Но в особенности ее любовь к Богу, Пречистой Его Матери и святым выразилась в построении ею Казанского собора с нижней Церковью во имя преподобного Арсения Великого , чье имя она носила в монашестве. План на собор был составлен академиком архитектором Горностаевым; но, за отдаленностью Усть-Медведицкого монастыря от столицы, он не мог сам руководить работами, и игумения Арсения лично руководила ими. Ничего не делалось без ее указания: от самой незначительной вещи и до самой главной. Руководила она, также, живописью, и художники изумлялись ее знанию и уменью: иной раз заставляла переделывать кое-что по-своему, и всегда выходило лучше, изящнее, чем писали они одни. Матушке игумении, однако, казалось мало трудов по управлению обителью, и она начала рыть пещеры, находя пользу в ночном физическом труде. Рыла она одна, ее келейные помогали ей лишь выносить землю. Раз, одна из них спасла матушку от смерти, успев толкнуть ее вперед, когда обвалилась земля, а в ней оказался большой камень, который слегка задел матушку за спину. Рытье обширных пещер, в которых матушка думала затвориться, приняв схиму, окончательно подорвало ее здоровье; но, несмотря на это, матушка не ослабляла своих подвигов. Окончив собор, игумения Арсения принялась за внешнее благоустройство монастыря, именно: на место маленьких, тесных домиков, покосившихся и с худыми крышами, выстроила хорошие двухэтажные корпуса на три или на четыре келлии каждый, и на конце дней своих заново отделала старый Преображенский храм, пристроив к нему новый теплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Но главное, над чем работала покойная матушка Арсения, это над собой, стараясь жизнью своею подражать Христу, и приобрела такое глубокое смирение, что считала себя грешнее всех людей, а на людей смотрела, как на своих близких родных: всем сострадала, всем помогала, никого не осуждала, хотя имела право судить, как начальница; а с ожесточенными и грешными была еще более смиренна, добра, кротка и своею кроткою любовью привлекала сердца их, и они становились лучше, чище и мало-помалу исправляли свою жизнь. Во все свое долголетнее управление обителью ни разу не обеспокоила высшее начальство жалобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

На Литургии присутствовал губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Ранее в одной из иконописных мастерских Москвы был написан образ преподобной Арсении. К церемонии прославления были составлены тропарь, кондак и величание святой Арсении Усть-Медведицкой, прозвучавшие в исполнении мужского хора Киево-Печерской лавры и хора Сионского собора Тбилиси. В связи с наплывом паломников на прилегающей к монастырю территории была организована полевая кухня, где верующим было предложено бесплатное горячее питание. Участники торжеств, которым не хватило места в Казанском и Арсеньевском храмах, наблюдали за ходом богослужения на больших экранах, установленных на территории и за оградой монастыря. Подготовка к приему гостей в обители началась сразу после принятия решения Священным Синодом о причислении к лику святых пятой и самой известной в истории Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумении Арсении (Себряковой). Анна Михайловна Серебрякова родилась 3 июля 1833 года в богатой и знатной семье помещика Донской области. В возрасте трех лет с ней произошло необычное событие. Родители взяли Анну на богомолье в Воронеж, где в то время правящим архиереем был архиепископ Антоний (Смирницкий), многими почитаемый за свою строгую святую жизнь и прозорливость. Родители были с ним знакомы и посетили владыку. Анна, увидев его, быстро вырвалась из рук державшей ее няни, побежала к святителю и поклонилась в ноги. Архиепископ благословил ее и, обращаясь к изумленным родителям, сказал: «Это будет великая жена». С детства Анна любила Священное Писание. «Меня так поражало в детстве дивное, высокое учение Спасителя, — рассказывала она потом, — а мысль, что мы не исполняем Его святые заповеди, глубоко возмущала мою душу». Когда Анне шел шестнадцатый год, отец решил подыскать ей жениха. Однако она ответила родителю, что любит только Господа и желает ради Него оставить мир. Отец не стал ей препятствовать. Она ежедневно посещала церковные службы, проводя остальное время в молитве, чтении и душеспасительных беседах с отцом, а также обучаясь иконописи.

http://patriarchia.ru/db/text/4667707.ht...

В Урюпинской епархии состоялись праздничные торжества в честь канонизации игумении Арсении (Себряковой) Серафимович, 14 ноября 2016 г.      Смирение — есть единственное состояние духа, чрез которое входят в человека все духовные дарования. Оно есть дверь, которая отворяет сердце и делает его способным к духовным ощущениям. Смирение доставляет сердцу невозмутимый покой, уму — мир, помыслам — немечтательность. Смирение есть сила, объемлющая сердце, отчуждающая его от всего земного, дающая ему понятие о том ощущении вечной жизни, которое не может взойти на сердце плотского человека. Смирение дает уму его первоначальную чистоту. Он ясно начинает видеть различие добра и зла во всем, а в себе всякому своему состоянию и движению душевному знает имя, как первозданный Адам нарекал имена животным по тем свойствам, которые усматривал у них. Смирением полагается печать безмолвия на все, что есть в человеке человеческого, и дух человека в этом безмолвии, предстоя Господу в молитве, внемлет Его вещаниям... До ощущения сердцем смирения не может быть чистой, духовной молитвы. Преп. игум. Арсения (Себрякова) В Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре состоялись торжества в честь прославления в лике местночтимых святых преподобной Арсении. За два дня 12 и 13 ноября в них приняли участие около 5 тысяч человек, сообщает сайт Урюпинской епархии. Богослужения в главном храме обители проходили практически беспрерывно, некоторые службы совершались параллельно в нижнем храме преподобного Арсения Великого. График составлялся таким образом, чтобы помолиться и причаститься в дни торжеств смогли как можно больше верующих. После полуночи всенощное бдение перетекло в литургию, их в праздничном графике было тоже несколько: в 4:00 — литургия в Казанском соборе, в 7:00 — ранняя служба в нижнем храме. В 10:00 в Казанском соборе началась архиерейская литургия с чином прославления преподобной Арсении Усть-Медведицкой. Ее совершил митрополит Волгоградский и Камышинский Герман в сослужении епископа Новоаннинского и Урюпинского Елисея, епископа Калачевского и Палласовского Иоанна, архиепископа Элистинского и Калмыцкого Юстиниана, епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, епископа Борисоглебского и Бутурлиновского Сергия.

http://pravoslavie.ru/98599.html

Еще один пример — исцеление маленькой Пелагеи из Городища (городского поселения под Волгоградом). Она родилась с двойным пороком сердца и ишемией мозга. В более взрослом возрасте врачи предлагали девочке сделать операцию, но до этого ей нужно было жить на медикаментах. – Пелагея приезжала сюда с мамой и крестной, вместе они молились в пещере у камушка, через некоторое время два порока затянулись, — рассказывает моя собеседница. — Сейчас она уже пошла в школу, поет в хоре, у нее все хорошо, семья стала ходить в храм. Этот факт мы тоже включили в документы, которые передали в Синод. Там врачи уже будут отсеивать, оценивать. Сложность заключалась в том, что не каждый случай подходит для такой серьезной процедуры, как канонизация. Например, одна женщина делится с нами радостью: «У меня муж пить бросил!» Мы за нее, естественно, рады, но это же на рентген не снимешь, а там нужны доказательства, медицинские справки. Слава Богу, чудесных случаев исцелений, которые мы смогли подтвердить документально, набралось в достаточном количестве. В сентябре все необходимые документы, включая подтвержденные факты исцелений и жизнеописание игуменьи Арсении, составленное ее современниками, с благословения епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея передали в Синод Русской православной церкви. Когда будет получен ответ и каким он будет, предполагать пока сложно. Комиссия по канонизации святых собирается дважды в месяц и за одно заседание рассматривает одно-два дела, так что решение о канонизации может затянуться не на один год. В случае, если документы будут отправлены на доработку, в Усть-Медведицком монастыре готовы дополнить бумаги необходимыми сведениями. Пока к святым Русской православной церкви причислен единственный подвижник из Волгоградской области. В 2006 году был канонизирован как священномученик Николай Попов из хутора Верхнегнутов в Чернышковском районе Волгоградской области, в 1919 году священника казнили по решению революционного трибунала. Наследие игуменьи Арсении Игуменья Арсения, в миру — Анна, происходила из старейшего в области рода Себряковых. Ее отец, помещик Михаил Васильевич Себряков, имел должность штабс-ротмистра, числился казначеем Войска Донского, был на хорошем счету у Екатерины II. В 1850 году в возрасте 17 лет по собственному желанию Анна Себрякова поступила в Усть-Медведицкий монастырь, а через 14 лет возглавила его. За 40 лет правления игуменьи Арсении были построены новые храмы, созданы училище и иконописная мастерская при монастыре, сама настоятельница активно занималась благотворительностью и просветительской деятельностью.

http://pravoslavie.ru/87737.html

В настоящее время Собор Иконы Божией Матери Казанская в Спасо-Преображенском Усть-Медведицком монастыре - это верхний храм Казанской иконы Божьей Матери и нижний храм пр. Арсения Великого. Необыкновенной красоты храм с 33 куполами (по числу лет земной жизни Христа) появился в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре, который расположен в городе Серафимовиче Волгоградской области. Возведение храма в честь Преображения Господня началось по инициативе митрополита Волгоградского и Камышинского Германа в 2003 году. При составлении проекта прототипом этого храма послужил Преображенский храм в Кижах, который также является деревянным и многокупольным (33 купола с крестами). Праздничная церемония освящения храма Господня с 33 куполами состоялась 7 сентября 2014 г. В честь открытия храма в монастыре состоялся праздник, в котором приняли участие около 10 тысяч паломников. Во время торжеств, в храме пели певчие из Киево-Печерской лавры. Литургию исполняли редким Киевским распевом Х века. Святыни [ править править код ] 10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путём Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путём Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы. Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов.

http://azbyka.ru/palomnik/Усть-Медведицк...

В мае месяце 1862 года монахиня Арсения была определена казначеей монастыря, и деятельность ее увеличилась 21 ноября, 1863 года скончалась игумения Вирсавия, завещавшая сестрам обители избрать казначею монахиню Арсению ее преемницей и заранее об этом просила высокопреосвященнейшего Иоанна, тогдашнего архиепископа Донского, почему, по утверждении Св. Синодом, 3 января 1864 года в Новочеркасске казначея монахиня Арсения возведена в сан игумении монастыря. Сделавшись настоятельницей, игумения Арсения усугубила свои труды и молитвы. Раньше знала только себя одну, теперь ей предстояли внешние труды по управлению обителью и внутренние, как матери всех сестер монастыря. Ей, молодой, едва достигшей тридцатилетнего возраста, предстояло руководить старицами, пожилыми и молодыми сестрами, и нести их тяготы. И она сумела заставить не только уважать себя, но просто благоговеть перед ней, перед каждым ее словом. Первое ее внимание было обращено на малограмотность сестер, и она открыла училище о четырех классах при монастыре, с преподаванием в нем: Закона Божия, русского языка, славянского языка, арифметики, чистописания, географии и русской истории; заставила туда ходить в качестве учениц способных молодых послушниц, которые впоследствии были сами учительницами. Преподавала сама матушка игумения Арсения, священники монастыря, монахиня Иннокентия (игумения Старочеркасского монастыря), монахиня Миропия (игумения Одесского монастыря), инспектор Усть-Медведицкой мужской гимназии Юргелевский, учитель той же гимназии Таганов, а с 1873 года Лидия Петровна Воскресенская (настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, игумения Леонида). Когда же здоровье стало изменять игумении Арсении, в училище стали заниматься монахини, воспитанные ею для этой цели. Кроме занятий по училищу, игумения Арсения собирала к себе более способных сестер и много с ними читала и беседовала, объясняя прочитанное, и, как сама имела навык в молитве Иисусовой, так старалась, чтобы и сестры монастыря были искусны в этой молитве. Она желала и стремилась из каждой, вверенной ее заботам, монахини и послушницы устроить и создать храм Бога Живого и жилище Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5. 09. 1962), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/121236_31.html

Так провела она несколько месяцев в Новочеркасске, наконец, 30 декабря 1850 года, Михаил Васильевич привёз её в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь 33 , где игумения Вирсавия с радостью приняла Анну в святую обитель. В монастыре Анне пришлось последовательно выполнять почти все послушания: она носила воду, рубила дрова, топила печи, чистила кухонную посуду, полы, в трапезной подавала еду сёстрам, помогала печь просфоры, по ночам будила монашествующих на полночную молитву. В Усть-Медведицком монастыре жила тогда дальняя родственница Михаила Васильевича, монахиня Леонида (Ладыгина), в келье которой первое время стала жить Анна, с послушницей Дашей, бывшей крепостной Михаила Васильевича. (Позже игумения пригласила Анну жить в свою келью.) Спала она всегда в подряснике и кожаном поясе, одевалась крайне просто. Свободное от работы время она проводила в молитве и чтении духовных книг, учила наизусть Псалтирь, заниматься иконописью. Её трудами были написаны плащаница и шесть больших икон: преподобных Арсения Великого , Антония и Феодосия Печерских , Пахомия Великого , Иоанна Лествичника , Моисея Угрина и Сергия Радонежского (Все эти иконы помещены в настоящее время в монастырской трапезной.) Михаил Васильевич Себряков, щедрый благотворитель обители, на свои средства выстроил большой настоятельный дом, недалеко от него келью для своей дочери. В 1854 году Анна была пострижена в рясофор с именем Арсении, в честь Арсения Великого , а 11 января 1859 года – в мантию. Ее духовной наставницей стала схимонахиня Ардалиона (схимонахиня Ардалиона (Игнатова) (1816–1864 гг.)). Схимонахиня Ардалиона учила духовную дочь видеть лишь свои грехи и недостатки, а все добрые дела приписывать одному Господу. Матушка Арсения стала ходить в келию схимницы почти ежедневно, позже, по благословению игумении пригласила её жить в свою келью, взяла на попечение её осиротевших племянниц. Схимонахиня Ардалиона, провидя в матери Арсении избранницу Божию, старалась отучить матушку Арсению от земных привязанностей, схимница однажды порезала на куски небольшой вышитый коврик, которым мать Арсения очень дорожила. Однажды матушка Арсения, без благословения схимницы, подала нищенке полтинник. Схимница объяснила духовной дочери, что такими щедрыми милостынями, она как бы выделила себя, вследствие чего может зародиться в её душе высокоумие или тщеславие,

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало " коммуну " . Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места. В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря. В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский. 9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет. Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского. Храмы [ править править код ] Храм Казанской иконы Божией Матери на территории монастыря строился с 1874 года по 1885 год под руководством настоятельницы Арсении. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев. Матушка Арсения была дочерью предводителя Войска Донского, знаменитого генерала Михаила Васильевича Себрякова, который тоже жертвовал деньги на храм. Когда храм был построен и освящен, Арсения вместе с тремя сёстрами-монашками стала рыть пещеры под ним. По замыслу матушки лабиринт отобразил историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе. В 1905 году Арсения преставилась на 72 году жизни. Похоронили её в склепе нижней церкви монастыря. С приходом советской власти монастырь был закрыт, храм разграблен , гроб игуменьи Арсении был вскрыт, тело ее оказалось нетленным. Наутро гроб с телом исчез и не найден до сих пор.

http://azbyka.ru/palomnik/Усть-Медведицк...

16 июля казначея монахиня Леонида собралась посылать лошадей на станцию Себряково за матушкой игуменией, как вдруг получает телеграмму из Сарова такого содержания: «Я заболела, могу выехать не ранее двадцатого. Игумения Арсения». Все монашествующие радовались скорому свиданию со своей матушкой, о которой все соскучились. Но Господь не судил монастырю этой радости: вдруг, 22 июля, в третьем часу дня, казначея монастыря монахиня Леонида, личный и многолетний друг игумении Арсении, получила из Сарова телеграмму следующего содержания: «Матушка игумения скончалась двадцать первого ночью. Хлопочите скорее через вашего владыку получить разрешение Тамбовского губернатора и архиерея перевезти тело домой. Я остаюсь. Жду ответа. Агния». Первую минуту не верилось этой телеграмме, – так она была неожиданна! Духовник игумении Арсении отец протоиерей Феодор Прокопиев, по просьбе сестер, поехал в Саров за телом. С ним поехали: келейная монахиня Димитрия, ризничая монахиня Вероника, монахиня Евангела и рясофорная монахиня Надежда. В то же время, казначея послала телеграмму владыке о кончине матушки игумении в Сарове с просьбой разрешить перевезти тело ее в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь и о содействии к перевозу тела через Тамбовского владыку и губернатора. А в это время заунывный большой колокол редким долгим звоном созывал сестер обители в Казанский храм на первую панихиду по усопшей настоятельнице. В храме была прочитана вышеприведенная телеграмма монахини Агнии. Совершал панихиду монастырский священник, протоиерей Поликарп Соболев с диаконом Македонием Стефановым. Что это была за панихида! Слов почти невозможно было разобрать: плакали духовенство и опросные, и все присутствовавшие. В соборе стоял стон от рыданий. Все чувствовали себя сиротами. И потянулись дни за днями, полные скорби, тоски и только, как отрадный, светлый луч, была надежда получить тело матушкино, иметь его в стенах обители. Пока отец протоиерей Феодор Прокопьев с монахинями ехал в Саров, из Москвы родственница покойной игумении Арсении, Софья Александровна Ладыгина привезла в Саров металлический гроб, в котором надо было перевозить тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010