Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕСАРИЙ [Кэпэцынэ] (1784, Бухарест - 30.11.1846, Бузэу), еп. Бузэуский. Мирское имя Константин. В 1797 г. родители отдали сына на попечение еп. Арджешского Иосифа , к-рый, видя большие способности мальчика, направил его учиться в греч. школу при ц. Домница Бэлаша в Бухаресте. По окончании учебы пострижен в монашество с наречением имени Кесарий в честь еп. Рымникского Кесария . Архидиакон при еп. Иосифе, после его кончины (окт. 1820) эконом в мон-ре Антим (Бухарест), жил на подворье Арджешской епископии. В 1823 г. митр. Унгро-Влахийский Григорий IV (Даскэл) перевел К. экономом в митрополию. 5 апр. 1825 г. избран епископом Бузэуским, епархию окормлял до своей кончины. В 1834-1840 гг. также вел отдельные дела Унгро-Влахийской митрополии. Ведущими направлениями его деятельности были просвещение народа и развитие печатного дела. В основанной им типографии в Бузэу с 1834 по 1846 г. издано свыше 50 наименований книг, большинство из которых печатались на его личные сбережения, а также на пожертвования священников епархии и мирян. Среди богослужебных изданий (ок. 20) были: Евангелие (Sfînta Evanghelie, 1834, 1837), Псалтирь (Psaltirea, 1835, 1837, 1841), Молитвослов (Molitvelnicul bogat, 1835), Последование Святых и Божественных литургий (Sfintele i dumnezeietile Liturghii, 1835, 1840), Апостол (Apostolul, 1836), Часослов (Ceaslovul mare, 1837), Акафистник (Acatistierul, 1837), Октоих (Octoihul, 1839) и др. В типографии были напечатаны учительные книги: проповеди на воскресные Евангелия на весь год, на Господские праздники и дни памяти великих святых (Cazaniile la Duminicile de peste an, la praznicile împrteti i sfini mari, 1834), Свящ. Писание, кратко изложенное... с Большим катехизисом для семинарий, переведенное с греческого языка архим. Евфросином (Потекой) (Sfânta Scriptur pe scurt... cu un mare Catehism, 1836), Кириакодромион к Евангелиям архиеп. Никифора Теотокиса (Chiriacodromionul la Evanghelii al lui Nichifor Theotochis, 1839), и др. Издавались также учебники: Румынский букварь (1834, 1839), Религиозный букварь (1835, 1837), Чтение и Арифметика в Библиотеке для юношества (1837-1838). Под редакцией К. в Бузэу в янв. 1839-1840 г. еженедельно выходил «Церковный вестник» (Vestitorul bisericesc), 1-е церковное периодическое издание в Румынии.

http://pravenc.ru/text/1684263.html

Трансильвания. 25 нояб. 1944 г. Н. написал письмо Правительству СССР (передано советскому военному командованию 1 февр. 1945), в к-ром выразил благодарность советским войскам за внимание, с к-рым они отнеслись к РумПЦ (Власть и Церковь в Вост. Европе. 2009. Т. 1. С. 96). Осенью 1944 г. в Бухаресте под влиянием советской дипломатии был создан Союз священников-демократов, пропагандировавший румыно-советское сближение. Несмотря на то что Н. противился созданию союза, он был вынужден идти на уступки: 18 янв. 1945 г. патриарх пригласил на беседу секретаря союза С. А. Донгулова и зам. начальника политотдела союза С. П. Кирсанова и отметил роль советских войск в сохранении румын. храмов и мон-рей. 26 янв. письмо аналогичного содержания он направил в контрольную комиссию союза (Там же. С. 96-97). 26 янв. Н. получил приглашение посетить Москву в качестве почетного гостя Поместного Собора РПЦ. Сославшись на плохое состояние здоровья, он отказался от поездки, но направил в Москву офиц. делегацию во главе с еп. Арджешским Иосифом, к-рая участвовала в заседаниях Собора 31 янв.- 2 февр. ( Скурат К. Е. Румынская Православная Церковь//ЖМП. 1974. 1. С. 53). 4 февр. 1945 г. Н. поздравил патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) с избранием на престол. В газ. «Известия» были опубликованы послания Н. (1945. 18, 21 февр.). Н. сыграл заметную роль в политической борьбе, развернувшейся в Румынии после окончания второй мировой войны. В марте 1945 г. Н. впервые обратился к румын. народу с призывом верить правительству, вышедшему из среды народа, и приступить к работе «на удовольствие великодушных союзников». В свою очередь премьер-министр П. Гроза напомнил Румынскому патриарху о том, что вопрос об отделении РумПЦ от гос-ва подниматься не будет, и посоветовал Н. проводить политику в соответствии с духом нового времени (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 149. Л. 150-151). В апр. 1945 г. Н. принял делегацию РПЦ во главе с епископом Кировоградским Сергием (Лариным), направлявшуюся в Югославию и обратно и дважды останавливавшуюся в Бухаресте.

http://pravenc.ru/text/2565576.html

Румынский епископ призвал духовенство потуже затянуть пояса на период поста Москва, 28 февраля 2007 г. В Румынии православный епископ предписал священнослужителям строже соблюдать правила Великого поста из опасения, что их большие животы вызовут у верующих подозрения в излишней привязанности к мирским благам. " Слишком большие животы лишь поселят в людях уверенность в том, что священнослужители хорошо живут вместо того, чтобы сосредоточить усилия на их святой миссии " , - заявил епископ Арджешский и Мусчелский Калиник. Он также призвал представителей клира больше времени проводить в молитве. Духовенство согласилось последовать совету архиерея, однако некоторые из священнослужителей попросили отнестись к ним с пониманием, указывая на врожденную предрасположенность к полноте. " Все члены моей семьи немного полные, это генетически обусловлено. Я не верю в то, что смогу похудеть, вне зависимости от того, насколько сильно я стараюсь " , - отметил отец Мариоара. Другой священник заявил, что если человек толстый, то это не означает, что он много ест, проблема - в неправильном обмене веществ, сообщает ИНТЕРФАКС со ссылкой на британский сайт " Ананова " . " Я не думаю, что Господь не любит больших животов. Он дал жизнь как худым, так и полным людям, не разделяя их " , - сказал другой священнослужитель, добавив при этом, что все же попытается сбросить вес, чтобы не вводить в смущение верующих. 28 февраля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21082.html

Непризнанная Македонская Церковь наградила орденом румынского архиерея 28 ноября 2008 г. 12:03 Непризнанная православным миром Македонская Православная Церковь наградила орденом епископа Румынской Православной Церкви , сообщает «Премин-портал». 25 ноября в церкви св. Григория Паламы в Струмице иерарх Македонской Церкви митрополит Струмичский Наум наградил ряд лиц, в том числе епископа Арджешского Каллиника (Румынский Патриархат), орденом Святого Македонского Креста. Награждение состоялось в честь «50-летия восстановления Охридской архиепископии в рамках Македонской Православной Церкви и в честь 40-летия восстановления ее автокефалии». Как говорится в сообщении, «за особые заслуги и помощь в развитии и становлении Македонской Православной Церкви» высокой наградой, помимо епископа Каллиника, были также отмечены министр культуры Республики Македония Е. Канчевска, председатель Македонской академии наук и искусств Г. Старделов, ректор Университета св. Кирилла и Мефодия в Скопье доктор В. Стойковский и другие. Македонская Православная Церковь не признана Поместными Православными Церквями из-за канонических проблем, связанных с ее отделением от Сербской Православной Церкви . «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/495078.htm...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [румын. Aninoasa], действующий в Арджешской епископии Мунтенийской и Добруджийской митрополии Румынской Православной Церкви. Находится вблизи г. Кымпулунг (жудец Арджеш, Юж. Румыния). Основан в 1677 г. в Валашском княжестве вел. ключарем Тудораном Влэдеску. В 1722-1729 гг., при митр. Унгро-Влахийском Данииле (принявшем монашеский постриг в этом мон-ре), в А. м. был создан архитектурный ансамбль в традиц. барочном стиле Брынковяну: храм во имя свт. Николая, часовня, отдельно стоявшая колокольня, покои настоятеля, корпуса келий, поварня и высокие монастырские стены. Храм прямоугольный в плане, с выступающей алтарной апсидой и притвором с кирпичными колоннами, имеет 2 главы (над притвором и наосом). Стены разделены на 2 яруса широким карнизом. Поверхность верхнего яруса декорирована глухой аркатурой. Храм расписан в 1730 г. известным румын. художником и иконописцем Пырву Муту . Корпуса келий с портиком на колоннах примыкают к юж., зап. и сев. стенам мон-ря. Митр. Даниилом А. м. были дарованы земельные угодья и освобождение от нек-рых податей. Лит.: Dr gu i V. Dicionar enciclopedic de art medieval româneasc. Bucureti, 1976; P curariu M. Istoria bisericii ortodoxe române. Bucureti, 1994. Vol. 2. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115508.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕОФИТ Неофит (Скрибан), еп. Арджешский. Роспись ц. мон-ря Бериславешти, Румыния. 1753–1754 гг. Неофит (Скрибан), еп. Арджешский. Роспись ц. мон-ря Бериславешти, Румыния. 1753–1754 гг. [румын. Neofit] (Скрибан Николае, урожд. Попеску; 1808, мест. Бурдужени близ Сучавы - 9.10.1884, там же), еп. Арджешский (1862 - 11 мая 1865, 1868-1873) Унгро-Влахийской митрополии Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (до 1865 в юрисдикции К-польского Патриархата). Из семьи, происходившей из Трансильвании и обосновавшейся в Буковине (с 70-х гг. XVIII в. в составе земель Габсбургской монархии): сначала в мест. Кымпулунг-Молдовенеск, затем в Бурдужени. Сын свящ. Иоанна Артимеску и его жены Пелагии Богату. Фамилию Скрибан (Scriban, румын.- «писатель») вначале получил его младший брат Василе Попеску (впосл. архим. Филарет (Скрибан) , с 1852 митр. Ставрупольский), когда учился в Михаилянской академии в Яссах у трансильванского проф. В. Фабиана-Боба, затем Николае и их племянник Христофор Богату (впосл. архим. Феоктист (Скрибан), преподаватель Сокольской семинарии). Николае обучался на родном румынском языке в начальной школе в Бурдужени, продолжал образование на основе грекоязычной литературы в школе при монастыре Тодирени (Теодорени, совр. жудец Ботошани), преклоненном Павла святого монастырю на Афоне. В возрасте 19 лет в монастыре Горовей (коммуна Вэкулешти, совр. жудец Ботошани) принял постриг с именем Неофит, который совершил настоятель архим. Макарий (Жора); исполнял послушание певчего. В 1833 г. в сане иеромонаха переехал в Яссы, кафедральный город Молдавской митрополии К-польского Патриархата, где поступил в Трех святителей монастырь , одновременно обучался в базилианской гимназии и Михаилянской академии (окончил в 1838). Во время учебы фундаментально освоил древнегреч. язык, латынь, франц. язык, изучил филологию и философию. В 1836 г. в кафедральном митрополичьем соборе произнес свою 1-ю проповедь, посвященную Рождеству Христову ( Neofit (Scriban). Cuvinte bisericeti. 1868. Р. 5-12). Занимая должности синкелла и катехизатора в публичной школе при мон-ре Трех святителей, составил и в 1838 г. опубликовал в Яссах на румынском языке Катехизис (в написании латиницей). Стремясь повысить свой уровень образования, Н. в 1838/39 г. обучался в Национальной коллегии св. Саввы в Бухаресте. Значительное влияние на Н. оказали идеи возрождения румын. культуры и языка, принадлежавшие трансильванскому филологу и проф. философии Е. Мургу (1805-1870), доктору права Пештского ун-та. Приглашенный в румынские княжества Мургу с 1834 г. читал на румынском языке в Михаилянской академии курс философии, с 1837 г. в коллегии св. Саввы в Бухаресте - курсы логики и римского права.

http://pravenc.ru/text/2564996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЙ [румын. Ghenadie] (Петреску; 3.1836, Бухарест - 31.08.1918, там же), митрополит-примас Румынской Православной Церкви в 1893-1896 гг. В крещении Георгий. Получил начальное образование в школах при церквах Стеля и Домница Бэлаша в Бухаресте. Состоял в братии мон-ря Кэлдэрушани (1854-1857), пострижен в монашество в мон-ре Черника в марте 1858 г. Служил в кафедральном митрополичьем соборе Бухареста иеродиаконом (рукоположен 9 марта 1858), архидиаконом (1867), иеромонахом (1869), вел. экклисиархом и протосинкеллом (1870), архимандритом (1873). 23 февр. 1875 г. Г. хиротонисан во еп. Питештского, викария Арджешского. В 1875-1876 гг. временно возглавлял епархию, а 14 марта 1876 г. состоялась его интронизация как правящего еп. Арджешского. Г. занимался восстановлением мн. церквей, в т. ч. в Куртя-де-Арджеш и в мон-ре Кэлдэрушани, поддерживал культурные и филантропические об-ва, выделял стипендии студентам. 18 мая 1893 г. избран митрополитом-примасом Румынской Православной Церкви, 21 мая состоялась его интронизация. Весной 1896 г. под давлением либерального правительства страны нек-рые члены Свящ. Синода выдвинули против Г. ряд обвинений в нарушении церковного устава. 20 мая 1896 г. Г. был смещен с кафедры, обосновался в мон-ре Кэлдэрушани. После прихода к власти правительства консерваторов по предложению министра по делам культов Дж. Мырзеску в дек. 1896 г. Свящ. Синод был вынужден отменить свое решение. Однако Г. подал 4 дек. в отставку и остался в мон-ре Кэлдэрушани, где с 1905 г. и до кончины он был настоятелем. Скоропостижно скончался во время посещения основанного им приюта для престарелых. Был похоронен в притворе соборного храма мон-ря Кэлдэрушани. Лит.: Gibescu G. I. Un mare ierarh din trecutul apropiat al Bisericii noastre Mitr. Ghenadie Petrescu, 1893-1896. Bucur., 1940; P curariu. IBOR. Vol. 3. P. 136-137. Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ (Шагуна Анастасиу; 1808-1873), митр. Сибиуский Румынской Православной Церкви в Трансильваниии, богослов, церк. деятель АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)

http://pravenc.ru/text/162096.html

Среди архиереев, возглавлявших входившие в этот период в состав Унгро-Влахийской митрополии епархии, наиболее известны свт. Каллиник Черникский , еп. Рымникский (1850-1868), старец из мон-ря Черника , продолжатель традиций прп. Паисия (Величковского) , инициатор создания храмов, благотворительных учреждений и типографии; видный богослов Дионисий (Романо) , еп. Бузэуский (1863-1873 с перерывом), автор церковных учебных пособий, один из основателей б-ки Румынской академии; выдающийся молдав. церковный деятель Неофит (Скрибан) , еп. Арджешский (1862-1865, 1868-1873). В Добрудже, вошедшей в состав Румынии в 1878 г., большинство населения составляли мусульмане (турки, татары); христиане были представлены румынами (ок. 20% населения, менее 50 тыс. чел.), болгарами, тюркоязычными гагаузами, компактно проживавшими потомками переселенцев из Российской империи (старообрядцами, в т. ч. казаками-некрасовцами). Потомки переселившихся за Дунай запорожских казаков, составлявшие в этом крае отдельную диаспору, к тому времени в основном были репатриированы в Российскую империю либо ассимилировались. Нижнедунайская епархия, окормлявшая эти территории, имела на момент вхождения в РумПЦ 117 православных храмов и 3 мон-ря (2 русских и румынский). В кон. XIX - нач. XX в. здесь развернулось активное церковное строительство. В 1925 г., с провозглашением Патриаршества РумПЦ, Унгро-Влахийскую митрополию возглавили патриархи, первым патриархом - митрополитом Унгро-Влахийским стал Мирон (Кристя; до 1939). В 1990 г. Унгро-Влахийская митрополия получила совр. название. Архиепископии Бухарестская архиепископия с кафедрой в Бухаресте была образована в древности. В 1668 г. кафедра Унгро-Влахийской митрополии К-польского Патриархата была перенесена в Бухарест, после чего предстоятели Валашской Церкви стали носить титул «архиепископ и митрополит града Бухарестского и всей Унгро-Влахии». Согласно синодальному постановлению, в 1872 г. в РумПЦ были введены должности викарных архиереев; в Бухарестской архиепископии они носили титулы «Плоештский», «Яломицкий», «Илфовский» и «Праховский».

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Сербская Православная Церковь имеет на территории Н. 2 зарегистрированных прихода в юрисдикции Великобритании и Скандинавии епархии : во имя свт. Василия Острожского в Осло (4243 чел.) и во имя вмч. Димитрия Солунского в Кристиансанне (1049 чел.). В ряде городов (Берген, Порсгрунн, Ставангер) действуют незарегистрированные общины, относящиеся к столичному приходу. В Н. зарегистрировано 4 прихода Румынской Православной Церкви в юрисдикции епархии Северной Европы (центр - в Стокгольме): в честь Воскресения Господня и во имя прп. Иоанна Румына и св. Халльварда в Осло (679 чел.), в честь Благовещения Пресв. Богородицы и во имя свт. Каллиника Черникского в Ставангере (220 чел.), в честь Вознесения Господня и во имя прп. Филофеи Арджешской (Тырновской) в Бергене (730 чел.), во имя прп. Макария Великого в Хёугесунне (202 чел.). Кроме того, по данным Румынской Церкви, в стране действуют приходы: во имя мучеников Зотика, Аттала, Камасия и Филиппа из Никулицела в Олесунне, в честь Вознесения Господня во Фёрде, во имя вмч. Мины Фригийского в Кристиансанне, во имя вмч. Прокопия Кесарие-Палестинского в Молде, во имя св. Леонтия из Рэдэуци в Шервёйе, во имя св. Сисоя Великого в Тромсё, во имя св. Стефана Великого в Тронхейме; общины: во имя св. Алипия Столпника, прп. Никона Метаноите и св. Стилиана во Флекке-фьорде, во имя св. Спиридона Тримифунтского в Му-и-Ране; миссии: во имя прп. Трифона Печенгского в Киркенесе, во имя св. Серафима Саровского на архипелаге Шпицберген. В Осло зарегистрирован приход Болгарской Православной Церкви во имя святых Кирилла и Мефодия (265 чел.), находящийся в юрисдикции епархии Зап. и Центр. Европы. Приход основан 7 марта 1993 г. Службы проходят в греч. ц. Благовещения Пресв. Богородицы. Грузинская Православная Церковь до 2016 г. была представлена в Н. муж. мон-рем св. Суннивы в Селье, основанным в 2011 г. (официально в 2014), и жен. мон-рем св. Олава и прор. Илии в Нурдале, основанным в 2013 г., к-рые Католикос-Патриарх всей Грузии Илия II в 2016 г. исключил из юрисдикции Грузинской Православной Церкви, рекомендовав насельникам войти в юрисдикцию К-польского Патриархата.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

Главным в деятельности митр. Каллиника (Миклеску) стало укрепление дисциплины среди белого духовенства и монашествующих, пошатнувшейся ввиду многочисленных преобразований в переходный период. Его попытки реанимировать богословский фак-т Ясского ун-та не дали желаемого результата. После смещения Кузы в 1866 г., во время т. н. господарского регентства, митр. Каллиник оказался вовлеченным в ясское антиунионистское движение, в связи с чем на 2 месяца был отстранен от кафедры. 31 мая 1875 г. его избрали митрополитом-примасом Румынии, а митрополитом Молдавским 10 июня был поставлен еп. Арджешский Иосиф (Наниеску) родом из Бессарабии. С его именем связано завершение строительства митрополичьего кафедрального собора в Яссах, начатое при митр. Вениамине (Костаки) . Работы были возобновлены 15 апр. 1881 г., а 23 апр. 1887 г. состоялось освящение собора, в к-ром были устроены 3 придела: во имя прп. Параскевы Тырновской, в честь Сретения Господня и во имя вмч. Георгия. Также при митр. Иосифе были начаты работы по реставрации церквей мон-ря во имя Трех святителей и свт. Николая в Яссах (франц. архит. А. Леконт дю Нуи). В последние годы предстоятельства митр. Иосифа в архитектурном комплексе Молдавской митрополии были построены новые здания для канцелярии и служебного персонала митрополичьего собора. Выкупив дворец молдав. господаря Михаила Стурдзы в Яссах и построив при нем неск. зданий, митр. Иосиф перевел из мон-ря Сокола в новый комплекс Сокольскую (Вениаминову) семинарию. На средства митр. Иосифа под редакцией профессоров Вениаминовой семинарии К. Ербичану и Дж. Деметреску в 1883-1887 гг. в Яссах издавался «Богословский журнал». В 1885 г. была основана Румынская православная ассоциация под председательством Молдавского митрополита. По просьбе церковного композитора и регента кафедрального собора Г. Музыческу (1847-1903) митр. Иосиф впервые в истории РумПЦ разрешил женщинам участвовать за богослужением в клиросном хоровом пении. Широкая благотворительная деятельность митрополита сделала архиерея особенно популярным среди паствы. После смерти митр. Иосифа (26 янв. 1902) произошла его «народная канонизация». Во время похоронной процессии народ восклицал: «Святой Иосиф!» Так правосл. румыны называют митр. Иосифа и по сей день, он похоронен у юж. стены митрополичьего собора.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010