Наряду с архитектурой и живописью представители антикизирующего направления отдают должное внимание и искусству садов и парков, рассматривая их в едином ансамбле с соответствующей архитектурой. В XIXII вв. в Византии возрождается драматическое искусство и появляются теоретические трактаты (Иоанна Цеца, Ев; стафия Солунского и др.), посвященные анализу этого долго находившегося под запретом вида искусства. Особое внимание в антикизирующем направлении было уделено словесным искусствам 59 . Активно развивается риторика, ведутся дискуссии по поводу границ применения «украшенной» речи в тех или иных жанрах словесного искусства и т. п. Симеон Метафраст , например, вступает в прямую полемику с представителями патристического направления, утверждая превосходство искусства слова над живописью в деле «подражания» жизни. «Сколь ни мудра рука живописца в искусстве подражать жизни, -писал он, -и сколь ни изощрена воспроизводить образы предметов, слово сравнительно с изображением много искуснее показывает то, что ему угодно, и делает это наглядным, в более сильной степени побуждая к подражанию» 60 . Историки много рассуждают об искусстве истории. Одни из них, как Михаил Пселл (кстати, автор интересной теории красноречия), выступали против словесных украшений в исторических описаниях; для других, как для Никиты Хониата , сами занятия историей становятся источником необычайных наслаждений; по мнению третьих, историк должен использовать весь арсенал художественных средств, чтобы полнее донести до читателя истину об исторических событиях. Так считал, например, известный писатель Евстафий Солунский . Активизируется в данном направлении и чисто филологическая деятельность. Фотий, Арефа Кесарийский и тот же Евстафий Солунский много сил отдали изучению художественных особенностей античной литературы. Анализ «Одиссеи», например, дает Евстафию повод для размышлений об истинном и ложном в поэзии, о художественном значении вымысла, о великой «мудрости поэзии» Гомера. Много внимания, наконец, в антикизирующем направлении уделяли принципам аллегорического изображения как в живописи, так и в искусстве слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Но поскольку, по словам Досифея (Двенадцатикнижие. Кн. 3. С. 221), икономия, особенно в нынешнее время, для многих стала поводом к пороку, постольку, говорит он, перемещения бывают безрассудные и незаконные. Ведь допускаемое иногда из соображений икономии и по необходимости не становится законом для Церкви. Поэтому соборный ответ, который дал Мануил Константинопольский в 1250 г. и в котором сказано, что епископ, отказавшийся от своей епископской области, может быть перемещен в другую епископскую область по решению митрополита и остальных епископов, губителен и неприемлем как противоречащий правилам. И Арефа Кесарийский говорит: «Перемещения совершаются из-за алчности и желания пустой славы; каждое из этих побуждений омерзительно: одно как идолослужение, другое как болезнь денницы» (Aretha Caesariensis. Scripta minora. Vol. 1, 27. 28–30//В. G. Teubner. Leipzig, 1968.). И Юлий Римский писал евсевианам: «Если вы действительно считаете, что епископы обладают равной и одинаковой честью, а не судите о епископах по величине городов, то следовало бы тому, кому вверен небольшой город, оставаться во вверенном и не уничижатьвверенного. Если же он переходит в тот город, который ему не доверяли, то этим показывает, что, возлюбив пустую людскую славу, он презирает город, данный ему от Бога» (Julius I. Ad Antioch. 5//PL 8, 890A.). И папа Дамас, как повествует Феодорит (кн. 5, гл. 10), писал Павлину: «Переходящих из одной епископской области в другую мы считаем чуждыми нашего общения до тех пор, пока они не возвратятся в свою епископскую область. Если епископ перейдет из одного места в другое, а на его место будет рукоположен другой епископ, то оставивший свою паству пусть будет лишен архиерейского достоинства до тех пор, пока не скончается тот, кто был рукоположен в его епископскую область» (Theod. Суг. Hist. eccl. V, 11//PG 8 2, 1221D–1224A). (см. также: Сократ. Кн. 7, гл. 36) (PG 67, 817–821). Отметь, что из соображений икономии случалось и понижение епископов, т. е. перемещение из большей епископской области в меньшую. Так Иоанн Кодонат был перемещен из Александрии в Тир. Сказал кто-то из законоведов: «Принявшего две епископские области мы называем двоеженцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Основным автором комментариев в «катене Златоуста-Феодорита» выступает свт. Иоанн Златоуст, а выдержки из Феодорита приводятся по необходимости там, где толкования свт. Иоанна отсутствуют. Тот факт, что самым поздним автором здесь является Арефа Кесарийский (IX-X вв.), дало Доривалю основание предполагать, что составителем катены мог быть один из друзей или почитателей Арефы ( Dorival. 1993. T. 3. P. 100, 126-127). Первичная «катена Златоуста-Феодорита» сохранилась в ок. 13 кодексах X-XI вв. (наиболее полный текст в Vat. gr. 744, X в.). Определенные части данной катены содержатся в ряде др. рукописей. Часто текст нек-рых из них составлен из неск. разных К., к-рые по ряду признаков можно отнести к тому или иному типу принятой классификации. Если часть текста не может быть идентифицирована как элемент к.-л. др. известной катены, то она рассматривается как заимствованная из первичной традиции комментариев и гомилий. Части «катены Златоуста-Феодорита» содержатся в кодексах: Ath. Vatop. 660. Fol. 31-41 (X-XI вв., в данном случае добавление в рукопись сделано в XVI-XVII вв.) - на Пс 13-21. 21; Hieros. Patr. S. Sepulchr. 45. Fol. 9v - 123v, XI-XII в.,- на Пс 1-150; Ath. Esph. 73. Fol. 237v - 254v, XIII в.,- на Пс 106-118. B) Катена на Пс 11, 131, 141 и 150 кодекса Hieros. Sab. 231, XIV в. (CPG. С. 40. 5), составлена на основе гомилий свт. Иоанна Златоуста на псалмы (главный источник) и комментария Феодорита, дополненных схолиями свт. Афанасия (Пс 11, 141 и 150), прп. Исихия (CPG, N 6552 и 6553; Пс 131, 141 и 150) и фрагментом толкования Евсевия Кесарийского (Пс 141). Данная катена отличается от «катены Златоуста-Феодорита», т. к., во-первых, содержит др. разбивку на фрагменты гомилий свт. Иоанна; во-вторых, «катена Златоуста-Феодорита» не содержит схолий прп. Исихия Иерусалимского, а присутствующие в ней схолии свт. Афанасия и фрагменты Евсевия не совпадают с представленными в Hieros. Sab. 231. C) В «Первой катене Феодорита» Дориваль выделяет 2 катены Феодорита: первую, представленную кодексом Vat.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Открытие первой печати и явление белого коня с всадником, имеющим лук и венец, означают деятельность Апостолов; снятие второй печати и явление коня рыжего с всадником, имеющим большой меч, означают проповедь и страдания мучеников. Так изъясняет это место в своем «Толковании на Апокалипсис», гл. 13 и 14, Андрей, Архиепископ Кесарийский, учитель церкви пятого века. Так как мы будем часто ссылаться на его книгу, то сообщаем здесь сведения о ней. Хотя Андрей и не причислен Церковью к лику святых, тем не менее его «Толкование на Апокалипсис» есть самое авторитетное из всех толкований на эту книгу, потому что во многих случаях он основывался на учении св. Отцов: Иустина Мученика , Григория Богослова , Кирилла Иерусалимского , Епифания Кипрского и особенно Мефодия Патарскаго , которому он особенно часто и предпочтительно следовал. Это последнее обстоятельство очень важно, потому что Мефодий сам написал Толкование на Апокалипсис, но оно, к сожалению, до нас не дошло, и мы только в творении Андрея имеем мысли из Толкования на Апокалипсис этого авторитетного отца Церкви. Важны не отдельные только мысли, заимствованные Андреем у Мефодия, а еще то, что сочинения Мефодия оказали влияние на самый дух и характер толкования Андрея и на решение многих важных и темных вопросов. Толкование Андрея и само по себе имеет большие достоинства. Арефа уже подражал Андрею в своем «Толковании на Апокалипсис». Равно и «Толкование на Апокалипсис» Примазия, Епископа Адруметского, по авторитетности не равняется с творением Андрея, а может служить только дополнением к нему. На славянский, а позже на русский язык «Толкование на Апокалипсис» Андрея было переводимо многкратно. Доселе сохранились некоторые старинные переводы в рукописях. В 1625 в первый раз творение Андрея было напечатано в Киевско-Печерской лавре в переводе на славяно-русский язык, нарочито сделанном для этого Лаврентием Зизанием. Это издание было перепечатано в Москве в 1712 и в 1768г. Новый перевод на русский язык, сделанный И.М.Б., был издан в Москве в 1882г., и в 1884 вышел вторым изданием. В 1889г. Братством св. Петра Митрополита в Москве был издан старинный славянский перевод конца 13 в. с присоединением нового русского перевода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

. Первое слово в защиту святых икон гл. IV, Р. G. 94,1, 1236 . Опровержение иконоборчества, Р. G. 99, 457 D. Это, конечно, значит не то, что Христос изобразим лишь с определенного исторического момента и неизобразим, например, в иллюстрациях Ветхого Завета (в сотворении мира и т д), а то, что Христос изобразим лишь по воспринятой Им человеческой природе и никак иначе . Ср Meyendorff J Le Christ dans la theologie byzantine Paris, 1969, p. 260 . Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской СПб , 1892, с 389 Ссылка на «Полное собрание постановлений по ведомству православного исповедания» 2, с 163—164, 516 Это распоряжение повторяется в «Настольной книге для церковносвященнослужителей " С. Булгакова (Киев, 1913) «На антиминсах [ ] строго воспрещается изображать Господа Саваофа в виде ветхолетнего мужа, а святых Евангелистов в образе животных (прим., с. 789) . Симеон Новый Богослов. Слова богословские и нравственные. Критич.изд. с предисловием и французским переводом А.А. Даррузес. Париж, 1966, т. 1,с 105. . Творения, СПб., 1907, Опровержение 3-е, с 177; P.G. 99, 417. . Точное изложение православной веры Кн. 1-я, с. 16, P.G. 94,1,812 А . Манси XII, 181 А, русский текст там же, с. 405 Напомним, что уже была попытка создать икону Духа Святого «в птиче образе незнаеме», и «икона» эта была представлена на рассмотрение Собора 1554 г Икона и иконопочитание, с 9 «Языческая иконография является, так сказать, естественным Ветхим Заветом для христианской» (там же, с. 10—11) «Язычество оставило христианству уже выявленную идею иконы» (там же, с 14) Здесь протоиерей С Булгаков находится в полном согласии с историками искусства и в столь же полном расхождении с церковным пониманием происхождения христианского образа . Первое слово в защиту святых икон Гл. XVI (P.G. 94,1,1245); ср. Второе слово, гл. V (там же, кол. 1288), гл. VII того же Слова; Третье слово, гл. IV (там же, кол. 1321), гл. VIII (кол. 1328) и гл. XXIV—XXV (кол. 1344) . Толкование на Апокалипсис Андрея, архиепископа Кесарийского, VI века. М., 1889, с. 51. Это же позже повторяет и другой комментатор Апокалипсиса — Арефа, архиепископ Каппадокийский (P.G. 106, 568).

http://sedmitza.ru/lib/text/440371/

пол. II-ro в.). Более самостоятельны позднейшие толкователи: Григорий Агригентский в толковании на Екклизиаст (ок. 600 г.), Икумений в толковании на Апокалипсис (ок. 600 г.), Анастасий Никейский в объяснении Псалмов (кон. III-ro века). Особо нужно отметить известное толкование преподобного Андрея Кесарийекого на Апокалипсис (не позже 637-го года); впоследствии его переработал Арефа Кесарийский, современник Фотия. Толкование преподобного Андрея полно ссылок на древних, он часто приводит мнения даже доникейских писателей. Откровение он понимает аллегорически; в иных списках его книга даже прямо надписывается именем Оригена. IV. Nechonucцы 1. Христианское богослужение от начала имеет характер скорее догматический, нежели лирический. Это связано с его мистериальным реализмом. С человеческой стороны богослужение есть, прежде всего, исповедание, — свидетельство веры, не только излияние чувств. Именно поэтому догматические и богословские споры оставили такой заметный след в истории богослужебной поэзии… Уже в догматических спорах конца века ссылка на древние песнопения во славу Христа Бога получает силу богословского довода, как свидетельство от литургического предания. Василий Великий в спорах с арианами о божестве Духа опять-таки опирается на свидетельство литургического предания. Впоследствии папа Келестин выдвигает общий принцип, что закон веры определяется законом молитвы, — ut legem credendi smamuim lex supplicandi (Capimula Celestini, 8, alias 11, — известная нам редакция этих глав принадлежит, по-видимому, Просперу Аквитанскому). Так богослужебный чин получает признание в качестве догматического памятника или источника… В раннее время в богослужении очень значительное место занимает творческая импровизация (срв. 1 Кор. 14:26). [ 5 ] Так было еще и во втором, и в третьем веке (свидетельства Иустина Философа и Тертуллиана). Это были прежде всего гимны и псалмы, песни хвалы и благодарения. Достаточно назвать великую молитву в послании Климента Римского. Иные из этих древних гимнов остались в богослужебном употреблении навсегда (напр., «Свете тихий»; срв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Св. Мефодий, бывший епископом сначала Патар и находившегося недалеко от этого города местечка Олимпа Ликийского, а затем знаменитого Тира Финикийского, 275 скончавшийся мученически в преклонной старости пред самым торжеством христианства, в 311 или 312 году, завершает собою блестящую плеяду отцов церкви Восточной III века, совмещавших в себе с христианским образованием ученость классическую и пользовавшихся отчасти правилами диалектики и риторики в своей научно-литературной и проповеднической деятельности против враждебных церкви влияний. Первую заметную особенность его церковно-учительной деятельности составляет то, что предметы её всецело определялись и указывались специальными потребностями его паствы. Так Тир, главный город Финикии, был, как известно, одним из главных центров грубо-чувственного языческого культа Астарты (греческой Афродиты, латинской Венеры), влияние которого сказалось, кажется, и в области христианства при образовании учения гностиков сирийских – Валентиниан. Поэтому главное сочинение Мефодия посвящено изложению христианского учения о девстве и чистоте телесной, объяснению высокого достоинства христианской духовности, проявляющейся в господстве духовно-нравственных интересов существования над грубо-чувственными влечениями плоти. Это – συμπσιον, «пир десяти дев», – классическое сочинение в христианской литературе по предмету, о котором оно трактует: им пользовались в последствии как первоисточником Григорий Нисский (в слове «об образе и подобии Божием в человеке»), Арефа и Андрей епископы Кесарийские (в толковании на апокалипсис), из него делают выдержки Иоанн Дамаскин (в «священных параллелях») и патриарх Фотий (biblioth. cod. CCXXXIV). Затем целую группу его произведений составляют сочинения против оригенистов, которыми изобиловала, должно быть, его епархия, так как Ориген , как известно, в последние годы своей жизни находился в Тире. Хотя Мефодий, по словам Сократа (Ц. И. VI, 13), к самому Оригену выражал уважение – в одном из своих сочинений, называемом «Ксенос» (до нас несохранившемся), но против неразумных его почитателей, неправильно истолковывавших его идеи, считал необходимым вооружиться всею силою своей учености и остроумия. Сюда относятся сочинения его: а) о воскресении мертвых (против мнения оригенистов, будто тела не воскреснут) и б) о сотворенном (против мнения оригенистов, будто мир не имеет начала и совечен Богу), из которого отрывки сохранил Фотий. 276

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Слова из богослужения и писаний святых отцов иногда предстают перед нами подобно цветам поэзии. Однако они обладают глубочайшей строгостью и величайшим реализмом, т. к. они переносят нас в сердце тайны, где самые прекрасные слова оказываются всего лишь скудными знаками. Преподобный Макарий Египетский говорит: Христианство вовсе не является чем-то обыденным, т. к. оно есть величайшая тайна. Размышляй о своем благородном состоянии и над тем, что ты призван к царскому достоинству. Тайна христианства весьма далека от мира сего. И он прибавляет грозные слова: Если мы еще не являемся царственным священством, то это потому, что мы еще змеи и порождения ехидны 857 . Святой Кирилл Иерусалимский называет знак, который священник чертит на миропомазауемом, “антитипом”, что выражает его соответствие знаку, которым был отмечен сам Христос. Преподобный Макарий дает этому глубокое истолкование: “Так же как во времена пророков помазание было чрезвычайно ценной вещью, выделявшей священников и пророков, так и сейчас духовные чада, помазанные небесным миром, становятся по благодати царями, священниками и пророками небесных тайн” 858 . И Арефа Кесарийский говорит: “Бог дает нам власть и славу стать священниками и пророками” 859 . Но что означает в жизни каждого человека быть царем, священником и пророком? 1. Царское достоинство В сирийской анафоре святого Иоанна Златоуста священник испрашивает “Духа чистого, устремляющего нас к царскому сиянию”. Наиболее непосредственное значение этих слов предполагает аскетическое подчинение материального духовному, то есть освобождение от всякой обусловленности миром, многочисленными формами похоти и всеми дьявольскими силами: “Ибо идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего”, – слова свободы Царя. Силой благодати, преображающей его природу, человек может сказать: “я являюсь хозяином своих инстинктов, я властвую над своей плотью и над всеми космическими колебаниями: “царь через господство над своими страстями” 860 , как говорит Икумений. И святой Григорий Нисский говорит: “Душа выказывает свою царственность в свободном владении своими желаниями, это присуще лишь царю; над всем властвовать свойственно царской природе”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

См. об этом в моем сочинении: „Вселенские соборы VI – VIII в.», стр. 143. М. 1897. 325 Иконоборческий император Феофил открывает школу из видов суетного тщеславия. Schoell. Hist, de litteratur Greque, tome 6, p. 20–21, edit. 2. 326 Kurtz. Handbuch d. Kirchengeschichte. В. 1. Abtheil. 3, s. 117–19. Ausgabe 2-te. 1858. Bernhardy. Grundriss d. Griech. litteratur. 8. 592–3 327 Theophanes Cont. Chronographia, p. 184–5. Edit. Bonn. Genesii. Libri Regum. L. IV, p. 185. Edit. Boon. Lebeau. Histoire du Bas empire, tome 13, p. 204–5. Par. 1832. Hergenrother. Photius patr. von Constanti- nopel. B. I, s. 470. Rernhardy, s. 593–4. 346 Переписка Пселла указывает на его высокое положение. В числе его корреспондентов находим 4 императоров, 2 императриц, 3 констант. патриарха, одного антиохийского, не мало митрополитов и епископов». П. В. Безобразова. Византийский писатель и деятель Μ. Поелл, стр. 185. Μ. 1890. 347 Ceillier. Histoire generale d. auteurs sacres et ecelesiastiques, I. XX, p. 585 – 6. Mortreuil. Hist. de droit Byzantin. Tome III, p. 470 – 71. Schoell, p. 24, Kurtz, abtheil. Ill, s. 120. Филарета Черниговского . Учение об οтцах церкви. Ч. III, стр. 315. 350 В „Записках Синайского богомольца» (Труды К. Д. Ак. 1873, сентябрь, стр. 336) читаем: „в числе панегириков не мог не привлечь к себе мое внимание фолиант (XII в.), содержащий в себ 33 похвальных слова „Льва, во Христе вечном Царе царя». Ученик Фотия по- ревновал славе проповедника, но любопытно было бы узнать, произносил ли Лев свои проповеди с церковной кафедры? Или он упражнялся в них еще до воцарения, может быть, в печальном досуге тюремного заключения? Третье слово его на св. Димитрия, надписываемое: „когда во дворце был освящен дом его» (т. е. церковь во имя великомученика Димитрия), дает как бы понять, что ораторствовал при торжественном случае сам император. Редкий в истории пример!» замечает автор. См. tome XIX, p. 522 -- 523. 354 В этом отношении очень замечателен Арефа, архиеп. Кесарийский (ученик Фотия), обнаруживший редкое усердие к собиранию и толкованию древних, как церковных, так и светских сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Со времен патриарха Фотия империя практически восстановила прежнее величие. Границы были хорошо защищены, государственный аппарат усилился, а власть Вазилевса (царя) достигла своего апогея. При дворе вошли в моду классические традиции, давшие этой эпохе название «византийского ренессанса». Столица поражала своей почти сказочной роскошью и великолепием. Полная парадного блеска, роскошных храмов, драгоценных украшений, сверкающих дворцов, она производила неотразимое впечатление на гостей. В неменьшей степени пробудилась умственная и духовная жизнь Восточной империи. Ученые, богословы, философы, поэты, историки и ораторы создавали шедевры литературы и искусства. Император Константин VII Багрянородный, занимавший византийский трон с 913 по 959 год, сам занялся титаническим трудом, приводя в порядок всю сумму знаний своей эпохи. Обладая недюжинным литературным талантом, он написал ряд медицинских, исторических и сельскохозяйственных трактатов. Он одним из первых стал относиться к истории не как к отвлеченной науке, а как к конкретному знанию, необходимому для практической жизни. Он собрал воедино множество жизнеописаний святых, подобно знаменитому поэту Симеону Метафрасту — автору огромной агиографической поэмы, основанной на народных преданиях и фольклоре. В эту же эпоху писал выдающийся хронист и историк Лев Диакон, а архиепископ Кесарийский Арефа собирал сочинения греческих мыслителей. Влияние Церкви на общественную жизнь в этот период значительно усилилось. Союз Церкви с государством отличался особой прочностью, хотя Церковь и занимала подчиненное положение по отношению к светской власти. Выборы патриарха зависели от императора, епископы не имели личных владений. Доходы Церкви определялись опять же милостью императора — эти обстоятельства не давали духовенству возможности уподобиться феодалам, как на Западе. Монашество в Византии было несравненно более многочисленным, чем на Западе. Каждый император, видный сановник, полководец возводил свои монастыри, наделяя их богатыми владениями. Крупнейшие монастыри вмешивались в политику, светские же лица в борьбе за власть искали поддержки монашества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010