Таллин. Церковь Николая Чудотворца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1772 году в Ревельской тюрьме митрополит Арсений (в миру Андрей Мацеевич) сильно заболел, позвали священника, который принял его исповедь и причастил. На третий день, 26 февраля, узник скончался. На окошке осталась вырезанная им надпись: “Благо мне, яко смирил мя еси”. Похоронили усопшего в русской Никольской церкви, впоследствии там был устроен придел Успения Божией Матери. Владыка Арсений был преемником по кафедре святителя Димитрия Ростовского, открывал его мощи, составил его житие и службу. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1918 года признал недействительным постановления духовного суда, лишившего сана митрополита Арсения (Мацеевича) по обвинению в политических преступлениях. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил митрополита Арсения (Мацеевича) к лику святых в чине священномучеников. (с) Е.Стрельникова ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА " Храм свят. Николая в Ревеле есть древнейший памятник Православия в Ревеле. Начало храма восходит к XI веку. Основание ему положил великий князь Киевский Ярослав Мудрый, сын равноапостольного князя Владимира святого " . Так начинается небольшая брошюра " Православный храм свят. Николая в Ревеле " , изданная попечительским советом при Никольской церкви в 1914 году. Первоначально храм располагался на Брокусовой горе, где было подворье новгородских купцов, появившихся здесь задолго до захвата северной Эстонии рыцарями датского короля Вольдемара II в 1219 году. Во время большого пожара 1433 года подворье и храм сгорели, и к 1437 году Никольская церковь уже располагалась на новом месте - у городской стены, зажатая домами горожан. Власти Ревеля находили неудобным размещение православного храма на возвышенном месте, видном издалека. Долгое время церковь даже не имела выхода на городскую улицу. В истории Никольского храма бывали случаи, когда он подвергался закрытию, ограблению и осквернению. Московские цари неоднократно требовали при заключении мира или перемирия - то с Ливонским орденом, то с ревельскими немецкими городскими властями - держать русскую церковь по старине, но проходили войны - и вновь возрождался, оживал старый храм, призывая под свои своды всех, кто был предан православию, укрепляя их веру и любовь ко Господу.

http://sobory.ru/article/?object=06237

Вопрос: Почему православные священники ставят чуть ли не в один ряд " традиционных " протестантов – англикан, лютеран – и всякие еретические секты типа Свидетелей Иеговы? Если я готов понять неприятие католичества с непогрешимостью папы, то что касается лютеран и англикан – не лучше ли, не вдаваясь в тонкости богословия, просто сотрудничать христианам разных ветвей в служении Господу – служении делом, как проповедовал апостол Иаков? Может быть, сотрудничеством традиционных ветвей христианства, проще будет оградить неведующих от еретических сект? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Дорогой Константин! Не знаю, какие именно публикации Вы имеете в виду. Это существенно, потому что многое зависит от контекста. Возможно, такое сближение лютеран и представителей некоторых сект произошло в работе, в которой автор говорит о сохранении неповрежденным апостольского учения в Православии. С этой точки зрения между протестантами и сектантами различие несущественно. Степень заблуждений разная, но единит одна принципиальная особенность: все они отвергли Предание. У них весь период христианства с 2 века до М.Лютера (а у секты Свидетелей Иеговы – до Ч.Рассела) стоит под знаком минус. Однако же не все в этом 1,5 тысячелетнем опыте Церкви сводится к индульгенциям, папским злоупотреблениям, ложным идеям о «сверхдолжных заслугах» и проч.? Были семь Вселенских соборов, на которых святые отцы догматически раскрыли богословские истины, которыми живет ныне христианский мир. Был многовековой опыт монашества, воспитавшего подлинных исполинов духа. Целый сонм подвижников веры поднялся на ступень святости. Одни обладали даром прозрения, творили чудеса и даже воскрешали мертвых (свят. Николай, преп. Макарий Великий, авва Сисой и др.). Иные (преп. Антоний Великий, Арсений Великий, Пахомий Великий и др.) своими впечатляющими подвигами доказали великие духовные возможности человека. Священное Писание богодухновенно и является главным источником истины. Но чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение, нужна Церковь. Это – богооткровенная истина: Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины (1Тим.3:15). Здесь выражена ясная мысль, что соборный опыт Церкви есть твердый и надежный фундамент евангельской истины. Если падет Церковь, то прекратится преемственность апостольского предания. Но по Божественному обетованию это никогда не случится: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).    

http://pravoslavie.ru/6752.html

Воспоминания о старце Клеопе Он был великий подвижник Архимандрит Арсений Папачок, насельник монастыря Сихастрия, подвизавшийся вместе со старцем Клеопой в горах Стынишоары, рассказывал: «Я действительно обрадовался и много пользы получил, когда познакомился с отцом Клеопой лютой зимой, в феврале, и он принял меня в Сихастрию, когда меня преследовали. Я уже не был новоначальным, был одет в подрясник и провел в монастыре года два. Я невыразимо сильно прилепился душой к нему и очень рад, что могу сказать, что мной руководили опытные духовники во главе с отцом Клеопой. В один год, в Великий Четверток 51 , в монастыре произошло то, чего я никогда не видел, – умовение ног ученикам 52 . Отец Клеопа, который был настоятелем, поставил и меня в числе тех, кому он должен был омыть ноги. Я получил тогда огромную пользу. Отец Клеопа улавливал тонкости жизни монаха. Он не пренебрегал этими тонкостями и в каждом поощрял задатки, вложенные Богом. Великий Клеопа не был лишен особых благодатей. И когда он проповедовал, и когда молчал, его личность ощущалась во всем происходившем в монастыре. Однажды, когда мы с ним жили в лесу, случилось нам оказаться в совсем молоденьком лесочке, и там нас застал проливной дождь. Мы находились на расстоянии тридцати-сорока метров и могли видеть друг друга через жиденькие кустарники. Отец Клеопа подал мне знак рукой, приказывая идти к нему, где, он считал, кустарник был погуще. Я колебался, не хотел идти, потому что тоже нашел хорошее место, но все же пошел, потому что он звал меня настойчиво. Тогда я подумал: «Нет! Постой, брат! Послушаюка я отца Клеопу! » И вот когда я отошел, метров на двадцать-тридцать, молния ударила в то место, где до этого был я. И я сказал себе: «Ты посмотри, что значит послушание». Мы побежали было к необычайно громадному дубу, с очень широкой кроной, который высился на открытом месте метрах в двадцатитридцати от кустарника, чтобы спрятаться под ним от дождя. Но не успели мы до него добежать, как молния ударила и в этот дуб. Тогда мы увидели, что Бог уберег нас, и предоставили дождю мочить нас, сколько ему было угодно, но чтобы только пребыть в воле Божиеи. И после этого омовения, ниспосланного свыше и принятого нами со всей любовью, мы поняли, что Бог видимо хранит нас и помогает нам, но и без жертвы тоже нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/da...

XIV. Слово по, в Бозе почившем, Благочестивейшем Государе Императоре Александре III 14 Великий светлый образ почившего Царя-миротворца В настоящие, глубоко печальные для России дни, во всех храмах её возносятся к Престолу Божию молитвы об упокоении чистой души, в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра III, в селениях праведных. При этом, в память усопшего Императора, и в утешение и назидание поражённых скорбью Его верноподданных, за Богослужениями произносятся поучения. Посвятим и мы несколько минут памяти о Великом Монархе. Мысленному взору нашему представляется величественный образ усопшего Императора Александра III: Его высокий, статный вид, открытая, священная глава, обрамлённое правильной, красивой брадой лице, по-видимому строгий, но ласковый взор; ясно припоминаем мы Его мерную, спокойную, исполненную царственного достоинства речь. Поистине, кто имел счастье быть удостоенным Его приёма и Его царской беседы, тот получал полное обаяние от в Бозе почившего Императора Александра III. В Бозе почивший Император, скажем по суждениям слабого ума человеческого, награждён был от Бога крепким здоровьем. Но два раза Он был тяжело болен: один раз тифом, а другой–инфлюэнцей. Последняя болезнь, по сказанию докторов, не тяжкая и не опасная сама по себе, часто бывает ужасная по своим последствиям. Нам известно было, что прошедшей зимой у почившего Государя после инфлюэнцы обнаружились тяжёлые последствия этой болезни – воспаление лёгких: тогда искусство врачей предотвратило эту болезнь, но не уничтожило, а, быть может, и не предусмотрело других последствий–ещё более опасных, отразившихся в других частях организма Государя. До нас доходили уже прошедшим летом неясные слухи, что Государь Император ещё совершенно не оправился от своей болезни... А в начале настоящей осени слухи эти стали подтверждаться c большей силой. Но Россия ещё была сравнительно покойна. Как обширное море, или лучше, как великий океан в сильную и опасную бурю, она заколыхалась, когда Святейший Синод призвал своих духовных чад к молитве об исцелении, от держащей болезни, возлюбленного Монарха нашего. Как сильно и как горячо возносилась молитва к Богу всей России о тяжко страждущем её Государе!.. Но надвинувшаяся гроза разразилась страшным для России ударом: Императора Александра III не стало. Он тихо почил о Господе в Крыму, в Ливадии 20 октября в 2 ч. 15 м. пополудни. Что же? Господь не внял нашим молитвам?.. Пути промысла Божия неисповедимы... Одно для нас должно быть несомненно, что всё, что не делает Господь, все это–на пользу нашу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В лето 7175-е месяца Ноября в 28-й день бысть изволение Благочестивейшего Тишайшего Богом венчанного и Богом хранимого Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великой и Малой Росии Самодержца, согласие же Святейших Патриарх и всего освященного Собора, еже послати в монастырь Воскресенский к бывшему Патриарху Никону да на суд в царствующий град Москву пред Святейшие Патриархи и пред весь собор освященный призовется, и абие послан бысть Преосвященный Арсений архиепископ Псковский и Изборский, с ним же всемилостивого Спаса Ярославского монастыря архимандрит Сергий, иже пришедши в монастырь Воскресенский, вину пришествия своего абие бывшему Патриарху Никону известиша. Ои же даде ответ досадительный рек, яко аще Святейшие Патриархи Александрийский и Антиохийский по согласию с Константинопольским и Иерусалимским патриархом приидоста в царствующий град Москву, известия ради всяческих вещей духовных, „и аз“ рече: „готов есмь в царствующий град Москву путь восприяти“. Сей ответ когда Благочестивейшему Самодержцу и Святейшим Патриархом и всему освященному Собору принесеся, благоволиша второе призывание сотворити чрез пречестного мужа из Володимира Рождественного монастыря архимандрита Филарета. Иже в день 30 Ноября прием повеление, шед, срете бывшего Патриарха Никона , путь творяща в царствующий град Москву, и дав ему целование, вручи хартию, на ней же написано бе сице: Благочестивейший Христолюбивый Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой Росии Самодержец, и всесвятейший кир Паисий, папа и патриарх великого града Александрии, и вселении Судия, и всесвятейший кир Макарий Божия града Антиохии и всего Востока Патриарх, советом всего освященного собора посылали к тебе нынешнего 175 Ноября в 29-й день преосвященного Арсения, архиепископа Псковского и Изборского с архимандритами и указали тебе сказать, чтоб ты ехал к Москве вскоре и ты Великого государю указа и Святейших Патриархов повеления не послушал, к Москве не поехал, отказал не честно, и тем непослушанием Великому Государю учинился непослушен и Святейших Патриархов и весь Собор обесчестил, и Великий Государь за премногое своё беззлобие и долготерпение, и Святейшие Патриархи и Преосвященный Собор, презрев твои досады и непослушание, прислали к тебе второе Архимандрита Филарета, да Чудова монастыря соборного старца священника Лаврентия, чтоб тебе приехать к Москве нынешнего 175 года Декабря во 2-й день в другом или в третьем часу ночи, а чтоб не ранее другого и не позже третьего часа, а взъехав, стоять на Архангельском подворье в Кремле городе у Никольских ворот, а ехать тебе смирным образом в десяти человеках или меньше.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Жития святых для детей Жития святых для детей Жизнеописания Сборники Святой князь Александр Невский родился в семье благочестивых русских князей Ярослава и Феодосии. Господь с детских дней готовил в нем духовный светильник, горящий верою и добродетелями. Никогда святой князь не предавался детским играм и развлечениям. Его любимым занятием было чтение священных книг и пламенная молитва к Богу. • Благоверный князь Александр Невский • Свт. Алексий, Митрополит Московский • Прп. Алексий, человек Божий • Прп. Амвросий Оптинский • Преподобномученица Анастасия Римляныня • Прп. Антоний Печерский • Преподобный Арсений Великий • Святой отрок Артемий Веркольский • Благоверные князья Борис и Глеб • Вмч. Варвара • Прп. Варлаам Хутынский • Свт. Василий ВеликийВеликие святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст • Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София • Равноап. князь Владимир • Собор архангела Гавриила • Великомученик Георгий Победоносец • Преподобный Герасим Иорданский • Благоверный князь Даниил Московский • Свт. Димитрий, Митрополит Ростовский чудотворец • Великомученик Димитрий Солунский • Великомученик Евстафий Плакида • Вмч. Екатерина • Пророк Елисей • Пророк Илия • Праведные Иоаким и Анна • Апостол и евангелист Иоанн Богослов • Свт. Иоанн Златоуст, Патриарх Константинопольский • Прп. Иоанн Лествичник • Святитель Иоанн Милостивый • Прор. Иоанн Предтеча, рождество • Прор. Иоанн Предтеча. 1-е и 2-е обретение главы • Праведный Иов многострадальный • Прав. Иосиф Прекрасный • Пророк Исаия • Сщмч. Киприан и мч. Иустина • Мч. Кирик и Иулитта • Сщмч. Климент, папа Римский • Равноапостольный царь Константин и матерь его Елена • Бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан • Блаженная Ксения Петербургская • Апостол и евангелист Лука • Прп. Мария Египетская • Равноап. Мария Магдалина • Прп. Марк Афинский • Блаж. Матрона Московская • Свв. равноап. Мефодий и Кирилл, учители Словенские • Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных бесплотных • Преподобный Моисей Мурин

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4276...

Новости В Великий Четверг Патриарх Кирилл освятил миро и умыл ноги двенадцати священникам 16.04.2009 17:02 Москва, 16 апреля, Благовест-инфо. Сегодня, в Великий Четверг – день, когда Церковь вспоминает установление таинства Евхаристии на Тайной вечере, -- Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил литургию в Богоявленском соборе в Елохове. Во время богослужения предстоятель Русской Православной Церкви освятил миро и совершил чин омовения ног, который уже долго не совершался Московскими Патриархами. За Божественной литургией, которую называют главной литургией всего года, первоиерарху сослужили его викарии: архиепископы Истринский Арсений и Орехово-Зуевский Алексий, епископы Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, Бронницкий Игнатий и Солнечногорский Сергий. На великом входе вместе с евхаристическим хлебом и вином в алтарь были внесены два большие сосуда с новым миром и алавастр – небольшой старинный сосуд восточной формы – со старым. По окончании евхаристического канона Патриарх обратился к верующим со словом, в котором рассказал о значении мира в жизни Церкви. «Эта благовонная жидкость, специально приготовленная из библейских благоуханий, обретает великую и благодатную силу, -- сказал предстоятель РПЦ. – Благодать Святаго Духа прикасается к этому веществу и входит в него. И когда после крещения новый член Церкви помазуется этим святым миром, на него снисходит та благодать, которая в день Пятидесятницы сошла на Церковь. Через помазание святым миром каждый из нас проходит свою Пятидесятницу». Патриарх напомнил, что миром помазывались на царство цари, им же помазуются престолы храма при освящении. Затем предстоятель Русской Церкви прочитал завершительные молитвы освящения мира, благословил каждый из сосудов с новой жидкостью и – под пение тропаря Пятидесятницы – влил в каждый из них них небольшое количество мира из алавастра, который держал настоятель крестового храма Московской патриархии иеромонах Аристарх. Затем с помощью специального почерпала Патриарх влил в алавастр новое миро. Это символизирует непрерывное преемство благодати, сохраняющееся в Церкви от апостолов до наших дней

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

о. Федор – Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В эфире радиостанция «Радонеж». У микрофона протоиерей Федор Бородин, настоятель храма Космы и Дамиана на Маросейке города Москвы. Сейчас мы с вами размышляем о Преподобной Марии Египетской. На прошлой седмице было стояние Марии Египетской, удивительная служба, во время которой читалось её знаменитое житие. Это единственное житие, которое по уставу читается во время богослужебного годичного цикла, так оно важно. Пятая неделя Великого поста посвящена памяти этой величайшей подвижнице. Поэтому для нас с вами это житие, её жизненный путь и те удивительные вещи, которые мы можем для себя в качестве духовной пользы как наставление извлечь из её жития, чрезвычайно важны. Во-первых, мы узнаем, что она жила в Египте, в Александрии. В Александрию она перебралась в 12 лет, убежала от родителей и стала предаваться безудержному распутству. Конечно, Александрия – это город великих святых, там было огромное количество церквей в V веке, когда жила Преподобная. Это великий центр монашества, подвижничества. Совсем рядом с Александрией находится Нитрийская пустыня, Тавеннийский монастырь, Скитская пустыня. Макарий Великий, Иоанн Колов, авва Исаия Отшельник, Арсений Великий – все там. Но всё это проходит мимо человека, он не видит и не слышит, если предается распутству. Конечно, она была крещена, потому что мы не читаем, что она покаялась и приняла святое крещение. Она покаялась, и сразу была допущена к святому причастию. Но совершилось вот такое страшное падение. Может быть, она была совращена. Это стало её второй природой. Более пространная вариация её жития рассказывает, что Мария часто предавалась распутству даже не за деньги. Она жила тем, что пряла пряжу. Её падшей природе жизненно необходим было распутство, она настолько срослась с этим грехом. В 27 лет она увидела корабль паломников, отправляющийся в Иерусалим на поклонение Честному Животворящему Кресту Господню. Для неё это был просто корабль полный тех, кто мог стать жертвой её страсти. Марии не было важно, что это были люди, которые едут поклониться Животворящему Кресту, для неё важным было только утоление страсти.

http://radonezh.ru/2021/05/01/u-carya-da...

4 февраля 1905 г. в 2 ч. 47 м. дня на Сенатской площади Кремля бомбой, брошенной революционером И.П. Каляевым, был убит Великий Князь Сергий Александрович. Преподобномученица Елизавета Феодоровна с великим самообладанием собирала по частям его тело. Уцелели нательный крест и образки, которые он носил на груди. Останки были уложены на носилки, покрыты шинелью стоявшего здесь солдата и отнесены в Чудов монастырь, где были поставлены близ раки свт. Алексия. «В тяжелом испытании, – писала Княгиня Елизавета Феодоровна в ответ на телеграмму сочувствия, – ниспосланном мне Господом, истинным утешением служит мне то теплое, искреннее сочувствие, которое встречаю вокруг себя. Ваши сердечные слова, ваше участие проникли мне в душу. Благодарю вас, мои дорогие сотрудники и сотрудницы. В молитвах черпаю силы со смирением переносить мою великую скорбь, а в совместной с вами дальнейшей работе на пользу страждущих да поможет мне Господь находить утешение». Православные люди, откликнувшиеся на эту кончину, единодушно называли эту смерть мученической: «Да, он был воистину наш, потому что всегда он был жив духом древней Москвы… Пусть же он останется нашим и по кончине своей: пусть останки его пребудут навсегда в стенах священного Кремля, где Бог судил ему кончить жизнь мученически», – писал в " Московских ведомостях " священник Иосиф Фудель. Мысль о том, что смерть ее дорогого супруга была мученической, укрепляла великую княгиню Елизавету. В ответ на адрес Московской городской Думы она писала: «Великим утешением в моем тяжелом горе служит сознание, что почивший Великий Князь находится в обители святителя Алексия, память которого он глубоко чтил, и в стенах Москвы, которую он глубоко любил, и в стенах Кремля, в которой он мученически погиб». Преподобный Сергий (до монашества – протоиерей Митрофан Сребрянский) записал: «7 февраля. Сейчас служили мы панихиду по новом мученике царствующего дома великом князе Сергие Александровиче. Царство Небесное мученику за правду!». Первая панихида по убиенному Великому князю Сергию была совершена сразу же по перенесении его останков в храм святителя Алексия в Чудовом монастыре. В 5-ом часу вечера у тела усопшего совершил панихиду наместник Чудова монастыря архимандрит (впоследствии епископ) Арсений (Жадановский) с иеромонахами Анастасием и Ферапонтом при пении монастырского хора. В 5 ч. панихиду совершил старший викарий Московской митрополии епископ Трифон (Туркестанов) с архимандритом Арсением, ректором Псковской духовной семинарии архимандритом Борисом и др. священниками. На панихиде присутствовала вел. кн. Елизавета. В течении нескольких дней до отпевания непрерывно у гроба служились панихиды.

http://pravoslavie.ru/5266.html

XCVII. Речь при посещении съезда о. о. уездных наблюдателей, заведующих и учащих второклассных церковно-приходских школ Казанской епархии 101 . О значении школы в просвещения крестьянского население Призываю Божие благословение на вас и на ваши предстоящие труды и от всей души желаю вам придти к надлежащему решению тех вопросов, которые предлагаются на обсуждение настоящего съезда. Вы все созваны для суждения об интересах великого дела обучения и воспитания русского народа. Школа есть ближайшая союзница и помощница церкви. А православие и церковность – это великий незыблемый оплот державы российской. Православием живет искони русский народ, живет и преуспевает на благо церкви, престола и отечества. Истинно-верующий сын православной церкви всегда является верным и преданным слугой своего Государя. Истинный сын церкви – вместе и истинный сын своей родины. Он любит ее горячей любовью, для блага ее он готов отдать все, для защиты ее от врагов внешних и внутренних, которых, к сожалению, в наш мятущийся век расплодилось немало, он готов душу свою положить за родину. Враги внутренние сеют плевелы, смущают слабые души и ведут их к погибели. Но у вас есть твердая и мощная защита против всех козней наших врагов – это православие, истинная, твердая и крепкая вера в Бога и Его помощь. Где же русский человек может почерпнуть эту великую силу, великий и незыблемый оплот против своих врагов? Прежде всего и главнее всего этому учит наша св. церковь в лице ее служителей. У них есть в руках для этого надежное, верное и испытанное средство – церковная проповедь. Я при первоначальном знакомстве с Казанской епархией был немало удивлен, что некоторые священники пишут в клировых ведомостях как о некоторой заслуге, что они произнесли 3–4 проповеди в год. Слово, сказанное благовременно с церковной кафедры, действует на душу простого русского человека самым разительным образом. Это слово может отвратить многих от различных пороков, искоренить вредные и непохвальные обычаи, привести в лоно церкви погибшего от духов нечистых, т.е. искушений и соблазнов мира и сынов века сего, может уничтожить сомнения и колебания смущаемого разными лжеучителями и примирить с Богом всякую трепещущую грешную душу. Я не мыслю литургию без проповеди слова Божия, без назидания молящихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010