Здесь обращает речь к совершенному, поучая: хотя бы снеди тысячекратно не были нечисты по природе, однако тебе надлежало воздерживаться от свиного мяса, чтобы не огорчился соблазняющийся брат твой, если только хочешь ты сохранить любовь. Далее присовокупляет: Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Ты, говорит, спором о пище губишь и развращаешь брата, который так ценен в очах Христа, что Он умер за него. Ибо тот, замечая, что ты ешь свиное мясо в противность ему, становится упорнее и потому, опасаясь, чтобы не отпасть от Христа, всецело привязывается наконец к закону. Да не хулится ваше доброе. То есть ты имеешь совершенство в вере (ибо оное назвал словом доброе). Посему не злоупотребляй совершенством своим и не подавай повода хулить его. Ибо если ты, будучи совершенным, губишь несовершенного, то подал повод хулить благо, которое имеешь. Но ты понимаешь, что и учение наше благо, и что оно не желает подвергаться хуле со стороны неверных, когда они видят расколы и соблазны касательно пищи. Ибо Царствие Божие не пища и питие. Не этим заслуживаем мы благоволение у Бога. Если, говорит, ты не ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что почитают это важным, упомянул и о питье. Но праведность и мир и радость во Святом Духе. В Царство Божие вводит праведность, то есть все добродетели, непорочная жизнь и мир с братом, а не вражда, и радость, происходящая от согласия, а не скорбь, происходящая от укоризны. Так как мир и радость бывают и в худых делах, то присовокупил: во Святом Духе. Речь у меня, говорит, о мире и радости во Святом Духе. Великий Златоуст глубоко объяснил, для чего упомянул Павел о правде. Для того, говорит он, чтобы доказать, что не воздерживающийся от свиного мяса обижает брата относительно спасения, которое стяжал для него Христос смертью Своею. Посему, с противоположной стороны, воздерживающийся для брата соблюдает правду, которая доставляет вечное Царство. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Здесь намекает, что совершенные укоряли немощных по тщеславию. Если хочешь, говорит, стать предметом удивления для людей, то возбуждай их к удивлению тебе не столько совершенством, сколько миром и прочими добродетелями. Этим именно следует служить и благоугождать Богу, а не тем, что ты без разбора ешь свиное мясо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кто же говорит это, еретик? Отец или Сын? Для меня верующего и для всякого благочестивого достоинство Отца есть достоинство и Сына. Заметь и то, что многое из сказанного нами говорится для опровержения, а не для научения. Для меня и для всякого веру­ющего остается твердым тот догмат благочестия, что где пред­ставляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава святой Троицы, как не разделяется и учение истины. Не исповедуй же царства кого-либо одного из Них. 6. Это сказано мною потому, что я опровергаю противника, чтобы кто-нибудь из любящих клеветать не сказал еще: по­смотри, как он сказал, что все принадлежит Сыну, что и здесь говорит Сын, и признал это пророчество чуждым для Отца, а принадлежащим собственно Сыну. Для меня остается непоколебимым правило веры. Мы теперь занимаемся спором. Я доказываю, что здесь говорит Сын, и, убеждая тебя, убеж­даю вместе и себя самого, что Отец говорит, Сын возве­щает, а Дух святый утверждаете Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога: Мною клянусь . Кто здесь гово­рит: Я первый , и кроме Меня нет Бога ; и еще: из уст Моих исходит правда ; и еще: предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык ? Как ты принимаешь эти слова? К кому относишь это название? Но ни ты не говори, чего не знаешь, ни я не скажу, чего не понимаю. Последуем за учителем духовным, который может руководить нас к благочестию. Поэтому не меня слушай, но слушай вместе со мною. Я знаю учителя дог- матов Церкви — Павла. Когда я называю Павла, тогда указы­ваю на Христа, потому что Он сам говорил в Павле, как сказано: вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2Кор.13:3). Итак, это вышесказанное пророчество Исаии: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога: Мною клянусь , предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык истин­ному Богу, Павел относит ко Христу. Где же находится указание на это? В послании к Римлянам он говорит: а ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Для чего вы осуждаете друг друга? Все мы предстанем на суд Христов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Настал, наконец, последний вечер, который Господь проводил со своими Апостолами. В самом начале вечера Апостолы заспорили между собой, кто из них должен почитаться большим ( Лк.22:24 ), то есть ктο может быть освобожден от исполнения рабской обязанности омовения запыленных ног прибывшим на этот вечер, в числе которых, однако, кроме Господа и самих Апостолов, не было никого. Своим спором они обнаружили полное непонимание своего Учителя и Его учения. Господь не раз уже говорил им, что пришел не для того, чтобы Ему служили, но чтобы послужить другим; Он внушал им, что тот будет в Царстве Небесном больше других, кто будет здесь смиренно считать себя меньше всех и будет всем слугой. Но Апостолы, вероятно, думали теперь не о Царстве Небесном, не о том, как войти в него; иначе они не заспорили бы опять о старшинстве, о первенстве. Очевидно, все их помыслы были о царстве земном, о блистательном царстве еврейского Мессии; поэтому никому из них не хотелось вступить в это царство меньшим, исполнявшим рабские обязанности. Господь тотчас же пристыдил их: встал и Сам омыл ноги всем двенадцати, даже Иуде Искариоту, который в то время уже был предателем ( Ин.13:1–11 ). При этом Господь сказал: «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» ( Лк.22:25–26 ); и если Я, Которого вы называете Учителем и Господом, омыл ваши ноги, то вы должны брать пример с Меня, а не спорить о первенстве; и если будете поступать так, как Я, то блаженны будете ( Ин.8:12–17 ), ибо «Я завещаю вам Царство, да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых» ( Лк.22:28–30 ). Опять Господь говорил о Царстве Своем и двенадцати престолах, но не пояснил, какое это Царство, не сказал, что это будет в пакибытии, то есть в будущей загробной вечной жизни. И эти слова, неправильно понятые Апостолами, укрепили в них на время колебавшуюся уже надежду на скорое открытие Царства Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Наше обсуждение не является академическим богословским спором, а имеет принципиальное значение. Изложенная в письме позиция направлена против учения о Пресвятой Троице. С этой целью отрицается Божество Иисуса Христа и Святого Духа. Чтобы избежать опасных ошибок и заблуждений надо избавиться от узких, связывающих ум и духовные очи, представлений. Откровение о Пресвятой Троице дано в Новом Завете. В Евангелии от Матфея Господь наш Иисус Христос, посылая учеников, говорит: «Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (28:19). Невозможно познать Отца, не веря в Божество Сына: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5:20 . Почему библейские имена переведены на русский язык? иеромонах Иов (Гумеров) Принятое у нас произношение имен не только пророков, но и других библейских лиц, действительно, отличается от еврейского произношения. Однако речь идет не о переводе имени, а о неизбежном проявлении фонетических особенностей того или другого языка. Славянское и русское произношение соответствует греческому звучанию. Эта форма имен появилась вместе с переводом священных ветхозаветных текстов на греческий язык в 3-м веке до Р.Х. Разница порой существенна, но речь все же идет об одних и тех же именах: Моше – Моисей, Йехошуа – Иисус, Нун – Навин, Ахарон – Аарон, Аврахам – Авраам, Илийяху – Илия, Хабакук – Аввакум, Йосеф – Иосиф, Шеломо – Соломон, Иоханан – Иоанн, Хавва – Ева , Ханна – Анна, Рут – Руфь, Сарай – Сара, Шаул – Саул, Елиша – Елисей, Малкицедек – Мелхиседек, Ноах – Ной, Эстер – Есфирь, Шошана – Сусанна, Рахел – Рахиль, Леа – Лия и др. Когда библейские имена были восприняты арабами, они неизбежно приобрели иное звучание в соответствии с характером их языка: Нух – Ной, Ибраг(х)им – Авраам, Якуб – Иаков, Гарун – Аарон, Даут – Давид, Сулейман – Соломон, Муса – Моисей, Ильяс – Илия, Аль-Яса – Елисей, Юнус – Иона, Яхья – Иоанн. Шамиль – арабское произношение еврейского имени Шемуэль (Самуил). Каково значение слова «роги», употребляемого в Священном Писании?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Ты, говорит, спором о пище губишь и развращаешь брата, который так ценен в очах Христа, что Он умер за него. Ибо тот, замечая, что ты ешь свиное мясо в противность ему, становится упорнее и потому, опасаясь, чтобы не отпасть от Христа, всецело привязывается наконец к закону. Да не хулится ваше доброе. Да не хулится ваше доброе. То есть ты имеешь совершенство в вере (ибо оное назвал словом доброе). Посему не злоупотребляй совершенством своим и не подавай повода хулить его. Ибо если ты, будучи совершенным, губишь несовершенного, то подал повод хулить благо, которое имеешь. Но ты понимаешь, что и учение наше благо, и что оно не желает подвергаться хуле со стороны неверных, когда они видят расколы и соблазны касательно пищи. Ибо Царствие Божие не пища и питие. Ибо Царствие Божие не пища и питие. Не этим заслуживаем мы благоволение у Бога. Если, говорит, ты не ешь, то неужели это введет тебя в Царство? Укоряя за то, что почитают это важным, упомянул и о питье. Но праведность и мир и радость во Святом Духе. Но праведность и мир и радость во Святом Духе. В Царство Божие вводит праведность, то есть все добродетели, непорочная жизнь и мир с братом, а не вражда, и радость, происходящая от согласия, а не скорбь, происходящая от укоризны. Так как мир и радость бывают и в худых делах, то присовокупил: во Святом Духе. Речь у меня, говорит, о мире и радости во Святом Духе. Великий Златоуст глубоко объяснил, для чего упомянул Павел о правде. Для того, говорит он, чтобы доказать, что не воздерживающийся от свиного мяса обижает брата относительно спасения, которое стяжал для него Христос смертью Своею. Посему, с противоположной стороны, воздерживающийся для брата соблюдает правду, которая доставляет вечное Царство. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Здесь намекает, что совершенные укоряли немощных по тщеславию. Если хочешь, говорит, стать предметом удивления для людей, то возбуждай их к удивлению тебе не столько совершенством, сколько миром и прочими добродетелями. Этим именно следует служить и благоугождать Богу, а не тем, что ты без разбора ешь свиное мясо.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

«Но слово Божие не вяжется» . Хотя руки и ноги связаны, но язык проповедует Евангелие. 2Тим.2:10.   Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. «Сего ради вся терплю избранных ради, да и тии спасение улучат еже о Христе Иисусе, со славою вечною» . С любовию переношу всякого рода огорчения, чтобы достойные сподобились спасения и стали причастниками оной вечной славы; ибо Владыка не спасения только сподобил верующих, но и обетовал им негибнущую славу. Так показав воздаяние за труды, Апостол присовокупил: 2Тим.2:11.   Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем. 2Тим.2:12.   Если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас. «Верно слово» , то есть истинно, несомненно, чуждо лжи. «Аще бо с Ним умрохом, то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся» . Сие: «с Ним умрохом» , Апостол сказал не об умерщвляемых только, но и о крещаемых, ибо и они, искренно веруя и показывая жизнь, сообразную вере, приобщаются жизни Владычней. «Аще отвержемся, и Той отвержется нас» . Ибо сие сказал и Сам Владыка в Священном Евангелии: «Иже отвержется Мене пред человеки, отвергуся его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех» (Мф. 10:33). Потом Апостол учит, что отрицающиеся Христа не причинят Ему ущерба, но сделают вред себе самим. 2Тим.2:13.   Если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. «Аще не веруем, Он верен пребывает: отрещися бо Себе не может» . Ибо, веруя, не делаем его Богом и, не веруя, не лишаем Божеского естества; но, веруем ли, не веруем ли, — Он есть Бог. Посему, веруя, мы приобретаем пользу. 2Тим.2:14.   Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. «Сия воспоминай, засвидетелствуя пред Господем, не словопретися, ни на куюже потребу, на разорение слышащих» . Ибо веровать только должно, а не обращать в повод к хуле разглагольствие о сем и спором своим не делать вреда слушающим. 2Тим.2:15.   Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2910...

Обстоятельства зачатия Предтечи изображаются в Евангелии от Луки. Священник Захария имел в алтаре явление архангела Гавриила. Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что к Захарии был послан именно архангел Гавриил, который был послан и для Благовещения к Деве Марии. Этим свидетельствуется вся важность благовествования о рождении Предтечи, которое излагается в связи с Благовещением. Рождество Предтечи, проповедника покаяния, возвещается архангелом как «радость и веселие, и многие (ποΛΛοι) о рождении его возрадуются» (Лк, 1,14). Эти слова о радости еше увеличивают свое значение оттого, что и в явлении пастырям ангела, возвещающего о Рождестве Христовом, ангел говорит им: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» (Лк. 1,10). Радость о рождестве Предтечи будет, прежде всего, для отца, а затем и для всех. Архангел возвещает также и имя еще не рожденного сына. «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему Иоанн» (1,13). Это наречение имени Божиим вестником имеет то значение, что явление Иоанна было предвечно предустановлено в путях Божиих. Имя не кличка, но сущность, nomen omen («имя предзнаменование»). То, что в благовествовании архангела, в котором имеет особый вес каждое слово, вводится имя Предтечи, свидетельствует о таковом значении Предтечи. Это становится особенно понятно, если сопоставить со словами ангела Иосифу о рождении Спасителя: «родит же Сына и наречет Имя Ему: Иисус» (Мф. 1, 21). Значение этого наречения имени еще более усиливается из обстоятельств самого рождения Предтечи — тем спором, который возник об имени новорожденного и с разрешением которого разрешилась и немота Захарии. «В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца его Захарием. На это мать сказала: нет, а назвать его Иоанном. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (1, 59–64). Что далее свидетельствуется о Предтече? Его величие, святость и облагодатствованность: «будет бо в е л и й пред Господом, и вина и сикера не имать пити (будет подвижником), и Духа Свята исполнится еще из чрева матери своея» (Лк. 1,5). Далее говорится об его действии как проповедника покаяния: «и многих от сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (1, 16). И, наконец, возвещается о нем, как о Предтече: «и той предыдет пред Ним духом и силою Илииной обратите сердца отцев на чада, и противныя в мудрости праведных, уготовати Господеви люди совершенны» (1,17). Этот стих представляет собой перифраз пророчества Малахиина о Предтече как «Илии Фесвитянине», что здесь изъясняется как «в духе и силою Илииною» (о чем ниже): «Се аз послю вам Илию Фесвитянина, прежде пришествия дне Господня великого и просвещеннаго, иже устроит сердце отца к сыну и сердце человека ко искренному его, да не пришед поражу землю в конце» (Мал. 4, 5–6).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Обстоятельства зачатия Предтечи изображаются в Евангелии от Луки. Священник Захария имел в алтаре явление архангела Гавриила. Мы уже обращали внимание на то обстоятельство, что к Захарии был послан именно архангел Гавриил, который был послан и для благовещения к Деве Марии. Этим свидетельствуется вся важность благовествования о рождении Предтечи, которое излагается в связи с благовещением. Рождество Предтечи, проповедника покаяния, возвещается архангелом как «радость и веселие, и многиеπολλο 15 о рождении его возрадуются» (Лк, 1, 14). Эти слова о радости еще увеличивают свое значение оттого, что и в явлении пастырям ангела, возвещающего о Рождестве Христовом, ангел говорит им: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям» ( Лк. 1, 10 ). Радость о рождестве Предтечи будет, прежде всего, для отца, а затем и для всех. Архангел возвещает также и имя еще не рожденного сына. «Услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь имя ему Иоанн». (1, 13). Это наречение имени Божиим вестником имеет то значение, что явление Иоанна было предвечно предустановлено в путях Божиих. Имя не кличка, но сущность, nomen omen. То, что в благовествовании архангела, в котором имеет особый вес каждое слово, вводится имя Предтечи, свидетельствует о таковом значении Предтечи. Это становится особенно понятно, если сопоставить с словами ангела Иосифу о рождении Спасителя: «родит же Сына и наречет Имя Ему: Иисус» ( Мф. 1, 21 ). Значение этого наречения имени еще более усиливается из обстоятельств самого рождения Предтечи, – тем спором, который возник об имени новорожденного и с разрешением которого разрешилась и немота Захарии. «В восьмой день пришли обрезать младенца, и хотели назвать его по имени отца его Захарией. На это мать сказала: нет, а назвать его Иоанном. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога» (1, 59–64).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Слова Писания Аврам поверил Ягве, и Он вменил ему это в праведность соотносятся также со знаменитым догматическим спором эпохи реформации о вере и делах, в их значении для спасения. Известны sola fide (только верою) Мартина Лютера и требование дел праведности и даже практика индульгенций Римско-католической церкви. Так вера или дела нужны для спасения? Писание вопрос так никогда не ставило. И отмеченные слова бытописателя святые апостолы Павел и Иаков используют, каждый, для доказательства, казалось бы, противоположного. В этом парадоксальность нашего спасения. Апостол Павел говорит, что человек оправдывается верой, а не делами: Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не перед Богом. Ибо, что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность». Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность ( Рим. 4:2–5 ). Апостол Иаков же говорит, что оправдание происходит делами, а не верою только: Не делами ли оправдался Авраам, отец наш... И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? ( Иак. 2:21, 23–24 ). Итак, для доказательства, казалось бы, противоположного, Павел и Иаков ссылаются на один и тот же текст об Аврааме! В этом парадокс! Но о нем и говорил св. апостол Иаков: Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства ( Иак. 2:22 )? Необходимо не то или другое, а одно совершается в другом. Вера и дела неразрывны. Спасают не вера и не дела, а Христос. Христос же усваивается верою и осуществляется в наших делах . Спасение принимается верою и совершается в делах . Ранние христианские отцы, в своей полемике с иудейством и иудействующими в христианстве, ссылались на слова об оправдании Авраама верою, доказывая преимущественное значение веры перед обрезанием и законом. Последние имели некоторое значение только до Христа, и то, значение только условное. Во времена благодати, язычники спасаются только верою, без обрезания и закона, да и иудеи тоже. Ведь и Авраам оправдался верою до обрезания.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Только праведная жизнь делает человека способным по-настоящему исповедовать Христа и при тяжелых испытаниях. К этому необходимо готовиться, для этого надо развиваться. Неправильно относиться к испытаниям как к какой-то случайности. Не нужно думать, что одному выпало на долю быть праведником, святым, а другому – обыкновенным человеком и что с этим следует примириться. Я, конечно, призываю вас стремиться не к каким-то сверхъестественным дарам: чудотворению, прозорливости и тому подобному, но к самому главному, высшему дарованию, которое апостол Павел назвал совокупностью совершенства ( Кол.3:14 ), – к любви к Богу и по Боге к нашим ближним, потому что в этом состоит истинное христианство. Аминь. Как преодолеть страстность? (Неделя 4-я, преподобного Иоанна Лествичника ) Евангелист Марк очень кратко рассказывает о том, что происходило с момента выхода Спасителя на проповедь до Воскресения Его из мертвых. Но те события, на которых он останавливает свое внимание, он, наоборот, передает гораздо более подробно. В этом отношении не уступает ему, пожалуй, только Иоанн Богослов. И вот как описывает евангелист Марк – очень живо, правдоподобно – исцеление Господом Иисусом Христом бесноватого юноши. Когда Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном сошел с Фавора, о чем в Евангелии говорилось ранее, Он увидел, что книжники в толпе спорят с Его учениками. Книжники, как мы поймем из дальнейшего повествования, воспользовались неудачей учеников Спасителя и стали упрекать их в бессилии и в том, что их учение сомнительно, а Учитель их недостоин такого доверия, какое они к Нему испытывают. Ученики эти, может быть, находились в некотором смятении, толпа же, безусловно, следила за спором с интересом и жадностью. Господь наш Иисус Христос спросил книжников: О чем вы спорите с ними? ( Мк.9:16 ) 6 . Но спросил так не потому, что не знал причины спора, не знал, что вообще здесь сейчас происходит, а потому, что хотел сделать эту причину очевидной для всех. И тогда отвечать вызвался не кто-либо из книжников, но сам тот человек, из-за которого началось это смятение: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого. И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли ( Мк.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010