14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы – Переяславльский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множество православных мирян. Честные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители. Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень дерева. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия, и он был расположен так, что пень оказался на месте престола. От гробницы преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к святым мощам. Литература: 1 . Киево-Печерский Патерик по древним рукописям. В переложении на современный Русский язык Марии Викторовой. Киев, 1870, с. 7–9. 2 . Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местночтимых. Вып. 12, ч. 1. Тверь, 1902. 3 . Патерик Печерский. Киев, 1762, л. 62–64, на славянском языке. Преподобнаго Аркадия, Новоторжскаго чудотворца (Службу зри 13 декабря) Тропарь, глас 4: От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/от мирскаго мятежа удалился еси/и, инок быв изрядный,/добрым подвигом ревнуяй,/от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/и ныне, вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вышняго предстоя,/о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/и спастися душам нашим. Кондак, глас 2: К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/в Небесныя обители востекл еси,/и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику,/преподобному отцу Ефрему,/и ныне, вкупе предстоя у Престола Владыки Христа,/молися непрестанно о всех нас. Преподобный Аркадий Новоторжский родился в начале XI века в г. Вязьме. Он происходил от простых благочестивых родителей. Всем сердцем и всей душой возлюбив Господа, преподобный Аркадий с юных лет принял на себя трудный и редкий в то время подвиг юродства Христа ради. Целыми днями ходил он по городу, собирая милостыню, отдыхал на церковной паперти или на сырой земле. Детская простота и незлобие, совершенная кротость делали его странным в глазах суетного мира. Непроницательные сограждане насмехались над святым, часто его обижали.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это всегда приводило слушателя в трепет – особое чувство Божия присутствия. Я всегда думал в такой момент: «Если Господь даёт такое ведение своему служителю, то как же Он нас проницает ежесекундно и ежедневно»? Многие люди, выходя из Батюшкиной кельи говорили, что побывали на Страшном Суде… Зная такой дар Батюшки, я не утруждал его подробностями повествования всяких обстоятельств, а спрашивал его примерно так: «Батюшка! Один человек спрашивает Вашего совета. Как ему поступить»? И Батюшка сразу начинал рассказывать нужное для вопрошающего. Не раз я думал, почему о. Власий не скрывает свой дар от приходящих, а сразу его обнаруживает. Ведь о. Ипполит Халин или о. Иоанн Миронов всегда пытались скрыть свой дар то юродством, то земной простотой и обычностью ответов. Мне приходит в голову такая мысль, что у о. Власия был поток людей, превышающий человеческие возможности. И ему приходилось не только общаться с приходящими к нему «без предисловий», но даже ограничивать время посетителей деревянным молоточком, по стуку которого Батюшкин келейник заводил в келью другого посетителя, а непонятливого выводил. Многие помнят, как Батюшка с порога встречал приходивших к нему шуточной песней или стихами. С одной стороны, о. Власий пытался подбодрить человека, отягощённого горем или болезнью. Но потом человек замечал, что стих или песня были подобраны не случайно, а адресованы именно этой жизненной ситуации. Я помню, как в один из моих первых приездов к Батюшке я всерьёз был озабочен вопросом о том, правильно ли я считаю своим святым покровителем преподобного Аркадия Новоторжского. Ведь в 90-е годы не было серьёзных календарей и святцев, а многие святые были канонизированы уже в 2000-е годы (как например, священномученик Аркадий Бежецкий). Я ещё только успел открыть дверь, как услышал Батюшкин голос: «А вот идёт Аркадий Новоторжский»! О трудностях, связанных с поездками к Батюшке Многие думают, что всё, что связано со старцем должно быть лёгким, приятным и безоблачным. О неправильности такого понимания мне не раз говорил о.

http://ruskline.ru/analitika/2021/12/13/...

Арефа Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 24 октября/6 ноября) Аристарх , ап. от 70-ти, еп. Апамейский, сщмч. (4/17 января ап.]; 15/28 апреля; 27 сентября/10 октября) Аристовул , ап. от 70-ти, еп. Британский (Британский) (4/17 января ап.]; 16/29 марта; 31 октября/13 ноября) Аркадий Вяземский и Новоторжский , прп. (14/27 августа; 13/26 декабря; 11/24 июля) Аркадий Константинопольский , Палестинский, прп. (26 января/8 февраля) Арсений I Сербский , архиеп. (30 августа/12 сентября [Серб.]; 28 октября/10 ноября) Арсений Великий , прп. (8/21 мая) Арсений Комельский , Вологодский, прп., игумен (24 августа/6 сентября) Арсений Коневский , прп. (12/25 июня) Арсений Латрийский , прп. (13/26 дексбря) Арсений Новгородский , Христа ради юродивый (12/25 июля; 8/21 мая) Арсений Печерский , Трудолюбивый, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 мая; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Арсений Тверской , еп. (2/15 марта; в первое воскресенье после 29 июня; 2/15 июля) Артема Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Артемий Антиохийский , военачальник, вмч. (20 октября/2 ноября) Артемий Веркольский , прав., отрок (23 июня/6 июля; 20 октября/2 ноября) Артемон Лаодикийский , пресвитер, сщмч. (13/26 апреля) Архипп , ап. от 70-ти, еп. Колоссянский, сщмч. (4/17 января ап.]; 19 февраля/4 марта; 22 ноября/5 декабря) Асинкрит , ап. от 70-ти, еп. Гирканский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Афанасий Афонский , прп., игумен (5/18 июля) Афанасий Брестский , игумен, прп. (20 июля/2 августа; 5/18 сентября; в Неделю 3-ю по Пятидесят. (Белорус)) Афанасий Великий , Александрийский, архиеп. (18/31 января; 2/15 мая) Афанасий Наволоцкий , прав. (18/31 января) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах (28 сентября/11 октября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 2/15 декабря) Афанасий Сидящий , Константинопольский, Лубенский чудотворец, патр. Цареградский (2/15 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иосифа, строителя юхновского во имя Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря, найти иконописца, чтобы написать образ А. В., каким преподобный предстал в видении Сергию. Иосиф исполнил обещание, новую икону поместили в местном ряду иконостаса ц. Всемилостивого Спаса «Нижнего». Преподобный был изображен «подобием мужа млада, на главе власы клокаты, в правой руке древо с ветми, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы» (Дело об освидетельствовании иконы. Л. 215). В 1679 г., на праздник Вознесения Господня, в вяземский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь пришел крестный ход во главе с протопопом Троицкого собора и «со всеми градскими священниками». Архимандрит мон-ря Питирим (буд. свт. еп. Тамбовский), отличавшийся строгим благочестием и ревностью к соблюдению церковного устава, обратил внимание на незнакомую ему икону из Спасского «Нижнего» мон-ря «с резною на серебре» подписью: «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский». Архим. Питирим спросил строителя мон-ря Спиридона, почему икона подписана этим именем, что это за святой, «мирским ли житьем жил или иноческим», и «котораго града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено». Спиридон ответил, что ни о чем не знает, а резную уже готовую подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек М. Блудов. Архим. Питирим оставил икону у себя «до митрополичьего указу», а «распросные речи» Спиридона послал к митр. Сарскому и Подонскому Варсонофию. В ходе следствия выяснилось, что незадолго до этого в Вязьму из Торжка были присланы икона и канон прп. Аркадию Новоторжскому, мощи к-рого были обретены в Торжке 11 июля 1677 г. Вероятно, вяземцы, чтившие А. В. и желавшие видеть его канонизированным, воспользовались прославлением ученика прп. Ефрема Новоторжского, тезоименитого их Аркадию, и «допустили фальсификацию подписи на иконе преподобного Аркадия Вяземского» ( Димитрий (Самбикин). С. 101). После того как архим. Питирим оставил икону у себя в мон-ре, в Вязьме среди посадских людей и стрельцов начались волнения.

http://pravenc.ru/text/76054.html

    Антоний на Куште вологодский чудотворец. Филим. 6 мар.     Антоний игумен соловецкой обит. 17 авг. в лето 7000. 201. 209. КСоф. Погод.     Антоний кожеозерский. 209 (КСоф. 7 июня с Серапионом. См. Филарета 27 июня).     Антоний еп. ростовский, чудотворец 51 июля 28, 201, 516 и 1621 30 июля († 1335, правив 7 лет. Нестор. Летоп. Опис. Ярослав. Епархии).     Антоний пронзенный стрелою в Москве при нашествии царевича Мазовши во время предсказания победы в крестном ходу. 201 (Это было 1451 года 2 июля. Карамз V, 200).     Анурий (Ианнуарий), ученик св. Зосимы, соловецкий. 209. КСоф.     Аркадий, пр. затворник вязпиковский чудотворец 209. (Погод. † в лето 7100). Мощи его под спудом и на том месте, где он жил и похоронен, воздвигнута церковь, а с 1832 года женский монастырь.     Арсений архиеп. Суждаля, † 7133, апр. 29. 209. (Погод. родом грек, бывший еп. галасунский. Филим. 7 мая). Арсений 1, грек, галасунский архиепископ, прибыл в Москву 1588 года с патр. констант. Иеремиею II и на время определен в Суздаль; потом был при москов. арханг. соборе для служения, а в 1622 году, по Сузд. летописи, скончался апр. 29. Погребен в сузд. соборе. Истор. Иерарх.     Арсений новоторжский чудотворец. Филим. один. (Не Аркадий ли 11 июня?)     Артемий см. Григорий.     Афанасий в Муромском (Мурманском) в каргопольском уезде. Мощи под спудом. Тропарь и кондак есть. Погод. один.     Афанасий, пат. цареградский в Лубнах. 209. КСоф. и др. (Филим. 17 мая).     Афанасий юродивый ростовский погребен в палатке у Вознесения Господня, где Исидор блаженный. Погод. (По КСоф. в палатке Богоявленского монастыря, в коем погребен и Пимен. См. сии имена).     Богородицы образа перенесение из Старой Русы к Москве 21 июня 201.     Богородицы знамение от иконы Ея в Новгороде на Рядитине улице в церкви Св. Троицы. Св. икона стояла на воздухе и источала слезы в лето 6845 (1337) при архиеп. Василие, учредившем посему крестный ход 8 июля. См. Археологич. Опис. церковн. древн. Макария. I. 168. В святцах 17 века 1621. 201. 382. 878 праздник показан 6 июля. Крестный ход прекращен впоследствии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сведения о ее составе достаточно скудны. После многочисленных разорений обители вплоть до нач. XVII в. в 1624/25 г. она насчитывала всего 12 книг (7 печатных и 5 рукописных) (Писцовые и переписные книги. 2014. С. 24). Однако уже к 1686 г. в ней насчитывалось свыше 130 книг, из них свыше 30 рукописных (Там же. С. 183-185). Среди печатных в б-ке Н. Б. м. хранились «Требник» Петра (Могилы) (1646), «Триодь Цветная» (1670) и др., среди рукописных - «Трефолой» и сочинение Аввы Дорофея (вклады архим. Ионы 1613 и 1627 гг.), Синодик (1682, с включением текста Синодика 1613 г.), «Жизнеописание прп. Ефрема» (1685), то же с текстом службы и описанием чудес прп. Ефрема (1682; вклад Г. Ханева; позднее приписаны сказания о перенесении и переложении св. мощей прп. Ефрема в 1690, об «исцелении Новоторжской женки Евдокии» в 1691, об обретении и перенесении мощей прп. Аркадия в 1677), то же, но без службы преподобному писца обители Артемия Поповцева (кон. XVII в. ( Колосов. 1913. С. 92-95). Архив Архив Н. Б. м. также постоянно страдал от разорений обители, поэтому в нем не сохранилось документов ранее нач. XVII в. В мон-ре хранилось 9 подлинных грамот: 7 царских (1610, 1614, 1628, 1631, 1689, 1690, 1693) и 2 митрополичьи (1690, 1695). В наст. время основной комплекс документов обители хранится в ГАТвО (Ф. 185). Святыни и достопримечательности Главными святынями монастыря на протяжении столетий являлись мощи ее основателя - прп. Ефрема Новоторжского, его ученика и келейника - прп. Аркадия Новоторжского, а также покоившаяся в одном гробу с мощами прп. Ефрема глава св. Георгия Угрина. 11 июня 1690 г. мощи прп. Ефрема вместе с главой св. Георгия Угрина были переложены из каменного гроба в деревянную раку, обитую бархатом, пожертвованную царем Петром I (в 1717 обложена серебром) ( Илиодор. 1861. С. 11-12, 59-60; Колосов. 1913. С. 49-50, 85-86). В 1798 г. для мощей по чертежам Н. А. Львова была изготовлена новая серебряная рака ( Илиодор. 1861. С. 12; Колосов. 1913. С. 51); деревянную позднее поместили в ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя (в 1847 на средства новоторжского купца 1-й гильдии А. А. Тетюхина над ней сооружена сень; см.: Илиодор. 1861. С. 60). В 1874 г. новоторжскими купцами 1-й гильдии, потомственными почетными гражданами Штанковскими сооружена новая серебряная рака с гробницей и бронзовой сенью (по рис. худож. С. Ф. Верховцева), в которую мощи были торжественно переложены 11 июня 1874 г. ( Колосов. 1913. С. 52-53).

http://pravenc.ru/text/2577887.html

грани юго-зап. столпа (поновлена мастерской Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). Образ Е., исполненный в академической манере, был помещен в алтарной арке придела блгв. кн. Александра Невского храма Христа Спасителя в Москве, рядом с прп. Ефремом Переяславским - роспись 70-х г. XIX в. худож. В. Д. Фартусова по эскизам Н. А. Лаврова ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 76). Среди подвижников XI в. Е. изображен в стенописи галереи рус. святых, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Один из ранних примеров изображения Е. в произведениях декоративно-прикладного искусства - гравировка с чернью в овальном медальоне на серебряном наперсном кресте (1776-1788, ТГОМ; см.: Бушлякова В. А. Крест архим. Феофилакта//Календарно-хронологическая культура и проблемы ее изучения: К 870-летию «Учения» Кирика Новгородца: Мат-лы науч. конф., Москва, 11-12 дек. 2006 г. М., 2006. С. 86-88). К юбилею преставления святого в 1903 г. были изготовлены памятные жетоны с фронтальной полуфигурой Е. на лицевой стороне и видом Борисоглебского собора на обороте (частное собрание). Тогда же (цензорское разрешение от 30 апр. 1902) в мастерской Е. И. Фесенко в Одессе напечатаны хромолитографии «Предсмертное завещание братии преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем» (РГБ, новоторжский Борисоглебский монастырь, ц. во имя арх. Михаила в Торжке). Святой показан сидящим в келье, он указывает прп. Аркадию и монахам на голову своего брата св. страстотерпца Георгия Угрина, рядом книга и четки, вверху - подробный текст о поучениях и завещании Е. В 50-х гг. XIX в. хромолитография была повторена львовскими художниками в росписи на зап. стене притвора ц. во имя арх. Михаила в Торжке. Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв. кнг. Иулиания, Новоторжские. Икона. 1797 г. (ТКГ) Преподобные Ефрем и Аркадий, мч. Георгий Угрин и блгв.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Питирим со смирением принял ангельский образ как естественный и вожделенный итог всей своей прежней жизни. Молитва стала в это время естественным состоянием его души. К строгому посту, всяческому воздержанию, трудам, послушанию, бдениям он привык с детства. Стремление души Питирима к Богу и единению с Ним составляло основу всех его монашеских подвигов, смысл его жизни, освящало все его деяния (кондак 3). Инок Питирим быстро возрастал духовно. Умственная зрелость, а более всего воздержание, строгая подвижническая жизнь, исполненная любви к Богу и ближним, скоро возвысили его пред всеми, даже пред монастырскими старцами, и инок Питирим в свои 32 года, в 1677 году, был поставлен игуменом Вяземского монастыря, получив редкий в то время сан архимандрита (икос 3). Архимандрит Питирим многое сделал для благоустройства обители: Иоанно-Предтеченский монастырь достиг благодаря его трудам наивысшей степени своего процветания. Он украсил великолепный и оригинальный по форме трапезный храм в честь Смоленской иконы Божией Матери — Одигитрии. В редкостной гармонии с внешним благолепием находилось и внутреннее, духовное состояние вверенной архимандриту Питириму обители. Являя собою пример для братии, разделяя с ней монашеские подвиги и труды, молодой архимандрит более кротостью и духовным горением своим, нежели строгостью, увлекал всех к святой, подвижнической жизни. В 1682 году, 21 мая, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери и святых Константина и Елены совершался, по местному обычаю, крестный ход из Вяземского собора в Иоанно-Предтеченский монастырь. Архимандрит Питирим заметил в крестном ходе икону преподобного Аркадия Вяземского, новоторжского чудотворца, которого горячо почитают издревле вязьмичи, написанную странно и даже соблазнительно. Известно, что в юности святой внешним юродством прикрывал свои действительные и очень высокие добродетели, но неумелый иконописец изобразил лишь внешнее юродство Аркадия, придавая святому самый безумный вид. Архимандрит Питирим проявил духовную твердость и ревность о достойном почитании святых угодников Божиих и изъял икону (кондак 4). Поступок его вызвал ропот, брань и недовольство несших ее, в Вязьме началось брожение. На следующий год, когда недовольные успели возбудить значительное число людей против архимандрита, толпа окружила его, требуя возвращения иконы, и ему едва удалось спастись из рук невежественной толпы.

http://pravicon.com/info-3220

Поюще дивнаго во святых Бога, явльшего тя стране нашей чудотворца преславнаго, милостиваго ходатая и теплаго заступника, ублажаем пречудное житие твое, преподобне, и просим тя: буди молитвенник присный о нас пред Господем, да любовию вопием ти: Радуйся, Царствия Христова наследниче; Радуйся, чудотворений неиссякаемый источниче. Радуйся, со ангелы Троице Пресвятей ныне предстояй; Радуйся, венцем славы небесныя увенчанный. Радуйся, яко благодатию Божиею благоухаеши; Радуйся, яко тою мрак греховный разгоняеши. Радуйся, яко верных сердца утверждаеши; Радуйся, яко неверных ко Христу приводиши. Радуйся, яко на земли и на небеси славу безсмертную достойно восприял еси; Радуйся, яко радостей небесных сподобился еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 13 О, великий угодниче Христов и преславный чудотворче, преподобне отче наш Аркадие, приими недостойное сие моление наше, с любовию ти приносимое, и благоприятными твоими к Богу молитвами огради обитель сию, град сей и всю страну нашу от междоусобий гибельных, от всяких зол и обстояний, от враг видимых и невидимых; даруй же нам в веце сем жития нашего исправление, заповедей Божиих соблюдение, в грядущем же вечных мук избавление и Царствия Христова наследие, да вкупе с тобою в скиниях небесных вопием Богу: Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Архангел и ангел лики со умилением зряху на пречудное житие твое, преподобне Аркадие; во плоти бо, аки безплотен, пожил еси и еще во отроческих летех, всем сердцем и душею Господа своего возлюбив, чистоту души и тела твоего соблюл еси и тако дивное житие твое, Господеви работая, проводил еси. Сего ради слышиши от нас пение сицево: Радуйся, православныя веры утверждение; Радуйся, града Вязьмы благодатное возращение. Радуйся, корени благодатного прозябение; Радуйся, Божия благодати сосуде избранный. Радуйся, свещник, Божественною благодатию возжженный; Радуйся, луче солнца правды возсиявый. Радуйся, на земли, аки ангел поживый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

На Красной горе иноки построили две церкви: одну в честь Пресвятой Троицы, а другую — над гробом преподобного во имя святителя Николая Чудотворца и основали общежительный монастырь, получивший название «Варнавинской пустыни». Житие святого Варнавы написано в 1639 году иноком Варнавинской пустыни иеромонахом Иосифом (Лядкиным), который впоследствии стал в Москве главнейшим управителем книжного Печатного двора. Слух о чудесах преподобного достиг в 1639 году и до Святейшего Патриарха Московского Иоасафа, который спросил пред освященным собором двух пресвитеров ветлугских, Иоанна и Онисифора, пришедших в царствующий град засвидетельствовать о чудесах преподобного и милость его, которую сами над собой испытали. Один из них, Онисифор, долго страдал слепотою глаз и в тяжком недуге уже отчаивался в жизни. Иноки обители Ветлугской (Ветлужской) убедили его пойти помолиться на гроб преподобного — и там он прозрел. Другой иерей подтвердил истину слов его и сам о себе возвестил, как исцелился также у гроба преподобного от одержавшей его болезни. Тогда Святейший Патриарх послал игумена желтоводского Пафнутия в обитель преподобного узнать на месте истину слов обоих иереев. И он, собрав многие иные сказания о чудесах, истекавших от раки преподобного Варнавы, возвестил о том патриарху, который прославил память новоявленного чудотворца. Со временем на месте Варнавинской обители возник уездный город Варнавин, а главный храм обители был обращен в городской собор во имя апостола Варнавы. Аркадий Вяземский Новоторжский, преподобный — прославление Преподобный Аркадий был келейником и учеником преподобного Ефрема, настоятеля Борисоглебского монастыря. Он славился святостью жизни, подражая во всем своему учителю преподобному Ефрему, и являл собою образец послушания. Скончался он мирно в 1077 году. Мощи преподобного Аркадия почивают в Новоторжской Борисоглебской обители под спудом. Июнь 12 Арсений Коневский, преподобный Из Великого Новгорода происходил блаженный Арсений, но неизвестно, кто были его родители и в какое время он родился; лишь одно знаем, что хороши были родители, воспитавшие его в благочестии, ибо каков корень, таковы и ветви и, по Священному Писанию, аще корень свят, то и ветви (Рим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010