Ершову дозволено было сформировать личный состав Приказа по своему усмотрению и предоставлен свободный выбор чиновников 629 . Но прежде, чем Приказ успел сформироваться и открыть свои действия, пределы его власти стали ограничиваться по определениям Св. Синода. Уже 22 февр. 1721 года из-под ведения и управления его изъяты вотчины синодальных членов, не только архиереев, но и настоятелей монастырей Симонова, Ипатиевского, Петровского, Донского и потом (21 апр.) Угрешского, служители и вотчины которых, по приговору Синода, подчинены управлению его одного. Приказ не доискивался причин такого ограничения его ведомства и власти. Вместо его ноября 18 д. 1723 г. Вышний Суд ведением в Синод требовал от него объяснения, почему велено «членовным монастырям, монастырским служителям и вотчинным крестьянам быть в ведомстве в одном Правительствующем Синоде», и почему «членовные вотчины от того Монастырского Приказа ведением отлучены... а в дома и в монастыри и в вотчины тех синодальных членов из того Приказу как для сборов, так и для других дел посылать не велено, а посылать бы о таких случайных делах к учрежденным от синодальных членов управителем промемории на их управительские имена». В ответе на это требование Св. Синод представил свои мотивы, объясняющие его распоряжения. Вотчины, служители и монастыри синодальных членов изъяты из-под непосредственного ведения Приказа в видах охранения их от притеснений, которым они могли подвергнуться со стороны управителей, назначенных Приказом. В других монастырях настоятели, безысходно пребывающие в них, являются естественными сберегателями своих подчиненных. Но члены Синода, находясь в отдалении от своих монастырей, не могли быть подобными им охранителями. Притом, если бы непосредственные управители вотчин синодальных членов назначались от Приказа, то они могли бы дозволять себе столкновения с членами Синода по делам вотчинным, в случае не выполнения в Синоде незаконных желаний управителей. «Кроме сего знатная есть таковой от прочих монастырей оным отмене причина та, что когда уже высоким Его Императорского Величества указом и благоусмотрительным определением оные тех монастырей архимандриты удостоены быть синодальными члены и от прочих архимандритов тое в Синоде бытностью отменены; то надобно уже и монастырям их отмену же от прочих иметь, доколе в котором синодальный член настоятелен пребывает».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Рано утром под окном, Подпершися локотком, Дочка царская сидела, Вдаль задумчиво глядела; И порою, как алмаз, Слезка капала из глаз. А пред ней ширинкой чудной Луг пестрелся изумрудный, А по лугу ручеёк Серебристой лентой тёк. Он решил начать с сюжета о царевне Несмеяне. Можно догадываться, что бы наворотил в этой пространной сказке Иван Царевич. Увы, не состоялось. Ершов недолго прожил в столице, его тянуло на родину. В Тобольске он преподавал, а затем и директорствовал в гимназии. Любимым учеником Ершова стал Дмитрий Менделеев. Позже он доверял ему даже судьбу переизданий «Горбунка». А что, кроме той – первой – сказки осталось от Ершова? Некоторые его стихи стали народными песнями. Кроме Конька, заслуживает внимания сибирская поэма «Сузге» и «драматический анекдот в двух частях» «Суворов и станционный смотритель». Немного, если учитывать ранний успех. Такая неплодовитость даёт повод к спорам по поводу авторства «Конька Горбунка». Памятник П.П. Ершову в Тобольске Он тяжко переживал уход любимых людей, об этом рассказывал и в стихах: Я счастлив был. Любовь вплела В венок мой нити золотые, И жизнь с поэзией слила Свои движения живые.  Но вдруг вокруг меня завыла Напастей буря, и с чела Венок прекрасный сорвала И цвет за цветом разронила. Все, что любил, я схоронил Во мраке двух родных могил… Невесёлая судьбина. Но Конёк, отпущенный на волю, всё ещё скачет. А скольких художников вдохновил! Одно удовольствие рассматривать иллюстрации к сказке Ершова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 октября, 2014 19 октября, 2014 20 ноября, 2014 21 марта, 2024 21 января, 2023 11 ноября, 2021 4 ноября, 2021 10 октября, 2021 20 августа, 2021 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/na-konke-gorbunke/

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; Закрыть «Он жил и творил с ощущением счастья» На 72-м году жизни скончался народный художник России, скульптор Михаил Владимирович Переяславец Аркадий Елфимов   12:04 14.08.2020 878 На 72-м году жизни скончался народный художник России, профессор кафедры скульптуры Московского государственного академического института имени Сурикова, действительный член Российской академии художеств, лауреат Государственной премии Российской Федерации имени И.Е.Репина, художественный руководитель Студии военных художников имени М.Б.Грекова скульптор Михаил Владимирович Переяславец. От нас ушёл не просто художник – ушёл друг, заменить которого не сможет никто. Долгие годы сотрудничества и дружбы связывали фонд «Возрождение Тобольска» с выдающимся художником, начало которым было положено созданием памятника выдающемуся исследователю Сибирского Севера Александру Дунину-Горкавичу. За ним последовали памятники Петру Паловичу Ершову и Фёдору Михайловичу Достоевскому – работы, принадлежащие к ряду великих явлений скульптурной жизни России… Михаил Переяславец был образцом редчайшей подлинности и реальным подтверждением того, что природная одарённость, генетически унаследованная культура, человеческая чуткость и врождённое достоинство, усиленные волей и жаждой жизни, не могут быть подвержены девальвации и деформироваться под давлением сиюминутных обстоятельств. Он жил и творил с ощущением счастья каждодневно быть человеком, художником, пронеся через всю свою жизнь гармоничный взгляд на жизнь в её целостном единстве. Казалось, что Михаил Переяславец сделан из такого крепкого человеческого материала, который мог противостоять любым житейским невзгодам, творческой сумятице, тяготам и болезням. Он весь был воплощением жизни, и смириться с тем, что его не стало, очень трудно, и только одно обстоятельство, одна мысль позволяет хоть как-то утешить горечь утраты: Михаил Переяславец бессмертен, пока бессмертен Тобольск, бессмертен, пока жива память о Георгии Жукове и Александре Покрышкине, о Василии Сурикове и героях из 6-й парашютно-десантной роты, чьи образы в камне и бронзе увековечил выдающийся мастер. А это значит – бессмертен навсегда.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/14/on...

Впрочем, как Синод ни защищал свою неприкосновенность, ему все-таки приходилось подчиняться государственным учреждениям – в делах, само собою разумеется, не церковных, а мирских, взятых Синодом в свое ведение. В ноябре 1723 года канцелярия вышнего суда, заподозрив Синод в злоупотреблениях, предложила Синоду несколько вопросов, на которые он должен был дать объяснение. Вышний суд спрашивал, почему на основании высочайше утвержденных пунктов 14 февраля 1721 года, передававших в ведение Синода все церковные вотчины, Синод немедля изъял из ведения светских властей вотчины монастырей, в которых архимандритами были синодальные советники, а для общего распоряжения по духовному ведомству дожидался сенатского ведения по этому предмету: была неравноправность; и затем, почему вотчины этих же монастырей изъяты из ведения монастырского приказа, которому велено ведать все сборы. На первый вопрос Синод ответил: немедля сделано было распоряжение потому, что архимандриты были в Петербурге и вотчины, остававшиеся без начальников, могли подпасть разорению; а также и ради важности их звания; а потом вскоре сделано и общее распоряжение; от Сената Синод ничего не дожидался, а только сообщил ему высочайше утвержденные пункты к сведению. На второй вопрос: что из ведения монастырского приказа эти вотчины не изъяты, а только освобождены от посылки в них людей и указов из приказа; и это потому, что судья монастырского приказа правит в приказе, подчиненном Синоду, а не в Синоде, что синодальным членам удобнее получать указы непосредственно из Синода, чем чрез монастырский приказ, что Синод усмотрел «слабое правительство» начальника монастырского приказа Ершова и, наконец, во избежание, опять-таки, обиды при отсутствии хозяев. Вреда государственной казне от этого нет, потому что члены сами ведали сборами и представляли их к общей сумме в Синод, давая отчет и монастырскому приказу. А с 15 сентября 1722 года и эта привилегия уничтожена, права вотчин относительно взимания сборов уравнены, и только указы по-прежнему передаваемы были советникам по делам их монастырей непосредственно из Синода. Щекотливый вопрос, почему Ершову предписано было сноситься с управителями членовных вотчин промемориями, а не указами, был обойден объяснением, что монастырский приказ тогда еще надлежащей силы не имел, и многие коллегии писали ему указы; Синод не равнял управителей имений с государственными коллегиями, но опасался неумеренного проявления власти Ершовым, а когда монастырский приказ окончательно устроился и членами снабдился, порядок сношений был изменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Прошу вас пригласить к себе соседа вашего, поэта, и вручить ему посылаемые две пиэсы Пушкина. Они нигде не были напечатаны и напомнят юность таланта лицейского моего товарища. Ваше письмо заставило меня припомнить эти стихи, я хотел к ним прибавить еще одно послание, но никак не могу сложить его в старой моей памяти. Пусть Петр Павлович пошлет их Плетневу. Если нельзя было поместить в последние три части его сочинений, пускай по крайней мере в журнале напечатают все эти мелочи, которые имеют неотъемлемое достоинство. Самые небрежности тогдашнего его слога – небрежности великого поэта… К Ершову я не пишу сам потому, что не люблю начинать переписки… Видно, они скоро надеются отделаться от Кавказа… Нарышкин пошел в горы… Сюда пишут, что в России перемена министерства, то есть вместо Строгонова назначается Бибиков, но дух остается тот же, система та же. В числе улучшения только налог на гербовую бумагу. Все это вы, верно, знаете, о многом хотелось бы поговорить, как, бывало, прошлого года, в осенние теперешние вечера, но это невозможно на бумаге. Я бы хотел у вас быть с Степаном Михайловичем. Мы бы на него вместе с вами напали за его осторожность, как он нас упрекает неосторожностью. Если б не хлопоты с князем, я бы явился на встречу Оболенского; но об этом нечего и думать, потому что из этого увольнения делают государственное дело. До сих пор Матвея Ивановича не пускают. Жаль, что вы не спросили его сиятельство, почему такое неблаговоление к солитеру? Признаюсь, мудрено бы ему найти причину такого произвольного действия. Не говорите этого Семенову; он скажет, что я неосторожен… Оболенский в последнем письме располагается оставаться в Туринске, но я его буду убеждать перекочевать… Не женить ли мне его и остаться между двумя счастливыми супругами старым холостяком? Басаргин хочет перебраться в Курган, если мы уедем, но я не имею никакого вожделения к Кургану. Та же глушь, что и здесь, только немного потеплее. Кар. Кар. все живет у Трубецких – мы с ней пересылаем друг другу нежности.

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

В письме от 12 сентября 1841 г. Пущин просил Н. Д. Фонвизину передать Ершову для Плетнева «две пиесы» Пушкина, нигде не напечатанные. В письме от 7 ноября он спрашивал Наталью Дмитриевну, пошлет ли Ершов стихи, о которых говорилось в предыдущих письмах и 71). Из всего изложенного ясно, что Пущин пересылал Плетневу через Ершова стихи Пушкина два раза. И он и Ершов не могли осенью 1841 г. забыть, что в майской книге «Современника» за тот же год были напечатаны два посвященные Пущину стихотворения Пушкина: «Современник» получался декабристами в разных местах сибирского поселения. Если же Ершов посылал Плетневу новые списки прежних двух стихотворений Пушкина, то вряд ли Ершов и Пущин не упомянули бы об этом. А Пущин не писал бы в сентябре 1841 г., что стихотворения, опубликованные в мае, нигде не напечатаны: майский номер «Современника» мог быть уже в сентябре в Сибири, а тем более в ноябре. Непосредственно за посланием 1826 г. Пущин вписал в свою «заветную» тетрадь и это стихотворение. Но между текстом Записок и автографом тетради имеются мелкие разночтения. Под текстом приписка в скобках: «Прислано в Сибирь Е. А.», то есть Энгельгардтом. Записал Пущин в тетрадь также послание своего великого друга «В Сибирь» («Во глубине сибирских руд…», 1827), адресованное всем декабристам вообще. И здесь имеются интересные разночтения. 12я строка (в третьей строфе) в Сочинениях Пушкина читается: «Доходит мой свободный глас». Пущин написал эту строку так: «Доходит мой призывный глас». Затем над словом «призывный», не зачеркнув его, написал: «свободный». Конечно, слово «призывный» звучит действеннее, чем слово «свободный». Последняя строка в изд. АН СССР: «И братья меч вам отдадут», у Пущина: «И братья меч ваш отдадут». Слова «ваш» имеет в этом стихотворении более революционный смысл, чем слово «вам». Ввиду отсутствия автографа Пушкина для этого стихотворения список Пущина имеет существенное значение. В Записках декабриста Н. И. Лорера, под редакцией М. В. Нечкиной, это слово также читается: «ваш».

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-o-pushk...

Вот другой пример. 9 июля нынче в Сочи (Адлере) был снесён памятник «Подвигу русских солдат» в Кавказской войне, установленный 30 июня по инициативе членов военно-исторического общества, Свято-Троицкого прихода и сотрудников музея истории. Небольшой монумент представлял из себя карту форта Святого Духа – одного из важнейших укреплений Черноморской береговой линии в 1830-х годах. Пожаловались черкесские активисты, в том числе граждане Турции, что памятник установлен на «их земле» – обратите внимание! Вспомним, тюменский депутат ведь тоже приводил этот довод, что коренной народ там, оказывается, сибирские татары. И что же власти Сочи? Администрация города в лице главы городского департамента архитектуры Оганесова сработала сверхоперативно, дежурно соврав, что памятник поставили без необходимых согласований… Заметьте, много лет уже стремление государственной власти сохранить «стабильность» в обществе осуществлялось за счёт молчаливого русского большинства. Кто крикливее – получал больше, если не всё, что хотел. Это, к сожалению, в полной мере продолжение худших традиций советской национальной политики. Тогда, напомню, развивали Прибалтику и Закавказье за счёт коренных русских земель. Насосавшись как пиявки, они отвалились. А коренные русские земли оказались обескровлены, деревня умерла… И здесь речь не только о финансах. Как национальное сообщество со своими интересами в стране Советов русские просто отсутствовали – так завещал ещё Ленин … Всё же не об этих хитросплетениях политики сегодня речь. Вернёмся к событиям на Севере России и посмертной истории Ермака. «Возложив упование на Бога» К очередной дате гибели Ермака Тимофеевича Аленина нынче в Тобольске решили установить Поклонный крест «Казакам дружины Ермака от благодарной России». Начало работ над Поклонным крестом было освящено настоятелем тюменского казачьего храма Серафима Саровского отцом Владимиром Язовым, а автором гранитного монумента выступил московский скульптор Сергей Мильченко. Инициатива же установки монумента принадлежит благотворительному фонду «Возрождение Тобольска», который возглавляет Аркадий Григорьевич Елфимов. Человек это в Тобольске легендарный. Мне доводилось общаться с ним: настоящий русский патриот, интересный собеседник, знаток истории Сибири, книгоиздатель. Некогда довольно-таки крупный предприниматель, уже четверть века он всё своё время отдаёт служению родному краю. Благодаря фонду в Тобольске появились памятники Достоевскому, сказочнику Ершову, генералиссимусу Шеину и др., установлены памятные доски Царской Семье, композитору Алябьеву, химику Менделееву, памятник русскому историку Сибири и картографу XVII века Семёну Ремезову и издана его «Чертёжная книга Сибири», где впервые Сибирь показана на картах. Вообще фондом издано около 250 книг, посвящённых истории Сибири.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/21/ermak_...

24-26 мая 1948 г. Советский Союз установил дипломатические отношения с Израилем. В августе 1948 г. в Тель-Авиве была открыта советская дипломатическая миссия во главе с посланником, П.И. Ершовым . Особенно важным был вопрос возвращения под контроль Московского Патриархата участков в Св. Земле. Еще в 1924 г. английские колониальные власти получили право осуществлять опеку над русскими участками в Святой Земле. Архимандрит (затем – архиепископ) Антоний (Синькевич), вспоминал: «...В 1926 г. английское правительство установило закон об управлении русскими имуществами в Палестине, суть которого сводилась к тому, что, ввиду неясности имущественных прав Миссии, на которую неоднократно посягало советское правительство, англичане, в лице иерусалимского губернатора, взяли на себя управление денежными и имущественными делами Миссии» . Многие участки, принадлежавшие до революции РДМ, занимали клирики и монашествующие Духовной Миссии в юрисдикции РПЦЗ. Заинтересованность в русском имуществе в Святой Земле высшие церковные власти проявили на одном из первых заседаний Синода, после знаменитой встречи иерархов с И. Сталиным. Священный Синод на сессии 20-28 октября 1943 г. указал на необходимость «провести надлежащее выяснение об имуществе и зданиях, ранее принадлежавших Русской православной духовной миссии в Палестине, после чего возбудить ходатайство о возвращении их» . Примерно 20 мая 1948 г. власти провозглашенного 15 мая 1948 г. государства Израиль назначили «уполномоченного по делам русского имущества», которым стал И. Рабиновича . Еще до своего назначения Рабинович занимался вопросами русской собственности. 28 апреля 1948 г. власти английского мандата приняли закон о передаче русской собственности зарубежным РДМ и ИППО. Однако, в ночь перед публикацией закона в официальной газете, что было необходимо для его вступления в силу, весь тираж был уничтожен группой израильтян. И. Рабинович рассказал советскому посланнику П.И. Ершову, что «закон о передаче этого имущества администрациям Духовной миссии и Православного палестинского общества, он уничтожил при помощи отряда Пальмаха и при содействии рабочих и хозяина типографии все напечатанные экземпляры закона» . Таким образом, закон не был опубликован и не вступил в силу. Подробности спецоперации описаны в книге ее участника Игаля Кимхи «По ту сторону линии», вышедшую в свет в 1980-х годах в Израиле .

http://bogoslov.ru/article/360917

Что чувствует ребенок, когда от его папы все время требуют внимания какие-то чужие люди? У священника Бориса Ершова свободного времени практически не бывает. Прихожанам в храме нужны помощь и совет, подопечным в доме сопровождаемого проживания нужны общение и поддержка. Дом сопровождаемого проживания – это альтернатива интернату для взрослых людей с множественными нарушениями развития: здесь они могут именно жить, а не существовать, но для этого неравнодушным людям нужно участвовать в этой жизни. А дети тем временем скучают, детям не хватает отца, который уделяет внимание не им, а своим странным с виду подопечным… «Батя» задал священнику Борису Ершову непростые вопросы: Как говорить с детьми об инвалидности? Как справиться с детской ревностью? Как, занимаясь благим делом, не расстроить отношения в семье?.. Священник Борис Ершов родился в 1980 году. Окончил колледж по специальности «Программист-менеджер». С 2000 по 2002 год служил в Вооруженных силах РФ. Поступил в Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Во время учебы получил тяжелейшие травмы в результате ДТП, врачи прогнозировали инвалидность и жизнь в психоневрологическом интернате. Но он встал на ноги, доучился в университете, поступил и окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию, стал священником и, когда стал настоятелем храма святых Царственных Страстотерпцев в селе Раздолье Приозерского района Ленобласти, выступил инициатором создания дома для людей с инвалидностью. Проект уже несколько лет существует благодаря Санкт-Петебургской благотворительной общественной организации «Перспективы», а отец Борис Ершов окормляет подопечных и участвует в их социализации. В доме сопровождаемого проживания в Раздолье семеро постояльцев – четверо мужчин и три женщины. У отца Бориса и его супруги Марии Ершовых трое детей: дочь Ксения (2004 г.р.) и сыновья Сергей (2009 г.р.) и Иван (2012 г.р.). — Отец Борис, хватает ли вас на два дома – свой семейный и дом, где живут подопечные? — Эта проблема действительно стоит очень остро. Я нашёл выход – иду в дом к подопечным вместе с моими детьми.

http://pravoslavie.ru/111280.html

Иван Трофимович . На башню 7 , милочка? Подгорный (очень серьёзно). Куда же мне ещё идти отдыхать?.. Пока, до свидания, господа... (Идёт к двери.) Татьяна Павловна . Сейчас обедать. Сергей Прокопенко (вслед). Наверху, кажется, Таракан спит. Подгорный (останавливается). Наверху? Николай Прокопенко . Нет, нет, он в столовую пошёл. Подгорный уходит. Итак, любезнейший доктор до обеда предписывает нам отдых. Чем же нам развлекаться? Доктор . Вот, может быть, Лидия Валерьяновна сыграет? Лидия Валерьяновна . Нет, я сейчас не могу. Доктор . Расстроены? Лидия Валерьяновна . Просто не хочется. Николай Прокопенко . В таком случае Серёжка произнесёт небольшую речь шёпотом. Сергей Прокопенко . Не остроумно. Входят Лазарев и Ершов . Здороваются. Доктор . Опоздали, господа. Прозевали любопытную комедию. Лазарев . Вот как? Очень жаль. Ершов . С участием Андрея Евгеньевича? Татьяна Павловна . Был Титов. Сергей Прокопенко . И предлагал по гривеннику за фунт подлости и по восьми копеек за фунт измены. Ершов . Не согласились? Сергей Прокопенко . А вы как думаете? Николай Прокопенко (хохочет). Браво. Считай за мной двугривенный. Лазарев . Нет, без шуток, господа, чем дело кончилось? Иван Трофимович . Решили, пока хватит средств, издание продолжать, а тем временем подыскать издателя. Ершов свистит и машет рукой. Сергей Прокопенко . Нечего свистать. Ершов . Перевод денег. Входит Вассо заспанный. Николай Прокопенко . Таракан, ты великолепен. Ершов . Спали? Вассо (сердито). Вы, может бить, спали – мнэ мисли спать нэ дают. Сниткин . Таракан, собственно говоря, никогда не признаётся, что он спит. Вассо . Э. На столь накрывают, тарельками щёлкают – что я, утопленник, чтобы под музику спать? Сергей Прокопенко (подходя к Ершову). Это потому «перевод денег», что у нас настоящей любви к делу нет. И веры. Да. Ершов . И вы в пессимизм ударились? У нашего вождя Подгорного заразились, должно быть. Сергей Прокопенко . Андрей Евгеньевич тут не при чём. У него у самого гроша нет. А вот эдакие господа (указывая на Лазарева) – при чём.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010