столько одно другому враждебны, что последователи их, взаимно обличая и укоряя себя в уклонении от истины, называли друг друга не иначе, как раскольниками или схизматиками, при всяком случае друг друга поносили и преследовали, и не только избегали взаимного общения, но и одно случайное прикосновение друг к другу почитали для себя за великий грех и осквернение: не прикасаются жидове к самарянам, сказала жена самарянка Иисусу Христу, просившему у нея воды, для утоления жажды. Между тем как у сих вероисповеданий одно было основание – слово Божие, одна вера во Христа грядудущего, одна надежда спасения, одно учение нравственное, одно упование бессмертия с наградами вечными для праведников и мучениями нескончаемыми для грешников, одне жертвоприношения, и одни обряды, законом Моисеевым предписанные. Различие состояло только в месте богослужения: – самаряне покланялись Богу на горе Гаризин, а иудеи – на горе Сион, в иерусалимском храме. Только-то, скажут, быть может, мудрецы нашего времени самодельные? – Да, возлюбленные, только, не больше; но это только пред очами небесного Учителя и Судьи вселенные показалось столько великим и важным, что при нем самарянское поклонение Богу истинному превратилось в служение Богу неведомому, следовательно в служение суетное, безполезное и душевредное. Вы кланяетеся, сказал Господь Иисус, егоже не весте, мы кланяемся, егоже вемы, яко спасение от иудей есть ( Иоан. 4:22 ). Так должно быть строгим, осторожным и внимательным в суждении о предметах веры: здесь часто одна черта, самая, по видимому, ничтожная и для простого и неопытного глаза маловажная, изменяет вид всего целого, унижая или возвышая оное, а нередко и вовсе разрушая до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010