Приехал новый эконом. Дела ему в запущенном хозяйстве будет по горло. Помогай Бог. Дело Консистории 3244 о прошковском диаконе Ставровском можно бы, конечно, и утвердить, но мне весьма хотелось избавить Прошково от этого клеветника – бывшего урядника, никому не дающего покоя, так что и крестьяне просят убрать от них этого низкого человека. Но мне подписываться неудобно после прежней моей резолюции на деле. Простите и благословите меня грешного епископа Андроника. г. Новгород, 7 марта, 1911 года Письмо 3  Ваше Высокопреосвященство. На журнале Консистории 2806 о церкви на реке Сепотке я написал «согласен». А все-таки не найдете ли полезным поднять вопрос о судьбе этой достроенной церкви и, однако, остающейся частной собственностью Подгорушного. Не нажить бы тут беды; не догадались бы, например, раскольники или еще кто ею воспользоваться. На журнале 2876 я тоже согласился. Но не признаете ли полезным обусловить, чтобы в деревянной часовне Мессарош пол был несгораемый и чтобы неугасимая лампада не угрожала опасностью часовне. Кстати: это почти малоумный человек. Достоуважаемый Владыка. Сыновне приветствую Вас с днем Вашего Ангела. По молитвам святителя Арсения, да утешает Вас и впредь Господь тою благодатию, какую Вы уже усмотрели и ныне в достолюбезном и благочестивом дивно Новгороде, с святынями и набожностью которого и я, грешный, чем дальше, тем больше сродняюсь в чувстве возрастающего трепетного благоговения. Сегодня служили панихиду. Певчие были, конечно, не все, как и духовенство, да и власти по грехам нашим. Завтра будем в 12 часов служить молебен святителю Арсению. Просим и о нас ему Ваших молитв. На первой неделе я говел и, однако, смалодушничал и не осмелился сказать Вам то, что дерзаю исповедать сейчас на бумаге. Владыка, чувствую и вижу, что между нами какая-то стена трудная. Искал я вину за собой и полагаю, что не ошибусь, если такою виною своею назову мои мнения Вам по делам Консистории: они, может быть, резки, не деликатны, не осторожны, даже, может быть, как бы не почтительны.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Духонин отказался, заявив, что такие переговоры может вести только центральное правительство, но не командующий армией. После этого ему объявили, что его снимают с поста главнокомандующего, но он должен продолжать выполнять свои обязанности до прибытия нового главнокомандующего Н. В. Крыленко. 20 ноября в Ставку в Могилев прибыл Крыленко, который отдал приказ о своем вступлении в должность Главковерха и передал Духонину, что он будет отправлен в Петроград в распоряжение Совета Народных Комиссаров. Н. Н. Духонин был арестован и на автомобиле доставлен на железнодорожный вокзал, где его отвели в вагон Крыленко. Было сказано, что Духонина отправят в Петроград. Однако затем матросы, прибывшие с Крыленко, возбужденные известием об освобождении генералом из тюрьмы в Быхове руководителей корниловского мятежа (генерала Л. Г. Корнилова, А. И. Деникина и др.), потребовали, чтобы Духонин вышел из вагона. Когда Духонин вышел на площадку вагона, кто-то выстрелил ему в голову, а затем его добили штыками и прикладами. «Отправить в штаб Духонина» на сленге ЧК, ГПУ и НКВД означало «казнить». – Примечание. 539 49-е, 50-е, 51-е Деяния Собора (23,24,25 ноября (6, 7,8 декабря) 1917 г. Председатель архиепископ Арсений. Повестка дня: «Доклад Отдела о Высшем Церковном Управлении: “Об органах Высшего Церковного Управления”». Докладчик проф. И. И. Соколов (См. Деяния ... Т. 4 (2) С. 100–129, С. 130–160, 161–184). – Примечание. 540 Большая часть подвалов Зимнего дворца была приспособлена для хранения вин; при этом среди прочих винных хранилищ был «заповедный» погреб, где хранились коллекционные вина, выдержанные в течение нескольких десятков лет. После захвата Зимнего дворца большевиками стала известна тайна дворцовых подвалов. Слухи о винных складах поползли по городу, и караул дворца уже не в силах был остановить хлынувший туда поток любителей спиртного. В Петрограде начались винные погромы. Ленин призвал к борьбе с ними. 14 ноября, обсудив создавшееся положение, Военно-революционный комитет принял решение: караул в Зимнем сменить, выделить для охраны дворца группу надежных матросов, а винные склады замуровать, за две с небольшим недели вынуждены были несколько раз менять состав караула.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В этих условиях, когда аресты следовали один за другим, монахиня Евдокия (Перевезникова) не покинула арестованного в очередной раз митрополита Кирилла, принося ему для передачи в тюрьму еду и теплую одежду. Но 13 июля была арестована и сама матушка Евдокия 670 . Немногим ранее (9 июля) будет арестована Людмила Петрова; немногим позже (29 июля) – Феодор Захаров, странник, часто привозивший почту из Ташкента, поначалу от митрополита Арсения (Стадницкого) , позже (после смерти владыки Арсения в феврале 1936 года) – от архиепископа Бориса (Шипулина), которого, по словам епископа Евгения, митрополит Кирилл считал «тайным своим соратником» 671 и с которым имел письменное общение митрополит Иосиф. Аресты будут осуществляться вплоть до осени 1937 года. В результате НКВД сумеет «организовать» несколько следственных дел по т. н. «Всероссийскому контрреволюционному центру». По этим делам будет арестовано, а затем приговорено к расстрелам и заключению в концлагерь 64 человека! Две недели спустя после ареста (7 июля 1937 года), двум старцам-митрополитам: 74-летнему владыке Кириллу, 64-летнему владыке Иосифу, а также епископу Евгению, были предъявлены обвинения и зачитаны постановления о привлечении их в качестве обвиняемых. Митрополит Иосиф от подписи в предъявленном ему обвинении отказался 672 , так что следователь вынужден был сам расписаться вместо митрополита Иосифа. И вместо подписи обвиняемого митрополита оказалась подпись «контрреволюционер» 673 . Тюремное существование для расстроенного многолетним пребыванием в ссылках и тюрьмах здоровья митрополита Кирилла было чрезвычайно тяжело. Но опыт семнадцатилетних лагерных скитаний и упование на помощь Божию, укрепляющую немощь человеческую, придавали и в этих условиях священномученику Кириллу уверенность в том, что не оставит его Господь и в это последнее земное испытание (а, думаем, что митрополит Кирилл догадывался, что испытание это будет для него последним). Условия содержания заключенных в чимкентской тюрьме были невыносимы. Тюремная стража, выполняя поручение следователей, не давала заключенным спать, пытаясь довести арестованных до крайнего изнеможения. Еда была несносной, вода пахла гнилью. Этими условиями заключенные подготавливались к допросу. Известно, что некоторые уже на этом этапе сдавались, подписывали любые «признания», лишь бы поскорее быть осужденными и через то избежать ужасных условий содержания в тюрьме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

—330— блазнительные, будучи заимствованы из этого завета, угрожали опасностью христианской свободе вообще, и свободе развития церковного устройства и богослужебных и дисциплинарных порядков. Едва ли нужно делать какие-либо замечания по поводу разъяснения Гарнаком сейчас указанных недостатков апостольского периода церкви. Все эти недостатки получаются только с условной научной точки зрения немецкого историка. Наприм., он смотрит на Христа, как на простого человека, а потому он не сочувствует тем возвышенным определениям личности Христа, которые встречаются у Павла и в которых Господь описывается, как существо божеского характера: он находит, что будто бы такие определения повреждали первоначальную простоту христианства. – Или же Гарнак утверждает, что Ветхий Завет оказывал вредное влияние на образование христианской церкви и вину этого влияния готов приписывать ап. Павлу. Но нет сомнения, такие странные мысли могут рождаться только у такого ученого, как Гарнак, который прямо говорит, что во многих местах Ветхого завета раскрывается иная религия и иное нравоучение, чем какое принадлежит существу христианства. С подобными взглядами Гарнака, конечно, не согласится никто из числа верных последователей христианской религии (Окончание следует) А. Лебедев. —331— Арсений, архиеп. Волоколамский. В стране священных воспоминаний. (Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года Арсением, еп. Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов)//Богословский вестник 1901. Т. 3. 10. С. 331–379 (2-я пагин.). (Продолжение) В стране священных воспоминаний . 1605 (Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов) 26-е Июня. Понедельник. Поездка в Иерихон и к Мертвому морю После обеда, как только стала спадать невыносимая полуденная жара, часов около пяти, снова тронулись в путь, дорожа каждою минутою пребывания в Св. Земле. На этот раз путь лежал на восток, туда, где «у ног Иерусалима, Богом сожжена, безглагольна, недвижима, мертвая страна» – Иорданская пустыня. В описаниях путешествий наших древних паломников путь к Иордану представляется невероятно трудным. Е нему вела извилистая тропа, доступная только для пешеходов и вьючных животных; эта узкая тропа, усеянная камнями, то поднималась круто вверх, то спускалась вниз, в пропасть, делая движение по ней крайне трудным и не безопасным. Даже в ближайшее к нам время, каких-нибудь 8–9 лет тому назад, дорога к Иордану была затруднительна. В одном из бывших с нами описаний путешествия, совершенного в 92-м году, было сказано, что дороги на восток от Иерусалима представляются узкими тропами, усеянными камнями; в экипаже по ним ехать нет никакой возможности; даже верхом ехать рядом могут не более двух всадников (Картавцев, по Египту и Палестине). 1606 Те-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Известный киевский священник Анатолий Жураковский, арестованный в 1930 г. и приговоренный к смертной казни, замененной 10 годами концлагеря, отбывал свой срок в Карелии на строительстве Беломорканала. В письме, отправленном из лагеря в Надвойцах 4 февраля 1935 г., отец Анатолий писал: «Последнее время сильно утомляюсь на своей работе... на лесном заводе... И все-таки жизнь кажется такой содержательной, богатой и интересной... Первое и самое важное, это та внутренняя задача — строительство внутреннего храма,— которая неотступно стоит перед сознанием. Я чувствую, как малы мои усилия, и вижу: за весь пройденный путь даже не положил начала благого. Тут приливы и отливы, и так часто отлив относит назад за прежнюю черту и разрушает как будто уже собранный плод работы. И тем не менее, какими полными и содержательными делают день и ночь и самые смены разных духовных упражнений и деланий. Вкрапляясь в физическую работу, они притупляют и ее жало, труд незримо претворяют в служение. И ведь это схождение внутрь переживается как служение миру. И, перебирая, как драгоценные четки, длинный ряд имен любимых, чувствую, как близкими сердцу становятся отделенные далями пространства. Второе — это работа мысли. В самые трудные дни я обладал способностью читать трудные вещи и думать над ними. И теперь, придя с работы и отдохнув, я берусь за книги, и за чтением и мыслями я не слышу суеты и шума барачной жизни. И все направляется к единому центру, и острие, направленное против основ моего миропонимания, становится во мне радостным утверждением осанны...» Смерть священнослужителя не в расстрельном подвале и не на каторжных лагерных нарах в 30-х гг. была редкой удачей.    Своей смертью и у себя дома скончался один из видных архипастырей XX столетия митрополит Арсений (Стадницкий). После смерти митрополита Никандра (Феноменова) владыка Арсений, отбывавший ссылку с начала 20-х гг. в Туркестане, был назначен на овдовевшую кафедру. Ташкент, являвшийся местом его ссылки, стал еще и местом его архипастырского служения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Окончил Устюжское духовное училище (1892), Вологодскую ДС (1898); решением Правления семинарии был послан в МДА, 04,03.1901 г, покушался на самоубийство, непосредственным поводом чему послужило «влечение к девушке, не вызвавшее взаимности» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1761. Л. 6 об. Из личного дела студента МДА), По заключению врача МДА С. Н. Успенского , студент Колмаков «представляет собой психостеника, приближающегося к типу дегенерата с наследственным влечением к самоубийству» (старший брат Колмакова покончил жизнь самоубийством), «но, принимая во внимание молодые годы Колмакова и не резкие признаки вырождения, нельзя терять надежды, что, поставленный в благоприятные жизненные условия, он может настолько психически укрепиться, что роковой конец отойдет на продолжительное время» (Там же. Л. 7 об.). Для скорейшего отправления студента домой, в семейную обстановку, экзамены за III курс ему были устроены досрочно. Дело о предании Колмакова церковному покаянию за покушение на самоубийство было предоставлено Московской духовной консисторией «на распоряжение самого ректора Академии преосвященного Арсения» (Там же. Л. 8). 1076 По резолюции митрополита Владимира ректор МДА епископ Арсений был отпущен в отпуск на Валаам с 12 июля по 11 августа 1901 г (см.: Там же. Д. 11. Л. 3). 1077 Речь идет о Михаиле Соловьеве и Всеволоде Соболеве (см.: Протокол заседания Совета МДА 3 сентября 1901 г/Журналы... МДА за 1901 г. 1902. С. 254). 1078 См.: Соколов П.П. О вере/Годичный акт в Московской Духовной академии 1 октября 1901 года. Сергиев Посад, 1902. С. 1–25. 1079 Малевич Анатолий Игнатьевич (1872-?), выпускник МДА (1903), кандидат богословия. Окончил Волынскую ДС (1892); работал учителем церковно-приходской школы с. Речицы Ковальского уезда (1892–1894), надзирателем в Кременецком духовном училище (1894–1898), затем в Житомирском духовном училище (1898). Поступил в МДА (1899). Активный участник и один из двух секретарей философско-психологического кружка МДА (1899–1901), в 1899/1900 учебном году сделал на заседании кружка доклад «Проблема прогресса и счастья», в 1900/01 учебном году сделал два доклада: «Владимир Соловьев как публицист» и «Демографическая проблема» (см.: Отчет о деятельности студенческого философско-психологического кружка за 1899/1900 и 1900/01 учебные годы/БВ.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1096 По мнению психиатра С.И. Фомина, «Колмаков должен быть помещен в приют для душевнобольных хроников» (ЦИАМ, Ф. 229. Оп. 4. Д. 1761. Л. 11). 07.11.1901 г. определением Правления МДА Колмаков был уволен из числа студентов МДА и помещен в Московскую Александровскую больницу под наблюдение доктора Фомина. С согласия Вологодского губернского земского управления Правление МДА отправило Колмакова за счет МДА в Вологодскую лечебницу для душевнобольных, выделив фельдшера при больнице МДА П.И. Петрова для сопровождения. В сентябре 1902 г. по прошению С. Колмаков был зачислен в число студентов IV курса КазДА и в мае 1903 г. заканчивал курс КазДА; см.: Там же. Д. 1761. 1097 Письмо Московского митрополита Владимира от 12 декабря 1901 г., см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 257. Л. 24–25, 49–50 об. Автограф митрополита Владимира (Богоявленского) . Рукопись. В конце декабря 1901 г. ректор МДА еп. Арсений получил из Учебного комитета циркулярное письмо (конфиденциально) от 21.12.1901 г. по поводу беспорядков в семинариях, см.: Там же. Д. 9. Л. 1–1 об. 1098 Далее л. 81–82 об. пустые. На л. 83 автором сделана помета: «Немецкая пословица: «Es ist nicht so heiss gegessen, wie gekocht», т.е. «пищу не едят такой горячей, как ее варят». Л. 84 – газетная вырезка: Новые труды профессора А.И. Алмазова А.И. Алмазов . Канонические ответы Иоасафа, митрополита Ефесского. (Малоизвестный памятник Греческой Церкви XV века.) Текст и перевод с предварительным очерком и примечаниями. (Одесса,] 1903. Стр. 62. Ц. 50 к. А. И. Алмазов . Неизданные ответы Константинопольского патриарха Луки Хризоверга и митрополита Родосского Нила. [Одесса,] 1903. Стр. 84. Ц. 60 коп. Профессор А.И. Алмазов является достойным продолжателем в деле изучения и издании памятников канонического права Восточной Православной Церкви незабвенного в летописях Московского университета профессора А.С. Павлова . В своей ученой деятельности профессор А. И. Алмазов столь же неутомимый труженик, каким был до самой своей смерти его знаменитый предшественник.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

478 39-е Деяние Собора 13/26 ноября 1917 г., Председатель архиепископ Арсений. Повестка дня: 1. Текущие дела. 2. Доклад Отдела о церковном имуществе и хозяйстве и о правовом положении Церкви в государстве «О разделе местных средств содержания приходского духовенства». Докладчик свящ. Н. Т. Карташев. 3. Доклад Отдела о богослужении, проповедничестве и храме «О церковном проповедничестве». Докладчик В. К. Недельский (не рассматривался). 4. Доклад о правовом положении Церкви в государстве. Докладчики С. Н. Булгаков, П. И. Астров, Ф. И. Мищенко (не рассматривался). 5. Доклад о типе управления духовно-учебных заведений. Докладчик прот. К. М. Аггеев (не рассматривался) (см.: Деяния... Т. 3. С. 189–229). – Примечание. 479 Выступление на 40-м заседании Собора митрополита Платона см.: Деяния... Т. 3. С. 253. – Примечание. 480 9/22 ноября 1917 г. первым комендантом Кремля был назначен подпоручик Иван Петряков. – Примечание. 481 Муралов Николай Иванович (1877–1937), военный и государственный деятель. Участвовал в Московском вооруженном восстании в декабре 1905 г., после поражения которого бежал на Дон. В 1914 г. призван в армию. В 1917 г. один из организаторов солдатской секции Моссовета. В октябре 1917 г. член Московского военно-революционного комитета и революционного штаба; один из руководителей вооруженного восстания в Москве. После подавления восстания юнкеров назначен командующим войсками Московского военного округа. В годы Гражданской войны красноармейцы пели: «Нам не нужно генералов, у нас есть солдат Муралов!». Затем на партийной работе и хозяйственной работе. Расстрелян. – Примечание. 484 Постановление Собора и ответ Военно-революционного комитета см.: Приложение 1. Док. 11, 12. Наст. изд. С. 219–221. 485 9 ноября 1917 г. от командования армией был отрешен генерал Н. Духонин, отказавшийся начать переговоры с немцами о перемирии. Ему на смену главковерхом был назначен большевик – прапорщик Николай Крыленко, – который с отрядом матросов захватил Ставку 20 ноября и фактически санкционировал зверскую расправу с Духониным. 4 декабря большевики заключили перемирие с немцами, которое серьезно укрепило их внутриполитическое положение, но начавшиеся 9 декабря в Брест-Литовске (ныне – г. Брест, Белоруссия) переговоры большевики, ожидая революции в Германии, всемерно затягивали, используя их, главным образом, в пропагандистских целях.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1917. Т. 2. С. 1–46. В данном отчете в частности говорилось, что митрополит Тихон был избран почетным членом Академии. – Примечание. 326 Как проходили торжества в Академии в 1917 г., описано в «Дневнике» профессора Академии А. Беляева : «1 октября. Сергиев Посад. Обедню и молебен в Академии служили Тихон митрополит, Арсений Новгородский и Серафим (Остроумов) Орловский. При чтении молитвы в молебне Богоматери Серафимом все притихли. Он умеет своим чтением возбуждать внимание. Я помню, он в должности профессора гомилетики превосходно произнес у всенощной под Рождество поучение Ефрема Сирина . В комнате ректора чай, при нем конфеты и сахару было немного. Ситный – тонкие ломтики, белый. В зале речь М. М. Богословского , приготовленная еще к юбилею (100-летний юбилей со дня пребывания Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре должен был праздноваться в 1914 г., но в связи с началом Первой мировой войны празднование было отложено. – Ред.), но тогда не произнесенная: об обстоятельствах времени преобразования Академии в начале 19 в. Поэтому вначале просьба о снисхождении, т. к.-де тяжкое время, неблагоприятное для занятий наукой, – фигура. Речь была готова 3 года назад, написанная в спокойное время, и с тех пор мало была исправлена и улучшена. Речь с ораторскими оборотами, сжато изложена, с ярким оценками, но нового в ней нет чего-либо. Почему-то, говоря о мистицизме, ни разу не упомянул имени масонства. Утомления при слушании не было. Рукоплескания сдержанные. Певчие пропели: “С нами Бог, разумейте”, причем чтец произносил стихи. Повторение за ним слов “яко с нами Бог” пели как-то полутоном, замогильно. Но пение полной фразы в начале и конце было хорошее, сильное. Обед – за столом рыбная закуска, пирог – полубелый, закляклый, не чета прежним пышным пирогам. Суп без мяса, легкий, жареная курица с картофелем, пирожное – сливочное, фрукты: яблоки, груши и несвежий виноград. Вина не было. Вода – белая, нарзан, что ли, и мало ее. За обедом 2 раза говорил новый академический ректор Орлов, заявивши об исключительности торжества, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Я не считаю себя вправе задерживать ответ на Ваши строки от 23 января ввиду важности предложенного Вами вопроса. В основе Акта от 27 декабря, как следовало ожидать, лежит объективное обстоятельство – кончина нашего Прото-Кира. Известие о ней поступило к Блаженнейшему 20 декабря. Неделя потребовалась для проверки. Кажется, можно считать установленным, что Прото-Кир скончался 11 сентября 1936 г. Форму, в какую вылилось вытекавшее отсюда распоряжение, не относите за счёт автора. Последний делал и продолжает делать все, что не угрожает ничьим интересам, для ее исправления. Он в частных беседах не скрывает ни от кого факта кончины его Предместника, он не препятствует возношению имени почившего за общими поминальными ектеньями, возгласами. Он подписал 24 января предъявляемое ныне к подписи и прочим иерархам определение, коим принимаются к сведению известное завещательное распоряжение митрополита Петра от 22.11(5.12). 1925 о преемниках на случай кончины и справки о настоящем положении первоочередных кандидатов: Кирилла [Смирнова], Агафангела [Преображенского], Арсения [Стадницкого]. Поскольку все это делается известным, устраняется смущение, чему можно только порадоваться. Нельзя радоваться той лёгкости, с какою принят акт 27 декабря 40% правящих. Семь человек в разное время подписали его на месте, ознакомленные с историею дела. Этих за что же осуждать? Но 20 человек, восторженно приветствовавших его с своих мест телеграммами и письмами, чем они руководствовались? Доверие к автору и заботы о мире церковном обязывали лишь к беззамедлительному исполнению распоряжения. В остальном требовалась осторожность. Не следовало забывать, что источником власти Патриаршего Местоблюстителя, по нашим правилам, являются не выборы, а только завещание (см. об этом замечательную статью митрополита Сергия Страгородского в 1 “ЖМП” также о различии Патриаршего Местоблюстителя от Местоблюстителя Патриаршего Престола). Между тем указ точно нарочно обращал мысль именно к выборам («согласно с мнением»), а срок введения его в действие (не тотчас, а с 19 января/2 февраля) как будто исключал предположение смерти. Никто бы, думаю, не пожелал, чтобы подобная же лёгкость проявилась, когда будет конституироваться ВЦУ после митрополита Сергия. Иначе ответят правящие и перед Богом, и перед историей за несоблюдение лежащего по преимуществу на них долга блюсти каноничность внешнего устройства Св. Церкви. Не противоречит изложенному мнение, что формально количество вышеупомянутых признаний (27 из 51 общего числа правящих на 1 января 1937) может констатировать, при современных условиях, правомерность Акта от 27 декабря, даже и независимо от объективного обстоятельства, на котором он основан. Собрание верующих также оправдает, я думаю, и избрание Патриарха простым большинством голосов наличных правящих, за невозможностью исполнения предусмотренного положением порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010