Литургийное чтение из Апостола (Деян 11, 19-26, 29-30) выбрано, потому что в нем упоминается В. В греч. Минее указано общее чтение апостолам (1 Кор 4. 9-16); Евангелие также общее. А. А. Лукашевич Иконография В. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы темные или с проседью, борода средней длины, в соответствии с апостольским чином облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); как основатель и первый архиепископ Кипрской Православной Церкви нередко бывает представлен в святительском омофоре поверх апостольских одежд. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого, парные с ап. Варфоломеем, чья память празднуется в тот же день (11 июня), а также как апостол от 70 В. изображается в композиции «Собор святых апостолов». Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г. Ап. Варнава. Роспись ц. Ставрос ту Агиасмати. Кипр. 1494 г. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., об облике В. сказано: «С проседью в длинной бороде» (Ч. 3. § 7. 66). В иконописном подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) указано изображать его вместе с ап. Варфоломеем «русым аки Иоаким Богоносец, риза бакан, испод лазорь, во амфоре (омофоре) и свиток». Парные изображения В. с ап. Варфоломеем представлены: в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 312v, 3-я четв. XI в.), в греко-грузинской рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 117, XV в.) - оба в рост, в хитоне и гиматии, в руках свиток; в настенном минологии ц. Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.- оба в мучении, В. в огне (по версии апокрифического сочинения «Хождения и мучение Апостола Варнавы»); в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.- оба в мучении, В. побиваем камнями (по версии Энкомия (Похвального слова) Александра Монаха). Устойчивые черты иконография В. приобрела на Кипре, откуда апостол был родом и где принял мученическую кончину. В росписях храмов XII в. святой представлен в центре апсиды, как правило в рост, в одной зоне с отцами Церкви, в паре с др. почитаемым кипрским святым - еп. Епифанием; оба в омофорах, в руках свитки: ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, 1105/06 г.; ц. св. Апостолов в Пера-Хорьо, 1160-1180 гг.- в медальоне (парно с еп. Епифанием); ц. Аракос Панагии близ дер. Лагудера, 1192 г. В росписях более позднего времени местоположение святого в кипрских храмах сохраняется в зоне вимы и прилегающих к ней участков, иконография остается неизменной, т. е. В. представлен как святитель в ц. св. Николая (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии, XIII-XIV вв., в церкви мон-ря Св. Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы, 1494 г.; ц. Христа Антифонита близ Калогреи, 90-е гг. XV в. (на сев.-вост. пилоне); в ц. св. Мавра в Килани, кон. XV в. (вост. часть софита в сев.-вост. нише); в ц. арх. Михаила в Холи, XV-XVI вв. (на сев. стене вимы, сохр. только голова).

http://pravenc.ru/text/154261.html

Екатерины на Синае), где Богородица и Младенец изображены во взаимном ласкании (фреска церкви Токалы-килисе, Каппадокия (X в.), Владимирская, Толгская, Донская иконы Божией Матери и др.). Этот тип изображений подчеркивает тему материнства и будущих страданий Богомладенца, наиболее ярко выраженную в Пелагонитиссе – чудотворном образе из Пелагонийской епархии в Македонии. В русской традиции эта икона получила название «Взыграние» (фреска монастыря церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317–1318; икона из монастыря Преображения в Зрзе (Македония), XIV в.), поскольку Младенец на ней изображен вырывающимся из рук Богородицы. Тема Христовых страданий выражена также в иконографии Богородицы Страстной, представленной обычно в типе Одигитрии (фреска церкви Панагии Аракос в Лагудере) или Умиления (русская икона XIII в., ТГОМ; икона XV в. (Византийский музей)), с ангелами по сторонам, которые держат орудия страстей. Изображения Божией Матери в молении помимо фронтального положения могут представлять фигуру в 3/4 повороте. Такие образы известны с доиконоборческого времени. Руки Богородицы молитвенно протянуты ко Христу, напр., так в изображениях Божией Матери Агиосоритиссы (Халкопратийской) (мозаика в церкви вмч. Димитрия в Фессалонике, VI в. (не сохр.), миниатюра из Христианской топографии Космы Индикоплова (Vat. gr. 699. Fol. 76, IX в.); икона XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае); икона из Успенского собора Московского Кремля, XIV в.) и в композициях Деисуса, а также Божией Матери Параклисис (Заступницы), держащей в руках свиток с текстом молитвы, обращенной ко Христу (мозаика церкви вмч. Димитрия, VII в.; Боголюбская икона Божией Матери (Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире, сер. XII в.); икона из собора в Сполето (Италия); XII в., фреска собора Мирожского монастыря во Пскове, XII в.; мозаика церкви Мартораны в Палермо (Сицилия), XII в.). Нередко названия определенных иконографических типов отождествляются с эпитетами Богородицы или являются топонимами, указывающими на место, где находится почитаемый образ (в русской традиции они получили свое наименование, не всегда буквально передающее оригинал), и могут встречаться на иконах различных изводов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Т. о., в иконографии М. средневизантийского периода можно выделить 3 варианта изображения. С крестом: на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); на мозаике собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос (1042-1056); на мозаике мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321) и др. С крестом и образом Спасителя: на юж. бронзовых вратах св. Климента базилики Сан-Марко в Венеции (Porta di San Clemente, К-поль, ок. 1110-1120) - крест в правой руке, медальон с образом Христа придерживает покровенной плащом левой рукой; фреска в сев.-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-е - 40-е гг. XI в.) и в ц. Вознесения в Милешеве (ок. 1234) - крест с образом Христа М. держит в правой руке, левая перед грудью открыта в молении ладонью вовне. С образом Христа непосредственно на тавлионе - в ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани (1263-1268); с образом, нашитым в виде медальона (тавлиона) на плащ, по краю медальона, как и на полах плаща, имитация жемчужной обнизи - в ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике (ок. 1320); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - на тавлионе, и др. С XIII в. большое распространение получают изображения М. в воинских доспехах, с мечом и щитом (напр., в ц. св. Апостолов в Печской Патриархии, ок. 1290; в мон-ре Пантократора в Дечанах, 1348-1350), что объясняется общим характером развития визант. живописи и тем значением, к-рое приобрели к этому времени св. воины. Вмч. Мина. Роспись церкви мон-ря вмч. Мины в Лефкаре, Кипр. XIX в. Вмч. Мина. Роспись церкви мон-ря вмч. Мины в Лефкаре, Кипр. XIX в. Сцена усекновения главы М. помимо Минология имп. Василия II включена в состав изображений Минология деспота Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг., Фессалоника). В настенных минеях эта сцена представлена во фресках нартекса ц. св. Апостолов в Печской Патриархии (1561). В поствизант. живописи продолжали параллельно сосуществовать «мученический» и «воинский» варианты иконографии М. В хитоне и плаще (иногда поверх хитона надета рубаха с короткими рукавами, украшенная золотым оплечьем), с крестом в руке М. представлен в росписях ц. вмч. Георгия Кремиковского мон-ря, Болгария (1493), кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546), ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке (XVI в.), ц. Преображения в Климатье (Велцисте) (1568), галереи мон-ря св. Иоанна Предтечи в Серрах (Сересе; 1630); ц. Рождества Христова в Арбанаси, Болгария (1681), а также на иконах - «Христос Великий Архиерей, со святыми» (сер. XVI в., мон-рь Пантократор на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (нач. XVII в., мон-рь Хиландар на Афоне); «Святые Мина, Викентий, Виктор» (сер. XVIII в., Музей мон-ря Влатадон, Фессалоника), и др.

http://pravenc.ru/text/2563238.html

В целом мало изменявшаяся на протяжении веков композиция «Введения во храм» иногда могла быть отмечена некоторыми особенностями. Так, на новгородской иконе XIV в. (ГРМ) Введение показано в интерьере 3-главого храма, под сводами которого висят светильники с горящими свечами. Фигурка Богоматери изображена на фоне высокого черного арочного проема. За Богоматерью справа в позах молитвенного предстояния – Иоаким, Анна и девы, слева за Захарией стоит Иосиф Обручник. Появление образа прав. Иосифа в новгородской иконе, по мнению Лафонтен-Дозонь, может быть обусловлено влиянием композиции «Обручении Марии». Например, на эпистилии XII в. (монастырь Ватопед) сцены «Введение во храм» и «Обручение Марии» расположены подряд. Шатровая форма храма и висящие светильники обнаруживают сходство с шатровым киворием, украшенном светильниками в сцене «Введение во храм» в росписи церковь Панагии Аракос близ Лагудеры (Кипр), 1192 . В церковь Успения на Волотовом поле в Новгороде, 60-е гг. XIV в., традиционная схема Введения так вписана в отведенное ей пространство, что группа дев со свечами оказывается отделенной от остальной части композиции оконным проемом. Экспрессия образов подчеркнута позой младенца Марии, восходящей на ступень храма. Этот мотив соответствует рассказу протоевангелия о том, что к удивлению присутствующих Богородица самостоятельно поднялась на 15 высоких ступеней Иерусалимского храма. Особыми подробностями в изображении Введения и пребывания Богородицы во храме в сопровождении сонма ангелов отличаются миниатюры 2 рукописей Слов Иакова Коккиновафского 1-й пол. XII в., . Праздник Введения на Западе В Южной Италии , где проживало множество православных греков, Введение праздновалось с IX в. Норманны , захватившие эти земли в XI в., перенесли его в Англию : напр., в Календаре из Уинчестера ( 1100 г.) упоминается Oblationis S. Mariae in templo Domini cum esset trium annorum) . Однако широкое распространение праздник получил только во 2-й пол. XIV в. В 1340 г. французский дворянин-крестоносец Филипп де Мезьер (†1405), канцлер титулярного короля Иерусалима Петра I Лузиньяна , владевшего также и Кипром, обратился к римскому папе Григорию XI с предложением по примеру греков официально установить празднование Введения в католической Церкви. Папа разрешил совершение службы Введения только в качестве вотивной (службы по желанию или по обету). С 1371 г. ее регулярно служили в Авиньоне в храме братьев-миноритов.

http://drevo-info.ru/articles/797.html

Датировка церкви была пересмотрена и определена на основе нумизматического материала, обнаруженного при раскопках, 1-й пол. XIV в. В первые десятилетия XV в. церковь перестала действовать - возможно, это было связано с османской кампанией 1420 г. Богослужение восстановлено в нач. XVI в.- для расширения внутреннего пространства зап. стена нартекса была отодвинута на 1,3 м, возведена новая стена на каменно-кирпичном фундаменте. В это же время по прежнему контуру восстановлена разрушенная стена алтарной апсиды. В XVIII в. зап. стена нартекса для расширения пространства была отодвинута еще дальше. В 1880 г. снесли разделительную стену между нефом и нартексом, заменив ее обширной аркой; переделали несущую часть крыши, положили новую кровлю; полукруглый профиль карниза переделан в прямоугольный, венчающий части глухих арок; к зап. фасаду пристроена деревянная башня-колокольня. Подобный тип храма, купольный, без свободных опор, довольно хорошо известен по ряду болгарских памятников XI-XIV вв. ( Чанева-Дечевска. 1988. С. 94 и др.), а также по византийским и сербским памятникам. В качестве наиболее близких аналогий в лит-ре приводились болг. памятники (включающие нартекс) - наиболее ранние примеры от X-XI вв. (церкви близ Велики-Преслава Делидушка, Бял-Бряг (церковь 2) и Селиште) до храмов 1-й пол. XIV в. (Спасовица близ Кюстендила, Долна-Каменица (Успенская ц.) и ц. св. Апостолов в Никополе), а также кипрская ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (2-я пол. XII в.), где при отсутствии нартекса есть, как и в ц. св. Афанасия, в зап. части нефа боковые ниши с арочным завершением и слегка заостренный профиль арок, поддерживающих барабан главы ( Moisescu. 2001. P. 40-41). Известны и серб. параллели: напр., церкви Вознесения в Кюстендиле, св. Василия в Хрусии (близ мон-ря Хиландар на Афоне) и Преображения в Будисавци ( Apetrei. 2009. P. 203. N 518). Данный тип плана (почти квадратной конфигурации и без нартекса) встречался в Сев. Добрудже и ранее - в раскрытом при археологических раскопках фундаменте церкви в визант. крепости Диногетия близ совр. с. Гарвэн (сер. XI - сер. XII в.) ( Theodorescu. 1974. P. 98-100). Наиболее близкой аналогией ц. св. Афанасия по форме плана, разделению и организации внутреннего пространства является 1-я церковь, выстроенная при дворе валашских воевод в Арджеше ( Moisescu. 2001. P. 41; Apetrei. 2009. P. 203). Ее фундамент был обнаружен во время раскопок внутри более поздней сохранившейся до наст. времени ц. свт. Николая (1351-1352) и датирован от ок. 1200 г. до периода между 1279 и 1290 гг. ( Moisescu. 2001. P. 28-29).

http://pravenc.ru/text/2577605.html

Стиль фресок церкви в К. находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей ц. св. Врачей в Кастории, выполненной, по-видимому, теми же самыми мастерами. В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1183) и ц. Аракос Панагии близ Лагудеры (1192) на о-ве Кипр, созданные визант. художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в ц. вмч. Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу. Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее аналогию для этого аспекта росписей церкви в К. представляет «динамический» стиль таких памятников, как фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164), ц. вмч. Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (ок. 1175), ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Вел. Новгороде (1189), из б-ки монастыря Ватопед на Афоне (1197-1198), ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), мон-ря Рабдуху на Афоне (кон. XII - нач. XIII в.). Однако в них экспрессия носит отчетливо выраженный аскетический характер: во мн. случаях художники прибегают к предельно скупому письму в 3 тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчеркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлеченности превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в ц. вмч. Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности. В оценках среды, породившей росписи церкви в К., подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, К. Вайцман, В. Н. Лазарев, О. Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Р. Любинкович, М. Хадзидакис, Л. Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Хадерман-Мисгвиш, подчеркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., по-видимому, считала не только фрески К., но и памятники, подобные Нередице. Томекович, напротив, делала исключение только для художников К., трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития 2-й пол. 60-х гг. XII в.- нач. 1200-х гг. По мнению О. С. Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве 2-й пол. XII в., тогда как «маньеризм», в т. ч. и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. [греч. Ιερ Μον Αϒου Ιεροθου], жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара. Основан в XI в. как муж. мон-рь. Возможно, его основателем был прп. Мелетий Киферонский, о котором известно, что он построил неск. мон-рей в окрестностях горы Киферон. В небольшом крестово-купольном монастырском соборе (кафоликоне), освященном в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Иерофея , еп. Афинского, сохранились сильно закопченные фрагменты росписей в куполе («Небесная литургия»), барабане (8 пророков), парусах (4 евангелиста), апсиде (Пресвятая Богородица с Младенцем на троне и поклоняющимися архангелами), своде вимы («Вознесение Господне») и в верхней части сев. стены («Благовещение»). В 1978 г. были расчищены фрески купола, к-рые исследователи датировали кон. XII в. В центре композиции «Небесная литургия» представлен Христос Пантократор, восседающий на троне. Вокруг размещены 4 медальона с изображениями Этимасии, Пресв. Богородицы и 2 ангелов. По сторонам Этимасии и Богоматери представлены коленопреклоненными 2 пары архангелов. Эта композиция получила распространение в визант. монументальной живописи с XII в., фреска в И. м. является одним из ранних примеров. Стиль росписи И. м. близок к классицизирующему направлению позднекомниновского искусства. Отсутствие бурной динамики и напряженности отличает эти фрески от большинства произведений монументальной живописи данного периода в Греции и славянских землях. Для росписей И. м. характерны спокойные движения фигур, правильные благородные черты лиц, плавная пластическая моделировка объемов в сочетании с изящной декоративной стилизацией рисунка. В качестве аналогий можно указать ряд пелопоннесских памятников этого периода, таких как росписи церквей Евангелистрии в Ераки (см. Гераки ), Живоносного Источника разрушенного мон-ря Самарина близ Андрусы, Епископи на п-ове Мани (все кон. XII в.), а также росписи «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1182-1183) и в Аракос Панагии церкви (1192) близ Лагудеры на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293776.html

1170/71) и кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне (1197-1198)), с др. стороны - стиля «рококо» или «art nouveau» таких ансамблей, как фрески ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192) ( Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. Chicago; L., 1984. Vol. 1. Pt. 1. P. 182-185). Л. Адерман-Мисгиш помимо 2 упомянутых стилей указала на росписи Н. как на источник еще одной, «классической», тенденции (тип росписей Димитриевского собора во Владимире) ( Hadermann-Misguich L. La peinture monumentale tardocomnene et ses prolongements au XIIIe siècle//CIEB, 15. 1979. Vol. 1. P. 257-268). С. Томекович отнес к росписи Н. только обе разновидности «маньеризма» (тип росписи ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191 г., и росписи в церкви близ Лагудеры), тогда как памятники, подобные фрескам ватопедского кафоликона, рассматривает вне связи с Н. ( Tomekovi S. Le «manièrisme» dans l " art mural а Byzance (1164-1204). P., 1984. 2 vol.). Была также предложена трактовка стиля фресок Н. как результата синтеза 2 главных тенденций в искусстве всего XII в.: «классической» (Владимирская икона Божией Матери, ГТГ; мозаики 40-50-х гг. XII в. в Чефалу, Палатине и Марторане на Сицилии, фрески Димитриевского собора во Владимире и др.) и «экспрессивной» (миниатюры рукописей круга Гомилий Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162, Paris. gr. 1208, 2-я четв. XII в.; росписи церквей св. бессребреников в Кастории и вмч. Георгия в Курбинове и др.) ( Овчарова. 2009. С. 79-120). «Классическая» тенденция проявляет себя в таких признаках росписей Н., как гармония композиционных построений и вкус к тонким живописным приемам (лессировки, переливы цвета), благородно-вытянутые пропорции фигур и присущая многим из них грациозность поз и жестов, аристократически утонченные типы значительной части ликов и деликатная, сплавленная моделировка нек-рых из них. Кроме того, классическая составляющая дает о себе знать в трактовке внутреннего мира определенной части персонажей - в свойственной им созерцательности, благородно сдержанном или лирически мягком характере эмоциональности.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЯСТРЕБСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись церкви Панагии Аракос. 1192 г. Ястребская икона Божией Матери (Аракиотисса; Παναγα το ρακος, Θεοτκος ρακιτισσα κα Κεχαριτωμνη, Παναγα Αρακιτισσα και Κεχαριτωμνη) Память 9 июля и 8 сентября (Греч. ) Икона была обретена на Кипре до османского покорения острова. По преданию, когда правитель Кипра отправился на охоту, взяв с собой ястреба, выученного быстро ловить охотничью дичь, ястреб попал в терния и запутался. Правитель пожалел его и приказал слугам вырубить тот куст. Когда слуги исполнили приказание посреди куста обнаружилась стоящая икона Богоматери. Видя в ее явлении знак особого благоволения Божией Матери к этому месту, правитель Кипра устроил здесь монастырь, в котором и была поставлена явившаяся икона, названная Аракиотиссой, от греч. слова ραξ (-ακος) - ястреб, а в России икона стала известной как Ястребская.  Другое происхождение эпитета связывают с названием на димотике растения (ρακς), весной сплошь покрывающего склоны гор. Использованные материалы   9 июля. Кипрская икона. - http://www.sedmitza.ru/lib/text/440299/ ; 20 апреля. Другие иконы на о. Кипре: Полыньковая, Ястребская, Ножевая и Чистительная.//Е. Поселянин. " Сказания о чудотворных иконах Богоматери. " Июль " и " Апрель "/- http://sedmitza.ru/lib/text/440287/ ; " 9.07. Ястребская " .//Снессорева С. И., Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ее икон, Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 1993, стр. 234-235 -    " Σναξη της Παναγας της Αρακιτισσας στην Κπρο " , частный сайт Ορθδοξος Συναξαριστς (Православный месяцеслов): - http://www.saint.gr/4191/saint.aspx Редакция текста от: 20.02.2021 07:37:23 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11228.html

Преобладание линейной экспрессивной манеры получило широкое распространение в комниновской живописи и связано с усилением аскетического начала в ее образном строе. Уже в памятниках начала века произошло изменение типа ликов наиболее характерное для изображений св. отшельников, занявших постоянное место в системе храмовой росписи. На смену округлым правильным формам приходят заостренные лица с крупными носами, впалыми щеками, изборожденные глубокими складками, в т. ч. у жен. изображений и ангелов. Драпировки скрывают реальные объемы узких и длинных, сильно вытянутых фигур. Обнаженное тело, напротив, пишется подчеркнуто рельефно, но при этом анатомический рисунок приобретает почти орнаментальный характер. Такой способ изображения, особенно выразительный в письме ликов, В. Н. Лазарев определил термином «линейная стилизация». Архитектурный стаффаж подобен цветным ширмам, элементы пейзажа имеют декоративный характер, напр. лежащие мелкими «фестончатыми» складками вершины горок. Движение передается резкими, динамичными позами, постоянно используется положение в профиль. В изображение видимого мира художниками настойчиво вносятся элементы условности. Эти черты можно отметить в росписях Спасского собора псковского Мирожского мон-ря (сер. XII в.), ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (посл. четв. XII в.; см. ст. Ладога Старая ), ц. Благовещения в Аркажах (1189), ц. Спаса на Нередице (1199; см. ст. Нередицкий в честь Преображения Господня мон-рь ). Одновременно продолжают создаваться памятники, ориентированные на классические столичные образцы (фрески церкви-гробницы (костницы) Бачковского ( Петрицонского ) мон-ря (2-я пол. XII в.- датировка Э. Бакаловой; кон. XI - нач. XII в.- датировка Д. Мурики), Димитриевского собора во Владимире (80-е гг. XII в.)), а также росписи, в к-рых органично сочетаются динамичный линейный стиль и классическое понимание формы (фрески Энклистры св. Неофита в Пафосе (1185), церквей Христа Антифонита близ Калогреи (кон. XII в.) и Панагии Аракос (Богоматери Аракиотиссы) в Лагудере на Кипре (1192)).

http://pravenc.ru/text/387113.html

   001   002     003    004    005    006