P. 183). Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г. Прав. Лазарь. Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере. 1192 г. Византийские календари отмечают 17 окт. перенесение мощей Л. в К-поль (SynCP. Col. 146-148) и 4 мая освящение построенного Львом VI храма и перенесение в него мощей Л. и его сестер Марфы и Марии (SynCP. Col. 658-659). В ряде визант. Синаксарей и месяцесловов 17 марта встречается память воскрешения Л. (напр.: SynCP. Col. 544), но в совр. календари она не была включена. В поздних афонских рукописях под 16 окт. отмечается 2-е успение Л. ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 270). В груз. календарях V-X вв., отражающих древнюю богослужебную традицию Иерусалимской Церкви, под 7 сент. указано «в Вифании воспоминание Лазаря» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 128; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 89; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 34). В Китии продолжалось паломничество к гробнице Л., а с XVI в. появляются упоминания о его мощах, хранившихся в этом храме ( Τηλλυρδης Α. Συμβολ στς σχσεις τν Ορθοδξων Εκκλησιν Κπρου - Ρωσσας. Λευκωσα, 1989. Σ. 4. Not. 3; Αγθωνος. 1997. Σ. 99). По свидетельству рим. аристократа и путешественника Пьетро делла Валле (1625), от них ежедневно происходили чудеса и исцеления. С 1837 г. источники перестали упоминать о мощах. Видимо, они были убраны в крипту под алтарем, где были обнаружены в 1972 г., во время работ после пожара 1970 г. ( Αγθωνος. 1997. Σ. 98). На мраморной гробнице, в к-рой находились мощи, имеется надпись: ΘΙΛΙΟΥ, которая может быть искажением слова ΘΙΛΟΣ (друг), являвшегося частью прозвища Л.- «друг Христов». В наст. время глава Л. выставлена в храме для поклонения. На Кипре с празднованием Лазаревой субботы связано множество народных обычаев. Так, в храме прав. Лазаря в Ларнаке благообразный мальчик изображал Л. Его одежду украшали желтыми маргаритками, и он ложился на «одр Лазаря», устроенный из лавровых, миртовых и финиковых ветвей, роз и цветущих побегов апельсиновых и гранатовых деревьев. Во время чтения Евангелия, после слов «Лазаре, иди вон», на голову мальчика помещали крест, кропили его св. водой с миртовых ветвей и кадили вокруг. Когда мальчик «восставал с одра», женщины осыпали его лепестками роз, окропляли розовой водой, давали съесть к.-л. сладость, кусочек хлеба и выпить глоток вина. К церковному хору присоединялись музыканты, играющие на свирелях, скрипках и лютнях, а во дворе храма начинали раздавать праздничные угощения. Затем процессия с зажженными свечами до поздней ночи обходила дома, в к-рых устраивался «одр Лазаря». Хозяева угощали иереев и др. участников процессии (Το Σββατο του Λαζρου//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 173-174). Византийские и поствизантийские легенды о Л.

http://pravenc.ru/text/2462509.html

А. А. Лукашевич Иконография Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. В визант. искусстве И. П. изображался человеком преклонных лет, с клиновидной бородой средней длины с проседью; его облику свойственны черты аскета: худощавое лицо со впалыми щеками и с подчеркнутыми скулами. Состав одежд традиционный для чина прославления святого как преподобного: хитон, мантия, схима, пояс, аналав; как правило, изображается с покрытой головой - в куколе или в уборе вост. типа (напр., в росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192,- тюрбан). В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Песнотворцы» (Ч. 3. § 15. 12) об облике И. П. сказано: «...старец с остроконечною бородою, говорит: се возсия день спасения» (Ерминия ДФ. С. 175). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. П. свт. Николаю Чудотворцу: «…сед, брада аки Николина, конец поуже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 86); в том же т. н. Большаковском подлиннике приведены 2 типа изображения святого, указывающие на его прославление как гимнографа: либо у И. П. «в левой руке книга, а правою рукою перстом на нее указывает», либо святой изображен как «словетворец», пишущий текст в свитке: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй» (Там же). В иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова содержится дополнение, сообщающее о необходимости различения 2 Иосифов: «Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца: первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, еп. Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338, многа и различна икон ради изгнания подъя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 311). В XII в. в декорации визант. храмов появляется изображение монахов-гимнографов.

http://pravenc.ru/text/673697.html

А. Н. Крюкова Иконография И. изображается седовласым старцем с клиновидной бородой средней длины; как епископ облачен в подризник, фелонь, с омофором, палицей, в епитрахили, в руках - Евангелие. В росписях кипрских храмов изображение И. как святителя встречается с кон. XII в. Оно устойчиво помещается в пространстве алтаря. Чаще встречается вариант размещения фигуры И. в центральной апсиде, как правило, в зоне под конхой, где он представлен погрудно в ряду др. Кипрских святителей: в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) - под изображением в конхе Божией Матери с Младенцем Христом, среди оплечных образов в медальонах Кипрских святителей (Зинона Курионского, некоего Никона, Филагрия Курионского, Авксивия Солийского, Македония и Трифилия Лефкосийских); в ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне вместе со святителями Спиридоном Тримифунтским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Ипатием Гангрским, Тихоном Амафунтским, Зиноном, а также с Николаем Чудотворцем; в ц. св. Созомена в Галате (1513) - в нижней зоне на вост. стене, полуфигура. В росписи апсиды церкви мон-ря Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494) Кипрские епископы Трифилий, ап. Варнава, Епифаний Саламинский, Спиридон и И. включены в традиц. ряд отцов Церкви (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), совершающих Божественную литургию. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Ряд изображений И. имеется в кипрских храмах и мон-рях, связанных с именем святого. В мон-ре прп. Иоанна Лампадиста в росписи кафоликона во имя сщмч. Ираклидия, по преданию возведенного на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрахос И., на юж. стороне сев.-зап. столба помещено его ростовое фронтальное изображение (XIII в.). Святитель облачен в крещатую ризу, омофор с крупными красными крестами, светлый подризник с вертикальными темными полосами, на нем орнаментированные епитрахиль, палица и поручи; правой рукой благословляет, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие с алым обрезом.

http://pravenc.ru/text/673835.html

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт.- Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором , мч. Марсельским). Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др.- в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора , егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии ( Lucchesi. Col. 1291-1292). Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188). Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Синаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии. Ист.: BHL, N 8559-8563; BHG, N 1251-1252, 1864-1865; BHO, N 1242-1244; ActaSS. Apr. T. 3. P. 265; ActaSS. Mai. T. 3. P. 266-268; PG. 115. Col. 257-268 [греч. житие В.]; ЖСв. Ноябрь. С. 217-222; Budge E. A. Coptic Martyrdoms. L., 1914. P. 1-45 [копт. мучение В.]; Мартирий св. Виктора//Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке. СПб., 2001. С. 263-286.

http://pravenc.ru/text/158514.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПСЕВД ФЕОДОР Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. Деисус. Мастер Феодор Апсевд. Роспись " Енклистры " мон-ря прп. Неофита (Кипр). 1183 г. [греч. Αψευδς Θεδωρος], визант. художник кон. XII в. Вероятно, прибыл на Кипр из К-поля по приглашению Василия Киннама, еп. Пафосского. В пользу к-польского происхождения мастера свидетельствует манера его письма, характерная для визант. искусства эпохи Комнинов. В 1183 г. исполнил росписи в нефе «Енклистры» (γκλεστρα - затвор) мон-ря в честь прп. Неофита близ Пафоса (Кипр; см. Неофита мон-рь ), о чем свидетельствует греч. надпись вдоль ниши на сев. стене: «Енклистра... была расписана рукой Феодора Апсевда в год 6691 индикта I». Программа росписи могла быть продиктована ее заказчиком - основателем скита прп. Неофитом, дважды изображенным на стенах «Енклистры»: в церкви - возносимый 2 ангелами и в келье преподобного - как донатор, в молении перед деисусом. Большинство исследователей полагают, что росписи, выполненные в 1192 г. в основном объеме ц. Панагии Аракос в Лагудере (Кипр), также принадлежат А. Ф. По предположению Д. Уинфилда, указанное в реконструированной надписи под композицией «Крещение Господне» имя художника, расписавшего наос,- иером. Феодора - можно соотнести с А. Ф. Сопоставительный анализ фресок 2 памятников показывает идентичность манеры письма: изысканная линия абриса фигур и разделки складок, плотное личное письмо, характерное для иконописи, а также совпадение целого ряда деталей. А. Ф. приписывают (S. Sophocleous) 4 иконы, происходящие из местного ряда иконостасов мон-ря прп. Неофита - Богоматерь Елеуса и Господь Вседержитель (обе ок. 1183, мон-рь прп. Неофита) - и мон-ря Панагии Аракос - Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель со святыми на полях (обе ок. 1193, Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Лит.: Winfield D. C. Panagia Arakos, Lagoudera. Nicosia, s. a. P. 11; Panayotidis M. The Question of the Role of the Donor and of the Painter//ΔΧΑΕ. 1994. Ser. 4. Vol. 17. P. 143-156; Sophocleous S. Icons of Cyprus: 7th-20th Centuries. Nicosia, 1994. P. 82-84. N 13-16; Parthog G. der. Byzantine and Medieval Cyprus: A Guide to the Monuments. New Barnet, 1995. S. 76-77; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 351-369; Cormack R. Byzantine art. Oxf., 2000. P. 177-179. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова: ГРАБАР Андре [Андрей Николаевич] (1896 - 1990), выдающийся франц. медиевист рус. происхождения, один из создателей франц. школы совр. византиноведения, основатель и научный редактор ж. «Cahiers archéologiques» (1945) ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295)

http://pravenc.ru/text/75792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИНОН [греч. Ζνων] (V в.), свт. (пам. греч. 4 окт., 11 и 12 июня), еп. г. Курион (близ совр. Лимасола, Кипр). Единственный сохранившийся список краткого Жития З. (текст частично утрачен) содержится в Синаксаре Paris. gr. 1588, написанном в нач. XII в. в Иереев монастыре на Кипре. В этом Житии говорится, что З., уроженец г. Амафунта, боролся с ересью Нестория на Вселенском III Соборе (431) и отстаивал независимость Кипрской архиепископии от Антиохийского Патриархата. Житие также сообщает о том, что от гробницы святого совершались чудеса. В «Хожении» рус. игум. Даниила (нач. XII в.) при перечислении мощей кипрских святых мощи З. упоминаются после мощей свт. Епифания Кипрского и ап. Варнавы («Хожение» игум. Даниила в Святую Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 22). В наст. время мощи З. утрачены. О почитании З. на Кипре свидетельствуют его изображения в росписи ряда храмов: Аракос Панагии церкви (1192), собора Амасгу Богородицы женского монастыря (3-я четв. XII в.), собора мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии (XIV в.). Во всех случаях образ святителя находится в алтарной части: в ц. Панагии Аракос и в соборе свт. Николая он включен в ряд поясных изображений св. кипрских епископов, представленных в медальонах в апсиде над композицией «Служба св. отцов», в соборе Богородицы Амасгу оплечное изображение З. помещено в жертвеннике. В «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.) в числе почитаемых святыми кипрских архиереев после прав. Лазаря Четверодневного и свт. Тихона Амафунтского ( Leont. Makhair. Chronicle. § 30) назван Зинон, еп. Киринийский (в оригинале πισκπου Κιρυναων), к-рого издатель «Хроники» Р. М. Докинз отождествил с З. Предполагают, что З. является одним лицом с Зиноном, память которого отмечается в визант. календарях 12 июня. В Синаксаре К-польской ц. (кон. Х в.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. (X-XI вв.) З. назван преподобным и упомянут вместе со свт. Трифиллием, еп. Лефкосийским (Никосийским) (SynCP. Col. 748; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 312), а в Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) он именуется епископом ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 81). Кроме того, в греч. стишных синаксарях (SynCP. Col. 745) и в слав. стишных Прологах (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) память З. и посвященное ему двустишие помещены под 11 июня. В ВМЧ и совр. календарь РПЦ имя З. не включено. В кипрском Синаксаре Paris. gr. 1588 Житие З. помещено под 4 окт.

http://pravenc.ru/text/199841.html

Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Портал ц. Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии. Кон. XII в. Карнизы в интерьере встречаются крайне редко (в церквах вмч. Георгия Победоносца в Сотире, вмч. Георгия в Киринии, свт. Николая Чудотворца в Хлоракасе, свт. Синесия в Ризокарпасо); декорация сводится преимущественно к фресковой. Все купольные храмы имеют паруса, в нек-рых храмах под куполом расположены одноступенчатые (в церквах вмч. Георгия в Афендрике, вмч. Георгия в Киринии, вмч. Прокопия в Синграсисе, Панагии Ангелоктисты в Кити, прп. Андроника во Френаросе и Св. Софии в Тими) или 2-ступенчатые (в ц. Пресв. Богородицы Канакарии) повышающиеся подпружные арки. Пещерные (или устроенные в римских каменоломнях или гробницах) храмы достаточно редки: в мон-ре прп. Неофита Затворника, «катакомбы» св. Соломонии в Пафосе, храмы свт. Евлампия и Пресв. Богородицы Галатерусы в Каравасе, мц. Мавры (Хрисокава) в Киринии. Особенностью кипрской архитектуры являются 2-скатные покрытые черепицей деревянные крыши храмов в горном массиве Троодос. Они имеют функциональное назначение - защищают постройки от дождя и снега в зимний период. А. Папагеоргиу приводит 127 таких храмов, самые ранние из к-рых относятся к XII в. Данные позволили исследователю опровергнуть мнение Г. Сотириу о зап. влиянии и доказать, что при внешнем сходстве с деревянными крышами церковных построек Центр. и Сев.-Зап. Европы крыши кипрских храмов имеют оригинальные черты. Стропильная конструкция опирается на несущие стены основного объема храма, перекрывая его внутреннее пространство, иногда крыша устанавливалась на каменный свод, служа дополнительной защитой сооружения (как, напр., в церквах Панагии Аракос и Панагии Асину). С кон. XII в., в период правления династии Лузиньянов, а затем венецианцев, архитектура развивалась вне тенденций поздневизант. зодчества, но так же, как зодчество на греч. островах, находившихся под лат. властью (Родос, Крит и др.). Огромное влияние оказала зап. традиция, пришедшая на К. с крестоносцами и воплотившаяся в строительстве в Фамагусте, Никосии и нек-рых мон-рях больших соборов в духе северофранц. готики. Оно выразилось в появлении стрельчатых арок (напр., в перестроенной ц. Пресв. Богородицы Галактотрофусы в Фасури, ап. Фомы в Айос-Томасе, Панагии Трапезы, Пресв. Богородицы Авгасиды близ Алоа), «франко-византийских» купольных базилик на колоннах, обычно со смещенным к востоку куполом (перестроенный храм мч. Маманта в Морфу, собор мон-ря прп. Неофита Затворника, ц. арх. Михаила Трипиотиса в Никосии) и других архитектурных элементов. В этот период на К. начинается строительство монументальных правосл. храмов в чистых готических формах, иногда в соединении со старой традицией купольной архитектуры (церкви св. Симеона, арх. Михаила, вмч. Георгия «Греческого» и свт. Николая Чудотворца «Греческого» в Фамагусте, Пресв. Богородицы «Одигитрии» в Никосии).

http://pravenc.ru/text/1684690.html

Мч. Мамант. Икона. XIII в. (ц. Панагии Кафолики в Пелендри) Мч. Мамант. Икона. XIII в. (ц. Панагии Кафолики в Пелендри) Неск. изображений М. того же типа происходят из Грузии; одной из причин распространенности его почитания могло быть то, что, согласно варианту Жития, М. родился в расположенной рядом исторической обл. Пафлагония, в Ганграх. На серебряном позолоченном тондо XI в. из Гелати, найденном при раскопках ( Sanikidze, Abramishvili. 1979. N 13), святой изображен подобно воину-мученику, но верхом на льве, а не на коне. Изображения М. на льве встречаются и в груз. рукописях XII в., что свидетельствует о новой волне почитания святого, напр., миниатюра в рукописи свт. Григория Богослова (НЦРГ. N А 109, XII в.; об изображениях М. в груз. рукописной книге см.: Алибегашвили. 1973. C. 134-140. Табл. III; см. также: Μαρβα-Χατζηνικολου . 1995. Πν. XXII). В Грузии данная традиция изображения М. сохранилась до наст. времени, и его образ помещен на монете достоинством в 10 тери. Др. изображения святого на льве известны в Ливане, где есть церкви и монастыри, посвященные М., а также названный в его честь город Дайр-Мимас. Росписи храмов относятся к кон. XII - нач. XIII в., т. е. представляют собой образцы искусства эпохи крестоносцев. Так, образ М. на льве сохранился в росписи ц. св. Саввы, фрески к-рой стилистически напоминают роспись кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192; наблюдение В. Д. Сарабьянова). Вероятно, родиной данной иконографии была Кесария Каппадокийская, а причиной ее распространения стал захват турками-сельджуками Каппадокии и бегство христ. населения из М. Азии в горные области Ливана и на о-ва Кипр и Крит. В позднейшем христ. искусстве Ливана часто встречается образ М. данной иконографии (икона «Св. Мамант на льве», кон. XIX в., собрание И. Гекаса - The Veneration. 2013. P. 59; «Св. Мамант на льве» - прорись с иконы (?) XIX в., выполненная Г. Н. Аспрудисом (Ibid. P. 62). Только в Ливане существует необычный тип изображения М. как воина, верхом на коне убивающего льва (выполненная Аспрудисом прорись с иконы (?) кон. XIX в.- Ibid. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2561776.html

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Свт. Иоанн Милостивый. Роспись ц. ап. Петра в Расе, Сербия. Кон. XIII в. Свт. Иоанн Милостивый. Роспись ц. ап. Петра в Расе, Сербия. Кон. XIII в. Древнейшие изображения И. М. сохранились в росписях Нов. Токалы-килисе, Каппадокия (Гёреме 10, 950-960),- рядом со свт. Петром, патриархом Александрийским, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 177, 976-1025 гг.). В т. н. Феодоровской Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 23v, 1066 г.) помещено изображение И. М., раздающего милостыню, рядом с ним - аллегория Милосердия (Пс 21). Изображения И. М. в полный рост есть в миниатюрах неск. Минологиев (Служебное Евангелие. Vat. gr. 1156, 3-я четв. XI в.; Минологий. Marc. Cod. Z. gr. 586. Fol. 179v, кон. XI в.; Минологий. Sinait. gr. 500. Fol. 136r, кон. XI в.); на одной из 6 минейных икон из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (кон. XI - нач. XII в.). Поясное изображение иллюстрирует Минологий деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. f. I, 1327-1340 гг.). В монументальной живописи XI в. изображения И. М. редки. Так, на фреске в алтаре ц. св. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, Греция (XI в.), он представлен в святительском чине. С XII в. образ И. М. встречается чаще и размещается обычно в алтаре в составе святительского чина: на мозаике ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана) в Палермо, о-в Сицилия (ок. 1146-1151),- на арке, среди святителей в медальонах; в ц. св. Врачей (кон. XII в.) - рядом со свт. Григорием Богословом и сщмч. Иерофеем в алтарной части на юж. стене; в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы (рубеж XI и XII вв.) - в алтарной части, в святительском чине (обе церкви - в Кастории, Греция); в ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани, Греция (кон. XII в.). Особенно часто И. М. изображали в храмах Кипра, где, согласно Житию, родился святой: в алтарных росписях ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192), ц. арх. Михаила в Като-Лефкара (кон. XII в.). В XIII-XV вв. образ И. М. часто включали в программу храмовой росписи: в ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки, рубеж XII и XIII вв. или кон. XIII - нач. XIV в.); в алтаре ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209); в ц. ап. Петра в Расе, близ совр. Нови-Пазара, Сербия (кон. XIII в.); в ц. св. Никиты в Чучере, Македония (до 1316); в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318); в соборе Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, Сербия (1348-1350); в ц. Таксиархов (1359/60) и в ц. свт. Афанасия Великого «ту Музаки» (1384-1385) в Кастории; в соборе Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии, Румыния (ок. 1386); в ц. Пресв. Богородицы мон-ря Каленич, Сербия (ок. 1413); в кафоликоне Успения Пресв. Богородицы в Протате на Афоне (нач. XIV в.).

http://pravenc.ru/text/469614.html

  001     002    003    004    005    006