Выступая как апологет, Е., подобно мн. своим предшественникам, обращался к 2 аудиториям - иудейской и языческой. Одним из основных источников Е. в полемике с иудеями был трактат мч. Иустина Философа «Диалог с Трифоном иудеем», из к-рого он заимствовал обширный набор аргументов, углубляя и разрабатывая темы, намеченные мч. Иустином. Используемый Е. жанр повествования позволил ему более подробно останавливаться на каждом, даже второстепенном вопросе ( Carrara. 2000. P. 48-49). Е. активно пользовался сочинениями Оригена: он много цитирует соч. «Против Цельса», в к-ром Ориген, полемизируя с язычником Цельсом, выдвигал свои аргументы против иудаизма, а также широко использует догматический труд «О началах». В «Евангельском приготовлении», своем основном апологетическом труде, обращенном к язычникам, Е. привел обширные цитаты из трактатов философов традиции среднего платонизма и неоплатонизма, являющихся его основными источниками в этой работе. Цитируемые Е. авторы - Боэт Сидонский, перипатетик (I в. до Р. Х.), Плутарх Херонейский, философ и биограф (I-II вв.), Арий Дидим, философ эклектического направления, советник имп. Августа (I в.), Нумений Апамейский, неопифагореец (сер. II в.), Аттик, средний платоник, глава афинской школы (сер. II в.), Плотин , Амелий, ближайший ученик и помощник Плотина и нек-рые др. Во всех своих апологетических работах Е. много цитировал Свящ. Писание: в «Евангельском приготовлении» и в соч. «О Богоявлении» - когда стремился доказать эллинам истинность ветхозаветных текстов и их близость к утверждениям философов, к-рые, по его мнению, черпали свою мудрость в Свящ. Писании, в «Евангельском доказательстве» - когда, обращаясь к иудеям, стремился раскрыть духовный смысл закона Моисеева. I. «Против Иерокла» (Contra Hieroclem). Эта небольшая полемическая работа, сохранившаяся в 6 рукописях, из к-рых наиболее ранние восходят к X-XII вв., направлена против памфлета языческого автора Иерокла, к-рый путем сравнения с Аполлонием Тианским пытался принизить Христа и тем самым высмеять христиан. Известно, что Иерокл был высокопоставленным чиновником в империи и последовательно занимал должности наместника в Пальмире (ок. 297), викария диоцеза Восток (до 303), наместника в Вифинии (303-305) и префекта Египта (310-311). Он был одним из ближайших соратников 2 императоров - гонителей христиан - Диоклетиана и Максимина Дайи. |
Имея такую поддержку, монофизиты ободрились. 1627 В течение уже нескольких лет , с тех пор как благоволение Юстиниана снова допустило их в пределы империи, их проповедники, в особенности неутомимый Иоанн Телльский, вели в Азии деятельную пропаганду 1628 , а некоторые из наиболее горячих апостолов монофизитства, уверенные в хорошем приеме и покровительстве Феодоры, не побоялись явиться даже в Константинополь, чтобы высказать перед самим троном свои жалобы и упреки. 1629 Теперь со всего востока стали стекаться в столицу их знаменитейшие учителя, Петр Апамейский, монах Зоора и еще многие другие, епископы, клирики, архимандриты, и все они наперерыв спешили поддержать пропаганду Севера. 1630 Вскоре, благодаря связям, которые они имели во дворце 1631 , и нескрываемому покровительству «некоторых высокопоставленных лиц при дворе» 1632 , они стали, вопреки формальным запрещениям закона, устраивать религиозные собрания, проповедовать по домам, обращать женщин, крестить детей, посвящать епископов, пользуясь в особенности успехами в высших классах общества 1633 и в семьях должностных лиц Священных Палат, что ясно указывает на какую сторону склонялось расположение императора; простые же умы, говорится в писаниях православных, были ими обмануты «и они развращали души не только духовно, но и телесно, потопляя их в пучине нечестия и сластолюбия». 1634 Энергия папы Агапита разрушила все эти надежды. В феврале 536 года он прибыл в Константинополь в качестве посла короля готов Теодата. Оповещенный патрирхом антиохийским Ефремом о возбуждающем тревогу поведении Анфима 1635 и получив формальный донос от столичных монахов, он, не смотря на просьбы Юстиниана и Феодоры, отказался войти в общение с патриархом и смело, при всеобщем одобрении православных, низложил его (в марте 536 г.), воспретив ему выполнение его священных обязанностей, пока он не очистится от обвинения в ереси. Юстиниан, после непродолжительного сопротивления, преклонился перед авторитетным представителем православия 1636 и поспешил дать папе доказательство своего уважения к Риму и чистоты своей веры 1637 , вручив ему свое исповедание веры, и предоставил Агапиту посвятить в преемники Анфиму священника Мену (в марте 536 г.). 1638 |
Петр, (епископ метрополии) Гангрской, (сказал: «Что благоугодно апостольскому престолу и святым отцам относительно осуждения Диоскора, с тем и я согласен)». Фотий, (епископ метрополии) Тирской, (сказал: «Я согласен с законным и справедливым приговором относительно Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, сделанным святейшим и блаженнейшим архиеписком Львом и святейшим и блаженнейшим архиепископом царствующего города Анатолием и святым вселенским собором, составленным по воле Божией и императорскому повелению в городе Халкидоне, и определяю то, что об нем положено, и признаю его лишенным всякого священнического достоинства). Нунехий, (епископ метрополии) Лаодикийской, (сказал: «Согласно с тем, что определено святейшим и блаженнейшим отцом нашим, архиепископом старого Рима Львом, чрез посланных им почтеннейших епископов и боголюбезнейшего пресвитера Бонифация, и почтеннейшим и святейшим Анатолием, архиепископом нового Рима, города Константинополя, и всем настоящим собором, и я присуждаю Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, лишить всякого священнического служения)». Пергамий, (епископ метрополии) Антиохийской, в (области) Писидии, (сказал: «И я также определяю лишить священнического служения и достоинства и подвергнуть вышесказанным наказаниям Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, за то, что он сперва произвел великое смятение вопреки божественным канонам, а потом, вследствие многих записок, поданных на него святому и великому собору различными лицами, приглашаемый не однажды, не дважды, а трижды, никак не хотел прибыть, но давал некоторые несогласные с истиною и неприличные ответы, и за это справедливо осужден этим святым и вселенским собором)». Мелетий, (епископ) Ларисский, (за Домна, святейшего епископа метрополии Апамейской, сказал: «То же самое определяю и я, согласно со святыми отцами, против Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, и лишаю его всякого священнического служения и достоинства)». Критониан, (епископ метрополии) Афродисиадской, (сказал: «Согласно с приговором, произнесенным отцами нашими, святейшими и блаженнейшими архиепископами великих и царствующих городов, против Диоскора, бывшего епископа великого города Александрии, не повиновавшегося второму и третьему, по правилам, вызову, и я определяю лишить его всякого священнического чина и служения)». |
По свидетельству Аппиана, Селевк Никатор († 280) разделил свое царство на 72 сатрапии. В частности, по Посейдонию, сатрапия Сирия разделена была на две провинции, северную или Селевкиду с округами Антиохийским, Селевкийским, Апамейским и Лаодикийским, и южную или Келесирию, подразделявшуюся на четыре округа 696 . Один из этих округов по Древ. XII, 4, 1. 4, составляла Самария. Как можно заключать из 1Мак. 10:30; 11:34. 28 , сравнительно с временем Ездры и Неемии, территория Самарии при Селевкидах была расширена присоединением к ней иудейских округов Лидды, Аферемы и Рамафаима. По-видимому, к Самарии принадлежал также и приморский берег с городами Аскалоном, Азотом, Ямнией и Иоппией 697 . Плиний причисляет также к Самарии и лежавший к востоку от Тивериадского озера город Гамалу 698 . Отсюда Гельшер заключает, что к Самарии в эпоху Селевкидов причислялась и Галилея 699 . Хотя Плиний в другом месте представляет Галилею частью Иудеи, прилегающей к Сирии, однако указанное заключение может считаться вероятным. Подтверждением его служит свидетельство 1Мак. 10:30 . В данном месте сообщается, что царь Димитрий II († 125) присоединил к Иудее три округа от Самарии и Галилеи. Из параллельных мест видно, что присоединены были только три округа от Самарии ( 1Мак. 10:30; 11:34. 28 ). Отсюда замечание 1Мак. 10можно понимать, как указание на то, что при Селевкидах Галилея считалась за одну область с Самарией 700 . В 145 г. три самарянских округа Лидда, Аферема и Рамафаим были отняты от Самарии и присоединены к Иудее, а при Иоанне Гиркане († 104) вся Самария на время слилась с Иудеей. Как особый административный округ, Самария является вновь только после завоевания Палестины Помпеем (63 г.), причем в это время она причисляется к Сирии. Границы самарийской области для этого времени и следующего столетия (I в. Р. Хр.) указываются у И. Флавия. „Страна самарян», говорит И. Флавий, „лежит в средине между Галилеей и Иудеей. Она начинается у деревни Гинеи на большой равнине и кончается у акраббимского округа. |
На лицевой стороне Апамейской монеты, вокруг головы императора, стоит надпись: ΤΙ ΑΥΤ. Κ. Λ. СЕПТ – СЕОУНРОСПЕР. На обороте вокруг Ноева ковчега: ΕΠΙ. ΑΓΩΝΟΘΕΤΟΥ. АРТЕМА. Г; в сегменте: ΑΠΑΜΕΩΝ. (При Артемасе, агонофете в 3-й раз [монета] апамеян) – Æ. Eckhel, Doctrina Numm. III, p. 182–185. Затем изображение Ноева ковчега утвердилось в Апамее, и мы находим тот же тип в совершенно точных копиях на монетах: Императора Макрина (217–218): (Eckhel. 1. с. р. 133. О). Тот же тип; на ковчеге ΝΩΑΕ. ΑΠΑΜΕΩΝ – Æ. Императора Филиппа Старшого (244–249): (Eckhel., 1. с., 183. О) ЕП. M. AVP. ΑΛΕΞΑΗΔΡΟV. В. в сегменте: ΑΠΑΜΕΩΝ. (При Марке Аврелии Александре, первосвященнике в 2-й раз [монета] апамеян.) Тот же тип; на ковчеге ΝΩ – AE – Æ. Musée Pembrock, part. III. Tab. 78. Итак, на древнейших греческих памятниках, голубь не отделяется от изображения Ноева ковчега. To же самое найдём мы на римских надписях, из которых для примера приведём надгробную плиту, поставленную отцом и матерью, Epictetus et Felicia, своему четырнадцатилетнему сыну, из пещер св. Агнии 393 . Налево от надписи закрытый ковчег: направо – открыта крышка ковчега, и Ной протягивает руку к прилетающему к нему голубю, у которого масличная ветвь в лапках. Художник так точно выразил значение слова κιβωτς что сделал ножки под ковчегом, украсив его в роде настоящего сундука. На другой надписи, изданной у Болдетти 394 , заметно уже отступление от первоначального полного типа и начало раздвоения символов. Virginie incomparabi li filie Petronius virgini que vixit annis XXV dies V. B, M. dormit in pace. Налево сидит голубь с веткою в клюве; под ним ковчег в виде кубического ящика с круглым отверстием. Из пещер св. Каллиста. Наконец, примером совершенного отделения голубя от ковчега послужит нам надпись из Ватиканского собрания, поставленная Кириаком в память умершей супруги. На правой стороне изображён голубь с масличною веткою в клюве; при нём написанное „рах“ 395 раскрывает нам тайное значение этого символа, хотя и отдельно от Ноева ковчега. На такое символическое значение ясно указал и Тертуллиан : „голубь, возвратившиеся с масличною ветвью возвестил вселенной мир“. |
Кроме того, из авторов конца IV – начала III в. надо назвать имя Арата из Сол (ок. 310–245 гг.), автора знаменитой дидактической поэмы «Явления», в которой излагается Евдоксоватеория сфер, описываются различные небесные явления и дается первое у греков систематизированное описание созвездий. При описании этих явления Арат опирался на какой-то чрезвычайно древний источник, самые первые данные которого относятся, по современным вычислениям, к III тыс. до н. э. Перипатетик Евдем Родосский пишет первую «Историю астрономии», а Евклид подводит итог современной ему астрономии в своих «Явлениях». Эллинистическое время характеризуется, во-первых, все возрас-тающим влиянием астрологии, начало которой в Греции положил вавилонский жрец, историк и астролог Берос (Бел-ушур, ок. 350–280 гг.), основавший в 280-х гг. на Косе астрологическую школу, во-вторых, глубоким знакомством эллинской науки с материалами вавилонских наблюдений (в частности, указывают на записи жреца Кидинну), и в-третьих, развитыми математическими построениями. Например, Аполлоний Пергский предложил теорию эпициклических форм движения планет, вытеснившую теорию гомоцентрических сфер Евдокса 668 . Самым же знаменитым астрономом этого времени был Гиппарх из Никеи (ок. 190–125 гг.), главной заслугой которого было создание звездного каталога, включавшего 850 звезд с их угловыми координатами, а также разделение видимого блеска звезд на шесть звездных величин, которыми мы пользуемся и сегодня. Здесь он опирался на звездные списки своих предшественников в деле каталогизации – Тимохариса и Аристилла (перв. пол. III в.). Плиний говорит, что к составлению каталога его побудило наблюдение сверхновой звезды 134 г. Он же проделал множество точных наблюдений: составил таблицы движения Луны и Солнца, определил различные аномалии этого движения, с точностью до нескольких секунд вычислил продолжительность солнечного тропического года и синодического месяца, вычислил наклон плоскости лунной орбиты, открыл и определил скорость вращения узлов лунной орбиты, и, наконец, открыл явление прецессии равноденствий, то есть прецессии оси вращения Земли. Он же считается изобретателем важнейшего астрономического прибора дотелескопной эпохи – астролябии. Глубоким вниманием к физической проблематике отличались средние стоики, из которых Посидоний Апамейский пытался построить всесторонне разработанную физическую картину мира. Он исследовал связь между приливами-отливами и фазами Луны, развивал климатические астрономические теории. Именно у Посидония впервые встречается тот порядок светил, которого придерживалась вся последующая античная астрономия: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн 669 . Последователь Посидония, астроном, математик и астролог Гемин с Родоса (рубеж I в. до н. э. – I в. н. э.), написал известный и сохранившийся до наших дней комментарий на «Введение в астрономию» Посидония. |
[Греч. Μαυρκιος; лат. Mauricius] и 70 воинов (ок. 305), мученики Апамейские (пам. 22 февр.). Согласно позднему греч. Мученичеству, изданному в составе Житий Симеона Метафраста, имп. Максимиан (286-305, 307-308), желая укрепить власть, тщательно следил за соблюдением всеми гражданами языческих обычаев и лично посещал различные области империи. Однажды он прибыл в Апамею, столицу пров. Сирия Вторая, и получил от местных жрецов донос, что М. и 70 подвластных ему воинов не почитают богов и называют себя христианами. Император пришел в ярость, узнав, что в его армии находятся солдаты, к-рые проявляют неуважение к гос. религии и лично к нему, даровавшему им столько милостей и наград. Он приказал устроить судилище в публичном месте, называемом Амаксика, между сев. воротами Апамеи, созвать туда всех жителей города и привести обвиняемых. На допросе М., а вслед за ним Феодор и Филипп, к-рый был уже в преклонном возрасте, и их сослуживцы исповедовали себя христианами, обличили языческих богов и отказались совершить жертвоприношения. Разгневанный Максимиан велел снять с воинов пояса, тем самым лишив их воинского звания, но и это унижение не сломило христиан. Император дал им 3 дня на раздумья, заключив в темницу, а затем подверг новому допросу. Среди подсудимых он увидел юношу. Узнав, что это Фотий, сын М., по происхождению римлянин, Максимиан попытался через него повлиять на остальных и принудить их поклониться богам. Однако юноша не поддался на уговоры правителя и открыто исповедовал Христа, после чего др. солдаты еще смелее отвечали императору. Тогда Максимиан приказал подвергнуть М. и 70 воинов пыткам: их били воловьими жилами, бросили в разведенный костер, однако огонь не причинил мученикам никакого вреда. После этого воинов привязали к столбам и стали строгать железными когтями. Император приказал отрубить Фотию голову на глазах у отца, но мученическая кончина сына внушила М. и бывшим с ним лишь еще большую надежду на скорую встречу со Христом. По приказу Максимиана воинов вывели за город в болотистое место, поросшее травой, между 2 рек и озером, где в летнюю пору (был июль) обитало множество комаров, оводов и др. насекомых. Обнаженных М. и др. воинов привязали к деревьям, обмазав их медом, а перед ними положили останки Фотия. В течение 10 дней и ночей святые претерпевали страшные мучения, после чего скончались. Император приказал отрубить им головы и оставить без погребения на съедение птицам и зверям, но христиане тайно похоронили мучеников в том месте. Впосл. частицы мощей М. и пострадавших с ним находились на Кипре в архиепископии Никосии ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 214). |
Услышав тя глаголавша, яко не исповедующих истинныя, православныя веры жребий есть огнь неугасимый, зело разгневася Аквилин и повеле тя, святый Трифоне, повесив, бити; ты же, в повелении сем услышав Господень глас, призывавший тя на страдальческий подвиг, возопил еси Богу: Аллилуиа. Икос 10 Яко свеща огнем возгарается, тако душа твоя, святый Трифоне, возгореся любовию к возлюбившему тя Богу, и, услышав повеление игемона, еже на тя, сам совлекл еси ризы твоя и тело твое предал еси в руце мучителей, да сотворят вся, яже повеле игемон. Зряще таковую ревность твою по Бозе, вси вернии глаголаху: Радуйся, с веселием уготовавый себе к приятию ран за Христа; радуйся, риз своих совлекийся ради обнаженнаго некогда за грехи наша Искупителя. Радуйся, добровольно в руце мучителей себе предавый, Христу подражая; радуйся, от них связанный и повешенный на мучение. Радуйся, приявый за Христа лютая ударения; радуйся, три часа терпевый нещадное биение. Радуйся, мучиму бывшу, ни единаго стенания и ни единаго гласа испустивый; радуйся, биения, узы, раны, опаления и иныя многоразличныя страдания претерпевый. Радуйся, в молчании приявый ударения, от нихже ранами изъязвися тело твое; радуйся, страданием своим силу Божию прославивый. Радуйся, терпением своим мучителей посрамивый; радуйся, подвигом своим христиан возвеселивый. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 11 Видеша терпение и подвиг твой, святый Трифоне, еще же и адамантову крепость твою, и прославиша предстоящии людие Подвигоположника Христа Бога песнию: Аллилуиа. Икос 11 Яко стену тверду и непоколебиму виде тя нечестивый судия, обаче не прослави Бога, даровавшаго тебе крепость сию, но паче тщашеся склонити тя и лестию и страхом смерти, да принесеши жертву бесовом. Ты же, святый мучениче, исповедав во ушию всех веру Христову, обличил еси безумие гонителей и показал еси мудрость тех, иже во Христа веруют; игемон же, измышляя на тя иная мучения, повеле тя со столпа сняти и, привязав к коню своему, влече за собою. Мы же потщимся прославити страдания твоя: |
Радуйся, от малых лет совершенную любовь к Богу показавый; радуйся, заповедей Его не токмо слышатель, но и делатель от младенчества бывый. Радуйся, от юности твоея добродетели христианския стяжавый; радуйся, от малых лет житием, верою и любовию твоею Богу угодивый. Радуйся, дар исцелений от Него приявый; радуйся, дар той на пользу ближним иждивающий. Радуйся, многоразличныя болезни исцеляющий; радуйся, в недузех облегчение дарующий. Радуйся, страдания в радость обращающий; радуйся, исцеления сия во славу Божию совершающий. Радуйся, теми истину веры православныя показующий; радуйся, теми нас к славословию Бога возбуждающий. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 3 Верою и любовию стяжал еси от Бога власть изгоняти духи нечистыя, мучащия человеки и претящия им воспевати Богу: Аллилуиа. Икос 3 Видя дарованную ти, святый мучениче, силу Божию, вспять бежаша демони, имиже одержими бяху бесноватии людие. Видящии же сия, воспеваху ти сице: Радуйся, от Бога власть на нечистыя духи приявый; радуйся, силою Божию сих изгоняющий. Радуйся, врагу человеческому вредити людем возбраняющий; радуйся, козни диавола и ангелов его разрушающий. Радуйся, силу их низлагающий; радуйся, безсилие их являющий. Радуйся, страхом и трепетом их поражающий; радуйся, веры Христовы силу показующий. Радуйся, верных к прославлению Бога воздвигающий; радуйся, в бедах и скорбех сущих прибегати к предстательству святых наставляющий. Радуйся, в нуждах наших обращатися к Богу научающий; радуйся, помощниче наш, Богом нам дарованный. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 4 Восхотев тобою обратити языки от пути нечестия и открыти им путь истинный, ведущий в Живот Вечный, си есть веру истинную, веру православную, даже до Рима из Компсады приведе тя Господь, да и в чертогах царских проповеси Бога и тамо многия научиши пети Ему: Аллилуиа. Икос 4 |
Византийское общество и экономические условия его быта развивались в направлении, какое им дано было вследствие соприкосновения греко-римских обычаев и воззрений с обычаями и воззрениями народностей, вошедших в этнографический состав Империи. Преобладающее значение в этом отношении принадлежало славянскому племени, национальный гений которого играл в судьбах учреждений Восточной Римской империи роль, аналогичную с той, какая в судьбах учреждений Западной Римской империи принадлежала гению германскому. Привнесение славянского элемента в Восточную империю совершалось тем же путем, как и элемента германского в империю Западную, с тем главным отличием, что славяне на два столетия, как в деле мирной колонизации, так и вооруженного занятия греческих областей, отставали от германцев. Первые поселения германцев на римской земле совпадают с началом христианской эры, между тем исторические свидетельства о поселениях славян за Дунаем начинаются (минуя легендарные указания) лишь со времени Константина Великого . 1714 Основание германских государств в Западной Евро-ре произошло в V в., государства славянские – хорватское, сербское и болгарское – основаны только в VII в. по Р. Хр. Славянская колонизация в Малой Азии началась еще позже – тогда, когда славянские государства были уже основаны на Балканском полуострове и когда, помимо областей, отошедших к этим государствам, и другие части европейских владений Византии, Македония, Фессалия, средняя Греция и Пелопоннес значительно были ославянены: из трех больших славянских поселений в Малой Азии, о которых знает история, первое относится к 664 г. (поселение 5000 славян в селении Скевоковоле, в апамейской области, в Сирии), второе – к 687 г. (поселение в Опсикии массы славян, о численности которых можно догадываться по тому, что они выставляли правительству военный отряд в 30000 чел.), третье – к 754 г. (поселение около 208000 славян на Артане). 1715 Несмотря, однако же, на то, что славяне позже германцев пришли в соприкосновение с греко-римским соци-ально-общественным строем, этот последний в момент соприкосновения был тождествен или почти тождествен на востоке и на западе Европы, так что особенности, какие он представляет в последующее время на Востоке, сравнительно с Западом, могут быть объяснены только различием обычаев и образа жизни славян и германцев и отчасти различным отношением правительственной власти в Византии и в западно-европейских государствах. |
| |