Развитие культуры Вилланова (X-VIII вв. до Р. Х.), к-рая характеризуется высоким уровнем металлургического производства, наличием социальной стратификации, в то время как рост населения, формирование протогородских поселений, использование природных ресурсов привели к формированию культуры этрусков. Возникшая в начале железного века культура Голасекка (IX-IV вв. до Р. Х.) получила распространение в Сев. Италии от р. По до предгорьев Альп, эта культура считается локальным вариантом среднеевроп. культуры полей погребальных урн. Ранние городские поселения появились в Центр. Италии (Тоскана, Умбрия) и в юж. части Апеннинского п-ова, где было сильным влияние Вост. Средиземноморья. Фрагмент расписной керамики. Кон. VII в. до Р. Х. (Национальный археологический музей обл. Базиликата, Потенца) Фрагмент расписной керамики. Кон. VII в. до Р. Х. (Национальный археологический музей обл. Базиликата, Потенца) Древнейшим населением И. считаются лигуры, к-рые в кон. II тыс. до Р. Х. жили в Сев.-Зап. Италии и Юго-Вост. Франции. Лигурский язык реконструируется преимущественно на основании топонимов; вопрос о его происхождении остается дискуссионным. Согласно наиболее распространенной гипотезе, лигуры использовали один из доиндоевроп. субстратных языков. Др. исследователи (напр., К. Деламарр) полагают, что лигурский язык был кельтским. С др. древнейшим племенем на территории И.- камунами - связывают многочисленные археологические памятники Валь-Камоники. Происхождение камунского языка (известен по 170 наскальным надписям (т. н. североэтрусское письмо)) также остается непонятным. На рубеже II и I тыс. до Р. Х. Апеннинский п-ов заселили италики, чей язык принадлежал к индоевропейской группе. Италики - оски, умбры, венеты, лепонтии - считаются носителями культур круга Вилланова. Италийские языки делятся на 2 ветви - оскско-умбрскую, или сабеллскую (языки оскский, сабинский, умбрский и др.), и латино-фалискскую, к к-рой кроме латинского, фалискского и др. языков иногда причисляют малоизученный язык сикулов, живших на о-ве Сицилии (известен по кратким надписям на сосудах).

http://pravenc.ru/text/1237717.html

И что в договоре описано о людях греко-российского исповедания, токмо об одной королевизне, а не о шляхетских вечных маетностях; и кто из панов в маетностях своих отменить что похочет, указать никому не возможно». Сенаторы объяснили еще и то, что, в противность договору, иезуитов «начальнейших законников» выслали из Москвы и что «в римской вере неволя и запрещение: однако ж они в том не указывают. В 1694 г., бывши на конференции у гетмана коронного Яблоновского, посланник настаивал, чтобы перемышльского епископа Винницкого выслать из епархии вон, и церкви и монастыри возвратить людям греко-российского исповедания, а епископа избрать нового, кого между собой изберут. И они все сказали, что того никогда не будет и «чтоб посланник предлагал другие дела». В 1696 г. 17 июня скончался Ян Собиесский от паралича, в Вилланове. 560 Знаменитый полководец, сделавшийся королем, тяготился бременем правления, которое было ему не под силу. Жена его, Мария Казимира д’Аркиен, француженка из фррйлин блестящего двора королевы Луизы, 561 вышедшая за короля вдовою после брака с Яном Замойским, воеводой киевским и сендомирским, жила умом французского посланника Полиньяка, и сумела в одно и то же время внести раздоры в семейную жизнь и отвратить любовь поляков от своих детей. При избрании нового короля, французская партия предлагала своего кандидата: но поляки слишком помнили Валуа, чтобы еще раз подвергнуться подобному позору. Наконец выбор упал на курфюрста саксонского Фридриха Августа II-ro. Так началось в Польше Саксонское правление, продолжавшееся около 70-ти лет. Между тем последовала открытая измена галицких епископов, оторвавшая от православной церкви целую область с двумя бильшими епархиями. В 1700 г. прибыл в Варшаву львовский епископ Шумлянский и заявил пред королем о своем желании принять унию. Прибывшие из Львова православные, бывшие у посланника Любима Судейкина, говорили, что «если Шумлянский к унии приступит, то и все христиане, обретаюнщиеся в Польском государстве, принуждены будут к тому же, и погибнет в том не мало тысяч душ христианских.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Саксонское завоевание дало Англии народ сперва сельский, а потом, после покорения городов, и городской; ибо мало-помалу городское население, в продолжение нескольких столетий получая беспрестанный прилив из сёл, сделалось почти вполне саксонским. Сёла были устроены общинами, в которых общее владение землёй, как-то выгонами, лугами, а отчасти и пашней, было повсеместным обычаем, а равенство членов и подсудность каждого всем были законом. Эти общины платили известную повинность государству или его слугам (по положению поместному) или наследственным дружинникам (по праву вотчинному); но, с другой стороны, при этом свободном населении было значительное число рабов, захваченных во время завоевания или обращённых в рабство вследствие диких законов, наказывавших многие преступления лишением свободы и дававших право гражданам отчуждать свою свободу и свободу детей. Общины свободные, без постоянного ополчения, мало склонны были к вооружённой защите своей родины, предпочитая мирный свой труд опасностям и лишениям жизни ратной. Рабы были равнодушны к земле, в которой рабствовали, и всегда готовы к измене. Что число рабов превосходило число людей свободных, в том нельзя сомневаться; но историки, принимавшие всех вилланов и бордариев за рабов, также неправы: иначе бы число свободных было слишком ничтожно. Они находились, очевидно, в зависимости и не считались людьми совершенно свободными; но эта зависимость законная не имела ничего общего с обыкновенным понятием о рабстве. Она могла относиться столько же к общине или сотне (по закону Альфреда), сколько и к лицу высшего сословия. Так, свободные поселяне древней Руси не назывались людьми вольными, а это название часто соответствовало слову гулящие и, следовательно, было нисколько незавидное. Оттого-то и владение свободным поместьем (Freehold) не давало свободы, т. е. не отделяло лица от обязанностей, в которых оно родилось. Но рядом с общинным устройством довольно слабым было дружинное устройство или, лучше сказать, сильный дружинный быт; ибо дружина не имела никогда в Англии правильного устройства, как в других областях западной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Председатель ОВЦС также коснулся темы сотрудничества православных и католиков в деле защиты традиционных христианских ценностей, сказав, что это именно та сфера, в которой они могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Он отметил, что традиционный семейный уклад проповедуют только Православная и Католическая Церкви. «Это говорит о том, что мы можем объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности, такие как семья, рождение и воспитание детей, целостность брака. Это то реальное поле, на котором мы сегодня можем и должны взаимодействовать с католиками», — заявил архиерей. Важнейшим направлением возможного взаимодействия между православными и католиками, по мнению митрополита Илариона, является защита христиан от дискриминации. «Сегодня христиане подвергаются притеснениям не только в тех странах, где они составляют меньшинство, но зачастую и в странах с древними и глубокими христианскими традициями. Некоторые государства Западной Европы пытаются ограничить проявления христианской веры в общественной жизни, аргументируя это стремлением соблюдать права приверженцев других религий или атеистов. В подобной ситуации от православных и католиков требуются солидарные действия по защите христианской идентичности Европы и Америки», — отметил он. В завершение своего выступления митрополит Иларион подчеркнул: «Православным и католикам сегодня необходимо воспринимать друг друга не как соперников, а как союзников в деле защиты прав христиан. Мы должны развивать такое взаимодействие вне зависимости от успехов или неудач богословского диалога, вне зависимости даже от того, как складываются отношения между православными и католиками в конкретных регионах мира. Мы должны выстроить это взаимодействие, исходя из общей стратегической задачи, поскольку речь идет о будущем человечества. Именно от наших совместных усилий в первую очередь зависит будущее христианства в третьем тысячелетии». Университет Вилланова, основанный в 1842 году монахами-августинианцами, является одним из крупнейших католических высших учебных заведений Соединенных Штатов Америки. В нем на пяти факультетах обучается более 10 000 человек из разных стран мира.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-pre...

В случае же принадлежности языка террамарцев к индоевропейской семье это могли быть венеты, которых история застает в регионе, расположенном восточнее, куда их могли вытеснить переселившиеся в Италию умбры. Венецию, выстроенную в лагуне на сваях, подобных тем, на которых воздвигали свои примитивные жилища террамарцы, и названную именем древних насельников устья По, можно привести в качестве аргумента, конечно, только в виде шутки, такой однако, в которой есть доля шутки. Еще одним вариантом этнической идентификации террамарцев может быть гипотеза об их принадлежности к иллирийцам, позже продвинувшимся вдоль адриатического побережья на юг полуострова. Г. Чайлд, который считал террамарцев праиталиками, писал однако, что «следы» их культуры «ведут в Черногорию, Хорватию или Боснию. В последней из упомянутых областей приозерные жители эпохи позднего бронзового века использовали керамику, во многом напоминавшую ту, которая была в ходу и у жителей италийских terremare» (Чайлд, цит. изд., с. 94). Одновременно с террамарской в центральной и южной Италии существовала другая, апеннинская культура, которая несет на себе очевидные черты влияния микенской цивилизации, обнаруживающиеся более всего в употреблении расписной керамики. Останки умерших носители апеннинской культуры предавали земле. Предположение об  их индоевропейском, и  еще более прямо италийском языке можно делать с большой осторожностью, но несомненно, что с географической точки зрения эта гипотеза более допустима, чем по отношению к террамарцам, тем более что присутствие италиков на Апеннинах восходит уже ko II тысячелетию до Р.Х. На побережье, судя по археологическим материалам, в эту эпоху возникли поселения микенцев, появление которых предваряло позднейшую, собственно эллинскую колонизацию южной Италии. Железный век в  Италии начался на  рубеже тысячелетий, в археологическую науку он вошел под именем культуры виллановой, от названия деревни Вилланова под Болоньей, где в середине  XIX столетия было обнаружено поселение носителей этой культуры. Впоследствии близкие, но не идентичные культуры были выявлены археологами в других регионах Италии: эсте вблизи Венеции, голасекки в Лигурии, а также родственные культуры в Тоскане, в Лации, на городской территории самого Рима, в Брутии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

—222— лодцы, а направо или налево конюшни, курятники, голубятни, сараи. Погреба, подземелья и тюрьмы в самом низу: над ними расположены жилые комнаты, а еще выше амбары, солильни и склады оружия. Все кровли окаймлены бойницами, парапетами, круговыми ходами и будками. Посреди двора находится замковая башня, где хранятся архив и казна. Она окружена глубоким рвом и войти в неё можно только по мосту, который почти постоянно поднят. Не смотря на то, что стены её, так же как и стены замка, имеют толщину в шесть футов, она покрыта еще до половины своей высоты рубашкою, т. е. другою стеною, сложенною из больших плит». К этому описанию, рисующему нам обычный тип замка, должно прибавить только то, что замки не везде имели одинаковую величину и не всегда отличались такою выработанностью и симметричностью своих частей. В первую половину средних веков они вообще представляли собой грубую постройку, а иногда прямо высекались в неприступной скале, к которой вела узкая, легко защищаемая тропинка, как напр. замок Рож-Гюон, находившийся на берегах Сены. Замок резкою чертою разделял население простой сеньории на два далеко не равные класса: к одному – принадлежали владелец замка, его сподвижники и семейство; к другому – не владеющие землею подданные сеньора, – бедные ничем не защищенные хижины которых робко жались к грозным стенам феодального жилища. Пропасть, разделявшая эти два класса, была гораздо глубже, чем те рвы, которые окружали замок. Феодал, как мы видели, обладал всей полнотой помещичьих и государственных прав. Население же, обитавшее около его замка, объединялось в одном имени «несвободных» или «сервов». С глубоким презрением смотрел феодал на этих слуг, труду которых он, как увидим, обязан был всем своим благосостоянием. «Сервов, – говорили феодальные поэты, – ненавидит сам Бог, который и обрек их на тяжелую жизнь, и даже в раю не оставил для них места Иис. Христос, не желая, чтобы они жили вместе с ним». При самом сотворении мира, по их словам, Бог создал три породы людей: дворян, духовных и вилланов, обрекши послед-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

42 Множество других но городам и деревням были растерзаны язычниками; я приведу ради примера один случаи. Исхирион был вилланом на жаловании у одного из правителей. Хозяин велел ему принести жертву; отказавшегося выругал, упорствующего осыпал оскорблениями, непреклонного убил: вогнал ему в живот, в самые внутренности, огромную палку. (2) Что сказать о толпах людей, скитавшихся и горах и пустынях, погибавших от голода, жажды, мороза, от болезней, от разбойников и зверей? Выжившие свидетельствуют об их избранничестве и победе. В подтверждение приведу один случаи. (3) Херимон, глубокий старец, епископ города, именуемое Нилонолем, бежал вместе с женой на Аравийскую гору; они не вернулись обратно, и братья, несмотря на все поиски, не нашли ни их самих, ни их тел. (4) Многие на этой же самой Аравийской горе стали рабами варваров-сарацин. Одни из них с трудом и за большие деньги были выкуплены, другие и доныне пребывают в рабстве. Я рассказал об этом, брат, не зря, но чтобы ты знал, сколько страшного мы пережили. Многие, испытавшие еще больше, могут многое рассказать " . (5) Затем несколько ниже он добавляет: " А эти наши Божественные мученики, которые ныне восседают вместе с Христом, причастны Его Царству, участвуют в суде Его и вместе с Ним выносят решения,— они вот взяли под защиту павших братьев, которым надлежало держать ответ в принесении жертв. Видя их обращение и раскаяние, уверенные, что оно может быть принято Тем, Кто вообще хочет не смерти грешника, а его покаяния, они приняли их, собрали воедино, вместе с ними молились и вкушали пищу. Что относительно их посоветуете, братья? Что нам делать? Будем ли согласны и единомысленны с ними, соблюдаем их милостивый суд и дружелюбно отнесемся к тем, кого они пожалели, или же сочтем их суд несправедливым и поставим себя судьями над ними? Оскорбим их доброту и отменим приказ? " 43 Возобновляя разговор о тех, кто ослаб во время гонения, Дионисий весьма кстати все это привел. Дело в том, что, превозносясь над ними в гордыне своей, Новат, священник Римской Церкви, заявил, что для них вовсе нет надежды на спасение, даже если они выполнят все, что требуется при искреннем обращении и честном исповедании грехов. Он стал главой особой ереси, последователи которой в надмении ума называли себя " чистыми " (катарами).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

В эту эпоху вассальные отношения в континентальной Европе строились по известному принципу: «вассал моего вассала – не мой вассал». В Англии оформился другой принцип: «вассал моего вассала – мой вассал». Все феодалы Англии были вассалами английского короля, и все они были обязаны ему военной службой. В результате таких продуманных экономико-политических методов Вильгельма I королевская власть в Англии оказалась сильнее, чем в любой другой стране Западной Европы, в этот исторический период. В 1086 г. по распоряжению Вильгельма I была проведена земельная перепись английского населения, которую в народе называли «Книгой Страшного суда». Такие переписи проводились обычно для установления поземельного налога. В Англии она ускорила процесс закрепощения крестьянства. Произвол при этом был полный, и очень часто в списки зависимых крестьян (вилланов) заносились имена лично свободных крестьян, которые после этого должны были нести феодальные повинности – барщину и оброк. Английский манор (тип феодального владения в Англии) подчинил и закрепостил свободную крестьянскую общину. В XI в., в «Книге Страшного суда» зафиксированы первые категории крепостных крестьян – вилланы, бордарии, коттеры, дворовые (сервы). Крепостные крестьяне работали в хозяйстве феодала – маноре, где несли не только поземельные повинности, но и многочисленные хозяйственные обязанности. Помимо барщины и оброка они платили церковную десятину. Свободных крестьян становилось все меньше, но во время правления Вильгельма I они еще оставались – в наиболее удаленных районах, на северо-востоке Англии. Правление Вильгельма I способствовало росту ремесла и торговли. Началось развитие и расцвет городов. Вильгельм I был тесно связан с Нормандией, что позволило ему создать благоприятные условия для торговли английских купцов с континентальной Европой – с Францией, Нормандией, богатой Фландрией. При Вильгельме оформились крупнейшие английские города, такие как Лондон, Дувр, Гастингс и др.. При нем сложилась система ярмарок (признак достаточно высокого уровня развития ремесла и торговли), из которых самыми крупными в XI в. были ярмарки в Винчестере и в Бостоне. Сюда приезжали купцы из всех стран континентальной Европы. Основным предметом английского экспорта была шерсть.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле, не является ли исступленная приверженность христианского Запада к этой «секуляризованной эсхатологии» оборотной стороной трагического непонимания и ложной интерпретации эсхатологии подлинной? Пока христиане в своем горячем стремлении к «актуальности» переносят акцент с «трансцендентного» на «имманентное», в мире усиливается жажда того, что могло бы трансцендировать жизнь, т.е. наполнить ее высшим смыслом и содержанием. За дешевым или романтически наивным бунтом против «систем» и «истеблишмента», за риторической «революцией» и «освобождением» стоит не только глубокая тоска по абсолюту, но и тяга к причастности и реальному обладанию им. А за «юридическим» проглядывает тоска человека наших дней по «эсхатологическому», т.е. по Царству Божию. Но разве не о нас сказано: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго»? И кто, кроме Церкви, может насытить эту жажду, наречь Царя и провозгласить Царство?    В основе статьи — текст лекции, прочитанной в универститете Виллановы (Пенсильвания) в 1968 г.    непременным условием (лат.)    в основных чертах(лат.)    пришествия (греч.)    резкому изменению (фр.)    «О последних временах» (лат.)    строй (лат.)    См. мое “Введение в литургическое богословие”. — Примеч. автора.    пределом (греч.)    не должно вам и быть (лат.)    времени (греч.), понимаемого как особая эпоха.    третий род (лат.)    свидетельства, мученичества (греч.)    здесь держава (греч.); в церковнославянских богослужебных текстах часто переводится как “жительство” (см. тропарь и кондак Кресту Господню).    от начала(лат.)    государственного интереса(фр.)    сколько угодно (лат.)    исхода (гр.-лат.)    отшельничества (греч.)    девизом (итал.)    круг обучения (лат.)    деятельности (греч.)    глас, вопиющий в пустыне (лат.)    т. е. область практического действия.    ипостазированном (греч.) Подразумевается ипостазированная, т. е. воспринятая в ипостась сущность или природа.    созерцания (лат.)    Цитата не установлена    доведена до абсурда (лат.)    Цитата не установлена    тревоги (фр.)    по самому факту своего существования (лат.)    духу (др.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2629...

Председатель ОВЦС также коснулся темы сотрудничества православных и католиков в деле защиты традиционных христианских ценностей: «Православные и католики встречаются с одними и теми же вызовами, которые современная эпоха бросает традиционному жизненному укладу. В данном случае речь идет не о богословских вопросах, а о настоящем и будущем человеческого сообщества. Это именно та сфера, в которой православные и католики могут взаимодействовать без какого-либо ущерба для своей церковной идентичности. Иными словами, не будучи единой Церковью, будучи разделены по различным богословским и экклезиологическим вопросам, мы можем найти такие формы взаимодействия, которые позволяли бы нам совместно отвечать на вызовы современности. Мы вместе можем помочь людям осознать, что такое традиционные христианские ценности — семья, ценность человеческой жизни от зачатия до смерти, воспитание детей, целостность и нерасторжимость брака. Все эти понятия в современном секулярном мире подвергаются радикальному переосмыслению. Сегодня в западном обществе традиционный семейный уклад, по сути дела, разрушен, следствием чего является постепенное сокращение численности западных народов. Это очень простой и реальный показатель духовного здоровья или духовной болезни того или иного народа. Если численность народа увеличивается, значит, в нем есть здоровые силы, которые позволяют ему воспроизводиться, если же она уменьшается — это признак болезни. И болезнь в данном случае заключается в том, что в обществе отсутствует традиционное представление о семье. В основе данного мировоззрения лежит разрушение традиционного семейного уклада, и сегодня, если говорить о христианских общинах, традиционный семейный уклад проповедуют только Православная и Католическая Церкви. Это не значит, что все верующие следуют учению своей Церкви, но на официальном уровне именно Православная и Католическая Церкви защищают целостность брака, считают грехом аборт и призывают к его искоренению, считают недопустимой эвтаназию. Если вы сравните, например, " Основы социальной концепции Русской Православной Церкви " , где говорится об очень многих нравственных и социальных вопросах, с Катехизисом Католической Церкви, где по тем же вопросам приводится официальное учение Католической Церкви, то практически везде вы увидите схожесть позиций. Это говорит о том, что мы можем объединить свои усилия, чтобы вместе защищать традиционные ценности, такие как семья, рождение и воспитание детей, целостность брака. Это то реальное поле, на котором мы сегодня можем и должны взаимодействовать с католиками».

http://patriarchia.ru/db/text/2562056.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010