Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων] (V в.), свт. (пам. греч. 4 окт., 11 и 12 июня), еп. г. Курион (близ совр. Лимасола, Кипр). Единственный сохранившийся список краткого Жития З. (текст частично утрачен) содержится в Синаксаре Paris. gr. 1588, написанном в нач. XII в. в Иереев монастыре на Кипре. В этом Житии говорится, что З., уроженец г. Амафунта, боролся с ересью Нестория на Вселенском III Соборе (431) и отстаивал независимость Кипрской архиепископии от Антиохийского Патриархата. Житие также сообщает о том, что от гробницы святого совершались чудеса. В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) при перечислении мощей кипрских святых мощи З. упоминаются после мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Варнавы («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). В наст. время мощи З. утрачены. О почитании З. на Кипре свидетельствуют его изображения в росписи ряда храмов: Аракос Панагии церкви (1192), собора Амасгу Богородицы женского монастыря (3-я четв. XII в.), собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (XIV в.). Во всех случаях образ святителя находится в алтарной части: в ц. Панагии Аракос и в соборе свт. Николая он включен в ряд поясных изображений св. кипрских епископов, представленных в медальонах в апсиде над композицией «Служба св. отцов», в соборе Богородицы Амасгу оплечное изображение З. помещено в жертвеннике. В «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе почитаемых святыми кипрских архиереев после прав. Лазаря Четверодневного и свт. Тихона Амафунтского ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30) назван Зинон, еп. Киринийский (в оригинале πισκπου Κιρυναων), к-рого издатель «Хроники» Р. М. Докинз отождествил с З. Предполагают, что З. является одним лицом с Зиноном, память которого отмечается в визант. календарях 12 июня. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. (X-XI вв.) З. назван преподобным и упомянут вместе со свт. Трифиллием, еп. Лефкосийским (Никосийским) (SynCP. Col. 748; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 312), а в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) он именуется епископом ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 81). Кроме того, в греч. стишных синаксарях (SynCP. Col. 745) и в слав. стишных Прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память З. и посвященное ему двустишие помещены под 11 июня. В ВМЧ и совр. календарь РПЦ имя З. не включено. В кипрском Синаксаре Paris. gr. 1588 Житие З. помещено под 4 окт.

http://pravenc.ru/text/199841.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. [греч. Ιερ Μον Αϒου Ιεροθου], жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара. Основан в XI в. как муж. мон-рь. Возможно, его основателем был прп. Мелетий Киферонский, о котором известно, что он построил неск. мон-рей в окрестностях горы Киферон. В небольшом крестово-купольном монастырском соборе (кафоликоне), освященном в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Иерофея , еп. Афинского, сохранились сильно закопченные фрагменты росписей в куполе («Небесная литургия»), барабане (8 пророков), парусах (4 евангелиста), апсиде (Пресвятая Богородица с Младенцем на троне и поклоняющимися архангелами), своде вимы («Вознесение Господне») и в верхней части сев. стены («Благовещение»). В 1978 г. были расчищены фрески купола, к-рые исследователи датировали кон. XII в. В центре композиции «Небесная литургия» представлен Христос Пантократор, восседающий на троне. Вокруг размещены 4 медальона с изображениями Этимасии, Пресв. Богородицы и 2 ангелов. По сторонам Этимасии и Богоматери представлены коленопреклоненными 2 пары архангелов. Эта композиция получила распространение в визант. монументальной живописи с XII в., фреска в И. м. является одним из ранних примеров. Стиль росписи И. м. близок к классицизирующему направлению позднекомниновского искусства. Отсутствие бурной динамики и напряженности отличает эти фрески от большинства произведений монументальной живописи данного периода в Греции и славянских землях. Для росписей И. м. характерны спокойные движения фигур, правильные благородные черты лиц, плавная пластическая моделировка объемов в сочетании с изящной декоративной стилизацией рисунка. В качестве аналогий можно указать ряд пелопоннесских памятников этого периода, таких как росписи церквей Евангелистрии в Ераки (см. Гераки ), Живоносного Источника разрушенного мон-ря Самарина близ Андрусы, Епископи на п-ове Мани (все кон. XII в.), а также росписи «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1182-1183) и в Аракос Панагии церкви (1192) близ Лагудеры на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293776.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСЕВД ФЕОДОР Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. [греч. Αψευδς Θεδωρος], визант. художник кон. XII в. Вероятно, прибыл на Кипр из К-поля по приглашению Василия Киннама, еп. Пафосского. В пользу к-польского происхождения мастера свидетельствует манера его письма, характерная для визант. искусства эпохи Комнинов. В 1183 г. исполнил росписи в нефе «Енклистры» (γκλεστρα - затвор) мон-ря в честь прп. Неофита близ Пафоса (Кипр; см. Неофита мон-рь ), о чем свидетельствует греч. надпись вдоль ниши на сев. стене: «Енклистра... была расписана рукой Феодора Апсевда в год 6691 индикта I». Программа росписи могла быть продиктована ее заказчиком - основателем скита прп. Неофитом, дважды изображенным на стенах «Енклистры»: в церкви - возносимый 2 ангелами и в келье преподобного - как донатор, в молении перед деисусом. Большинство исследователей полагают, что росписи, выполненные в 1192 г. в основном объеме ц. Панагии Аракос в Лагудере (Кипр), также принадлежат А. Ф. По предположению Д. Уинфилда, указанное в реконструированной надписи под композицией «Крещение Господне» имя художника, расписавшего наос,- иером. Феодора - можно соотнести с А. Ф. Сопоставительный анализ фресок 2 памятников показывает идентичность манеры письма: изысканная линия абриса фигур и разделки складок, плотное личное письмо, характерное для иконописи, а также совпадение целого ряда деталей. А. Ф. приписывают (S. Sophocleous) 4 иконы, происходящие из местного ряда иконостасов мон-ря прп. Неофита - Богоматерь Елеуса и Господь Вседержитель (обе ок. 1183, мон-рь прп. Неофита) - и мон-ря Панагии Аракос - Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель со святыми на полях (обе ок. 1193, Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Лит.: Winfield D. C. Panagia Arakos, Lagoudera. Nicosia, s. a. P. 11; Panayotidis M. The Question of the Role of the Donor and of the Painter//ΔΧΑΕ. 1994. Ser. 4. Vol. 17. P. 143-156; Sophocleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Centuries. Nicosia, 1994. P. 82-84. N 13-16; Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. S. 76-77; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 351-369; Cormack R. Byzantine art. Oxf., 2000. P. 177-179. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945) ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295)

http://pravenc.ru/text/75792.html

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Стиль фресок церкви в К. находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей ц. св. Врачей в Кастории, выполненной, по-видимому, теми же самыми мастерами. В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1183) и ц. Аракос Панагии близ Лагудеры (1192) на о-ве Кипр, созданные визант. художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в ц. вмч. Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу. Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее аналогию для этого аспекта росписей церкви в К. представляет «динамический» стиль таких памятников, как фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164), ц. вмч. Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (ок. 1175), ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Вел. Новгороде (1189), из б-ки монастыря Ватопед на Афоне (1197-1198), ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), мон-ря Рабдуху на Афоне (кон. XII - нач. XIII в.). Однако в них экспрессия носит отчетливо выраженный аскетический характер: во мн. случаях художники прибегают к предельно скупому письму в 3 тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчеркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлеченности превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в ц. вмч. Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности. В оценках среды, породившей росписи церкви в К., подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, К. Вайцман, В. Н. Лазарев, О. Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Р. Любинкович, М. Хадзидакис, Л. Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Хадерман-Мисгвиш, подчеркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., по-видимому, считала не только фрески К., но и памятники, подобные Нередице. Томекович, напротив, делала исключение только для художников К., трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития 2-й пол. 60-х гг. XII в.- нач. 1200-х гг. По мнению О. С. Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве 2-й пол. XII в., тогда как «маньеризм», в т. ч. и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт.- Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором , мч. Марсельским). Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др.- в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора , егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии ( Lucchesi. Col. 1291-1292). Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188). Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Синаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии. Ист.: BHL, N 8559-8563; BHG, N 1251-1252, 1864-1865; BHO, N 1242-1244; ActaSS. Apr. T. 3. P. 265; ActaSS. Mai. T. 3. P. 266-268; PG. 115. Col. 257-268 [греч. житие В.]; ЖСв. Ноябрь. С. 217-222; Budge E. A. Coptic Martyrdoms. L., 1914. P. 1-45 [копт. мучение В.]; Мартирий св. Виктора//Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке. СПб., 2001. С. 263-286.

http://pravenc.ru/text/158514.html

Путешествие во времени и пространстве Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г. Выставка показывает, какие памятники изучают студенты через копирование, в каких техниках они работают. На кафедре монументального искусства студенты под руководством преподавателей копируют разные памятники с широким географическим охватом – это и Греция, и Сербия, Македония, и Древняя Русь. Например, в экспозиции очень органично смотрятся копии кипрской церкви Панагии Аракос XII века, декоративные, яркие, рядом с копией фрески Преображенского собора Мирожского монастыря «Положение во гроб», тоже XII века. Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в.. Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам: так, XII век уже упоминался, здесь можно любоваться и копиями композиции «Благовещения» из небольшой церкви Святого Георгия в Курбиново, 1191 года, Северная Македония. Из средневизантийского периода можно легко попасть в раннехристианский, глядя на копии мозаик IV–V века церкви Св. Георгия в Салониках или мозаик Архиепископской капеллы в Равенне V–VI. А вот мы уже в XIII веке и восхищаемся копией мозаики Христос Пантократор из Деисуса Софии Константинопольской, в XIV веке – рассматриваем копию фрески храма Святого Саввы в монастыре Сапара, Грузия, а вот мы на Руси, любуемся копиями фресок XVI–XVII веков из храмов Ростова Великого и представляем, насколько яркими были росписи изначально, если и сегодня они такие насыщенные по цвету. Крещение Господне. 136х110. Копия росписи алтарной преграды церкви Зачатия святой Анны Спасо-Яковлевского монастыря, век. Мотина А. Руководитель А.В. Ремнев. Монументальная мастерская МГАХИ им. Сурикова. Получается, выставка – не просто знакомство с работами студентов, но и с самими памятниками, которые они копировали и до которых не всегда просто добраться физически. А здесь они все рядом и дают достаточно широкое представление о церковном искусстве. Причем экспозиция строится так, чтобы показать его во всей красоте и разнообразии, показать, насколько оно живое и прекрасное.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/tak_li...

А. Н. Крюкова Иконография И. изображается седовласым старцем с клиновидной бородой средней длины; как епископ облачен в подризник, фелонь, с омофором, палицей, в епитрахили, в руках - Евангелие. В росписях кипрских храмов изображение И. как святителя встречается с кон. XII в. Оно устойчиво помещается в пространстве алтаря. Чаще встречается вариант размещения фигуры И. в центральной апсиде, как правило, в зоне под конхой, где он представлен погрудно в ряду др. Кипрских святителей: в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) - под изображением в конхе Божией Матери с Младенцем Христом, среди оплечных образов в медальонах Кипрских святителей (Зинона Курионского, некоего Никона, Филагрия Курионского, Авксивия Солийского, Македония и Трифилия Лефкосийских); в ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне вместе со святителями Спиридоном Тримифунтским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Ипатием Гангрским, Тихоном Амафунтским, Зиноном, а также с Николаем Чудотворцем; в ц. св. Созомена в Галате (1513) - в нижней зоне на вост. стене, полуфигура. В росписи апсиды церкви мон-ря Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494) Кипрские епископы Трифилий, ап. Варнава, Епифаний Саламинский, Спиридон и И. включены в традиц. ряд отцов Церкви (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), совершающих Божественную литургию. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Ряд изображений И. имеется в кипрских храмах и мон-рях, связанных с именем святого. В мон-ре прп. Иоанна Лампадиста в росписи кафоликона во имя сщмч. Ираклидия, по преданию возведенного на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрахос И., на юж. стороне сев.-зап. столба помещено его ростовое фронтальное изображение (XIII в.). Святитель облачен в крещатую ризу, омофор с крупными красными крестами, светлый подризник с вертикальными темными полосами, на нем орнаментированные епитрахиль, палица и поручи; правой рукой благословляет, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие с алым обрезом.

http://pravenc.ru/text/673835.html

А. А. Лукашевич Иконография Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. В визант. искусстве И. П. изображался человеком преклонных лет, с клиновидной бородой средней длины с проседью; его облику свойственны черты аскета: худощавое лицо со впалыми щеками и с подчеркнутыми скулами. Состав одежд традиционный для чина прославления святого как преподобного: хитон, мантия, схима, пояс, аналав; как правило, изображается с покрытой головой - в куколе или в уборе вост. типа (напр., в росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192,- тюрбан). В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Песнотворцы» (Ч. 3. § 15. 12) об облике И. П. сказано: «...старец с остроконечною бородою, говорит: се возсия день спасения» (Ерминия ДФ. С. 175). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. П. свт. Николаю Чудотворцу: «…сед, брада аки Николина, конец поуже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 86); в том же т. н. Большаковском подлиннике приведены 2 типа изображения святого, указывающие на его прославление как гимнографа: либо у И. П. «в левой руке книга, а правою рукою перстом на нее указывает», либо святой изображен как «словетворец», пишущий текст в свитке: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй» (Там же). В иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова содержится дополнение, сообщающее о необходимости различения 2 Иосифов: «Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца: первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, еп. Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338, многа и различна икон ради изгнания подъя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 311). В XII в. в декорации визант. храмов появляется изображение монахов-гимнографов.

http://pravenc.ru/text/673697.html

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010