Выпуклому фронтону противопоставлены вогнутые дуги стен, примыкающих к сторонам церкви и образующих небольшую площадь перед фасадом. В ц. Сан-Томмазо-да-Вилланова (1658-1661), выстроенной по заказу папы Александра VII в его летней резиденции в Кастель-Гандольфо близ Рима, Бернини берет за основу ренессансный тип центрического храма с греч. крестом в плане, восходящий к ц. Санта-Мария-делле-Карчери в Прато (1485-1495, Джулиано да Сангалло; фасады выстроены до 1506, частично не завершены). Создавая решение в целом очень близкое к ренессансному прототипу, Бернини сообщает ему большую динамику с помощью раздвинутых парных угловых пилястр, пластичной трактовки углов между рукавами креста и высокого купола на световом барабане. Берниниевская ц. Санта-Мария-Ассунта в Аричче близ Рима (1663-1665) развивает ренессансный тип пантеонообразных санктуариев, посвященных Богородице. Круглый храм напоминает неосуществленный проект ц. Сан-Джованни-деи-Фьорентини Микеланджело (1559-1560), но его главная ось подчеркнута мощнее: вход отмечен 3-пролетным арочным портиком, колоннады по сторонам храма образуют полукруглую площадь. Все вместе напоминает сокращенную версию ансамбля собора св. Петра в Риме. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме. 1634–1667 гг. Церковь Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане в Риме. 1634–1667 гг. Если Бернини в проектах храмов гл. обр. сообщает большую пластическую насыщенность ренессансным моделям, драматизируя заложенные в каждом из них пространственные отношения, то его современник Франческо Кастелли (Борромини) изменяет морфологию храмового пространства. В капелле Сантиссимо-Сакраменто в ц. Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (начата в 1629 К. Мадерна; Portoghesi. 1964. P. 32), строительство которой он завершал, простое прямоугольное пространство со скругленными углами пронизано единым вертикальным движением благодаря тому, что пилястры продолжаются (лишь немного прерываясь антаблементом) в виде плоских ребер в перекрытии, образуя четко артикулированный пространственный скелет.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

В 50-х гг. XVIII в. Виттоне строит неск. храмов сложного типа. Церковь Санта-Мария-ди-Пьяцца в Турине (1751-1752) состоит из центрального объема, перекрытого овальным куполом, опирающимся на 2 полукупола, расположенные на длинной оси, и небольшого 8-угольного пресвитерия с подчеркнуто вертикальным пространством. Своды представляют собой легкий остов, купол пресвитерия словно растворяется в лучах льющегося сверху света благодаря необычной форме, получающейся за счет глубоких сквозных отверстий в парусах, наподобие перфорированных парусов в ц. Сан-Бернардино. Церковь Санта-Марта в Алье. 1740–1760 гг. Церковь Санта-Марта в Алье. 1740–1760 гг. Тем, кто находится в церкви, трудно воспринять объем купола: они видят множество изогнутых форм, их линии прерываются потоками света, которые словно стирают очертания венчающих частей. В архитектуре ц. Санта-Кроче в Вилланова-Мондови (1755) Виттоне как никогда был близок к слиянию типов центрического и базиликального храмов: он соединил греческий крест с круглым пресвитерием, длинная ось подчеркнута волнообразным движением внешних стен. Хрупкая «скелетообразность» венчающих частей достигла предела, «разорванные» паруса представлены в наиболее радикальной версии. Шестиугольная в плане приходская ц. Сан-Микеле в Борго-д " Але (1770-1778) представляет собой образец позднебарочного оформления пространства: колонны колоссального ордера тянутся выше уровня арочных завершений ниш, расположенных на каждой из сторон, благодаря чему достигается пространственное единство, позволившее Норбергу-Шульцу охарактеризовать этот храм как «Пантеон позднего барокко» (Ibid. P. 116). Пространства храмов Виттоне, как и у Гварини, структурированы каркасами, стены без пластических акцентов имеют второстепенное значение. Др. важнейшим элементом храмовой архитектуры Виттоне является свет, к-рый он рассматривает не как средство, позволяющее акцентировать драматические эффекты (подобно Бернини), но как субстанцию, обретающую плоть в соприкосновении с архитектурными формами. Поэтому церкви Виттоне напоминают реликварии, заключающие в себе божественный свет. Барокко господствовало в храмовой архитектуре Пьемонта до сер. XVIII в., демонстрируя преемственность идей и приемов. Церковь Санта-Марта в Алье (1740-1760, Констанцо Микели), состоящая из разных по форме пространственных ячеек (круглой, овальной, вытянутой поперек продольной оси и неправильной 6-угольной), представляет собой образец барочного пульсирующего пространства. В постройках Бенедетто Альфьери сочетаются разнообразные типы храмов Юварры с неоклассическими тенденциями, как напр. в полукруглой в плане ц. Санти-Джованни-Баттиста-э-Ремиджо в Кариньяно (1757-1764). II.

http://pravenc.ru/text/2033708.html

С 22 октября по 3 ноября митрополит Волоколамский Иларион совершил поездку в Соединенные Штаты Америки, во время которой, 23 октября, иерарх принял участие в заседании III Комитета Организации Объединенных Наций, специализирующегося на вопросах прав человека и социальной тематике. Владыка Иларион выступил с докладом, посвященным теме «Противодействие дискриминации христиан в мире как вклад в развитие концепции прав человека», в котором рассказал представителям более 150 стран, собравшимся на заседание, о фактах притеснения и дискриминации христиан в разных странах мира. Председатель Отдела внешних церковных связей провел двусторонние встречи с генеральным секретарем Организации Объединенных Наций Пан Ги Муном, председателем 67-й Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций Вуком Еремичем и постоянным представителем Российской Федерации при Организации Объединенных Наций В И. Чуркиным. В рамках поездки в Соединенных Штатах Америки состоялись встречи митрополита Илариона с архиепископом Американским Димитрием (Константинопольский Патриархат), митрополитом Североамериканским Филиппом (Антиохийский Патриархат), рядом иерархов Православной Церкви в Америке. 25 октября владыка Иларион встретился с участниками диалога Англиканской церкви в Северной Америке и Православной Церкви в Америке, который проходил в англо-католической семинарии Нашота Хаус (штат Висконсин). На следующий день в семинарии Нашота Хаус состоялся академический акт, на котором митрополит Иларион выступил с лекцией. Также 31 октября председатель Отдела внешних церковных связей выступил в Университете Вилланова — одном из старейших учебных заведений Соединенных Штатов Америки. С 16 по 18 ноября митрополит Волоколамский Иларион побывал в пределах Сербской Православной Церкви — в Белграде и Баня-Луке. В Белграде председателя Отдела внешних церковных связей принял Святейший Патриарх Сербский Ириней. В беседе обсуждались актуальные вопросы межправославных отношений, ход реализации совместных проектов двух Поместных Православных Церквей и другие темы, представляющие взаимный интерес. Владыка Иларион сослужил Святейшему Патриарху Сербскому Иринею за Божественной литургией в кафедральном соборе Архистратига Божия Михаила, принял участие в освящении колокольни Иверской часовни и отреставрированных захоронений Русского некрополя в Белграде.

http://patriarchia.ru/db/text/2674273.ht...

Архив Пн Председатель Отдела внешних церковных связей посетит США 19 октября 2012 г. 13:47 С 22 октября по 3 ноября 2012 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла председатель Отдела внешних церковных связей   митрополит Волоколамский Иларион посетит США. Главной целью поездки станет выступление архипастыря на заседании  III Koмumema ООН. В программе также встречи с генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном и председателем 67-й Генассамблеи ООН Вуком Еремичем. Председатель ОВЦС побывает в семинарии Нашота Хаус, где примет участие в сессии англиканско-православного диалога в США и выступит на академическом акте. В Чикаго митрополит Волоколамский Иларион совершит Божественную литургию в кафедральном соборе Русской Православной Церкви Заграницей  — храме Покрова Божией Матери. В Филадельфии владыка посетит университет Вилланова, в Нью-Йорке примет участие в заседании Попечительского совета Свято-Владимирской семинарии. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892). Сщмч. Алексия Кротенкова пресвитера (1930); сщмч. Николая Симо пресвитера (1931). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLII, 5–16 . На веч.: Быт. XVIII, 20–33 . Притч. XVI, 17 – XVII, 17 . Вся служба по Триоди. На утрене пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской»). Катавасия по 3, 6, 8 и 9-й песнях канона (те же ирмосы). Читается Житие прп. Марии Египетской: 1-я часть – после кафизмы и седальнов перед 50-м псалмом; 2-я часть – после седальнов по 3-й песни канона. Поем «Честнейшую». Окончание утрени обычное великопостное. 1-й час без кафизмы. В конце утрени, часов и изобразительных по 3 великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. На всех часах тропари великопостные читаются; на часах и изобразительных – кондак «Душе моя...». Блаженны читаются. 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/2537751.ht...

554 Постановление это в народе вызвало разные толки в том смысле, что правительство хочет всех православных подчинить папе. В 1676 году черный диакон почаевского монастыря, Вассиан, рассказывал князю Голицыну в Киеве: «Архиепископы-де и епископы и архимандриты и игумены и весь церковный причет, которые в польских городах благочестивой веры, печальны. На сейме-де положили гетманы и сенаторы и вся Речь Посполитая, чтобы православным архиепископам и епископам, архимандритам и игуменам и всему причету цервовному, которые в их польской земле, быть в послушании и благословение имать у папы римского, а от вселенских бы владык отстать в благословение бы у них ни о чем не имать и в послушанье у них не быть, а от того многие иноки из монастырей врознь идут». А. Ю. и Зап. Р. XII, 197. 557 Modi concordiae ecclesiarum (Способ згоди церквей) и приложенная к этому проекту секретная записка об обеспечении львовской кафедры и о сравнении униатского духовенства во всех правах и привиллегиях с католическим, – представленные в 1681 г. Шумлянским и его сообщниками польскому правительству. Летоп. Величко, Т. II, стр. 504–509 и Дела Грекоун. митр. кн. IV, 142. Здесь же и письма Шумлявского и Винницкого к папе Иннокентию XI, с изъявлением подчинения их и покорности римскому престолу. 559 Юрий Попара был старшим братчиком львовского ставропигиального братства в 1690–1691 гг. Зубрицкий. Летоп. под 1690 г. 560 Собиесский купил в 1677 г. Вилланов (великолепный дворец близ Варшавы) у Милановских. В коллекциях этого дворца много портретов Собиесского, супруги его Марии Казимиры, королей польских, коронных и литовских гетманов и т. д. Недавно вышло изящное иллюстрированное описание Вилланова: Wllanow. Album widokow i pamiatek oraz kopje z obrazow galeryi Willanowskie. Warszawa, 1877. 561 Королева Луиза, вторая супруга Владислава IV-ro, была родом также француженка – Мария Гонзага, дочь князя Мантуанского, и провела молодость до 35-летнего возраста при французском дворе. 563 Квязь Г. Ф. Долгорукий (род. 1656 г.), меньшой брать зваменитого сенатора Якова Федоровича Долгорукого, был чрезвычайным послом в Варшаве с 1701 по 1708 г., потом в 1710–1712 г. и наконец с 1715 по 1721 г. Сконч. 1723 г. – Бантыш-Каменского, Словарь достопамятных людей русской земли, ч. II. стр. 284–292. Сказание о роде князей Долгоруких, стр. 81–87.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

благодаря этому, на Западе меньшинство высасывало жизненные соки из большинства, на Востоке же единая императорская власть нивелировала общество и охраняла массу народа от эксплуатации меньшинства; не было в Византийской империи загнанного, нравственно униженного и материально подавленного общественного слоя, который бы напоминал западно-европейских вилланов; все население состояло из подданных одного монарха, и быт общества составляло вольное крестьянство, группировавшееся в общине или жившее на правах присельничества и свободного перехода. Какое устройство – западно-европейское или византийское – отличается большей гуманностью, человечностью? Не нужно пристрастия, чтобы дать правильный ответ на этот вопрос; здравый смысл и нравственное чувство подскажут даже тому, кто и не подозревает, что западно-европейское устройство есть продукт германского гения, а устройство византийское в той части, которая касается крестьянства, – продукт гения славянского. На вопрос же о том, какое устройство более отвечает нормальным потребностям человеческих обществ и государств, ответ дан историей: в Византии оно держалось прочно до последней минуты существования государства, в Западной Европе оно рушилось под напором народной ненависти и вследствие несоответствия со здравыми требованиями, предъявленными жизнью» (См. с. 36–37 в книге первой нашего издания. – Прим. Ред.). Вот образец более светлого и справедливого взгляда на Византию, к которому приводят самостоятельные, глубокие, строго научные занятия ее историей. Вот образец более светлого и справедливого взгляда на Византию, к которому приводят самостоятельные, глубокие, строго научные занятия ее историей. 2622 Примером может служить вест Михаил, который был богат, а лишившись богатства, заключился в монастырь Морохарзана и здесь проживал на скудные доходы от недвижимых имений монастыря. См.: Psell., V, 342. 2623 Примером может служить евнух Константина VIII, проедр Никифор, который, избегнув сверх ожидания опасности во время землетрясения в Букелларии в 1035 г., постригся в монахи. См.: Cedr., II, 514 (Glyc588).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Представитель УПЦ принял участие в заседании рабочей группы комиссии «Вера и церковное устройство» в Нью-Йорке 7 апреля 2008 г. 17:16 С 27 по 31 марта в Нью-Йорке в Объединенной богословской семинарии прошли богословские консультации на тему «Понимание морали и глобализация экономики». Консультации осуществлялись под эгидой комиссии «Вера и церковное устройство» в рамках исследовательского проекта, посвященного богословской антропологии. В состав рабочей группы, заседавшей в Нью-Йорке, вошли члены упомянутой комиссии, которая в сотрудничестве со Всемирным Советом Церквей осуществляет изучение вопросов, стоящих перед Церквами, в богословской перспективе. По благословению митрополита Киевского и всея Украины Владимира Украинскую Православную Церковь в собеседованиях представлял игумен Кирилл (Говорун). В задачу группы входило определить круг этических проблем, стоящих перед христианским сообществом, а также выработать методологию их разрешения. Члены группы согласились, что аспекты морали в современном межхристианском диалоге играют не менее важную роль, чем догматические вопросы. В некоторых случаях они разделяют христиан более, чем различия в вероучении. Такие вопросы вносят разделения, как между Церквами, так и внутри Церквей. В качестве методологии было избрано изучение отдельных случаев сложных этических проблем в конкретном контексте. В частности, было определено, чтобы предметом для тщательного изучения стали темы прозелитизма (в контексте России и Восточной Европы), гомосексуализма (в контексте англиканского сообщества и ряда других протестантских Церквей), неолиберального глобализма (в контексте взаимоотношений глобального Севера и глобального Юга) и так далее. Методология и перечень конкретных проблем будут вынесены для одобрения постоянным комитетом комиссии «Вера и церковное устройство», заседание которого состоится в июне текущего года в Египте. Предложенные проблемы будут обсуждаться в рамках работы секций во время пленарного заседания комиссии, запланированного на октябрь 2009 года. 3 апреля игумен Кирилл выступил перед студентами университета Вилланова, возле Филадельфии, с лекцией на тему примата в Кафолической Церкви. Он также принял участие в семинаре с аспирантами богословского отделения университета. Семинар был посвящен различным аспектам восточно-православной духовной и богословской традиции. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/389325.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ [лат. Ordo Fratrum Eremitarum S. Augustini, OESA; с 1969 Ordo Fratrum S. Augustini, OSA; Орден братьев св. Августина], историческое название католич. монашеского ордена, основанного буллой папы Александра IV «Licet Ecclesiae catholicae» 4 мая 1256 г. В орден, структура к-рого была намечена еще в марте 1244 г., при папе Иннокентии IV , объединились группы аскетов и еремитов Сев. Италии (джанбониты, бреттинцы, вильхельмиты (вышли из ордена в 1266), католич. бедняки Ломбардии, а также А.-е. Тосканы). Принятие Устава блж. Августина определило название ордена, ставшего после изъятия его из юрисдикции епископов (1244, 1289), по мере постепенного перемещения братьев из еремиториев в городские обители и с соответствующей санкции папы (1265, 1295, 1303), одним из четырех главных нищенствующих орденов католич. Церкви. Во внутренней организации А.-е. ориентировались на устав доминиканцев . Статуты ордена были приняты в 1290 г. в Регенсбурге (Бавария), существенно переработанные редакции появились в 1686, 1895, 1925 и 1968 (Вилланова, США) гг. Во главе ордена - генеральный приор (Prior generalis), избираемый на 6 лет. Совет при приоре образуют 4 ассистента и генерал-прокуратор, к-рый ведает делами ордена при Римской курии . А.-е. подразделяются на провинции во главе с провинциалами (Prior provincialis), избираемыми на 4 года. Конвентами (общинами) руководят приоры, назначаемые либо провинциалом и его советниками, либо капитулом конвента. Основные вопросы жизни ордена решаются капитулами разных уровней (конвента: неск. раз в году; провинции: каждые 4 года; ордена - генеральный капитул, обладающий верховной властью: каждые 6 лет). Одеяние А.-е. черного цвета (в конвенте и в отсутствие доминиканцев разрешено также белое облачение); они носят спускающийся сзади заостренный капюшон и кожаный ремень. Основной деятельностью А.-е. изначально было пастырское служение, проповедь и занятия теологией. К ордену принадлежат более 70 блаженных и святых, из А.-е. вышли многие епископы и кардиналы, с нач. XIV в. 40 епископов А.-е. занимали должность ризничего Св. апостольского престола (Sacrista Sacri Palatii Apostolici), к-рый с 1929 г. одновременно является генеральным викарием папы в Ватикане, где А.-е. имеют приход св. Анны. Девиз А.-е.: «Любовь моя - груз мой» (лат. Amor meus pondus meum).

http://pravenc.ru/text/62636.html

у Н. К. формируется устойчивый интерес к наследию Луллия, постоянная работа с к-рым во многом определила облик самого Н. К. как философа и теолога. Предположительно, еще находясь в Париже, 8 июля 1428 г., Н. К. приобрел «проповеди Раймунда» (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 22. N 61); вероятнее всего, речь идет о сохранившейся в его б-ке рукописи (Cusan. 118), содержащей соч. «Книга проповедей» (Liber de praedicatione; N 188) Луллия. Всего Н. К. принадлежало ок. 10 рукописей с разными сочинениями Луллия (обзор см.: Reinhardt. 2005. S. 7-10), к которым он регулярно обращался, особенно часто - в 30-х и 50-х гг. XV в. Влияние идей Луллия совр. исследователи обнаруживают и в общей методологии Н. К., где его связывает с Луллием концепция взаимосвязи всех наук и их фундированности в теологии, и в трактовке им мн. частных тем метафизики, философии религии, математики и т. д. (см.: Senger. 2017. S. 18; Watanabe. 2011. P. 156-166; также см. в статьях сборника: Ramon Llull und Nikolaus von Kues. 2005). Помимо трудов Луллия, Н. К. изучал в Париже и др. рукописи. Так, впосл. он упоминал, что видел в Парижской королевской б-ке оригинальные трактаты по алхимии Арнольда из Виллановы ( 1311), которые имели хождение под именем Луллия (см.: Haubst. 1980. S. 200). Вместе с книгой Луллия 8 июля 1428 г. Н. К. приобрел еще две книги: сборник сочинений Вильгельма Овернского (вероятно, речь идет о рукописи Cusan. 94; описание см.: Marx. 1905. S. 94-95) и «Сентенции» Петра Ломбардского (вероятно, Cusan. 66; описание см.: Ibid. S. 75-76). Либо по дороге в Париж, либо на обратном пути в Германию Н. К. посетил соборную б-ку в Лане, где познакомился с рукописью, содержавшей Libri Carolini , - составленное франкскими теологами по поручению кор. Карла Великого подробное опровержение деяний Вселенского VII Собора , в к-ром были ярко выражены идеи иконоборчества и подчеркивалась независимость Зап. Церкви от Востока (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 23. N 64). Эти и др. отрывочные свидетельства дают представление о широте интересов Н.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

Наконец, еще одним важнейшим, приобретающим все большую актуальность направлением возможного взаимодействия между православными и католиками, по мнению митрополита Илариона, является защита христиан от дискриминации: «К сожалению, в странах так называемой " арабской весны " , а также в целом ряде других стран Ближнего Востока, Африки, Азии и Океании христиане подвергаются дискриминации, преследованиям и гонениям. Этот вопиющий факт систематически замалчивается средствами массовой информации, которые предпочитают игнорировать данную проблему. Более того, планируя военное вторжение в ту или иную страну арабского мира или подготавливая свержение существующего в той или иной стране режима при помощи внешней силы, западные стратеги, как кажется, совершенно не учитывают тот факт, что главной жертвой становятся чаще всего именно местные христиане. Примеры этому многочисленны. В Ираке от полуторамиллионного христианского населения, проживавшего там еще десять лет назад, осталась лишь одна десятая часть. В Египте мы становимся свидетелями массового исхода христиан. Практически не осталось христиан в Ливии. 95 процентов христиан покинули сирийский Хомс, занятый повстанцами. Мы, православные и католики, должны вместе возвышать свой голос в защиту христиан, подвергающихся гонениям и репрессиям в перечисленных странах, а также в Афганистане, Пакистане, Индии, Индонезии, на Филиппинах, в Нигерии и целом ряде других стран. Европейские государства традиционно защищали интересы христиан, например, на Ближнем Востоке или в дальневосточной Азии. В данных обстоятельствах мы надеемся, что резолюция, принятая Европейским Парламентом 20 января 2011 года " О положении христиан в контексте религиозной свободы " , а также заявление Комитета министров иностранных дел ЕС от 22 февраля, будут иметь практические последствия. Они стали результатом активной деятельности христианских Церквей в этом направлении. Надеемся, что и США присоединится к деятельности по защите христиан. 30 ноября 2011 года в Москве по инициативе Русской Православной Церкви прошла международная конференция " Свобода вероисповедания: проблема дискриминации и преследования христиан " . Отрадно, что в ее организации приняла активное участие и Римско-Католическая Церковь в лице высоких представителей Святого Престола, католических общин России, Ближнего Востока и Пакистана.

http://patriarchia.ru/db/text/2562056.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010