Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРАХОВИЦА (Ремета), мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Славонской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится близ г. Ораховица (Хорватия). Изначальное название мон-ря, Ремета, вероятно, восходит к древнему поселению католич. отшельников (лат. eremitae). Впервые Ремета упоминается в тур. описи Пожегского санджака 1579 г., тогда в ней находилась кафедра Пожегской митрополии Печской Патриархии. В обители действовал скрипторий, в к-ром были созданы Апостол (1583), Типик (1590), здесь иером. Матфей переписал Триодь (1584), Цветную Триодь (1585), Сборник евангельских поучений (1593), а в рукописи «Паренесиса» Ефрема Сирина (1594) оставил запись об окончании росписи храма (исходя из этого сообщения, исследователи считают, что каменный храм заменил деревянный ок. 1592). Впосл. в О. старец Спиридон переписал Псалтирь с последованием (1630), а мон. Димитрий в 1635 г. переписал и проиллюстрировал Служебник (1635), Василий (в монашестве Стефан) переписал Четвероевангелие (1672). Из О. происходит Псалтирь с последованием (ок. 1649), в записи к-рой упоминается игум. Савва. Известны также имена книжников XVII в.- Дионисия и Феофана. С кон. XVI в. в О. действовала ювелирная мастерская: Радош выполнил серебряный оклад для иконы свт. Николая (1600), Аврамий Хлапович - дарохранительницу, пятихлебницу, трикирий, подсвечник и кадильницу (1617), Стефан Иванович Сараевац - позолоченный серебряный оклад распятия и панагиар (1632). В 1650 г. храм был реконструирован в моравском архитектурном стиле. Во время австрийско-тур. войны (1683-1699) при уходе из Славонии (в период между 1687 и 1691) турки сожгли О., убили или увели в плен монахов. Через неск. лет в нее вернулись монахи Исаия и Орест, позже к ним присоединились 6 иеромонахов из сожженных мон-рей Липле и Ступле. В 1690 г. настоятель О. игум. Иов (Раич), брат униат. Сремского еп. Лонгина (Раича), принял унию. Патриарх Печский Арсений III (Черноевич) в 1693 г. посетил О. и поставил ее игуменом Серафиона. Тогда же обитель была отремонтирована, и в 1697 г. в храме установлен иконостас с образами работы Савы Крабулевича. В 1715/16 г. к храму пристроена внешняя припрата с часовней св. Стефана, а в 1757-1758 гг. заменена крыша. В 1758 г. О. посетил митр. Карловацкий Павел (Ненадович) для урегулирования нестроений в епархии, возникших после смерти еп. Пакрацкого Софрония (Йовановича; 1757), когда настоятель О. архим. Прокопий (Попович) на основании фальшивых рекомендаций в Цетине был хиротонисан во епископа. Митр. Павел заключил лжеепископа в О. в затвор, где тот прожил до смерти в 1767 г. В 1764 г. по заказу архим. Прокопия (Поповича) в Вене была выполнена гравюра с видом обители, где изображалась братия, встречающая у врат архиерея.

http://pravenc.ru/text/2581473.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРГЕТЕГ Гргетег, жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Находится на юж. склоне Фрушка-Горы близ г. Ириг (Воеводина). Согласно преданию, основан ок. 1471 г. деспотом Вуком Джурджевичем (Вук Огненный Змей; см. ст. Бранковичи ) в память отца Григория (Гргура). История В тур. источниках упоминается с 1619 г. В кон. XVI-XVII в. была построена церковь, 3-нефная, с полуокружной апсидой, припратой и 6-гранным кубом, перекрытым цилиндром. В кон. XVII в. был разорен и опустел. В 1691 г. имп. Свящ. Римской империи Леопольд I определил Г. с его владениями (с. Нерадин, пустоши и мельницы) местом жительства еп. Енопольского и Арадского Исаии (Джаковича) . Еп. Исаия обновил церковь, а когда в 1707 г. стал митрополитом Крушедольским, объявил Г. митрополичьим имуществом и подарил мон-рю драгоценности, оставшиеся после смерти патриарха Печского Арсения III (Черноевича) . В 1739 г., спасаясь от турок, в обитель перешли монахи из мон-ря Сланци под Белградом. В 40-60-х гг. XVIII в., при митр. Карловацком Павле (Ненадовиче) , была возведена высокая колокольня, монастырскую церковь с 4 сторон окружили братские корпуса. В этот период в мон-ре была богатая б-ка: согласно данным визитации Фрушкогорских мон-рей митр. Павлом в 1753 г., здесь хранилось 65 книг, из них 8 - древних сербских. В 1771 г., при митр. Карловацком Иоанне (Георгиевиче), вместо старой была возведена новая однонефная церковь с куполом над средней частью храма и звонницей на зап. фасаде. Иконостас для нее в стиле рококо с богатой резьбой сделали художники Я. Орфелин и Т. Крачун (1774). В 1780 г., при игум. Кирилле (Живковиче ; впосл. епископ Пакрацкий), была расписана трапезная. При пожаре 1841 г. сильно пострадал иконостас церкви, и его заменили иконостасом из колокольни (1836, работа Г. Бакаловича и Д. Джурковича, в 1901-1902 дополнен иконами У. Предича). При игум. Иларионе (Рувараце) в 1898 г. в мон-ре была освящена часовня в честь Рождества Пресв. Богородицы, иконостас для к-рой в 1911 г. сделал худож. Петр Крижанич (сохр. 1 икона), а в 1899-1901 гг. весь монастырский комплекс был отреставрирован по проекту Г. Болеа. В нач. XX в. братство мон-ря насчитывало 5 чел.

http://pravenc.ru/text/166415.html

(Петрович; 1677, Белград - 27.07.1730, там же), митр. Белградско-Карловацкий. Род. в семье Петара и Елисавки. Учился в греч. школе в Белграде. Во время Великого переселения сербов 1690 г. перешел на австр. земли. В г. Сентендре продолжил обучение при дворе патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , к-рый рукоположил его во диакона. Затем в мон-ре Печская Патриархия был пострижен в монашество с именем Моисей патриархом Печским Каллиником I . Во иерея был рукоположен на австр. территории митр. Бачским Стефаном (Метохийцем) . Вернулся в Печскую Патриархию и получил чин протосинкелла. В 1709 г. патриархом Каллиником I в мон-ре Печская Патриархия был хиротонисан во епископа и поставлен митрополитом Дабро-Босанским (см. Дабро-Босанская епархия ). В 1713 г. был выбран главой Белградской митрополии. После австро-турецкой войны 1716-1718 гг. и последовавшего присоединения к Габсбургской империи области Банат, Сев. Сербии с Белградом и части Боснии в 1718 г. М. в Вене просил присоединить их к Карловацкой митрополии , а его поставить главой объединенной митрополии или признать автономию Белградской митрополии. Т. к. венские власти не были заинтересованы в укреплении церковного единства сербов, в сент. 1718 г. было удовлетворено только 2-е его предложение. Автономию Белградской митрополии в 1721 г. признал и патриарх Печский Моисей (Райович) . Несмотря на запрет властей участвовать представителям Белградской митрополий в Сербском народно-церковном соборе в 1722 г. в Петроварадински-Шанце (ныне Нови-Сад), М. на нем присутствовал и единогласно был избран коадъютором и «сопомощником» при больном митр. Карловацком Викентии (Поповиче) с правом наследования. Хотя венские власти препятствовали тому, чтобы «сербы составляли единое целое», и объявили коадъюторство М. недействительным, после смерти митр. Викентия (1725) на соборе 27 февр. 1726 г. было принято решение о включении Сербии и Баната в состав Карловацкой митрополии и об избрании М. митрополитом Карловацким. Имп. комиссар утвердил его только как Карловацкого митрополита, но сербские представители добились de facto объединения Белградской и Карловацкой митрополий в единую Белградско-Карловацкую митрополию благодаря тому, что М. стал администратором Белградской митрополии.

http://pravenc.ru/text/2563998.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Плоть и кровь Славонско-Пакрацкой земли 12.05.2015 533 Время на чтение 10 минут Об истории Славонско-Пакрацкой земли известно не многое. Однако она таит в себе живой источник - непроходящую память, которой наполнено сердце сербского народа. Здесь в хронике жизни многих людей присутствует история трагической гибели сотни тысяч жертв Ясеновацкого лагеря смерти. Принято считать, что у страдания нет национальности, а это значит, что у трагедии родственных по духу народов есть общие отголоски истории, а у людей с единой верой - единый взгляд на несправедливость. О том, как переживали гонения в годы Второй мировой войны православные люди Сербии и о том, как сейчас строится жизнь Славонской епархии «Приходам.ру» рассказал епископ Славонско-Пакрацкий Йован. Ваше Преосвященство, расскажите, пожалуйста, о том, как исторически формировался характер Славонско-Пакрацкой епархии? - Славонско-Пакрацкая епархия хранит в своей истории древние богословские предания. Здесь проложены тропы, по которым ходили святые апостолы. На территории митрополии есть большое количество ранних античных и византийских храмов, которые свидетельствуют о том, что Церковь Божия жила во всей полноте уже в те года. Это места, где в своей миссии между славянами проповедовали святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Позднее Православие на этой земле возродилось после турецкого сражения, когда местные христиане отступили перед турками. Православный народ Балкан был захвачен османскими войсками, тогда и произошло заселение пустующих земель. Также во времена, когда турки были разбиты под Веной, в те края переселились люди из Косово и Метохии. Это были известные переселения сербов 1690 года под руководством Патриарха Печского Арсения III Черноевича, об этих событиях существует известный роман знаменитого писателя Милоша Црнянского «Переселения». У Патриарха Арсения III была резиденция в городе Сирач, в десяти километрах от столицы нашей епархии Пакраца - того места, где я пребываю, где несу своё служение. Я являюсь двадцать седьмым епископом Пакрацко-Славонским с тех пор, как под турецким игом была основана митрополия. Славонско-Покрацкая епархия - это созданное сокровище, оттуда родом происходит Патриарх Павел Сербский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Женский монастырь Беочин Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Беочин (серб. Манастир Беочин) — женский монастырь Вознесения Христова, один из самых посещаемых монастырей на Фрушкой Горе. Относится к Сремской Епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] О том, как монастырь получил свое название, есть история архимандрита Фирмилиана (Дражича) (митрополита Скопского в 1902-1903 гг.). Он утверждал, что его основали монахи из монастыря Рача и назвали его Беочин, потому что монастырь был «белый, красиво сделан». Монастырь нашел свое тихое пристанище в долине между двумя холмами, поросшими густым лесом, недалеко от Нови-Сада, у села Беочин. Перед монастырем протекает ручей Люти, впадающий в реку Дунай. Точное время возникновения монастыря не установлено. Первые упоминания о нем встречаются в турецких письменных источниках в 1578 году. В течение XVII века Беочин был отмечен еще дважды в 1622 и в 1629 годах. Он также упоминается в российском архиве в 1622 году, когда игумен Лонгин отправился в Москву с просьбой о материальной помощи. Монастырь сильно пострадал в то время и целью путешествия игумена было найти средства на восстановление монастыря. Во время австро-турецких войн монастырь, вероятно, был поврежден и заброшен. В 1697 году Патриарх Арсений III Черноевич позволил монахам-беженцам из монастыря Рача (находится в 6 км. от реки Дрина) поселиться в монастыре и помочь восстановить его. В 1708 году монахи из Рачи построили небольшую временную деревянную церковь. Строительство нынешней церкви Вознесения Господня (на месте первоначальной) началось в 1731-32 гг. и было завершено в 1740 году. Колокольня над входом была закончена позднее, в 1762 г. Упоминаются также и благотворители монастыря Миливое Милакович, арендатор почтового отделения из Футога, и его сын Петар. Иконостас монастырской церкви был выполнен тремя известными мастерами: в 1754 году четыре престольные написал Янко Халкозович, а остальные иконы датируются 1765-66 годами и принадлежат Димитрию Бачевичу и Теодору Крачуну.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Добриловина Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Добриловина (серб. Манастир Добриловина) построен в XVI веке в честь святого великомученика Георгия. Относится к Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] На территории национального парка Дурмитор находится несколько старинных монастырей, но самый известный среди них — это православный монастырь Добриловина, построенный здесь в XVI веке в честь святого великомученика Георгия. В Средние века данная монашеская обитель была главным религиозным центром в долине реки Тара — Потарье. Монастырь впервые упоминается в 1593 году в документах турецких властей, когда они разрешили отремонтировать разрушенную церковь святого Георгия, поэтому исследователи делают вывод о том, что монастырь был основан гораздо раньше. По народному преданию, церковь была возведена на пожертвования Неманичей и считается одной из «задужбин» этой царской династии. В последующие годы монастырь Добриловина упоминается в источниках заметно чаще. Сохранились записи о том, как в 1602 году монах Иосиф передал монастырю один экземпляр «Октоиха», а в 1609 году местный игумен Иоаким на деньги воеводы Милошевича и местных князей восстановил и расписал храм св. вмч. Георгия. В 1749 году монастырская церковь была снова обновлена. В конце XVII века монастырь посещал Патриарх Арсений III Черноевич . После 1799 года для монастыря настали нелегкие времена. Он был разрушен турецкими войсками и пришел в полный упадок. Основные монастырские ценности были спрятаны монахами в тайной пещере, но обратно в монастырь так и не вернулись. Последующие 30 лет обитель пустовала, пока в 1833 году монах Макарий не восстановил ее. Однако, турецкие захватчики вскоре вновь изгнали монахов из монастыря. Новую попытку вернуть жизнь монастырю предпринял архимандрит Михаил Дожич в 1867 году. Здесь он открыл школу в 1870 году, которая тайно действовала в монастыре. Это была первая школа в этом районе, что имело большое значение для этого региона. Школа была временно перенесена в близлежащую пещеру во время нападений Османской империи. Эту пещеру можно увидеть и сейчас.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Дульево Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Дульево (серб. Манастир построен в XIV веке, во времена царя Душана, на живописном плоскогорье, на северо-востоке от монастыря Прасквица . Находится на горном плато примерно в 3 км от Святого Стефана на высоте около 400 метров за Паштровичами. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] По преданию монастырь, был основан в середине XIV века в память о воинах царя Стефана Душана, которые водой из источника св. Саввы были исцелены от брюшного тифа. Тогда царь Стефан в благодарность Богу построил здесь храм в честь св. первомученика Стефана, архидиакона («крестная слава» Неманичей). Монастырь долгое время являлся метохом монастыря Дечаны , в котором послушники Дечанского монастыря принимали монашский постриг. Монастырь также служил связующим звеном между монастырем Дечаны и Святой горой Афон . Первое письменное упоминание о Дульеве относится к 1677 году, когда в монастыре состоялся собор представителей рода Паштровичей (покровителей обители) для избрания игумена монастыря. В середине XVII века в Дульево принял постриг первый сербский Патриарх Арсений III Черноевич . Многие монахи, убегая от турецкого беззакония находили убежище в этом монастыре. Существуют письменные свидетельства о том, как в 1699 году герцеговинский владыка Савватий Любибратич послал несколько монахов из монастыря Савина в Дульево. Игумен монастыря Гавриил (Куляч) был противником союза с Австрией, за что неоднократно подвергался физическому нападению и арестам во время путешествий вне Паштровичей. У него были большие стада овец и он бесплатно раздавал молоко, сыр и хлеб всем путникам, которые проезжали, через Дульево на пути к Святой Горе и обратно. До сих пор здесь растёт шелковица, у которой оделял едой бедняков и путников. Монастырь Дульево, как и остальные Паштровские монастыри, неоднократно подвергался разрушениям в прошлом. Самые тяжёлые испытания монастырь перенёс во время нашествия скадарского паши Махмуда Бушатлии, в результате которого в 1785 г. монастырь Дульево был сожжён турками.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Женский монастырь Чокешина Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Чокешина (серб. Манастир Чокешина) — женский монастырь Шабацкой епархии Сербской Православной Церкви, расположен у подножья горы Цер. Памятник культуры исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Монастырь является одним из старейших монастырей в этом регионе, построен в начале 15 века. Согласно преданию, строительство изначально велось на пожертвования князя Милоша Обилича, который начал возведение монастыря перед Косовской битвой . Во время этой битвы он погиб, и монастырь остался недостроенным. В 14 - начале 15 вв. строительство продолжил воевода Богдан Чокеша, помещик из Мачвы. Монастырь, как и деревня, назван в честь Богдана Чокеши, на чьей земле он был построен. В период с 1707 по 1732 год, после великого переселения сербов при Патриархе Арсении Черноевиче , в монастыре действовала школа, которую возглавлял игумен Василий. Монастырь был образовательным центром, здесь учились юноши из окрестных деревень. Позднее турки подожгли и разрушили монастырь. По сохранившимся данным известно, что в 1786-86 гг. на старом фундаменте была построена новая церковь, руководил работами вальеский епископ Иоаким и староста монастыря, иеромонах Пайсий Лукич. Во время Первого сербского восстания, когда на этом месте произошло сражение между сербами и турками – «битва при Чокешине» – монастырский храм снова был снесен. По благословению игумена монастыря Чокешина Германа в 1890 году у монастырских ворот был установлен памятник погибшим сербским воинам над братской могилой. Нынешняя монастырская церковь Чокешины построена между 1820 и 1823 годами на средства князя Милоша Обреновича. Иконостас датируется 1834 годом и был расписан Михайло Константиновичем из Битоли и Николой Янковичем из Охрида. Большой конак построен в 1928 году. Во время Второй мировой войны на территории монастыря располагался партизанский госпиталь, также действовал приют для детей из разных уголков Сербии.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Митрополит и господарь Черногории Даниил (Петрович-Негош) Митрополит Черногории Даниил (Петрович-Негош) / Будущий Черногорский владыка родился в селе Негуши в 1677г. Эта дата стоит на его могиле. По другим данным, он родился около 1670г. или около 1680г. Отцом Нико, таким было его мирское имя, был воевода Стефан (Шчепац) Петрович. Поэтому владыку Даниила часто величали по отчеству - Шчепчевич. Родоначальником фамилии Петровичей Негошей был дед Даниила Радул. Нико Петрович, будучи еще ребенком, ушел в Цетиньский монастырь, где вскоре принял монашество. В это время Черногория переживала тяжелые времена. Борясь за свое полное освобождение от турок, черногорцы выступили против Османской империи в начавшейся Морейской войне (1684-1699) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция и Ватикан. Но венецианская помощь, на которую надеялись черногорцы, оказалось недостаточной. Скадарский паша Сулейман Бушатли дважды - в 1685 и 1692гг. - захватывал черногорскую столицу Цетинье, которую обороняли венецианцы с черногорцами. 28 сентября 1692 г. Цетиньский монастырь был разрушен, а митрополичья резиденция перенесена в монастырь Добрская Челия. Переломным моментом в истории Черногории стало избрание в 1697г., после смерти владыки Савватия Очинича, митрополитом и господарем молодого цетиньского монаха Даниила. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1918г. Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику. В 1700г. Даниил был хиротонисан сербским патриархом Арсением III (Черноевичем) в венгерском городе Сечуй. После возвращения на родину в 1701 - 1704гг владыка возрождает на новом месте Цетиньский монастырь, разрушенный турками. В 1702г. Даниил был коварно схвачен скадарским пашой Демиром и приговорен к смерти в случае невыплаты выкупа. Ежедневно турки заставляли его носить орудие своей казни - кол из Подгорицы в Спуж (10км) и обратно, а по ночам подвешивали со связанными руками под сводом городских ворот. Владыка был выкуплен за огромную сумму, собранную по всей Черногории.

http://pravoslavie.ru/39870.html

Монастырь Ораховица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Ораховица — монастырь Славонской епархии Сербской православной церкви, находящийся на территории современной Хорватии, неподалеку от Вировитицы. Монастырь посвящен Святителю Николаю, архиепископу Мир Ликийских, чудотворцу. Содержание История [ править править код ] В исторических источниках монастырь неоднократно также называется Ремета. Своё имя монастырь получил по названию вершины горы Ораховица, которая ныне именуется Соколовина. Первое упоминание о монастыре датируется 1583 годом. В источниках говорится, что на этом месте была церковь в честь Святителя Николая. В 1594 году была построена новая церковь, тогда же расписанная, а в 1607 году был сделан новый иконостас. В монастыре активно переписывались и переплетались книги. В 1650 году церковь была обновлена. После разгрома турок под Веной началось освобождение Славонии, которое завершилось в 1687 году. Однако при отступлении турки оставляли за собой выжженную землю. В окрестностях монастыря были полностью уничтожены 28 сел, в 23 уцелевших осталось только 280 семей. Турки сожгли и сам монастырь, а монахов убили или увели в рабство. Спустя некоторое время в монастырь вернулись только двое выживших монахов — Исаия и Орест, которые начали его восстановление вместе с оставшейся братией разрушенных в Боснии монастырей Липле и Ступле. С 1688 года в крае началось распространение униатства. Первым на этот путь встал сремский епископ Лонгин (Райич). Распространить униатство в Ораховице пытался его брат, однако в ситуацию вмешался патриарх Арсений III Черноевич, который полностью искоренил униатство в этом районе. Дальнейшие попытки униатов проникнуть в район Ораховицы наталкивались на решительное сопротивление местных сербов. Нормальная жизнь в монастыре началась в 1705 году, когда прибыл епископ Софроний Подгоричанин. После полного вытеснения турок из Славонии началось и восстановление монастыря. В XVIII веке в монастыре жило множество монахов — 50 иеромонахов и 12 диаконов. Здесь также учили и молодых богословов. В 1757 и 1758 гг. было проведено обновление монастыря. Тогда неподалеку от монастыря жили и несколько монахинь, последняя из которых, Герасима Протич, умерла в 1839 году.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Орах...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010