Г. И. П. Виноградовым в описании г. Вязьмы (стр. 101) помещено интересное дело об иконе преп. Аркадия. «В 1678 г. на Вознесенье приходил к нам, так доносил архимандрит Вяземского Предтечева монастыря Питирим (впоследствии Тамбовский епископ), в монастырь Троицкий протопоп (т. е. Вяземского собора протоиерей) со всеми градскими священниками, с крестами и иконами»; в числе последних была икона, принесенная от «Спасской церкви Нижняго» (это, по замечанию г. Виноградова, и есть нынешний Вяземский женский монастырь) с надписью: «Святый преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский»… — Икону эту (преп. Аркадия) архимандрит Питирим оставил у себя «для подлинного ведения». Видно, что Питирим обратил внимание на эту икону, как необычную и дотоле им не замеченную или, вероятно, обратившую его внимание своею подписью: «Аркадий Вяземский и Новоторжский». Последнее слово, нужно думать, самовольно было приписано причтом Спасской церкви, не без корыстной цели. Дело в том, что за два года до того, в 1677 г., были обретены мощи преп. Аркадия Новоторжского, от которых — в сказании о св. Аркадии сказано, — «подаются исцеления с верою приходящим». (Приложение к службе преп. Аркадию, СПБ, 1860). Молва об открытии в Торжке целебоносных мощей Аркадия, ученика Преп. Ефрема Новоторжского, достигла до Вязьмы и здесь пожелали воспользоваться благоприятным случаем приурочить его Аркадием не только Вяземским, но и Новоторжским, сделали на иконе преп. Аркадия Вяземского (на серебряном окладе) надпись с прибавлением слова «Новоторжский», в следствии чего усилился приток богомольцев в Спасскую церковь Вязьмы, увеличились доходы местного причта. На это и обратил внимание ревнитель благочестия и строгий блюститель церковного устава, архимандрит Питирим (в Тамбове местно почитаемый за святого и чудотворца). Замечателен ответ старца Спиридона на «расспросные речи» об иконе преп. Аркадия. По его словам, подпись на иконе преп. Аркадия будто бы «слиняла» вся «ничего не знать было», и что он, Спиридон, починил эту икону, обложил и подписал «Св.

http://pravicon.com/info-1814

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Аркадий Новоторжский, Вяземский, прп. - житие Преподобный Аркадий Новоторжский, Вяземский. Дни памяти (н.ст): 24 июля, 27 августа, 26 декабря. Статья из книги «Тверской патерик: краткие сведения о тверских местно чтимых святых» (Текст передается буквами современного гражданского алфавита. Пунктуация ставится по современным синтаксическим правилам) «О сем святом известно только то, что был учеником Св. Ефрема и скончался в г. Торжке, в Тверском губернии, так как гробница его находится в Борисоглебском монастыре: он изображается и вместе с преподобным Ефремом и отдельно, в виде юноши, в монашеском одеянии. У русских агиологов о преп. Аркадии, ученике св. Ефрема Новоторжского, много недоуменного и спорного, — одни признают одного только преп. Аркадия (И. Виноградов, «Преп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец», Тверь, 1905). Другие — двух святых с именами: Аркадия Новоторжского и — Вяземского (см. Месяцеслов русск. святых архиеп. Димитрия, июня 11-го); третьи — трех: Аркадия Вяземского, Аркадия Новоторжского и Аркадия Дорогобужского (у архим. Леонида «Св. Русь», под Аркадий Затворник, Дорогобужский чудотворец; под Аркадий, келейник преп. Ефрема Новоторжского и — под Аркадий Вяземский затворник чудотворец). И, пожалуй, с течением времени к ним присоединятся еще Аркадий Болдинский и/Аркадий/Вязниковский… Трудно разобраться в спутанных сказаниях об ученике преп. Ефрема Новоторжского. Очевидно, что Аркадия Вязниковского смешивали (Погодин, архиеп. Сергий в I изд. Месяцеслова, Барсуков и др.) с Аркадием Вяземским (г. Вязьма — в Смоленской, а г. Вязники во Владимирской губернии, два города отдельно существующих). Г. Стромилов, знаток Владимирских церковных древностей, пишет (см. Владимир. Еп. Ведомости, 1884 г., «При тщательных поисках в Вязниковском и в смежных с этим уездах такого местно чтимого угодника Божия Аркадия нигде не оказалось, и писавшие описания русских святых сделали описку и назвали Вязниковским Аркадия Вяземского…»

http://pravicon.com/info-1814

Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) Святые Моисей Угрин, вел. кн. Владимир и Аркадий Новоторжский. Икона. 1677 г. Иконописцы Симон Ушаков и Георгий Зиновьев (ТОКГ) В подписи на иконе 1677 г. «Святые Моисей Угрин, кн. Владимир и Аркадий Новоторжский» (ТОКГ), написанной вместе с Симоном Ушаковым, З. назван его учеником. Сохранился ряд работ, выполненных З. с учениками. 1678 г. датированы Иверская икона Божией Матери З. и его ученика Евфимия для московских храмов св. Иоанна Предтечи в Староконюшенном пер. (ГИМ - Музей «Новодевичий монастырь»), образ свт. Власия Севастийского (ГМИР) и икона для Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ; под записью). В 1679 г. З. с учеником Федором был написан 3-фигурный оплечный Деисус (ГРМ); в 1681 г. З. упомянут с учеником в связи с написанием иконы «Спас Нерукотворный» для Введенской ц. Уздринской Введенской пуст. в Архангельской губ. В 1690 г. к З. были определены в ученики сыновья иконописца Федора Зубова Алексей и Иван (см. ст. Зубовы ); в 1694 г. З. с учеником Георгием Торопчениным (Туфановым) писал икону «Царь царем» (ГТГ). На своих местах сохранились иконы мастера, выполненные в 1681 г. для иконостаса собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, «Архиерей Великий прошедши небеса» и «Апостолы Петр и Павел» (обе в ГВСМЗ). Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) Спас на престоле, с припадающим митр. Киприаном. Икона. 1700 г. (ГММК) З. дважды по царскому указу отправлялся «для письма святых икон» из «Приказу Оружейной палаты»: в «малороссийские города, в Батурин войска запорожскаго обеих сторон Днепра, к гетману Ивану Самойловичу» - в 1682 г. и в 1686 г., очевидно, в период пребывания имеретинского царя Арчила Вахтанговича в Москве, был послан к нему «для иконного письма». Под 1688 г. значится неск. работ, в к-рых отмечено участие З. вместе с др. иконописцами. Так, он работал в новом соборе Донского мон-ря ( Налетов.

http://pravenc.ru/text/199835.html

Радуйся, душу свою от страстей очистивый. Радуйся, желанием отечества небеснаго утвердивыйся; Радуйся, нетленных благ насладивыйся. Радуйся, душегубительнаго и гордаго змия смирением своим убивый; Радуйся, подвиги своими жителей града своего удививый. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 3 Силою Божиею укрепляемый, преподобный Ефрем, от града Торжка в славный град Киев научения ради иноческаго хождаше; пришед же в град твой и видев тя, аще и юна суща, обаче подвиг многих исполнена, благослови тя именем Божиим на путь духовнаго преуспеяния и прослави Бога, вопия Тому: Аллилуия. Икос 3 Имел еси, преподобне, наставника твоего и руководителя и старца мудраго Ефрема архимандрита, и к тому наставления ради духовнаго от града своего во обитель Новоторжскую многажды притекал еси; темже и в добродетели возрастал еси, и от людей ведущих тя, слышал еси таковая: Радуйся, великаго учителя доблий учениче; Радуйся, неусыпный к Богу молитвенниче. Радуйся, в послушании наставнику твоему добре пребывый; Радуйся, постом и воздержанием плоть свою смиривый. Радуйся, кротостию сердца твоего изряднее солнечнаго сияния просиявый; Радуйся, вся в мире суетная возненавидевый. Радуйся, духовные подвиги паче всего возлюбивый; Радуйся, воинства небесныя подвиги своими удививый. Радуйся, яко добродетелей многих сокровищем обогатился еси; Радуйся, яко еще в юности многолетних духовным житием превзошел еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 4 Бурю мирскаго жития и страстей юношеских нощными стоянии и подвигом воздержания укротил еси, преблаженне Аркадие, и постом сугубым и чистотою телесною душу твою украсил еси: темже прежде принятия ангельскаго образа, уже инок изрядный был еси и научил еси всех воспевати Богу: Аллилуия. Икос 4 Слышаще и видяще Вяземстии людие чистое житие твое, преподобне Аркадие, прославляху Всемилостиваго Бога, даровавшего им таковаго юного подвижника и теплаго молитвенника, понеже убо ты, отче, псаломскую песнь исполняя, не давал еси сна очима своима, ни дремания веждома своима, обаче на камени велицем, иже бе при церкви Божии, по вся нощи в пении и молении подвизался еси. Сего ради любовию вопием ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, Духа Всесвятаго приятелище и жилище бывый. Радуйся, яко ко Христу прилепился еси; Радуйся, яко умными очима Бога зрети научился еси. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 1 Избранный Господем сил и Царем славы, подвиги своими предивный образ иноческаго жития явивый и равноангельски на земли поживый, блаженне Аркадие, достойно восхвалити тя не возможем мы, любовию чтущии тя. Ты же предстательством твоим ко Господу от всяких бед свобождай всех, зовущих ти: Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Молитва преподобному Аркадию Вяземскому и Новоторжскому Небеснаго вертограда Христова юная лозо, Церкви Православныя похвало превознесенная, града и обители нашея крепкое забрало и утверждение, всех с верою и любовию притекающих к тебе тихая отрада и утешение, преподобне и богоносне отче наш Аркадие. Во дни тяжких зол, обышедших страну нашу, к тебе, яко к молитвеннику благодатному и скорому помощнику, усердно прибегаем и усердно просим тя: пролей теплое твое ходатайство ко Всемилостивому Спасу, да милостив будет к неправдам нашим, да утвердит миром и любовию страну нашу, град сей, обитель сию и вся грады и веси наши от всякаго злаго обстояния, от глада и пагубы и междоусобныя свары добре да сохранит; Церковь же Свою святую да избавит от лютаго гонения, от смертоносныя и душегубительныя язвы неверия, да укрепит и возрастит ю; всех же нас от обидящих и ненавидящих нас да свободит и вся полезная к временному житию и спасению вечному дарует твоим предстательством и заступлением, да тако прославится тобою пречестное и великолепое имя Святыя Троицы Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Чтобы убедиться в том, что Аркадий Вяземский особое лицо от Аркадия Новоторжского, достаточно для этого привести сведения, сообщаемые г. Ив. Виноградовым, или житие пр. Аркадия Вяземского. «Этот преподобный, уроженец г. Вязьмы происходил из тамошних купцов Сырейщиковых, отличавшихся (и отличающихся, так как их род и доныне существует) особенной религиозностью. Отец Аркадия, как говорит местное предание, и как свидетельствуют имеющиеся у жителей рукописные жития его, жил на Олешинской улице. В 1879 г. в Вязьме был сильный пожар на Олешинской улице; на ней погорели все дома, кроме одного, в котором, будто бы, родился пр. Аркадий. Этому святому жители, свято чтущие своего согражданина (Аркадия), приписывают то, что в городе и окрестностях его, несмотря на низменную и болотистую местность, нет ужей и змей. В житии пр. Аркадия повествуется, что однажды на улице он увидел «некия вдовицы сына, мала отрока, ядяща млеко, и уж из того же сосуда, с ним же отроком, ядяше млеко. Воздохнув же Аркадий, рече: «в Троице славимый Боже, да не будет сего гада во граде Вязме и за тридесять поприщ». И от того часа, замечается в литии, молитвами святого (ни в Вязьме, ни в окрестностях его) несть ужей и змей. Раз сказывается в житии, что Аркадий вёл жизнь Христа ради юродивого, – любил в великие праздники подметать улицы, по каким будет совершаться крестный ход (что приписывается также и Аркадию Новоторжскому). Но об его иночестве, особенно о том, что он был учеником пр. Ефрема, – это кажется позднейшее прибавление. В житии пр. Аркадия рассказывается, что в одно из своих путешествий из Торжка в Киев пр. Ефрем увидел на «урочище» Вязьме юношу Аркадия, провидел в нём подвижника и взял его в свою (Борисоглебскую) обитель. – Пр. Аркадий, пожив несколько лет при пр. Ефреме, скончался. День кончины его полагают 13 декабря (но в каком году неизвестно). Пр. Аркадий Новоторжский изображается с непокрытой головой, длинными волосами, и с руками, сложенными на груди, в короткой, не монашеской, одежде. – Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того, как около него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Кончина преподобного Ефрема последовала в 1053 году в глубокой старости, его тело было погребено в устроенном им монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата святого Георгия. Мощи преподобного Ефрема были обретены в 1572 году. Память его совершается 28 января/10 февраля — день преставления и 11/24 июня — перенесение мощей. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский происходил из Смоленского города Вязьмы от простых благочестивых родителей, с детства научивших его молитве и послушанию. Кроткий, проницательный, добрый и целомудренный юноша избрал своим подвигом юродство Христа ради. Он питался подаянием, спал, где придется: в лесу, на церковной паперти. Опытный наставник преподобный Ефрем, Новоторжский чудотворец (память 28 января/10 февраля), помогал юному подвижнику избегать духовных опасностей в прохождении трудного и редкого в то время подвига юродства. Поступив в Борисоглебский монастырь, неподалеку от Торжка, преподобный Аркадий принял монашество и взял на себя подвиг полного послушания своему духовному отцу — преподобному Ефрему. Преподобный Аркадий никогда не пропускал литургии и являлся к заутрени первым, вместе со своим наставником. После преставления преподобного Ефрема (28 января 1053 г.) преподобный Аркадий продолжал подвизаться по заветам своего старца, пребывая в молитве, посте и молчании. По прошествии нескольких лет (по некоторым данным, 13 декабря 1077 г.) он также мирно отошел ко Господу. Мощи преподобного Аркадия, прославленные чудесными исцелениями, были обретены 11 июля (ранее в этот день совершалась память) 1677 года в каменном склепе Борисоглебского собора города Торжка. Торжественное празднование 300-летия со времени обретения святых мощей преподобного Аркадия состоялось в городе Торжке в 1977 году. Вторичная память установлена 14/27 августа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Избегая славы человеческой, преподобный Аркадий удалился в верховья реки Тверцы, где основал совместно со своим духовным наставником храм и обитель во имя святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. Преподобный Аркадий строго соблюдал монастырский устав, трудился в обители наравне со всеми иноками. Но ночи он по-прежнему проводил в коленопреклонных молитвах и слезах. Совершенно отсекая свою волю, по благословению преподобного Ефрема, блаженный Аркадий никогда не пропускал Божественной литургии, первым приходил к богослужению. Около 1077 года (13 декабря) преподобный Аркадий мирно скончался. Однако и после своей блаженной кончины он неоднократно являл чудесные знамения. При митрополите Московском Дионисии (1581–1586) было установлено совместное празднование преподобным Аркадию и Ефрему Новоторжским. В 1594 году на любимом месте подвигов святого Аркадия была устроена церковь во Имя Всемилостивого Спаса и освящен придел во имя преподобного Аркадия. 11 июля 1677 года были обретены прославленные многочисленными чудесами мощи преподобного Аркадия. Их положили в каменном склепе Борисоглебского собора обители, на левой стороне обители под приделом во имя святых Богоотец Иоакима и Анны. 14 августа 1798 года (по другим данным в 1785 году) святые мощи преподобного Аркадия положили в каменном гробу (служившем до 1572 года местом упокоения преподобного Ефрема) под спудом. В 1841 году на левой стороне Борисоглебского собора был освящен придел во имя преподобного Аркадия. В Иконописном подлиннике приводится внешний облик святого: «Подобием млад, аки Галактион, в схиме, ризы преподобническия». В рукописях XVIII века сохранилось «Сказание о мощах» святого. Литература: 1 . Книга, глаголемая о Российских святых. Тверь, 1899. 2 . Преподобный Ефрем, архимандрит, и Аркадий, ученик его, – Новоторжские чудотворцы. – Тверские епархиальные ведомости, 1885, 10. 3 . Лебедев Лев, священник, Никитин В. А. Преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский. – Журнал Московской Патриархии, 1977, 7, с. 66–75. 4 . Колосов И., священник. Новоторжский Борисоглебский монастырь. Изд. 3-е. Тверь, 1913. Читать далее Источник: Минея - М. : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002-. 12 том./Минея июль. - 2002./Ч. 1. – 632 с.; Ч. 2. – 516 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Аркадий». На запросы о добавлении к бывшей надписи, Спиридон отвечал: «По какому ведению икона подписана именем Аркадия Вяземского и Новоторжского чудотворца, какого жительства был Аркадий, Мирским ли житием жил, или иноческим, и которого града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено»… это он, Спиридон, ничего «не ведает», а знает только, что резную подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек Михаил Блудов. Расспросы об иконе с вновь сделанной подписью архимандрит Питирим послал (в 1679 г.) к митрополиту на Крутицы (вероятно, к Варсонофию, впоследствии тверскому митрополиту), в ведении коего тогда была Вязьма. Митрополит потребовал к себе икону преп. Аркадия для свидетельства, а также и икону Аркадия из Спасского Нижнего (Вяземского) монастыря, что, по заказу братии оного и граждан, была писана и прислана из Торжка (т. е. икону преп. Аркадия Новоторжского) да и «канун (службу) Аркадию, который прислан из Торжка, прислать с тою же иконою». Видно, что в Вязьме был свой местный святый Аркадий, но он не был прославлен, хотя была и древняя его икона (по показанию старца Спиридона). Была попытка (в 1594 г.) при Спасском монастыре (в Вязьме) у церкви происхождения древ Честнаго Креста пристроить и придел (церковь) во имя Аркадия (своего, а не Новоторжского; см. история г. Вязьмы И. Виноградова, стр. 43). Жители Вязьмы верили в заступничество за них пред Богом преп. Аркадия (Вяземского); ему приписывали спасение города Вязьмы в 1661 г. от разорения Литвой. В житии Аркадия Вяземского об этом событии записано такое предание: «И видеша литовские вои едуща на сером коне от Вязьмы юношу», и когда он подехал к литовским полкам, то многих литовских людей сек мечем, так что никто с ним не мог сразиться, причем запретил им идти на Вязьму, угрожая, что если вы не послушаете меня, то все погибнете: «Меч гнева пояст вы». На вопрос литовцев: кто он? Юноша ответил: «Я Аркадий, град этот мое отечество» (там же стр. 57). Но несмотря на все это преп. Аркадий не был канонизирован и Вяземцы, воспользовавшись открытием в Торжке тезоименитого их Аркадию святого Аркадия, ученика преп.

http://pravicon.com/info-1814

Стена еси и твердое заступление всем с молитвою притекающим к тебе, богомудре Аркадие; не презри убо и наша моления, с любовию к тебе возносимая, и предстательством твоим испроси у Христа Бога всем по коегождо потребе даровати, да зовем ти сице: Радуйся, прошения наша добре исполняй; Радуйся, всем нам скорую помощь подаваяй. Радуйся, прибегающим к тебе скорый помощниче; Радуйся, предивный чудотворче. Радуйся, неусыпный о нас со ангелы предстателю; Радуйся, на демонские полки победный воителю. Радуйся, града Торжка пресветлый светильниче; Радуйся, обители твоея крепкое ограждение. Радуйся, елеем радования духовнаго нас умащаяй; Радуйся, блистанием чудес твоих нас озаряяй. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 11 Пение сие похвальное не презри, досточудне отче Аркадие, но приими е милостивно и покажи твое о нас отеческое милование; не можем бо по достоинству восхвалити тя, но елика возможем от усердия нашего дерзнухом, да тако восхваляюще тя, прославльшему тя Богу выну вопием: Аллилуия. Икос 11 Светозарна светильника Церкви Своея яви тя Солнце Правды Христос Господь, преблаженне Аркадие, невещественным светом благодати Божией горяща и мглу неведения нашего озаряюща. Темже просим тя: просвети нас, омраченных греховными страстьми, да выну воспоем тебе: Радуйся, звездо, на путь спасения приводящая; Радуйся, деннице, просвещати Церковь Христову восшедшая. Радуйся, яко свет учения Христова в сердце своем носил еси; Радуйся, яко тем просвещаем, тьму страстей всегубительных разогнал еси. Радуйся чудес дарований сподобивыйся; Радуйся, во свете невечернем водворивыйся. Радуйся, заблуждших путеводителю; Радуйся, немощствующих исцелителю. Радуйся, печальных утешителю; Радуйся, помощниче наш и покровителю. Радуйся, преподобне отче Аркадие, Новоторжский чудотворче. Кондак 12 Благодатию данною ти от Бога, всех чтущих священную память твою и молитвенно тя призывающих, от бед избавляеши, недуги исцеляеши, ко спасению руководствуеши и научаеши со умилением и благодарением взывати к Богу: Аллилуия. Икос 12

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010