Стоит обратить внимание и на тот факт, что и древняя чашечка панагии Моисея, и две панагии в технике огневого золочения, хранящиеся в ГРМ и ГИМ, представляют собой не створчатую структуру, а именно небольшую тарель, подобно древнейшим каменным и костяным греческим и сербским экземплярам X–XIV вв., которые, согласно мнению исследователей, исполняли функции литургических патен для возложения богородичного хлеба 629 . Возникающие где-то в конце XIV – начале XV вв. металлические двустворчатые панагии получили другие толкования, где доминирует не столько литургический момент, связанный с «чином панагии», сколько акцент на уникальных сакральных свойствах частиц возносимого хлеба. Так, в традиции церковной археологии створчатые панагии трактуются как знаки святительского достоинства, носимые архиереями, архимандритами, епископами и пр., как особые священные енколпии, содержащие драгоценную частицу богородичной просфоры 630 . Представляется, что серебряные двустворчатые панагии, появившиеся в Москве в эпоху Киприана, позволяют пересмотреть этот подход и внести корректировку в вопрос изначального и основного функционирования подобных предметов. Здесь приходит на помощь состав изображений на наружных лицевых створках, оригинальный сравнительно с византийскими и новгородскими экземплярами. Сюжеты внутри тарелей остаются при этом одинаковыми (Богоматерь Знамение и Троица) и соответствуют молитвам, читаемым при чине возношении панагии в конце братской трапезы 631 . Прежде чем приступить к обоснованию предполагаемой гипотезы, отметим, что самые ранние упоминания богородичного хлеба в русских церковных документах приходятся как раз на эпоху Киприана и Фотия, то есть на конец XIV – первую четверть XV в. Так, в ответах Киприана игумену Афанасию (1381–1382) о провинившихся монахах читаем: «В этот день креста не целовать, икон святых тоже, не причащаться, ниже хлеба Богородична» 632 . В послании же митрополита Фотия в Снетогорский монастырь в 1418 г. хлеб пречистой Богородицы следует сразу за Телом и Кровью Христовыми, что, несомненно, подчеркивает его евхаристическое значение 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Приводим в заключение одну панагию того же собрания, ради иконографического интереса ее. Панагия имеет форму шестилучевой звезды, обложена серебром, новейшего афонского дела и замечательно тонкой резьбы. Представлено: в средине Успение и Вознесение Божией Матери в миндалевидном ореоле, Мария подает пояс Фоме. Ложе Богоматери имеет вид церкви, от нее подымается лоза, а в ее завитках пророки со свитками и сюжеты: Усекновение главы И. П., Вседержитель, Троица. В лучах: Благовещение, Лобызание Иоакима и Анны, Георгий и Димитрий, Живоносный Источник: из купели истекает три источника, водою промывает слепой себе очи. Подобные артосные Панагии случилось нам видеть в Московской Синодальной ризнице, в ризнице Московского Благовещенского собора и в других собраниях: они отличаются от обыкновенных наперсных своими размерами. Арх. Макарий 125 в своем «описании церковных древностей в Новгороде и его окрестностях» приводит, кроме древнего панагиара, еще три артосные Панагии, но не указывает действительных оснований этого определения, а между тем в самом описании есть основания против того, чтобы их признавать артосными. На одной Панагии изображено: Сошествие во ад, Распятие, Троица и Панагия, и все изображения литые. На другой, серебряной, в Духове монастыре, есть ушко и изображения, как и на предыдущей, сделаны и с наружной стороны, чего не бывает на настоящих артосных Панагиях. Надпись 1640 года гласит: «далъ сию панагию смощми вдомъ духа святаго игуменъ Евθимии псковитинъ Барашковъ вкладу за отца своего,... дана двнадцать рублевъ а въ сей мощи многихъ святыхъ». Изображения отвечают артосным: «Троица», «Панагия» с обычными надписями. Более вероятно отношение к артосному роду серебряного блюда в Вяжницком монастыре, которое, по словам описателя, «одно уцелело от панагии и имеет изображение Панагии». Наконец, следует отличить артосные панагии, как некоторую принадлежность литургического служения, хотя бы в его дополнительных обрядовых формах, от так наз. евлогий 126 или блюд для благословенного хлеба, который (т. е. хлеб) получил уже с века название eulogia или bendictiones, как хлеб, раздаваемый в кусках после литургии из корзин, чаш или с особых блюд: все же сосуды в греческой церкви удержали доселе название евлогий, а в западной в IX веке назывались offertoria. И тут, и там сосуды эти делились из серебра, даже золота, украшались драгоценными камнями и представляли обыкновенно глубокое блюдо или чашу на поддоне или без него 127 . Но из характерных памятников этого рода можно указать пока лишь на один византийский в ризнице св. Марка 128 , большое блюдо в Сванетии, древнее Трире и оригинальные блюда или, скорее, вазы в афонских обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

В конхе апсиды сохранились фрагменты фресок посл. четв. XIV в. В 1706 г. были расписаны наос (основной храм) и сев. неф. Ниже уровня совр. здания найдены части 2 древнейших построек, одна из к-рых - раннехрист. 3-нефная базилика с нартексом. В Византийском музее В., открывшемся в 2001 г., хранятся фрагменты мозаичных полов и визант. фресок, монеты, керамика, уникальная коллекция визант. икон XI-XVI вв., прежде находившихся в храмах В. Древнейшая икона - образ Божией Матери с Младенцем на троне с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом из храма свт. Николая «тис Гурнас», по мнению Ф. Папазотоса, датируется XI в. К комниновскому периоду относится икона вмч. Георгия (1-й пол. XII в.) из иконостаса ц. св. Стефана. Ок. 1300 г. живописцем фессалоникийской школы был выполнен образ свт. Николая. Икона Божией Матери Одигитрии из ц. Воскресения Христа приписывается Каллиергису (1315). Иконы Божией Матери Гликофилусы (Пелагонитиссы) и «Предста Царица» датируются XIV в., образы Христа Пантократора и Божией Матери Елеусы - ок. 1400 г. Основой мн. церквей В. являются сооружения XIV-XV вв. (с фрагментами фресок визант. периода), значительно перестроенные в последующие столетия: церкви Христа Антифонита, св. Георгия, Панагии Дексии, св. Прокопия, Благовещения Пресв. Богородицы (Панагии Евангелистрии), св. Георгия Малого, Панагии Перивлепты, Панагии Горгоепикоос, Панагии Палеофоритиссы, или Пантанассы, святых Феодоров, Панагии Хавиары, св. Параскевы (в приходе Макариотиссы), св. Саввы и св. Андрея (в приходе Кириотиссы) и др. В В. сосредоточено значительное число поствизант. памятников: церкви св. Патапия, св. Анны (в приходе прор. Илии), Христа Пантократора, св. Димитрия, св. Стефана, св. Андрея (в приходе св. Георгия), Панагии Фанеромени, Преображения Господня, Новая Митрополия во имя апостолов Петра и Павла, базилика прп. Антония Нового, 2 церкви во имя святых Космы и Дамиана (Большие и Малые Бессребреники), 4 церкви во имя свт. Николая (Агиос-Николаос тис Гурнас, Агиос-Николаос ту монаху Анфиму, Агиос-Николаос Псарас и одноименный храм в приходе Макариотиссы) и др.

http://pravenc.ru/text/158188.html

Панагия золота, на яшме белой образ Пресвятой Богородицы, во главе камень яхонт лазорев, гранен, да в панагии 2 лалы да изумруда да 2 яхонта лазоревых, 2 коры лаловых да в закрепке и во главе 3 зерна гурмыцких, около панагии обнизано жемчугом скатным мелким, назади на притворе святой Борис да Марии Магдалины, а в ней мощи, сорочка бархат червчат, крест и слова низаны жемчугом. Панагия изломана, раковинная, обложена серебром, наверху оклада Распятие Господне, во главе Спасов образ, на другой стороне Живоначальная Троица, а в старых описных книгах написано: разбил ту панагию крестовый поп Василий Тимофеев. (л. 90) Панагия, на ней вырезано на камне образ Богоявления Господня, обложена серебром золоченым, назади подпись греческая, у нее цепочка серебряна, позолочена. Панагия золота, на ней и во главе и на исподи резаны травы, с чернью, наверху вырезано образ Воплощения Пресвятой Богородицы, стоящей, а на другой стороне Михайло Малеин, назади во главе херувим да назади ж в четырех кругах подпись: . Во главе и в панагии вверху 4 изумруда да 3 яхонта лазоревых, во главе и около панагии 58 зерен гурмыцких больших и малых, сорочка бархат червчат, оботкана золотом, на сорочке копие и трость и Адама глава, и подпись – низана жемчугом средним и малым. Панагия серебряна, створная, обложена серебром, на сканное дело, образ мусиею утворен, а которого святого, того неведомо, потому древо ветхо и изломано. Панагия серебряна, золочена, на блюдечке, а в ней 6 камешков винис да бирюска, да 2 жемчушка, назади подписано: . (л. 91) Панагия серебряна, золочена, невелика, на ней образ Воплощения Пречистой Богородицы, а по другую сторону Димитрий, мусиею утворен, около панагии подпись русская греческою речью, а в ней неведомо что закреплено. Панагия кругла, серебряна, невелика, золочена, на ней образ Спасов, вырезан на камне, во главе камень червчат виниса, около образа камешков белых да лазоревый. Панагия золота, на ней образ Воплощения Пресвятой Богородицы, около Богородицыной главы 2 яхонта лазоревых да 3 винисы червчатых, да 6 зерен жемчужных, на спнях, у Воплощения Спасова 5 зерен жемчужных скатных, около Богородицы обнизано жемчугом кафимским скатным, да в панагии ж 8 яхонтов лазоревых, да 8 винис червчатых, назади 5 кругов, в одном подписано – миро Богородицыно, а в четырех кругах святых мощи, у нее ярлык, а в ярлыке написано: 152 го апреля в 17 день сей образ поднесла великому государю царю и великому князю Михаилу Феодоровичу всея руси самодержцу княгиня Овдотья Черкаская.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

(л. 92) Панагия, камень аспид, на нем вырезан образ святого мученика Феодора Стратилата, обложен золотом сканным, в оглаве у панагии яхонтик червчат да в закрепке 2 зерна жемчужных, в окладе 4 яхонтика лазоревых да 4 лаликов в гнездах, а назади подпись: . А поднес ту панагию блаженной памяти великой государыне иноке Марфе Ивановне стольник князь Алексей Иванович Воротынский. Панагия серебряна, золочена, кругла, а в ней камень неопалимой купины; на панагии образ Воплощения Пресвятой Богородицы, на другой стороне Моисей пророк, навожены чернью, в оглаве образ Спаса Нерукотворенного навожен чернью ж. Панагия золота, а в ней семь отрок спящих, чеканные, вверху Спасов образ, по краям подпись именам их, назади Михаило архангел да святой Сисиний, во главе образ Спаса Нерукотворенного резной, на другой стороне херувим. (л. 93) Панагия золота невелика, на ней образ Живоначальной Троицы, с финифты, в закрепке две жемчужины гурмыцких, а в ней мощи святых. Да по описным же старым книгам описи Ивана Матюшкина 160-го году панагии золотые и серебряные. Панагия золота, на ней образ Рождества Христова, навожена чернью, около образа рез с чернью ж да 4 яхонта лазоревых, назади Феодор Тирон, навожен чернью, во главе яхонт лазорев да 4 зерна жемчужных гурмыцких невелики, на спнях, около панагии обнизано жемчугом мелким скатным, цепь золотая. Панагия, – вырезано на камне Вознесение Господне, обложена золотом, в окладе 4 лалы да 4 изумруда, назади травы, у панагии цепь серебряная. Панагия золота, на зеленой яшме образ Пречистой Богородицы, во главе лал да 4 зерна жемчужных гурмыцких невелики, на спнях, в панагии искры яхонтовые червчаты да 4 бирюзы, около обнизано жемчугом скатным мелким, гойтан шелков, сорочка атлас золотой, на ней крест низан жемчугом. (л. 94) Панагия золота, сканная, в середине на камне красном образ Распятия Господа, посторон 2 лалы да яхонт лазорев, да бирюза, да 5 жемчугов гурмыцких, да под главою бирюска, да 3 места порожних, около обнизано жемчугом, гойтан шелковый.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

О самой трапезе замечено: «вкушаем представленная нам полегку, да не отяготимся на бдение». Благодарение после трапезы воссылается Пресв. Троице малым славословием (как и на дневной трапезе), а затем Пресв. Богородице тропарями «Бысть чрево Твое святая трапеза» (вместо «Достойно есть» дневной трапезы) и «Честнейшую». Затем (вместо Пс. 121: Возвеселихся о рекших мне, положенного на дневной трапезе) читается отрывок из Пс. 91, 6 и 4, 7–9: «Возвеселил ны еси Господи…», заключающий прославление Бога за насыщение и молитвенную надежду на мирный сон. Все остальные молитвословия чина о панагии, даже и прямо не относящиеся к панагии, опускаются в этом кратком чине трапезы (например, Трисвятое с Отче наш, молитва «Благодарим Тя Христе Боже наш», тропари «Боже отец наших» и «Молитвами Господи всех святых», а тотчас после «Возвеселил ны еси Господи» испрашивается благословение священника на отпуск обычным образом: Слава и ныне, Господи помилуй 3, Благослови. Отпуст также разнится от чина панагии: (вместо: «Благословен Бог милуяй и питаяй») — «С нами Бог Своею благодатию и человеколюбием всегда, и ныне и присно и во веки веков, аминь» (более подходит к ночному времени; ср. на великом повечерии «С нами Бог»). Таким образом, почти все молитвословия вечерней трапезы отличны от дневной трапезы, но самый строй, чинопоследование той и другой тот же, исключая обряд возвышения панагии. История В древнейших уставах чин вечерней трапезы почти ничем не отличался от дневной трапезы; на нем также происходило возвышение блюда с укрухами (соответствует панагии). Так в Студ. уставе патр. Афанасия XIIb. [ 140 ] и в Типиконе Пантократорского монастыря 1136 г. [ 141 ] Главное отличие вечерней трапезы от дневной по этим уставам было то, что на первой при возвышении укрухов возглашалось «Велико имя Св. Троицы», а на второй «Пресв. Богородице помогай нам». Но уже грузинский Шиомгвимский устав иерусалимского типа в рукописи XIII b. имеет чин вечерней трапезы без возвышения панагии. «После вечерни звонят бубенчиками (кандия?), братия собираются тихо в трапезную и начинают «Ядят убозии и насытятся». Вставши говорят: «Явися нам свет лица Твоего» и после «Благослови» уходят в кельи до повечерия» [ 142 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Панагии как в Греции 411 , так и у нас в России были двух родов: артосные (столовые) или панагиары и наперсные (вратные) или святительские. К числу последних относятся также панагии привесные к иконам. Первые, т. е. артосные панагии устроялись большей частью из серебра, а вторые из металлов, камней и различного дерева. Средину между сими панагиями занимают панагии походные или путные. 1) Артосныя панагии, обыкновенно, имеют вид раковинообразных складных ковчегов, а иногда вид небольшой чаши с рукоятью на поддоне. Артосными называются они потому, что на них полагается хлеб или просфора, возносимая в честь пресвятой Богородицы. Таковых древних панагий в новгородских церквах осталось четыре. Первая панагия в ризнице новг. Софийского собора серебряная вызолоченная. Она состоит из крышки и поддона, утверждённых на медном столбике; на крышке в круге литое изображение вознесения на небо Господа нашего Иисуса Христа, поддерживаемого четырьмя летящими ангелами, а внизу изображена Божия Матерь с предстоящими; надпись около круга чеканная: «въ лто 6-тысячное 9-сотное 44 – (1436) Индикта 14 мсяца сентября 14 день, на Вздвиженье честнаго креста створена си повелньемъ преосвященнаго Великого Новагорода владыци в другой строке: «при великомъ княз Василь Васильвиче всея Рус, при княз Юрь Лугвенъевичъ 412 , при посадник Великого Новаграда Борис Юрьевичъ 413 , при тясяцкомъ Дмитре Васильевичь, а мастеръ Иванъ Арипъ» 414 . Края крышки обложены сканью золоченой; внутри под крышкой начертаны Святая Троица и Знамение Божией Матери. Над Троицей слова: Святая Троица, а вокруг изображения вычеканено: « Благословен еси Христе Боже наш иже премудрыя ловца явивъ ниспославъ имъ Духъ Святый и тем вселенную уловивы человеколюбче слава Тебе». При изображении Знамения: Мр. . Ic. Хс. О ωн., у Спасителя правая рука благословящая именословная, а в левой свиток. Вокруг изображения надпись начинается: « Честнйшу», – после слов: «воистину Сераимъ» – следует: «безо Бога Слова рожъшую сущую Богородицу тя величаемъ». На поддоне литые львы, держащие во рту один у другого хвост, а на них Ангелы, поддерживающие руками верх сосуда. Сей сосуд в прежние времена, по древнему обыкновению, употреблялся для ношения в праздничные дни Богородичной просфоры из собора в дом святительский, где после стола совершаем был чин панагии 415 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Откуда тогда появилась практика его хранения? Пресвитер. Артосу стали придавать особое значение во времена, когда причащались один раз в году, а соборовались один раз в жизни и то, только перед смертью 494 . В те времена артос стали считать чуть ли не заменой причастия и уникальным медицинским средством. Но в случае болезни не артос употреблять надо, а причащаться во исцеление души и собороваться во исцеление тела. Приписывать же артосу значение, какого он не имеет, запрещено церковной властью 495 . Прихожанка. А может это влияние Западной Церкви? Пресвитер. Запад вообще не знает этого обычая. Употребление артоса прочно утвердилось в Восточной Церкви, как и чин о панагии. Прихожанка. Какой, какой чин? Пресвитер. Если говорить точнее, то это чин о возвышении панагии. «Панагия» (παναγα) в переводе означает «Всесвятая» или «Пресвятая». Кого так называют, знаете? Прихожанка. Богородицу! Пресвитер. А в чине о панагии это название прилагается к просфоре, из которой на Литургии изъята была частица в честь Пресвятой Богородицы. Надо сказать, что из всех просфор Литургии панагия является наиболее священной после той, из которой изымается святой Агнец… Прихожанка. …И которую называют антидором! Пресвитер. Совершенно верно. Антидор от панагии отличается тем, что после Литургии антидор раздают в храме и вкушают сразу до принятия пищи, а Богородичную просфору по окончании Литургии торжественно переносят из храма в трапезу, где после трапезы раздробляют и съедают… Прихожанка. Подождите, подождите, вы сказали, что ее употребляют в пищу сразу же после трапезы!? Пресвитер. Да. Прихожанка. Но ведь просфоры едят натощак! Пресвитер. Очевидно, это не обязательное условие. Прихожанка. А для чего совершается чин о панагии? Пресвитер. Ближайшая цель чина – соединить трапезу с только что окончившейся Литургией так, чтобы обычный прием пищи превратился в настоящее богослужение. Для этого чин о панагии сопровождается рядом песнопений. Начинается он пением 144 псалма, который торжественно исполнятся дорогою из храма в трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Богородичный хлеб или частица заменила собою артос во всех тех случаях, когда причастный хлеб не может быть дань, или не может быть совершена литургия. Таким образом, Иоанну Грозному, вступившему в четвертый брак, разрешено было по праздникам вкушать богородичный хлеб, но причащаться святых таин Христовых, по епитимии, разрешалось только на св. Пасху. Затем, при перенесении частиц артоса или священного богородичного хлеба, уже в древности стали употреблять особые конические коробочки на Западе (turres custodes), а на Востоке створчатые ампулы, а так как богородичный хлеб носили, по-видимому, наиболее к больным или брали с собою в дорогу, то уже очень рано «Панагиею» стали называть двустворчатый энкольпий или носимый на груди складень, наподобие раковины. Впоследствии Панагии, как священные иконы, стали достоянием епископского сана, и обилие памятников этого рода панагий сделало то, что в настоящее время весьма трудно было бы выделить Панагии артосные из сотен панагий нагрудных, наполняющих все собрания древнего русского искусства. Главным признаком артосной Панагии является поддон или днище, непременно металлическое, припаянное к наружной стороне блюдца, изнутри украшенного резьбою. Между тем попадаются такие блюдца с изображением Св. Троицы, причем самые блюдца бывают медные и уже поэтому не могут быть относимы к архиерейским. Возможно, далее, что одни панагии переделывались на другие, и сюжеты смешивались. Любопытная артосная Панагия находится в музее с. Поречья, имения графов Уваровых, среди богатейшего собрания тельников и панагий. Панагия из меди, рисунок выполнен насечкою, беловатою медью с примесью олова, относится к древнейшим вещам этого рода, т. е. еще к XVI веку. Вокруг образа Богородицы с Эммануилом (Младенцем в кругу) читается надпись: «бысть чрево твое святая трапеза имущи» и пр. Но совершенно подобная по сюжетам и надписям Панагия того же собрания, сделанная из слоновой кости, имеющая в поперечнике 2 сант., обложенная серебром со сканью и снабженная патою внизу, усаженная бирюзами и камнями, может относиться к обоим видам панагий, если не переделана из одного в другой. На панагии вырезано: «Сошествие св. Духа» с «Иерусалимом небесным», «Гроб Господень» с «Петром и Павлом», подающими вверху друг другу руки, а внизу держащими по ключу, «Троица» и вокруг 12 апостолов в кружках. Надпись по-гречески: «γονεν ν κοιληα (sic) σου αγια τρπεζα εχουσα τον ουρανιον αρτον» и пр. Наконец, изображение Богоматери с Младенцем, прикрываемое Херувимами и Серафимами, а вокруг пророки в надпись: Την τημοτεραν των χερουβιμ и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о его, помещенное в Псалтири следованной (о нем ниже). По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный» [ 971 ]. Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона). «Панагия» (παναγα — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010