Христос воскресе! 76 Плод же духа... радость. ( Гал. 5:22 ) . Легко, отрадно бывает на душе доброму христианину в светлый праздник Воскресения Христова. Торжественные церковные песнопения: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех», «Воскресения день просветимся людие, Пасха Господня, Пасха!», «Друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением», – равно как и все вообще пасхальное богослужение высоко настраивает нашу душу. Помимо этого сам по себе праздник как-то радует, веселит нас. Умиление, любовь, мир водворяются в нашей душе на Пасху, и мы готовы друг друга лобызать, друг другу все прощать. Что это за чувство, которое переполняет нашу душу, наше сердце в великий праздник Воскресения Христова? Это – чувство души христианской, искупленной честною кровию нашего Спасителя и через то предназначенной к вечному блаженству. Это – предвкушение той райской сладости, которую имеет наследовать христианская душа в силу заслуг Христовых. Это то чувство, которое называется у нас духовною радостию, радостию о Дусе Святе. Об этой радости и хочется мне предложить слово в сей великий праздник и это тем более, что ныне приходится больше слышать о тяготе душевной, о внутренней скорби, чем о радости духовной. Ныне все жалуются на душевные страдания, сердечную тугу. Одни говорят – нас замучили помыслы; думаешь помолиться, а в голову идет скверное, нечистое, житейское, хульное, блудное. Другие говорят: нашла на нас тягота, скука, нигде не находим себе покою, все нам не мило, жизни своей не рады. И только немногие могут похвалиться мирным настроением своего духа. А между тем мир душевный – желанное чувство для христианина. Что же разрушает, препятствует нашему душевному миру и как он приобретается? Прежде всего нашему миру, спокойствию души мешают помыслы, которые бывают разного рода: или вообще нечистые, или как особый род их – помыслы хульные на все святое. Знать природу помыслов, знать, как с ними обходиться и устранять, это значит – содействовать водворению в сердце нашем мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим 15 О бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашения к пожертвованиям на помощь страждущим Мы совершаем, братья, память святого благоверного и равноапостольного великого князя Владимира, просветившего наше отечество православной верой Христовой; воспоминаем само событие крещения великого князя Владимира на том самом месте, на котором принял св. Владимир крещение, в той обители, в которой находится купель его крещения; воспоминаем торжественно, с крестным ходом, при собрании многочисленного православного русского народа и христолюбивого воинства. О чём же свидетельствует так торжественно совершаемая память в честь св. благоверного и великого князя Владимира? Свидетельствует о торжестве и свободе христианской веры в нашем отечестве. Достойно почтен св. благоверный и великий князь Владимир за просвещение России христианством. Отрадно для сердца представлять, как наше обширное отечество усеяно многочисленными храмами, этими видимыми памятниками торжества веры православной, насаждённой св. Владимиром. Но, к сожалению, радость наша помрачается печальными вестями о бедствиях наших братьев славян, с которыми мы получили из одного источника и веру Христову, принятую св. Владимиром и всей Россией, и священное писание, и богослужебные книги на родном нашем языке, так что мысль наша при настоящем торжестве невольно обращается к ним; невольно рождается вопрос, что у них делается, так ли свободно они живут и исповедуют свой веру, как мы? .. Увы!... Более четырёх сот лет прошло с того времени, как турки овладели православным востоком, простёрли свою власть на южных славян и владеют ими доселе. Много бед вытерпели братья наши славяне в продолжения этого долгого времени: они лишены своего правления, обложены тяжёлой данью; у них стеснена свобода богослужения и вероисповедания; их постоянно грабят, убивают, отнимают имущество, жён и детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

I. Начало Тверской-Ямской слободы Местность, в которой находится храм Святого Василия Кесарийского , близ Тверской заставы, издавна носитъ наименование „Тверская-Ямская слобода“. Когда возникла и устроилась эта местность, когда появились в ней первые поселенцы, с какого времени усвоено ей такое наименование („Тверская-Ямская слобода“), с точностью неизвестно, но несомненно она давнего происхождения. Еще во времена отдаленной старины, когда древняя Москва, будучи уже столицей, ограничивалась пределами Кремля и Китая-города, а Белый город только наростал и только начинал кое-как застраиваться, составляяя предместье Москвы, в те времена московские цари далеко за окраинами г. Москвы поселили ямщиков, на обязанности которых лежало правильное отправление ямской почтовой гоньбы. Ямщикам пожалованы были в вечное владение пахатные земли, сенные покосы и угодья; они освобождены были от подушных и прочих поборов и несли одну только ямскую повинность. Ямщицкие земли около Москвы расположены были близ самых дорог, ведущих на те города, между которыми они вели гоньбу, и таким образом возникли под Москвой Тверская, Переяславская, Рогожская, в село „Рогожи», Дорогомиловская, и другия слободы, получившие свое название от ближайших трактов (больших городов или поселков, к которым вели ямские дороги). Не имея точных данных о времени основания нашей собственно Тверской-Ямской слободы, мы однако же можем с достоверностью предполагать, что она возникла или была основана в самом начале 16-го столетия. В январе 1478 года, при великом князе Иоанне III, последовало покорение Новгорода и присоединение его к Московскому государству. Несколько времени спустя в 1485 году присоединена была и Тверь. Сын Uoahha III великий князь Василий Иоаннович, –вступивший в 1505 году на престол Московский с титулом „Самодержца всея Руси“, покорил и Псков (в 1510 г.). После покорения этих новых областей и присоединения их к Московскому государству, явилось делом первой государственной необходимости установление настоящаго и правильнаго сообщения (правильной ямской гоньбы) с этими новыми приобретенными областями. Но это дело не могло быть приведено в исполнение тот час же, но – спустя некоторое время (10–20 лет), пока оно наконец завершилось устройством главных станционных пунктов, или ямских слобод.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-е декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства 23 Жизнь святителя, как поучительный пример для христиан Память Святителя и Чудотворца Николая совершаем, братья; он был великий угодник Божий. Жизнь его представляется весьма много поучительна для каждого из нас. Примерны для нас были родители Святителя Христова – Николая Чудотворца; имена их – Феофан и Нона. Они были люди благородные, знатные и богатые; а знатность и богатство нередко порождают в этом грешном мире честолюбие, гордость, скупость или роскошь, чревоугодие и желание пожить в своё удовольствие. Но не таковы были родители угодника Божья Николая – это была благословенная чета, благочестиво пребывающая в законном супружестве, украшенная богоугодным житием, великими добродетелями, многими милостынями по отношению к бедным и любовью – по отношению к ближним, корень свят, как говорится в житие их, древо, насаждённое при источнике вод, давшее плод во время своё. И за такую то жизнь их Господь наградил их сыном Николаем, прославившим их своей жизнью и чудесами более их собственных добродетелей. Так над родителями святителя Христова Николая Чудотворца оправдалось то мнение, что у добрых родителей бывают хорошие дети. Замечательно было младенчество и отрочество святителя Николая. Ещё будучи грудными младенцем, он обнаруживал чудные явления в своей жизни: во дни постные он воздерживался от молока матери и, такими образом, получил навыки к постничеству от пелён колыбели. Когда же наступило время обучать его, святой Николай, при быстром уме и при помощи Божией, в короткое время основательно изучил всю книжную премудрость и св. Писание; при этом он постоянно посещал храм Божий, дни и ночи проводил в чтении божественных книг и в молитвах. Таким строго христианским образом жизни и в такие ранние лета св. Николай удивлял всех. В нынешнее время, пожалуй, многие не поверят такими необычайными явлениям. Но благодать Божия обнаруживает иногда необычайные действия над теми лицами, которые, по изволению Божью, назначаются для особенных целей. Таков именно был святитель Христов – Николай. Его младенчество и отрочество ясно показывают нам, что он был особенным даром Божиим его родителям за их добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XLVII. Слово, сказанное за литургией в Казанской церкви Московских Чудотворцев 51 . О чествовании святой памяти Московских Чудотворцев На востоке были три великих Святителя: Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , которые и праведной жизнью, и богопросвещенным учением своим достойно стяжали себе глубокое вселенское уважение и почитание. После их святой кончины, молитвенно прославляя их память, восточные христиане даже разделялись на партии, расходясь в своих мнениях относительно того, который из этой чудной троицы Архиереев Божьих особенно велик пред Богом и людьми и достоин преимущественного ублажения. Одни поставляли в этом отношении на первое место святого Василия, другие отдавали преимущество премудрому Богослову, третьи считали выше других Златоуста-учителя. И только Сам Господь прекратил эти споры, открыв в особом видении в назидание благочестивых, но слишком далеко простиравших свою ревность христиан, что не следует людям заниматься подобными распрями и предвосхищать себе суд Божий, который только и может определить ту или иную степень духовного достоинства человека. В этом видении Господь ясно показал, что со стороны людей все три Святителя, за то великое добро, которое они сделали для воинствующей Церкви Христовой, достойны одинакового благоговейного почитания. В воспоминание этого события и установлен в церкви Православной особый в честь Трех Святителей праздник 30-го января, когда христиане воздают им одинаковую достойную честь, как боговещанным проповедникам и учителям вселенским. Вы, братья, надеюсь, поняли теперь, к чему я клоню свою речь. Если в церкви Греческой воссияли некогда такие великие и святые отцы, которые, по свидетельству Самого Господа, достойны великого вселенского прославления, то и наша Русская церковь не лишена счастья иметь в числе своих небесных покровителей, подобных же богосветлых светил церковных. Соборную память четырех из них мы с вами ныне празднуем. Хотя каждый из них отличался особыми качествами и добродетелями, хотя они жили в различные времена Русской истории и подвизались при разнообразных обстоятельствах, тем не менее наша Отечественная церковь постепенно приурочивала чествование их к одному дню. Сначала, в 1596-м году, установлено праздновать 5-го октября память трех Святителей: Петра, Алексия и Ионы, а затем, в 1875-м году, по ходатайству покойного митрополита Московского Иннокентия, Высшей церковной властью присоединено чествование в этот же день и Святителя Филиппа. И такое соборное прославление четырех Святителей Московских в один день установлено, несомненно, потому, что все они много сделали добра для Русской земли, что каждый из них подвизался великим трудом любви к Русскому народу, хотя проявлять эту любовь им приходилось различными путями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

§1. Что есть литургия преждеосвященных? Литургия преждеосвященных даров есть такое богослужение, в котором предлагаются для приобщения верующим Св. Дары, освященные на литургии Св. Василия Вел. или Златоустого, в воскресный день. §2. Когда она совершается? Эта литургия совершается только во дни св. Четыредесятницы, исключая, впрочем, суббот и недель, и праздника Благовещения. Так говорит 52-е правило шестого вселенского собора: «во весь великий пост, разве суббот и недель и дне святого Благовещения, преждеосвященными службу да содевают». §3. Кем составлен чин сей литургии? Симеон митрополит солунский ( 1428), в ответе на 55-й вопрос говорит: «Преждеосвященная литургия издревле существует, от преемников апостольских, как и молитвы свидетельствуют». Тоже говорит и древнейший Симеона отец, св. Софроний, патриарх иерусалимский ( 639): да и шестой вселенский собор (Трульский 691) не узаконил начально, а только подтвердил древний обычай совершения литургии преждеосвященных. Но в настоящий вид чин сей литургии приведен уже в IV веке св. Василием Великим , который стяжал славу тем, что позаботился сверить различные чиноположения и письменно изложить чин литургии сколько можно ближе к чину апостольскому. Потому-то в древних рукописях греческих, сирских и наших славянских сия литургия надписывается именем сего святителя (О литургии Прежд. Даров стр. 51. Москва. 1850). §4. Откуда взялось мнение, что чин сей литургии написан св. Григорием Двоесловом , папой римским? Из неправильно понятого известия в греческом житии св. Григория, писанном около XII столетия. Говорится тут, что он «законоположил совершать полную литургию у римлян в постные дни, что исполняется у них до сего дня». Так как слово ωμαω в средние века на востоке означало греков, а римляне больше известны были под именем латинян, то у читателей и последующих писателей вышло смешение понятий; именно некоторые приняли слово ромен за греков, и самую литургию за литургию преждеосвященных. (Тамже, стр. 56 и дал.). §5. Для чего установлена литургия преждеосвященных?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Архив Пн В Москве открыта мемориальная доска в память о святителе Тихоне, Патриархе Всероссийском 8 апреля 2015 г. 12:14 7 апреля 2015 года, в Великий Вторник, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве, освятил в столице мемориальную доску в память о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России. Доска установлена в непосредственной близости от Зачатьевского ставропигиального монастыря  на доме по ул. Остоженка, 17-19. Здесь находилась клиника Бакуниных, в которой провел последние месяцы своей жизни святитель Тихон и где он отошел ко Господу 90 лет назад в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля 1925 года. На памятном барельефе изображен святитель Тихон, держащий в руках икону Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот сюжет имеет под собой историческую основу, поскольку за три месяца до преставления святителя сестры монастыря передали ему именно этот святой образ. Создание мемориальной доски для увековечения памяти святителя Тихона в связи с юбилейными датами в 2014 и 2015 годах стало возможным благодаря взаимодействию заместителя председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству игумении Иулиании (Каледы) с Комиссией по увековечиванию памяти выдающихся событий и деятелей отечественной истории и культуры Департамента культуры г. Москвы. На освящении присутствовали настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, наместник Высоко-Петровского ставропигиального монастыря игумен Петр (Еремеев) , настоятель храма Живоначальной Троицы в Грязех протоиерей Иоанн Каледа, духовенство Зачатьевской обители, а также полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов, префект Центрального административного округа г. Москвы В.С. Фуер, заместителя префекта ЦАО г. Москвы А.В. Литошин, глава управы района Хамовники С.Н. Носков, начальник Департамента по работе с органами власти субъектов РФ М.Н. Белогубова, начальник отдела монументов, памятных знаков и мемориальных досок Департамента культуры г. Москвы С.А. Половинкин, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии художеств, один из авторов установленной мемориальной доски А.К. Тихонов.

http://patriarchia.ru/db/text/4024673.ht...

Все три, празднуемые ныне, святители происходили из благочестивых семейств, имели прекрасных матерей; и все они от них же получили первоначальное – домашнее образование. В этом отношении их матери служат прекрасным примером в деле воспитания детей для всех матерей. Емилия – мать св. Василия Великого – имела многочисленное семейство, и сама вместе с мужем своим занималась воспитанием детей. Они особенно старались внушить детям горячую любовь к Богу и основательное знание закона христианского. Они постоянно помнили, что воспитывают детей своих не для этой жизни, а для вечности. И хороши были их дети: старшая дочь их Макрина была примерная христианка, а два сына – празднуемый нами Василий Великий и брат его Григорий, впоследствии епископ Нисский, были в своё время светилами церкви Христовой, – и почти всё семейство причислено к лику святых. Нонна – мать св. Григория Богослова на столько была благочестива и влиятельна, что обратила от язычества к христианству своего мужа и содействовала его нравственному усовершенствованию настолько, что он получил сан епископа. Св. Григорий с любовью вспоминал о родителях своих и, особенно, о матери. «Мать моя, писал он, наследовав от отцов святую веру, наложила и на детей своих Сию золотую цепь. В женском образе нося мужеское сердце, она для того только касалась земли и заботилась о мире, чтобы здешнюю жизнь приготовить к жизни небесной.» И это семейство было образцом христианского благочестия и тоже почти все члены его причислены к лику святых. Анфуса – мать св. Иоанна Златоуста была замужем за богатыми человеком – начальником сирийских войск, овдовела на двадцатом году своей жизни; Иоанн остался от отца младенцем. Несмотря на неоднократные счастливые случаи вступить во второе супружество, Анфуса не пожелала того, а вся отдалась обязанностями христианки и матери, занялась воспитанием сына, мудро управляла имением его, старалась дать ему обширное и прочное образование, особенно же основательно познакомить его со свящ. писанием. От матери он получил первые уроки в христианском благочестии, и ничто впоследствии не могло изгладить их из души его. Вот те семейства, из которых вышли празднуемые ныне святители, и вот каких матерей они имели. Великое значение имеет семейство по отношению к обществу, и великое значение имеют матери в деле воспитания детей. Несомненно, если бы и в настоящее время побольше было семейств, подобных семействами празднуемых святителей, то семейства давали бы обществу более лучших членов и деятелей; несомненно также и то, что если бы и в настоящее время побольше было матерей, подобных матерями празднуемых ныне святителей, то и детей с подобными направлением было бы гораздо большие, и самые дети поступали бы из семейств в школы с большими и лучшими задатками к добру.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Духовный дневник 96 «Все вы сыны света и сыны дня [...] Будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» ( 1Фес. 5:5,8 ). Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, чтобы было, как написано: «Хвалящийся хвались Господом» ( Иер. 9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «Даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс. 15 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не безпокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс. 50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде,– приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка о. Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедывался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию. Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, хорошо принимать без смущения укоры от других – это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно при борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор. 4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!..

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Закрыть itemscope itemtype="" > 2017 - год тревоги и надежды Поздравляю сотрудников, авторов и читателей «Русской народной линии» с Новолетием и грядущим Рождеством Христовым 06.01.2017 2101 Время на чтение 9 минут Уходит в вечность 2016 год. Каким он был для мира, для нашей страны, для «Русской народной линии»? Конечно, мы невольно воспринимаем уходящий год сквозь призму тех трагических событий, которые произошли совсем недавно. Гибель 25 декабря российского ТУ-154, на борту которого находился великий коллектив, гордость России - ансамбль песни и пляски им. Александрова (64 артиста во главе с выдающимся музыкантом и дирижером народным артистом России, генерал-лейтенантом Валерием Халиловым) и живой символ милосердия доктор Лиза - Елизавета Глинка еще отдается болью во многих сердцах. Как и убийство 19 декабря в Анкаре Чрезвычайного и полномочного посла России Андрея Карлова, человека, совершившего по истине апостольское деяние, - он сделал, казалось, немыслимое - построил православный храм в Пхеньяне, чем заложил основы современного духовного просвещения корейцев. Впрочем, не только эти утраты мы понесли в уходящем году. И об этом стоит помнить. 17 марта в сирийской Пальмире пал смертью героя русский офицер лейтенант Александр Прохоренко, вызвавший огонь на себя в окружении врагов. 8 июля в небе над Сирией погибли еще два офицера полковник Ряфагать Хабибуллин и лейтенант Евгений Долгин. 5 декабря в Алеппо был тяжело ранен военный советник гвардии полковник Руслан Галицкий, скончавшийся в госпитале в Москве , а во время бомбежки детского госпиталя погибли медсестры Галина Михайлова и Надежда Дураченко. Были и другие тяжелые потери в уходящем году. И прежде всего мы вспоминаем настоящего русского героя, витязя несломленного Донбасса Арсения Павлова, более известного по позывному «Моторола», подло убитого 16 октября в Донецке . А рядом с ним лейтенанта полиции Магомеда Нурбагандова, убитого 9 июля. Даргинец по национальности и мусульманин по вероисповеданию, как и православный Арсений Павлов, пролил кровь за Россию и, значит, тоже является русским героем, а его предсмертная фраза «Работайте, братья» стала девизом для сил специального назначения.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/12/30/20...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010