Владыка трудился с полным самоотречением. На нем лежали обязанности по управлению епархией, необходимо было разбирать жалобы, которых приходило в то время особенно много. Решение административных вопросов отнимало большую часть времени, но несмотря на это, епископ Аркадий находил возможность часто служить. Весной 1930 года Владыка серьезно заболел плевритом, начались осложнения, но он продолжал участвовать в богослужениях, хотя его молитвы нередко прерывались сильным кашлем. Вскоре епископа Аркадия перевели на другую кафедру. С 23 октября 1930 года он был назначен епископом в город Чебоксары, где прослужил до мая 1931 года. По болезни Владыка вынужден был выйти на покой, и до конца октября он жил в поселке Балмошная, расположенном около Перми. В конце октября епископа Аркадия вызвали в Москву для назначения на Пензенскую кафедру, но митрополит Сергий (Страгородский) отменил это назначение и направил Владыку на Свердловскую кафедру. Из Москвы епископ Аркадий прибыл в Невьянск, который он собирался сделать кафедральным городом, но не успел осуществить свое намерение. Он был официальным правящим архиереем Свердловской епархии всего две недели: 15 декабря 1931 года Владыка был арестован в Невьянске и под спецконвоем направлен в распоряжение оперсектора Омского ОГПУ. Хотя владыка Аркадий покинул Омскую кафедру еще в 1930 году, это не помешало местным чекистам уже после его отъезда, начать следствие, в ходе которого ими якобы «была вскрыта и ликвидирована к[онтр]р[еволюционная] повстанческая организация, объединявшая собой наиболее реакционную часть местного духовенства, церковников и буржуазно-нэпмановский элемент…». В этой «организации» главную роль они отвели епископу Аркадию. Под «контрреволюционной» и «повстанческой» деятельностью обвинители подразумевали следующее: весной 1930 года верующие Омска воспротивились попыткам властей закрыть кафедральный собор. Омский городской совет собирался закрыть Илиинский храм под предлогом того, что церковный совет якобы нарушал договор на использование общиной культовых зданий. Члены церковного совета написали жалобу во ВЦИК на действия местных властей и одновременно составили особую записку о гонениях на верующих в Советском Союзе и отправили ее в Москву в одно из иностранных консульств. Примерно в то же время владыка Аркадий послал письмо митрополиту Сергию, в котором упрекнул его за то, что он «…не принимает никаких мер по поводу массового закрытия церквей…».

http://pravicon.com/info-1811

Основными методами «разложения тихоновщины» у чекистов, как правило, были аресты видных священнослужителей и архиереев. В 1924 году епископ Аркадий был арестован местными органами ОГПУ и отправлен в Свердловск, где находился в тюрьме около месяца. Обвинение ему не предъявили и вскоре отпустили на свободу. Вернувшись в свою епархию, епископ Аркадий продолжил борьбу с обновленчеством. Для церковной жизни Урала, как и всей страны, в этот период было характерно, что один архиерей, занимая назначенную ему кафедру, становился одновременно управляющим одной или несколькими соседними епархиями. Такое тяжелое бремя пришлось нести и Кунгурскому епископу Аркадию. С 28 июля 1924 года он был назначен временно управляющим Екатеринбургской епархией, вскоре переименованной в Свердловскую, с 1925 года он стал самостоятельным епископом Кунгурским, а с февраля 1927 по 11 мая 1928 года вновь временно управлял Свердловской епархией. По свидетельству очевидцев, Преосвященный Аркадий был неутомимым проповедником – изъяснял Слово Божие, обличал обновленцев и атеистов. Он ввел совершение всенощного бдения по Афонскому уставу в дни памяти великомученицы Параскевы и мученика Мины. Эти святые считаются небесными покровителями Кунгура, так как первый городской храм был построен и освящен во имя великомученицы Параскевы, а святому мученику Мине посвящен один из храмов города, находившийся рядом с Успенским. На эти службы съезжались всегда по несколько десятков священнослужителей, приходило множество народа. Кроме того, Владыка ввел совершение в Великий пост пассий, которых раньше в Кунгуре не знали. Имя епископа Аркадия было хорошо известно среди верующих Урала. К нему приезжали с просьбой принять под духовное окормление настоятели православных храмов и представители церковных приходов различных районов области. Владыка часто служил, несмотря на множество административных обязанностей. Из воспоминаний протодиакона Всехсвятской церкви Кунгура отца Арсения Пантелеймонова известно, что епископ Аркадий совершал богослужения не только в близлежащих к Кунгуру городах и селениях, но и в Перми, Свердловске, Нижнем Тагиле, Верхотурье и других.

http://pravicon.com/info-1811

Владыка Аркадий успешно боролся не только против обновленчества, но и против возникшего в Православной Церкви григорианского раскола. Он называл григорьевцев «новыми врагами» Церкви Христовой, видя в их действиях проявление властолюбия. При активной внешней деятельности Владыка не забывал и о духовной жизни, которую он проводил под руководством бывшего насельника Белогорского монастыря иеромонаха Афанасия (Трушкова). Об отце Афанасии известно, что после того, как обитель была закрыта, он жил в уединении в лесу, множество верующих обращалось к нему за советом и назиданием. Иногда иеромонах Афанасий и сам приходил в Кунгур, где исповедовал людей. В 1927 году он был возведен владыкой Аркадием в сан игумена. Огромный авторитет епископа Аркадия, его непримиримость в борьбе с обновленцами вызывали зависть и ненависть у последних. Начались интриги, клевета. Одним из клеветников был соборный протоиерей Алексий Попов (впоследствии публично отрекшийся от веры в городе Кирове). На Владыку стали поступать в Патриархию жалобы и доносы, вследствие которых епископ Аркадий в январе 1929 года был удален из Кунгура и переведен в Омск. На Омскую кафедру епископ Аркадий заступил в марте. После его приезда в городе стали чаще совершаться богослужения. Владыка сумел добиться официального разрешения на совершение монашеских постригов. Часто на постригах он произносил поучения, которыми напутствовал постригаемых на несение монашеского подвига в миру. Так, на одном из мантийных постригов, происходивших после Пасхи 1930 года, епископ сказал новопостриженному: «В настоящее время, при неверии и развращенности народных масс, приобретают большое значение подвижники, на которых лежит обязанность спасти народ от этой развращенной жизни». В своих напутствиях тем, кто решался во время гонений встать на путь монашества, Владыка советовал «углубля[ться] в самого себя и принужда[ть] себя к удалению от мира, который, по слову апостола Иоанна Богослова, во зле лежит». Владыка часто говорил своим прихожанам о необходимости быть в ограде Церкви Христовой: «…от [мирского]… зла нас спасает Святая Церковь и зовет к соблюдению Закона Христова, удаление от которого влечет преступление заповедей Евангельских и крайнее развращение всего христианского общества». Епископ Аркадий благословлял своих духовных чад оказывать всевозможную помощь репрессированным священнослужителям.

http://pravicon.com/info-1811

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аркадий Екатеринбургский, сщмч. - житие Краткое жизнеописание священномученика Аркадия (Ершова), епископа Екатеринбургского Священномученик Аркадий, в миру Александр Павлович Ершов, родился в 1872 году в городе Кунгуре Пермской губернии в семье священника Павла Евфимиевича Ершова. Вскоре после рождения сына семья Ершовых переехала в село Сабарка Суксунского уезда Пермской губернии, где Александр и провел свое детство. Образование он получил в Пермской Духовной семинарии, по окончании которой работал учителем в действовавшей при ней школе. Александр Павлович отличался энергичным и бойким характером, что часто служило для него источником неприятностей. В 1898 году он поступил на историко-филологический факультет Варшавского университета. В 1901 году в этом учебном заведении произошли студенческие беспорядки, в результате чего некоторые студенты, в том числе и Александр Павлович, были отчислены из университета. Александр Павлович женился, через некоторое время, в 1902 году, был рукоположен в сан священника и определен к церкви села Банного Кунгурского уезда. Вскоре отца Александра перевели на служение в город Кунгур, где он занял также должность законоучителя в реальном училище. В годы первой русской революции (1905–1907гг.) обострившиеся в обществе противоречия затронули и духовенство. В Русской Православной Церкви началось активное обсуждение существовавших проблем, нередко высказывалось мнение, что Церковь точно так же, как и общество, требует обновления и что необходимо провести церковные реформы. C 1905 года уже велась подготовительная работа по созыву Поместного Собора. Отец Александр в силу своего порывистого и деятельного характера не мог воздержаться от высказываний по наболевшим вопросам, и, видимо, его суждения иногда бывали излишне резкими. Так, в 1907 году отец Александр произнес речь перед выборами во Вторую Государственную Думу и получил за нее от епархиального начальства строгий выговор. В следующем, 1908 году он критически отозвался о членах местного отделения организации Союза русского народа. После этого отец Александр был переведен из города Кунгура в поселок Михайловский завод Красноуфимского уезда на должность третьего священника.

http://pravicon.com/info-1811

На этом собрании было решено обратиться к Патриарху Тихону с просьбой о назначении в город Кунгур православного епископа. Доставить это ходатайство Патриарху было поручено члену Епархиального совета Павлу Ивановичу Уткину – как бывшему участнику Поместного Собора. В 1924 году на второй неделе Великого поста отец Александр Ершов и П.И. Уткин выехали в Москву. Делегация была принята Патриархом Тихоном, который, выслушав просьбу, сказал, что у него нет кандидата в епископы для Кунгура. А затем, указав на отца Александра, добавил: «Вот он и будет у вас епископом». Постановлением Патриарха и Священного Синода от 22 марта 1924 года протоиерей Александр Ершов был пострижен в мантию с именем Аркадий, возведен в сан архимандрита и 30 марта того же года в Москве Патриархом Тихоном хиротонисан во епископа Кунгурского, викария Пермской епархии. К великой радости православных города Кунгура, в праздник Благовещения Божией Матери епископ Аркадий совершил свою первую литургию в Успенском храме, который с этого времени стал кафедральным. Местные гражданские власти зарегистрировали нового епископа. Епископ Аркадий сразу же возглавил борьбу с обновленческим расколом, причем не только в своей епархии, но и в соседних – Екатеринбургской и Челябинской. Он также успешно участвовал в диспутах с атеистами. В результате ревностной деятельности нового епископа положение Православной Церкви в городе стало укрепляться. В воскресные и праздничные дни Успенский храм был заполнен прихожанами, в то время как огромный Богоявленский собор и прочие храмы города, занятые обновленцами, стояли почти пустыми. На Владыку стали поступать доносы. В июне 1924 года в Московское отделение ОГПУ от уполномоченного по ОГПУ Урала была направлена секретная телеграмма: «В Пермском округе группа попов-тихон[ов]цев, возглавляемая епископом Ершовым, достаточно хорошо себя выявляет в организованности построений, имеется регулярная связь с Тихоном, дающим директивы в административном насаждении приходов попами-тихоновцами, число которых в Пермской области возрастает. Отсутствие в южной части Пермского района обновленческого движения дает возможность тихоновцам укреплять свое положение, а вместе с этим проявлять свое влияние на верующие массы. Окротделом проводится подготовительная работа к разложению в этом районе тихоновщины…».

http://pravicon.com/info-1811

28 июля иерей Александр Попов и другие казненные были погребены на площади перед храмом. Отпевание совершали во Введенском храме 4 священника, приехавшие из Каменского завода и села Большая Грязнуха. 17 июля 2002 г. иерей Александр Иванович Попов Определением Священного Синода причислен к Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. 16 ноября 2006 г. сестры и сотрудники Ново-Тихвинского монастыря города Екатеринбурга установили крест на месте гибели священномученика Александра Попова. Арх.: ГААОСО. Ф. Р-1. Оп. 2. Д. 15835. Л. 50; ГАСО Ф. 264. Оп. 1. Д. 11. Л. 132 об.-133. Ист.: Определения Синода от 17 июля 2002 г.//ЖМП. 2002. 8. С. 7. Лит.: Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 176; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екатеринбург, 2008. С. 235-239; ЖНИР. Июль. Ч. 1. С. 253-254; Анчугов Д. М. Неполный анализ одной фотографии. Каменец-Уральский, 2017. Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Малиновский († 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Будрин († авг. 1918), прот., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Всеволодович Вишневский (1888-1920), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Иванович Шишев (1865-1918), свящ., сщмч. (пам. 13 авг. , в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) КОНСТАНТИН Николаевич Алексеев (3.11.1873 - 1918), свящ., сщмч. (пам. в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Екатеринбургских святых)

http://pravenc.ru/text/2475749.html

Лит.: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екат., 1902; Справ. книжка Екатеринбургской епархии на 1904 г. Екат., 1904; То же, на 1915 г. Екат., 1915; Верхоланцев В. С. Город Пермь, его прошлое и настоящее: (Краткий ист.-стат. очерк). Пермь, 1913; Жертвы большевиков//Уральская жизнь. 1918. 127, 2 авг.; Литургия и крестный ход//Зауральский край. 1918. 66, 18 окт.; Аничков В. П. Екатеринбург - Владивосток: (1917-1922). М., 1998; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001; Нечаев М. Г. Церковь на Урале в период великих потрясений: 1917-1922. Пермь, 2004; Кручинин А. М. Падение красного Екатеринбурга: Военно-ист. очерк о событиях на Ср. Урале и в Зауралье с 13 июля по 12 авг. 1918 г. Екат., 2005; Жития святых Екатеринбургской епархии. Екат., 2008. С. 225-229; Рыбчак С., прот. Полевской ист. синодик: Правосл. приходы: священнослужители, события, факты. Полевской, 2008; Дмитриев А., иерей, Разин А. В., Дубинкин К. В. Старая история Новой Утки. Екат., 2015; Печерин А. В. Репрессии против правосл. духовенства Екатеринбургской епархии. Екат., 2016; ЖНИР. Июль. Ч. 1. С. 249-252. Н. Л. Стукова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР Иванович Малиновский († 1918), свящ., сщмч. (пам. 20 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Иванович Попов (1869 - 1918), свящ., сщмч. ( пам. 10 июля, в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Нилович Медведев (1889 – 1918), диак., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ Иванович Будрин († авг. 1918), прот., сщмч. (пам. 28 авг., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АРКАДИЙ (Ершов Александр Павлович; 1878-1937), еп. Свердловский, сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Всеволодович Вишневский (1888-1920), свящ., сщмч. (пам. 2 дек., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/2581875.html

В апреле 1935 года епископ Аркадий вернулся из ссылки. Некоторое время он жил в поселке Балмошная у своего келейника, отца Иоанникия (Лихачева), бывшего насельника Белогорского монастыря. Отец Иоанникий принял монашество в 1924 году, позднее был возведен в сан игумена епископом Аркадием. В 1926 году он был настоятелем храма в поселке Балмошная, а когда храм закрыли, служил в молитвенном доме, оказывал материальную помощь арестованным и ссыльным священнослужителям, не боялся поминать убиенных представителей Дома Романовых. После ссылки Владыка посетил митрополита Сергия, чтобы получить новое назначение, съездил в Кунгур, где помолился на могиле матери, встретился с близкими ему по духу священниками и монахами. Владыка, скорее всего, даже и не подозревал, что среди его близких знакомых был осведомитель НКВД и органы были в курсе всех его планов и разговоров. На свободе епископ Аркадий пробыл только около полугода. 29 сентября 1935 года он был снова арестован Пермским НКВД Свердловской области. По делу проходило 32 человека, среди которых были и духовник Владыки игумен Афанасий (Трушков), и его келейник отец Иоанникий. Епископу Аркадию было предъявлено обвинение в том, что он «является организатором контрреволюционной группы и вел активную контрреволюционную агитацию». Кроме того, его обвиняли в принадлежности к Истинно-православной Церкви – одному из ее течений, называемому «иосифляне». 19 февраля 1936 года на допросе следователь заявил: «Вам предъявлено обвинение по ст. 58–10 (ч. II) и 58–11 УК РСФСР. Признаете ли себя виновным в принадлежности к контрреволюционной организации монархистов-церковников, носивших название «Истинно-православная церковь», или иосифляне?». Владыка ответил: «Я не признаю себя в этом виновным. Я знаю, что… никакой связи с нею или с ее активными участниками не поддерживал. Я слышал, что идеологом и руководителем этой организации церковников является бывший митрополит Иосиф Ленинградский, но в пределах Кунгурского района и во всем Кунгурском викариатстве участников этой монархической организации церковников не было. В чем заключается политический смысл церковного течения, возглавляемого митрополитом Иосифом, я точно не знаю, так как никаких его воззваний не читал».

http://pravicon.com/info-1811

После захвата власти в поселке восставшие посылали небольшие дружины в окрестные населенные пункты. Население переходило на их сторону. В поселке Верхнетагильского завода при получении известия о выступлении «автомобилистов» также произошла бескровная смена власти. Почти все большевики (29 чел.) были заключены в специальное помещение волостного земства - в т. н. сижовку (здание земства сохр., в нем располагается Верхнетагильский краеведческий музей). После неск. дней пребывания большевиков под арестом И. предложил им всенародно покаяться в храме. Большевики, отпущенные до вечернего богослужения домой, сбежали. Восстание было подавлено, во всех населенных пунктах было произведено следствие. Руководителем одного из отрядов (карательной команды, состоявшей из работников Верх-Исетского завода), участвовавших в подавлении Невьянского восстания, был организатор и непосредственный участник убиения имп. Николая II и царской семьи - П. З. Ермаков. Во время карательных действий И. и псаломщик Аркадий Ляпустин были арестованы, отправлены в Невьянский Завод, где после подавления восстания в доме Пискунова по ул. Торговой, д. 7 (ныне Октябрьский проспект, здание сохр.), работала ЧК по борьбе с контрреволюцией. 27 июня 1918 г. в подвале здания ЧК И. и псаломщик Аркадий были расстреляны. 6 июля похоронены на приходском кладбище Спасо-Преображенской ц. Невьянска. Отпевание совершили свящ. Иоанн Рыболовлев с диаконами священномучениками Иоанном Вишневским и Вячеславом Луканиным. Во время подавления Невьянского восстания были убиты сщмч. Петр Иевлев, сщмч. Павел Чернышёв, диак. Вячеслав Луканин. Могила И. не сохранилась. Предположительно она находилась вблизи Вознесенской кладбищенской ц. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода от 17 июля 2002 г. Арх.: ГАСО. Ф. 6. Оп. 19. Д. 476. Л. 169 об.- 170; Д. 695; УГААОСО. Ф. 1. Оп. 2. Д. 16854; Д. 43722. Л. 50. Поминальный список убиенных священнослужителей Екатеринбургской епархии, 1919 г.; ЦДООСО.

http://pravenc.ru/text/578425.html

Пермской епархии, существовало в 1903-1905, 1924-1937 гг., названо по г. Кунгуру (ныне Пермского края). 18 нояб. 1903 г. в помощь ослепшему Пермскому еп. Иоанну (Алексееву) был определен викарий - Павел (Поспелов) с наименованием его епископом Кунгурским. 1 янв. 1905 г. еп. Иоанн скончался, 17 янв. еп. Павел был переведен на Глазовское викариатство Вятской епархии. К. в. восстановили в марте 1924 г. для окормления более 100 приходов в бывших Кунгурском и Красноуфимском уездах, к-рые ранее, в 1923-1924 гг., находились под управлением еп. Оханского Никона (Соловьёва). Последний, став 6 сент. 1923 г. временно управляющим Пермской епархией, утвердил административно-исполнительный орган для 2 уездов - Кунгурский церковный совет, созданный для более эффективного управления приходами и для усиления борьбы с обновленчеством . Главой совета стал настоятель Всехсвятского храма в Кунгуре прот. Александр Ершов (см. Аркадий (Ершов) , сщмч.), которого съезды духовенства 3 благочиннических округов Кунгурского у. в кон. 1923 г. рекомендовали в качестве кандидата на Кунгурскую кафедру (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 261. Л. 15). Доверенное лицо еп. Оханского Никона, прот. Василий Шишов из с. Култаева Пермского у., 29 нояб. 1923 г. в письме патриарху Тихону также предлагал в противовес уже существующим обновленческим «епископиям» учредить епископские кафедры в Кунгуре, Красноуфимске, Соликамске и Чердыни, ссылаясь на мнение еп. Никона (Там же. Д. 218. Л. 140). Настоятель Преображенского собора в Кунгуре прот. Виталий Кожевников направил 16 марта 1924 г. от Кунгурского церковного совета соответствующее прошение на имя патриарха. Постановлением патриарха Московского и всея России св. Тихона и Синода от 22 марта 1924 г. настоятель Всехсвятской ц. в Кунгуре свящ. Александр Ершов был назначен после пострижения в монашество епископом Кунгурским, викарием Пермской епархии, хиротония состоялась 30 марта. 16 мая еп. Аркадий сообщил патриарху, что все вернувшиеся из обновленчества приходы Перми и 1-го благочиния Пермского у. постановлением епархиального совета от 10 апр. были подчинены Кунгурскому епископу «впредь до избрания своего епископа» (Там же. Д. 272. Л. 162). Указом патриарха от 28 июля 1924 г. Кунгурскому еп. Аркадию было поручено временное управление Екатеринбургской епархией (Там же. Д. 273. Л. 126). Впосл. он стал главой самостоятельной Кунгурской епархии, однако неизвестно, когда К. в. получило самостоятельность.

http://pravenc.ru/text/2462251.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010