Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИСКОПИЙ [лат. Episcopius] Симон (8.01.1583, Амстердам - 4.04. 1643, там же), нидерланд. протестант. теолог (наст. фамилия Biscop (Bischop, Bisschop)). В 1606 г., после получения степени магистра искусств, приступил к изучению теологии под рук. Я. Арминия и Ф. Гомара в ун-те г. Лейден. С 1610 г. пастор в Блейсвейке. После смерти Арминия Е. совместно с И. Витенбогартом возглавил арминиан (см. ст. Арминианство ). В 1611 г. участвовал в конференции в Гааге, в 1613 г.- в Делфте. С 1612 г. профессор теологии в Лейдене. В 1619 г. на Дортском Синоде выступал как главный защитник арминианского учения и после победы «строгих» кальвинистов был вынужден покинуть страну. В 1622 г. Е. составил арминианское исповедание веры. После смерти статхаудера Морица Нассауского (1585-1625) вернулся в Нидерланды. С 1625 г. проповедовал в Роттердаме, в 1629 г. переехал в Амстердам, в 1634 г. возглавил арминианскую семинарию и стал ее 1-м профессором. Соч.: Confessio, sive Declaratio, sententiae pastorum, qui in foederarato Belgio Remonstrantes vocantur, super praecipuis articulis is religions Christianae. [Amst.], 1622; Apologia per confessione. [Amst.], 1629. Лит.: Limborch P., van. Historia vitae st. Episcopii. Amst., 1701; Ellis M. A. Simon Episcopius Doctrine of Original Sn. N. Y., 2006. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/190043.html

Здесь может потребоваться небольшое пояснение. И классическое кальвинистское, и арминианское богословие (оба, разумеется, относятся к протестантизму) основаны на Библии и вполне согласны, что падший человек в своем нынешнем состоянии не способен принять призыв Святого Духа и обратиться к Богу. Но, говоря упрощенно, для кальвинистов человечество делится на избранных, которые предопределены ко спасению и призваны благодатью Божией, причем человеческая природа уже не может ей воспрепятствовать, и всех остальных. Те, кто избран, призван и уверовал, пребывают в избранном и спасенном состоянии навсегда и уже не могут отпасть. Но с этим не согласны последователи Я. Арминия и Дж. Уэсли, которые говорят, что человек сам способен сделать выбор по своей воле и уверовать при содействии Святого Духа. Те, кто единожды уверовал, могут в дальнейшем отпасть. Разумеется, обе стороны приводят многочисленные цитаты в доказательство своей правоты. О подобном споре подробно рассуждает У. Кляйн 55 . Кто спасен – на этот вопрос Библия дает, на первый взгляд, разные ответы. Некоторые цитаты звучат так, что Христос спас все человечество, ибо такова и была воля Божья. Например: «...Это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» ( 1Тим 2:3–6 ). «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» ( 2Петр 3:9 ). Но есть и другие цитаты, из которых можно заключить, что Христос спас лишь некоторых, тех, кого пожелал спасти Бог , а остальных людей ждет вечная гибель. Например: «Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» ( Деян 13:48 ) «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Ибо Писание говорит фараону: для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет? Ибо кто противостанет воле Его?» А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» ( Рим 9:16– 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Вместе с этим обрати внимание на то, что к обязанностям священников относится обязанность давать ответы вопрошающему от закона. Если он священник, то пусть знает закон Господень; а если он не знает закона, то сам изобличает себя в том, что он не есть священник Господень. Дело священника знать закон и на вопросы отвечать от закона. Это именно мы читаем и в книге Второзакония, – именно, если где-либо в городах Израиля возникнет вопрос между кровью и кровью, судом и судом, прокаженною и прокаженною, спором и спором, то пусть идут к священникам и к левитам, и к первосвященнику тех дней, и пусть спросят у него о законе Господнем ( Втор.17:8 и дал.). Получив ответ священников, вопрошающие должны поступать согласно их приказанию; в противном же случае они будут истреблены из среды народа. А чтобы тебе не показалось случайно, что эти предписания есть только в Ветхом Завете (v. Instrumento), [знай] что Апостол говорит к Тимофею, что епископ не только должен быть безукоризненным, мужем одной жены, мудрым, скромным, благочинным, страннолюбивым, но еще и учителем ( 1Тим.3:2 ). А чтобы не показалось, что он это говорит случайно, и в послании к Титу, – [можно видеть] – соблюдается та же самая предосторожность касательно имеющих получить посвящение пресвитеров (под которыми по мысли Апостола должно понимать епископов): Для того я и оставил тебя в Крите, чтобы ты исправил остальное и поставил по [всем] городам пресвитеров, как я тебе повелел. Если кто безукоризненный муж одной жены, имеющий детей верных, не обвиняемых в роскоши или непокорности; ибо должно, чтобы епископ был безукоризненным, как Божий устроитель, не дерзким, не гневливым, не обидчиком, не убийцею, не жадным до бесчестной прибыли; но гостеприимным, скромным, милостивым, справедливым, святым, воздержным, держащимся в учении верного слова, чтобы мог утешать в здравом учении и обличать противящихся. Ибо много есть непокорных, пустословов и обманщиков, и особенно из тех, которые от обрезания, на [уста] которых должно налагать молчание ( Тит.1:5–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

1. Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин.14:28).   Этот стих может быть истолкован двояким образом: как в триадологическом, так и в христологическом плане.    С точки зрения учения о Пресвятой Троице этот стих означает, что по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему большим.    Христологическое толкование этого стиха было предметом рассмотрения на Константинопольских соборах 1166 и 1170 гг. в связи со спором, возникшим вокруг толкования этого стиха, предложенного митр. Киркирским Константином и игуменом Иоанном Иреником. Последние полагали, что «человечество Христа, поскольку оно было обожено (μθεον) и таким образом сделалось почитаемым наравне с Его Божеством (μτιμον), не может быть «ниже Отца». Они были готовы признать Его «низшим» только в порядке мысленного различения (κατ πνοιαν), когда человечество Иисуса рассматривается отвлеченно, как если бы оно не было «соединено» с Логосом».    Участники Константинопольских соборов отвергли это учение, как имеющее монофизитский уклон. Они указали, что, несмотря на обожение, человечество во Христе является «низшим» Бога именно как человечество. «Истинное Божество и истинное человечество во Христе пребывают в единстве, которое не исключает «естественного» различия: Божество остается «большим», чем человечество».    Такой подход позволяет дать православное толкование и некоторым другим местам в Евангелии, где Господь говорит о Себе как о меньшем по отношению к Богу Отцу: ...дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мф.20:23); Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви (Ин.15:10). 2. Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (Ин.20:17).   Преп. Иоанн Дамаскин следующим образом толковал этот стих: после воплощения Ипостась Бога Слова является сложной, поскольку заключает в Себе две природы: Божественную и человеческую. Преп. Иоанн говорит, что Отцом Христос называет Бога Отца потому, что Тот есть Его Отец по естеству, а наш — по благодати. Богом же Бог Отец является нам по естеству, а Христу — по домостроительству, в силу того что Сын сделался истинным человеком.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

45:23). Кто же говорит это, еретик? Отец или Сын? Для меня верующего и для всякого благочестивого достоинство Отца есть достоинство и Сына. Заметь и то, что многое из сказанного нами говорится для опровержения, а не для научения. Для меня и для всякого верующего остается твердым тот догмат благочестия, что где представляется говорящим один Отец, там разумеется вместе и Сын, и Дух Святый. Где говорит Сын, там и власть Отца; где действует Дух Святый, там действует и Отец. Не разделяется слава святой Троицы, как не разделяется и учение истины. Не исповедуй же царства кого–либо одного из Них. 6. Это сказано мною потому, что я опровергаю противника, чтобы кто–нибудь из любящих клеветать не сказал еще: посмотри, как он сказал, что все принадлежит Сыну, что и здесь говорит Сын, и признал это пророчество чуждым для Отца, а принадлежащим собственно Сыну. Для меня остается непоколебимым правило веры. Мы теперь занимаемся спором. Я доказываю, что здесь говорит Сын, и, убеждая тебя, убеждаю вместе и себя самого, что Отец говорит, Сын возвещает, а Дух святый утверждает. Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога: Мною клянусь . Кто здесь говорит: Я первый , и кроме Меня нет Бога ; и еще: из уст Моих исходит правда ; и еще: предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык ? Как ты принимаешь эти слова? К кому относишь это название? Но ни ты не говори, чего не знаешь, ни я не скажу, чего не понимаю. Последуем за учителем духовным, который может руководить нас к благочестию. Поэтому не меня слушай, но слушай вместе со мною. Я знаю учителя догматов Церкви — Павла. Когда я называю Павла, тогда указываю на Христа, потому что Он сам говорил в Павле, как сказано: вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне (2 Кор. 13:3). Итак, это вышесказанное пророчество Исаии: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога: Мною клянусь , предо Мною преклонится всякое колено, Мною будет клясться всякий язык истинному Богу, Павел относит ко Христу. Где же находится указание на это? В послании к Римлянам он говорит: а ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Для чего вы осуждаете друг друга? Все мы предстанем на суд Христов.

http://predanie.ru/book/219416-tom-6-kni...

   Человеку, который любит спорить, нет мира не только среди своих близких, но и с чужими людьми. Везде он хочет насытить свою страсть к спорам, вечно придирается к мелочам, постоянно раздражается сам и выводит из себя других, и все его ненавидят. Ведь написано в книге Бытия, как Исав взял себе жен от иноплеменных и как они постоянно ругались с Исааком и Ревеккой (Быт 26. 34- 35). А потом Ревекка говорит: «Я жизни не рада от дочерей Хеттейских» (Быт 27. 46). Из этого видно, что спорить пристало людям безбожным, а не тем, кто верит и благочестив. Потому что те, кто действительно христиане и ученики Христа, подражают своему Владыке и Учителю, а о Нем написано: «Не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его» (Мф 12.19). И те, кто христиане, ни одно дело не пытаются решить спором и пререканиями — только терпением, молитвой, послушанием и надеждой. Они никогда не стремятся настаивать на своем мнении или требовать, чтобы было по их воле, по слову Господа: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Ин 6. 38).    Если ты живешь вместе с братом и хочешь, чтобы какое-то дело состоялось, а брат, с которым ты живешь, этого не хочет, уступи ему, а не то начнется спор и ты огорчишь его. Будь у брата словно в гостях: ничего ему не приказывай и не стремись быть главным над ним. Если он велит тебе сделать то, что ты не хочешь, борись со своей волей, пока не сделаешь то, что приказано. А иначе ты огорчишь его, станешь дерзким и не сможешь жить с ним в мире. Если он тебе скажет: «Свари мне что-нибудь», — спроси его: «Что тебе сварить?» И если он оставит это на твое усмотрение и скажет: «Что хочешь», — возьми то, что есть, и приготовь со страхом Божиим.    Если разговор между вами пойдет о смысле слов Писания, пусть тот, кто знает эти слова, подчинит свою волю брату и доставит ему радость. Ведь смысл, который вы ищете, — в том, чтобы во всем смирить себя перед братом. Поэтому, кто постоянно думает о Суде, на котором он должен предстать, тот все свои силы прилагает к тому, чтобы не пришлось ему молчать именно в тот страшный час, и лишь оттого, что нечего сказать в свое оправдание. Если вам нужно идти по какому-то небольшому делу, не пренебрегайте один другим. Не уходи один, оставив своего брата в келии, чтобы его не мучила совесть. Скажи ему с любовью: «Хочешь, чтобы мы пошли?» И если ты видишь, что брат твой сейчас неспокоен или болен телом, не спорь с ним: дескать, нам надо идти сейчас. Отложи на время дело и удались в свою келию с любовью и состраданием. Смотрите, ни в чем не противоречьте брату, чтобы не огорчить его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3712...

Ап. Иоанн также указывает на единство жизни Отца и Сына: Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни ( 1Ин.5:11–12 ). По учению евангелиста Иоанна, Сын, так же как и Отец, является Источником жизни для мира и человека: возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам ( 1Ин.1:2 ). Наконец, ап. Иоанн приписывает Сыну Божию Божественные свойства, в частности свойства всемогущества и вечности, именуя Его Вседержителем: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Откр.1:8 ). Толкование так называемых «уничижительных мест» Священного Писания Ариане для обоснования своего учения о сотворении Сына из ничего ссылались на уничижительные места Евангелия, в которых о воплотившемся Сыне говорится как о меньшем в отношении Отца: 1 . Иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня ( Ин.14:28 ). Этот стих может быть истолкован двояким образом: как в триадологическом, так и в христологическом плане 330 . С точки зрения учения о Пресвятой Троице этот стих означает, что по ипостасному отношению Отец, как Начальник и Виновник бытия Сына, является по отношению к Нему большим 331 . Христологическое толкование этого стиха было предметом рассмотрения на Константинопольских соборах 1166 и 1170 гг. в связи со спором, возникшим вокруг толкования этого стиха, предложенного митр. Киркирским Константином и игуменом Иоанном Иреником. Последние полагали, что «человечество Христа, поскольку оно было обожено ( μ θεον) и таким образом сделалось почитаемым наравне с Его Божеством ( μ τιμον), не может быть «ниже Отца». Они были готовы признать Его «низшим» только в порядке мысленного различения (κατ π νοιαν), когда человечество Иисуса рассматривается отвлеченно, как если бы оно не было «соединено» с Логосом» 332 . Участники Константинопольских соборов отвергли это учение, как имеющее монофизитский уклон. Они указали, что, несмотря на обожение, человечество во Христе является «низшим» Бога именно как человечество. «Истинное Божество и истинное человечество во Христе пребывают в единстве, которое не исключает «естественного» различия: Божество остается «большим», чем человечество» 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

– Возьми этот жезл и общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите камню перед ними, и даст камень воды из себя. И взял Моисей жезл,/64в стоявший перед Господом, и собрал(и) Моисей и общество перед камнем, и сказали народу: – Послушайте нас, непокорные, разве из камня этого изведем вам воду? И воздел Моисей руку свою, Б126 и ударил по камню жезлом (дважды), и потекло много воды, и пили собравшиеся и скот их. И сказал Господь Моисею и Аарону: – За то, что вы не верили (в Меня), (чтобы) явить святость Мою перед народом, за это не введете вы этот народ в землю, которую Я дал им ( Чис. 20:1–12 ). Поэтому «пусть приложится И101 Аарон к народу своему и умрет, чтобы вы не вошли в ту землю, так как вы прогневали Меня спором у воды» ( Чис. 20:24 ) и укором народа. Глава 19 " И возвел Моисей Аарона на гору, как повелел ему Господь перед всем/64г обществом, снял с него святительские одежды, и одел в них Елеазара, сына его, и умер Аарон на вершине горы, на 40-м году исхода сынов Израилевых, прожив 123 года. И увидело общество, что умер Аарон, и оплакивали его 30 дней» ( Чис. 20:24–29 ). «И после этого сказал Господь Моисею: – Взойди на гору Наваливскую и посмотри на землю, которую Я дал сынам Израилевым, и умри там так же, как умер брат твой Аарон на горе, потому что вы прекословили слову Моему о воде, когда был спор в Кадесе, и противились, и не явили святости Моей в народе. Так что увидишь напротив/65а землю – и туда не войдешь» ( Втор. 32:48–52 ). «Моисей же много и много раз молился Богу об этом и говорил: – (Дай мне,) о Владыка Господи, перейдя Иордан, увидеть ту благую землю и Б127 святую гору напротив И сказал ему Господь: – Довольно тебе. Смотри, не подходи ко Мне более говорить об этом, но взойди на верх горы и взгляни у моря, и на севере, и на юге, и на востоке, на благую землю, потому что ты глазами увидишь ее, и туда не войдешь» ( Втор. 3:25–27 ). И написав, по велению Господа, великую песнь ( Втор. 32:44 ) и завет (Втор. ЗЗ:1), и возложив руки свои на Иисуса Навина ( Втор. 34:9 ), чтобы перенял власть его, «взошел на гору Варимскую, она же Авамская. И показал ему Господь всю землю обещанную, и сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе орудие спасения – Имя Господне. В день обрезания Дева Мария назвала Его – Иешуа. Так велел Ангел, явившийся Ей, и так велел Ангел, явившийся Иосифу. Имя это древнее, и во времена Иисуса было широко распространено. Точное его произношение – «Иегошуа», что означает «Яхве спасает». Оно произведено от не произносимого иудеями имени Божия, открытого Господом Моисею в неопалимой купине. Это люди называли Бога Творцом, Создателем, Господом и Всевышним. Во всех этих словах отражены человеческие представления о Его предвечности, всемогуществе. Имя же Божие, скрытое в священном тетраграмматоне 101 , означает: «Я есть Тот, кто Я есть» или «Я есть Тот, кто Я буду». Впервые имя «Иисус» получил предводитель еврейского народа, преемник Моисея Иисус Навин, которого изначально звали Осией: И назвал Моисей Осию, сына Навина, Иисусом ( Чис.13:17 ). С тех пор и существует это имя, произведенное от неизреченного Имени Божия. Только раз в году первосвященник, входя в Святая Святых, произносил его. И вот теперь оно начертано на нимбе, венчающем Лик Господень. Христос говорит: Кто напоит вас чашею воды во Имя Мое… ( Мк.9:41 ); Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись ( Деян.4:12 ). Имя Иисуса Христа – залог нашего спасения. Все теперь освящается им. Например, Иисусова молитва состоит лишь из семи слов. В принципе, ее можно сокращать до тех пор, пока в ней останется имя Господне. Если же убрать его, она перестанет быть Иисусовой молитвой. «Господи, помилуй» может сказать любой иудей или мусульманин. Это скажет любой разумный человек. По слову псалмопевца, «сказал безумец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:1 ). Все остальные говорят о Боге. Центральным, несокращаемым словом этой молитвы является Имя Иисусово. Случается, что человек просто повторяет это Имя, потому что ни о чем ином говорить и думать больше не может, и через это избавляется от погибели. Однако и здесь, так же как и в случае с крестом, можно дойти до фетишизации Имени. Начало XX века ознаменовалось известным «имяславным» спором: Имя стали боготворить, и Синод Русской Церкви объявил такое отношение еретическим. В конце столетия к этому вопросу вернулись, и митрополит

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

«Дела коварные» – также: слова коварные. Это главное средство в разрушении духовного мира и покоя, та же цепочка явлений греха: «ложь» – «коварство» – «кровь» неповинная ( Пс.5:7 ). Пс.34:21             Расширили на меня рот свой, говорят:                         «Ага! Ага! Видел глаз наш!» «Расширили рот» – по смыслу то же, что «разинули рот», чтобы поглотить; так сказал о Себе Распятый ( Пс.22 /21:14); ср.: «расширил Шеол алчбу (=душу) свою и открыл рот свой безгранично» ( Ис.5:14 ; Пс.17 /16:9). В другом значении «расширить рот» означает «глумиться»: «над кем услаждаетесь? На кого расширили рот, высовываете язык? Разве не вы есть порождение греха? семя лжи? ( Ис.57:4 ). «Ага! Ага!» – Хе-ах, хеах означает крики радости (Раши). Миг торжества для распинающих. На Мессию «расширили рот» те, кто «услаждался» Его страданиями и глумился. Пс.34:23             Подвигнись и пробудись для суда моего,                         Боже Адонай, – на спор мой. «Пробудись» 204 – не значит, что Он спал: «пробуждение» – еще одно выражение для взаимности богообщения. Человек тоже должен быть вполне пробужден: «когда пробужусь, насыщусь природным Твоим» ( Пс.17 /16:15). Инициатива может исходить от Бога: «я пробудился, ибо Господь утвердил меня» ( Пс.3:6 ). Но в данном случае, когда человека нужно вернуть из бездны (ст.17), он просит, чтобы Бог ради него «пробудился». «Спор мой» – «спором» рив была распря, когда народ «спорил с Моисеем», а «искушал Господа» ( Исх.17:2 ). Теперь ситуация обратная: Мессия через Давида пробуждает к «спору» Яхве («оспорь спорящих со мною»; ст.1), чтобы Он встал на «суд» с этим «родом» – распинателей, человеков и духов. И вызов на этот суд как неизбежный будет предъявлен в Евангелии: «ниневитяне встанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. Царица южная пробудится на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона» ( Мф.12:41,42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010