– Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежавшие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиной. 8. Панагии. Панагии, которые были употребляемы Святейшими патриархам и митрополитами, замечательны как по богатству украшений, так и по святыне. – Панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части мощей и, между прочим, часть Животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали Страсти Господни». – Панагия того же митрополита Дионисия, из оникса, на которой вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами святых мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были Царем Иоанном Васильевичем Грозным в память о сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. – Панагия патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один яхонт необыкновенной величины и помещен в средине панагии; на нем вырезано изображение Благовещения Божьей Матери. Эта панагия первоначально принадлежала Константинопольскому Патриарху Кириллу Лукарису; впоследствии она привезена была в Москву Царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна как по своей ценности, так и еще более, по принадлежности знаменитым Иерархам. – Панагия 1-го патриарха Иова. В средине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. – Панагия патриарха Гермогена – серебряная, складная; по середине этой панагии камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской Божьей Матеры. Она принадлежала патриарху Гермогену еще в то время, когда он был Казанским митрополитом. – Панагия св. Петра митрополита Московского, золотая, в середине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. – Панагия патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «в сем ковчеге жребий патриарха Иосифа, которым он был выбран на патриаршество. В древние времена в России существовал такой порядок избирания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царскою печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе, пред Владимирской иконой Божьей Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из сих жребиев, и представлял Царю для распечатывания. Чье имя было на жребии, тот и назначался на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был патриарх Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежащие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиною. Панагии. 44 . Панагии, которые были употребляемы Святейшими патриархами и митрополитами, замечательны, как по богатству украшений, так и по святыне. Панагия митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части святых мощей и, между прочим, часть Животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали Страсти Господни». Панагия того же митрополита Дионисия, из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами святых мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были царём Иоанном Васильевичем Грозным, в память по сыне его, царевиче Иоанне Иоанновиче. Панагия патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один яхонт необыкновенной величины и помещён в средине панагии; на нём вырезано изображение Благовещения Божией Матери. Эта панагия первоначально принадлежала константинопольскому патриарху Кириллу Лукарису, впоследствии, она привезена в Москву царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна, как по своей ценности, так и ещё белее, по принадлежности знаменитым иерархам. Панагия первого патриарха Иова. В средине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный Крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. Панагия Патриарха Гермогена, серебряная, складная; посередине этой панагии – камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской иконы Божией Матери. Она принадлежала патриарху Гермогену ещё в то время, когда он был Казанским митрополитом. Панагия святого Петра, митрополита Московского , золотая; в средине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. Панагия патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «В сем ковчеге жребий патриарха Иосифа», которым он был избран на патриаршество. В древнее время в России, существовал такой порядок избирания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царской печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе пред Владимирской иконой Божией Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из жребиев и представлял царю для распечатания. Чьё имя было на жребии, тот и назначался, на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был в патриархи Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Из крестов наперсных особенно замечательны кресты, принадлежащие патриарху Никону ; они отличаются особенным богатством и величиною. Панагии 16 . Панагии, которые были употребляемы Святейшими Патриархами и Митрополитами, замечательны как по богатству украшений, так и по святыне. Панагия Митрополита Дионисия, сделанная из оникса, на коем вырезано изображение Знамения Божией Матери. Внутри этой панагии находятся части мощей и, между прочим, часть животворящего Древа, камень от гроба Господня и часть губы, «что отирали страсти Господни». Панагия того же Митрополита Дионисия, из оникса, на котором вырезано изображение Иоанна Лествичника . Между частицами свв. мощей находится в ней часть багряницы Спасителя и часть камня от горы Голгофы. Обе эти панагии сделаны были Царём Иоанном Васильевичем Грозным в память по сыну его, Царевичу Иоанну Иоанновичу. Панагия Патриарха Филарета Никитича – круглая, золотая, осыпанная драгоценными каменьями, из которых один – яхонт необыкновенной величины и помещён в середине панигии; на нём вырезано изображение Благовещения Божией Матери. Эта панагия первоначально принадлежала Константинопольскому Патриарху Кириллу Лукарису; впоследствии она привезена была в Москву Царю Михаилу Феодоровичу. Эта панагия замечательна, как по своей ценности, так и, ещё более, по принадлежности знаменитым иерархам. Панагия 1-го Патриарха Иова. В середине её оникс, на котором вырезано Распятие Господне, а с задней стороны вырезан четвероконечный крест, представляющий совершенное сходство с одним из древних крестов, так называемых Корсунских, которые находятся в Успенском соборе. Панагия Патриарха Гермогена – серебряная, складная; посередине этой панагии камень топаз, а под ним выведено изображение Тихвинской Божией Матери. Она принадлежала Патриарху Гермогену ещё в то время, когда он был Казанским Митрополитом. Панагия св. Петра Митрополита Московского, золотая, в середине её оникс, на коем вырезано изображение пророка Даниила. Панагия Патриарха Иосифа; на верхней части её вырезана надпись: «В сем ковчеге жребий Патриарха Иосифа», которым он был избран на патриаршество. В древнее время в России существовал такой порядок избрания на святительскую кафедру: первоначально назначалось несколько достойных лиц, жребии которых запечатывались царскою печатью и клались в особый ковчежец. В Успенском соборе, пред иконою Владимирской Божией Матери, старший из святителей, после обычного молебствия, торжественно вынимал из этого ковчежца один из этих жребиев, и представлял Царю для распечатания. Чьё имя было на жребии, тот и назначался на кафедру Московского первосвятителя. Так избран был и Патриарх Иосиф.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Русские Патриархи, а также Киевские митрополиты как экзархи с середины XVII века носят две панагии и крест. Со временем мощи святых перестали быть обязательной принадлежностью панагий. В настоящее время панагия представляет собой образ Божией матери, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями, без мощей. Кресты епископов теперь также бывают без мощей. С 1742 года панагиями награждались архимандриты некоторых монастырей. Дабы отличить епископов от архимандритов, с середины XVII веке епископам стали возлагать при посвящении два нанедренника: крест и панагию. В повседневной обстановке епископы должны были носить панагию, а за богослужением панагию и крест. Такой порядок сохраняется и до наших дней. Епископские крест и панагия являются знаками высшей власти в Церкви. Эти образы духовно означают то же самое, что и запрестольные Крест и икона Богоматери, а именно: Домостроительство о спасении людей в Церкви осуществляется благодатной силой крестного подвига Сына Божия Иисуса Христа и предстательством Богородицы как Матери Церкви. Епископский крест и панагия напоминают о том, что епископ постоянно должен иметь в своем сердце Господа и Предстательницу пред Ним — Приснодеву Марию, что для этого у него должны быть чистое сердце и правый дух и от избытка сердечной чистоты и правды уста его должны износить одно лишь благое. Это отмечено и в молитвах, произносимых диаконом при надевании на епископа креста, а затем панагии. При надевании на епископа креста диакон произносит: «А аще кто хочет последовати Мне, да отвержется себе, — рече Господь, — и возмет крест свой и последует Мне, всегда, ныне, и присно, и во веки веков, аминь». При надевании первой панагии диакон говорит: «Сердце чисто созиждет в тебе Бог, и дух прав обновит во утробе твоей, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». При надевании второй панагии он произносит: «Да отрыгнет сердце твое слово благо, глаголеши дела твоя Царевы, всегда, ныне, и присно, и во веки веков». Епископский крест и панагия с образом Божией матери, вполне определившиеся в своих основных чертах лет двести назад, возникли, казалось бы, случайно, но их символика глубоко соответствует древнейшим представлениям Церкви об участии Богородицы в спасении мира. Только ко Христу и к Богородице обращаются со словами «Спаси нас». Остальных святых просят: «Моли Бога о нас».

http://pravmir.ru/svyashhennye-oblacheni...

В древней церкви нашей употреблялся следующий чин облачений и одежд для иерархов наших: 1, для епископов. При поставлении епископов ставился феатрон о четырех степенях и четыре огненника. Все архиереи в ношении имели мантиа со источники; в служении — омофори и палицы; шапки с опушками горпостайными„ трикирии и дикирии, панагии и жезлы с яблоки и змеями, и в своей области лампаду, предъидущую ему с пением и звононо,  и амвон для облачения о трех степенях. 2, для митрополитов. При поставлении митрополитов становился феатрон или место об восьми степенях и было восемь огненников. Киевский митрополит имел в ношении клобук белый, на преди со крестом, мантию со источники, скрижали со кресты; в служении имел митру со крестом и две панагии, а на Москве — ковер особливый, в пути — ношение креота во своей области; а ездил Митрополит на шести лошадях. Новгородский митр. имел в ношении мантию и клобук со крестами, в служении две панагии, на Москве — ковер, у себя в епархии ездил на шести лошадях; но с прочими архиереи в бытность на Москве, как и киевский, чреды не имел. 3, для патриархов. При поставлелии патриархов ставился феатроп о двенадцати степепях и было двенадцать огненников, прообразовавших его степень, как и степени других иерархов. В ношении, в великие праздники, имел мантию бархатпую с высокими травы и со источники златыми и сере6ряными, белый клобук, на нем же водружен крест в верху, в  концах же образы чудотворцев обнизанные, на скрижалех образ Благовещения; в служении имел он, в великие праздники, митру с крестом и с короною, саккос с передником, три панагии, четыре рипиды и лампаду с пением и звоном, а для облачения амвон о трех степенях. В прочии же дни — в ношении на клобука Серафимы и кресты обнизанные, мантии обьяренные и иные разные со источники (т, е. с полосами). На скрижалях Херувимы и кресты, — в пути же имел пред собою крест и жезл, а ездил на шести лошадях (Древн. Российск. Вив. Новиков. Ч. 16, стр. 308–311; изд. 2). Поставление епископа всегда было на Руси радостным событием и сопровождалось большим празднеством.

http://azbyka.ru/propovedi/pastyrstvo-i-...

В средневизант. и поздневизант. периоды образы К. и И. встречаются во мн. храмовых ансамблях, их местоположение определяется программными особенностями памятника. В ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (ок. 1028) их изображения помещены в алтарной части, под святительским чином, вместе со святыми целителями Ермолаем и Фалалеем, у всех врачей в руках - медицинские атрибуты. В кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.), где теме врачей-бессребреников отведено значительное место в программе декора, К. и И. представлены на крестовом своде нартекса, рядом с Космой и Дамианом, в руках у них кресты. В ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье (Македония; 1164) образы целителей занимают боковые стены диаконника. В ц. Панагии Мавриотиссы в Кастории (Греция; 2-я пол. XII в.) - уступы апсиды. В ц. Епископи в Ставри на п-ове Мани (Греция; кон. XII в.) они помещены на склонах арки юго-зап. придела; в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (Кипр; 1332-1333) - на своде юж. портала. В 3 памятниках XII в. на Сицилии: в юж. люнете ц. Санта-Мария-дель-Аммиральо (Марторана) в Палермо (ок. 1146-1151; вместе со сщмч. Ермолаем Никомидийским); в Палатинской капелле в Палермо (50-е - 60-е гг. XII в.) - в вост. части юж. трансепта; в кафедральном соборе Санта-Мария-Нуова в Монреале (1180-1190) - по сторонам перед входом в капеллу св. Петра (справа от центральной апсиды), К. и И. представлены в хламидах с прорезным воротом и туниках, поверх которых спускаются епитрахили, с медицинскими ложечками (стило) и ковчежцами. С атрибутами целителей К. и И. изображены в греческих церквах: на зап. стене наоса ц. св. Бессребреников в Кастории (посл. четв. XII в.); на зап. стене наоса ц. свт. Николая Каснициса в Кастории (кон. XII в.); на сев. стене ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (кон. XIII - нач. XIV в.). В иконографии К. и И. подчеркивалось врачевание святыми как телесных, так и духовных недугов: К. может изображаться со свитком, в таком случае И. обычно держит крест, как напр. в Тимотесубани (Грузия; нач. XIII в.), где они представлены на гранях сев.-зап. столба. Их изображения также присутствуют в ц. Созонта в Гераки (XIII в.); в диаконнике ц. ап. Петра на о-ве Китира (сер. XIII в.); во фресках наоса кафоликона мон-ря Влатадон в Фессалонике (между 1360 и 1383). В нек-рых росписях сохранился только образ И., как в ц. Евангелистрии в Гераки (ок. 1200), в ц. Панагии Киры на о-ве Китира (кон. XIII в.) или в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия (Румыния; ок. 1386), где он назван чудотворцем. Сцены мучения К. и И. представлены в настенных минологиях в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония; 1317-1318); в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа, Македония (ок. 1340); в ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Косово и Метохия; сер. XIV в.); в соборе Св. Троицы мон-ря Козия - сцена перенесения мощей. Нередко в сцене мучения святых изображались пострадавшие вместе с ними мц. Афанасия и ее дочери мученицы Феодотия, Феоктиста и Евдоксия.

http://pravenc.ru/text/1840131.html

там молитву на раздробление артоса). 1031 Возношению панагии и возношению артоса указывается такое происхождение: Господь наш Иисус Христос, приготовляясь к вольному страданию и смерти, имел прощальную беседу со Своими учениками за трапезой на тайной вечери, на которой установил таинство причащения, и, по воскресении Своем, являясь ученикам Своим, несколько раз благословлял их трапезу и вкушал с ними пищу. Так, Он благословил вечернюю трапезу двум ученикам, шедшим в Эммаус, и был узнан ими в преломлении хлеба ( Лк.24:30 ). В тот же день, явясь ученикам, собравшимся в Сионской горнице, вкушал рыбу и мед ( Лк.24:42 ). И при море Тивериадском Сам приготовил для Своих учеников, утомленных безуспешной ловлей, хлеб и рыбу ( Ин.21:5–9 ). В воспоминание этого, апостолы имели обычай оставлять за трапезой праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. После трапезы они с молитвой и благодарением возвышали этот хлеб, говоря: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Велико имя Святой Троицы. Христос воскресе». После же дня вознесения Господа, они произносили: «Велико имя Святой Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». Так совершали апостолы до успения Матери Божией. В третий же день после успения Ее, когда они обычно стали возвышать хлеб и только что сказали: «Велико имя», вдруг явилась на облаке Матерь Божия с Ангелами, предстоящими Ей в воздухе, и сказала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Ученики удивились такому чуду и вместо: «Господи Иисусе Христе», воззвали: «Пресвятая Богородице, помогай нам». Потом пошли ко гробу и, не найдя в нем пречистого тела Ее, убедились в трехдневном ее воскресении (След. Псалт., Чин о панагии. Четь-Мин., 15 авг. и см. выше о празднике Успения). В воспоминание сего в монастырях совершается при трапезе «Чин о панагии», а в пасхальную седмицу – «Чин возношения артоса». Чин возношения панагии совершается таким образом, например, в Московском Гефсиманском скиту: по отпусте литургии бывает хождение из церкви в трапезу всей братии вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вторая артосная панагия в Антониевом монастыре, круглая створчатая. На верхней половине начертано совне: Воскресение Христово, где Спаситель в левой руке держит четырёхконечный крест, а правой выводит из ада ветхозаветных мужей. Ниже сего изображения: с левой стороны Распятие с предстоящими, а с правой два лика Святых – Стефана и Николая Чудотворца; вокруг сего изображения Херувимы и далее к краю – четыре Евангелиста. Все эти изображения литые, кроме Херувимов, рельефные и во весь малый рост. По краю вокруг всей панагии вырезана надпись древним полуизгладившимся почерком, в которой можно разобрать только: «дла Иванова... Мосей Пророкъ, – первомученикъ (Стефанъ), понагия... Мохирева... Протопопова». На той же половине панагий внутри изображение Святой Троицы в виде трёх Ангелов, явившихся Аврааму, а вокруг по краю также полуизгладившаяся надпись: «Троице Святая спаси души наша... Херовимъ... Отца, Сына и Святаго Духа». На нижней половине внутри Знамение Пресвятой Богородицы, а вокруг вырезана церковная песнь: «Достойно есть».., продолжающаяся на верхней половине панагии. Третья артосная панагия в Духове монастыре серебряная, чеканная, с ушком, на котором образ Спаса: Ис. Хс. На верхней стороне её распятие с предстоящими; на нижней стороне изображены трое вселенских Учителей. Вокруг на одной стороне надпись: «148 (1640) г. марта въ 23 день далъ сию панагию смощми вдомъ Духа Святаго игуменъ Еоуимей Псковитинъ Барашковъ вкладу за отца за своего за Василья Григорьева, дана двнадцать рублевъ, а въ сей мощи многихъ святыхъ». На внутренних сторонах панагии два чеканных изображения: Троицы и Знамения Божией Матери. Вокруг первого изображения: «Благословенъ еси Христе Боже нашъ иже премудрая ловца явлей, пославъ имъ Духъ Святый и тмъ уловле вселенную Человеколюбче слава Те». Вокруг Знамения: «Честнйшую Херувимъ и славнйшую в истину Сераим безо истлния Бога Слова рожеши сущую Богородицу Тебе велича». Внутри панагии зашиты мощи святых с указанием мощей. С одной стороны кружка вырезан крест с тростью и копием, с обыкновенными надписями, а с другой надпись мощей: «камень гроба Господня, часть жезла Ааронова, часть ризы пресвятой Богородицы, часть купины неопалимой, кровь и персть и кость Димитрия Селунского, персть четыредесять мученик, часть ризъ и омофоровъ и патрахили и поручей и калигъ Никиты епископа, Ивана, Мосея, Еуимея, Iohы архиепископовъ новгородскихъ, мощи великого князя еодора Невского, трость Ahmohiя Римлянина, схима Александры Сверьского и иных святых многихъ – игумен Еуимей Псковитинъ».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Сил еще прибавилось, и мы решили, что обязательно нужно сегодня подняться на вершину и снова спуститься в Панагию, т.к. на утро ноги могут уже вообще не слушаться. Итак, в 15–00, оставив рюкзаки в Панагии, мы налегке двинулись вверх. От Панагии обычно налегке идут все, кроме тех, кто хочет заночевать на вершине. Идти без рюкзаков, конечно же, было гораздо легче, да и длина отрезка покороче – около 2 км, но при этом в высоту нужно преодолеть 533 метра. Я вооружился трекинговой палкой – вот тут скажу, что не полагайтесь на свои крепкие физические силы – палка очень пригодится, когда мышцы уже забиты и нужно немного перераспределить весь тела с ног на руки. Мы шли не спеша, экономя силы, изредка делали остановки, чтобы попить воды и дать ногам отдых. Тропа на этом участке совсем узкая и постоянно петляет. Кроме того, мне запомнилось только одна сосна, под которой можно найти тень – в остальном же маршрут открытый для солнца и подниматься в зной крайне неприятно. По прошествии часа мы все-таки взяли высоту 2033! Счастью нашему не было предела! На самой вершине располагается небольшая площадка, которую мостили камнем один монах и 3 албанца, а также – небольшая церковь , в которой было уютно и прохладно. Помолившись и охладившись в ней немного, а также сделав несколько фотографий с прекрасным видом на весь полуостров и побыв наедине со своими мыслями, мы двинулись вниз. График у нас был плотный: паром от пристани Св. Анны в Уранополис отправлялся в 10 утра, поэтому мы решили выйти как можно раньше, поскольку у нас не было понимания точного времени спуска от Панагии до Пристани. Ведь почти во всех маршрутах описывается только обратный маршрут – от Св. Анны до вершины и вниз к Продрому. А про тот маршрут, которым пошли мы, почти не было отзывов, а некоторые паломники говорили, что так вообще не ходят. Что же – миф развеян, еще как ходят! Спускались поначалу по темноте – и тут палка тоже очень пригодилась, чтобы нащупывать опору. От Панагии до Ставроса шли быстро: мышечная усталость еще не начала скапливаться – зато стало понятно, какой это длинный путь и как мы вчера его смогли преодолеть, да еще по жаре.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/palomnic...

20. Из домашней одежды Всероссийских Патриархов сохранились четыре рясы темно-фиолетового бархата с шелковыми пуговицами, две из них с узкими рукавами; халат и белая шляпа Патриарха Никона с широкими полями и при ней деревянный футляр; она была украшена золотыми галунами, но в 1812 г. это украшение снято французами. 21. После всех вещей, принадлежавших Святейшим Патриархам, посетители обращают особенное внимание на облачение, в котором Митрополит Филарет священнодействовал, при Короновании царствующих ныне Государя Императора Александра Николаевича и Государыни Императрицы Марии Александровны, в 1856 г. август 26 дня. Это облачение сделано из золотой парчи, с крестами из гладкого малинового цвета бархата. Приложение. Сведения о некоторых церковных облачениях и утвари 1. Саккос означает вретище или власяницу. Эту одежду в древней церкви носили кающиеся. Когда саккос принят был церковью в число священных облачений – неизвестно. В древней греческой церкви саккос был принадлежностью одних патриархов. Он давался некоторым архиереям, как награда. В России саккос сперва принадлежал только патриархам; впоследствии он сделался принадлежностью всех архиереев. 2. Митра означает головную повязку, или терновый венец Спасителя. Обычай носить митры был еще в Ветхозаветной церкви. Первосвященники носили на голове особенного рода повязки. В новозаветные времена апостолы Иаков и Иоанн носили, по преданию, золотые повязки. В церкви носить митры усвоено архиереям, архимандритам и некоторым знатнейшими протоиереям. Митры патриархов, как греческих, так и русских, имели ту особенность, что на верху митры водружался крест. Впрочем, право носить митру с крестом, кроме патриархов, с давнего времени принадлежало в Киеве и других юго-западных епархиях митрополитам, епископам и даже архимандритам, которые и теперь носят там такие митры. 3. Панагия значить Всесвятая. Это наименование принадлежит Божией Матери. В древней церкви была приносима особая просфора, или хлеб в честь Божьей Матери, который клался в особый ковчежец. В древних обителях, во время трапезы, настоятели возлагали его на себя и возносили, в воспоминание явления Божьей Матери Апостолам, после вознесения Её на небо. Поэтому, самый ковчежец, в который клался хлеб, назывался панагиаром. По примеру древних настоятелей, устрояли себе такие же панагиары и архиереи. Отсюда получили свое начало нынешние панагии. В отличие от панагий трапезных, или древних панагиаров, нынешние панагии называются наперсными. Патриаршие панагии ничем особенно не отличались от панагий других архиереев; только патриархи имели право носить по две панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010