Строить обитель на старом месте уже было нельзя, могло случиться подобное бедствие. Для основания монастыря было выбрано новое место на полугоре, на полверсты выше прежнего. На этой полугоре (где он сейчас и находиться) и был построен монастырь в 1754 году, возведён храм в честь Преображения Господня с приделом Донской иконы Божией Матери . Преобразование монастыря в женский По ходатайству А. И. Иловайского (войсковой старшина.) Святейший Синод указом от 9 июня 1785 года велел преобразовать Усть-Медведицкий мужской монастырь в женский. Тогда же в монастырь были переведены 40 девиц из Сиротинской станицы. Первой настоятельницей девичьего монастыря стала вдова войскового старшины Мария Абрамовна Карпова, устроителем и руководителем в духовной жизни инокинь был назначен семидесятилетний диакон Василий Михайлов от епископа Воронежского Тихона III. В 1863 году настоятельницей Серафимовичского Усть-Медведицкого монастыря становится мать Арсения (Себрякова) . При ней Усть-Медведицкий монастырь достиг своего наивысшего расцвета. В нем открылось бесплатное 4-классное женское училище, а также училище живописи. 10 июля 1874 года игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 1930-х годах пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы. Существует иная версия возникновения пещер: они были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры, а игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. В 1871 году с согласия сестер игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Донскому и Новочеркасскому Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Получив одобрение, приступила к собиранию необходимого материала. Проектировал храм профессор Санкт-Петербургской академии художеств академик И.И.Горностаев.

http://drevo-info.ru/articles/13681639.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРДАЛИОНА УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ (Игнатова Анна Андреевна; 30.01.1816, хутор Завязинский (Завязка) Хопёрского округа земли Войска Донского - 17.08.1864, Усть-Медведицкий мон-рь), схим. Род. в семье священника, в к-рой было еще четверо детей. В 7 лет потеряла отца, дети остались на попечении деда, свящ. Димитрия, вскоре мать отдала Анну на воспитание и обучение грамоте своей сестре, дворянке Краснушкиной. Еще в детском возрасте в Анне проснулась любовь к чтению духовной лит-ры. В 1834 г., придя на богомолье в Усть-Медведицкий Межигорский мон-рь , поступила туда послушницей. Проходила послушания чернорабочей, на огороде, на покосе, золотошвейкой, на клиросе, затем благочинной. Усердное чтение и подвижническая жизнь развили в Анне дары духовного рассуждения и истолкования святоотеческих творений, благодаря чему около нее образовался небольшой кружок инокинь, к-рые в дальнейшем стали ее ученицами и келейницами. В 1855 г. Анна приняла монашеский постриг с именем Алевтина, в 1859 г.- постриг в схиму с именем Ардалиона. Совершила паломничества в Киев (1852), в харьковские мон-ри, Воронеж, Усмань (1860). Несла подвиг старчества . Непрестанно молилась и читала Свящ. Писание, вела напряженную духовную жизнь, что зачастую вызывало непонимание и даже гонения со стороны нек-рых сестер. В 1862 г. мон. Арсения (Серебрякова) , духовная дочь А. У.-М., была назначена казначеей обители и А. У.-М. ушла в затвор. 3 янв. 1864 г. мон. Арсения стала игуменией обители, и А. У.-М. на время отказалась от безмолвия, помогая ей вести монастырские дела. А. У.-М. отличалась смирением, терпением, человеколюбием, приходившим к ней помогала молитвой и духовным советом. Тихо скончалась после долгой болезни. Погребена в Усть-Медведицком мон-ре. В 1874 г. при постройке собора во имя Казанской иконы Божией Матери могила А. У.-М. была помещена в подвальном этаже храма. Мн. болящие, приходя в обитель, служили на могиле А. У.-М. панихиды, возлагали на себя ее схиму и получали исцеление. Лит.: ЖПодв. Август. С. 307-345; Путь немечтательного делания: игум. Арсения и схим. Ардалиона. М., 1999. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/75876.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Одобрить программу съезда. Провести съезд с 31 октября по 3 ноября 2002 г. в г. Москве. 3. Поручить миссионерскому фонду Русской Православной Церкви финансовое обеспечение съезда. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Ижевского и Удмуртского Николая об увольнении его на покой, согласно Уставу об управлении Русской Православной Церкви, в связи с исполнившимся 22 мая с. г. 75-летием со дня рождения. ПОСТАНОВИЛИ: Просить Преосвященного Архиепископа архипастырское служение в Ижевской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Митрополита Рязанского и Касимовского Симона об открытии Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Покровского женского монастыря в селе Шаморга Шацкого района Рязанской области. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Митрополита Волгоградского и Камышинского Германа о преобразовании Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Серафимович Волгоградской области в женский монастырь и о назначении настоятельницы обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Серафимович Волгоградской области в женский монастырь. 2. Определить старшей сестрой Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря монахиню Георгию (Боровик). СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия о благословении на открытие Кизического мужского монастыря г. Казани Республики Татарстан и о назначении архимандрита Даниила (Могутнова) наместником обители. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Кизического мужского монастыря г. Казани Республики Татарстан. 2. Утвердить архимандрита Даниила (Могутнова) наместником Кизического мужского монастыря г. Казани. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Курганского и Шадринского Михаила о благословении на преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви с. Чимеево Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь и о назначении игумена Арсения (Поснова) наместником обители.

http://patriarchia.ru/db/text/4892548.ht...

Благотворителям и потрудившимся в деле возрождения монастыря были вручены почетные грамоты губернатора Волгоградской области и Волгоградской областной Думы. Изначально Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был основан как мужской, однако в 1785 году был преобразован в женский. Войсковой атаман генерал-поручик А.И. Иловайский ходатайствовал перед правящим архиереем о преобразовании Усть-Медведицкого мужского монастыря в женский по причине того, что «между жилищами того войска состоят три монастыря и есть мужские, женского ни одного», а женщин, желающих принять монашество, было много. При игумении Арсении (Себряковой; 1833-1905) при монастыре открылось училище, в которое направляли молодых послушниц, которые впоследствии становились преподавателями в училище. Преподавали игумения Арсения и клирики монастыря. Был построен Казанский собор с нижней церковью в честь преподобного Арсения Великого (освящен 8 сентября 1885 года). При игумении Арсении были выстроены двухэтажные крытые железом корпуса для монахинь, отдельные дома для священнослужителей, устроено монастырское подворье в станице Урюпинской. Под руководством игумении был заново отделан старый Преображенский храм, к нему пристроили теплый придел в честь Владимирской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского, чудотворца. В советское время монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 1991 году. 30 августа 1991 года Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия II определил: «Благословить открытие Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в Волгоградской епархии». 17 июля 2002 года на заседании Священного Синода было принято решение о преобразовании Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря в женский монастырь, во главе женской общины, приехавшей сюда с Украины, стояла монахиня Георгия (Боровик), ныне игумения монастыря. 21 октября 2016 года решением Священного Синода настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского монастыря игумения Арсения (Себрякова) была прославлена в лике местночтимых святых Волгоградской митрополии ( журнал 95 ).

http://patriarchia.ru/db/text/5948946.ht...

Пещеры Усть-Медведицкого Преображенского женского монастыря Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Описание [ править править код ] План пещер 10 июля 1874 года, в день памяти святого Антония Печерского, игумения Арсения начала рыть пещеры. Пещеры, которые игумения рыла по ночам, изображают последние дни земной жизни Спасителя, его Крестный путь, а также путь Божией Матери к Голгофе. Главный ход пещер назван самой игуменией «Крестным путем Спасителя», другая часть пещер (она идет вокруг главного) — «Страстным путем Божией Матери». Пещеры игумения Арсения рыла с духовными дочерьми — монахинями Никодимой, Агнией и Викториной. В пещерах Арсения намеревалась создать пещерный храм, но не успела. В 30-х годах XX века пещеры были засыпаны, но через сорок лет местные жители раскопали заваленные входы. Камень, освящённый явлением Пресвятой Богородицы Существует иная версия возникновения пещер. Пещеры были вырыты задолго до игуменьи Арсении. Место для строительства храма Казанской иконы Божией Матери было выбрано над входом в пещеры. Игумения Арсения укрепляла своды, стены и кирпичный пол пещер. Вход в пещеры расположен в притворе церкви Арсения Великого (нижней части Храма Казанской иконы Божией Матери), общая длина их около 165 метров. Паломников допускают только в основной ход в пределах примерно 50 метров. Температура в пещерах зимой и летом примерно плюс 8 градусов. Главной святыней подземных ходов является каменная плита, на котором оставлены отпечатки рук и ног игумении Арсеньи. По преданию, игуменья Арсенья молилась на нём, и ей явилась Матерь Божья. Монахини монастыря настаивают на том, что на камне отпечатки рук и ног оставила Богородица. Город Серафимович расположен вдали от федеральных трасс и крупных городов. Несмотря на это, вера в чудодейственные силы земного свидетельства присутствия Матери Божьей — каменной плиты, привлекают в монастырь большой поток паломников. Как добраться [ править править код ] Адрес: 403441 Волгоградская обл., г.Серафимович, ул. Преображенская, 7 Телефоны: +7 (903) 371-70-49 (мобильный); +7 (84464) 4-45-44 Электронная почта : ust-medveditskymonastery@mail.ru Видео [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь Усть-Медведицкий монастырь. Экспедиции Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Пещеры_Усть-Ме...

Усть-Медведицкая игумения Арсения (Память 21 июля). Игумения Арсения, в миру Анна Михайловна Себрякова. Ее родители Михаил Васильевич и Мария Алексеевна Себряковы были знатные и самые богатые дворяне во всем Войске Донском. Отец ее занимал высокую и почетную должность областного предводителя дворянства Войска Донского, был образованным русским человеком прошлого столетия и глубоко религиозным. Матери своей Анна Михайловна лишилась рано, лет пяти или даже менее того, так что не помнила ее. Ее родители, как люди благочестивые и набожные, ежегодно ездили в Воронеж на поклонение мощам святители Митрофана и для бесед с святителем Воронежским Антонием. Иногда в такое путешествие Михаил Васильевич и Мария Алексеевна брали с собой кого-нибудь из детей. Раз, когда Анне Михайловне было три года, родители взяли и ее с собою и, по обыкновению, посетили архиепископа Антония, прося его святительского благословения их малолетней дочери Анне, которую няня держала на руках, но девочка вырвалась с рук няни и поклонилась в ноги архиепископу Антонию, к великому удивлению и изумлению ее родителей и няни. Тогда великий святитель благословил ребенка и сказал ее родителям: «ваша дочь Анна будет монахиня и великая подвижница». Отец Анны Михайловны, рано сделавшись вдовым, всю свою жизнь посвятил на воспитание детей, которых у него осталось шестеро: три сына и три дочери, из них Анна была младшая. Он стал вести жизнь аскета и строго наблюдал за детьми, дал им блестящее образование и светское воспитание – достойное того высокого положения, какое он сам занимал, но более всего обращал внимание на православно-христианское воспитание души ребенка, развивал уважение ко всему святому, заставлял изучать жизнь подвижников и мучеников. Более всех он обращал внимание на младшую свою дочь, а Анна Михайловна от природы была одарена редким умом, памятью, соображением и находчивостью, восприимчивостью и отзывчивостью ко всему доброму. Под влиянием чисто христианского воспитания, с ранних лет Анна Михайловна начала увлекаться жизнью подвижников, и рано у нее созрела мысль подражать им, хотя родитель ее, Михаил Васильевич, будучи сам строгим подвижником, не поощрял ее на это, а, напротив, отклонял и рано стал ей предоставлять права хозяйки дома (старшие его дочери были уже замужем). Он думал, что и Анна Михайловна полюбит светскую жизнь, по примеру ее сестер; но она, едва достигнув семнадцатилетнего возраста, умолила своего родителя благословить ее на тесный иноческий путь со всеми его лишениями н трудностями. Михаил Васильевич, вероятно, помня предсказание архиепископа Антония, благословил свою семнадцатилетнюю красавицу дочь на жизнь иноческую и лично привез ее в 1850 году в Усть-Медведицкий Преображенский монастырь, отстоявший от его имения верстах в семидесяти, в келлию родственницы своей – монахини Леониды Ладыгиной и, с согласия настоятельницы монастыря – игумении Вирсавии, отдал Анну Михайловну под начало монахине Леониде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 3.07.1833 - 21.07.1905, Саровская пуст.), прп. (пам. местн. 21 июня), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня монастыря . Род. в семье землевладельца М. В. Серебрякова, предводителя дворянства области Войска Донского. В 1836 г., во время паломничества семьи к мощам свт. Митрофана Воронежского , девочку благословил архиеп. Воронежский Антоний (Смирницкий) , предрекший ее служение в монашеском чине. Мать Анны умерла, когда ей было 4 года, отец дал детям блестящее образование. Уже в отрочестве Анна осознала, что цель ее жизни - служение Богу. 30 дек. 1850 г. она поступила в Усть-медведицкий мон-рь; трудилась на общих послушаниях, занималась иконописанием. В 1854 г. пострижена в рясофор с именем А., 11 янв. 1859 г.- в мантию с тем же именем; наставницей А. стала схим. Ардалиона Усть-Медведицкая . 4 мая 1862 г. А. была назначена казначеей мон-ря, а после кончины игум. Вирсавии - настоятельницей, 3 янв. 1864 г. в Новочеркасске архиеп. Донским Иоанном (Доброзраковым) возведена в сан игумении. Попечением настоятельницы в мон-ре была открыта четырехклассная школа для девочек (1867), где А. преподавала историю и географию, построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с нижней ц. во имя прп. Арсения Великого (1875-1890), обновлен и украшен Преображенский собор, выстроены двухэтажные сестринские корпуса, дома для священнослужителей, обновлена трапезная, устроено подворье мон-ря в ст-це Урюпинской, основан скит с ц. во имя прп. Марии Египетской. 10 июля 1874 г., в день памяти прп. Антония Киево-Печерского , А. начала новый подвиг - рытье пещер по ночам, до конца жизни ей удалось вырыть ок. 164 м. Почитая свт. Игнатия (Брянчанинова) , А. много сделала для утверждения в обители старчества . Брат святителя П. А. Брянчанинов был благотворителем Усть-Медведицкого мон-ря. Неоднократно А. получала благословенные грамоты епархиальных архиереев и Святейшего Синода, была награждена наперсным крестом из Кабинета императора, знаком Красного Креста, медалью в память царствования имп. Александра III Александровича , Библией от Святейшего Синода за образцовое содержание уч-ща. Очень ценил А. и до конца жизни состоял с ней в переписке еп. Аксайский, вик. Донской епархии, Никанор (Бровкович) .

http://pravenc.ru/text/76332.html

В 1904-1905 гг. иг. Арсения тяжело заболела, все чаще помышляла о смерти и не желала, чтобы кто-либо присутствовал в момент ее смерти. 25 июня 1905 г. она отправилась в паломническую поездку в Саровскую пустынь на поклонение мощам прп. Серафима, не смотря на свое болезненное состояние, где имела возможность посетить святые места и думала возвратиться назад. К сожалению, ей это не удалось, болезнь усилилась, и ей пришлось, задержатся на четыре дня. 19 июля в день празднования открытия мощей прп. Серафима, боль усилилась и чувствуя близкую кончину приготовилась к принятию Святых Христовых Тайн. 21 июля по принятии Святых Тайн, она думала всё-таки вернуться. Вернутся ей было не суждено, вечером того же дня, в одиннадцатом часу ночи иг. Арсения преставилась на 72 году жизни. Тело было подготовлено к погребению. Деревянный гроб был опущен в металлический, присланный из Москвы от родственницы Ладыгиной. 22 июля о смерти игумении стало известно в Усть-Медведицком монастыре. Казначея монастыря Леонида послала депешу Преосвященному Платону о перенесении тела почившей и тогда уже по его просьбе Тамбовский архиерей и губернатор дали согласие перевести тело почившей в родную обитель. В июле 30 числа гроб с почившей прибыл на платформу Себрово, через сутки погребальная процессия прибыла в Усть-Медведицкий монастырь. До 20 августа гроб находился в Казанском храме, куда все желающие могли придти и попрощаться с почившей. На погребении присутствовало 9 иереев и 3 диакона. После панихиды было зачитано завещание написанное иг. Арсенией об избрании игуменьей казначею Леониду. Гроб с почившей был обнесен вокруг Казанского храма и опущен в склеп, в Арсеньевской церкви. Это нижний храм в честь прп. Арсения Великого.Над могилой иг. Арсении Леонида воздвигнула памятник из белого мрамора с мраморным аналоем и выгравированной на нем " Смоленской ик. Божией Матери " и возжена лампада. За свое сорокалетнее управление иг. Арсения неоднократно получала благословение Св. Синода: имела наперстный крест и крест с драгоценными украшениями, пожалованный ей из кабинета Его Величества, Государя Императора; знак Красного креста за русско-турецкую войну в 1877 – 1878 гг.; медаль в память царствования имп.

http://sobory.ru/article/?object=1036

В Усть-Медведицком монастыре впервые состоялись церковные торжества в честь новопрославленной святой игумении Арсении (Себряковой) 5 августа 2017 г. 10:23 3 августа 2017 года в Усть-Медведицком Спасо-Преображенском монастыре Урюпинской епархии прошло первое церковное празднование дня памяти святой Арсении (Себряковой). Божественную литургию в Казанском соборе обители возглавили архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил , епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний . Торжества в обители начались 2 августа. В них приняли участие около 50 священнослужителей из Волгоградской , Урюпинской, Калачевской , Московской, Санкт-Петербургской и других епархий Русской Православной Церкви. За Литургией молились настоятельница игумения Георгия (Боровик) с сестрами, настоятельница Гусёвского женского монастыря в честь Ахтырской иконы Божией Матери Волгоградской епархии игумения Серафима (Каштанова) с сестрами, представители Волгоградской областной Думы и администраций всех районов области. Участие в празднованиях приняли около полутора тысяч верующих, прибывших из населенных пунктов региона, а также из Московской, Астраханской, Саратовской, Ростовской, Воронежской областей и иных субъектов Российской Федерации. Песнопения исполнили мужской квартет храма святителя Николая в Хамовниках, прибывший по благословению епископа Подольского Тихона , и хор духовенства Урюпинской епархии. Священнослужители совершили славление перед образом преподобной Арсении, игумении Усть-Медведицкой. В архипастырском слове епископ Урюпинский Елисей отметил, что почитание игумении Арсении началось а очень давно, «еще при жизни матушки игумении, когда сюда приезжали представители Священноначалия и, видя этот монастырь, поражались его устроению — не только внешнему, но и внутреннему». «Игумения Арсения всегда старалась, чтобы сестры вели настоящий монашеский образ жизни, хотя была снисходительна к их слабостям. Мы знаем как сестре, страдавшей тяжелым недугом, своей любовью она помогла практически исцелиться от него. Для всех нас, здесь стоящих, это великий пример», — сказал епископ Елисей.

http://patriarchia.ru/db/text/4975607.ht...

Содержание Предисловие Путие же преподобных подобне свету светятся... (Притч. 4, 18) В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины. Малоизвестная шумному свету, игумения Арсения была одной из редких избранниц Божиих не от мира сего, все оставившая и последовавшая Христу. Всю свою 72-летнюю жизнь посвятила она на служение Богу и людям и, как светильник горяй и светяй (Ин. 5, 35), она многих освящала и просвещала своим живым словом, своим примером и дивными подвигами души. Смиренная труженица пустынной обители, она была велика своей живой верой в Бога, своей любовью к Нему, своими подвигами, столь высокими в особенности в наше время, оскудевшее истинными подвижниками. Об этой высокой жизни, о дивных подвигах ее я решаюсь поведать миру своею слабою неумелою рукою. Я верю, что там, в загробном мире, своею бессмертною душою матушка видит нас. Благослови же, родная, мой труд, направи мои мысли, вдохнови мое сердце! Жизнеописание Путие же преподобных подобне свету светятся... (Притч. 4, 18) В ночь под 22-е июля 1905 года мирно скончалась о Господе великая старица, игумения Арсения (Себрякова), настоятельница Усть-Медведицкого монастыря, Области Войска Донского. Почила она смиренной странницей, далеко от своей родной обители, от близких, горячо любящих ее духовных детей, в благодатном Сарове, под чудным покровом Преподобного Серафима, этого великого учителя смирения, к которому она питала особенную веру и любовь. И теперь, возымев горячее желание посетить его обитель, поклониться его мощам, она исполнила свое благочестивое намерение, несмотря на старческие годы, болезнь и предчувствие близкой кончины.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010