Об Нём, наконец, проповедано апостолом, что Бог, за приятие смерти, славою и честию венчал Его ( Евр.2:9 ) и вся покори под нозе Его ( 1Кор.15:27 ); что превознесе Его и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних, а всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Фил.2:9–11 ). После сего неудивительно, что, при первом появлении Его в мip сей во плоти человеческой, всё, что было на земле великого и славного, поколебалось и смутилось и целым совокупным сонмом восстало и устремилось на Него, и среди этой тревожной и мятежной толпы первые отложились от Него и с особенным ожесточением отвергли Его те, которые и сами себя называли сынами Божиими и от Бога за таковых были признаваемы, и которые, след., были Ему свои по преимуществу: во своя прииде и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ). Вот почему Господь у пророка, сказав выше о смиренном послушании и покорности Ему язычников, людей дотоле Ему неведомых и как бы совершенно чуждых и далёких от Него, но теперь чрез это послушание внезапно сблизившихся и сроднившихся с Ним, в противоположность сему и в упрёк Иудеям, говорит далее, называя их сынами чуждыми: сынове же чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих ( Пс.17:46 ). Они и теперь ещё сыны Его, но сыны уже чуждые, потому что сами себя отчуждили от Него своим ожесточенным неверием и упорным сопротивлением Ему; Они солгали Ему, потому что не устояли в завете своём с Ним, клялися Ему в верности и оказались вероломными; обещали Ему послушание и явились непокорными и строптивыми; хотели ходить право путём закона Господня, но уклонились от стезь своих, одни на ту, а другие на другую сторону, и таким образом: охромели на обе плесне свои. О, как верно и резко изобразил дух и характер сего народа христоненавистного древний ревнитель славы Божией – св. пророк Илия, когда, собрав всего Израиля на гору Кармильскую, воззвал к нему: доколе храмлете на обе плесне ваши? Аще есть Господь Бог, идите в след Его, аще же Ваал есть, то идите за ним ( 3Цар.18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Подобным образом и пророк Захария убеждал возвратившихся из плена Иудеев: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите во вратех ваших ( Зах.8:16 ). Такой же смысл заключает в себе и наставление Приточника: не насильствуй нищаго, говорит он, и не досаждай немощному во вратех, Господь бо имать судити его суд ( Притч.22:22 ), след., городские ворота в древности были сборным публичным местом, куда во всякое время в великом множестве стекался народ искать себе суда и расправы, где обыкновенно объявляемы были во всенародное известие все распоряжения правительства и все учреждения, относящиеся к благоустройству общества, и где, наконец, можно было также слышать всякаго рода новости. Это-то место избирает пророк для возвещения достохвальных дел Божиих, т. е. не наедине только, но и среди всего сонма сынов Израилевых хочет хвалить и прославлять Бога за Его благодеяния. Такого рода действия у пророкоцарственного Давида не раз встречаются. В одно время, поражённый чувством великих и неисчетных благодеяний Божиих, он в недоумении вопрошал самого себя: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? И потом, нашедши ответ в своём сердце, одушевлённом Духом Божиим, он с радостию сказал между прочим: вот что я сделаю: пожру жертву хвалы и во имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме ( Пс.115:10 ). И так хвалы и молитвы, публично, с сокрушённым и смиренным сердцем совершаемые, пророк почитает достойным воздаянием за благодеяния Божия и, в частности, за избавление от бедствий, и таким образом он думает не сам по себе, не по своему только разумению, хотя и его собственное разумение, как мужа по сердцу Божию от юности своей, как человека, поучавшегося в законе Господни день и ночь и ходившего в заповедях и оправданиях Его беспорочно, для нас было бы очень важно, и имело бы всю силу убеждения; но он думает и говорит таким образом на основании бывшего ему особого откровения, в котором Бог вещал ему: призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Посему-то милосердый и вместе правосудный Бог, желая, по Своему человеколюбию, предохранить и предотвратить людей от преступлений сего рода, в предосторожность говорит: не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и прибавляет угрозу: зане, вещает Он чрез пророка Захарию, касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Моего ( Зах.2:8 ). Во-вторых – в прямой и непосредственной хуле на Самого Бога Синаина с обстоятельствами, увеличивающими виновность и тяжесть преступления до величины чрезмерной и ужасающей. Обстоятельства эти суть: унизительное сравнение Бога Всемогущего, всё из ничего в бытие приведшего и всё в своей длани содержащего, с бренным человеком, каков был царь Ассирийский, хотя он пред очами мipa и казался великим и славным, с видимым предпочтением в силе и власти последнего первому, и ещё более унизительное сравнение того же Бога Вышнего с богами языческими, т. е., с бездушными идолами, с открытым также признанием первого столь же слабым и немощным, как и последние, которые не могли избавить народы, им поклонявшееся, от преобладательной руки царя Ассирийского. Что же может быть выше, безобразнее, бесстыднее, нечестивее и виновнее сего богохульства сугубого? А злой умысел их против Царя Небесного состоял в разновременных и многообразных совещаниях, соображениях и приготовлениях их к войне против покровительствуемого Богом Езекии, царя иудейского, в следствие коих открыт был потом поход в Иудею многочисленнейшего войска Ассирийского, под предводительством Рапсака, до того в лёгкой победе над царём иудейским уверенного, что, не дав ещё ни одного сражения, смело и отважно с словами упрёка и укоризны обратился к народу и вызывал его к добровольной сдаче Иерусалима и самих себя на волю победителя, при чём не счёл он даже нужным сокрыть, хотя до времени, и то, что царь Ассирийский намерен царя и народ иудейский переселить в землю Вавилонскую. Не слушайте, говорил он, Езекии, но вступите со мною в дружбу и выйдите ко мне, и тогда ешьте всяк плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пейте воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю богатую хлебом и вином, плодами и виноградными садами ( Ис.36:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Потом 5) пребывание Его в Галилее ( Ис.9:1 ). Пророк Исаия с такою уверенностию предвозвещает о сем событии, что повествует об нем, как уже о случившемся. Страна Завулоня, и земля Неффалимля, говорит он, и прочии при мори живущии, и обону страну Иордана, Галилеа языков, людие ходящии во тме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Евангелист Матфей повествуя, что Иисус, оставив Назарет, поселился в приморском городе Капернауме в пределах Завулоновых и Неффалимовых, решительно говорит, что в сем случае исполнилось приведенное нами пророчество Исаии. Далее 6) проповедание Евангелия и различные знамения и чудеса ( Ис.2:3 .) Сам Иисус Христос свидетельствует, что то и другое совершено им по предсказанию Пророка Исаии. Евангелист Лука ( Лк.4 ) повествует об нем, что он в один субботний день, пришед в Синагогу Иудейскую, потребовал книгу. Ему подали книгу Пророка Исаии и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение; проповедати лето Господне приятно, и закрыв книгу и отдав служителю сел, и все бывшие в Синагоге обратили глаза на Него. Он начал говорить им; ныне исполнилось Писание сие слышанное вами, и все подтвердили Ему то. Если неверные Иудеи изъявили веру к словам Христовым, то мы ли тщеславящиеся верою во Христа окажем неверие к Нему? Не желая распространяться более в приведении доказательств на то, что многие из Иудеев, как древних, так и современных Иисусу имели, а другие, благоговейно обращая пророческое слово в устах и в сердце своем, могли иметь ясное понятие о грядущем Мессии или Христе, я ограничусь указанием в сем отношении на свидетельство Апостола Павла, который в послании к Евреем исчислив многих из Них, по вере живших и скончавшихся, заключает наконец так: и что еще скажу? Не достанет мне времени, если повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Еффае, о Давиде, о Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обещанное, заграждали челюсти львов, угашали силу огня, избегали острия меча, возмогали от немощи, были сильны на войне, прогоняли полки иноплеменников; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие были подвергаемы посмеянию и побоям, также узам и темнице: камением побиваемы были, перепиливаемы были, пыткою замучиваемы были, от меча умирали, скитались в овечьих и козьих кожах, терпя недостатки, бедствия и озлобления; те, коих не стоил весь мир, блуждали по пустынями и горам, по пещерам и ущелиям земли, и все сии получили свидетельство верою ( Евр.11:32–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 15 Столпописание Давиду. Таково надписание 15-го псалма: оно, по общему разумению Отцов Церкви – Иеронима, Амвросия, Феодорита и Августина, означает то, что содержание псалма сего, по своей внутренней силе и важности и по своему огромному влиянию и высокому значению в судьбе целого мipa и всего человечества, заслуживает быть написанным на столпе в память будущим родам всех времён и народов, ибо как в древности было, так и ныне есть похвальное обыкновение – из особенного уважения к высоким заслугам и достоинствам знаменитых лиц, каковы суть победители и благотворители народов, и для увековечения в памяти потомства каких-либо особенно важных и достопримечательных событий, ставить на открытых местах столпы, или, так называемые, памятники, с приличными на них лицам, цели и событиям надписями. Основная или главная мысль столпописания Давидова состоит в изображении крестных страданий, смерти и Воскресения Христа-Богочеловека, а цель – в возбуждении и утверждении спасительной в Него веры инадежды на Него. На то и другое ясно и обстоятельно указывают апостолы Пётр и Павел, приводя из сего псалма целые стихи и прилагая оные прямо к умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу ( Деян.2:22–32, 13:35–37 ). Так первый из них говорил Иудеям Иерусалимским: Израильтяне! послушайте словес сих: Иисуса Назорея, засвидетельствованнаго вам чудесами и явлениями и знамениями, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, да и плоть моя упокоится в уповании; потому что Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть истления. Ты дал мне познать пути жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим. Братия, заключает Апостол, да будет позволено мне прямо сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего сию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един ( Ис.37:16–20 ). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную. Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит ( Пс.19:2–5 ). Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя ( Пс.25:6–7 ). Давид продолжает исчислять свои частные поступки, в которых надеялся найти для себя оправдание пред Богом и, как показали последствия, действительно нашёл оное, в такой притом обильной мере и степени, что не только при жизни, но и по смерти своей, не только для себя самого, но и для своих потомков, и не только ближайших, но и отдалённых, и даже для самого града, в котором он жил и который назывался его именем, пользовался особенным благоволением Божиим; так у пророка Исаии Сам Бог говорит устрашённому нашествием Сеннахирима Езекии: защищу град сей еже спасти его, Мене ради и ради Давида раба Моего ( Ис.37:35 ). Замечательно также, что поведение Давида в Писании повсюду представляется потомкам в пример подражания, и не иначе, как только под условием, когда они будут вести себя подобно ему, обещается им милость и помощь Божия и всякого рода блага земные и небесные; так Бог сыну его Соломону глаголал: ты же, аще ходити будеши предо Мною, якоже ходил Давид, отец твой, и сотвориши по всем, яже повелех тебе, и повеления Моя и судьбы Моя сохраниши, и воздвигну престол царства твоего, якоже завещах Давиду отцу твоему, глаголя: не отнимется от Тебе муж вождь во Израили ( 2Пар.7:17–18 ). Тем более должно быть занимательно и поучительно для нас всё то, что о самом себе он сказывает, ибо и мы его потомки по вере во Христа, от его чресл изшедшего, но нашей плоти и крови, по апостолу, приобщившегося и нас Своею Пречистою Плотию и Кровию питающего. Умыю, говорит он, в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя, т. е., я омываю руки мои невинностию и обхожу жертвенник Твой, Господи! Что же это значит? Это значит то же, как если бы кто из нас имел смелость указать о себе: я ни в чём не погрешаю против ближнего своего и верно служу Богу моему, или что то же: я свято исполняю весь закон Божий в отношении к человекам – всегдашнею к ним справедливостию, доброжелательством и благотворением, а в отношении к Богу – верою и благочестием, усердно посещая храм Его, вознося к Нему молитвы и проповедывая дивные дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Что же он говорит о сем предмете? Говорит, что хотя он не пользовался сим правом, проповедуя слово Божие на своем содержании, но это не значит, что он как будто бы не имел сего права: напротив право это от него неотъемлемо, как и от всякого служителя слова евангельского; уступал же он сие право, по своей доброй воле, для другой высшей цели, для вящшего успеха в благовествовании: Не сотворихом, говорит он, по области сей, но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову ( 1Кор. 9:11 ). И в каких выразительных чертах он высказывает мысль о неотъемлемости сего права! Как победоносно и торжественно он побеждает и низлагает каждым новым своим словом всякого противомыслящего! Но прежде всего он выставляет коринфянам основание своего права в отношении к ним. Если я, напоминает он им, для других не Апостол, то по крайней мере для вас: ибо вы печать моего Апостольства в Господе ( 1Кор. 9:2 ). Затем, указывая на пример прочих Апостолов, и в числе их братий Господних и Кифы, или Петра, которые и сами и семейства их невозбранно и неблазненно получали пропитание от новообращенных к вере во Христа, вопрошает: ужели мы не имеем права у вас есть и пить? Ужели не имеем права водить с собою жены и сестер, как прочие Апостолы и братия Господня и Кифа? Или я один и Варнава не имеем власти не работать ( 1Кор. 9, 3–6 )? Вот первое доказательство неотъемлемого права проповедников Евангелия. Сила его состоит в следующем, совершенно твердом, верном и строго-логическом умозаключении: если прочие, так называемые, предние Апостолы и мнимые столпы Церкви, братия Господни Симон и Иуда и первоверховный Петр бесспорно пользуются содержанием от общества веующих: то бесспорно также и в равной степени тоже самое право принадлежит и мне и Варнаве и всякому, подобно нам исполняющему посольство о Христе в служении слова и спасении ближних. За сим следует ряд доказательств, не менее сильных и действительных, заимствованных из разных сфер жизни обыкновенной в обществе благоустроенном, из круга военной службы и из обычаев и правил земледелия, садоводства и скотоводства. Какой, говорит он далее, воин служит когда либо на своем содержании? Или кто, насадив виноград, не ест плодов его? Или кто, пася стадо, не ест молока от стада? Так, заключает он, и священнодействующие должны питаться от святилища, и служащие олтарю с олтарем могут делиться. Вы наша паства, которую мы и в зной дневный, и в холод нощный пасем о Христе и для Христа словом истины и охраняем оружием правды во святыню; вы наш виноград, насажденный и насаждаемый руками нашими в таинственном над вами и для вас священнодействии, неусыпно охраняемый молитвенным бдением и орошаемый росою благодати Божией, нашими устами низводимою. Как же нам вашим млеком и вашими плодами не пользоваться?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Этим в молящихся высказывается вера во всемогущество Божие, т. е., что для совершения дел самых трудных и, по-видимому, невозможных, довольно произнести одно имя Божие, но произнести достойным его образом, и тогда невозможное сделается возможным. В самом деле, не достаточно ли было Моисею с своим народом, в виду врага его преследующего, стоящему на берегу Чермного моря, призвать только имя Божие, чтобы открыть в море верный путь к своему спасению? Что вопиеши ко Мне? – вопрошает его Бог, – рцы сыном Израилевым, и да путешествуют ( Исх.14:15 ); и Израильтяне, по слову его, пошли, и море расступилось пред ними, дав им в себе проход свободный и немокренный, а Фараона, со всем воинством вслед за ними вступившего, покрыло волнами своими. Не достаточно ли было также апостолам только назвать имя Господа Иисуса, чтобы изгонять бесов, исцелить всякого рода больных и воскресить мёртвых? Не сам ли Господь обещал им это, и даже не им только одним, но и всем вообще истинно-верующим? Знамения веровавшим, глаголал им, сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возьмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужныя руки возложат, и здрави будут ( Мк.16:17–18 ). И не сбылось ли это на самом деле? Апострол Пётр подходит к хромому от рождения и говорит ему: во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи, и хромой поспешно встал и пошёл ( Деян.3:6–8 ). Таким же образом поступали и все другие, и обо всех их священный дееписатель свидетельствует, что именем Иисусовым многи силы сотвориша. Почему также обещается здесь помощь от Святого и заступление от Сиона, т. е. от храма, на горе Сионе построенного: послет ти, сказано, помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя Господь ( Пс.19:3 )? Потому что Езекия, веря обетованию Божию о храме, данному Соломону: и ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои послушни к молению места сего; и аще посрамлены будут людие Мои, на них же призвано есть имя Мое, и помолятся, и взыщут лица Моего, и Аз услышу с небесе и милостив буду грехом их ( 2Пар.7:14–15 ), не в другом каком-либо месте, а именно во храме надеялся найти себе помощь и защиту, и для того именно и пришёл сюда со всем народом своим и, так сказать, принёс Богу молитвенную жалобу на обиду и посрамление, Ассирийским царём ему нанесённые.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый; имя ею потребил еси в век и в век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом ( Пс.9:5–7 ). В сих словах псалмопевец объясняет причину почему он находит необходимым славословить и благодарить Бога. Потому, говорит он, славлю Тебя, Господи, что Ты даль мне суд и защиту и воссел на престол, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки, навсегда. У врага совсем не стало мечей, и города Ты разрушил; погибла память их с шумом. Ничего не может быть справедливее, как сия благодарность и сие славословие Богу, творящему суд и правду. Но в сем славословии и благодарности достойно особенного замечания то, что пророкодарственный Давид усмотрел правду Божию там, где другой на его месте, быть может, и не подозревал бы её, или нашёл бы только правду свою, а правды Божией вероятно не стал бы даже и доискиваться. Вот обстоятельства, в которых он, как приметно из его собственных слов, в то время находился. Враждебные народы, окружая его царство, многократно вторгались в пределы оного, вносили меч и огонь в мирные селения и разным образом оскорбляли и притесняли его подданных. Но между многими врагами особенно беспокоил его один, который отличался от прочих и своим богатством и могуществом, и многочисленностию войск и неприступностию стен и крепостей и личною храбростию, искусством и опытностию в брани, и сильным влиянем на других, и наибольшим ожесточением против Давида. Давид всё это знал и видел, скорбел духом и однако ж молчал; он был в сие время, по его же выражению, яко глух не слышай, и яко нем, не отверзаяй уст своих, или якочеловек не слышай и не имый во устех своих обличения ( Пс.37:14 ); ибо он, подобно тому, как после учил Апостол, не желал воздавать злом за зло, но хотел благим победить злое, не желал также отмщать сам за себя, помня слова Господа: Мне отмщение, Аз воздам, но благодушно предавал судьбу свою и народа своего Богу, судящему праведно ( Рим.12:17,19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010