Некоторые сестры Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря выказывали недовольство своей настоятельнице, игумении Арсении (Серебряковой), возглавлявшей обитель во второй половине XIX века. Говорили: ну почему матушка к нам придирается? Мы девственницы. Мы отреклись от своей воли. Мы ходим на послушания. Мы правило вычитываем. Разве этого недостаточно?! А матушка, любившая собирать к себе сестер для духовных бесед, указывала им как на величайший грех вспыхивающую у них неприязнь друг к дружке, зависть, пересуды и прочее, прочее. То, по чьему-то разумению (точнее — непониманию), «мелкое» и «несущественное», что на самом деле отлучает нас от Христа, какие бы другие добродетели у человека не были... В письменном наследии преподобной Арсении, которая в прошлом году была причислена к лику местночтимых святых Волгоградской митрополии , мы можем прочитать следующие строки о покаянии: «Покаяние, так же как и молитва, не должно быть мечтательно. Истинное покаяние — дар Божий, оно полно сокрушения. А наше покаяние должно быть только сознание, уверенность в нашей греховности, неупование на себя. Это-то и приводит к вере». Чувствуется духовное пересечение со святителем Игнатием (Брянчаниновым), чьи труды были матушке особенно близки и дороги. Святые отцы пишут, что истинного покаяния не бывает без плача духа. Плач — свидетельство истинного покаяния. Но слезы-то могут появиться, а могут и не появиться! Мы должны просить у Господа дар слез. Я часто задаю верующим вопрос: «Скажите, вы просите у Бога дар слез?» — «Нет», — отвечают многие. — «А вечерние молитвы читаете?» — «Читаем». — «Зачем же вы тогда обманываете архиерея? Там ведь есть слова святителя Иоанна Златоуста: " Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление " ». Некоторые люди обижаются на Бога. Да-да, обижаются! И называют причину своей обиды: Он не дает просимое по их молитвам. Представим себе человека, который заходит в учреждение, чтобы попросить о чем-то служащих, но невнятно произносит слова, рассеянно смотрит в окно. Откликнутся ли на его просьбу? Может быть, те, кто механически произносит слова молитвы про слезы и память смертную, так же просят у Бога и все остальное? По поводу слез святитель Феофан Затворник заметил, что их цена не водою, текущею из глаз определяется, а тем, что бывает на душе при них и после них. 

http://patriarchia.ru/db/text/5008137.ht...

Приведенные выписки с достаточной полнотой рисуют нам облик «великого раба Божия» Ивана Ивановича Троицкого, нашедшего в Церкви Христовой, в чистом и кротком монашеском житии живой и приснотекущий источник жизни вечной. О письмах игумении Арсении В те же примерно годы, что жил Иван Иванович, тайны духовной жизни изъясняются представителями русского старчества и совершенно иным образом, в иных выражениях, и стиль этих писем совершенно непохож на стиль писаний смиренного Ивана Ивановича и даже далек от него. Но удивительное дело! При очевидной разнице в манере, способе выражения основ жизни и веры Христос и Его святая Церковь в этих словах совершенно те же, что и в письмах кроткого старца, по слову апостольскому, «разделения же дарований суть, а тойжде Дух и разделения действ суть, а тойжде есть Бог , действуяй вся во всех» ( 1Кор 12:4, 6 ). Мы разумеем здесь письма игумении Арсении 183 , старицы Усть-Медведицкого монастыря, жившей во второй половине XIX века и скончавшейся во время паломничества в Саров в 1905 году 184 . Душа матушки очень высока. Она ищет идеалов во Христе, ни с чем иным не сопоставимых, поэтому ее взгляд на монашество очень строг: она всячески удерживает от вступления на этот путь без должного расположения. «Я всегда рада слышать, если в ком-нибудь открывается желание к монашеской жизни», – пишет она одной образованной интеллигентной девушке. «Но при этом нужно знать, – продолжает мать Арсения, – какая причина заставляет избрать эту жизнь и какую цель имеет человек в этом избрании?». «Стены монастыря, черная ряса, даже все внешние подвиги жизни монастырской ничего не значат без внутреннего подвига, который составляет цель жизни монашеской», – пишет она дальше в том же письме. «Монастырская жизнь очень тяжела, – пишет матушка к своей близкой духовной дочери. – Она требует особенного призвания Божия, особенной душевной потребности жить высшими идеалами. Без этого она даже смысла не имеет». Подобную же мысль высказывает мать Арсения и в письме к В. И. П.: «Вы желали священства, монашества. Это хорошо. Но я боюсь, что в первых шагах вы увидете, что только место и платье переменили, а жизнь внутри и даже совне осталась та же. Надо отречение от себя, последование Слову Божию под руководством и направлением духовного человека». В начале этой переписки матушка пишет: «Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца». «Надо знать что сердце наше так испорчено, – продолжает мать Арсения в письмах к В. И. П., – так помрачено грехом что не только творить волю Божию или познать ее мы не можем, но даже действовать в нас и в нашей жизни мы не допускаем всесвятой воле Божией». Так серьезны были взгляды матушки Арсении на жизнь духовную, на жизнь под руководством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

«Твои беззакония и твоя распутная жизнь, полная неверия и безбожия, дошли до Господа. Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас, и это черное пятно на моей одежде — твои тяжкие грехи. Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились перед престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе... Он знал, что одна могила наша для тебя дорога здесь, и поэтому он не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественною болезнью, дабы ты признал над собою высшую силу, тобою отвергаемую, но ты не обратился. Поэтому Господь послал меня к тебе... это последнее средство для твоего исправления...» И в доказательство истинности своего явления мать оставила ему его крест, выброшенный им ранее. Через явление матери сын был спасен — выздоровел и телесно, и духовно. Из рассказа видно, что это стоило усиленных загробных молитв родителей, и, несмотря на их веру и благочестие, их одежда была очернена грехами их сына. Однако родителей следует предостеречь и от глубокого смущения и отчаяния при неправедной жизни их взрослых детей. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский одной матери, скорбящей о неверии сына: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смириться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна являетесь причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда; всякий человек одарен свободною волею, и сам за себя более и должен будет отвечать перед Богом». Если нечестие детей является самым большим несчастием для родителей как в этой жизни, так и в будущей, то наоборот, благочестие их является счастьем в этой и залогом спасения для них в будущей жизни. Одним из примеров этого является горячая любовь, которую имела к своему отцу игумения Арсения (Усть-Медведицкого монастыря), подвижница благочестия. Вот как пишет матушка Арсения в одном письме о своем отношении к отцу: «Ты знаешь, как я любила своего батюшку (т. е. родного отца): я любила его больше всех и всего на свете. Я молилась за него первого, когда подходила прикладываться к чудотворным иконам и мощам, когда дома подходила к образам, чтобы им помолиться; я призывала на помощь ему всех угодников, иконам которых молилась. Когда кончала читать Евангелие или Псалтирь, или акафист, я молилась во-первых за него».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Монашество АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна; 1868 (по другим данным 1870) – 1938), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович; 1873 – 1918), иером., прмч. (пам. 30 авг., в Соборе Екатернбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846-1918), старец Московский, иеросхим., прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря ВАРЛААМ (Надёжин Василий Федотович; 1774 - 1846), игум. Чикойского мон-ря, прп. Чикойский (пам. 23 янв., 5 окт., 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРЛААМ (Никольский Василий Михайлович; 1872 - 1937), игум., прмч. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВАРЛААМ (Высоцкий Василий Антипович; 1665 - 1737), архим. Троице-Сергиева мон-ря, духовник имп. Анны Иоанновны ВАРЛААМ (Шишацкий Григорий Степанович; 1750 - 1820), мон., лишенный сана бывш. архиеп. Могилёвский и Витебский ВАРНАВА (Меркулов Василий Ильич; 1831 - 1906), иером., прп. Гефсиманский, Радонежский (пам. 17 февр., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Радонежских святых) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАСИЛИЙ (Кишкин Владимир Тимофеевич; 1745-1831), иером., прп. (пам. 9 сент. - в Соборе Глинских святых и в Соборе Брянских святых) ВАСИЛИЙ (Хорев Василий Филиппович; 1835-1915), иеросхим., один из основателей Пещерного отд-ния Гефсиманского скита ТСЛ ВАССИАН (Пятницкий Владимир Васильевич; 1879 - 1941), священноисп. (пам. 14 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), архиеп. Мичуринский, вик. Тамбовской епархии ВЕРА Антоновна Меркулова (в монашестве Вероника, в схиме Михаила; 1874-после 1935 г.), схиигум., подвижница благочестия ВИКТОР (Высоцкий Василий Парфеньевич; 1795?-1871), иером., головщик Симонова и Данилова мон-рей в Москве, духовный композитор ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) ВЛАДИМИР (Терентьев Василий Терентьевич; 1872 – 1933), игум., исп. (пам. 18 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/rubrics/121800_2.html

Блаженной памяти схимонахиня Ардалиона при жизни принимала к себе многих из простого народа, которые с верою в ее молитвы приходили издалека, чтобы попросить у нее совета или получить облегчение в своих недугах. Таких приходящих она всегда с любовью назидала, недужным указывала на молитвы Церкви, заставляла часто отслужить молебен Божией Матери, а иногда сама читала над ними Св. Евангелие. По кончине ее, вера простых людей была такова, что многие болящие, приходя в обитель искали ее загробной помощи и просили возлагать на них ее схиму. Некоторые из родных игумении Арсении, принадлежащие к лучшим фамилиям войска Донского, сохранили о ней воспоминания, исполненные истинного уважения; и родная сестра игумении А. М. Маржанова в течение более 20 лет, бывая в монастыре, всегда служила на ее могиле панихиды. Сама игумения Арсения в тяжелые минуты жизни приходила поверять этой безмолвной могиле свои недоумения и печали: тогда, говорила она, из глубины ее собственного сердца возникала мысль, отвечающая на ее душевные вопросы, и она верила, что то влагала в сердце ее загробная молитвенница... Часто упоминаемая в сем жизнеописании послушница Рипсимия, в мире Параскева Багрова, вскоре по кончине своей старицы была пострижена в монашество, и потом в великую схиму, в которой наречена Пафнутией. Для усовершения себя в духовной жизни схимница Пафнутия пожелала поселиться на безмолвие в той келлии, которая была устроена в монастырском саду и предназначалась для старицы Ардалионы; с благословения игумении Арсении она пошла в эту уединенную келлию. Шесть лет провела она в подвиге поста и молитвы в этом затворе, подвергаясь непрестанно искушениям от демонов, которые явно нападали на подвижницу и заставляли испытывать все ужасы отшельнического единоборства с духами злобы. Наконец, ослабленная телесными силами от постоянного и усиленного подвига, затворница Пафнутия была переведена из этой келлии в другую, устроенную внутри монастыря, где и скончалась мирно в 1878 году, марта 30 дня, на 67 ищу жизни, окруженная единомысленными сестрами, с которыми вместе провела годы послушничества своего при старице Ардалионе 28 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Твои беззакония и твоя распутная жизнь, полная неверия и безбожия, дошли до Господа. Ты не только погубил себя, но даже запятнал и нас, и это черное пятно на моей одежде — твои тяжкие грехи. Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились перед престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе… Он знал, что одна могила наша для тебя дорога здесь, и поэтому он не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественною болезнью, дабы ты признал над собою высшую силу, тобою отвергаемую, но ты не обратился. Поэтому Господь послал меня к тебе… это последнее средство для твоего исправления…» И в доказательство истинности своего явления мать оставила ему его крест, выброшенный им ранее. Через явление матери сын был спасен — выздоровел и телесно, и духовно. Из рассказа видно, что это стоило усиленных загробных молитв родителей, и, несмотря на их веру и благочестие, их одежда была очернена грехами их сына. Однако родителей следует предостеречь и от глубокого смущения и отчаяния при неправедной жизни их взрослых детей. Об этом так пишет старец Амвросий Оптинский одной матери, скорбящей о неверии сына: «Вы сознаете, что во многом сами виноваты, что не умели воспитать сына как должно. Самоукорение это полезно, но, сознавая вину свою, должно смириться и раскаиваться, а не смущаться и отчаиваться; также не должно очень тревожиться вам мыслью, будто вы одна являетесь причиною теперешнего положения вашего сына. Это не совсем правда; всякий человек одарен свободною волею, и сам за себя более и должен будет отвечать перед Богом». Если нечестие детей является самым большим несчастием для родителей как в этой жизни, так и в будущей, то наоборот, благочестие их является счастьем в этой и залогом спасения для них в будущей жизни. Одним из примеров этого является горячая любовь, которую имела к своему отцу игумения Арсения (Усть-Медведицкого монастыря), подвижница благочестия. Вот как пишет матушка Арсения в одном письме о своем отношении к отцу: «Ты знаешь, как я любила своего батюшку (т. е. родного отца): я любила его больше всех и всего на свете. Я молилась за него первого, когда подходила прикладываться к чудотворным иконам и мощам, когда дома подходила к образам, чтобы им помолиться; я призывала на помощь ему всех угодников, иконам которых молилась. Когда кончала читать Евангелие или Псалтирь, или акафист, я молилась во-первых за него».

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnoe-vospi...

Расстройство желудка у матушки возобновилось, но матушка все-таки кроме трапезного кушанья и чая ничего не кушала, болезнь усилилась, пришлось обратиться к доктору, живущему в Сарове, и он помог, так что 19 июля, в день открытия мощей Преподобного, матушка была уже в церкви. Народу было очень много. Во время обнесения мощей преподобного Серафима вокруг церкви матушка стояла на высокой боковой паперти теплого храма во имя Живоносного Источника, куда народ не допускался. И, так как эта паперть вся в окнах, то весь крестный ход был отлично виден, а гроб с мощами преподобного Серафима несли очень высоко. И матушка усердно, с великим умилением молилась. Вечером в этот же день матушка задала такой вопрос монахине Агнии: «Агния, а в случае, если я умру, куда ты денешься?» Та так растерялась от этого неожиданного вопроса, что сама не знает, как ответила: «я вас тут не оставлю»; на что матушка сказала: «так это сейчас надо металлический гроб заказывать». Монахиня Агния не придала особого значения этому разговору, пока матушка не скончалась. Тут она о нем вспомнила. И действительно, если бы тогда же выписали из Москвы гроб металлический, он как раз был бы доставлен в Саров ко дню кончины матушки. Матушка игумения решила поговеть в Сарове и приобщиться Св. Таин 21 июля в церкви преподобного Серафима. Несмотря на слабость, она стала посещать церковные богослужения, весьма продолжительные в Сарове. 20 июля, возвращаясь от ранней обедни, встретили рясофорную монахиню своей обители Лию, бывшую в Сарове со своими родными. Матушка обрадовалась ей и велела перебраться к себе в номер, так как родные монахини Лии уезжали в этот день домой. Лия осталась с великой радостью, но нашла матушку очень слабой. Утром 21 июля, готовясь приобщиться, матушка Арсения обратилась к монахине Агнии со словами: «Агния, так как ты одна тут со мной из всех моих келейных и сестер монастыря, то я прощаюсь в лице твоем со всеми моими келейными и со всеми сестрами», а увидав Лию, сказала: «и ты, Лия, одна тут из сестер, то в лице твоем прощаюсь со всеми сестрами», а потом прибавила: «Агния, может быть, в церкви со мной сделается обморок, то не бойся».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пешком до церкви уже не могла дойти, и поехала на извозчике, хотя Дворянская гостиница, в которой матушке отвели номер, у самой ограды монастыря. Но, так как подобная слабость бывала с матушкой и ранее, то монахиня Агния не обеспокоилась и не встревожилась. Приехав в церковь преподобного Серафима, в которой совершаются ранние обедни, игумения прежде всего приложилась к мантии Преподобного, которую для нее открывали, а потом прошла на левый клирос, где монахи заранее приготовили ей место; но долго стоять тут не могла из-за народа, и монахи ее перевели на правый клирос, где было свободно. Игумения приобщилась на своих ногах, в храме, так, как хотела, но силы ей изменили почти совсем: дух был совершенно бодрый, а тело изнемогло так, что и в гостиницу она поехала на извозчике. При выходе из храма, матушка много подавала милостыни и велела монахине Агнии то же делать, не жалея денег. Тут матушка встретила клиросных сестер Самарского монастыря, приехавших со своей игуменией и священником отслужить панихиду по своем священнике, скончавшемся в Сарове и тут же погребенном. Этим монашкам игумения Арсения дала много мелких денег. Возвратясь домой, матушка отдохнула, выпила чашку чая, написала письма, и сама с монахиней Агнией повезла их на почту. Пока монахиня Агния сдавала их, матушка проехала по лесу, вдыхая живительный воздух; потом вместе поехали к источнику, но матушка не купалась, и только умылась. По обе стороны дороги и частью в лесу стоят, сидят и лежат калеки: слепые, хромые, безногие, безрукие и много нищих; матушка щедрою рукою подавала милостыню каждому и заставляла монахиню Агнию то же делать. Возвратясь домой, матушка покушала немного трапезного кушанья, принесенного с братской трапезы, легла отдохнуть; но говорила, что душа ее тоскует, и она не желает тут умирать, хотя смерть не страшна, а желает умереть в своей обители, у себя на родине, по которой соскучилась и соскучилась обо всех сестрах своего монастыря. Последние дни своей жизни матушка, ходя, сидя и даже лежа постоянно пела ирмосы: Ты моя крепость, Господи, и другой: Услышах, Господи, смотрения Твоего таинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Она возвратилась в монастырь и в 1854 г. была пострижена в рясофор (низшая степень пострига, готовящегося к принятию малой схимы) с именем Арсения, в честь Арсения Великого, а в 1859 г. 11 января в мантию, видимо с сохранением имени. Вскоре она нашла себе наставницу в лице схимонахини Ардалионы. В 1862 г. по причине старости лет иг. Вирсавии Арсения была назначена владыкой Иоанном, управлявшим Донской епархией, помощницей игуменьи с назначением на должность казначеи. В 1863 г. скончалась иг. Вирсавия. Стала нужда в выборе новой игумений, выбор сестер пал на Арсению. 1864 г. стал для Арсении знаменательным. 3 января на 31 г. своей жизни, она была посвящена в сан игуменьи Архиепископом Иоанном. Свою уединенную тихую жизнь новопоставленной игуменьи пришлось сменить на бурную деятельность. Спустя некоторое время, скончалась ее духовная наставница схим. Ардалиона. Наделенная властью иг. Арсения занялась устройством обители, как с внешней стороны, так и с внутренней. Первым ее делом, было распространение грамотности в монастыре между сестрами, так как поступающие в монастырь девицы были лишены возможности получить образование, как светское, так и духовное. Ею составлена библиотека, в состав которой вошли книги духовного содержания. В 1867 г. заботами иг. Арсении, при монастыре открылось бесплатное четырех классное женское училище с преподаванием Закона Божия, русского и славянского языков, географии, арифметики и русской истории. Так же была открыта живописная школа, в которой преподавала сама игуменья. В училище обучались дети дворянские и чиновников, духовных и городских жителей, сельские, коренные и иногородние. На 1 января 1875 г. в училище обучалось: 9 из дворянских, чиновничьих и духовного сословия: 10 из городских жителей: 9 из сельских: 19 детей коренных жителей области: 13 иногородних, преподавателей в школе было 9 человек. В живописной школе обучалось до 15 детей постоянно живущих при монастыре, занятия проводились три раза в неделю по два часа. Училище действовало до 1918 г.

http://pravicon.com/info-4007

Священный Синод в заседании от 15 июля 2016 года (журнал 66) определил, что «Правом ходатайствовать о прославлении подвижника благочестия к местному почитанию обладают в митрополиях — архиерейские советы митрополий» и что «после решения Священного Синода канонизация подвижника благочестия совершается в установленном богослужебном порядке в митрополиях — архиереями митрополии». При этом «имена прославленных местночтимых святых не вносятся в общецерковный календарь, а посвященные им богослужебные тексты одобряются в установленном порядке, но не печатаются в общецерковных изданиях». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Причислить к лику святых для местного почитания в Волгоградской митрополии игумению Арсению (Себрякову). 2. Память преподобной Арсении Усть-Медведицкой совершать 21 июля (3 августа) в день ее преставления ко Господу. 3. Честные останки преподобной Арсении, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленной святой иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 96 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского совета Русской Православной Церкви, о новой редакции текста акафиста и рапорт Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина, председателя синодальной богослужебной комиссии, о представлении на утверждение Священного Синода ряда богослужебных текстов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить и рекомендовать к общецерковному богослужебному употреблению представленные тексты служб Божией Матери в честь иконы Ее «Абалакская» , священномученику Владимиру Амбарцумову , а также тропарь, кондак и молитву преподобным Геннадию и Никифору Важеозерским . 2. Одобрить для употребления за богослужением и в домашней молитве новую редакцию текста акафиста Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Серафимо-Дивеевская» . 3. Направить утвержденные богослужебные тексты, а также акафист в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

http://patriarchia.ru/db/text/4645730.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010