Ν 34, 35 (на схеме росписи)). О существовании практики связанного прочтения образов Богородицы и М. Е. упоминает свт. Симеон Солунский: при описании (ок. 1400) патриаршего входа в храм Св. Софии он сообщает, что в притворе при иконе Божией Матери, к-рая говорила с М. Е., находился образ самой святой (ς και της σας Μαρας πλησον εκν - «и преподобной Марии икона рядом» - перевод О. В. Лосевой), однако о его виде и точном размещении ничего не сообщается ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Thessalonique d " après un rituel//REB. 1976. Т. 34. P. 47; об иконе Богородицы, «говорившей» с М. Е., см.: Лидов А. М. Чудотворные иконы Софии К-польской: Император как создатель сакрального пространства// Он же. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в визант. культуре. М., 2009. С. 161-207). «Входной» аспект заявлен также расположением изображений М. Е. и прп. Зосимы по сторонам юж. входа в зап. компартименте в росписи ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). На размещение образа М. Е. при входе в храм могло повлиять отправное событие ее Жития - желание переступить порог церкви, чтобы поклониться Кресту Господню. Став назидательной картиной покаяния для входящих в храм, а также стоящих в притворе оглашенных и исповедующихся, сцена причащения М. Е. или ее отдельный образ оказались включенными в традиц. систему декорации визант. храма, дополняя ее новым смыслом и раскрываясь в новом качестве. Напр., в росписи пещерной ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Вардзия, Грузия (1184-1186), на склонах юж. входного проема представлены в сцене причащения образы М. Е. и прп. Зосимы; их фигуры даны в редком фронтальном типе изображения, фланкирующими образ Спасителя в тимпане (руки М. Е. сложены в молитвенном жесте перед грудью, ладони обращены вовне). Предстояние М. Е. и прп. Зосимы воспринимается совокупно с расположенной выше композицией «Воскрешение - Сошествие во ад» (над аркой входа) и вынесенной из нее в отдельный эпизод сценой (на стене слева) с изображением ангела, связывающего поверженного сатану.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

В палеологовскую эпоху в иконографии композиции «Введение во храм» акцент смещается в сторону евхаристического понимания события. Праведные Иоаким и Анна изображаются замыкающими шествие (Кралева ц. в мон-ре Студеница), девы со свечами окружают Богоматерь, Которая тоже иногда изображается со свечой в руке. В сцене питания Богоматери, сидящей на ступени Святая Святых, со слетающим к Ней с небес ангелом евхаристическое значение эпизода подчеркивается размером хлебца и четким изображением на нем креста (Хиландар). Эта тема также продиктована песнопениями службы В.: «                            » (3-я стихира на хвалитех, глас 1). В росписи притвора Боянской церкви (Болгария), 1259 г., Богоматерь в сцене питания небесным хлебом представлена стоящей рядом с ангелом за престолом в Святая Святых. В росписи алтарного свода Успенского собора Московского Кремля, 1642-1643 гг., композиция изображена в интерьере пятиглавого храма, а ветхозаветная Святая Святых представлена как алтарь храма новозаветного, над престолом к-рого на ступенях сидит Богородица, к Ней слетает ангел с кадилом в руке. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в. Введение во храм Пресв. Богородицы. Роспись ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде. 60-е гг. XIV в. В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда м. б. отмечена нек-рыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) она показана в интерьере 3-главого храма, под его сводами висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния - праведные Иоаким и Анна, девы, слева за прав. Захарией стоит Иосиф, св. Обручник. Появление образа прав. Иосифа на новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручение Марии». Напр., на эпистилии XII в. (мон-рь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенным светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192 г. В ц. Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в., традиц. схема композиции так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой дитя Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу «Протоевангелия Иакова» о том, что, к удивлению присутствующих, Богородица самостоятельно поднялась по 15 высоким ступеням иерусалимского храма.

http://pravenc.ru/text/149979.html

Икона Божией Матери «Гора Нерукосечная». Копия иконы XVII века. Малькова Мария. Дипломная работа, руководитель зав. кафедрой иконописи ПСТГУ доцент Шеко Екатерина Дмитриевна – Образование иконописца всегда основывалось на копировании древних произведений. Когда мы копируем произведения, мы изучаем их композицию, изучаем их богословский смысл, таким образом соприкасаемся с этим высоким искусством, общаемся со святыней. Копирование в музее подлинника – это настоящее живое общение. «Следуйте древней иконе. Икона вас всему научит», – говорила Екатерина Сергеевна Чуракова, знаменитый художник-реставратор, мой учитель, – рассказывает Мария Глебова, доцент кафедры иконописи ПСТГУ. Путешествие во времени и пространстве Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г. Выставка показывает, какие памятники изучают студенты через копирование, в каких техниках они работают. На кафедре монументального искусства студенты под руководством преподавателей копируют разные памятники с широким географическим охватом – это и Греция, и Сербия, Македония, и Древняя Русь. Например, в экспозиции очень органично смотрятся копии кипрской церкви Панагии Аракос XII века, декоративные, яркие, рядом с копией фрески Преображенского собора Мирожского монастыря «Положение во гроб», тоже XII века. Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в.. Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам: так, XII век уже упоминался, здесь можно любоваться и копиями композиции «Благовещения» из небольшой церкви Святого Георгия в Курбиново, 1191 года, Северная Македония. Из средневизантийского периода можно легко попасть в раннехристианский, глядя на копии мозаик IV–V века церкви Св. Георгия в Салониках или мозаик Архиепископской капеллы в Равенне V–VI. А вот мы уже в XIII веке и восхищаемся копией мозаики Христос Пантократор из Деисуса Софии Константинопольской, в XIV веке – рассматриваем копию фрески храма Святого Саввы в монастыре Сапара, Грузия, а вот мы на Руси, любуемся копиями фресок XVI–XVII веков из храмов Ростова Великого и представляем, насколько яркими были росписи изначально, если и сегодня они такие насыщенные по цвету.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/tak_li...

К. Любецкого (1730) К. показан средовеком с короткой бородой, в фелони с оплечьем, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И. с платом на голове. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В ряде случаев в минейные циклы образ И. не включался (в т. ч. в сцену мученичества, напр., в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово), ок. 1320 г., и в ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Печской Патриархии (Косово), 1561 г., К. усекают голову; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376-1381 гг., и в ц. свт. Николая в Пелиново (Черногория), 1717-1718 гг., К. изображен погрудно; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово), ок. 1350 г.- в рост). На изображениях, не связанных с минейными циклами, святые представлены как парно, так и по отдельности. Образы К. больше распространены, однако вне миней отсутствие И. затрудняет атрибуцию святого, к-рого смешивают со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским, особенно это касается храмовых росписей, где К. представлен среди др. святителей. Одним из таких, напр., является изображение в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192 г. Мастер Феодор Апсевд разместил ростовой образ святого в алтарной зоне, в нише на сев. стене вимы, выделив его по размерам среди других святителей, предстоящих престолу. К. облачен в охристый подризник и бледно-пурпурного цвета фелонь, с омофором, епитрахилью и палицей; у него в руках развернутый вверх свиток с текстом молитвы Пресв. Богородице. Если данное изображение - образ сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, то оно является наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Кипре, т. е. до перенесения мощей К. и И. на Кипр в XIII в. Ряд икон К. и И. связан с Кипром, особенно с дер. Менико в митрополии Морфу, в церкви которой были положены честные главы святых.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Церковь» найдены статьи: АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ Поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АПЦ) АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ) АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ 1) общеупотребительное название Церкви Англии, официальной протестантской Церкви Великобритании; 2) в расширительном смысле - определение, применяемое ко всем Церквам, исторически связанным с Церковью Англии и разделяющим доктрину англиканства АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ первонач. собор мон-ря ап. Андрея близ г. Скопье (Македония), XIV в. АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (Антиохийский Патриархат) АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В АФИНАХ - см. Афины АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ АРАКОС ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ близ дер. Лагудера (Кипр) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Церковь.html

Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского Перенесение мощей праведного Лазаря Четверодневного, епископа Китийского, совершено в IX веке. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время Своей земной жизни Господь Иисус Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл Своим другом ( Ин. 11, 3-11 ), а когда Лазарь умер и уже четыре дня пролежал во гробе, Господь воскресил его из мертвых ( Ин. 11, 17-44 ) (Воскрешение Лазаря воспоминается Церковью в субботу шестой недели Великого поста - " Лазареву субботу " ). Многие иудеи, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за 6 дней до Пасхи Господь опять пришел в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь ( Ин. 12, 1-2 , 9-11 ). После воскрешения святой Лазарь жил еще 30 лет, епископствовал на острове Кипр, где распространял христианство, и там же мирно почил. Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Житии. Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: " Лазарь Четверодневный, друг Христов " . Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести мощи Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя Праведного Лазаря. Иконописный подлинник Кипр. XVI. Св. Лазарь. Икона. Кипр. XVI в. Ларнака. Кипр. Нередица. 1199. Св. Лазарь. Фреска церкви Спаса на Нередице. 1199 год. Новгород. XII. Св. Лазарь. Фреска Никольского собора на Ярославовом дворище. Новгород. XII в. Кипр. 1192. Св. Лазарь. Фреска. Аракос Панагии церковь. Кипр. 1192 год. Кипр. Св. Лазарь. Фреска. Кипр. Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/913164.htm...

динамического стиля (фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, 1164, и др.). К умеренному варианту динамического стиля принадлежат мозаики пресбитерия кафедрального собора в Чефалу и зап. части Палатинской капеллы. Сходство ряда мотивов с подобными мотивами в др. произведениях этого круга свидетельствует о непосредственном знакомстве мастеров с новшествами в к-польском искусстве. Мозаики собора в Монреале по стилю заметно отличаются от предшествующих ансамблей и не связаны с ними прямой преемственностью; только небольшая их часть может быть атрибутирована артелям, работавшим над более ранними ансамблями. Видимо, из К-поля прибыли мастера, которые владели новыми формами появившегося в посл. десятилетия XII в. позднекомниновского стиля. В мозаиках собора в Монреале присутствуют все характерные черты нового стиля: сильная графическая стилизация, активный световой рисунок, динамичный ритм композиций. Приспосабливаясь к непривычной для них архитектуре, мастера заполняли большие ровные поверхности стен огромного собора многочисленными деталями, что соответствовало характеру позднекомниновских композиций. При этом, как и в мозаиках эпохи кор. Вильгельма I, в движениях персонажей, в выражениях их лиц чувствуется гораздо большая сдержанность, чем во мн. др. произведениях позднекомниновского искусства. В целом в мозаиках собора в Монреале преобладает спокойная и торжественная интонация, соответствующая величию архитектуры и грандиозности замысла. В нише над южным порталом Палермского собора сохранилась еще одна мозаика кон. XII в. Богоматерь с Младенцем восседает на троне, по сторонам изображены поклоняющиеся Ей архангелы с орудиями Страстей. Это один из самых ранних примеров иконографии «Богоматерь Страстная» наряду с фреской 1192 г. в ц. Панагии-Аракос близ Лагудеры на Кипре. Вопрос о том, мог ли этот образ быть частью мозаичной декорации, исполненной вскоре после возведения собора архиеп. Гуалтьеро Оффамильо (1169-1194), остается дискуссионным (О. Демус, М. Андалоро). Еще 3 мозаичных ансамбля XII в.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

К др. направлению комниновского искусства относятся росписи в ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг. ( Megaw, Hawkins. 1962. P. 347-348). Они выполнены в т. н. динамичном стиле ( Mouriki. 1980/1981. P. 110). Среди иконографических особенностей росписей ц. св. Апостолов следует отметить предстоящих Богоматери в конхе апсиды вместо архангелов апостолов Петра и Павла, которым посвящен храм, и размещение сцены «Успение Пресв. Богородицы» на сев. стене (позднее повторено в ц. Панагии Аракос). Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. Прп. Антоний. Роспись ц. Панагии Асину. 1105/06 г. В посл. четв. XIII в. на К. работал к-польский худож. Феодор Апсевд , произведения которого относятся к «элегантному» направлению позднекомниновского искусства. В 1183 г. он выполнил росписи Энклистры (дословно «затвор», пещерная церковь) в Неофита прп. мон-ре близ Пафоса, в 1192 г.- в Аракос Панагии ц. близ Лагудеры (кроме фресок апсиды 2-й пол. XII в. ( Winfield. 1973. P. 24; Winfield D. C., Winfield J. 2007. P. 108; Sophocleous. 1998. P. 20, 42-43, 45-46) или, как считает А. Николаидис, 1185-1191 гг. ( Nicola ï d è s. 1996. P. 134)). Феодору Апсевду атрибутируют также 4 иконы: Божией Матери Елеусы и Христа Филантропа (в мон-ре прп. Неофита Затворника), Божией Матери Аракиотиссы и Христа Вседержителя из ц. Панагии Аракос (Византийский музей им. архиеп. Макария III в Никосии) ( Papageorghiou A. 1992. P. 19). Творчество мастера оказало большое влияние на последующее кипрское иконописание ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 102). К направлению позднекомниновского искусства относятся также чуть более низкого качества росписи кон. XII - нач. XIII в. в церквах Христа Антифонита близ Калогреи, арх. Михаила в Като-Лефкаре (Ibid. Р. 89, 99; Nicola ï d è s. 1996. P. 137) и 2-й слой фресок ц. Панагии Амасгу ( Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 89). В ц. арх. Михаила «образцы Феодора Апсевда стали более тяжелыми и застывшими», а в ц. Панагии Амасгу - «невесомыми и декоративными» (Ibidem). Росписи ц. Христа Антифонита, по мнению В. Джурича и А. Вейл Карр, отражают усиление тенденции монументальности в позднекомниновском искусстве ( Djuri . 1976. P. 25; Weyl Carr, Morrocco. 1991. Р. 99).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

" Успение Богородицы " . Роспись ц. Аракос Панагии. 1192 г. " Успение Богородицы " . Роспись ц. Аракос Панагии. 1192 г. А. ц.- небольшая одноапсидная купольная базилика, продленная в зап. части ок. 1333 г., тогда же была устроена кровля (неоднократно поновлялась); нартекс пристроен в 1795 г.; в кон. XVIII в. была обнесена с юж., вост. и сев. сторон деревянной решетчатой галереей. В 60-х гг. XX в. были утрачены постройки в юж. части и ограда в вост. части мон-ря. В соответствии с рисунком Григоровича-Барского, кафоликон и 2-этажный келейный корпус в сев. части мон-ря к наст. времени остались практически неизмененными. В интерьере А. ц. сохранились фрески неск. периодов. Нек-рые исследователи (С. Софоклеус, Д. Уинфилд) датируют роспись апсиды (ряд святителей ростовой и погрудный в медальонах), конхи апсиды (Богоматерь Платитера («Ширшая небес») с предстоящими архангелами) и фрагменты (под записью) в нижней зоне на юж. стене сер. XII в. Никаких посвятительных надписей этого времени не сохранилось. Неизвестно также, была ли А. ц. полностью расписана в этот период. A. и Ю. Стилиану объясняют различия стилей росписи пространства алтаря и всего храма тем, что ок. 1192 г. в А. ц. могли работать 2 мастера. Одним исследователи называют Апсевда Феодора, работа к-рого в «Енклистре» мон-ря св. Неофита Затворника в Пафосе (Кипр, 1183) сходна с росписью А. ц. В это время были декорированы купол и пространство нефа. Роспись соответствует традиц. иконографической программе средневизант. периода. В верхнем регистре (в нишах слепых арок подкупольного пространства и на сводах) представлены композиции «Вознесение Господне» (в алтарном пространстве), «Введение во храм Богородицы», «Сошествие во ад» (сев. стена), «Успение Богородицы» и «Рождество Христово» (юж. стена). В нижней зоне показаны ростовые изображения святых, соразмерные парным образам Христа Антифонита (Отвечающего) и Божией Матери Параклесис , входящим в декорацию алтарной преграды . Образ Божией Матери, подписанный «Аракиотисса ке Кехаритомени» (Благодатная) (юж. стена), является наиболее ранним известным в визант. искусстве изображением Богородицы в иконографическом типе «Страстная» .

http://pravenc.ru/text/75822.html

части ц. вмч. Георгия. Так же как в Курбинове, здесь соседствуют разномасштабные изображения, пропорции фигур сильно вытянуты, поверхности предметов и одежды покрыты разнообразными орнаментами. Нерукотворный образ Спасителя ( " Спас на чрепии " ). Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. 1192 г. Нерукотворный образ Спасителя ( " Спас на чрепии " ). Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. 1192 г. Отсутствие памятников столичной монументальной живописи (за исключением неск. фрагментов росписей) делает довольно условным понятие «столичная живопись». Тем не менее это определение широко употребляется для характеристики произведений, созданных далеко за пределами столицы. К самым «столичным» памятникам провинции относятся фрески ц. Панагии Аракос в Лагудере, на Кипре. Как следует из надписи, помещенной на сев. стене под изображением Нерукотворного образа Спасителя («Спас на чрепии»), заказчиком росписи, выполненной в 1192 г., был некий кир Лев. Очевидно, здесь работали к-польские мастера. Программа росписи сочетает классическую ясность с характерным для позднекомниновского искусства особым подбором сюжетов, элементы линейного динамичного стиля и реальность движения и объемов фигур, декоративное украшение и объемно-пластическую моделировку ликов. В куполе изображен Христос Пантократор в медальоне, вокруг Него также в медальонах - ангелы, предстоящие Этимасии. В простенках барабана - пророки. Учитывая архитектурные особенности храма (однонефного купольного здания), художник расположил в вост. парусах арх. Гавриила и Богоматерь (Благовещение), а в зап.- попарно евангелистов. На арках изображены мученики в медальонах, на предалтарных пилястрах - Богоматерь Епискепсис (Молебница) и Христос Антифонит, в конхе алтаря - Богоматерь с Младенцем на престоле с архангелами Гавриилом и Михаилом, в апсиде - фриз медальонов с полуфигурами кипрских святителей, ниже - композиция «Служба святых отцов», в алтарном своде - «Вознесение». Расположение композиций и фигур выявляет и подчеркивает архитектурные формы храма.

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001    002   003     004    005    006