В 1993 году в монастырь вернулись монахи. В настоящее время здесь ведутся ремонтно-восстановительные работы. Службы проходят в Введенской церкви, самой древней на территории обители. Здесь же находится рака с частицами мощей преподобного Ефрема Новоторжского. Из журнала " Православный Паломник " . Выпуск (февраль), 2015 г. Новоторжский Борисоглебский монастырь - один из древнейших наших Российских православных монастырей. Основан он преподобным Ефремом около 1038 г., в княжение великого князя Киевского Ярослава I Владимировича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой. Принадлежит к числу древнейших обителей и считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 г. всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп. Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://sobory.ru/article/?object=01139

16 . Ефрем Новоторжский, основатель Борисоглебского Новоторжского монастыря, который находится в городе Торжке Тверской губернии, скончавшийся (как принимается) 28-го Января 1053-го года. Местное празднование установлено при митр. Дионисии в 1584–1587-м году 217 . 17 . Аркадий, юродивый Вяземский и Новоторжский, сначала подвизавшийся в родном своем городе Вязьме, а потом у Ефрема Новоторжского в его монастыре, в котором и скончался. В 1594-м году в одной из церквей города Вязьмы устроен был придел в честь преп. Аркадия, из чего с вероятностью должно заключать, что празднование ему установлено одновременно с преп. Ефремом 218 . Преп. Аркадий Вяземско-Новоторжский есть в настоящее время не низведенный из местных святых почитаемый усопший (как мы ошибочно думали и почему он у нас дважды), а по-прежнему местный святой: в Аркадиевском (по его имени) Вяземском женском монастыре посвящен его имени один из престолов, см. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, Спб. 1864, стр. 315 fin. (в Истории Иерархии монастыря нет, так как он существует только с 1832-го года, – история монастыря стр. 311 aqq). 18 . Василий Блаженный, юродивый Московский, скончавшийся 2-го Августа 1552-го года. Вследствие начавшихся при его гробе многих чудес было установлено празднование ему в 1588-м году 219 . Мощи Василия Блаженного, юродивого Московского, как будто обретенные в 1588-м, году, тотчас или вскоре после обретения (если таковое действительно имело место) опять сокрыты были под cnyдoм, cfr khury cbящ. Ио. Ковалевского Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви, М. 1895, стр. 226. – В Московских Ведомостях настоящего года, 211, 3 Августа, некто И. К-ов доказывает, что Блаженный Василий скончался 2-го Августа не 1552-го, а 1557-го года. 19 . Филипп митрополит, удушенный в Тверском Отрочем монастыре, месте его заключения, 23-го Декабря 1569-го года. В 1591-м году перенесены были его мощи из Отрочего монастыря в Соловецкий монастырь, и с сего времени началось в монастыре местное празднование его памяти 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»... – Икону эту (пр. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своей подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели, дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи пр. Аркадия Новоторжского, от которых – в сказании о св. Аркадии сказано, – «подаются исцеления с верой приходящим» (Приложение к службе пр. Аркадию, СПб. 1860). Молва об открытии в Торжке цельбоносных мощей Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить к себе новоявленного угодника Божия и, объявив его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе пр. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», вследствие чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе пр. Аркадия. По его словам, подпись на иконе пр. Аркадия будто бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «св. Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «по какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, мирским ли житием жил, ила иноческим, и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»... это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привёз из Москвы посадский человек Михаил Блудов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Борисоглебский мужской монастырь (Торжок) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Новоторжский Борисоглебский монастырь — крупный мужской монастырь в городе Торжке; считается древнейшим в Тверской области. Монастырь «не имеет клочка писанной истории вплоть до XVI века, и списки настоятелей открываются ставленниками Грозного». Из житийной литературы XVII века следует, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем, бывший конюшим киевского князя Владимира I Святославича, почти в одно время с Киево-Печерской лаврой, считается третьим монастырём со времени их появления в России. Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Содержание История [ править править код ] Устроителем обители был преподобный Ефрем Новоторжский, слуга благоверных князей, который после их мученической кончины решил оставить мир и посвятить свою жизнь служению Богу. Из Киева преподобный пришел в землю Древлянскую и рядом с нынешним городом Торжком устроил странноприимный дом на реке Дорогоще, где с глубоким смирением и христианской любовью ходил за больными и всем служил сам, давая приют и успокоение всем страждущим и обремененным житейскими недугами и страстями тленного мира. Особенное Божие Провидение через несколько лет указало ему другие подвиги и другое место, а именно - иноческие подвиги и устроение обители ещё ближе к Торжку на берегу р. Тверцы, на горе. Преподобный Ефрем 28 (10 февраля) января 1053 года всецело предал дух свой Богу, прожив тридцать восемь лет после убиения благоверных князей Бориса и Глеба. Дореволюционое фото Более 500 лет мощи преподобного Ефрема покоились в земле. В царствование Иоанна Грозного были обретены нетленные и благоуханные мощи преподобного и с тех пор, 24 июня совершается празднование открытия его чудодейственных мощей. Ровно через сто лет после обретения мощей преподобного Ефрема открыты были мощи преподобного Аркадия, находившиеся в земле более шести столетий. Преподобный Аркадий Новоторжский (Вяземский), ученик прп.Ефрема, был одним ревностным и усерднейшим помощником в построении Борисоглебской обители. Всенародная молва и всеобщее мнение о его святости, его высоких подвигах духовных вполне подтвердились нетлением его мощей, обретение и перенесение которых празднуется 27 августа, память же преподобного Аркадия совершается 26 декабря.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

В новосозданной обители преподобный Аркадий принял иноческий постриг. Днем он трудился вместе со всеми иноками, а ночи по-прежнему проводил в коленопреклонных молитвах и слезах. К подвигу крайнего воздержания, бдения и молчания он прибавил новый для себя подвиг совершенного отсечения своей воли и полного послушания духовному отцу. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и приходил на Богослужения первым, во всем следуя своему наставнику преподобному Ефрему, келейником которого он был. После кончины преподобного Ефрема (28 января 1053 года) святой Аркадий продолжал подвизаться по заветам старца в посте, молитве и молчании. По прошествии нескольских лет он также мирно отошел ко Господу и был погребен в деревянном гробе с правой стороны каменного собора обители. 11 июля 1677 года были обретены нетленные мощи преподобного Аркадия, которые 14 июля того же года погребли под спудом в приделе во имя праведных Иоакима и Анны. В июле 1785 года при постройке нового соборного храма гроб с мощами преподобного Аркадия был передвинут. При окончательной отделке соборного храма 14 августа 1798 года святые мощи преподобного переложили в каменный гроб, до 1572 года служивший местом упокоения преподобного Ефрема. При митрополите Дионисии в 15841587 годах было установлено совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским. Прославлению преподобного Аркадия предшествовали его чудесные явления в 1525 и 1661 годах. В первый раз он явился с зеленеющей ветвью в руках повару вяземскому воеводы Григория Бобрищева – Авдию. Заповедав жителям Вязьмы оградить и охранять камень, на котором он молился при жизни, преподобный Аркадий объяснил, что зеленая ветвь в его руках означает данную ему от Бога власть отгонять от Вязьмы всяких «гад и супостат». Чудесным заступничеством преподобного объясняют вязьмичи спасение их родного города от разорения литовцами в 1661 году. В житии святого сказано: «И видевше литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», который запретил им идти на Вязьму, угрожая неминуемой гибелью. На вопрос литовцев, кто он, юноша ответил: «Я – Аркадий, град этот – мое отечество». В мирные годы жители Вязьмы восстановили храм Всемилостивого Спаса, устроенный на любимом месте молитв преподобного в 1594 году. К храму был пристроен придел во имя преподобного Аркадия, освященный сразу после прославления подвижника в лике святых. При этом храме был впоследствии основан мужской монастырь. В XVIII веке этот монастырь уже не существовал, но в Вязьме в XIX веке была основана женская обитель, наименованная по постановлению Святейшего Синода в 1832 году Аркадьевским женским монастырем. Нижний храм двухэтажного собора был освящен во имя преподобного Аркадия и в честь Покрова Пресвятой Богородицы, верхний – во имя Всемилостивого Спаса, с приделом в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Над камнем преподобного Аркадия в лесу была устроена часовня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЯЗЕМСКИЙ АРКАДИЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вяземский Спасский собор бывшего Аркадьевского монастыря Вяземский Аркадиевский женский монастырь (недейств.) Монастырь располагался на левом берегу р. Вязьмы, на месте подвигов прп. Аркадия Вяземского . По сообщению жития прп. Аркадия, в 1661 г. святой явился в видении пастуху Сергию и заповедал возобновить близ места своих подвигов («в главной крепости у наместничья двора») некогда существовавшую там церковь во имя Всемилостивого Спаса («Нижнего»). Горожане построили храм, Сергий, приняв постриг с именем Спиридон, основал при нем мужской монастырь и стал его строителем. В документах XVII в. храм именовался «церковью Всемилостивого Спаса Нижнего монастыря» (в XV-XVII вв. в Вязьме существовал и др. Спасский монастырь - Преображенский, называвшийся «Верхним» или «Вышним» ). В начале XVIII в. «Нижний» монастырьрь пришел в запустение и был упразднен, указ архиеп. Сарского Леонида от 30 сентября 1727 г. свидетельствует, что церковь Всемилостивого Спаса стояла «бесприходной», как бывшая монастырская. В 1762 г. на средства купца Т. Ф. Бубкова на месте обветшавшей церкви была выстроена одноименная каменная с приделом во имя прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (в кон. XVII в. в Вязьме возникла традиция отождествлять преподобных Аркадия Вяземского и Аркадия Новоторжского); в 1774 г. в ее приходе числилось 3 двора. В конце 1779 г. после закрытия Вяземского Ильинского девичьего монастыря 19 монахинь, не пожелавших уйти в мир, поселились при церкви Всемилостивого Спаса «Нижнего» монастыря, в то время приписной к Троицкому собору Вязьмы . В июне 1780 г. сестры испросили у ген.-губернатора Смоленского и Псковского наместничеств кн. Н. В. Репнина дозволения устроить при Спасском храме «своим коштом казенную богадельню», строительство каменного двухэтажного здания богадельни завершилось к лету 1783 г. Храм, богадельня, хозяйственные постройки и огороды были обнесены каменной оградой. Духовником сестер был священник из Троицкого собора, руководила общиной избранная сестрами мон. Севастиана (Радванская) , по ходатайству которой в мае 1788 г. Смоленское наместническое правление выдало общине «отверстный указ для свободного всем старицам в сей богадельне жительства». В 1805 г. в общине насчитывалось 30 сестер, в 1809 г.- 11. Насельницы шили облачения, выпекали просфоры для всех городских храмов, изготавливали свечи.

http://drevo-info.ru/articles/26084.html

Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицу (вероятно, к Варсонофию, впоследствии Тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону пр. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону пр. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с той же иконой». Видно, что в Вязьме был свой местный святой Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честного Креста пристроить и придел ( церковь ) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского: см. История г. Вязьмы И. Виноградова , стр. 48). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом пр. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города (Вязьмы) в 1661 г. от разорения Литвы. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подъехал к литовским полкам, то многих литовских людей сёк мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причём запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «я Аркадий, град этот моё отечество» (там же, стр. 57). Но, несмотря на всё это, пр. Аркадий не был канонизован, и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика пр. Ефрема Новоторжского, допустили фальсификацию подписи на иконе пр. Аркадия Вяземского. Вероятно, с того времени (с 1677 г.) стали писать иконы пр. Аркадия Вяземского с прибавлением и Новоторжского. А в Торжке стали изображать своего пр. Аркадия уже не по «Иконописному Подлиннику» (см. выше), а по изображению Аркадия Вяземского, т. е. не в клобуке и монашеском одеянии, а в мирской одежде (короткой) и с голыми ногами и даже с ветвью в руке. На иконе «Собор Тверских Святых» пр. Аркадий Новоторжский изображён юношей, в молитвенном положении, правая рука приложена к груди, а левая опущена вниз; в одежде, скорее мирской, чем иноческой (вроде короткого послушнического подрясника). Мощи пр. Аркадия закрыто покоятся в Борисоглебском Новоторжском монастыре, на левой стороне, в серебряной раке; внизу под собором (в подвале) устроена часовня, над местом, где был погребён пр. Аркадий по смерти. Во имя его устроен в монастырском соборе престол. Есть ему служба и акафист, с весьма скудными историческими сведениями о нём.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Н. А. Зонтиков Иконография Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) Преподобные Иаков Галичский и Аркадий Новоторжский. Фрагмент иконы «Собор русских святых». 1-я пол. XIX в. (ГМИР) В иконописных подлинниках под 4 апр. внешность И. уподобляется облику прп. Зосимы Соловецкого: «...надсед, брада Зосимы Соловецкого, схима на плечах» (кон. XVIII в.- БАН. Строг. 66. Л. 94 об.); «аки Зосима, схима, ризы преподобническия» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 143 об.). В подлиннике XVIII в. представлено описание И., «иже на посаде на Сторожье, Галическаго новаго чудотворца; положен у церкви Бориса и Глеба под алтарем на правой стране; образом и подобием по всему аки Зосима Соловецкий, и ризами; схима на плечах» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50). Подобное описание И. с добавлением: «...на гробе его образ, а в церкви другий» - приводится в «Описи предметов старины Галичскаго Николаевскаго Староторжскаго женскаго монастыря» (ГА Костромской обл. Ф. 130. Оп. 4. Д. 2486. Л. 80 об.- 81), составленной в 1904 г. настоятельницей мон-ря игум. Ангелиной, к-рая указала, что при создании описи использовалась рукопись XVII в., принадлежащая ОИДР. В описи сообщается, что в 1770 г. деревянный храм во имя блгв. князей Бориса и Глеба и деревянная гробница И. были разобраны по указу Костромской духовной консистории, а образ с гробницы отправлен на хранение в архиерейскую ризницу. Среди монастырских икон игумения особенно выделяет икону И. «древняго письма, выш. в один аршин и пять вершков, шир. в 15 вершков. Риза на иконе из медной фольги. Венец серебряный 84-й пробы, весом в 52 золотника. Икона находится в притворе соборного храма, записана в главной описи под 185-5» (Там же. Л. 82, 102 об., указанные иконы не сохр.). В уникальном рукописном сб. «О живописцах и о честных иконах» 1-й пол. XIX в. дважды представлено миниатюрное изображение И. (Там же. Ф. 558. Оп. 2. Д. 538. Л. 9, 23). Наиболее ранние сохранившиеся изображения И.

http://pravenc.ru/text/200167.html

Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 13 О преподобне и богоносне отче Ефреме! Тебе молимся, и тебе просим: вонми похвальному пению нашему, тебе от усердия приносимому, и со учеником твоим Аркадием, моли Господа Бога, всея твари создателя, да простит нам согрешения наша вольная и невольная, и сподобит нас Царствия Своего Небеснаго, вопиющих Ему: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов подражатель явился еси, преподобне и богоносне отче наш Ефреме, ангельски поживый на земли, и нам оставивый образ совершенства духовнаго. Сего ради прослави тя нетлением и чудесы Христос Бог, Емуже предстоиши ныне во славе невечерней Царствия Небеснаго, от нас же, чтущих тя, слышиши пение таковое: Радуйся, яко любве ради Господа твоего, всякое наслаждение земное оставил еси. Радуйся, яко вся блага мира сего Христа ради презрел еси. Радуйся, яко богатство нетленное обрел еси. Радуйся, яко иго Христово благое и легкое возлюбил еси. Радуйся, яко во плоти аки безплотен пожил еси. Радуйся, яко честную и боголюбезную чистоту непорочно сохранил еси. Радуйся, яко узкими враты в пространство Царствия Небеснаго возшел еси. Радуйся, яко равноангельскую честь достойно приял еси. Радуйся, яко венец неувядаемый от Господа восприял еси. Радуйся, яко на небеси и на земли прославлен еси. Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Кондак 1 Избранный чудотворче, преславный угодниче Христов, скорый помощниче и теплый молитвенниче о всех, с верою и любовию просящих твоего заступления, восхваляем тя любовию, Ефреме преподобне. Ты же яко имеяй дерзновение ко Господу, со Аркадием блаженным, моли о спасении нас поющих ти: Радуйся, Ефреме чудотворче, преподобне отче наш. Молитва святому преподобному Ефрему, Новоторжскому чудотворцу О священная главо, великий и предивный чудотворче, отче наш Ефреме! К тебе скорому помощнику и усердному о нас молитвеннику смиренно прибегаем, и молитвенно просим тя: нас скорбных и обремененных грехи многими, не остави помощию твоею и заступлением благодатным. Не забуди нас чад твоих, отче священнейший, но поминай нас присно в небесных богоприятных молитвах твоих у Престола Пресвятыя Троицы, идеже со ангелы и всеми святыми предстоиши, и зриши вся наша нужды и беды, яко обуреваемся страстьми и не имамы дерзновения ко Творцу, просити Его о помиловании и спасении. Темже тебе предлагаем яко умилостивителя пред Господом, и тобою уповаем милость Божию и прощение грехов наших от Вседержителя получити, и спасение вечное унаследовати, да славим и поем величие, и благодать и человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, и твое отеческое заступление, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Для описаний использована литература: Балдина О.Д., От Валдая до Старицы, М.: Искусство, 1968, с.31-59. Торжок - город древний и вечно молодой, Внешторгиздат, 1989 Борисоглебский-Новоторжский монастырь, 2 класса, в городе Торжке. Основан в 1038 году преподобным Ефремом (см. 28 января), святые мощи которого и почивают здесь, в соборном Борисоглебском храме, на вскрытии, в серебряной устроенной в 1874 году раке, под великолепной бронзовой сенью; при них глава брата его Георгия, положенная в его гроб согласно завещанию преподобного Ефрема. Здесь же под серебряной гробницей почивают под спудом мощи преподобного Аркадия (см. 14 августа). Соборный монастырский храм заложен был (на месте древнего) в 1785 году самою императрицей Екатериной II. Возобновленный в последнее время, он был освящен в 1895 году. В монастыре хранятся священные сосуды и вещи преподобного Ефрема, а также многие церковные предметы древности, книги и царские грамоты XVII века. Ежегодно 28 января совершается в монастырь крестный ход из всех городских церквей, а 11 июня вокруг монастыря, с обнесением мощей препо¬добного Ефрема. При монастыре школа и странноприимный дом. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Судьба мощей основателей Борисоглебского монастыря. Мощи почитаемых как основатели монастыря Ефрема и Аркадия Новоторжских находились в монастыре, на протяжении практически всей его истории. Согласно церковным источником, Ефрем Новоторжский умер 28 января (10 февраля) 1053 г. (Дата называется иеромонахом Илидором и скорее всего является церковным преданием). По преданию, перед смертью, собрав всю братию, Ефрем завещал им, чтобы вместе с ним в гроб положили голову его брата Георгия, которую он тайно хранил при себе столько лет. Тело его было погребено в созданной им каменной церкви, на правой стороне, в паперти. Гроб со священными останками Ефрема и головой его брата Георгия был открыт в 1572 г. Ефрем практически сразу был канонизирован. Празднование преподобному Ефрему установлено Русской Православной Церковью (далее РПЦ) в день его кончины и в воспоминание обретения мощей 11 (24) июня. В Борисоглебском монастыре они почитались как святыня и хранились открыто.

http://sobory.ru/article/?object=01139

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010