Из круга литераторов и ученых, собиравшихся вокруг Константина, происходит историк Иосиф Генесий, автор истории от времени Льва V до Льва VI (813–886 годы), и Феодор Дафнопат, написавший не сохранившееся историческое сочинение, несколько дипломатических посланий, проповеди для христианских праздников и известное число биографий. По просьбе императора Константин Родосский сочинил поэтическое описание церкви Апостолов, которое особенно ценно, ибо дает нам картину этой знаменитой церкви, разрушенной позднее турками. Среди энциклопедий, которые появились при Константине, было знаменитое собрание Житий святых, составленное Симеоном Ме-тафрастом. К началу Х века относится также «Палатинская Антология» (Anthologia Palatina), составленная Константином Кефа-ласом. Сборник получил название от единственной рукописи – Codex Palatinus, находящейся сейчас в Германии, в Гейдельберге. Заявление некоторых ученых о том, что Константин Кефалас был ни кем иным, как Константином Родосским, следует признать невозможным. «Палатинская Антология» является большим собранием коротких стихотворений христианских и языческих времен и является примером тонкого литературного вкуса Х века. 1039 Ко времени Константина Багрянородного относится составление знаменитого «Лексикона Суды» (Suidas). Нет никакой информации ни о жизни, ни о личности автора этого лексикона, который является богатейшим источником для объяснения слов, собственных имен и предметов общего употребления (articles of general use). Литературные и исторические статьи по поводу не дошедших до нас сочинений являются особенно ценными. Несмотря на некоторые недостатки, « " Лексикон Суды является прекрасным памятником компиляторской деятельности византийских ученых в то время, как во всей остальной Европе наука была в полном упадке. Это еще одно доказательство, до какой степени Византийская империя, несмотря на все внутренние и внешние трудности, которые приходилось преодолевать, сохранила и развила остатки древней культуры ». 1040 1041 Другой значительной фигурой периода Македонской династии был Арефа, епископ Кесарийский, живший в начале Х века. Его всестороннее образование и глубокий интерес к литературным произведениям, как церковным, так и светским, отразился и на его собственных трудах. Его греческий комментарий на Апокалипсис, первый, насколько известно, его схолии к Платону, Лукиану и Евсевию, ценное собрание писем, до сих пор не опубликованное, сохранившееся в одной из рукописей, хранящихся в Москве – все эти материалы показывают, что Арефа был выдающейся фигурой в культурном движении Х века. 1042

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Кроме патриархов Мефодия, Игнатия и Фотия и Фессалоникийского архиепископа Льва Философа, и другие византийские церковные деятели IX b. оказали благотворное влияние на развитие духовного просвещения и богословской науки. Так, Кесарийский архиепископ Арефа, ученик Фотия, занимает почётное место в истории византийской литературы. Ему принадлежит ряд экзегетических трудов (например, толкование на Апокалипсис), похвальные слова в честь святых, философские трактаты (о Платоне, Лукиане), комментарии к творениям греческих апологетов и т. д. Восприняв от своего знаменитого учителя любовь к науке, Арефа не только сам посвящал свои силы богословским и философским занятиям, но и других располагал к научному труду, открыл в своей епархии несколько школ и энергично боролся против упадка народного просвещения, водворившегося здесь с эпохи иконоборства. Современником Арефы был Василий, епископ Новых Патр в Фессалии, который также занимался богословскими трудами («Толкование на всех пророков»), устроял школы в своей епархии и поощрял духовенство в деле просвещения народа. 29 Затем, Георгий, митрополит Никомидии, был интимным другом Фотия, имел частую с ним корреспонденцию и остался верен этому патриарху и тогда, когда он был лишён кафедры и находился в изгнании; Георгия привлекала к Фотию общая их любовь к науке и просвещению, причём Никомидийский митрополит стремился подражать своему знаменитому и великому другу и в отношении литературной деятельности, он заявил себя в истории византийской литературы преимущественно гомилетическими произведениями. 30 Пётр, епископ Аргоса (родился около 850г.), известен своими многочисленными похвалами в честь святых и мучеников, в которых он обнаружил большое знание Священного Писания, творений святых отцов и классической литературы. Его просветительная деятельность в Аргосской епархии совершалась в согласии с церковными канонами и отличалась большим успехом. 31 Никита Давид, епископ Дадивра в Пафлагонии († около 890г.), носит наименование философа и ритора и был самым замечательным – после Фотия – византийским панегиристом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Они действительно отличаются христианской мудростью, твердым убеждением, диалектической тонкости в рассуждениях и блистательным красноречием. Заключая в себе учение третьего века христианского о тех предметах, которых касался Св. Отец, они открывают не только его глубокое знание священного Писания, но и обширное знакомство с лучшими писателями языческого мира; приводимые им места и выражения из древних греческих поэтов, ораторов и философов, особенно Гомера и Платона, доказывают, как обширную его начитанность в светской литературе, так и мудрое уменье, по словам Апостола, все испытывая держаться лучшаго ( 1Coл. V, 21 ), и представляют его тем книжником, наученным царству небесному, который, по словам Господа, подобно хозяину выносит из сокровищницы своей новое и старое ( Mamф. XIII, 52 ). По содержанию своему творения Св. Мефодия показывают в нем и превосходного проповедника христианской нравственности, особенно высокой идеи христианского девства, и твердого защитника догматов православной Веры против еретиков и язычников, особенно против Валентиниан, Оригенистов и философа Порфирия, и глубокого толкователя Св. Писания. Главнейшие из них прежде всех исчислил блаж. Иероним, а на другие делают указания другие писатели. Они суть следующие: Пир (Συμπδιον) десяти дев, или о девстве. Это весьма значительное по объему рассуждение сохранилось до нашего времени во всей целости, и подлинность его не подлежит сомнению; об нем, кроме бл. Иеронима, упоминают: Св. Григорий Нисский († около 374 г.) в сочинении об образе и подобии Божием (Oper. Edit. Paris, Т. II, р. 26), Св. Андрей Кесарийский и Арефа Архиепископ Кесарийский (X века) в своих толкованиях на Апокалипсис (Андр. Кес. in Apocal XI, 33, Ареф. in Apocal с. XXXIII. Bibi. Patr. Т. IX, р. 769), согласно называя Св. Мефодия писателем этого творения; извлечения из «Пира дев, также с указанием имени Св. Мефодия, находятся у Св. Иоанна Дамаскина († около 780 г.) в его сочинениях (Sacr. Parall. Т. 11, р. 643.) и особенно у Патриарха Фотия († 886 г.) в его библиотеке (Bibi.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

Отвещающий. Числом тысяча означаются многие и неопределенные лета, достаточные на всеобщее распространение Евангелия. О сем св. Андрей Кесарийский говорит: «Тысящу лет благоразумно понимать не как таковое именно число лет, ибо как и ту, о которой сказал Давид: «слово, еже заповеда в тысящы родов» ( Пс.104:8 ), не можем исчислить удесятеренными сотнями, но вообще многими по числу, так и здесь думаем, что число тысяча означает или многие годы, или число совершенное. Ибо может сие означать многие годы, дабы Евангелие проповедано было повсюду во всем мире, и укоренились в нем семена благочестия. Может означать и совершенное число, потому что в них, оставивши детскую под законом жизнь, призваны мы в мужа совершенна и исполнение возраста Христова. Итак, тысяча лет есть время от вочеловечения Господня до пришествия антихристова» (стр. 251). Н далее: «Как уже было писано, нет нужды считать числом тысячу лет, как равно и в сказанном в Песнях: «муж принесет в плод его тысящу сребреник» ( Песн.8:11 ), и еще: «тысящу Соломону и двести стрегущим плод его» ( Песн.8:12 ), указывается исчисление вообще множества и совершенства плодоносия, как и здесь совершеннейшее плодоносие веры; после сего приидет сын погибели, человек беззакония» (изд. Бр. св. Петра, стр. 259). И Арефа Кесарийский в своем толковании на Апокалипсис так же разумеет тысячу лет связания сатаны. Итак из толкования св. Андрея Кесарийского и Арефы Кесарийского видим, что связание сатаны на тысячу лет не должно понимать за определенное число, именно – тысячу, но за неопределенное, достаточное для обращения в веру язычников по всей вселенной, довольное для того, чтобы исполнилось предсказание апостола: дондеже исполнение языков внидет. В таком разумении о тысяче лет связания сатаны утверждают нас и самые события: ибо и внитие в христианство нашей Русской земли было уже на конец тысячелетия; а сколько еще языков не внидоша в веру Христову! Но исполнении же сего неопределенного числа лет разрешен будет сатана, т. е. попущено ему будет действовать и возмощи в погибающих чрез его сосуд, антихриста, сына погибели, как о том сказано и у св. Андрея Кесарийского .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

П. имели на вооружении наступательное (главным образом метательное) легкое оружие, небольшие копья, дротики, риктарии (риптарии), луки (см.: токсофаретры), а также спафии, небольшие секиры и щиты. Псогос – литературный риторический жанр, который предполагает утрированное изображение недостатков. Например, Михаил Пселл в «Хронографии» дал крайне негативную характеристику василевса Константина IX Мономаха (1042–1055 гг.) именно в жанре П. См.: Прокопий Кесарийский, Арефа Кесарийский . Птихии (от греч. «евтихия»=лат. fortuna, «счастье, удача») – военные знамена с изображением небесного покровителя воинов – архангела Михаила, пришедшие на смену древнеримским изображениям богини Фортуны. Птолемей Клавдий (после 83 – после 161 г н. э.) – выдающийся астроном античности, а также астролог, математик и географ. Был родом из Птолемаиды в среднем Египте, работал в Александрии. Он объединил ранние работы греческих астрономов в «Великое математическое построение астрономии в 13 книгах». П. создал еще «Оптику», «Руководство по географии в 8 книгах» (математическую географию с картой мира) и очень часто используемый в Средние века астрологический труд «Четверокнижие». Исходил из геоцентрической системы мира, согласно которой Земля находится в центре, а планеты и Солнце вращаются вокруг нее. Птохи – дословно с греч. «убогие», неимущие, в том числе беднейшие крестьяне, лишенные каких-либо наделов, средств и орудий производства. Ср.: Пурпур – легко транспортируемый товар высшего разряда, высоко, на вес золота ценившийся природный краситель багряного, красно-фиолетового цвета. Краситель извлекали из желез брюхоногих морских моллюсков-иглянок Murex brandaris, или так называемых пурпурных улиток (от лат. purpura). Они питаются падалью и поэтому издают неприятный запах. Пурпурная улитка-мурекс обычно имеет высоту раковины 8–10 см и в стенке ее мантии находится железа, выделение которой под влиянием света изменяет цвет и окрашивается в различные оттенки фиолетового. Ловцы морских улиток, мурекс в ранней Византии назывались мурилегулы или конхилиолегулы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сам Евсевий Памфил говорит, что «Из писаний Иоанна, кроме Евангелия, бесспорным и сейчас, и в старину признается Первое послание. Два остальных оспариваются, мнения об Апокалипсисе расходятся и доныне» (Церковная история 1, 24). Св. Амфилохий Иконийский в послании к Селевку (ок.384 г. ) свидетельствует о тех же сомнениях: «Откровение же Иоанново иные причисляют к священным книгам, а многие называют неподлинным». Св. Кирилл Иерусалимский свои размышления об антихристе ведет без ссылок на Апокалипсис: «Учим же сему, не своим изобретая умом, но дознав из Божественных уцерковленных Писаний, особливо же из читанного недавно Даниилова пророчества» . Не упоминает Апокалипсис и св. Григорий Богослов при перечислении священных книг . В начале V столетия латинскому писателю блаж. Иерониму известно, что «церкви греческие по свободе не принимают Апокалипсиса Иоанна» . О том, насколько мало был известен Апокалипсис на Востоке, свидетельствует и число копий: если от 1 тысячелетия до нас дошло 2328 экземпляров греческих рукописей Евангелия, то Апокалипсис сохранился лишь в 287 . Грузинская Церковь более полутысячи лет (c IV по X) жила, не используя книгу Откровения (она был переведена на грузинский язык лишь в Х веке) . В русской «Кормчей» патриарха Иосифа (1650 год) в списке канонических книг не упоминает Откровение. Затем следует пояснение: «неции же от других разчитании к почтеным в сием правиле книгам повелевают чести и премудрость Соломони и Июдифь, и Товию, и Откровение Иоанна Богословца» . Примечательно также, что из всех Отцов лишь очень немногие дерзнули дать толкование Апокалипсису: святитель Мефодий Олимпийский, чей труд не дошел до нас, св. Викторин Петавийский, чье творение было найдено лишь в 1916 году, и святитель Андрей Кесарийский [ VI в. ], св. Арефа, архиеп. Кесарийский [конец IX – начало X в. ], блаж. Экумений, еп. Трикки Фессалийской [Х в. ]. Прибавим к этому еще и свидетельство литургического предания Церкви: в литургических текстах Церкви ап. Иоанн представлен как автор Евангелия, а не как автор Апокалипсиса .

http://predanie.ru/book/71827-hristianst...

(15) Эти слова Велисария всем показались верными, и он тотчас же приступил к исполнению этого плана. Арефе с его людьми он приказал двинуться в Ассирию, и вместе с ним он послал тысячу двести воинов, большинство из которых являлись его щитоносцами. Во главе их он поставил двух своих копьеносцев, Траяна и Иоанна, по прозвищу Фага [Обжора] 345 , оба они были прекрасные воины. (16) Он велел им действовать, во всем повинуясь Арефе; Арефе же он приказал разорять все, что попадется на пути, а затем вернуться в лагерь и сообщить, как обстоят дела в Ассирии с точки зрения ее военной мощи. (17) Итак, Арефа со своими людьми перешел Тигр и оказался в Ассирии. (18) Они нашли там страну плодородную, давно не подвергавшуюся опустошениям и никем не охраняемую. За время набега они разорили много тамошних местечек и собрали огромные богатства. (19) Между тем Велисарий, захватив в плен нескольких персов, узнал от них, что у осажденных в крепости сильная нехватка продовольствия. (20) Ибо они не придерживались обычая, существующего в Даре и Нисибисе, складывать в общественные амбары годовой запас продовольствия, и, кроме того, теперь из-за неожиданного нападения на них неприятельского войска, они не успели ввезти достаточного количества провианта. (21) Поскольку же в крепость неожиданно стеклось много беженцев, все они, естественно, страдали от недостатка продовольствия. (22) Когда об этом стало известно Велисарию, он послал туда Георгия, чрезвычайно разумного мужа, которому он поверял свои тайны, с тем чтобы он попытался узнать, не согласятся ли тамошние жители сдать крепость по какому-либо соглашению. (23) Георгий многими увещеваниями и ласковыми речами убедил их, чтобы они, взяв клятву сохранить им жизнь, сдались сами и сдали крепость римлянам. (24) Так Велисарий взял крепость Сисавранон и всех ее жителей, издревле являвшихся христианами и римлянами; он отпустил их, не причинив им вреда. Персов же вместе с их военачальником Влисхамом он отправил в Визáнтий, а стены укрепления срыл до основания. (25) Немного времени спустя василевс послал этих персов и Влисхама в Италию на войну с готами. Так закончились события, касающиеся крепости Сисавранон 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/6/vojna-s-pers...

485 г.), Дамаский (глава школы после ее закрытия Юстинианом I в 529 г.) и его ученик Симпликий, в Александрии – Аммоний (ученик Прокла) и его ученики и последователи (Асклепий, Иоанн Филопон, Олимпиодор, Давид, Илья) распространяли неоплатонизм, систематизировали и интерпретировали Аристотеля и Платона. Позже влияние школ неоплатоников можно обнаружить в сочинениях Псевдо-Дионисия, Иоанн Скифопольского, Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина . В Константинополе как философы выделяются в IX в. Лев Математик и в Х в. ипат философов Константин. В этот период логика Аристотеля была пересмотрена Фотием, который критиковал метафизику и политику Платона, тогда как Арефа Кесарийский комментировал логику Аристотеля, занимался активной перепиской рукописей Платона. В XI в. ипатом философов был Михаил Пселл . Его последователь Иоанн Итал использовал философский анализ для решения богословских вопросов. Ученик Итала, Евстратий Никейский, сотрудничал с Михаилом Эфесским и пользовался покровительством Анны Комниной. Его работы стали открытием мыслей Аристотеля для латинского Запада. После падения Константинополя в 1204 г. и в эпоху Палеологов продолжение философской традиции можно видет в сочинениях Георгия Пахимера, Софония, Льва Магентика, Феодора Метохита, которые занимались перепиской Аристотеля, читали редкие рукописи неоплатоников и критиковали Никифора Хумна, который нападал на психологию неоплатоников. Сочинения западных философов (Боэция, Аврелия Августина , Ансельма Кентерберийского, Фомы Аквинского) переводили на греческий Мануил Оловол, Максим (Михаил) Плануд, а в XIV в. – Прохор и Димитрий Кидонисы. В финальной фазе византийской Ф. в XV в. особо выделяются Георгий Гемиист Плифон, Георгий (Геннадий) Схоларий и Виссарион Никейский. Они оказали большое влияние на Ф. итальянского Возрождения. В качестве письменных источников особенно значимо современное издание Philisophi Byzantini в Corpus philosophorum Medii Aevi. Филосторгий (ок. 368 – после 425 г.) – жил в Константинополе, писатель, автор истории Церкви с 315 по 425 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

642 Второе слово в защиту святых икон, гл. XI, в Третьем слове, гл. IX и во множестве других мест, P.G. 94,1, 1293, там же, кол. 1332. 644 Опровержение иконоборчества; P.G. 99, 457 D. Это, конечно, значит не то, что Христос изобразим лишь с определенного исторического момента и неизобразим, например, в иллюстрациях Ветхого Завета (в сотворении мира и т.д.), а то, что Христос изобразим лишь по воспринятой Им человеческой природе и никак иначе. 646 Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской. СПб., 1892, с. 389. Ссылка на «Полное собрание постановлений по ведомству православного исповедания», 2, с. 163–164, 516. Это распоряжение повторяется в «Настольной книге для церковносвященнослужителей» С. Булгакова (Киев, 1913): «На антиминсах [...] строго воспрещается изображать Господа Саваофа в виде ветхолетнего мужа, а святых Евангелистов в образе животных» (прим., с. 789). 651 Напомним, что уже была попытка создать икону Духа Святого «в птиче образе незнаеме», и «икона» эта была представлена на рассмотрение Собора 1554 г. 653 «Языческая иконография является, так сказать, естественным Ветхим Заветом для христианской» (там же, с. 10–11). «Язычество оставило христианству уже выявленную идею иконы» (там же, с. 14). Здесь протоиерей С. Булгаков находится в полном согласии с историками искусства и в столь же полном расхождении с церковным пониманием происхождения христианского образа. 654 Первое слово в защиту святых икон. Гл. XVI (P.G. 94,I,1245); ср. Второе слово, гл. V (там же, кол. 1288), гл. VII того же Слова; Третье слово, гл. IV (там же, кол. 1321), гл. VIII (кол. 1328) и гл. XXIV-XXV (кол. 1344). 655 Толкование на Апокалипсис Андрея, архиепископа Кесарийского, VI века. М., 1889, с. 51. Это же позже повторяет и другой комментатор Апокалипсиса – Арефа, архиепископ Каппадокийский (P.G. 106, 568). 657 «Несомненно, Ветхий денми, виденный Даниилом, есть Бог Отец», – говорит Богословский (там же, с. 63). 669 «Икона...», с.120. Само Боговоплощение есть, по учению Булгакова, осуществление предвечного человечества Логоса (Агнец Божий Париж, 1933, с. 211) И возможность, и даже необходимость вочеловечения Бога заложены в самой природе вещей. «Бог и сотворил мир для Боговоплощения, а не мир вынудил у Бога Боговоплощение через грехопадение человека» (там же, с. 193). В перспективе Булгакова Боговоплощение есть цель существования мира, а не средство его спасения. Оно представляется ему как завершительный акт творения «Предвечное человечество соединяется с земным человечеством, София Божественная – с Софией тварной» (там же, с. 151)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Uspensk...

713 6 . Св. Кирилл Александрийский заслуживает († 444) быть уломянутым после св. Иоанна Златоуста . Его комментарии на св. Иоанна особенно замечательны. Школы низибийская и едесская В части Сирии, где говорили и писали по-арамейски, процветало также несколько экзегетических школ, которые могли соперничать с школою греческой митрополии Сирии. Две главных были в Низибии и Едессе. 714 Как и в Антиохии, здесь заботились главным образом об изыскании буквального смысла. Два самых знаменитых писателя этой школы св. Ефрем и Иаков Саруг. Св. Ефрем (306–379) учил последовательно в Низибии и Едессе. Его наука распространила о себе столь большую славу, что он был прозван пророком сирийцев, а за свой поэтический талант он получил у современников название арфы Св. Духа. Он буквально изъяснил всю Библию, и его творения заслуживают большей известности и наилучшего изучения. 715 Школа кесарийская в Каппадокии В Кесарии Каппадокийской не было в собственном смысле школы с учителями для обучения и образования учеников по особому методу; но можно обозначить под этим именем трех знаменитейших отцов греческой церкви каппадокийцев, которые были воспитаны, по крайней мере отчасти, в Кесарии и которые составляют отдельную группу в истории экзегеса: св. Василия (329–379), св. Григория Назианзина (328–389), его друга, и св. Григория Нисского (332–396), брата св. Василия. Они занимают род средины между школою александрийскою, которую они много изучали, но крайностей которой избегали, и школою антиохийскою, метод буквального истолкования которой они усвоили, не применяя его, однако, во всей строгости. Самый знаменитый труд св. Василия – его Шестоднев, или изъяснение шести дней творения; он, к сожалению, не окончен. 716 Греческие толкователи от V до XII века Большинство греческих толкователей, писавших с V до XII века подражало св. Иоанну Златоусту . Главные из них: Исидор Пелусиот († 450), который, в своих письмах, удачно объяснил несколько трудных вопросов священных книг; Прокопий Газский († 520); Андрей († 840) и Арефа († 911), епископы Кесарии Каппадокийский, тот и другой изучили Апокалипсис; Икумений († 995), Феофилакт (с 1070–1100), Евфимий Зигабен (1080–1122), Свида († в 1150); этот последний составил словарь, изъясняющий слова Ветхого и Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010