Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Томас Шпидлик (католический кардинал) Глава десятая. Исихазм I. Его главные особенности История исихазма Когда в наши дни говорят об исихазме, обычно имеют в виду особый способ молитвы, формы которой были упорядочены в афонских монастырях в XIII и XIV вв. Но часто забывают о том, что исихазм в собственном и традиционном смысле в действительности был известен так давно, что практически восходит к возникновению самого монашества. В общих чертах в его развитии можно выделить пять основных периодов: 1) время Отцов-пустынников; 2) «синаитская школа»; 3) направление преп. Симеона Нового Богослова ; 4) афонский исихазм; 5) сравнительно недавнее «филокалическое движение» 1883 . Если для монахов истинным отцом-основателем монашества является преп. Антоний Великий , то для исихастов – это преп. Арсений Великий 1884 , который, покинув императорский дворец, стал отшельником, услышав голос с неба, сказавший ему: «Арсений, беги, молчи, безмолвствуй (σχαζε)» 1885 . Воплощенный им идеал стал примером для многих монахов патристической эпохи. Духовность синаитских авторов VI и VII вв. (преп. Нила Синайского , преп. Иоанна Лествичника , преп. Исихия, пресвитера Иерусалимского , преп. Филофея Синайского) также была сконцентрирована на προσοχ и προσευχ, хранении сердца и мыслей с целью достижения умной молитвы. Влияние, оказываемое помыслами на состояние сердца, было лучше проанализировано ими, чем их предшественниками 1886 . Синаиты учили о преимуществах исихии при подготовке к теории, т. е. к «видению» Бога. Но поскольку Царство Божие, по мысли преп. Симеона Нового Богослова († 1022), пребывает внутри сердца, то мы должны это осознавать. Кто не видел Бога, не может иметь ни любви, ни надежды, ни даже веры. Постигать божественные вдохновения очищенным сердцем – это уже не особый дар, доступный лишь святым, но образец благодати, к которому должны стремиться все христиане 1887 . В XIV в. преп. Григорий Синаит 1888 спустился со своей горы для духовной проповеди на Афоне и в греческих, балканских и русских монастырях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/moli...

Глава 3. Римская империя в V столетии 1. Правление Аркадия и Гонория. После кончины Феодосия Великого, 17 января 395 г., правителями империи стали два его сына: 18-летний Аркадий Флавий и 11-летний Гонорий Флавий, к тому времени оба уже носившие титул августов. Умирая, отец завещал старшему сыну править на востоке империи, а младшему – на западе, где до своей гибели правил Валентиниан II, а ранее – его брат Грациан. Речь шла, естественно, лишь о распределении сфер ответственности, а не о разделении государства, которое сохраняло свою целостность, оставаясь единым политическим и юридическим пространством. Подобным же образом территория Римской империи разделена была в порядке управления после кончины святого Константина между тремя его сыновьями; принципиально от этой системы не отличались ни введенная Диоклетианом тетрархия, ни имевшие место и до него случаи соправительства августов, чреватые осложнениями в их взаимоотношениях, выливавшимися порой в гражданские войны, но никогда не обозначавшими раздел государства. Как и прежде, годы именовались именами двух консулов: западного и восточ­ного. Между тем последовавшее за смертью Феодосия Великого назначение двух преемников с разделением между ними импер­ской территории послужило для многих историков поводом для того, чтобы придать этому событию непомерное, гипертрофиро­ванное значение. Его переквалифицировали в раздел империи на два отдельных государства, и на этой основе была сконстру­ирована никогда не существовавшая в реальном мире Западная Римская империя; более того, началом или концом ее призрач­ного бытия принято стало обозначать рубеж между античной эпохой и средневековьем. Аркадий родился в Испании около 377 г., незадолго до того, как его отец был призван к участию в верховной власти. Феодосий назначил его своим соправителем с титулом августа еще ребен­ком, в 383 г., – в отсутствие формального института наследова­ния императорской власти в Риме, остававшемся юридически республикой. Возведение в сан цезаря и затем августа служило завуалированной формой объявления наследника. В Констан­тинополе Аркадий получил основательное классическое и хри­стианское образование – его учителями были известный ритор Фемистий и знатный сенатор Арсений, который незадолго до кончины Феодосия, около 394 г., покинул двор и мир, перепра­вился в Египет и стал там монахом в Скитской пустыне. В исто­рию Церкви он вошел с именем Арсений Великий . Святой Арсе­ний давал уроки и младшему брату Аркадия Гонорию, который родился в 384 г., в бытность его отца уже императором. Впослед­ствии, со времен Ираклия, когда империя приобрела откровенно монархические черты, сыновей и дочерей императоров, рожден­ных во дворце, в пору правления их отцов, стали называть порфиророгенетами, или, по-русски, багрянородными. В 390 г. Гонорий был провозглашен августом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Игумен Арсений: портрет забытого основателя Союза русского народа Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 15 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 44, 2005 Черносотенное, или праворадикальное движение, сформировавшееся в годы первой русской революции, было не только политическим феноменом, но и специфическим продуктом российских духовных реалий, своеобразной рефлексией на глобальный кризис, охвативший Российскую империю. Тектонические сдвиги реформ 1905 года, порожденные революцией, изменили политический облик страны, вторглись в глубины народного сознания, потревожив священные категории вера — царь — самодержавие и другие не менее важные понятия религиозного менталитета. В истории России начиналась эпоха, не ограниченная сакральными воззрениями людей, “не связанная священной символикой более благородной культуры прошлого”, говоря языком Н. Бердяева. Русская революция в восприятии ее великих современников была прежде всего религиозным (не смешивать с церковным!) переворотом. У истоков русской смуты стояли не только профессиональные революционеры, но и некоторые клирики Церкви. Конечно, русское общество переживало и период богословских исканий. Религиозно-философ­ские собрания в Санкт-Петербурге, Предсоборное присутствие и даже богостроительство недавних деятелей левого движения говорили о грядущих переменах в церковной жизни. Однако это была вершина айсберга. Активно набирал силу феномен политического христианства. Великий народ, приученный вековыми традициями все явления жизни оценивать в категориях веры, не мог иначе и воспринимать революцию и реформы. Как левые, так и правые стремились облечь политические идеи в религиозные одежды, придать сакральный статус своей борьбе. О духе революции, духе нигилизма писал Достоевский. А какого духа были противники крамолы? Каков был духовный облик русской Вандеи? Ответ на этот вопрос важен уже потому, что позволяет глубже понять причины русской катастрофы XX века, внутренние мотивы самоубийства целого народа.

http://pravmir.ru/igumen-arseniy-portret...

«Не осуждай – сим спасешься» Из воспоминаний о приснопамятном старце иеромонахе Серафиме Саровском 31 июля, 2007. Архимандрит Арсений (Митрофанов) В первый раз пошел я к старцу Серафиму с мыслью и намерением получить от него наставление и душеполезный совет в своем настоящем положении, несказанно смущавшем меня своей неопределенностью. С одной стороны, давний обет и влечение сердца твердили мне, отложив все мирское, житейское, идти по пути иноческого жития; с другой, – любовь к родительнице и брату внушали тревожную мысль, что я им еще необходим. (Посвящается о. архимандриту Герману) В начале своего дневника о. Арсений сообщает несколько сведений о самом себе. Уроженец г. Ливен Орловской губернии, происходил он от зажиточного купеческого дома Митрофановых; занимался и сам в молодости своей довольно значительными торговыми оборотами. Влечение к иноческой жизни почувствовал с 16-летнего своего возраста, но его удерживали в миру долгое время семейные обстоятельства, ибо по смерти своего отца состоял он единственной опорой вдовы-матери и малолетних ее сирот: брата, горячо им любимого, и двух сестер. Только на 27-м году жизни он сделал первую попытку сбросить с себя удерживавшие его семейные обязанности и всецело посвятить свои силы исканию «единого на потребу». Но эта первая попытка не совсем удалась, ибо по настоятельным требованиям матери он должен был вскоре возвратиться под родной кров и даже вновь принять участие в торговых занятиях своей семьи. Под предлогом поездки по торговым надобностям на Макарьевскую Нижегородскую распростился он с матерью в июле 1832 года и отправился в первое свое странствие по святым местам русским; сердце его стремилось преимущественно к Соловецкому монастырю, где предполагал он остаться для подвигов иноческих. По пути не преминул юноша-богомолец завернуть в Саровскую пустынь, где ярко горел в то время великий светильник христианского подвижничества, блаженный старец Серафим; молва о благодатных дарах его далеко разносилась по лицу земли Русской. Митрофанов трижды был у великого Старца и описал следующим образом эти приснопамятые для него посещения.

http://pravmir.ru/ne-osuzhdaj-sim-spases...

Никифор Григора Книга четвертая 1 . Когда там шли дела таким образом, здесь у Магнезии люди знатные и родом и личными заслугами, посадив Михаила Палеолога на щит, провозглашают его царем. Патриарх Арсений, проживавший тогда в Никее, был поражен этою вестью в самое сердце; удар ножа, кажется, не произвел бы такой боли; он совсем потерял покой, боясь за дитятю. Сначала он хотел было подвергнуть отлучению как провозглашенного царем, так и провозгласивших, но сдержал себя и рассудил – лучше связать их страшными клятвами, чтобы они не смели ни замышлять на жизнь дитяти, ни посягать на его царские права. Это было в самом начале декабрьских календ. Но не прошло еще месяца, как Арсений делает для безопасности и обеспечения участи дитяти то самое, чего боялся: он собственными руками с священного амвона венчает Михаила Палеолога и украшает царскою диадемою, присоединив к голосам членов сената и священного собора и свой в пользу Михаила. Впрочем, не навсегда предоставляет ему самодержавную власть, но до тех только пор, пока это будет необходимо, – пока не достигнет совершеннолетия законный наследник и преемник царства; после чего Михаил сам добровольно должен уступить ему одному и трон самодержца, и все знаки царского величия. В этом смысле снова были произнесены клятвы, страшнее первых. Вслед за тем, как самое благоприятное предзнаменование царствованию Палеолога, приносится ему весть о победах римлян в западных областях; а спустя немного приходят и сами победители, имея при себе принцепса Пелопоннеса и Ахайи и множество других неприятелей. Победители удостаиваются наград и почестей по своим заслугам. Севастократор производится царем в сан деспота; великий доместик – в сан кесаря, а кесарь вместе с тестем деспота – в сан севастократора. Император, впрочем, отличает его от тестя тем, что предоставляет ему право носить на лазоревых сапогах золотые орлы. Между тем принцепс Пелопоннеса и Ахайи покупает себе свободу и вместе с нею жизнь ценою трех лучших пелопоннесских городов; он отдает царю Монемвасию Мену, лежащую у Левктров, в древности у эллинов называвшуюся мысом Тенарийским, и наконец главный город Лаконии – Спарту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Сподвижник духовника всех русских святогорцев: афонский старец схимонах Николай. День памяти - 19 февраля Схимонах Николай был верным сподвижником великого старца и общего духовника русских святогорцев иеросхимонаха Арсения. Из жизнеописания последнего известно, что, находясь в Киево-Печерской Лавре, будущий старец Арсений нашел там себе спутника по имени Никита, уроженца Тульской губернии, который с этого времени до самой смерти, более сорока лет, во всех скорбях, трудах и подвигах был ему соучастником. Взяв благословение у киевских чудотворцев и помолившись им, отправились они далее в путь. В Молдавии, в Балашевском скиту, их обоих постригли в монашество и нарекли Алексею имя Авель, а спутнику и сотруднику его Никите — Никандр. Здесь же, не желая жить по своей воле, они совместно решили одному у другого быть в послушании и не разлучаться до самой смерти. Так и исполнили они это на самом деле. Хотя отец Никандр и желал отца Авеля иметь себе за пастыря, потому что тот был уже иеромонах и духовник, но отец Авель никак не соглашался быть за старца. Поэтому и решили жить одному у другого в послушании, по-братски. На Афоне они продолжали исполнять свой договор и были друг у друга в полном послушании. Они не только жили вместе, но и воспитывали друг друга. Великий старец Арсений со своей безграничной добротой и любовью благотворно влиял на отца Никандра. Видя его Божественную любовь к людям, отец Никандр и сам умилялся и падал ему в ноги, плакал и просил прощения за свое жестокосердие, хоть и сам имел милостивое сердце. Так блаженные старцы соревновались в любви. Вскоре оба постриглись в великую схиму. Отец Авель, духовник, наречен был Арсением и принял схиму от одного схимонаха, Арсения. А отец Никандр наречен был Николаем и принял схиму от своего же собрата отца Арсения, и стали они уже как старец с учеником. Жили они по пустынному уставу. Никаких попечений житейских не имели: не занимались ни садом, ни огородом. Хотя у них и были масличные деревья, но они за ними не смотрели. Когда поспевали плоды, то отцы приглашали одного из нуждающихся, бедных людей и ему поручали набрать себе плодов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=283...

Первые шаги Солнце уже клонилось к западу, с Волги подул свежий ветерок. Была суббота и в Макарьевском монастыре шла всенощная. Среди молящихся в углу храма стоял двенадцатилетний мальчик. Он был плохо одет и при большом для своих лет росте очень худ. Мальчик усердно молился, клал истово поклоны. Когда всенощная кончилась, и монахи стали тушить свечи, мальчик подошёл к выходившему из алтаря священнику о. Арсению и попросил разрешения остаться в монастыре. – Переночевать тебя негде? – спросил священник. – Нет, я хочу совсем остаться, – ответил мальчик. – Совсем? – удивился священник, – да ты откуда? – Я из села Вельдеманова. – Почему же ты из дома ушёл? – Так, захотел в монастырь поступить. Я буду помогать в монастыре, я грамоту знаю и службу немного знаю, – продолжал мальчик. Священник заинтересовался мальчиком, его умные ответы понравились ему. – Ну, вот что, пойдём ко мне, поговорим, а там видно будет. Священник велел напоить и накормить гостя; и когда тот немного оправился, о. Арсений стал подробно расспрашивать его о его жизни. Из рассказа мальчика о. Арсений узнал следующее. Мальчике оказался сыном вельдемановского крестьянина по прозвищу Мина; зовут его Никитой. Рано он лишился матери и отец женился на крестьянке той же деревни, которая привела в дом своих детей от первого мужа. Мачеха невзлюбила Никиту и всякими способами старалась выказать ему своё нерасположение. Тяжёлые дни начались для Никиты. Отец был беден, и Никите не раз приходилось голодать. Мачеха часто его била, и мальчик ходил голодный и оборванный. Преследования мачехи иногда доходили даже до того, что угрожали жизни ребёнка. Так однажды, рассказал Никита, с голоду он залез в подполье, чтобы там хоть тихонько от мачехи достать что-нибудь утолить голод. Не поспел он вылезти из подполья, как явилась мачеха. Увидев Никиту, вылезавшего из подполья, она так ударила его поленом по спине, что мальчик без чувств свалился по лестнице вниз и долгое время лежал без памяти. Другой раз, когда Никита зимой, чтобы согреться от холода, залез в печь и заснул там, мачеха положила дров в печку, зажгла её, а сама ушла; задыхаясь от дыма и жары мальчик проснулся и стал кричать. На крик прибежала соседка и спасла Никиту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ni...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Пещерная церковь Алексия, человека Божия. Церковь. Действует.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:приблизительно 1860 - 1875. Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина. Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта 12 октября 1859 г. скончался возобновитель Святогорской пустыни преподобный архимандрит Арсений (Митрофанов). Отпевание и погребение архимандрита Арсения 15 октября 1859 г. совершил отец Герман с собором священноиноков. Горько плакала вся святогорская братия, хорошо сознававшая, кого лишилась она в лице почившего. Согласно со своим завещанием отец Арсений был погребен в пещерах святогорской скалы. Впоследствии благодарная к его трудам святогорская братия, по предложению отца Германа, близ могилы отца Арсения своими руками ископала новую пещерную церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия, — святого, которому почивший настоятель был посвящен от купели крещения. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях протоиерей Григорий Дюков: «Природный великий ум [почившего отца Арсения. — Сост.], труды и неусыпное попечение об устроении, украшении и возведении обители до высокой степени известности породили в душе теперешняго настоятеля, игумена Германа, мысль устроить при гробнице его церковь, где бы приносилась безкровная жертва за упокой души его. По объявлении своей мысли братии, с благословения Преосвященнаго Макария, вся она единодушно, в изъявлении своей признательности к незабвенной памяти усопшаго, решилась не только устроить, но и своими трудами изрыть пещерную церковь в скалах. Умилительно было видеть, как в порыве своего усердия стремились туда не только новоначальные послушники, рясофорные иноки, но и маститые старцы, благочестивые иеродиаконы, во главе коих стоял и сам усердно рассекал оскордом твердыню окаменелаго известняка настоятель. После церковнаго богослужения, которое здесь очень продолжительно, вместо отдохновения, требуемаго самою природою, все они являлись в пещеры, и каждый по силе работал чем мог. Таким образом, в продолжение прошедшей зимы явился в пещерах новый храм мая 12 дня и освящен игуменом Германом с братиею во имя святого Алексия, человека Божия: это было имя архимандрита Арсения, когда он был еще в мире».

http://sobory.ru/article/?object=45737

сост. А.А. Маркова Приложения Приложение 1. Воспоминания Епископ Арсений (Жадановский) Приблизительно в 1905–1908 году один из посетителей Чудова монастыря спросил меня: «Вы знакомы с отцом Алексием Мечевым , священником церкви Святителя Николая в Кленниках на Маросейке?» Помню, я дал отрицательный ответ. «Обратите внимание на этого пастыря, – продолжал собеседник. – Хотя храм, где служит отец Алексий, небольшой и малозаметный, то, что в нем происходит, достойно удивления. Там Вы найдете иерея маленького роста, с благостным лицом, приковывающего к себе многих молитвенным настроением, умением давать полезные советы, не только духовные, но и житейские, а главное, поражающего лаской, отеческой любовью». Не сразу приобрел отец Алексий известность... Силу пастырского вдохновения отец Алексий воспринял от отца Иоанна Кронштадтского ... Разгрузка чужого горя и молитва явились общим фундаментом, на котором построилась вся пастырская деятельность отца Алексия. Но если молитва бодрит, освежает всякого человека, то принятие на себя страданий ближних надламывает сердце пастыря, делает его физически больным. Так было и с отцом Алексием. «Войдешь к батюшке в комнату после приема им какой-либо скорбящей души, – рассказывает один его духовный сын, – и видишь: разгрузчик сидит весь погруженный в заботы, а лица на нем нет, в глазах слезы, голос прерывается... Батюшка отец Алексий был великий «перегрузчик» чужих страданий на собственные плечи; недаром, выслушивая скорби обращавшихся к нему за советом, он имел обыкновение класть руки их на свою шею. «Я помолюсь», – говорил отец Алексий всем изливавшим пред ним нужду, беду, недоумение, сомнение... «Я помолюсь», – было его неизменным ответом каждому, причем ответом не формальным, а сердечным, серьезным, ибо всякое новое имя являлось для него новой слезой, новым горячим воплем к Богу о прощении, помиловании и помощи. Бывало, идет ранняя литургия – и вдруг записочка от батюшки: «Помяните такую-то», с особой припиской к служащему иерею «скорбящую». Это значило, что отец Алексий, болевший сердцем о других, вспомнил кого-то особенно нуждавшегося в тот момент в молитве и Литургической Жертве и просит помянуть, вынуть частицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010