Нисколько: Они же, сказуется в причте, небрегше отыдоша, то есть, не захотели с уважением выслушать нового приглашения и дать на оное приличный ответ, а с пренебрежением разошлись, куда же, и за чем? – Ов убо на село свое, ов же на купли своя (ст. 5). Важные причины к отказу! достойные животных бессмысленных! Небесный Царь зовет их к участию в Своей трапезе и к наслаждению благами Его, ихже, по словам Писания, око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2:9 ); а они, оставив пригласителя с небрежением, спешат кто в имение свое, а кто на торг, – для купли и продажи. Не безрассудство ли это непостижимое? Не равнодушие ли преступное? Не жестокосердие ли безчеловечное? Этого мало: другие из них поступили еще безрассуднее и безчеловечнее: самых посланников Царевых грубыми словами обезчестили, изранили, а некоторых и убили. Прочии же, сказано в притче, емше рабов его, досадиша им, и убиша их (ст. 6). Сколь были эти люди, подумаешь, жестоки и злонравны! Не довольно ли было с них, или лучше сказать, не слишком ли много было и того, что они оскорбили Царя своим против Него непослушанием и неуважением к Его особе и даже к собственной чести, которую Он своим приглашением делает? Но таковы вообще бывают люди, когда сбросят с себя благое иго подчинения законного и спешно уклоняются на распутия порока. Они обыкновенно тогда дерзость прилагают к дерзости и беззаконию. За то, в то время, и гнев Божий против них не коснит и погибель их не дремлет. Слышав сие царь, сказует Господь далее, разгневася, и послав воя своя, погуби убийцы оны, и град их зажже (ст. 7). Но, наказав достойно недостойных своих подданных, по своему правосудию, человеколюбивый Царь тотчас же обратился к своему обычному милосердию и восхотел разделить трапезу с другими, хотя не более первых достойными, но по крайней мере более их послушными. Для сего, призвав рабов своих, сказал им: брак убо готов есть, званнии же не быша достойни. Идите убо на исходища путей, и елицех аще обрящете, призовите на браки (ст. 8 и 9). Столь велика благость и любовь Божия к человекам! И изшедше раби они на распутия, собраша всех, елицех обретоша, злых же и добрых; и исполнися брак возлежащих (ст. 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Хотите ли видеть истинную веротерпимость в лицах? Это есть Иисус Христос в кроткой и назидательной беседе с самарянкою, которую вы ныне слышали, хотя она и сделала ему колкий упрек за предрассудок иудейский: не прикасаются жидове к самарянам, и в беседе Его с учениками Своими о самарянах, нехотевших принять Его, грядущего к ним, на которых первые хотели, было, низвести огнь небесный ( Лук. 9:54 ). Это есть добрый самарянин в человеколюбивом поступке его с иудеянином, впадшим в разбойники. Это суть Апостолы, и верным и неверным равно и всеми способами благодеявшие, не распри и раздоры, не ожесточение и ненависть первым против последних внушавшие, но кротость и терпение, любовь и благожелание, не бунты и измены, не хитрости и козни, не клеветы и злословия против языческих властей, непрестанно и всюду их гнавших и преследовавших, озлоблявших и умерщвлявших, заповедавшие, но покорность и повиновение не точию за страх, но и за совесть. Но все сии качества не воспрепятствовали однакоже Иисусу Христу неоднократно и жестоко порицать и поносить иудеев за ожесточение и неверие их, – изгнать из храма нарушителей святости храма бичем, от вервий силетенным; а Апостолам – благовременне и безвременне вразумлять и наставлять уклоняющихся от преданные истины, обличать и запрещать и даже отсекать мечом слова Божия непослушных и нераскаянных от сообщества верных, даже до запрещения вкушать с ними пищу и, при случайных встречах, говорить им обычное приветствие ( 1Кор. 5:11 ; 2Иоан. 1:10 ). Хотите ли с другой стороны видеть олицетворенными и ханжество и фанатизм? – Это суть современные Иисусу Христу книжники и фарисеи лицемеры, весь образ благочестия имущии, силы же его отвергшиися ( 2Тим. 3:5 ), или, по выражению Христову, гробы повапленные, иже внеуду убо являются красны, внутрьуду же полны суть костей мертвых и всякия нечистоты ( Матф. 23:27 ), представляющие себя ревнителями закона, но закон и превратными своими толкованиями, и беззаконными поступками искажающие и оскверняющие, но тем не менее готовые всех с ними разномыслящих – огнем и мечом стереть с лица земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю двадцать четвертую по Пятьдесятнице И се прииде муж, емуже имя Иаир, и той князь сонмищу бе; и пад при ногу Иисусову, моляше Его внити в дом свой ( Лук. 8:41 ). Горестно и прискорбно бывает для человека, когда он или уже испытывает потерю благ, составляющих его довольство и земное благополучие; но несравненно горестнее для него, когда чувствует лишение и потерю единородного сына или дщери своей: ибо здесь лишается он не имения, которое легко может быть и возвращено или заменено другими выгодами, но последней помощи, последней надежды, последней подпоры своей старости. Чего может надеяться сирый и одинокий старец? Все намерения его тщетны, все предприятия безуспешны: яко не бе помощника ему ( Пс. 71:12 ). В таком-то скорбном состоянии находился упоминаемый в ныне чтенном Евангелии некий муж, именем Иаир. У него одна только и была дщерь, но и та, будучи одержима жестокою болезнию, с минуты на минуту приближалась к смерти: дщи единородна бе ему, яко лет двоюнадесяте, и та умираше (ст. 24). М ы не знаем, братия, прибегал ли Иаир к помощи земных врачей; но ясно видим, что он с искреннею уверенностию в небесном могуществе прибег к небесному Врачу душ и телес, Господу Иисусу, и не сомневался, что дщерь его восстанет от одра смертного, если только Тот, который есть жизнь и источник жизни, посетит страждущую: и се прииде муж, емуже имя Иаир, и той князь сонмищу бе; и пад при ногу Иисусову, моляше его внити в дом свой. Так, Иаир, снедаемый горестью о умирающей дщери своей, ищет себе помощи у Бога, и сим несчастием и сам, еще прежде своей дщери, исцеляется от ужасного недуга неверия: ибо Он уже с верою во Иисуса падает при ногу Его, и умоляет Его внити в дом свой. Христиане! Разные роды горестей и несчастий и для нас неизбежны в жизни сей. А потому и мы, подобно Иаиру, в бедствиях наших должны искать себе помощи у единого Бога, а самые несчастия признавать своим благом. Во дни скорби, во дни тяжких искушений и бедствий, кроме Бога, мы нигде не можем найти себе успокоения, и никто не может исторгнуть из сердца нашего горестных ощущений.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И кто не знает, с какою неутомимою бдительностию и с каким неусыпным попечением она исполняет сию обязанность свою? Се не воздремлет, ниже уснет, храня и управляя нами сия верховная глава ( Псал. 120:4 )! Остается и нам, ея членам, с покорностию внимать ея велениям, безпрекословно следовать ея внушениям и не уклоняться ни на десно, ни на шуее от путей, ею указуемых; ибо пути ея суть пути жизни вечные. Приклоните же ныне, возлюбленные братия, умственный слух ваш к таинственным вещаниям сей Богомудрой главы, и прилежно внемлите, чему она поучает. Она сим нерукотворенным образом лица своего поучает нас не земная мудрствовати, но небесная ( Кол. 3:2 ), да якоже Христос есть вторый человек Господь с небеси, тако и мы будем небеснии; и якоже облекохомся во Адаме первом, во образ перстного, да облецемся во образ небесного ( 1Кор. 15:40 ), образ же сей составляется не из вещества и красок, но из небосиятельных добродетелей, начертываясь на скрижалях сердца нашего. Во-первых, сия преблагословенная глава, претерпевшая некогда венец терновый за грехи главы рода нашего Адама и за наши беззакония, наставляет нас, чтобы и мы учащали возлагать на главы наши острое терние покаяния о грехах наших, – да источают оне если не кровь, то по крайней мере обильные слезы на омовение скверн греховных. Адам, глава наша, вознес главу свою до гордости сатанины, возжелав быть равным Богу, но Господь смирил его, изгнав из рая сладости на землю проклятия, из места веселия – в юдоль плача. Христос же, глава Церкви, смирил главу свою даже до смерти, смерти же крестные ( Фил. 2:8 ), когда, преклонив сию главу, предал дух свой Богу Отцу ( Иоан. 19:30 ), темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имени, да о имени Его всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних ( Фил. 2:3 ), дабы и мы по образу Его смирения, смиряя себя, вознеслись от нечестия в славу, от изгнания в отечество, от земли на небо, и от смерти в живот. Тесно и болезненно было в тернии Главе нашей Христу, дабы мы знали, что тесным и болезненным путем подобает внити в царствие небесное; тесным, потому что узкия врата и тесный путь есть вводяй в живот ( Матф. 7:14 ), а болезненным потому, что многими скорбми подобает внити в царствие Божие ( Деян. 14:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Скачать epub pdf Слово в неделю святых отец С е есть живот вечный, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа ( Иоан. 17:3 ). Слова сии можно почитать сокращением той всемирной проповеди , которую пронесли Апостолы во все концы мира, и преобразовали мир. Что же возвещалось и возвещается в этой проповеди? То, что как начало бытия человеческого в Боге, так и конец его должен быть в Нем же. Сей конец есть блаженное соединение с Богом на целую вечность. Отче, взывает Спаситель к Отцу Своему, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою, юже дал еси Мне ( Иоан. 17:24 ). Не предположив сего конца, человек есть несчастнейшее существо во всем множестве тварей, так как все, что ни сопровождает существование его на земли, свидетельствует одну человеческую бедность. Земля и небо, огонь и воздух, люди и звери вооружены против человека. Да и в собственном существе своем он непрестанно испытывает борьбу тяжкую, жестокую и непримиримую: дух восстает на плоть, плоть вооружается на дух ( Гал. 5:17 ), страсти борются со страстями, наклонности противятся наклонностям: нет мира, нет спокойствия. Присовокупите к сему болезни тела, смятение духа и огорчения сердца, почти непрерывно сменяющиеся и довершающие его бедствие. Иногда он и веселится, но кажется для того только, чтобы после горше плакать. Все это не ясно ли свидетельствует, что человек в настоящей жизни блаженным быть не может, но верховного блага своего должен ожидать и искать по смерти? Но, так как и по самому понятию блаженства, не в другом чем искать его должно, как в самом Боге, Который един есть благ; и самою благостию Божиею к достижению оного не предположено другого средства, кроме истинного познания о Боге: се есть живот вечный, говорит Спаситель, да знают Тебе, единого истинного Бога, и егоже послал еси Иисус Христа; то очевидно, что человек, не знающий Бога, не только в сей жизни, но и по смерти блаженным быть не может. Между тем Бога никтоже виде нигдеже, а только единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда Его ( Иоан. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

За излишнюю энергию в администрировании Святейшим Синодом ему был сделан выговор и «вменено в обязанность действовать на сектантов духом кротости и обращать их в Православие не силой, а учением». Труды: О молоканской и других сектах в Тамбовской епархии//Труды Киевской духовной академии. – 1875, февраль. – С. 149. Три слова к священно-церковнослужителям//Странник. – 1873, т. 3. Собрание слов, бесед и речей синодального члена высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого: в 5 ч. – СПб., 1874. Толкование на первые 26 псалмов. – Киев, 1873. Изъяснение Божественной литургии, составленное из бесед, говоренных в Тамбовской пастве в 1836–1837 гг. – Киев, 1874 и 1879. Введение в священные книги Ветхого Завета из лекций, читанных в Санкт-Петербургской духовной академии в звании бакалавра//Труды Киевской духовной академии. – 1872. Замечание на книги варшавского ксендза Путятицкого//Труды Киевской духовной академии. – 1873, февраль.· Приготовление к удобном у разумению пророчества Исаии//Странник. – 1871, т. 1. Речь по случаю бездождия, угрожающего неурожаем и голодом//Руководство для сельских пастырей. – 1868, июль. – С. 341. Письма Арсения, митрополита Киевского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому//Труды Киевской духовной академии. – 1884, август. – С. 583. Речь митрополита Арсения при наречии епископа Филарета//Труды Киевской духовной академии. – 1874, август. – С. 180. Речи митрополита Арсения при встрече государя в Варшаве//Труды Киевской духовной академии. – 1873, июль. – С. 1–8. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 55. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3; т. 4; т. 5; т. 6. – С. 360, 384, 593; т. 9. – С. 166, 305, 406. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. Булашев Г. Очерк деятельности по народному образованию митрополита Арсения//Народное образование. – 1896, апрель-октябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Но обратимся к зрелищу обновленного человека. Благодать созидает в нем обитель небесную. Ея свет являет Божество непостижимое и открывает тайны души. Тогда способности высокия соглашены, как стройный орган, достойный небожителей: ими движет вдохновение, ими правят персты Божественные; тогда мысль чиста, спокойна, но вместе пламенна, и буря сомнений не колеблет ее; она рассеевается при самом появлении. Так волны морския рушатся и гибнут при подножии скалы гранитной. Призрак суеты далеко бежит от взоров христианина, и помыслы земные исчезают в нем, как мгновенные тени; но обетования Спасителя живы в душе его, и картина будущего неизгладима. Благодать блюдет каждый шаг, назирает каждое движение человека избранного, и восхищенный назначением сим, окриленный святынею, он живет в стране невидимой, превыспренней. Но св. Апостол ясно вещает нам: о Христе Иисусе ни обрезание что может, ни не обрезание, но вера, любовию поспешествуема. Следовательно, человек обновленный имеет и жизнь духовную, состоящую в любви Божией. Естественный человек живет любовию постыдною. Не смея взирать на небо, он обращается к земной юдоли и, приковавшись к ней, уже невольно пресмыкается в кругу благ презренных. Водимый духом мира и незнакомый с самим собою, он беззаботно отдается в жертву опасностям житейским, как мореходец дерзкий и неопытный. Таким образом иной дышет гибелию ближнего, неистовствует, как чудовище смерти, в кругу собратий, ему подобных, и для чего? Для того, чтобы украсить зверское чело свое лаврами, омоченными кровию и слезами! Другой покоится в объятиях роскоши, на ложе упоений чувственных; подобно богачу евангельскому, блистает порфирою и виссоном; любит, чтобы нога его скользила по мрамору, и думает блаженствовать, когда уста его наслаждаются приятною яствою, когда взор его восхищается зрелищами страстными или слух его нежат звуки очаровательные. Но теперь воззрите на безчувственного богача: он жертвовал честию безрассудной страсти своей, подвергал жизнь опасностям. Сколько раз презирал он ярость и пагубу стихий, преплывал моря бурные? Сколько раз он скитался в пределах отдаленных? При всем том во тьме ночной, когда вся природа дремлет, когда все вкушает сладкий покой, он один, скрываясь в темнице уединенной, лишен дара спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И вот, пророк Иеремия вдруг получает от Бога следующее об нём повеление: напиши мужа сего отвержена (с подлин. бездетна), мужа, иже во днех своих не предуспеет, ниже бо будет от семене его муж, иже сядет на престоле Давидове, и власть имеяй ктому во Иуде ( Иер.22:30 ). Правда, бывали и бывают примеры, что и люди благочестивые внезапно, по воле Божией, подвергались лишению чад своих и следующей за тем безпотомности их; но эти случаи исключительные, которые промысл Божий допускает по каким-либо особенным намерениям Своим, да искусится и утвердится вера и преданность их праведным и всегда благодетельным судьбам Его, и особенно да явятся в большей силе и славе дела Божия на них. Притом же эти случаи Бог правосудный всегда отличает каким-нибудь особенным признаком, который легко даёт понять значение сих случаев иногда и посторонним, а тем более тем, которых они непосредственно касаются, если только будут те и другие достаточно внимательны, и сверх того, лишая их одного, обыкновенно вознаграждает в другом, а иногда и в том же самом и притом сугубою мерою: так праведный Иов в один день лишился, по попущению Божию, всех сынов и дщерей своих, но что же потом? За благодушное перенесение сей утраты со многими другими, хотя не столь важными, но всё-таки для него весьма тяжкими и чувствительными, он вскоре вознаграждён и прославлен был от Бога обильно, к удивлению и радости всех знавших его: благослови Господь, сказано в Писании, последняя Иовля паче, неже прежняя, и даде ему сугубая, елика бяху прежде ему во усугубление. Родишася ему сынове седмь и дщери три, и не обретошася подобни в лепоте дщерем Иовлевым в поднебесней. Слышавше же сия окрест живущии, дивишася о всех, яже наведе нань Бог ( Иов.42:11–15 ). И так, тяжко бедствие мужа праведного, но за то велико и воздаяние от Бога; прискорбно и болезненно терпеть участь, равную с людьми прогневляющими Бога, а иногда ещё и худшую, но сладки и вожделенны плоды сего терпения. Посему-то многие благочестивые мужи сами просили у Господа искушений сего рода, усматривая в сем верный признак своего предизбрания к наследию живота вечного: искуси мя, Господи, взывал один из них, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое, яко милость Твоя пред очима моима есть ( Пс.25:2–3 ); искуси мя, Боже, вопиял другой, и увеждь сердце мое, и разумей стези моя, и виждь, аще (есть) путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен ( Пс.138:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

След., в сих словах заключается прямой ответ на чаяние веры Езекииной, и на тайное желание и ожидание его, а нам преподается урок, чтобы и мы, подобно Езекии, в постигающих нас бедствиях и злоключениях житейских прежде всего прибегали во храм и здесь искали себе утешения и отрады, убежища и заступления, взывая в себе с церковным песнопевцем: на горы, душе, воздвигнемся: гряди тамо, отнюду же помощь идет (Ант. 2-й, гласа 6-го), и надежда наша будет не тщетна: Господь от готового жилища Своего услышит нас и избавит нас от всякого зла, если только это будет нужно и полезно нам. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди ( Пс.19:4 ). Указывается здесь на жертвы и всесожжения, как на плоды благочестия Езекиина, и как на дела, заслуживающие особенного к нему благоволения Божия, и след., обеспечивающие успех его молитвы, по свидетельству Писания, удостоверяющего, что Бог грешники не послушает, но аще кто Богочтец есть, и волю Его творит, того послушает ( Ин.9:31 ), и для того говорится, что Бог не забыл прежних жертв и всесожжений его, столь усердно приносимых им, не обидлив бо есть, по апостолу, Господь, забыти дела его и труда любве его, юже показа во имя Его ( Евр.6:10 ), но наипаче, в настоящую годину бедствия и злоключения, вспомнит об них и не замедлит послать к нему свою помощь и защиту, что действительно, как повествует нам история, вскоре и сбылось в ниспослании Ангела, поразившего Ассириян многие тысячи, а остальных страхом обратившего в бегство, в благодарность же за избавление своё Езекия вознесёт на алтарь жертвы и всесожжения изобильные, ибо так должно понимать выражение: всесожжение твое тучно буди. Как же после сего жалки и несчастны те из нас, которые для Бога, на потребности храма или на пособие бедным, жалеют истратить лишнюю копейку, почитая это как будто бы бесполезною тратою! Не сами ли добровольно отнимают от себя оплот и ограждение в день лют? Неужели они не знают, или не веруют, что Бог ничего из дел наших не забудет, но припомнит в день он всякое наше пожертвование, что по мере нашего даяния будет нам и воздаяние: вемы, говорит апостол, яко кийждо, еже аще сотворит благое, сие приимет от Господа ( Еф.6:8 ), что еже аще сеет человек, тожде и пожнет ( Гал.6:7 ), и что сеяй скудостию, скудостию и пожнет, а сеяй о благословении, о благословении и пожнет ( 2Кор.9:6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Во-вторых, от неправд и беззаконий человеческих, которые, как ржавчина железо, снедают праведную душу его, сокрушают бодрый дух его, возмущают внутренний покой его, изнуряют в непрерывной брани силы его душевные и телесные. Нет скорби столь мучительной и столь убийственной, как скорбь праведника, взирающего на возрастающее нечестие и умаляющееся благочестие, на преобладающую неправду и подавляемую истину, на невинность страждущую и порок торжествующий. Только болезни рождающей, муки предсмертные и мучения адские могут сравниться с сею скорбию. Она рождается от двухъ причин – и от пламенной любви к ближним, невозвратно погибающим, – и от сильной ревности ко славе Божией, ежедневно оскорбляемой и безчествуемой, и потому сугубую оказывает силу и действие на человека, одержимого ею; одна для него отрада в сем случае, одно врачество, если не совсем исцеляющее сию мучительную болезнь, то, по крайней мере, успокаивающее и утишающее жестокость её, это – молитва к Богу крепкому. Посему-то Песнопевец Израиля говорит: объяша мя болезни смертныя беды адовы обретоша мя, скорбь и болезнь обретох и имя Господне призвах. И в другом месте: видех неразумевающия и истаях, яко словес Твоих не сохраниша. Истаяла мя есть ревность Твоя, яко забыша словеса Твоя врази мои. И ещё: ревность дому Твоего сниде Мя ( Пс.114:3–4, 118:158,139, 68:10 ). Сии последние слова произнёс от Своего лица Иисус Христос, когда, по той же ревности к славе Божией, изгонял из храма бесчинствующих. Равным образом списатель апостольских Деяний – св. Евангелист Лука повествует о Павле, что когда он пришёл в Афины и увидел град полный идолов, то разжизался духом своим: разжизашеся дух Павлов, говорит Лука. Что же подумать после сего о тех мнимых праведниках, которые, и видя и слыша славу Божию, уничижаемую злохулением и посрамляемую нечестием, остаются равнодушными зрителями и слышателями? То, что они, образ имут благочестия, силы же его отверглися; что имут страх Господень на языке, а давно уже изгнали его из своего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010