До 1768 г. на заседаниях карловацкого синода присутствовали только епископы; а с этого года австрийское правительство установило, чтобы заседания синода происходили непременно в присутствии правительственного чиновника, называемого комиссаром или даже прокурором. Только в 1893 г., когда в Карловцах был созван архиерейский собор, главным образом, для избрания епископов бачкского и будимского, с разрешения высшей власти на его заседаниях не присутствовал королевский комиссар, что членами синода было встречено с великою благодарностью, как знак доверия императора к сербскому епископату. После этого австрийским правительством было разъяснено, что императорский прокурор должен присутствовать на всех заседаниях синода, кроме тех, на которых обсуждаются чисто религиозные дела и разрешаются внутренние церковные вопросы, а также когда Синод созывается для избрания епископов, при этом было сделано и предупреждение, что на заседаниях синода обсуждаются только те дела и вопросы, на которые у правительства испрошено дозволение. Церковно-народный собор или конгресс (последнее название более приличествует этому учреждению) в первый раз был созван в 1707 г. для избрания карловацкого митрополита после смерти Арсения Черноевича. Но число депутатов или членов церковно-народного собора долгое время не было точно определено никаким законодательным актом. Только в 1768 г. австрийское правительство постановило, чтобы в состав народно-церковного конгресса входило не более 75 чел. членов, а именно 25 депутатов от духовенства, 25-от военного сословия и 25-от сословия гражданского. Впоследствии в правление императора Леопольда II, по ходатайству сербских дворян и помещиков, число которых к тому времени значительно увеличилось, правительство дозволило им посылать на конгресс от себя 25 депутатов, так что состав народно-церковного конгресса с 1792 г. был определен в 100 чел. 19 мая 1875 г., когда был обнародован закон -„Соборско устройство», состав народно-церковного конгресса определен таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Здесь мы не видим ни папского абсолютизма, ни римско-католического клерикализма, ни лютеранского демократизма, так что здесь, по крайней мере формально, осуществляется вполне идея живого, братского общения и деятельного участия каждого члена церкви в общей ее жизни, идее характерно выраженная известным православным канонистом, покойным митрополитом румынским Андреем Шагуно ю: «как в человеческом теле, – говорит он в своем учебнике церковного права, – так и в церковном теле члены действуют то порознь, то вместе, т. е. каждый член действует во-первых один, для самого себя, потом все вместе друг с другом и друг для друга. Напр. всякий архипастырь – епископ, митрополит, патриарх – действует отдельно, сам по себе и для самого себя на освящение и спасение своей души и на освящение и спасение своего клира и верного народа с употреблением власти вязать и решить, и вместе с архипастырями в вопросах догматических, таинственных, обрядовых, и даже – с представителями народа епархии, митрополии, патриархата в делах управления, дисциплины и хозяйства церкви. С другой стороны здесь довольно удачно проведено различие сфер власти священной и власти церковно-правительственной. В первой, как ведающей чисто церковные, духовные предметы признан высший авторитет иерархии: одна она отправляет обязанности и применяет полномочия учительства и пастырства. Мирянин, как мирянин, здесь не имеет никаких полномочий. Но в применении церковью своей юрисдикции, особенно в области гражданских прав и привилегий церкви, в области хозяйственной, экономической уделено весьма достаточно участия и полномочий преданным церкви мирянам, но и здесь – с сохранением полного достоинства и преимущества иерархии. III. Организация высшего управления в православной Сербской Карловицкой церкви в Австро-Венгрии Когда в 1690 году сербы в числе 40 000 семейств переселились из своего отечества в Австрийские владения во главе с своим патриархом Арсением III (Черноевичем), в Ипеке – сербской патриархии – еще при жизни Арсения избран был новый патриарх Калинник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-vozr...

и александрийского патриарха Космы 1703 г., – обе из синайских рукописей, о) выписки из печатной греческ. книги: « Το μαχαρ. κα σοφοτ. πατραρχου Νεκταρου πρς τς προσκομιθεσας θσεις παρ τν ν εροσολμοις φρατρων δι Πτρου..., ρ) подлинная сербская записка о посещении печским патриархом Арсением Черноевичем Синайской горы с 2-мя греческими приписками на обороте (стр. 371–508). μ) Перечень хрисовулов молдавск. и валашских господарей, русских царей, а также турецких актов и затем французских официальных бумаг времени оккупации Египта французами (стр. 509–515), с маленькой заметкой к географии Космы Индикоплевста (на стр. 516). ν) Надписи путешественников на книгах Синайской, вновь открытой библиотеки и в Джувании (стр. 517–525). ξ) Епископы Синайской горы, посвященные александрийскими патриархами (стр. 525). о) Перечень и содержание актов и царских грамот, хранящихся в синайском Джуванийском подворье и в Синайском монастыре в хронологическом порядке (стр. 526–539). π) «Перечень монахов Синайской обители» (стр. 539–542). р) Выписки из разных сочинений о Синайском монастыре (стр. 543–546). σ) Официальные сведения о греческом монастыре в Киеве и о принятии болгар в киевскую духовную семинарию (стр. 547–558). τ) Отмеченная выше грам. Иеремии патриарха Константинопольского на 5-ти листах подлинной рукописи XVI в. (стр. 560–568). υ) Выписки из географии (кн. III) Птоломея, а потом из сочинений: Епифания, Евсевия, Плиния, Бетарта и Нибура (стр. 569–574). φ) Снимки с печатей молдавских господарей Александра Доброго и Петра Рареша. χ) Путь от Каира до Хеврона через Синайский монастырь (стр.579–581). ψ) Синайские бедуины, – черновая (стр. 583–589). ω) Часть черновой из истории Синая (стр. 591–647). αα) Из Абутига. Церкви Абутиг-епархии, – статистические таблицы на 7-ми листах, составленные самими архиереями (стр. 653–661). ββ) Мезении (стр. 667–668). γγ) Путь Ассирийский или торговый путь Аравийский (второй). δδ) Выписки из разных сочинений (стр. 687–698). εε) Отрывок из черновой истории Синая (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

И можно себе представить, какой трудной была моя жизнь в интернате, как нелегко давалось мне общение с товарищами. Наша гимназия была организована по типу старых дореволюционных классических гимназий. Главный упор в преподавании делали не на физике и математике, а на гуманитарных науках. Гимназия отличалась от соседних, чисто сербских. У нас учились не только русские, но и сербы, были сербские учителя, которые преподавали сербскую географию, сербскую историю, сербскую литературу, сербский эпос и, конечно, сербский язык. У нас сразу же установились контакты между русскими и сербскими детьми, хотя взрослые их немножко ограничивали: они боялись, что мы можем утратить нашу русскость. Но такое, конечно, про­исходило. Девушки выходили замуж за сербов, наши юноши женились на сербках. И действительно, они оказались как бы потерянными для русской эмиграции, которая бережно сохраняла традиции русской культуры в сербском окружении. В гимназии много внимания уделялось разного рода спортивным занятиям, играм, футболу. Я, десятилетний, увлёкся футболом. И мне подарили футбольный мяч. Для нашей семьи он был дороговат, так что это был очень хороший подарок. Но однажды во время игры мяч залетел в соседний двор и исчез. Я его так и не нашёл и очень переживал из-за этой потери – настолько, что вообще перестал интересоваться футболом. Всезаграничный собор РПЦЗ В Сремских Карловцах, севернее Белграда, в течение нескольких веков находилась резиденция Сербских патриархов. В 1922 году в Сербии был только митрополит, возглавлявший маленькую независимую Поместную Церковь . Недалеко от резиденции возвышается Фрушка Гора – своего рода сербский Афон. Она вся покрыта лесом и стоит на равнине с удивительно плодородной землёй, чернозёмом. На этой святой горе было свыше двадцати сербских монастырей. Они появились ещё в те далёкие времена, когда на патриаршем престоле был патриарх Арсений III Черноевич, или Црноевич по-сербски. Патриархия находилась в городе Печ, на границе с Грецией и Албанией, недалеко от Косовского поля, где в 1389 году произошла знаменитая битва между сербами и турками.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

когда он перенес свою резиденцию из г. Обода в ново­основанный город Цетинье, и разорен в 1690 г. тур­ками. После этого монастырь был восстановлен владыкой Даниилом из рода Петровичей в Негушах, впрочем, на новом месте (на прежнем же месте воздвигнут позднее придворный храм); в 1714 и 1717 годах возобновлен­ный монастырь был разорен дважды, но всякий раз вос­становляем. 2) Успенский, близ Цетинья, 3) Никольский в Цермнице (оба приписаны к Цетиньскому монастырю). 4) Никольский на острове Вранине, возобновленный кня­зем Николаем в 1886 г., с прекрасной церковью, украшенной иконами, писанными в России и снабженной отсюда же церковными принадлежностями, а также с отлич­ными монастырскими строениями. 5) Богородице-Рождественский в Косереве. В 1884 г. сюда перенесены, из монастыря Ждребаника, мощи св. Арсения, архиепископа сербского. 6) Успенский на острове Коме, построен пер­вым из рода Черноевичей Стефаном Черноевичем († 1471); останки его и супруги его Марии покоятся, как значится на надгробных плитах, внутри церкви. В Захолмско-Расской епархии находятся следующие монастыри: 7) Введенский (Острог верхний), основан в XVIII в. Захолмским (острожским) митрополитом св. Василием, мощи которого и почивают здесь. В 1852 г. этот мо­настырь выдерживал осаду от огромного турецкого войска, предводимого Омером-пашей, а в последнюю войну он сильно пострадал от войск и пушек Сулеймана-паши; по воле князя Николая и под непосредственным наблю­дением епископа Виссариона, Введенский монастырь воз­обновлен и приведен в лучший вид. 8) Свято-Духовский (Острог нижний), основ. тем же св. Василием Острожским. 9) Михайловский (Ждребаник). Строителем его был, по преданию, Стефан Неманич (XII в.). На­звание монастыря объясняют тем, что здесь, на обшир­ной равнине, содержался конский завод, принадлежащий тому же Неманичу. В последнюю войну этот монастырь был разорен турками, но потом восстановлен. 10) Богородице-Рождественский (Пиперская келия), нач. XVIII в. 11) Успенский (Дуга), на берегу р. Морачи.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Но в 1422 году они подпали под власть венецианской республики. В 1460 году, отложившись от вассальной зависимости венецианцев, они снова устроились в самостоятельное воеводство, но пользовались своею политическою свободою недолго: в 1514 году Черногория была присоединена к Турции и вошла в составь скадарского или скутарского пашалыка. Только в конце XVII века (в 1696 или 1697 г.), под предводительством владыки-митрополита Даниила Петровича Негуша, храбрые черногорские витязи отвоевали себе политическую свободу и независимость. Вскоре после этого они вступили в дружеские сношения с Россией и уже в 1711 году вместе с Петром I вели войну с Турцией, не принесшую, впрочем никакой пользы ни России, ни Черногории. Христианство черногорцы приняли вместе со всеми сербами вообще; а когда сербская церковь была объявлена автокефальною архиепископиею (в 1219 году), им дан был особый епископ, именовавшийся Зетским; а в 1346 году, когда сербская архиепископия была провозглашена патриархатом, зетский епископ был возведен в сан митрополита. Впрочем, с присоединением Черногории к Турции и с подчинением её в церковном отношении константинопольскому патриаршему престолу, зетские святители снова стали именоваться епископами. Освободившись от турецкого владычества, черногорцы объявили и свою церковь независимою от константинопольского патриарха. Неизвестно, была ли она официально признана автокефальною и со стороны священного синода константинопольского патриархата. Вернее всего, что константинопольский патриарх втихомолку примирился с совершившимся фактом. До присоединения Черногории к Турции черногорские владыки были рукополагаемы в Сербии сербскими епископами; затем-константинопольскими патриархами. Первый самостоятельный черногорский митрополит, освободитель своего отечества от турецкого владычества, Даниил Петрович Негуш, был рукоположен (в 1700 г.) в Венгрии, в Сечуе, где проживал тогда сербский патриарх Арсений IV Черноевич. Его дальнейший преемник, Петр I Петрович Негуш (1782– 1830), сменивший бездеятельного Савву Петровича (1735– 1782), хотел получить рукоположение в России, но он не был выпущен из Вены, и потому был рукоположен в Карловицах сербским митрополитом.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Общ; ХШ, 153), Иоанн, приезжавший в 1686 г. в Москву за милостыней (Муравьева Сношений с Востоком ч. 4, л. 1099, – он называется в записи епископом Благовещенского монастыря, что при реке Папороте, Иоанном Яновским: Яновский значит иеновский или иенопольский, т. е. епископ городка Иеновы, а под Благовещенским монастырем разумеется монастырь Крушедольский, cfr ibid. ч. 2, стр. 233, в котором епископ жил, нет сомнения, потому, что при нем, так же как и при его преемнике, епархии сремская и иеновская составляли одну епархию), Исаия Дьякович, бывший последним перед Арсением Черноевичем и первым при нем епископом (у Раича IV, 372 и у Чапловича в Slavonien II, 37. – Остается не совсем понятным для нас, что по городку Ионове, по-латыни Jenopolie, не только у сербов назывался Темешварский банат Иоаннопольской или Янопольской державой, у Раича III, 274, 320, IV, 56, 62, Гласн. XXI, 270 fin., но называется Uehonoлueй-Jenopolia и в Официальных актах австрийского правительства, см. напр. у Раича IV, 372, 373 и у Чапловича в Slavonien II, 30; вероятно, это по отношению к сербам северной части баната и восточной Венгрии, для которых, как мы сказали, городок Иенова был общественным и административным центром). 6) Арадская. Город Арад находится в юго-восточной Венгрии, на правом берегу р. Марош, отделяющей собственную Венгрию от Темешварского баната. Епархия арадская была открыта одновременно с епархией иеновско-темешварской и тем же самым Моисеем-Матфеем Бранковичем, которым и эта последняя (у Раича IV, 69). Неизвестно после сколь продолжительного существования, епархия арадская присоединена была к епархии иеновско-темешварской (Исаия Дьякович, бывший в конце XVII в. епископом иеновско-темешварским, был в то же время и епископом арадским, см. Мушнцкого в Гласн. VI, 54 fin. и 73). 7) Пожегская. Город Пожега (Pozega, Poszega) находится в Славонии, на речке Орляве, впадающей в Саву. Епархия пожегская открыта была неизвестно когда прежде 1594 г., потому что в сем году она упоминается как существующая (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Он уничтожен был в 1766 г., годом раньше уничтожения охридской архиепископии и присоединен выше упоминавшимся константинопольским патриархом Самуилом к своему патриархату. С этого времени епископы стали назначаться в Сербию из Константинополя, и обыкновенно греки. С политическим возрождением Сербии, возродилась и сербская автокефальная церковь , получившая, в качестве таковой, признание со стороны константинопольского патриарха в 1879 г. В одном из последних по времени законов (27 апр. 1890 г.) выражено, что сербская церковь есть автокефальная, не зависящая ни от какой другой иностранной церкви, но удерживающая единство в догмате с восточной вселенской церковью. Возродившаяся сербская церковь обнимает собой только сербов королевства Сербии. Сербы подчиненных Турции областей, а также Боснии и Герцеговины, остались под церковной властью константинопольского патриарха, который своей обычной политикой замещения епископских кафедр греками продолжает вызывать между турецкими сербами тоже недовольство, которое болгар привело к образованию экзархата. Черногория до конца XVII в. состояла под церковной властью инекского сербского патриарха, а с этого времени, вместе с политической независимостью, получила и церковную автокефальность. Она представляет собой в церковном отношении одну епархию, управляемую митрополитом (других епископов нет), который до половины XIX столетия был не только духовным владыкой, но и военным вождем и светским правителем черногорского народа. В пределах Австро-Венгрии последовательно образовались три православные автокефальные церкви. В 1696 г. сербы (около 40 тысяч семейств), вместе со своим патриархом ипекским Арсением Черноевичем, спасаясь от турецких жестокостей, бежали в Австрию. Но в Пеке еще при жизни Арсения был избран новый патриарх, так что положение церковных дел оставалось некоторое время неопределенным. Строго говоря, переселившиеся в Австрию сербы должны бы были оставаться под властью ипекского патриарха; но, после смерти Арсения, ипекский патриарх Каллист, ввиду желания австрийских сербов и ввиду дарования им австрийским императором свободы веры и привилегий, грамотой 1710 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

п. не раз повторялись и в Сербии. Часто христианских детей отнимали от родителей и обращали в янычар; часто девиц и юношей похищали для гаремов. Когда огромные подати, бесчеловечно собираемые турками, довели Сербию до крайней нищеты, – сербский патриарх из фамилии Раичей Гавриил отправился в Россию, где участвовал (1655 г.) на московском соборе, и в Валахию за сбором милостыни для бедствовавшей паствы своей и церкви;– но когда возвратился на родину, – его тотчас же турки заподозрили в измене и сослали в Бруссу (гор. в тур. эялете Анатолии, в Малой Азии), где долго его пытали, наконец удавили (1659 г.). Подобная горькая участь грозила и предпоследнему сербскому патриарху, Василию Берчичу: он (в 1763 году) уже сослан был в заточение на один из островов Средиземного моря, но, к счастию, успел бежать оттуда в Черногорию. Когда сербский патриарх Арсений Черноевич начал убеждать сербов переселиться в Австрию, турки, услышав об этом, выразили месть свою разрушением многих церквей и монастырей 86 . В наши дни Европа убедила (1856 г.) султана издать гатти – гамаюн, коим обещана христианам в Турции свобода богослужения, обещана равноправность христиан с магометанами... Но что такое эти гатти– гамаюны?.. Большею частию прекрасные мечты, неосуществляемые на деле, – лоскуты бумаги, остающиеся без исполнения. – Христиане и теперь немало терпят бед от турок 87 . Рим с давних пор всеми мерами старался поработить себе и восточных сербов, как покорил себе западных братьев, их– хорватов, и, по временам, имел некоторый успех. Так еще в IX веке папа Иоанн VIII склонял (873– 4 г.) на свою сторону сербского короля Мунтимира, но, кажется, не имел успеха. Папа Александр II на 3 Сплетском соборе (1059 г.), предав анафеме славянскую письменность, объявил, что св. братья Кирилл и Мефодий– еретики, потом послал (1062 г.) первосвятителю сербскому, диоклейскому митрополиту Петру, паллий, как знак зависимости его от римской кафедры, утвердил его в сане митрополита, перечислил церкви и епархии, ему принадлежавшие, и просил его иметь попечение, как о латинских, так и о греческих монастырях 88 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Первоначально эту миссию для Черногории выполняла ис­ключительно Франция, где получил свое образование и князь Николай, а впоследствии она распространилась и на другие страны, особенно много черногорцев шло в Россию для высшего образования. В русских духовных академиях нередки черногорские воспитанники. Кроме Франции и России, черногорские воспитанники имеются в настоящее время в Австрии, королевстве Сербии, Италии и даже в Царь­граде. Благодаря такой мере Черногория имеет ныне образованных чиновников и офицеров, имеет своих вра­чей и инженеров. – Народных школ ныне больше 60; в Цетинье учреждены кроме того образцовые городские школы – особая для мальчиков и особая девочек. Повсюду введено преподавание русского языка. Вообще, Черногория теперь по праву может стать в ряду государств куль- —276—­ турных. Доблестный князь Николай I (с 1860 г.) является истинным просветителем своего народа. Как уже видели из предшествующего, при нем заведены народные школы, семинария, женский институт, гимназия, образцовые городские училища, при нем возникла периодическая пресса, устро­ены народный музей и библиотека. Но кроме того при нем заведены почтамты, телеграфы, чрез горы проведены пре­красные шоссейные дороги, что повело за собой значитель­ное увеличение торговли, в Цетинье проведена по трубам за 10 верст прекрасная ключевая вода; при нем, нако­нец, издан новейший и полный свод законов. венский в Косереве. В 1884 г. сюда перенесены, из монастыря Ждребаника, мощи св. Арсения, архиепископа сербского. 6) Успенский на острове Коме, построен пер­вым из рода Черноевичей Стефаном Черноевичем († 1471); останки его и супруги его Марии покоятся, как значится на надгробных плитах, внутри церкви. В Захолмско-Расской епархии находятся следующие монастыри: 7) Введенский (Острог верхний), основан в XVIII в. Захолмским (острожским) митрополитом св. Василием, мощи которого и почивают здесь. В 1852 г. этот мо­настырь выдерживал осаду от огромного турецкого войска, предводимого Омером-пашей, а в последнюю войну он сильно пострадал от войск и пушек Сулеймана-паши; по воле князя Николая и под непосредственным наблю­дением епископа Виссариона, Введенский монастырь воз­обновлен и приведен в лучший вид.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010