Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеписанной выписки, согласно приговорили: в вышеписанные епархии ко архиереям послать Его Императорского Величества подтвердительные указы, в которых написать им и вышеписанный Его Императорского Величества именной указ, состоявшийся в Правительствующем Сенате Января 27 дня сего 721 году, по которому как за неответствование и нерапортование определено штрафовать, и посланы указы во все губернии и провинции, и публикован, по которому Его Императорского Величества именному указу оные архиереи за неответствие и нерапортование должны быть штрафованы, и за нерапортование по оному указу о штрафе с них, архиереев, и выписать впредь особо. А что некоторые из них пишут, чтобы определить к ним для сборов и дел служителей коликое число пристойно, и о том к сборам и другим делам каких чинов людей, куда и по какому делу пристойно, определить в Москве Монастырского Приказу судье господину Ершову по своему рассмотрению, усмотря к тому достойных, и добрых, и верных, и правдивых людей, вскорости, под страхом за нескорое отправление, також и за несмотрение, ежели отправлены от него будут к тем делам такие, которые в сборах и делах покажут какие противности, взыскания по Его Императорского Величества указам. И как к вышеписанным архиереям, так же и ко оному судье Ершову о сборах подтвердить в тех указах с подкреплением, что ежели они в сборах радения не покажут и сбирать будут оплошно или сполна не сберут и запустят в доимку, и то по содержанию Его Императорского Величества указов взыскано будет на них на самих жестоко. А понеже, как видно в ответах из многих мест, пишут только, что о сборах к подчинённым указы послано и велено им чинить по тому указу, и то только один ответ, и тот праздный; а о том, что сбирают ли и что собрали, не писали и поныне не пишут. И о том к ним написать, чтоб они таких ответов не присылали, того ради при взыскании на них за запущение сборов того им в отговорку ко оправданию принято не будет, понеже из Святейшего Правительствующего Синода взыскивается и впредь всячески взыскиватися будет с них самих, а не на подчинённых их, чего ради самим им во всепоспешном и порядочном исправлении всегдашнее содержать попечение и прилежное усердие; а и подчинённые их, которые явятся в преступлениях, наказаны будут жестоко, как Его Императорского Величества указы повелевают. И оные указы отправить во оные епархии и в Монастырский Приказ вскоре и послать на почте немедленно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При этом Ершов представлял Синоду о назначении в Синод от монастырского приказа комиссара с несколькими подьячими и особого для приказа секретаря и фискала. Синод уважил представление Ершова в том отношении, что отнесся в Правительствующий Сенат ведением, в котором просил прислать тех из показанных в реестре Ершова приказных, которые еще не определены к делам в ведомство Святейшего Синода; драгунам же для караулов и прочих управлений при монастырском приказе указал быть тем, которые уже находились при приказе и кроме того разрешил набрать роту из служебников Троицкого Сергиева монастыря: комиссаром в Синод от приказа назначил Семена Дьякова и при нем двоих подьячих; в определении особого фискала отказал потому, что фискалы полагались при коллегиях, а не приказах, указав эти обязанности исполнять протоинквизитору; секретаря поручил Ершову выбрать из подьячих монастырского приказа. 331 При монастырском приказе состоял особый прокурор, который обязанности свои отправлял под непосредственным руководством и наблюдением синодального обер-прокурора. 332 Приведенными распоряжениями, по-видимому, обеспечивалось устройство монастырского приказа. В действительности было не так. Сенат не удовлетворил вполне ни одного из требований Святейшего Синода по доношениями Ершова, 333 хотя и не оставался безучастным и бездеятельным. Сенат спрашивал коллегии и предписывал им выслать требуемых приказных, если от этого не произойдет остановка и замедления в делах. Коллегии медлили исполнением. Следствием этого были постоянные и почти непрерывные со стороны Ершова жалобы Святейшему Синоду на крайнюю трудность и почти совершенную невозможность исполнения возложенных нее него обязанностей. В свою очередь и Синод, как бы сознавая необстоятельность требований Ершова, не преминул ему заметить, что «ежели от потребованных им, Ершовым, по реестру разных чинов людей явятся в положенных делах неисправление или непотребства, то за оных он, Ершов, повинен ответствовать сам, без всяких отговорок, понеже оные разных чинов люди из Сената к синодальным делам требуются, несмотря на обстоятельства жительства и поступков их, но токмо по его, Ершову, в доношении показанном требованию».

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 4  голоса:  5.0 из  5) В марте 2020 года исполнилось 205 лет  поэту, прозаику, драматургу, педагогу Петру Ершову, автору  сказки «Конек-Горбунок». О чем его сказка? Есть ли в ней христианские смыслы и ценности?  Об этом можно судить, освежив в памяти факты из жизни и творчества писателя. Далеко не все родители сегодня знакомят  своих малышей с творчеством Петра Ершова. Да и можно ли доверять воспитание детей таким «сомнительным», с обывательской точки зрения,  сказочным примерам? Действительно, герои писателя далеки от «супергеройского»  облика  персонажей современных мультиков, книжек и комиксов – их подвиги не поражают масштабом, а их скромный и дурашливый  имидж не отвечает современным представлениям о красоте, силе, уверенности в себе и успешности. Посудите с точки зрения современной потребительской логики, кто они, эти сомнительные личности  – Иван-Дурак и его горбатый Конек – два убогих персонажа, которые стоят друг друга, а потому, наверное, и встретились, и полюбились друг другу  в сказочном мире Петра Ершова? Правы, наверное,  были Еврипид и Сервантес, в разные века и из разных мест Земного Шара, но почти в унисон заметившие: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты». Итак, два жалких несчастных друга, два изгоя, обделенных природой и судьбой? Да – но  только с точки зрения прагматичного сегодняшнего сознания. Истинно наш, отечественный автор Петр Ершов с  присущей его русской душе тонкостью и деликатностью чувств, кроме того – наделенный с младенчества живой и крепкой православной верой, совсем другое имел в виду. В отличие от большинства народных сказок, собранных  и записанных исследователями  фольклора  (кстати, дошедших до наших детей в очень сильно адаптированном  и избавленном  от страшных  и безнравственных эпизодов виде), в его сказке торжествует именно Русь православная  – не языческая. Поэтому, наблюдая за удивительными героями – Иваном-дураком  и Горбунком – вспоминаем старинную Русь, русских юродивых, блаженных (то есть, в буквальном  понимании этого слова – счастливых), особо почитаемых в родном Отечестве.

http://azbyka.ru/deti/avtoru-konka-gorbu...

287 (261). – 1 Ноября. О предоставлении Монастырскому Приказу права распределять по монастырям присылаемых из Военной Коллегии отставных офицеров и солдат. Святейший Правительствующий Синод, слушав поданного из Военной Коллегии доношения и учинённой в Святейшем Правительствующем Синоде выписки, согласно приговорили: присланного из оной Коллегии отставного поручика Семёна Щербинина послать при указе в Монастырский Приказ, которого определить; также и впредь присылающимся в Синод таковым же отставным офицерам и солдатам рассмотрительное решение и отсылку в монастыри чинить в том Приказе судье господину Ершову. И о том из Святейшего Правительствующего Синода к нему, судье господину Ершову, послать указ. 288 (262). – 3 Ноября. О форме возношения в священнослужении Императорской Фамилии. Святейший Правительствующий Синод согласно приговорили: во всех священных службах достодолжное ко Всеблагому Богу и Его Царском Величестве моление на ектениях, и молитвах, и прочих возглашениях употреблять и титул Его Царского Пресветлого Величества возносить тако: на ектениях и прочем тем подобным: о Благочестивейшем Государе нашем Царе и Великом Князе Петре Великом всея России, и о Благоверных Царицах и прочая; а на великом выходе: Благочестивейшего Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Великого, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и Его Благочестивейшую Царицу и прочая. И о том из Святейшего Правительствующего Синода к синодальным членам и во все Всероссийского государства епархии ко архиереям и к прочим духовным персонам, до кого оное надлежит, послать Его Царского Величества указы с нижеписанною формою немедленно, а для ведома и в Правительствующий Сенат сообщить ведение неотложно. Форма На ектениях и прочем тем подобном: О Благочестивейшем Государе нашем Царе и Великом Князе Петре Великом всея России, и о Благоверных Царицах и прочая. А на великом выходе в служение архиерейское возглашать архиереям сице: Благочестивейшего Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Великого, всея Великия и Малыя и Белыя России Императора и Самодержца, и Его Благочестивейшую Царицу и прочая; а священникам и диаконам в служении на оном выходе возглашать тако: Благочестивейшего Государя нашего Царя и Великого Князя Петра Великого всея России, и Его Благочестивейшую Царицу и прочая.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Правительствующий Синод, вышеявленного поданного из Берг-Коллегии доношения слушав, согласно приговорили: Монастырского Приказу судье Василью Ершову о выборе к пенечному обучению в бывших патриарших, и архиерейских, и монастырских вотчинах крестьян в тех уездах, в которых оное пенечное обучение происходить будет, и о сборе со крестьян пенечным мастерам на жалованье денег чинить по указам Царского Величества против того, как в помещиковых и вотчинниковых вотчинах оное отправляется или отправляться будет, без напрасного излишества, и, выбрав оных крестьян, объявить посланным из Берг-Коллегии правителям, токмо смотреть того прилежно, дабы синодского правления крестьянам против помещиковых и вотчинниковых крестьян напрасных тягостей не было. А в которых уездах и в чьих вотчинах коликое число крестьян к тому пенечному обученью выбрано и на жалованье мастерам денег определено будет, о том в Святейший Правительствующий Синод из Монастырского Приказу прислать при доношении обстоятельную ведомость, и о том к нему, Ершову, послать указ. 135 (114). – 30 Июня. О предоставлении полковнику Плещееву права судить на основании существующих законов раскольнических учителей и тех раскольников, которые во второй раз уклонились в раскол. Святейшему Правительствующему Духовному Синоду полковник Плещеев в доношении от 1-го Июня 1721 года изъяснил: Сего Июня 1-го дня Великого Государя указ из Святейшего Правительствующего Синода я получил, в котором написано: которые старцы и старицы от раскольнической прелести не обращаются, и таковых, которые пострижены правильными православными иеромонахи, расстригать и отдавать к розыску в канцелярию ко мне, а которых постригали раскольнические мерзкие учители, таковых отсылать, сняв одеяние монашеское, ко мне же к гражданскому суду, а паче прелестных учителей раскольнических в розысках истязать о прелести их и кого оные повредили мерзким своим учением; а которые по обращении к православному благочестию паки обратились в раскольническую прелесть, таковым указ чинить по указам Царского Величества в скорости. И по присылке к розыску вышеписанных старцев и стариц и по розыске указ им чинить ли или описываться в Святейший Правительствующий Духовный Синод, такоже которые обратились паки в раскольническую прелесть, и тем какой указ чинить, того в присланном указе не написано. А в канцелярии ведомства моего о таковых особых указов не обретается и пунктов из Святейшего Правительствующего Духовного Синода и ниоткуда ко мне не прислано, а без того о вышеписанном чинить невозможно, и о присылке указов и пунктов Святейший Правительствующий Духовный Синод что повелит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тюмень отмечает 170- летие сказки " Конек-Горбунок " Тюмень, 16 марта 2004 г. В этом году замечательная сказка " Конек-Горбунок " празднует свое 170-летие. Сказка была написана восемнадцатилетним Петром Ершовым в 1834 году и впервые увидела свет отрывком в третьем томе " Библиотеки для чтения " . Вслед затем она вышла отдельной книжкой и еще при жизни Ершова выдержала 7 переизданий. Студент Петербургского университета Петр Ершов задумал написать " Конька-Горбунка " , когда впервые прочитал сказки Пушкина. Они тогда только что появились. В итоге получилась веселая сказка о смелом Иванушке - крестьянском сыне и о волшебном Коньке-Горбунке. Правда, по мнению многих критиков, первые четыре стиха сказки Ершову не принадлежат. Их набросал Александр Сергеевич Пушкин, читавший " Конька-Горбунка " еще в рукописях. Поэт с большой похвалой отозвался о сказке Ершова. Однажды в разговоре c Ершовым Пушкин произнес свои, ставшие впоследствии знаменитыми, слова: " Теперь этот род сочинений можно мне и оставить " . В планах Ершова было также создание большой поэмы " Иван-царевич " , сборника русских песен, но для воплощения задуманного не было ни средств, ни времени, ни нужных материалов. К этому времени погиб Пушкин, который никогда не отказывал Петру Ершову в помощи, и оказалось, что помочь талантливому тобольскому поэту больше некому. Задуманную поэму " Иван-царевич " он хотел написать в десяти томах, по сто песен в каждом. К сожалению, замысел этот не был осуществлен, и от него до нас дошли только первые несколько строчек. В 1864 году по сказке " Конек-Горбунок " на сцене Мариинского театра был поставлен балет, который два года спустя был показан в Большом театре. На рубеже веков была осуществлена новая постановка, просуществовавшая на его сцене с различными изменениями и перерывами до начала войны. В 1941-м на киностудии им.М.Горького был снят одноименный художественный фильм, а чуть позже - в 1947 году - на киностудии Союзмультфильм появился и мультипликационный фильм. Постановку новой версии балета осуществил в 1960 году Большой театр. " Конька-Горбунка " по сей день ставят во многих театрах страны, ведь сказка на протяжении почти двух столетий все также продолжает нравиться не только детям, но и взрослым.

http://pravoslavie.ru/9251.html

Деятельность, отношения, права и обязанности Монастырского Приказа 1721 — 1724 годов слагались не столько законодательным путем, сколько ходом исторических обстоятельств. Поэтому, при рассмотрении раз-личных сторон Приказа за этот кратковременный период его существования, приходится более следить за историческими событиями, в которых выразилось его государственно-правовое значение, чем за законодательством, его организующим. Таким образом, эта глава будет представлять очерк Приказа в исторической форме, но без ущерба характеру историко-юридического исследования. Монастырский Приказ 1721-го года восстановлен был исключительно но ходатайству св. Синода, которому отданы были в главное заведывание и управление все церковные вотчины. Поэтому Приказ 1721—1724 годов находился в полной от него зависимости и распоряжений во всех отношениях. Его образование, пределы деятельности и ведомства, права и обязанности указывались св. Синодом. Действовал он не иначе, как по указам синодским, давал Синоду отчет в ходе своей деятельности и дел своего ведомства и без послушных из Синода указов не выполнял никаких требований от других государственных учреждений, хотя бы и высших, как сенат и Пространство ведомства и власти Монастырского Приказа, под ведением св. Синода, означено было им при назначении судьею Приказа Ершова. Ему первоначально велено было заведывать правлением и сборами во всех вотчинах «синодальной команды» и иметь под своим ведением приказы Дворцовый и Казенный в таком виде, в каком Монастырский Приказ 1701 года управлял своим ведомством с 1701 года до учреждения губерний и провинций. Предполагалось дать из Синода Ершову инструкцию для руководства в отправлении своей должности. Но инструкция не была составлена. При отправлении его в Москву, с него взяли в св. Синоде присягу в добросовестном исправлении своих обязанностей ко благу отечества, Церкви и подчиненных. О назначении Ершова разосланы ко всем церковным Приказам и епархиальным учреждениям указы, в которых предписывалось им повиноваться указам Монастырского Приказа в управлении вотчин, в сборах податей и отправлении Ершову дозволено было сформировать личный состав Приказа по своему усмотрению и предоставлен свободный выбор Но прежде, чем Приказ успел сформироваться и открыть свои действия, пределы его власти стали ограничиваться по определениям св.

http://sedmitza.ru/lib/text/439448/

Мы видели, что кроме фискалов Петр требовал, чтоб каждый объявлял о казнокрадстве. Несмотря, однако, на богатые награды, обещанные за такие объявления, явно никто не указал ни на кого, а явились подметные письма. 29 декабря 1713 года поднято было письмо, подписанное так: «Вашего величества нижайшие Богомольцы, убогие сироты, соборне и келейне Бога всеблагого моля, падши, умоляем». Донос состоял в следующем: «Господин Мусин известный коварный лукавец и гонитель всякие правды. Долгорукие вора Наумова отписные деревни отдали, по свойству, сыну его; они же, укрывая Ильина в приеме беглых рекрут, Колычева в краже и продаже фузей, забрали дела от Ершова (московского вице-губернатора) в Сенат и по указу не учинили. Господин Волконский тульских купцов разорил вконец: повелено на государя делать по 15 фузей в год на сроки, и между теми сроками, исполняя свои прихоти, заставляет их делать многое свое ружье обронным лучшим мастерством; а который не сделает указного ружья на срок, таких мучит жестоким истязанием, и надсмотрщик стольник Чулков с них за то великие взятки берет и у выдачи денег вычитает и говорит, что половина князю, а другая половина ему. Никита Демидов обещал поставлять железо не выше 13 рублей двух денег, поставил в Тверь 20000 пудов и, по заступлению Волконского, получил по 16 рублей 4 деньги за пуд, а с купцов берет по 13 и меньше за пуд; да и другие артиллерийские припасы другие возьмутся поставлять за половинную против Демидова цену. Демидов неправдивец, но ему доставалось не столько барыша, сколько Волконскому и другим. Ежели изволишь о том розыскивать, прикажи вице-губернатору Ершову, ибо он, никого не боясь, ни для какой корысти неправды не сделает. О иконоборце Самарине и Апухтине уже и писать оставляем, понеже того ли они состояния, что им сидеть в поверенном Сенате? Ни». Донос оканчивается похвалами Ершову: «В 1712 году, как был губернатором Ромодановский, с тем он, будто с чертом, возился, ибо хотя и умен был, да слаб, и завладел им человек его, Фатуев. А нынешнего губернатора, слышно, что вставили сенаторы, а больше Мусин да Долгорукий, старого плута и всесветного труса, вступил с Ершовым в контру, да и у этого есть подобен Фатуеву, прозванием Лаговчин, от которого уже бедный Ершов и лаю слышал. По мирской пословице: хорошо государю верно служить, да было б кому хвалить, а его, Ершова, право никто из них тебе не похвалит».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Святейший Правительствующий Синод, слушав присланного из Правительствующего Сената при ведении печатного указа и вышеписанной выписки, приговорили согласно: о означенных во оном Его Царского Величества указе царедворцах, и городовых всякого звания дворянах, и отставных офицерах, которые надлежат до синодальной команды, учиня реестр с показанием имён их и мест и с прочим подлинным изъявлением, послать при указе из Синода в Монастырский Приказ к судье господину Ершову, которому со оного из Сената присланного печатного указа и копию сообщить, дабы оным, до синодской команды надлежащим, которых высылать надлежит, учинена была определённая высылка, как оный именной Его Царского Величества указ повелевает. А которые отставные же штаб, и обер, и унтер-офицеры (драгуны и солдаты) определены до состояния Святейшего Правительствующего Синода в архиерейские епархии и в монастыри к делам, о тех требовать известий из Камер и из Штатс-Контор Коллегий, дабы оные известия в Святейший Правительствующий Синод присланы были при доношениях в самой скорости, без всякого отлагательства, чтоб за нескорою тех известий присылкою не учинилась во оной им к сроку высылке остановка и не причлось бы к Синоду какого во оном неисправления. И по получении тех ведомостей, учинив с них копии для вышеозначенной оных по епархиям и по монастырям обретающихся отставных офицеров и подобных им высылки и к смотру представления, послать при указе ко оному же судье Ершову немедленно. И о вышеозначенных известиях послать во оные Коллегии Его Великого Государя указы без укоснения. 183 (161). – 25 Августа. Высочайший манифест о дозволении военнопленным Шведам и другим чужеземцам, бывшим в шведской службе, вступать в Русское подданство и пользоваться в России всеми гражданскими правами наравне с прочими чужеземцами, в ней поселившимися. Правительствующий Сенат в ведении в Правительствующий Духовный Синод от 18 августа 1721 года изъяснил следующее: Каков Его Царского Величества указ манифестом в Сенате состоялся о позволении военнопленным Шведам, ежели кто похочет Его Царского Величества как в военную, так и в гражданскую службы или в какие другие разные мастерства за присягами вступить, и из них где кому надлежит о себе подавать известии, с того для ведома и действия в Правительствующий Духовный Синод послан из Сената на Российском языке при сем ведении печатный один манифест; а в губернии и в провинции таковы ж печатные манифесты на Российском и Немецком языках при указах из Сената посланы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И из оных присяг роздано безденежно Приказу Церковных Дел двум бывшим управителям две присяги, да за деньги Московским же попам 331, да в города и в уезды бывшей патриаршей области 801, итого в раздаче за деньги 1132 присяги, за которые в сборе было настоящих денег против вышеписанного ж за каждую присягу по 10 денег, итого 56 рублёв 20 алтын. Да сверх оного за оные ж присяги собрано по приказу моему на всякие приказные расходы за 1123 присяги по 10 ж денег за присягу, 56 рублёв 5 алтын, всего оных денег за означенные присяги в сборе было настоящих и излишних 112 рублёв 25 алтын; из того числа за оные присяги помянутые 59 рублёв 15 алтын отданы на печатный двор, а достальные 53 рубли 10 алтын издержаны все в расходе в Приказе Церковных Дел на обветшалое каменное строение, а за 55 присяг и доднесь из городов в присылке ничего нет; а как оные деньги присланы будут, и их прилучившиеся впредь во оном Приказе Церковных Дел неминутые нужды в расход употреблять ли? О том из Святейшего Правительствующего Духовного Синода требую указу. Святейший Правительствующий Синод, слушав вышеозначенного доношения Златоустовского архимандрита Антония, согласно приговорили: как из городов в Приказ Церковных Дел за присяжные книги деньги присланы будут, и оные деньги держать в Приказе Церковных Дел на неминутые расходы, без чего пробыть невозможно; а впредь никаких прибавок ему, архимандриту, без синодального повеления не чинить. 311 (284). – 19 Ноября. О поручении судье Монастырского Приказа Ершову иметь наблюдение за постройкою в Москве триумфальных ворот 130 . Всепресветлейший Державнейший Пётр Великий, Император и Самодержец Всероссийский, в присутствие Своего Величества и во время имеющей Святейшего Правительствующего Синода в Правительствующем Сенате конференции указал по именному своему Императорского Величества указу: строение в Москве синодальной команды триумфальных ворот быть под присмотром судьи Ершова, в котором строении ему, Ершову, неусыпное старание с прилежно тщательным радением, дабы оные ворота ко определённому сроку, а именно Декабря к 10 числу, были в готовности непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010