Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Наталия Наумова подчеркнула, что Рособрнадзор поддерживает появление авторитетных профессиональных ассоциаций, способных участвовать в общественной аккредитации вузов, и что ведомство готово содействовать становлению и развитию теологической ассоциации. Ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Лубков отметил, что Общецерковная аспирантура, где собрались сегодня участники конференции, является общероссийским центром воссоздания российских традиций преподавания теологии, которая сегодня охватывает значительную часть российских вузов — как светских, так и духовных. Руководитель МПГУ подчеркнул значимость подготовки учителей в теологической области, поскольку предметы «Основы религиозной культуры и этики», «Основы православной культуры» требуют высококвалифицированных педагогов. По окончании выступления Алексей Лубков передал митрополиту Илариону диплом и знаки отличия почетного профессора МПГУ. Этого звания ректор ОЦАД был удостоен решением Ученого совета главного педагогического университета России от 23 октября 2017 года. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла митрополит Иларион вручил ректору МПГУ медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». Выступление ректора Северо-Кавказского федерального университета Алины Левитской было посвящено месту теологии в укреплении единства многонациональной и поликультурной России. «Потребность в профессиональных теологах у нас в регионе связана, прежде всего, с ростом воздействия деструктивных нетрадиционных религиозных движений на граждан, не имеющих религиоведческих знаний», — сказала Алина Левитская. Затем участники конференции перешли к обсуждению озвученной Михаилом Стрихановым инициативы создания Научно-образовательной теологической ассоциации. В поддержку этой инициативы выступили митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, митрополит Саранский и Мордовский Зиновий, председатель Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии по теологии Ефим Пивовар и ректор Российского исламского университета Артур хазрат Сулейманов.

http://patriarchia.ru/db/text/5133294.ht...

Воспользуемся, слуш., предложенными средствами, в минуты случаев, подвигающих нас на гнев. Не дадим в душе нашей места неправедному гневу, дабы он не навлек на нас гнева Божия. Аминь. Слово о том, сколь трудно обуздать свой гнев Гнев и ярость да возмется от вас. Еф. 4:31 . Гнев расстраивает тело и обезображивает душу. Гнев людям неприятен, гнев Богу противен. Гнев теряет много на земли, лишается всего на небе. После этого надлежало бы нам охотно, тщательно, решительно укрощать гнев свой. За всем тем, как мало таких людей, которые обуздывают порывы своего гнева! От чего же это? Оттого, что гнев обуздывать трудно: а почему обуздывать гнев затруднительно, то увидим в следующем слове. Гнев обуздывать трудно потому, что оный злокачественно действует на нашу мыслящую силу. Гнев смущает и омрачает ум. Ум, смущенный и омраченный, не в состоянии судить хладнокровно и здраво. Оттого предметы гнева представляются душе нашей в преувеличенном виде, стесняют ее, не дают нам возможности припомнить правила благоразумия и извлечь умозаключение, могущее успокоить нас, при неприятной встрече с оскорблениями. В этом случае гнев действует в нас, подобно сильному, стремительному потоку вод, который уносит с собою все, что ему ни встречается. Тут рассудок, память, воображение стремятся вслед гнева, как мчится ладья по быстрой реке без кормчего. Тут трудно собраться с мыслями, а потому трудно и удержаться от порывов гнева. Гнев обуздывать трудно еще потому, что он сильно действует на наше сердце. Потрясая наши нервы и волнуя кровь, гнев тревожит наше сердце, увлекает его могущественною силою. Оттого разгневанный человек приходит иногда в самозабвение и в исступление, при котором он уже не владеет собою, и стремится туда, куда влечет его страсть гнева. Гнев трудно обуздывать и потому, что он не отнимает у человека права на честь подобно другим страстям, каковы, например, пьянство и распутство. Гневная страсть не позорна. Законы ее не преследуют. Этою страстью часто хвалятся. Гнев извиняют примерами высших знаменитых людей, если не настоящих, то прошедших времен. Гневались вельможи, гневались цари. Недостаток страха быть наказанным и подвергнуться бесчестию за гнев много содействует гневу разгораться в душах наших.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-preosvj...

25 нояб. 1892 г. Милость Божия буди с Вами! Поздравляю с обретением покойной квартиры и с жизнию, тихо текущею. Церкви далеко... не всегда удобно добираться до них. Но зато приятнее бывать в них, потому что промежутки раздражают желание к ним. Загадываете пробыть там до конца зимы – Бог благословит. Может быть, привыкнете к тамошнему воздуху и пожелаете совсем там устроить свою оседлость. И это можно. Город знаменит благочестием жителей. Спасать душу там не покажется особенностию какою. Пост увидели вы подходящим. Поздравляю. Ныне и у нас ему начало. Там вам можно сколько угодно говеть, исповедаться и причащаться. Помоги Вам, Господи, пристроить к воспитанию Машу, а ее да благословит Господь обучиться всему добре. Лиза отбывает повинность юношества... Пусть ведает, что на все мера должна быть... и что суета суетствий – не есть нормальная жизнь. Благослови Вас, Господи! Ваш доброхот Еп. Феофан. 296. В Арзамасе церквей, сколько ходите. О памятовании смертного часа В Арзамасе церквей, сколько ходите, и старцев, и стариц, покой душевный – вот и рай. О памятовании смертного часа. 18 дек. 1892 г. Милость Божия буди с Вами! Вы совсем привыкаете к Арзамасу – и Вас там приголубливают. Вот и матушка начальница Арзамасской общины – конфектиков Вам надавала. Если Богу угодно, и там оседлость для Вас хороша будет. И церквей сколько хотите, и причащаться Св. Таин сколько душе угодно; и старцев найдете и стариц на всякую потребу... Если к сему присоединится и покой душевный, то вот и рай. Черничка и Илья собирались говеть. Если исполнили – доброе дело. Буди им во спасение! Лиза рвется душу спасать, но постоянства не умеет себе добыть. – Пусть просит о сем Господа и Матерь Божию; а между тем и сама себя понукает. – Чтоб понукание силу имело, пусть держит в мысли, что вот-вот смерть, с полною уверенностию, что так и будет. Тогда некогда будет отлагать, ибо на душе будет, что только эта минутка и осталась. – В час же смерти будет кричать: дай, Господи, минутку, дай минутку, – да не будет дана... Потому что теперь имеет их много и презирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

И поклонитца рядовым поклоном. Таков наказ отдан столнику князю Петру Ивановичу Прозоровскому октября в 15 день. Донесение царю Алексею Михайловичу подьячего Порфирия Оловеникова с уведомлением, что патриархи александрийский и антиохийский прибыли в Арзамас и спешат поездкой и что туда же прибыл с царскими грамотами к патриархам стольник Петр Савич Хитрово Получено 16 Октября 1666 г. (На левой стороне столбца): Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. – В приказ Тайных Дел. – (Помета): 175-го октября в 16 день с арзамаским пушкарем с Спиркою Жуковым. Государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу. Холоп твой подьячий Першка Оловеников челом бьет. В нынешнем государь в 175-м году октября в 3 день, по твоему великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа великия и малыя и белыя Росии самодержца указу, послан я холоп твой к святейшим вселенским к Паисию папе и патриарху александрейскому и к Макарию патриарху антиохийскому с твоею великого государя грамотою, и октября ж государь в 7 день приехал я холоп твой в Арзамас, и в Арзамасе ту твою великого государя грамоту им святейшим патриархом я холоп твой подал; а пришли государь они в Арзамас октября в 6 день, и святейшие патриархи приняв твою великого государя грамоту за тебя великого государя и за твой государевой дом Бога молили и на твоей великого государя милости били челом. А столник Петр Савич Хитрово в Арзамас приехал в 7-м же числе в ночи и с твоими великого государя грамотами у святейших патриархов был в 8-м числе. А из Арзамаса государь святейшие патриархи пойдут в Муром в 9-м числе и идут к тебе великому государю наспех с великою радостию и желают видеть твои государские пресветлые очи. А с сею государь отпискою послал к тебе великому государю я холоп твой арзамасского пушкаря Спиридонка Жукова октября в 8 день. Грамота патриархов, александрийского и антиохийского к царю Алексею Михайловичу с уведомлением, что их встретил полковник Артемон Матвеев и сопровождает в пути

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Есть еще две такие общины в окрестностях Арзамаса: Ардатовская и Дивеевская, недавно устроенная с благословения старца Саровской пустыни Серафима. Как бы особенная благодать Божия почивает на сих пределах, где по соседству Саровской и Санаксарской пустынь, устроилось столько многолюдных общин, руководимых советами старцев! Арзамасская обязана своим началом благочестивому труженику, из дворянского рода Ушаковых, отцу Феодору, в мире Иоанну, который, находясь на службе царской, при Императрице Елисавете, оставил мир, будучи поражен внезапною смертью одного из своих товарищей. Он тайно ушел из столицы и долго скитался по отдаленным пустыням, доколе не был взят в Киеве, как не имевший при себе вида. Узнав о его прежней службе по гвардии, представили вольного инока Императрице; она же, по свойственному ей благочестию, только упрекнула его, зачем не открыл ей своего задушевного помысла, и разрешила ему постричься в обители Невской. Множество учеников и учениц стали стекаться к благоговейному иноку, возбуждая тем зависть братии, и для избежания оной удалился Феодор в Саровскую пустынь. За ним последовали многочисленные его ученики: посему иноки Саровские посоветовали ему испросить для своей общины приходившую тогда в упадок Санаксарскую пустынь того же уезда. Послушался их совета отец Феодор, и, будучи посвящен в иеромонахи, сделался настоятелем Санаксарским. Но его заботила бесприютная участь многочисленных учениц, которые также все оставили, чтобы идти вслед за ним, и он испросил для них у духовного начальства недавно упраздненную в Арзамасе, женскую Алексеевскую обитель, где свободно могли они поместиться. Число их возросло до 150 еще при жизни отца духовного, который часто их навещал, чтобы пользовались его советами. Они не приняли на себя монашеских обетов, но правила данные им отцом Феодором были строже всякого обета, и доселе исполняются с чрезвычайною точностью. Все у них должно быть общее и послушание настоятельнице безусловное; она же обязана с кротостью и благоразумием, наблюдать за нравом каждой сестры, для сохранения мира и удаления нерадивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Над Каретниковым и Клепиковым стоял «рентмейстер» Семен Дьяков, которому Синод 4 октября 1721 года поручил быть синодальным комиссаром и ведать «приход и расход синодальной денежной казны». Дьяков только недавно был прислан из Сената по требованию Синода для определения к делам монастырского приказа, в начале сентября монастырский приказ назначил его комиссаром приказа при Синоде. Синодальное постановление 4 октября состоялось за неимением при Синоде канцелярских служителей. В декабре 1721 года, при отъезде Синода в Москву, Дьякову поручено и отправление секретарской должности при остающихся в Петербурге членах 2198 . Таким образом, Дьяков оказался отправляющим «три службы»: комиссарскую, секретарскую и рентмейстерскую 2199 . В Арзамасском уезде он имел пчел в общем владении с одним священником 2200 , в Петербурге купил дом беглого помещичьего крестьянина 2201 . В мае 1723 года он неожиданно был арестован по оговору одного колодника-иеродиакона в денежных злоупотреблениях и продержан в преображенской канцелярии двенадцать дней. Оговор оказался не доказанным, оговорщик был бит кнутом за клевету, Дьяков освобожден, однако, потому ли, что оговор был признан не невероятным, или потому, что всякая клевета оставляет пятно на репутации, только Дьяков прежнего места не получил, был рассчитан жалованьем по 300 рублей в год, но в конце концов остался на службе в духовном ведомстве, хотя и не в синодальной канцелярии 2202 . За неимением в петербургском синодальном доме удобного и безопасного места для хранения «синодальной денежной казны», Синод в июле 1721 года, по заявлению приходорасходчика, решил хранить свою казну на будущее время, за караулом своих же солдат, в петербургском гарнизоне в городовой крепости в казарме, об отводе которой было сделано сношение с военною коллегией 2203 . А до этого времени синодальные суммы хранились в «передней светлице», под караулом солдат 2204 . Главные суммы, как видно из бюллетеней, были в Москве, и однажды, в июле 1724 года, произошел такой случай, что остававшиеся в Петербурге асессоры не имели из чего получить жалованье и заняли для Синода у купцов 2000 рублей под вексель с погашением в Москве: тысячу у полтавского купецкого человека Семена Бужинского и тысячу у переяславца Ивана Кашинцева 2205 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Об усилиях комиссии по сдерживанию широко развернувшейся кампании по закрытию храмов дает представление таблица, составленная на основании архивных данных: Но сдержать волну беззакония комиссия, конечно, не могла. Сами ее попытки призвать к закону в партийно-советской среде воспринимались как «нарушение партийной линии». Стали обычным явлением «доносы» на членов комиссии в высшие партийные органы по обвинению в намеренном сдерживании «наступления на антирелигиозном фронте». К примеру, на родине митрополита Сергия Страгородского Арзамасский горисполком, который закрыл все церкви и длительное время не реагировал на обращения комиссии, прислал в конце концов такой иезуитский ответ: «Всякое отступление в вопросе ликвидации церквей вызовет новое оживление монашеского и поповского элемента, что, безусловно, внесет большой тормоз и прямой срыв работы в районе» 163 . В ноябре 1936 года открылся VIII Всесоюзный съезд Советов, на котором должны были рассматриваться поправки к проекту конституции и приниматься Конституция СССР. С докладом о проекте Конституции СССР выступил И. В. Сталин, сказавший: «Далее идет поправка к статье 124-й Конституции, требующая ее изменения в том направлении, чтобы запретить отправление религиозных обрядов. Я думаю, что эту поправку следует отвергнуть как не соответствующую духу нашей Конституции. Наконец, еще одна поправка, имеющая более или менее существенный характер. Я говорю о поправке к 135-й статье проекта Конституции. Она предлагает лишить избирательных прав служителей культа, бывших белогвардейцев, всех бывших людей и лиц, не занимающихся общеполезным трудом, или же, во всяком случае, – ограничить избирательные права лиц этой категории, дав им только пассивное избирательное право, то есть право избирать, но не быть избранным. Я думаю, что эта поправка должна быть отвергнута. Было время, когда эти элементы вели открытую борьбу против народа и открыто противодействовали советским законам… За истекший период мы добились того, что эксплуататорские классы уничтожены, а Советская власть превратилась в непобедимую силу. Не пришло ли время пересмотреть этот закон? Я думаю, что пришло время» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

К тому же такое славословие кудесника никак не согласуется с историческими, летописными фактами. Исследователи уже заметили, что войны Руси против Византии носили довольно странный характер, судя по русским летописным сообщениям о них и зарубежным источникам. Во всяком случае, они имеют не ту мотивацию, какая утвердилась в нашей исторической науке. Лев Гумилёв даже считал, что Руси вообще не из-за чего было воевать с Византией. И это подтверждает сам факт принятия нами христианства именно оттуда. («Древняя Русь и Великая степь», М., «Мысль», 1989). Во всяком случае, в год своей смерти Олег заключает знаменитый договор с греками, для чего посылает туда своих мужей. Договор этот отличался особой доверительностью: «По первому слову, помиримся с вами, греки, и станем любить друг друга от всей души и по всей доброй воле, и не дадим свершиться, поскольку это в нашей власти, никакому обману или преступлению от находящихся под рукой наших светлых князей, но постараемся, как только можем, сохранить в будущие годы и навсегда с вами непрерывную и неизменную дружбу, открытым объявлением и преданием письму с закреплением клятвой удостоверяем» (Лаврентьевская летопись. Издательство Арзамасского государственного педагогического института, 1993). То есть, ни о какой славе Олега в связи с покорением Царьграда, о чём говорил ему кудесник в своем предсказании, не могло быть речи. В высшей мере примечательно, что в договоре говорится о недопущении обмана. Ведь именно обман запечатлён в летописной легенде, что и стало главной темой пушкинской баллады. В таком случае, хазары здесь при чём, в поход на которых сбирался Олег, на пути которого оказался кудесник, вышедший из «тёмного леса» и переменивший всю судьбу вещего князя? Но если в летописи поминается о щите на вратах Цареграда, то есть о его покорении, значит, договорённости с Византией нарушались именно Русью. Кем и почему? – этот вопрос не такой простой. Его не заслонить кочующим, как штамп, даже по историческим работам утверждением, что это-де было свидетельством могущества Олега. Но из такого славословия выпадает нравственная, да и просто логическая оценка исторического факта, который всё-таки имел место быть.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/17/...

Дворник вышел, я стал торопиться одеваться, боясь взглянуть на стены. «Что за вздор, — подумал я, — чего я боюсь, точно дитя. Привидений я не боюсь. Да, привидений… лучше бы бояться привидений, чем того, чего я боюсь. — Чего? — Ничего… Себя… Ну вздор». Я, однако, надел жесткую, холодную крахмальную рубашку, засунул запонки, надел сертук, новые ботинки и пошел к харьковскому помещику. Он был готов. Мы поехали в «Фауста». Он еще заехал завиться. Я обстригся у француза, поболтал с французом, купил перчатки, все было хорошо. Я забыл совсем номер продолговатый и перегородку. В театре было тоже приятно. После театра харьковский помещик предложил заехать поужинать. Это было вне моих привычек, но когда мы вышли из театра и он предложил мне это, я вспомнил о перегородке и согласился. Во втором часу мы вернулись домой. Я выпил непривычные два стакана вина; но был весел. Но только что мы вошли в коридор с завернутой лампой и меня охватил запах гостиницы, холод ужаса пробежал мне по спине. Но делать было нечего. Я пожал руку товарищу и вошел в номер. Я провел ужасную ночь, хуже арзамасской, только утром, когда уже за дверью стал кашлять старик, я заснул, и не в постели, в которую я ложился несколько раз, а на диване. Всю ночь я страдал невыносимо, опять мучительно разрывалась душа с телом. «Я живу, жил, я должен жить, и вдруг смерть, уничтожение всего. Зачем же жизнь? Умереть? Убить себя сейчас же? Боюсь. Дожидаться смерти, когда придет? Боюсь еще хуже. Жить, стало быть? Зачем? Чтоб умереть». Я не выходил из этого круга. Я брал книгу, читал. На минуту забывался, и опять тот же вопрос и ужас. Я ложился в постель, закрывал глаза. Еще хуже. Бог сделал это. Зачем? — Говорят: не спрашивай, а молись. Хорошо, я молился. Я и теперь молился, опять как в Арзамасе; но там и после я просто молился по-детски. Теперь же молитва имела смысл. «Если ты есть, открой мне: зачем, что я такое?» Я кланялся, читал все молитвы, которые знал, сочинял свои и прибавлял: «Так открой же». И я затихал и ждал ответа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Воспитанниц уч-ща обучали преподаватели и выпускники Нижегородской ДС; со времени 1-го выпуска уч-ща (1872) классными воспитательницами работали и окончившие это уч-ще. По окончании курса в соответствии с уставом 1868 г. выпускницы получали звание домашних учительниц и имели право на пенсию по выслуге лет. Им преподавали общеобразовательные предметы и педагогику, а также обучали рукоделию и домоводству. В 1871 г. были основаны фундаментальная училищная б-ка и физический кабинет; с 1-й пол. 70-х гг. XIX в. действовала ученическая б-ка. В 1870 г. по благословению еп. Филарета (Малишевского) советом училища было положено основание капиталу для единовременной помощи выпускницам-сиротам. В 1874 г. еп. Иоанникий (Руднев) основал при уч-ще детский приют для призрения сирот из духовного сословия и «для приучения учениц женского училища к педагогическим занятиям с детьми как будущих матерей семейств и народных учительниц» ( Снежницкий. 1888. С. 408). В связи с ростом числа обучающихся в училище девиц (принимались представительницы всех сословий) при еп. Филарете (Малишевском) помещения домовой церкви и столовой расширили. В 1892 г. Введенская ц. была вновь расширена, 11 окт. того же года ее освятил еп. Владимир (Никольский). В 1888 г. в уч-ще обучались 344 воспитанницы, в 1900 г.- 378 воспитанниц (из них 306 из духовного сословия), в 1902 г.- 471 воспитанница. В 1900 г. в приюте жили 21 девочка и 9 мальчиков. Последний выпуск уч-ща состоялся в мае-июне 1918 г. Введенская ц. закрыта в 1919 г. Церковно-учительская школа была учреждена в Н. Новгороде еп. Модестом (Стрельбицким) в 1886 г. (официально открыта 6 сент. 1887). Ее целью являлась подготовка выпускников духовных уч-щ и недоучившихся семинаристов, являвшихся кандидатами на места диаконов и псаломщиков, к работе учителями. Курс обучения длился 2 года. В школе имелась фундаментальная б-ка, действовало общежитие для учащихся. Вскоре после перевода в 1889 г. еп. Модеста с Нижегородской кафедры школа была закрыта из-за недостатка средств.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010