Фреска по иконографии и стилю исполнения (диспропорции рисунка, упрощенная цветовая гамма, плоскостность) близка к созданному неск. годами ранее изображению на храмовом диптихе (1856), где К. и И. представлены в верхней киотчатой части, их благословляет Иисус Христос из облачного сегмента. И. держит в правой руке крест и пальмовую ветвь, в левой - горящую свечу; плат декорирован украшением в передней части, на свисающем конце - кисть. В храме также хранится рукопись с Последованием службы К. и И., украшенная выходной миниатюрой с образом К. Согласно приписке, рукопись была создана в 1830 г. в кипрском мон-ре Махера иером. Митрофаном. Иконография выполненного в графической манере изображения традиционна: поколенный образ седовласого святителя в крещатой фелони, держащего в непокрытой левой руке Евангелие и благословляющего десницей. Рельефные изображения К. и И. (фронтально, по пояс) украшают крышку серебряного с позолотой мощевика (1805) с честными главами святых. Еще один серебряный позолоченный мощевик был изготовлен в 2002 г., на его крышке - написанные в стиле фресок ц. Панагии Аракос образы К. и И. работы иером. Амвросия. О почитании К. и И. на Кипре свидетельствуют также их иконы в др. храмах, напр. икона XIX в. «Святые Киприан и Иустина» в ц. свт. Авксивия в Астромеритисе. Сщмч. Киприан и мц. Иустина с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Сщмч. Киприан и мц. Иустина с житием. Икона. Нач. XVIII в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Единственной в своем роде является рус. житийная икона К. и И. с 16 клеймами (нач. XVIII в., музей икон Рекклингхаузен, Германия); святые представлены в среднике в 3/4-ном повороте друг напротив друга на пейзажном фоне предстоящими в молении Спасителю на троне в облачном сегменте. В среднике и в клеймах К. изображен средовеком. В 10 клеймах проиллюстрированы бесовские искушения К. и И. В греч. Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) К. и И. упомянуты в Минее на октябрь в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года»: «Святой Киприан, старец с круглою бородою, и Иустина были усечены мечом» (Ерминия ДФ.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Состав этой группы может различаться, однако в нее помимо наиболее почитаемых святых Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского обычно включается И. П. Наиболее ранний пример - фреска в ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), где на сев. стене наоса изображены в рост 5 гимнографов (в порядке следования от алтаря: прп. Косма Маюмский, прп. Иоанн Дамаскин, исп. Феодор Студит, исп. Феофан Никейский), в руках у каждого развернутый свиток со словами их песнопений. И. П. облачен в традиц. монашеские одежды, в схиме, с куколем на голове. Лицо узкое, с подчеркнутыми скулами, борода средней длины, сужающаяся книзу. Правая рука отведена в сторону, в левой - развернутый вниз свиток с текстом: «Δχοιο, Χριστ, τοσδε τος μος μνους» («Прими, Христе, эти мои песни...»), что, по наблюдению О. В. Овчаровой, может быть «слегка видоизмененным акростихом Покаянного канона Иосифа для вторничной утрени первого гласа, который в оригинале звучит: «Δχοις τος δ, τος μος λγους, Λγε. Ιωσφ»» ( Овчарова. 2004. С. 234). Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. Преподобные Иосиф Песнописец, Косьма Маюмский, Иоанн Дамаскин. Роспись ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония. 1317–1318 гг. В следующем по времени памятнике - кипрской ц. Панагии Аракос (1192) - образы 4 гимнографов в наиболее часто встречающемся составе перенесены в алтарную зону: на триумфальной арке - Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин, над юж. нишей вимы - И. П., симметрично ему, над северной,- Феофан Никейский. Каждый показан погрудно в медальоне, с развернутым вверх свитком. Еще один вариант размещения в пространстве храма образов гимнографов представлен в росписи юж. парекклисиона монастыря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) - в парусах купола представлены фигуры преподобных Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского, Феофана Никейского и И. П. Такое расположение гимнографов (наиболее ранний пример встречается в дошедшей фрагментарно росписи храма мон-ря Давидовица, Сербия, 80-е гг.

http://pravenc.ru/text/673697.html

как диакон изображен вместе со св. диак. Стахием, преподобными Иоанном Дамаскином и Космой Маюмским на фреске в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре (1192); в росписи ц. свт. Николая Чудотворца в Печской Патриархии (Сербия (XIV в.)) - единолично, в рост, с кадилом в левой руке и с дарохранительницей в покровенной правой, молодой с небольшой округлой бородой, на голове выстрижена тонзура; на фреске в монастыре св. Павла на Афоне (1552) -обеими руками держит дарохранительницу, молодой, волосы темные, вьющиеся, борода короткая, на голове тонзура. В XIV в. в росписи храмов появляются образы апостолов от 70 как визуальный ответ на полемику о примате Римской кафедры (наиболее ранний пример представлен в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре, 1366). Так, в кафоликоне свт. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста в с. Калопанайотис на Кипре ок. 1400 г. (или между 1442 и 1458) среди изображений апостолов от 70 в сев. части алтарной зоны в диаконнике представлен образ Н. Одно из редких изображений Н. в связи с отдельным днем его памяти имеется под 28 дек. в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов), минейный цикл к-рой включает образы всех апостолов от 70 (РНБ. O.I.58. Л. 92 об., кон. XV в.): он изображен в рост, преклонных лет, седой, с волосами, разделенными на прямой пробор и убранными назад, с небольшой клиновидной бородой; облачен в голубой хитон и гиматий сиреневого оттенка; правая рука воздета словно в пророческом жесте, в опущенной левой - закрытый свиток. В иконописи единоличный образ Н.-диакона представлен иконой, написанной мастером Оружейной палаты из окружения иконописца Феодора Зубова в 1685 г. для Смоленского собора Новодевичьего мон-ря (образ на сев. двери в алтарь Прохоровского придела) - полуфигура юного диакона изображена в молении, в 3/4-ном развороте вправо к благословляющей из небесного сегмента деснице Божией ( Брюсова В. Г. Федор Зубов. М., 1985. С. 158). На иконе «Апостольская проповедь» (1662, ЯМЗ), приписываемой Феодору Евтихиеву Зубову, Н.

http://pravenc.ru/text/2565292.html

Со 2-й пол. XI в. получает распространение сопоставление образов И. Х. Ветхого денми, Еммануила, Пантократора и Священника. В рукописи Евангелия XI в. (Paris. gr. 74. Fol. 167r) на заставке к Евангелию от Иоанна в центре квадрата с ковровым орнаментом находится медальон с пишущим евангелистом Иоанном, ниже в 3 медальонах - сидящие на престолах И. Х. Пантократор, Ветхий денми и Еммануил. Такой же состав изображений в куполах ц. Богоматери Елеусы в Велюсе, Македония (1085-1093). В Лекционарии из мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. 587. Fol. 3v, 80-е гг. XI в.) в инициале в начале Евангелия от Иоанна представлен Ветхий денми на престоле с Еммануилом на коленях. В рукописи НЗ (Vindob. Suppl. gr. 52. Fol. 1v, XII в.) в заставке изображена Св. Троица - Ветхий денми на престоле, Еммануил на коленях, Св. Дух в виде голубя в медальоне. В Мюнхенской серб. Псалтири (Monac. slav. 4. Fol. 97 v, XIV в.) - медальон с полуфигурой Ветхого денми и Еммануилом перед грудью, вокруг медальона - символы евангелистов. В 4 куполах ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония (1164), представлены И. Х. Пантократор, Ветхий денми, Еммануил и Священник. В ц. св. Стефана в Кастории (сер. XII в.) Ветхий денми, Пантократор и Еммануил в медальонах расположены на своде с востока на запад. В ц. св. Бессребреников в Кастории (кон. XII в.) аналогичные медальоны помещены в восточной части свода: И. Х. Еммануил с надписью представлен в алтарной арке над Богородицей, еще одно изображение в рост находится в нише жертвенника. И. Х. Еммануил изображен оглавно в медальоне на щеке арки над апсидой ц. Спаса Преображения на Нередице (1199), над ним в алтарном своде в медальоне поясное изображение И. Х. Ветхого денми. Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Еммануил с архангелами. Икона. Кон. XII в. (ГТГ) Изображения И. Х. Еммануила включаются в иконографические программы, призванные указать на Воплощение, Евхаристическую Жертву или вневременную вечную славу Сына Божия. В сцене «Благовещение» Он представлен: в арм. рукописи - Venez. Mechit. 888/159, рубеж XI и XII вв.; в сборнике 1286 г.- Матен. 979. Л. 293а; в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192), на вост. арке над алтарем между арх. Гавриилом и Богоматерью; в соборе в Монреале, Сицилия, над центральной апсидой. Вместе с Ветхим денми И. Х. Еммануил изображен на своде ц. св. Стефана в Кастории, XII в.; в наружных росписях апсид в румын. церквах XVI в. монастырей Воронец и Сучевица. C пророками - в мозаиках собора Сан-Марко в Венеции: в куполе (ок. 1200) и в сев. нефе (1220-1230); в апсиде капеллы Сан-Дзено (1-я пол. XIII в.).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

стене, «Рождество Христово» и «Сретение Господне» на южной «Воскрешение прав. Лазаря» на западной, «Вход Господень в Иерусалим» и «Сошествие во ад» на сев. стене. «Крещение Господне» помещено в нартексе (видимо, в связи с функциональным делением пространства храма) и написано на отдельном слое штукатурки, возможно чуть более позднем. В живописи преобладают фигуры с вытянутыми пропорциями, трактованные линеарно и плоскостно, со стилизованными формами драпировок, с характерными комниновскими типами лиц. Сюжетные сцены выделяются крупным размером, уравновешенностью композиций, плавностью движений немногочисленных персонажей, спокойным рисунком драпировок. Лица имеют скорее нейтральное выражение; они мягко моделированы зеленоватыми притенениями, без резких пробелов. Колористическая гамма росписей с предпочтением светлых ярких красок - охры с оттенком оранжевого, желтого, голубого, светло-зеленого - также создает гармоничный строй, в к-ром отсутствуют напряженные контрасты. Все эти черты отличают 2-й слой росписей ц. первомч. Стефана от др. произведений позднекомниновского периода в Кастории и позволяют отнести их к классицизирующему направлению, получавшему все большее распространение ок. 1200 г. Умеренностью в показе движений, неск. маньеристической трактовкой стилизованных позднекомниновских форм в ликах и драпировках, нарядностью колорита эти росписи напоминают кипрские фрески позднего XII в. (Енклистра в Неофита Затворника преподобного монастыре близ Пафоса и Аракос Панагии церковь близ Лагудеры), а также некоторые синайские иконы рубежа XII и XIII вв. (темплон с двунадесятыми праздниками; прор. Моисей, получающий скрижали Завета, и др.). Относительно времени создания отдельных образов святых и вотивных композиций в нижних частях стен и столбов исследователями не было высказано единого мнения. Учитывая, что фрески ц. первомч. Стефана были расчищены недавно, предлагаемые ранее датировки следует принимать с осторожностью. Пелеканидис отнес нек-рые изображения святых ко 2-й пол.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Николая, в руках длинный свиток с текстом. Появление достаточно редких в рус. иконописи отдельных образов И. П. или его изображений в составе избранных святых, как правило, было обусловлено личной волей заказчика, чьим соименником был этот святой. Он изображается в традиц. монашеском облачении, голова не покрыта (куколь на плечах). Так И. П. представлен на иконе письма Андрея Рагошкина «Святые Сергий Радонежский, Иосиф Песнописец и Савва Сторожевский» (1867, частное собрание; см.: Бенчев. 2007. С. 385), выполненной «по усердию» Иосифа Савельевича Галкина, о чем сделана соответствующая надпись на нижнем поле. На верхнем поле в небесной сфере изображена Св. Троица, фронтальная фигура И. П. помещена в центре средника; у него вьющиеся волосы, короткая борода, округлая, правая рука в жесте именословного благословения, в левой раскрытый свиток с текстом Пс 14. 1 («Господи, кто обитает в жилищи Твоем…»); разделка монохромных одежд сплошь выполнена золотом. Еще на одной иконе письма Алексея Мартынова Сафьянникова (1750, ЦМиАР) И. П. изображен по минейному принципу вместе с прп. Георгием Малеиным, в центре вверху в картуше - «Воскрешение Лазаря»; голова И. П. не покрыта, борода средней длины, раздвоенная на конце, ладонь левой руки прижата к груди, указующий перст правой направлен вверх. В совр. иконописи образ И. П. представлен иконой 1984 г. письма архим. Зинона (Теодора), ее иконографической основой стала фреска ц. Панагии Аракос. Лит.: LCI. Bd. 7. Sp. 208-209; Менолог. C. 371, 386; Babi - or evi G. Les moines-poètes dans l " eglise de la Mère de Dieu a Studenica//Студеница и buзahmujcka уметность око 1200. године. ucmopujckux наука. Београд, 1988. 11. С. 206-210; Στρατ Α. Η Μον το Τιμου Προδρμου στς Σρρες. Αθνα, 1989; eadem. Η ζωγραφικ στν Ιερ Μον Τιμου Προδρμου Σερρν (14ος - 19ος α.). Θεσσαλονκη, 2007; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. Р. 171, 175, 182, 243, 413; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. Кат. 57. С.

http://pravenc.ru/text/673697.html

   001    002    003    004    005   006