семинарии. Возвратившись на родину, проходил учительские должности в селе Любижде, близ Призрена, в Призрене и в Ипеке. В 1894 г., по смерти своей супруги, он решился посвятить себя служению церкви и своему на роду в монашеском чине, и 30 ноября пострижен скопийским митрополитом Мефодием в монахи, а 4 декабря рукоположен в скопийской церкви Св. Спаса в сан иеродиакона. Так как в то время требовались в халкинское богословское училище воспитанники – сербы, то Константинопольская патриархия отправила туда иеродиакона Севастиана, как своего стипендиата. В течение шести лет он усердно изучал в халкинской семинарии богословские науки и в 1901 г. окончил полный курс с отличным успехом. За время своего учения он написал на греческом языке два дельных сочинения: первое в VI-м классе о принятии сербами и хорватами христианства, и второе в VIII классе о переселении сербов в Австро-Венгрию при патриархе Арсении Черноевиче и основании автокефальной сербской церкви в Карловцах. По окончании учения, жил частию в Константинополе, знакомясь в патриаршей канцелярии с административным делопроизводством, частию на о. Халки, предаваясь со всем усердием научным занятиям. На о. Халки застало его и избрание в скопийского митрополита. Хиротония иеродиакона Севастиана в священнический сан совершена 17 января 1904 г. и в епископский – 18 янв. в патриаршей церкви св. Георгия. От 2 февраля 1904 г. отправлена патриархом Иоакимом III грамота к скопийской пастве о Севастиане, как законно и канонически избранном и посвященном архипастыре скопийской епархии, в августе того же года получен в патриархии султанский берат, утверждающий Севастиана в правах митрополита означенной епархии. Оставалось только новому митрополиту поспешить в свою епархию, и он действительно готов был всякую минуту идти к своей пастве. Но ему так и не пришлось выбраться из Константинополя, частию по причине совершенно расстроенного здоровья, частию же в ожидании окончания давнишнего спора между сербами и греками о церкви св. Спаса в Скопии. 23 января 1905 г. он скончался в константинопольской немецкой больнице. Отпевание тела его торжественно совершено было 26 января в греческой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так как российская императрица вследствие единоверия с упомянутыми трансильванскими жителями не может не употребить всех способов, каких может надеяться от дружбы и правосудия императрицы римской, и не заступиться за безвинно утесненных людей, то русское министерство наиприлежнейше просит его превосходительство графа Бернеса да соблаговолит своими представлениями исходатайствовать у своего двора свободное отправление веры трансильванским жителям по древним их привилегиям. К Мих. Петр. Бестужеву-Рюмину послан был рескрипт, в котором предписывалось ему подать австрийскому министерству промеморию в том же духе: «Чтоб вы в сем деле то учинили, что пристойнее быть может в пользу единоверного нам народа». В ответ на это как доказательство терпимости прислан был из Вены в Петербург указ Марии-Терезии о построении православной церкви в Триесте; но в указе прямо объявлялось, что эта мера необходима для распространения торговли, о которой так заботится императрица, что церковь назначается для греков. 22 мая Мих. Петр. Бестужев отправил своему двору следующее донесение: «В последних годах прошлого века, во время войны императора Леопольда с турками, по желанию и крайнему домогательству императора вышло из турецких областей в австрийские владения с православным патриархом Арсением Черноевичем с 60000 человек сербского народа, которому даны большие выгоды, подтвержденные всеми преемниками Леопольда, равно как и нынешнею императрицею. Эти сербы не только помогли Австрии освободить от турецкого ига многие венгерские и сербские города, но потом помогли привесть в повиновение и самих венгерцев, когда те не раз бунтовали, и в последнюю войну сербы оказали императрице чрезвычайно важные заслуги. Но так как теперь венгерцы получили верх и при дворе больше всех других подданных имеют влияние, то они, отмщая сербам за указанные выше услуги правительству, сперва стали теснить их в делах веры с помощью своих духовных, а потом стали неусыпно стараться, во-1), чтоб императрица отдала их в ведение венгерского правления; во-2), чтоб те из них, у кого есть богатые имения, принуждены были выменять их на плохие казенные; в-З), чтоб военные поселенцы из сербов сделаны были венгерскими подданными.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

(у Мушицкого в Гласн. VI, 84, Србский Летопис 1861 г. II, 82). Православное население уничтоженной епархии предоставлено было в заведывание епископа костайничского (у Мушицк.). ЕЕпархия пакрачская. Городок или местечко Пакрач находится в Славонии, на запад от города Пожеги. Епархия пакрачская, открытая в 1708 или 10-м году 354 , обнимает тот самый округ, который обнимала существовавшая в первый период епархия пожегская, и след. она есть не что иное как восстановленное продолжение этой последней. Церковно-административное устройство у австрийских сербов есть следующее. Первую и вместе чрезвычайную или временную инстанцию составляет национальный конгресс или народный собор. Он (и не иначе как он) избирает сербо-австрийского Карловицкого митрополита и рассуждает о других важнейших церковных и национальных сербских делах для представления о них правительству. Первый таковой собор был в 1707 г. для избрания, второго после Арсения Черноевича, митрополита; дальнейшие соборы были собираемы также большею частию по поводу избрания митрополитов, но были случаи, когда правительство дозволяло устроять их и без этого, для обсуждения накоплявшихся важных дел. Число депутатов, имевших заседать на конгрессе, до 1768 г. было неопределенно; в этом последнем году было постановлено правительством, чтобы на будущее время было – по 25 депутатов от духовенства, по 25 от военного и по 25 от гражданского сословий. В правление импер. Леопольда II, когда увеличилось число сербского дворянства и собственников, прибавлены были еще 25 депутатов, и таким образом на темешварском конгрессе 1792 г. присутствовало 100 человек (Чаплович Slavonien II, 75 sqq); о дальнейшем времени известий не имеем. Конгресс созывается не иначе как с дозволения правительства и производит свои заседания в присутствии и под руководством его комиссара. Первые три конгресса были в монастыре Крушедоле, конгресс 1730 г. в Белграде, конгресс 1792 г. в Темешваре, остальные в резиденции митрополита – Карловцах (ibid. – Любопытно было бы знать относительно происхождения этого собора – принесен ли он сербами с родины, как уже там существовавший обычай (возникший во времена господства турецкого), или введен ими в самой Австрии; но, к сожалению, на этот вопрос в настоящее время мы ничего не можем отвечать).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

У нас тоже построен небольшой храм в их честь в монастыре Рустово. И еще должен сказать, что в Охриде (Македония) была часовня, посвященная святым Царственным Страстотерпцам, которую в 1930-х годах построил святой владыка Николай Охридский и Жичский – намного раньше, чем в России произошло прославление. К сожалению, наши коммунисты после войны уничтожили часовню. Но это все-таки показывает любовь нашего народа и особое отношение к последнему русскому императору Николаю II. На личные средства русского царя Николая в Черногории сооружен храм Святого Василия Острожского, а недалеко от него стоит Царев мост, построенный в честь императора. Он собирался также возвести храм и в Цетинье, но начались войны, сначала Балканская, за ней Первая мировая, и строительство не состоялось. Мы очень любим святого царя Николая и за то, что он поддержал Сербию и Черногорию в борьбе против Германии и Австро-Венгрии, спас сербские войска от гибели. В Черногории хорошо знают и чтят русских святых, существует несколько храмов в их честь. В городе Герцег-Нови действует храм Святого Федора Ушакова, он стоит на русском кладбище, строится монастырь преподобной Матроны Московской. А в Будве уже определено место, где вскоре будет построена церковь в честь преподобного Серафима Саровского. В сентябре 2013 года на острове Святого Стефана был освящен храм Святого Александра Невского. Мне очень близки слова святого Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде». И я очень хочу, чтобы сербы жили по этому завету. Цетинье – историческая и культурная столица Черногории, в настоящее время – административный центр одноименного муниципалитета. Здесь находятся резиденции Президента Черногории и Черногорско-Приморская Митрополия. Город расположен в горной долине у подножия горы Ловчен. Основан в 1482 г. князем Иваном Черноевичем, а в 1484 г. здесь создан монастырь, ставший резиденцией митрополитов. Арсений (Брадварович, 1883–1963) – с 1947 по 1961 гг. Митрополит Черногорско-Приморский. Управлял епархией до 1954 г., в который был арестован властями. Епархия к моменту его вступления на кафедру была полностью разорена, духовенство, в том числе предыдущий митрополит, репрессировано. В 1961 г. назначен Митрополитом Будимским.

http://pravmir.ru/mitropolit-amfilohiy-i...

у Чапловича в Slavonien II, 152 и 207 fin., –7102 г. от сотв. м. есть не 1524-й, как ошибкой выставлено у Чапловича и как ошибка эта повторена в Arkiv’e Сакцинского II, 425 и у других, а 1594 г. от Р. X.). Существовав не менее как до 1650 г., во второй половине XVII в., неизвестно в каком году именно, она была закрыта (в дипломе импер. Леопольда I натр. Арсению Черноевичу от 1695 г. ее нет в числе существовавших тогда епархий, у Чапловича ibid. II, 37; была закрыта, вероятно, стараниями тех самых францисканцев, которые в настоящее время занимают бывший кафедральный монастырь православных епископов, ibid. II, 152). В документах одного православного монастыря, принадлежавшего к епархии пожегской (Ораховицы), упоминаются пожегские епископы-митрополиты: Василий под 1594 г., Иосиф под 1634 г., другой Василий под 1650 г. (у Чапловича ibid. II, 152 и 207); в сопочанском синодике записан неизвестно когда бывший епископ Симеон (Записок Географ. Общ. XIII, 153). Об Иоакиме сербо-славонском, который был в Москве в 1667 г. и под которым неизвестно – должен ли быть разумеем митрополит сремский или пожегский, мы говорили выше. 8) Вершецкая. Город Вершец, по сербскому произношению Вершац (на немецких картах Werschitz и Versecs), находится в Темешварском банате, верстах в 60–70 на юг от города Темешвара. Когда открыта была эта епархия, пока остается нам неизвестным. Леонгард Бём в своей Geschichte des Temeser Banats (B. I, Leipzig, 1861, S. 414) утверждает, что в Вершце была православная архиерейская кафедра уже в конце XV века; но так как и самая кафедра сремская, первая из всех по времени открытия, была учреждена не ранее как только в самых последних годах XV века, то словам его нельзя придавать особенной веры. Из епископов вёршецких тот же Бём называет Парфения, будто бы бывшего в конце XV века, и Спиридона, бывшего в первой половине XVII в. (едва ли впрочем не разумея Спиридона Штибицу, бывшего в конце XVII в., ibid.); в сопочанском синодике упоминается бывший около конца XVI или начала XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Уже в начале XV века они заняли два пустынных острова на Дунае, вблизи главных венгерских городов Пешта и Буды, устроили даже небольшой городок или „местечко» Сент-Андре (Святый Андрей), а в „сербском Ковине» основали монастырь. Немного спустя (в половине XV века) один из потомков владетельного рода Бранковичей, обладавший большими средствами Георгий (впоследствии митрополит Максим) устроил в Среме монастырь Крушедол и богато одарил его своими земельными владениями. Почти одновременно с Крушедолом появились монастырь Фрушкой горы, между Дунаем и Савой. До 50,000 сербских семейств переселились из турецкой Сербии в пределы Венгрии и заняли свободные места по Банату, Бачке и Срему. Вместе с мирянами переселились их приходские священники и монахи, бежавшие из разоренных турками сербских монастырей. Скоро в занятых переселенцами местностях появились церкви и приходы, а вблизи их новые монастыри. Венгерское правительство в то время относилось к переселенцам покровительственно и даже освободило их от платежа десятины в пользу католической церкви. Чувствовался только недостаток в правильной епархиальной организации. Священники по своим служебным делам, а прихожане с просьбами о рукоположении новых священников на место умерших обращались к соседним епархиальнымъ архиереям к Сремскому, Будимскому, Шегединско-Бачскому, Темешварскому и др. Но скоро было улажено и это затруднение. Начиная с 1683 года австрийцы мало помалу отняли у турок всю бывшую под их властью Венгрию и всю Славонию с Сремом. Тогдашний австрийский император Леопольд I, желая заселить эти земли трудолюбивым земледельческим народом, вошел в сношение с Печским (сербским) патриархом Арсением III Черноевичем, обещая многие льготы сербам, которые пожелают переселиться из Турции в Венгрию. Арсений принял эти предложения. И вот, в 1690 году около сорока тысяч сербских семейств (более 500,000 человек), во главе со своим патриархом и несколькими епископами, оставили страну своих отцов-Старую Сербию-и, переселившись в Венгрию, заняли свободные места в Славонии, Бачке, по берегам Тиссы и Мароша и на правом берегу Дуная от Пешта до Коморна.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Уже преемник Турчиновича, Георг Югович, около 1717 года, торжественно принял и распространял унию и сделался виновником смятений, бунтов и страданий православного народа, как увидим далее. В Славонии и Среме начинается деятельность католической пропаганды вместе с успехами императорского оружия в нижних странах Венгрии после отнятия Офена у турок (1687 г.). Соединенным усилиям кардинала Колонича, католического (только в 1688 г. поставленного) в Среме епископа и других военных и гражданских чиновников удалось часть христиан православного исповедания, сербов и волохов, убедить в главенстве папы; пропагандистам помогал в этом епископ или монах Хоновского Николаевского монастыря Лонгин Раич 64 ), который 30-го марта 1688 года грамотою Леопольда I и был утвержден в звании „влашского епископа Срема и нижней Славонии“. Кафедра его была в помянутом монастыре. В сказанной грамоте Леопольда говорится, что Лонгин утверждается в звании епископа „за труды и службы императору, так как непрестанно увещевает старшин и народ Рацов или Валахов (primores et plebem Rascianorum sive Valachorum), в Среме обитающих, быть верными нашему величеству и впредь обещается то же делать, и живя еще под игом турецким, от родителей и предков наследовал привязанность к христианскому государству, и из его предков было двенадцать епископов и два патриарха, известных по святой жизни“ и пр. Раич умер в 1694 году. Преемником его был Петр Любибратич, утвержденный в своем сане императором 31-го марта 1694 года. Он купил для епископской кафедры дом в Пакраче, выстроил там церковь , приписал к ней виноградники, мельницы и другие угодья и жил там до своей смерти (2-го июня 1704 г.). Что уния не была любима народом, видно из успешного действия грамоты патриарха Арсения Черноевича (1700 г.), которою он чрез Ораховицкого игумена оповещал всех – „епископа Любибратича не считать епископом, так как он не хочет зависеть от него (патриарха), не от него принял посвящение, да и не имеет никакой власти рукополагать в священство, потому что император только ему (патриарху) предоставил церковное управление“. После трех собраний в Ораховицком монастыре, было назначено общее собрание ко дню св. Андрея в Каменске. Здесь было от 300 до 400 депутатов, которые, согласно желанию патриарха, положили: „Епископу Любибратичу не повиноваться, ничего не давать, и если он прийдет к кому-нибудь, то давать только комнату, как всякому путешественнику“.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

чались переселения сербов в земли Венгрии, продолжавшиеся с небольшим перерывом в течении XV, XVI и XVII столетий. Частые нападения и опустошения со стороны турок заставляли сербов целыми толпами искать убежища в землях венгерских, сравнительно более безопасных. В первой половине XV в. заселены были сербами два наибольших острова Дуная, близ которых находятся главные города Венгрии Пешт и Буда. Тогда же основан был монастырь в местечке «сербском Ковине», выстроен, между прочим, городок Св. Андрей, бывший в конце XVII в. резиденцией сербского патриарха. В половине XV в. деспот Георгий, потомок владетельного рода Бранковичей (в монашестве митрополит Максим) основал монастырь Крушедол, в Среме, и богато одарил его своими поземельными деспотскими владениями. К этому же времени, или даже несколько ранее, относится основание и большей части других монастырей Фрушкой горы, холмистого полуострова между Дунаем и Савой. Переселявшимся в Венгрию сербам давались венгерскими королями привилегии, уравнивавшие их с жителями других вольных городов королевства. В первой половине XVI в. по вызову и под предводительством сербских деспотов Вука и Павла Канизи, до пятидесяти тысяч сербов переселились из турецкой Сербии в венгерские земли и рассыпались по Банату, Бачке и Срему. Эти провинции образовали собою – с согласия венгерских королей – сербскую деспотовину. Сербские деспоты, носившие титул государственных баронов, водили сербские войска, участвовавшие в общих войнах Венгрии, строили православные монастыри и дарили им села; основали несколько епархий в своих областях, выхлопотали освобождение всего православного населения Венгрии от платежа десятины в пользу католической церкви. Но особенно важное значение имеет массовое переселение сербов в венгерские земли при патриархе сербском Арсении III Черноевиче в 1690 г. Со времени этого переселения ведет свое начало православная автокефальная сербская церковь в Венгрии. Патриарх Ипекский, что в Старой Сербии, Арсений III, обнадеженный многими обещаниями императора австрийского Леопольда I, чтобы спасти себя и свою паству от новых

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Якшич Дмитрий (Душан) Николаевич; (1873 – 12 августа 1935). Окончил классическую гимназию в Фиуме, один год учился в Карловацкой богословской школе. В 1893 поступил в Киевскую ДА, где проучился два года, перешел в С.-Петербургскую ДА, которую окончил в 1897, к. б. В 1897/98 два семестра слушал лекции на философском факультете Венского университета. С 16 сентября 1898 – профессор Карловацкой богословской школы. В 1901 рукоположен во священника. 3 мая 1902 допущен к исполнению священнических обязанностей в Николаевской Чернореченской церкви (в Новой Деревне), причем ему повелено было именоваться Димитрием (в память Димитрия Солунского). После принятия 1 августа 1902 года русского подданства, он 23 сентября 1902 был утвержден в своей должности. Участвовал в заседаниях религиозно-философских собраний С 1904 – член Старокатолической комиссии при Св. Синоде, участвовал в международных старокатолических конгрессах. С 17 мая 1906 – второй священник посольской церкви в Вене (с обслуживанием Мерана, Веве и Эмса), 1908 – доктор философии Венского университета. С 16 октября 1910 – священник Успенской церкви на Сенной площади в Петербурге. С 16 декабря 1911 – настоятель миссийской церкви в Дрездене, 20 декабря 1911 награжден саном протоиерея. 17 ноября 1913 – магистр богословия («Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 году под руководством печского патриарха Арсения III Черноевича. Прага, 1912»). После начала Первой Мировой войны вернулся в Россию. В Петрограде он был законоучителем в 10 четырехклассном женском городском училище на Большой Гребецкой улице. До 1922 года служил в Александро-Невской церкви Дома трудолюбия Петровского общества вспомоществования бедным. С 25 ноября 1918 – 22 октября 1924 – научный сотрудник Публичной библиотеки. Вернулся на родину. Преподаватель Карловацкой богословской школы, затем профессор кафедры сравнительного богословия Белградского университета. Редактор органа Сербской Патриархии – «Гласника». Доктор богословия. В 1931 в Сремских Карловцах издал со своим предисловием и примечаниями «Письма Василия Васильевича Болотова Александру Алексеевичу Кирееву». О. Димитрий бывал у о. Николая Чукова: В своем дневнике о. Николай отметил, что на его именины 17 февраля 1924 года «к чаю» пришел и о. Димитрий (Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб. 1994. С. 541).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

16) Самуил Маширевич. Не желая, чтобы преемник Иосифа носил титул патриарха и в то же время находясь в 1862 г. не в таком положении, чтобы раздражать сербов отказом, правительство извернулось тем, что на время назначило администратора патриархии, а в 1861 г., когда улучшило свои дела, приказало избрать митрополита, в каковые и выбран был Самуил Маширевич, управлявший кафедрой в продолжение 7 лет и умерший в прошлом 1870 году. После него до настоящего времени кафедра остается вакантною. Сколько было епископских кафедр у венгерских или австрийских сербов перед прибытием в Австрию патр. Арсения Черноевича, как уже мы говорили выше, положительным образом остается неизвестным. Императорским указом от 1 марта 1695 г. было постановлено, что на будущее время диоцез сербо-австрийской православной архиепископии имеет состоять из следующих 7 епархий, не считая собственной епархии архиепископа: 1) иенопольско-(арадско)-темешварской, 2) карлштадтской и аринопольской, 3) будимской или офенской и стольно-белградской, 4) шегединско-бачской, 5) могачской и сигетской, 6) вершецкой и 7) великоварадской и егерской 350 .  Перемены относительно числа епархий, происходившие после 1695 г., были следующие: 1) вскоре после 1695 г. была вновь замещена остававшаяся в сем последнем году праздною и предполагавшаяся было правительством к упразднению епархия вараждинская или кроатская; 2) перед 1707 г. была закрыта епархия великоварадская и егарская, быв разделена между епархиями иенопольской и шегединской; 3) в 1708–10 г. была открыта епархия пакрачская, ставшая продолжением прежней епархии пожегской; 4) в 1713 г. была открыта епархия костайничская, быв отделена от епархии карлштадтской; 5) в 1722 г. епархия иенопольско-арадско-темешварская была разделена на две: арадско-иенопольскую и темешварскую; 6) после 1731 г. была закрыта епархия могачско-сигетская, быв присоединена к епархии будимской; 7) после 1749 г. была закрыта епархия вараждинская или кроатская; 8) в 1771 была закрыта епархия костайничская; 9) в 1783 г. подчинены были правительством ведению архиепископа сербского трансильванская и буковинская епархии-германштадтская и радауцкая или черновицкая; 10) в 1815 г. с присоединением к Австрии далматинских владений бывшей республики венецианской поступила в ведение архиепископа епархия, далматинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010