Стиль фресок церкви в К. находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей ц. св. Врачей в Кастории, выполненной, по-видимому, теми же самыми мастерами. В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1183) и ц. Аракос Панагии близ Лагудеры (1192) на о-ве Кипр, созданные визант. художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в ц. вмч. Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу. Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее аналогию для этого аспекта росписей церкви в К. представляет «динамический» стиль таких памятников, как фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164), ц. вмч. Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (ок. 1175), ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Вел. Новгороде (1189), из б-ки монастыря Ватопед на Афоне (1197-1198), ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), мон-ря Рабдуху на Афоне (кон. XII - нач. XIII в.). Однако в них экспрессия носит отчетливо выраженный аскетический характер: во мн. случаях художники прибегают к предельно скупому письму в 3 тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчеркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлеченности превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в ц. вмч. Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности. В оценках среды, породившей росписи церкви в К., подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, К. Вайцман, В. Н. Лазарев, О. Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Р. Любинкович, М. Хадзидакис, Л. Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Хадерман-Мисгвиш, подчеркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., по-видимому, считала не только фрески К., но и памятники, подобные Нередице. Томекович, напротив, делала исключение только для художников К., трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития 2-й пол. 60-х гг. XII в.- нач. 1200-х гг. По мнению О. С. Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве 2-й пол. XII в., тогда как «маньеризм», в т. ч. и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

В иконописи известны изображения З. с избранными святыми: на ранней синайской иконе «Свт. Николай Чудотворец и прп. Зосима Палестинский» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) святые изображены фронтально в рост, руки З. сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне; на 2-сторонней (?) иконе «Вмц. Екатерина, святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей, Афины); на иконе «Вмц. Екатерина, с праздниками» (сер. XVI в., ГТГ) преподобные З. и Мария показаны в составе клейм с двунадесятыми праздниками (Рождество Богородицы, Рождество Христово, Успение Богородицы), обрамляющих средник слева и справа; на иконе «Чудо вмч. Георгия о змие» из ц. Покрова Пресв. Богородицы пос. Сынтул Касимовского р-на Рязанской обл. (XVI в., ГТГ) З. включен в композицию вместе со святыми Флором и Лавром. Сцена причащения З. прп. Марии, где З. представлен с чашей в левой покровенной руке и со лжицей в правой, приобрела характер самостоятельной композиции (вне Жития святой). Наиболее ранний пример изображения известен в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (X в.). Эта сцена была популярна в росписи храмов в Каппадокии: в капелле св. Василия в Гёреме (сер. X в.) - причащение З. прп. Марии помещено в жертвеннике между композициями «Ангел в поединке с бесом» и «Гостеприимство Авраама» (прообраз Евхаристии), что может быть истолковано как возможность приобщения Св. Таин через покаяние (пустыннический подвиг прп. Марии) ( Лифшиц, Сарабьянов, Царевская. 2004. С. 765); в ц. «Большая голубятня» (св. Архангелов) в Чавушине, Каппадокия (между 963 и 969); в Кылычлар-Кушлук-килисе (капелла 33) в Гёреме, Каппадокия (XI в.); в ц. св. Евстафия в Гёреме (капелла 11) (кон. XII - нач. XIII в.); в ц. св. Апостолов в Эрдемли (XIII в.). Эта композиция включалась в роспись храмов (особенно монастырских) с XII в. до поствизант. времени, напр.: на алтарных пилонах в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр (1105/06), рисованную рамку, отделяющую композицию, художник обыграл как опору для посоха З., на к-ром висит плетеный кошель с крышкой, очевидно предназначенный для переноса Св. Даров; на стене наоса в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192); в ц. св. Стефана в Кастории, Греция (XII в.),- на сев. стене (рядом с лестницей на хоры); в ц. Успения Пресв. Богородицы в Мелётове, Псковская обл. (1465); в кафоликоне вмч. Георгия Победоносца мон-ря св. Павла на Афоне (1555); в кафоликоне св. Архангелов мон-ря Дохиар на Афоне (1568). Др. сцены из Жития прп. Марии взамен указанной встречаются в росписи редко. Так, прп. Мария, подходящая под благословение З., показана на фреске ц. Успения Пресв. Богородицы на Волотовом поле в Вел. Новгороде (80-е гг. XIV в.) - в сев.-зап. камере под хорами на сев. склоне и сев. стене.

http://pravenc.ru/text/200017.html

Древнейшим примером полнофигурного образа Богоматери в моленном обращении, со свитком в покровенной руке, перед Христом (полуфигура в сегменте неба справа) может служить изображение на предалтарной мозаике IX в. (?) в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике. Полуразвернутый свиток надписан словом (прошение, петиция), ниже которого расположен уникальный текст следующего содержания (монолог): «Господи Боже, услышь глас моего прошения, ибо я прошу за мир». Сложение иконографического типа Богоматери «П.» как такового происходит к XII в. с преобразованием необходимого элемента иконографии - текста в свитке - в формат диалога и с его стандартизацией (икона из собора в Сполето, XII в. (после 1185?), и икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, до IX в. (?), переписана в XIII в.; фрески ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191, ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192, и ц. св. Врачей в Кастории, 70-90-е гг. XII в.). Уже на иконе из Сполето диалогу придана завершенная смысловая и лексическая форма: «Чего, Мати, просиши? - Смертных спасения.- Прогневали они Меня.- Сострадай, Сыне Мой.- Но они не обращаются.- И спаси даром.- Будут они иметь искупление.- Благодарю тебя, Слове» (греч. оригинал текста см.: Облицова Т. Ю. Заметки об иконе Богоматери из Сполето//ВВ. 2018. Т. 102. С. 319). Лишь в отдельных случаях текст имеет более пространный характер, начинаясь со слов: «Прими прошение Матери Твоей, о Божественное и Сострадающее слово» и завершаясь - «Возможно искупление [грехов].- Благодарю» (ц. Богоматери Олимпиотиссы, ок. 1260-1290); один из вариантов диалога включен в Ерминию иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733; см. Ерминия ДФ. С. 237). Происхождение текста в свитке остается предметом дискуссии, его бытование в иных источниках неизвестно. На сложение текста мог повлиять канон прп. Феодора Студита на мясопустную субботу, в котором содержится диалог между Христом и Богородицей ( M. Стеатитска иконица из Kypшyмлuje//ЗЛУ. 1966. 2. С. 77). C XII в. 2-частная композиция с образом Божией Матери «П.» становится одним из элементов системы живописной монументальной декорации прежде всего балканских церквей. Обычным местом для нее являются зап. грани предалтарных опор (ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192; ц. свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, ок. 1320) или боковые части проходов из нартекса в наос (ц. Успения Богоматери в мон-ре Грачаница, 1318). В балканских памятниках ок. сер. XIV в. образ Богоматери «П.» становится частью 3-фигурного Деисуса в иконографической редакции «Предста Царица» (ц. апостолов Петра и Павла в Велико-Тырнове).

http://pravenc.ru/text/Параклисис.html

Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись ц. Панагии Аракос. 1192 г. Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись ц. Панагии Аракос. 1192 г. Богоматерь представлена в полный рост с полулежащим на Ее руках Младенцем Христом, в левой руке Богомладенца свиток, правой благословляет, взгляды устремлены друг на друга. Позади Богоматери престол, украшенный драгоценными камнями, в верхней зоне - ангелы с орудиями страстей. Фреска имеет пространное надписание (по обе стороны престола), в к-ром «с обильными слезами» семья ктитора храма Льва просит Богородицу о заступничестве. Ко времени 3-го этапа росписи, ок. 1333 г., относится живопись на растесанных в 1795 г. вост. простенках нартекса (сохранились фрагменты) и в тимпане над сев. входом (Божия Матерь Ахрантос (Непорочная)) - образец позднекомниновского искусства с характерными особенностями местного стиля. Над образом Богоматери сохранилась молебная надпись с именем диак. Леонтия, возможно не только исполнившего указанные изображения, но и расписавшего весь сев. фасад (под записью XVII в.). Господь Вседержитель, с избранными святыми на полях. Икона. Ок. 1193 г. (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия) Господь Вседержитель, с избранными святыми на полях. Икона. Ок. 1193 г. (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия) До 1970 г. в храме хранились два образа, приписываемые Феодору Апсевду: Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель, со святыми на полях (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученики Феодор и Георгий) (обе ок. 1193. Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Новая рама иконостаса - деревянная, позолоченная - была установлена в XVII в. Одновременным ей является только распятие с предстоящими (1673), венчающее иконостас. Остальные иконы донесены в разное время, наиболее ранней из них является ростовой образ св. Иоанна Предтечи (XVI в.?). Икона Спасителя (справа от царских врат), 2-я пол. XVII в.,- вклад «рабы Божией Евфимии», о чем сообщает надпись. Икона Божией Матери (слева от царских врат) подписана именем иером. Герасима, исполнившего ее в 1716 г.

http://pravenc.ru/text/75822.html

" Успение Богородицы " . Роспись ц. Аракос Панагии. 1192 г. " Успение Богородицы " . Роспись ц. Аракос Панагии. 1192 г. А. ц.- небольшая одноапсидная купольная базилика, продленная в зап. части ок. 1333 г., тогда же была устроена кровля (неоднократно поновлялась); нартекс пристроен в 1795 г.; в кон. XVIII в. была обнесена с юж., вост. и сев. сторон деревянной решетчатой галереей. В 60-х гг. XX в. были утрачены постройки в юж. части и ограда в вост. части мон-ря. В соответствии с рисунком Григоровича-Барского, кафоликон и 2-этажный келейный корпус в сев. части мон-ря к наст. времени остались практически неизмененными. В интерьере А. ц. сохранились фрески неск. периодов. Нек-рые исследователи (С. Софоклеус, Д. Уинфилд) датируют роспись апсиды (ряд святителей ростовой и погрудный в медальонах), конхи апсиды (Богоматерь Платитера («Ширшая небес») с предстоящими архангелами) и фрагменты (под записью) в нижней зоне на юж. стене сер. XII в. Никаких посвятительных надписей этого времени не сохранилось. Неизвестно также, была ли А. ц. полностью расписана в этот период. A. и Ю. Стилиану объясняют различия стилей росписи пространства алтаря и всего храма тем, что ок. 1192 г. в А. ц. могли работать 2 мастера. Одним исследователи называют Апсевда Феодора, работа к-рого в «Енклистре» мон-ря св. Неофита Затворника в Пафосе (Кипр, 1183) сходна с росписью А. ц. В это время были декорированы купол и пространство нефа. Роспись соответствует традиц. иконографической программе средневизант. периода. В верхнем регистре (в нишах слепых арок подкупольного пространства и на сводах) представлены композиции «Вознесение Господне» (в алтарном пространстве), «Введение во храм Богородицы», «Сошествие во ад» (сев. стена), «Успение Богородицы» и «Рождество Христово» (юж. стена). В нижней зоне показаны ростовые изображения святых, соразмерные парным образам Христа Антифонита (Отвечающего) и Божией Матери Параклесис , входящим в декорацию алтарной преграды . Образ Божией Матери, подписанный «Аракиотисса ке Кехаритомени» (Благодатная) (юж. стена), является наиболее ранним известным в визант. искусстве изображением Богородицы в иконографическом типе «Страстная» .

http://pravenc.ru/text/75822.html

Местом мученической кончины пространные греч. жития считают Дамаск, а краткие синаксарные - Италию (Минологий Василия II - PG. 117. Col. 154), копт.- Антиохию в Сирии или Антиною Египетскую, большинство лат. источников - Александрию, нек-рые позднейшие из них - Сицилию или Марсель (смешивая В. с Виктором , мч. Марсельским). Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Мч. Виктор. Роспись ц. Панагии Аракос на Кипре. 1192 г. Нек-рые исследователи предполагают, что существовало 2 одноименных мученика, один пострадал в Сирии, др.- в Египте, и что на определенном этапе произошло слияние культа В. и Виктора , егип. мч. Др. ученые считают, что В. принял мученическую кончину в Египте, но его почитание было настолько распространено в Антиохии, что возникла легенда о его сир. происхождении. Существует также мнение, что в основе др. версий лежит греч. житие (BHG, N 1864) или его прототип, составленный в III-IV вв., согласно к-рому В. претерпел мучение в Сирии ( Lucchesi. Col. 1291-1292). Память В. отмечается в греч. календарях 11 нояб. (в ряде визант. синаксарей 10 или 12 нояб.), в лат. памятниках кроме общепринятого праздника 14 мая, также 24 апр. (BHL, N 8559), 11 янв., 20 февр., 23 апр. и 8 мая (MartHieron. P. 36, 106, 169, 205-206, 240, 253, 289), 1 апр. (MartRom. P. 120, 188). Сведения относительно мощей В. также разноречивы. В Александрийском Синаксаре под 23 нояб. сообщается об освящении в Антиохии церкви, построенной в честь В., на месте, где было похоронено его тело (Syn Alex. 1922. T. 18. Fasc. 1. P. 157-159). В XII в. в к-польской ц. вмч. Мины, около Манган, хранились мощи мучеников В. и Викентия (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в.//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 443). В Риме часть мощей В. хранилась в ц. св. Панкратия, в 1697 г. они были перенесены в кармелитский мон-рь Санта-Лучия алле Боттеге Оскуре, а затем в ц. святых Марцеллина и Петра. С 1906 г. мощи В. находятся в Фано, в Италии. Ист.: BHL, N 8559-8563; BHG, N 1251-1252, 1864-1865; BHO, N 1242-1244; ActaSS. Apr. T. 3. P. 265; ActaSS. Mai. T. 3. P. 266-268; PG. 115. Col. 257-268 [греч. житие В.]; ЖСв. Ноябрь. С. 217-222; Budge E. A. Coptic Martyrdoms. L., 1914. P. 1-45 [копт. мучение В.]; Мартирий св. Виктора//Изречения египетских отцов: Памятники лит-ры на копт. языке. СПб., 2001. С. 263-286.

http://pravenc.ru/text/158514.html

Жертвоприношение Авраама. Роспись ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. 3-я четв. XIII в. Жертвоприношение Авраама. Роспись ц. сщмч. Ираклидия мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. 3-я четв. XIII в. Живопись отличается яркой цветовой гаммой. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в простенках барабана - пророки, в парусах - евангелисты; на сводах зап. рукава помещены композиции «Вход Господень в Иерусалим» и «Воскрешение прав. Лазаря», под ним - «Жертвоприношение Авраама», в люнете зап. стены - «Распятие». В последней сцене заметно зап. влияние: помимо упомянутого изображения Богоматери без чувств на щите мч. Лонгина Сотника помещен герб королевской династии Лузиньянов. Весь свод южного рукава креста занимает композиция «Вознесение». На восточных столпах с западной стороны изображены фигуры Христа и Богородицы в рост (над ними - пророки); на юго-зап. столпе с вост. стороны - Деисус, с западной - Богоматерь с Младенцем на левой руке, с северной - мц. Кириакия, одеяние которой украшено медальонами с персонификациями дней недели, и неизвестная святая в красном омофоре (вмц. Марина?); на сев.-зап. столпе с вост. стороны - преподобные Андроник и Афанасия, над ними - Нерукотворный образ Спасителя, с западной - прмц. Параскева Иконийская с иконой «Спас во гробе», с южной - сщмч. Ираклидий и прп. Симеон Столпник. К этому же слою росписи принадлежит огромная фигура арх. Михаила справа от западной двери. Первый из исследователей росписей XIII в. в И. Л. м. Папагеоргиу отметил, что эти росписи демонстрируют разрыв связей с совр. визант. искусством, консервативную тенденцию кипрской живописи, опирающуюся на комниновские образцы XII в., но в значительно упрощенном виде, а также появление элементов зап. и вост. влияния ( Παπαγεωργου. 1972. Σ. 202). Бойд прослеживает отголоски стиля росписей ц. Панагии Аракос: удлиненные фигуры, преувеличенно взволнованные изгибающиеся позы пророков, особенно Захарии в барабане ( Boyd. 1974. Р. 318), но при этом отмечает большую материальность в изображении этих фигур (Ibid. Р. 319). М. Панайотиди сопоставила росписи И. Л. м. с фресками 3-й четв. XIII в. в некоторых церквах Юж. Пелопоннеса (1-го художника в ц. св. Бессребреников в Кипуле и изображение Христа перед Пилатом в нартексе ц. Агиос-Стратигос близ Ано-Буларии), к-рые характеризуются значительным упрощением художественных средств комниновского периода (схематичностью моделировки фигур и одеяний, яркими цветами и оживленными жестами), считая это явление типичным для визант. областей, захваченных крестоносцами ( Παναγιωτδη. 1986. Σ. 562).

http://pravenc.ru/text/577896.html

Путешествие во времени и пространстве Копия мозаики монастыря Святой Екатерины на Синае. Начало XIII в. Кириллов О., Миронова К., Сиротина М. Руководитель Васютина С.В. 2007 г. Выставка показывает, какие памятники изучают студенты через копирование, в каких техниках они работают. На кафедре монументального искусства студенты под руководством преподавателей копируют разные памятники с широким географическим охватом – это и Греция, и Сербия, Македония, и Древняя Русь. Например, в экспозиции очень органично смотрятся копии кипрской церкви Панагии Аракос XII века, декоративные, яркие, рядом с копией фрески Преображенского собора Мирожского монастыря «Положение во гроб», тоже XII века. Святой мученик воин Леонтий. Копия мозаики. Ротонда Св. Георгия. Салоники, Греция. IV–V в.. Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам Зрители выставки могут, рассматривая экспонаты, путешествовать не только по странам, но и по эпохам: так, XII век уже упоминался, здесь можно любоваться и копиями композиции «Благовещения» из небольшой церкви Святого Георгия в Курбиново, 1191 года, Северная Македония. Из средневизантийского периода можно легко попасть в раннехристианский, глядя на копии мозаик IV–V века церкви Св. Георгия в Салониках или мозаик Архиепископской капеллы в Равенне V–VI. А вот мы уже в XIII веке и восхищаемся копией мозаики Христос Пантократор из Деисуса Софии Константинопольской, в XIV веке – рассматриваем копию фрески храма Святого Саввы в монастыре Сапара, Грузия, а вот мы на Руси, любуемся копиями фресок XVI–XVII веков из храмов Ростова Великого и представляем, насколько яркими были росписи изначально, если и сегодня они такие насыщенные по цвету. Крещение Господне. 136х110. Копия росписи алтарной преграды церкви Зачатия святой Анны Спасо-Яковлевского монастыря, век. Мотина А. Руководитель А.В. Ремнев. Монументальная мастерская МГАХИ им. Сурикова. Получается, выставка – не просто знакомство с работами студентов, но и с самими памятниками, которые они копировали и до которых не всегда просто добраться физически. А здесь они все рядом и дают достаточно широкое представление о церковном искусстве. Причем экспозиция строится так, чтобы показать его во всей красоте и разнообразии, показать, насколько оно живое и прекрасное.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/07/tak_li...

А. Н. Крюкова Иконография И. изображается седовласым старцем с клиновидной бородой средней длины; как епископ облачен в подризник, фелонь, с омофором, палицей, в епитрахили, в руках - Евангелие. В росписях кипрских храмов изображение И. как святителя встречается с кон. XII в. Оно устойчиво помещается в пространстве алтаря. Чаще встречается вариант размещения фигуры И. в центральной апсиде, как правило, в зоне под конхой, где он представлен погрудно в ряду др. Кипрских святителей: в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) - под изображением в конхе Божией Матери с Младенцем Христом, среди оплечных образов в медальонах Кипрских святителей (Зинона Курионского, некоего Никона, Филагрия Курионского, Авксивия Солийского, Македония и Трифилия Лефкосийских); в ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос-Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне вместе со святителями Спиридоном Тримифунтским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Ипатием Гангрским, Тихоном Амафунтским, Зиноном, а также с Николаем Чудотворцем; в ц. св. Созомена в Галате (1513) - в нижней зоне на вост. стене, полуфигура. В росписи апсиды церкви мон-ря Честного Креста (Ставрос ту Агиасмати) близ Платанистасы (1494) Кипрские епископы Трифилий, ап. Варнава, Епифаний Саламинский, Спиридон и И. включены в традиц. ряд отцов Церкви (святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), совершающих Божественную литургию. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры. 1192 г. Ряд изображений И. имеется в кипрских храмах и мон-рях, связанных с именем святого. В мон-ре прп. Иоанна Лампадиста в росписи кафоликона во имя сщмч. Ираклидия, по преданию возведенного на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрахос И., на юж. стороне сев.-зап. столба помещено его ростовое фронтальное изображение (XIII в.). Святитель облачен в крещатую ризу, омофор с крупными красными крестами, светлый подризник с вертикальными темными полосами, на нем орнаментированные епитрахиль, палица и поручи; правой рукой благословляет, на покровенной фелонью левой руке - Евангелие с алым обрезом.

http://pravenc.ru/text/673835.html

В греч. иллюстрированных минологиях X-XIV вв. (Vat. gr. 1613. Fol. 73, 976-1025 гг.; Lond. Brit. Lib. Add. 11870. Fol. 231, кон. XI в.; Marc. 586. Fol. 287v, XI в.; Bodl. gr. th. F. 1. Fol. 11, 1327-1340 гг.) К. О. представлен в рост, старцем с седой бородой (круглой, окладистой, разделенной на пряди - в ватиканской рукописи, длинной и узкой - в рукописях из б-ки св. Марка и Бодлеянской б-ки), в монашеских одеждах, в молении (с поднятыми и широко разведенными руками - в Vat. gr. 1613 и Bodl. gr. th. F. 1; с раскрытыми ладонями на уровне груди - в Lond. Brit. Lib. Add. 11870), в руке держит крест (Marc. 586). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) К. О. изображен дважды: на л. 46 об. в медальоне погрудно, старцем с длинной клиновидной бородой, в лиловой мантии (без атрибутов); на л. 79 об. изображение К. О. ростовое, он в темно-коричневой мантии, светло-коричневом подряснике, с крестом в правой и со свитком в левой руке, волосы и борода седые. Образ К. О. часто встречается в визант. монументальном искусстве. Святой мог изображаться как среди преподобных (ц. Панагии Асину, 1105/06; Энклистра мон-ре прп. Неофита Затворника, 1183, и др.), так и отдельно стоящим (ц. Панагии Аракос, 1192; собор свт. Николая Чудотворца «тис Стегис», кон. XIII - нач. XIV в.) Некоторые вариации в иконографии К. О. предлагают настенные минологии Сербии (ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, ок. 1320, вост. сторона сев.-вост. столба, 2-й ярус, над сценой «Усекновение главы мч. Дады»), Косова и Метохии (ц. Вознесения мон-ря Дечаны, окончена в 1348, средняя травея юж. стены центрального нефа, 2-й ярус), Македонии (ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре близ Скопье, ок. 1376, юж. стена, около алтаря), Румынии (ц. Св. Троицы монастыря Козия в Валахии, ок. 1386, юж. сторона свода, 3-й ярус), Др. Руси (ц. Спаса Преображения на Ковалёве, Вел. Новгород, 1380, зап. притвор, регистр преподобных вместе со святыми Арсением Великим и Антонием Великим; ц. св. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре, Вел. Новгород, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в., верхний регистр юж. люнета, месяцеслов на сент.) и Черногории (ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове, 1717-1718, юж. сторона свода). Напр., в Грачанице поясной фронтальный образ К. О. в позе оранта заключен в медальон; в Марковом мон-ре также поясное 3/4-ное изображение преподобного представлено внутри цветка растительной гирлянды; в новгородской ц. Спаса Преображения на Ковалёве К. О. показан в рост, в руке развернутый свиток с текстом: «Спящих муж крепко смущает тать д[у]шу».

http://pravenc.ru/text/1840209.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010