Поражение габсбургских сил близ Качаника (2 янв. 1690) и подавление серб. антиосманского восстания, поднятого по призыву патриарха Печского Арсения III (Черноевича) , стали причиной т. н. великого переселения сербов, когда 90 тыс. чел. во главе с патриархом перешли с османских территорий на габсбургские. Уже в 1691 г. К-польская Патриархия по желанию османских властей поставила Каллиника I и новых иерархов вместо патриарха Арсения и ушедших с ним епископов, и ко времени заключения между Габсбургской и Османской империями Карловацкого мира (1699) Печская патриархия уже не была канонически единой, потому что Арсений продолжал именоваться патриархом и исполнять его функции, а нового патриарха не признавали не только оказавшиеся на габсбургской территории епископы, но и часть архиереев, оставшихся на османских землях. Разделению патриархии способствовали политические обстоятельства: в сложившихся условиях патриарший центр в Печском мон-ре мог контролировать лишь епархии, расположенные на землях под османской властью, а Вена не хотела, чтобы ее правосл. подданными управляли с территории враждебного гос-ва. Мон-рь Крушедол. Общий вид Габсбургские власти регулировали отношения с серб. переселенцами путем предоставления им через патриарха привилегий за исполнение различных обязанностей. Поэтому в начальный период К. м. являлась не только религиозной, но и главной светской институцией сербов в Габсбургской монархии. Митрополиты представляли интересы сербов в гос. сферах и следили за соблюдением дарованных им привилегий, при этом влияние митрополитов распространялось на часть земель Османской империи, т. к. они оказывали щедрую финансовую помощь Печской патриархии. Привилегии, с помощью которых император регулировал права сербов, не были новым явлением монархического правления: 5 окт. 1630 г. были изданы «Statuta Valachorum» («Валашские статуты» - название отражало не народность, а занятие скотоводством), определявшие обязанности славянских переселенцев, охраняющих границы в Славонии, в Карловацком и Вараждинском генералитетах.

http://pravenc.ru/text/1681083.html

Почти все Сербские архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324-1337), перу которого принадлежит «Жизнь кралей и архиепископов Сербских». После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печские Патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно Патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей. С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия. Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года. Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печской Патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского Патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/135021.htm...

В знак благодарности сербам Леопольд I предоставил им ряд существенных привилегий, в том числе гарантию свободы православного вероисповедания. Более того, Карловацкие митрополиты стали не только духовными, но и светскими представителями сербского народа в империи.  Согласно Карловицкому мирному договору, окончившему войну и подписанному 26 января 1699 г., Порта утратила свои земли в Славонии, Среме, Бачке и части Далмации. Для управления над присоединенными землями создавалась Придворная комиссия, которая впоследствии стала брать все больше власти в свои руки. Так, сразу после смерти Арсения III Черноевича в 1706 г., Вена запретила сербам избрать нового патриарха, а глава православной церкви в Австрии стал именоваться митрополитом и архиепископом. Кроме этого сербы стали испытывать и различные религиозные притеснения, активно проводилась политика унии. В 1744 г. в австрийской тюрьме был замучен православный миссионер преподобный Виссарион Сарай, боровшийся против распространения унии на территории Баната и Трансильвании и не отрекшийся от истинной веры даже под пытками. Особенно преследования были сильны на территории современной Хорватии, где закрывались православные монастыри и церкви, в сербские приходы назначались униатские священники. В результате здесь вспыхнул целый ряд восстаний для защиты Православия. В 1750 г. русский дипломат М.П. Бестужев-Рюмин, описывая гонения на православных в австрийских землях, писал, что отказавшимся от унии угрожают не только отнять все имущество, но и всех с женами и детьми истребить. Самым вопиющим примером стала судьба монастыря Марча, из которого силой оружия изгоняли братию, угрожали православным священникам, но местные сербы боролись за православную обитель. В результате власти монастырь все же закрыли, а здания разобрали на строительный материал. В середине XVIII в. значительное число сербов переселилось в Россию, в так называемую Новую Сербию (Екатеринославскую губернию), из-за религиозных гонений и других притеснений. В этих обстоятельствах Вена была вынуждена пойти на некоторые уступки. Так в 1781 г. Иосиф II издал Патент о веротерпимости, уравнявший все религии на территории империи, но не снявший ряда ограничений времен Марии Терезии, касавшихся духовной деятельности. В конце XVIII в. в хорватских землях появилась первая сербская школа. В это время было построено и большинство православных церквей и семинарий на территории Хорватии. Стал издаваться сербский журнал «Добрый пастырь». 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

После успешного взятия Константинополя в 1453 г. османский султан Мехмед II обратился к послам: «Передайте своим правителям, что вчера я устроил пир в столице ромеев. Скоро я приду позавтракать в Белград, обедать буду в Будапеште, а ужин будет в Вене!.. Я могу указать единственный путь к спасению для ваших правителей: станьте мусульманами и платите мне дань – и только так избегнете приуготованной вам погибели!».  Однако под стенами Белграда его ждало горькое поражение. Венгерский король Матьяш Хуняди (Корвин) с целью привлечения сербов на военную службу разрешил им свободно исповедовать Православие. В 1462 г. на участке от побережья Адриатики до Яйце он организовал первую территориальную единицу будущей Военной границы – Сеньскую капитанию. Именно тогда и появилось собственно название «Краина» — оно означало пограничные участки вдоль венгерско-турецкой границы, пролегавшей по р. Уне. Венгрия потерпела сокрушительное поражение против турок в битве при Мохаче в 1526 г., большая часть территории вошла в пределы Османской империи. Генуэзец Мернавино писал в 1573 г., что христиане не имели права участвовать в государственном управлении, носить оружие, не могли свободно веселиться и танцевать, должны были покорно сносить любое оскорбление турка, а за «проявленное неуважение к мусульманской религии насильственно обращались в ислам, или казнились». Другая часть земель Западной Венгрии и Хорватии оказались под властью Габсбургов. Именно на землях, где проживали сербы и хорваты, в 1578 г. была устроена Военная граница (или Военная Крайна) для борьбы против осман.  В 1683–1699 гг. вновь на Балканах вспыхнула ожесточенная и кровопролитная война, которую вела Священная Лига против Турции. Император Леопольд I в 1687 г. направил грамоты Константинопольскому патриарху с призывом к совместной борьбе христиан против мусульманского полумесяца. На призыв императора откликнулись многие сербы, часть из них шла добровольцами в австрийскую армию, другие участвовали в восстаниях против турок. В 1690 г. состоялось переселение сербского населения на территорию Австрийской империи. Вот как описывает это иеромонах Кирилл (Хоповец): «Вся Сербская земля побежала к Буде – патриарх сербский и все архиереи, иноки и миряне, и весь народ христианский. – Впереди такого множества людей шел патриарх Арсений Черноевич, как Моисей пред Израилем через Красное море». 

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

27 сентября расстрелян в пос. Бутово Ленинского р-на Московской обл. Арсений III (Черноевич; 1636–1706), Патриарх Печский Сербской Православной Церкви (1672–1706). С 1665 г. настоятель Печского монастыря. С 1669 г. митрополит Хвостенский. В 1690 г. возглавил переселение сербов, находившихся под турецким игом, в австрийские земли, где была основана самостоятельная сербская митрополия, стал первым ее митрополитом. Афанасий (Любимов Алексей Артемиевич; 1641–1702), архиепископ. В 1682 г. рукоположен в архиепископа Холмогорского и Важеского. Построил Холмогорский Преображенский собор и Успенский женский монастырь. Содействовал царю Петру I в его государственных делах. Афанасий (Протопопов Александр Федорович, 1783–1842), архиепископ. В 1823 г. хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии. С 1826 г. епископ Нижегородский и Арзамасский. С 1932 г. архиепископ Тобольский и Сибирский. В 1836 г. преобразовал Кондинский Троицкий монастырь в миссионерский и основал при нем духовное училище для детей ненцев, коми и хантов. Афанасий (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887–1962), священноисповедник, епископ Ковровский. Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Вместе с проф. Б. А. Тураевым по решению Собора составил Службу Всем святым, в земле Российской просиявшим. В 1921 г. хиротонисан во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии. С этого времени свыше 20 лет с небольшими перерывами в ссылках и лагерях. С июля 1947 г. в Дубравлаге, где познакомился с митрополитом Нестором. В мае 1954 г. перемещен в Зубово-Полянский дом для инвалидов заключенных. Был председателем Богослужебно-календарной комиссии. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. причислен к лику святых. Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; 1801–1868), архиепископ. В 1841 г. хиротонисан во епископа Томского и Енисейского. С 1853 г. архиепископ Иркутский и Нерчинский. С 1856 г. Казанский и Свияжский. Баклановский Михаил, протоиерей. Находился вместе с митрополитом Нестором в Дубравлаге, после освобождения служил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Вскоре благоверная супруга Лазаря княгиня Милица удалилась в монастырь, а перед смертью приняла великую схиму с именем Ефросиния. Сын великомученика, князь Стефан Лазаревич в 1403 или 1404 году пришел на Косово поле и в память о своем отце и сербских мучениках, погибших с ним, установил здесь большой каменный столб из мрамора. На нем была написана похвала, посвященная подвигу царя Лазаря и сербских воинов. Такие и подобные похвалы святому великомученику Лазарю написал не только его сын Стефан, но и другие его современники и позднейшие писатели. Весь сербский народ почитал царя Лазаря как святого Христова великомученика. Дивную похвалу написала святому князю и благодарная монахиня Ефимия, вышив ее золотыми и серебряными буквами на шелковом покрывале для раки с его мощами. Мощи святого Лазаря почивали в Раваницком Вознесенском храме вплоть до великого переселения сербов во главе с патриархом Арсением III (Черноевичем) в 1690 году, когда монахи, спасаясь от турок, покинули монастырь и перенесли тело святого князя в Сент-Андрею. В 1697 году святые мощи были перенесены на Фрушку гору, где монахи обновили монастырь Врдник и назвали его Новой Раваницей. В Врднике тело святого великомученика Лазаря почивало вплоть до Второй мировой войны. 14 апреля 1942 года профессор Богословского факультета Радослав Груич перенес мощи в кафедральный собор в Белграде и тем самым спас его от поругания хорватским фашистами-усташами. Тогда же были спасены и перенесены в Белград мощи святого царя Уроша V и князя Стефана Штильяновича. Почти полвека мощи святого царя Лазаря находились в кафедральном соборе св. Архангела Михаила в Белграде. В 1989 году, во время празднования 600-летия Косовской битвы, мощи святого князя Лазаря были торжественно пронесены по всей Сербии и вновь были перенесены в Раваницу. Преподобный отец XX века, Иустин (Попович), так говорит о подвиге святого Лазаря и его месте в жизни сербского народа: «Святосавский всенародный идеал «Все за Христа – Христа ни за что» никто не осуществил в такой полноте как святой великомученик царь Лазарь. Он воплотил этот всенародный идеал, избрав Царство Небесное и принеся себя в жертву на Косово, а с собой и весь сербский народ».

http://pravicon.com/info-2763

Трудно сказать, что было правдой, а что в этом прошении примешено для большего эффекта. По многочисленным свидетельствам, которые дают современные ему источники, можно заключить, что патриарх Паисий не находился уж в столь великой материальной нужде как об этом говориться в прошении. Не знаем мы и о том, что ответил царь, так как после этого следы всех связей патриарха Паисия с Россией теряются. Патриарх Гавриил, наследник Паисия, не только продолжал поддерживать связи с Россией, но и, как мы уже видели, и сам отправился в нее и поплатился за эту поездку головой…За время патриаршества Гавриила посещал Россию и Кратовский митрополит Михаил: он уезжал и снова возвращался. Во второй раз он прибыл в Путивль 18 сентября 1657 года. По-видимому во второй раз он отправился в Россию «на вечное жительство» вместе со своим братом Вениамином, который много пострадал от Михаил был архидиаконом у патриарха Паисия, а в епископы был хиротонисан при патриархе Под старость Михаил вернулся в родные края и там Его имя упоминается в двух источниках: один сообщает, что в 1652 году, во время своего первого посещения Руси он получил от царя Алексея Михаиловича (1645-1676) Пролог за месяц а во второй раз пробыл в Москве полтора О патриархе Максиме, наследнике Гавриила, известно, что он не посылал в Россию своих представителей, «которые бы употребили ту дарственную грамоту, что была дана патриаршему монастырю. Взамен этого, русские обратились к нему по этому поводу и дали новый письменный акт о чисто церковных братских отношениях между Сербской и Русской 14 октября 1662 года в Москву прибыл Вршацкий митрополит Феодосий, просивший и получивший милостыню и оставшийся в России. На соборе 1666 – 1667 гг., когда был осужден русский патриарх Никон, этот Феодосий был поставлен «местоблюстителем патриаршего известил патриарха Максима о том, что митрополит Феодосий остался в Москве «ради наших великий государственных Феодосий преставился в России 20 августа 1671 года. Патриарх Арсений III (Черноевич) Оживленные связи с Россией поддерживал и патриарх Арсений III Черноевич: еще до того, как он окунулся в деятельность по освобождению народа от турок патриарх Арсений III послал в Москву хиландарского монаха архимандрита Исайу с письмами к царю. Каков был ответ патриарху из России, мы не знаем, так как, по возвращении Исайа был арестован австрийцами в Брашове, письма у него были отняты, а сам он отправлен в

http://pravoslavie.ru/40750.html

С 1375 г. Сербия сделалась данницей Турции, а в 1459 г. обращена в турецкую провинцию. Последний владетель Сербии, Лазарь, уже не из дома Неманьи, перед смертью, завещал свое государство в ленное владение папе, надеясь этим спасти его от турецкого ига. Но бояре и народ предпочли турок и не сделались латинянами. Сербское патриаршество в Ипеке (Печи) существовало еще долго. Ипекские патриархи служили объединяющим началом для порабощенных сербов. В 1606 г. патр. Иоанн сносился с австрийским правительством об освобождении Сербии. Патр. Максим в 60-х годах 17 века не только сносился с австрийцами по тому же поводу, но и миропомазал в звание будущего сербского деспота одного из потомков последних сербских государей. Патр. Арсений Черноевич в 1688 г. обращался с просьбами к русскому правительству поднять оружие против турок и т.п. Сербы, не видя выхода, продолжали спасаться, уходя в австрийские владения. В 1691 г. патр. Арсений Черноевич ушел в Австрию с 37 тысячами сербов. То же сделал в 1738 г. и другой патриарх Арсений. Это вызвало подозрительное отношение со стороны турок к патриархам из сербов, вследствие чего на ипекскую кафедру они стали возводить греков. В 1766 году патр. Константинопольский Самуил I добился того, что турки упразднили ипекскую патриархию и все сербские епархии подчинили ему. Все епископы сербы были заменены греками. Как и в Болгарии, греки старались эллинизировать сербов. В 1804 г. сербы восстали против турок. С помощью своих вождей, сначала Кара-Георгия , а после него Милоша Обреновича, и при постоянной помощи России, сербы обрели свободу и в 1817 г. провозгласили своим князем Милоша. В 1830 г., на основании Адрианопольского мира (1829 г.) между Россией и Турцией, Сербия была признана независимым княжеством , и оставалась только в вассальной зависимости от Турции. В 1878 г., после успешной войны России с Турцией, окончилась вассальная зависимость, и Сербия стала полностью независимой. Князь ее принял титул короля. Церковные дела сербского государства были устроены в 1832 г. Высшая власть была сосредоточена в лице архиепископа Белградского с титулом митрополита всей Сербии , который избирался из среды сербского духовенства князем и народом. Константинопольский IX патриарх должен был только давать свое согласие на это избрание. Посвящение митрополита совершалось собором сербских епископов. Избрание епископов было предоставлено князю и митрополиту, а патриарху посылалось извещение об этом. Сербское правительство обязывалось за своего митрополита и епископов делать ежегодный взнос в патриаршую казну, а при новом избрании митрополита присылать патриарху денежный подарок. Митрополиту и епархиальным архиереям было назначено определенное жалование из казны. В Белграде была устроена Духовная семинария. Древний Ипек оставался тогда во владениях Турции. Православная церковь в Боснии и Герцеговине

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Турецкое иго, сопровождавшееся обычными жестокостями и притеснениями, для сербов было так же тяжело, как и для других христианских народов Балканского полуострова. Многие сербы бежали в Венгрию и австрийские владения и поселились там навсегда. Оставшиеся на месте, испытывая всю тяжесть ига, естественно стремились освободиться от него. Ипекские патриархи, служившие для них объединяющим национальным центром, поддерживали в них эти стремления и даже изыскивали средства к свержению ига. Так, патриарх Иоанн в 1606 году сносился с австрийским правительством об освобождении сербов; патриарх Максим в 60-х годах XVII столетия не только сносился с австрийцами по тому же предмету, но и миропомазал в будущего сербского деспота одного из потомков последних сербских государей; патриарх Арсений Черноевич в 1688 году обращался с просьбами к русскому правительству поднять оружие против турок и тому подобное. Но стремления сербов к политической независимости не приводили к желаемым результатам; единственным средством к спасению от турецкого ига оставалось для них по-прежнему переселение в австрийские владения, к чему прибегали даже и патриархи. Так, в 1691 году патриарх Арсений Черноевич бежал в Австрию с 37 тысячами сербов; то же сделал в 1738 году и другой патриарх Сербский, также Арсений. Но эти переселения возбуждали в турецком правительстве подозрительность к патриархам из сербов, вследствие чего на Ипекскую патриаршую кафедру стало оно возводить греков. В 1766 году турецкое правительство даже совсем уничтожило Ипекскую патриархию и все сербские епархии подчинило константинопольскому патриарху. Этого успел добиться от турок тогдашний константинопольский патриарх Самуил I, ревностный поборник интересов своей патриархии и национального возрождения греков. С одной стороны, желание увеличить доходы патриархии для уплаты ее долгов доходами с сербских епархий, а с другой – стремление эллинизировать сербов для будущей Греческой империи побуждало его добиваться уничтожения национального сербского патриархата. Вслед же за открытием патриархата все епископы сербы удалены были со своих кафедр и заменены греками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В течении 420 лет патриаршую кафедру занимали: 1. Иоанникии II (1346 – 1354 г.), участвовавший в составлении «Законника» Душанова и утвердивший его соборне; при нем православие сильно было преследуемо католиками в дубровпцкой республике, и православный монастырь в г. Стоне отдан был фраищискапам. 2. Савва IV (1354 – 1375 г.). 3. Блаж. Едирем II (1376– 1382 г.): удалился на покой в дечанский монастырь. 4. Блаж. Спиридон (13.2 г.), написавший несколько свящ. песней для сербской церкви. 5. Даниил III. 6. Савва V. 7. Кирилл I. 8. Никон (ок. 1420– 27 г.). 9. Никодим II (ок. 1446 – 51 г.). 10. Феофан. 11. Арсений II: при нем турки окончательно завладели (1459 г.) Сербиею и наложили большую подать на патриарший престол. 12. Св. Макарий I, получивший от султана гатти- шериф на возобновление церквей и монастырей. 13. Павел. 14. Антоний (у 1574 г.). 15. Герасим (ок. 1579 – 80 г.). 16. Савватий. 17. Никанор. 18. Иерофей (у 1591 г.). 19. Иоанн (у 1614 г.). 20. Паисий I (у 1646 г.) из митрополитов Новобрда, написавший житие Уроша, службу ему и «повесть вкратце о праведном Стефане ИЦиляновиче». 21. Гавриил из фамилии Раичей, бывший в России за милостыней и присутствовавший на московском соборе 1655 г. – Заподозренный турками в измене, он сослан был в Брусс) и после многих истязаний был удавлен (1659 г.). 22. Максим (у 1681 г.). 23. Арсений III Черноевич, по приглашению австрийского императора Леопольда перешедший в Австрию с 37,000 сербских семейств. 24. Каллиник I (+ 1710 г.). 25. Афанасий I (с 1711 г.) из скопийских митрополитов. 26. Моисей Петрович (1712– 1718 г.) из рашских митрополитов, в 1718 г. перешедший в Австрию, в Белград. 27. Арсений IV Иоаннович (1724– 1738 г.) из митрополитов рашских. Из выданнаю ему султаном Махмудом фирмана видно, что сербский патриарх обязан был платить ежегодно Турции 70,000 пиастров, да кроме того единовременно 100,000 п. при получении берата; за то никто не мог вмешиваться в распоряжения патриарха: патриарх имел право носить жезл, собирать с народа и духовенства плату за св. миро, визитации, разрешение браков и т. п., смещать тех духовных, которые бы отказались от уплаты подати и пр. Но несмотря на эти привиллегии, Арсений бежал (1738 г.) в Австрию. С ним бежало много и сербов; но одни из них на пути были убиты, другие казнены.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010