Святитель Василий Великий в молитвах Пятидесятницы говорит, что Господь сподобляет принимать от нас молитвенные умилостивления и жертвы, о иже во аде держимых с надеждою для них мира, ослабления и свободы». При этом нам припоминается следующий рассказ о благотворности молитв за усопших. Некогда один юноша, родом из Кипра, был взят персами в плен и заключен в темницу. Родители, думая, что он умер, стали совершать по душе его в праздники Рождества Христова, Святой Пасхи и Святой Троицы поминовения. Так прошло четыре года, после чего юноше удалось убежать из темницы и прийти к родителям. Обрадованные отец и мать сказали ему: «мы слышали, что ты, любезный сын, умер и молились об упокоении души твоей». «В какой же месяц и в какой день вы делали это?» – спросил юноша, и когда услышал от них время молитв, то с удивлением воскликнул: «ах, любезные ролители! Вы не знали, сколько через то делали вы мне добра. Ибо в каждый из сих дней приходил ко мне некто в белых ризах, снимал с меня оковы и выпускал из темницы, так что сего никто видеть не мог, а на другой день я опять обретался в темнице и в оковах». Такова польза поминовения усопших. Поэтому будем молиться об усопших братьях наших, твердо веруя, что через наши молитвы и благотворения души их получают облегчение. В каком состоянии находятся души умерших до всеобщего воскресения? Что должно думать о душах умерших с верою, но неуспевших принести плоды достойные покаяния? 22. Жизнь будущего века Еще не открылось, что будем. 1Ин.3:2 . Знаю человека во Христе, который… был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. 2Кор.12:2,4 . Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. 1Кор.13:12 . Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Мф.13:43 . Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной. Откр.7:16 . И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Синоду, яко не от поган, но от своих мнящихся быти овец правоверных, толикое мучительство претерпеваем, от тех, которым надлежит веровати, яко мы аще и недостойные, аще и узники» однако к нам относятся слова Христовы: что вы свяжете на земли, то будет связано и на небе и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. ( Мф. 18:18 )... Слушающий вас Меня слушает и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк. 10:16 )... а также и слова Апостола: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ибо они неусыпно пекутся о душах ваших ( Евр. 13:17 )... По поводу же обязания архиереев заводить высшие школы митрополит Арсений высказывал следующие соображения: По какой причине возлагать на архиереев, чтобы они «всякие науки содержали и снабдевали, сиречь, философские, богословские, математические и астрономические»? Ведь им, как преемникам апостолов сказано только: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Св. Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам. ( Мф. 28:19–20 ). О необходимости же заводить академии нет указаний, да на это нет и средств, когда от архиереев и монастырей отнимают последнее пропитание и содержание. Приходские священники по большей части все равно живут в крайней бедности, несут подати не меньше мужиков и обрабатывают землю для своего пропитания, и, если он будет богослов или астроном, то более ничего не получит. Школы и академии нужны, но надлежащим порядком, как издревле бывало в Греции, а теперь на Западе, по местам знатным в царствующих городах, на содержании государственном, в каковых академиях учились и св. Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст : Все мы знаем, что учение свет, а не учение тьма. Однако и свет, «от начало создания семо и овамо шатающийся» Бог восхотел без такого шатания сосредоточить в солнце едином, а не во многих. Подобно этому и академиям богословским и философским и прочих наук не надлежит быть по грязям и болотам, но по знатным городам царствующим. Да и Духовный Регламент, «ежели его внятно, в тонкости прочесть, повелевает академии и семинарии быть при Синоде на государственном коште» (содержании) и учившихся в них присылать к архиереям для посвящения в ту степень, к какой будут способны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Со времени Моисея Израильтяне с нетерпением ожидали пришествия этого обещанного им великого пророка. Замечательное свидетельство об этом находится в первой книге Маккавейской в следующих словах: «иудеи и священники согласились, чтобы Симон был у них начальником и первосвященником на век, доколе восстанет пророк верный». Под упоминаемым здесь верным пророком разумеется именно не кто иной, как тот пророк, который в одном лице имел быть и пророком, и первосвященником, и царем. В 6 главе 14 стихе Евангелия от Иоанна говорится: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот пророк, Которому должно прийти в мир». Из этих слов видно, что также иудеи времени Иисуса Христа ожидали одного пророка. Откуда они знали, что великий пророк должен был прийти в мир, об этом легко можно догадаться. По свидетельству евангелиста Иоанна Христос говорил о Себе неверовавшим иудеям: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал обо Мне». Здесь Господь указывает преимущественно на рассмотренное нами пророчество Моисея. Таким образом, несомненно, что это пророчество Моисея исполнилось на Иисусе Христе, ибо Иисус Христос подлинно есть Тот пророк, Который должен прийти в мир. Как пророк, Спаситель возвещал слово Божие и есть наш величайший учитель. Но, кроме этого, по ветхозаветным пророчествам Он должен быть также и первосвященником. Уже в Ветхом Завете Бог учредил должность первосвященника, который приносил жертвы и ходатайствовал за народ перед Богом. Но, как Моисей служил только прообразом высочайшего пророка, явившегося в лице Иисуса Христа, так и первосвященник Ветхого Завета не был совершеннейшим первосвященником, а только прообразом величайшего первосвященника Нового Завета. Об этом первосвященнике ясно предвозвещено в следующих словах 109 псалма: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека». К кому Господь обращается здесь, это видно из первых слов того же псалма: «сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня…» Значит Бог Отец говорит здесь к Единородному Сыну Своему. Так Сын Божий, сидящий одесную Своего Отца, по ветхозаветному пророчеству должен быть священником, – священником вечным.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Совершенное учение об отвержении себя мы находим в словах: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2: 6–8). Таким образом, совершенное отвержение себя – то же, что смирение. А им определяется совершенство; когда некто спросил святого Исаака Сирина : «Что такое совершенство?» – святой ответил: «Бездна смирения!» . Следовательно, по пути внутреннего совершенствования ты не можешь продвигаться вперед иначе, как, с радостью осознания этого смысла, принимая все противодействия и абсурды, случающиеся с нами каждый день. Это и есть смысл, ради которого Промысл хранит одновременно и в неизбывном напряжении пшеницу и плевелы, совершенствующие друг друга, до жатвы. Возьмем простые примеры. Однажды в субботу в синагоге книжники и фарисеи наблюдали за Христом, чтобы посмотреть, не сделает ли Он добра в субботу. Был там один человек сухорукий. И увидев, что Он совершает добро, они «пришли в бешенство и говорили между собою, что бы им сделать с Иисусом» (Лк. 6: 11). Вот крест сухого формализма. В другую субботу Христос шел пшеничными полями. Ученики сорвали несколько колосьев, растерли их ладонями и ели зерна. Какой-то фарисей, формализовавшись в поборника субботы, отчитывает их, что они, мол, «попирают субботу» (см.: Лк. 6: 2). Иеромонах Арсений (Бока) Когда Христос прощает грехи расслабленному (непременное условие органического исцеления), которого вера помощников пронесла через крышу и поставила перед Христом, некоторые ворчали в сердцах своих, что «Сей хулит» (ср.: Мк. 2: 7), а это были книжники: «Только Бог может прощать грехи», – говорили они. Они не понимали, что Иисус – Бог. Они окаменели в своих предрассудках касательно Иисуса, и от одной только мысли, что Он – Бог, голова их треснула бы. По случаю оправдания Закхея, начальника мытарей, они тоже «роптали» как против Закхея, так и против Христа. Дух, мучивший их, всё время подстрекал их давать поучения Иисусу.

http://pravoslavie.ru/75479.html

Так всемогущий Бог, повелевший при сотворении мира земле произрастить зелень, траву, сеющую семя и дерево плодовитое, тем же всемогуществом произвел то, что безжизненный жезл стал живым змеем, и живой змей – безжизненным жезлом, дабы Моисей и израильтяне познали, что в руках Божиих заключаются жизнь и смерть, и что Бог по Своему всемогуществу может делать все, что хочет. И действительно, как только Моисей возвестил израильтянам волю Божию о них и совершил перед ними чудо с жезлом, они поверили, что Бог послал его. Они так рассуждали при этом: чудо может творить один только всемогущий Бог; если же теперь и Моисей совершил чудо, то явно, что Он совершил его по воле Божией и с помощью Божией. Более сильного доказательства Божественного посланничества Моисея нельзя было и представить. Еще пример из Ветхого Завета. Когда Илия потребовал, чтобы израильтяне отвратились от служения Ваалу и обратились к истинному Богу, то израильтяне не послушались его. Но когда, по молитве Илии, снисшел с неба огонь и пожрал жертву его, то весь народ воскликнул: Господь есть Бог ! Господь есть Бог! Такое исповедание было вызвано в народе великим чудом, совершенным по молитве Илии. Обращаясь затем к Евангелию, мы видим, что Никодим, пришедший к Иисусу ночью, обратился к Нему со следующими словами: «Равви! Мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог». Значит, и Никодим по чудесам заключил, что Иисус Христос есть пророк. Он хорошо знал, что человек не может собственною силою исцелить, например, по одному слову прокаженного или даровать зрение слепому. Поэтому он и говорит, что только тот может делать такие чудеса, с кем находится Бог. Когда Иисус Христос воскресил Сына наинской вдовы, то пораженный этим чудом народ говорил: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой». Явно, что в этом случае народ признал Спасителя пророком вследствие совершенного Им чуда. То же мы усматриваем и в повествовании о посольстве Иоанна Крестителя к Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Так и Иудеи отбились от родства с ним, потому что плотское свойство не могло соединять тех коих разделила жизнь. И послушай, что говорит к ним Христос: если б вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы ( Ин.8:39 ). Не ясно ли поэтому отлучает их от свойства с Авраамом? Потому что как злоба отделяете от общения со святыми, так несомненно и с дьяволом связывает и сынами его делаете, хотя по природе они весьма далеки друг от друга. И смотри, что говорит далее: вы делаете дела отца вашего (ст. 41). И немного далее утверждает это яснее, говоря: ваш отец дьявол , и вы хотите исполнять похоти отца вашего (ст. 44). Смотри, как превозмогает свойство по образу жизни, когда и между весьма разделенными природою вводит ближайшее родство. Убоимся ж при мысли, к кому прилепляемся и кому сынами становимся чрез жизнь греховную? Зложелателю, отступнику, мерзкому, существу враждебнейшему, возмутителю против Бога и наветнику, непотребнейшему и злодею, и тому, коему преимущественно уготован оный геенский огонь ( Мф.25:41 ). Скажи мне, если бы кто назвал тебя сыном дьявола, стерпел ли бы оскорбление? Не счел ли бы такое наименование горшим смерти? Смотри же, как бы самими делами незаметно не подвергся тому, о чем даже слышать не хочешь, и от простого наименования не приключится тебе никакого вреда; а когда прозвище подходит к тебе по самому образу жизни, хотя бы ты и не назывался так, подумай, сколь великий и тяжкий последует вред! Прежде всего, совершенное отчуждение от Бога и неимение никакого общения с Первым Благом ( Мф. 19:17 ). Иначе, скажи, для чего считаем дьявола таким нечистым, гнусным и отвратительным? Не потому ли, что совсем отрекся и отпал от Бога, и ничего общего с Ним не имеете? Этому же подвергаются и согласующиеся с нравом его. иначе, скажи, почему и сынами дьявола называет их Христос? Потом, что подвергнутся тому же с ним осуждению, и как уподобились ему нравами своими, так и одинаковое с ним понесут наказание. И слушай, что Праведный Судья говорите к находящимся по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его ( Мф. 25:41 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Такая молитва будет одним лицемерием, а лицемерие есть мерзость в очах Божиих. Авессалом, например, хотел идти в Хеврон с притворною целью, как будто для принесения жертвы Богу, в действительности же имея намерение поднять там мятеж против отца своего. Между тем Бог провидел это лукавство его и наказал Авессалома ужасным образом. Поэтому всячески нужно хранить себя от грехов даже самых тайных, ибо Бог видит и замечает их все. Равным образом всячески нужно беречь себя от порочного лицемерия и лукавства, ибо Бог взирает на сердце и сердечные расположения, и Ему приятны прямота и честность. Что мы выражаем, когда называем Бога всеведущим? Какое утешение доставляет нам та истина, что Бог есть Бог вездесущий? К чему побуждает нас эта истина? 11. Бог есть Дух премудрый Нельзя сказать: «что это? для чего это?», ибо все создано для своего употребления. Сир.39:27 . О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Рим.11:33 . Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит. Пс.36:5 . Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Ис.55:8 –9. Священная история повествует, что Соломон, по вступлении своем на престол, отправился в Гаваон с целью просить у Бога мудрого и разумного сердца. Сознавая, что для хорошего управления народом необходимы великая мудрость и великий разум, Соломон вместе с тем верил, что эти великие дары может подавать только Один Бог. И это так и есть в действительности. «Он, – свидетельствует пророк Даниил о Боге, – дает мудрость мудрым и разумение разумным», ибо " у Него мудрость и сила». Но если мудрость всех премудрых проистекает от Бога, то ясно, что у Него Самого должна находиться всякая премудрость. И подобно тому, как сила и могущество Божии превосходят силу и могущество всех царей, так и мудрость Его превосходит мудрость всех мудрецов: Он обладает высочайшей премудростью. Что же мы выражаем, когда называем Бога премудрым? В первом члене символа веры мы исповедуем, что Бог есть всемогущий Творец мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Тихон, св., еп. Воронежский и Задонский. Творения. М. 1889 г. Т. I, 37. Феофан, еп. Тамбовский. Слово в Св. Четыредесят. 57. 61. 67. Филарет, митр. Московский. Слова и речи. Τ. II, 42; III, 71; V, 144. Никанор, арх. Херсонский. Собрание сочинений. Т. I, 271–336. Евсевий, арх. Могилевский. Сочинения. 325. Филарет, арх. Черниговский. Слова и речи. Ч.3:14. Иннокентий, арх. Херсонский. Сочинения, т. III, 217–235. Павел, арх. Кишиневский. Слова и речи. Т. I, 148. Палладий, еп. Рязанский. Слова и речи. 22. Арсений, митр. Киевский, Сочинения, т. II, 21. Путятин, Р. прот. Полное собр. Поучений. 192–196. Бухарев, И. Беседы пастыря на еванг. свят. литург. чт. 168. Тихвинский Ф. Время зимняго покаяния. 32. Нордов, прот. Сеятель благочестия. 157. 657. 661. Романов, прот. Полное собр. поучений. 191–205. Белоцветов, прот. Круг поучений. 81. Полисадов, прот. Проповеди. 235. Шумов, свящ. Беседы па воскр. апост. чт. 47. Кудрицкий, свящ. Внебогослуж. беседы. 91. Сергиев, И., прот. Собрания сочин. Т. II, 38–60. Сеятель. Сборник поучений. 209–313. Дъяченко. Ежедневные поучения. Т. I, 569–588. «Руководство для сельск. паст.» 1881 г. — 104; 82 г. — 75; 83 г. — 92; 84 г. — 97; 85 г. — 45; 86 г. — 113; 87 г. — 101; 88 г. — 71; 89 г. — 113; 90 г.. — 89; 91 г. — 72; 92 г. — 127; 93 г, — 91; 94 г. — 130; 95 г. — 98. Служба в седмицу Сыропустную. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь. Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений. Святитель Василий Великий о посте. Блаженный Августин о посте. Святой Киприан о церкви. Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

«Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (ст. 27–28). Это относится прежде всего к апостолам и, может быть, к их достойным (хотя бы в некоторой степени) последователям — епископам и пресвитерам. А вот следующие слова касаются уже каждого из нас: «И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (ст. 29). Обратите внимание на слова Господа нашего Иисуса Христа: «Кто оставит домы». Значит, это не мало — оставить дом, то место, куда ты всегда можешь прийти и где чувствуешь себя свободным и защищенным. Как говорит английская пословица, мой дом — моя крепость. Мы недооцениваем это, потому что воспитаны в основном во времена коммунистической власти, когда нас лицемерно учили, будто бы все материальное не имеет значения и нужно быть людьми «идейными» и так далее. На самом же деле, когда доходит до жизненных испытаний, обнаруживается наша необыкновенная привязанность к дому, нашим родным местам, родственникам и даже соседям. От всего этого нужно отречься. Мы все-таки живем в своей стране, в которой воспитывались, среди своего народа, говорим на родном языке. Апостолы же и истинные христиане первых веков существования Церкви отрекались даже от своего отечества. Сейчас родина считается самым святым, и ради нее люди готовы отказаться и от самых возвышенных принципов. Но изречение Господа: «Кто оставит домы… или земли» — можно отнести не только собственно к земле или дому в узком смысле слова, но и вообще к родине. Мы знаем, что апостолов изгнали из родной страны их же сродники по плоти — евреи, и жили ученики Спасителя среди людей с другими обычаями — греков, римлян, говорили на чужих языках. Однако апостолы почитали это радостью, потому что терпели все ради имени Христова. И их подвиг не мал. Преподобные отцы разных времен оставляли свою родину и шли подвизаться в далекие края. Так, например, Иоанн Кассиан Римлянин из западной части Римской империи пришел в Египет. Арсений Великий, образованнейший человек своего времени, принадлежавший к культурной нации — грекам, подвизался также в Египте среди монахов, которые по происхождению были простыми неграмотными крестьянами и даже не знали общего языка культурного мира того времени, то есть греческого. Угодники Божий ради спасения души были готовы отказаться от всего. Мы же по сравнению с ними весьма и весьма немощны, и наше отречение очень скромное, если так можно выразиться, даже когда мы совершаем его искренне. Мы фактически еще ни от чего не отреклись даже внешне.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Уже из сказанного очевидно, какую великую важность имеет для нас молитва. Великий отец Церкви Иоанн Златоуст говорил: «молитва для человека – значит то же, что солнце – для неба, ибо как солнце Бог создал для того, чтобы оно управляло днем, так молитва должна управлять всею жизнью человека». Да управляет же молитва и всею нашею жизнью. Будем начинать и оканчивать молитвою всякий день; будем начинать и оканчивать молитвою все наши работы; будем молиться в радости и в скорби, в добрые и худые дни, а когда наступит час нашей кончины, то да будет молитва также нашим последним вздохом. Как можно доказать, что молитва есть средство для приобретения спасительной надежды? Что есть молитва? Каковы главные роды молитвы? Можно ли молиться без слов? Что должно сказать о внутренней и наружной молитве? 3. О молитве И всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите. Мф.21:22 . Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Иак.1:6 . Мф.8:8 –10. Лк.18:1 –7. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Иак.4:3 . В прошлом уроке мы показали, что значит молиться и каковы главные роды молитвы. Сегодня постараемся показать, как мы должны молиться, чтобы молитвы наши были угодны Богу. Чтобы понять всю важность этого вопроса, представим себе, что дитя обращается с какою-либо просьбой к своему отцу. Исполнит ли отец эту просьбу? Нет сомнения, что он исполнит ее, если она будет угодна ему, и отвергнет ее, если она будет неугодна ему. То же должно сказать и о нашей молитве к Богу. Только тогда можно надеяться, что Бог услышит ее, когда она будет угодна Ему. Значит, здесь все зависит от того, угодна ли Богу молитва наша или нет. Это хорошо знал псалмопевец Давид, почему и взывал к Богу: «да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой». Вот почему для нас весьма важно знать, как должно молиться, чтобы молитва наша была благоугодна Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010