А. А. Лукашевич Иконография Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. Прп. Иосиф Песнописец. Роспись ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр. 1192 г. В визант. искусстве И. П. изображался человеком преклонных лет, с клиновидной бородой средней длины с проседью; его облику свойственны черты аскета: худощавое лицо со впалыми щеками и с подчеркнутыми скулами. Состав одежд традиционный для чина прославления святого как преподобного: хитон, мантия, схима, пояс, аналав; как правило, изображается с покрытой головой - в куколе или в уборе вост. типа (напр., в росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192,- тюрбан). В греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Песнотворцы» (Ч. 3. § 15. 12) об облике И. П. сказано: «...старец с остроконечною бородою, говорит: се возсия день спасения» (Ерминия ДФ. С. 175). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. П. свт. Николаю Чудотворцу: «…сед, брада аки Николина, конец поуже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 86); в том же т. н. Большаковском подлиннике приведены 2 типа изображения святого, указывающие на его прославление как гимнографа: либо у И. П. «в левой руке книга, а правою рукою перстом на нее указывает», либо святой изображен как «словетворец», пишущий текст в свитке: «Ускори, Щедрый, и потщися, яко милостив, на помощь нашу, яко можеши хотяй» (Там же). В иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова содержится дополнение, сообщающее о необходимости различения 2 Иосифов: «Ведати и сие подобает, яко два во святых обретаются Иосифа песнописца: первый Иосиф брат родной преподобного Феодора Студита, еп. Селунский, его же память ианнуария в 26 день, другий Иосиф, сей преподобный сосудохранитель великия церкви бывый, бе в лето 6338, многа и различна икон ради изгнания подъя» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 311). В XII в. в декорации визант. храмов появляется изображение монахов-гимнографов.

http://pravenc.ru/text/673697.html

части ц. вмч. Георгия. Так же как в Курбинове, здесь соседствуют разномасштабные изображения, пропорции фигур сильно вытянуты, поверхности предметов и одежды покрыты разнообразными орнаментами. Нерукотворный образ Спасителя ( " Спас на чрепии " ). Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. 1192 г. Нерукотворный образ Спасителя ( " Спас на чрепии " ). Роспись ц. Панагии Аракос в Лагудере, Кипр. 1192 г. Отсутствие памятников столичной монументальной живописи (за исключением неск. фрагментов росписей) делает довольно условным понятие «столичная живопись». Тем не менее это определение широко употребляется для характеристики произведений, созданных далеко за пределами столицы. К самым «столичным» памятникам провинции относятся фрески ц. Панагии Аракос в Лагудере, на Кипре. Как следует из надписи, помещенной на сев. стене под изображением Нерукотворного образа Спасителя («Спас на чрепии»), заказчиком росписи, выполненной в 1192 г., был некий кир Лев. Очевидно, здесь работали к-польские мастера. Программа росписи сочетает классическую ясность с характерным для позднекомниновского искусства особым подбором сюжетов, элементы линейного динамичного стиля и реальность движения и объемов фигур, декоративное украшение и объемно-пластическую моделировку ликов. В куполе изображен Христос Пантократор в медальоне, вокруг Него также в медальонах - ангелы, предстоящие Этимасии. В простенках барабана - пророки. Учитывая архитектурные особенности храма (однонефного купольного здания), художник расположил в вост. парусах арх. Гавриила и Богоматерь (Благовещение), а в зап.- попарно евангелистов. На арках изображены мученики в медальонах, на предалтарных пилястрах - Богоматерь Епискепсис (Молебница) и Христос Антифонит, в конхе алтаря - Богоматерь с Младенцем на престоле с архангелами Гавриилом и Михаилом, в апсиде - фриз медальонов с полуфигурами кипрских святителей, ниже - композиция «Служба святых отцов», в алтарном своде - «Вознесение». Расположение композиций и фигур выявляет и подчеркивает архитектурные формы храма.

http://pravenc.ru/text/387113.html

е. в центральной и зап. частях наоса (Ерминия ДФ. С. 226). Так, в одном из ранних по времени создания памятников - росписи ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164), образы 5 песнотворцев находятся в центральном пространстве храма - на сев. стене в сев. рукаве креста (в порядке следования от алтаря: К. М., Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Феофан Начертанный, Иосиф Песнописец), причем они соотнесены с изображениями великих монахов-подвижников в юж. рукаве; в свитке К. М.- начало 1-го тропаря 5-й песни канона Великого четверга. В близкой по времени росписи кипрской ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) образы песнотворцев уже перемещены в зону вимы: поясные в медальонах парные изображения К. М. и прп. Иоанна Дамаскина с развернутыми вверх свитками фланкируют Мандилион на склонах арки алтарной конхи. В виме К. М. и прп. Иоанн Дамаскин изображены еще в одной кипрской ц. мон-ря Св. Креста (Ставрос-ту-Агиасмати) близ Платанистасы (1494). В зоне вимы - на зап. склоне юж. подкупольной арки (напротив прп. Иоанна Дамаскина на противоположной арке) - в ц. Панагии Кумбелидики в Кастории, Греция (60-80-е гг. XIII в.). Преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Преподобные Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В сохранившейся фрагментарно росписи храма монастыря Давидовица, Сербия (80-е гг. XIII в.) был впервые представлен еще один вариант расположения гимнографов в системе декорации храма. Он повторен в юж. парекклисионе мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле (ок. 1316-1321), где образы преподобных К. М., Иоанна Дамаскина, Иосифа Песнописца и Феофана Никейского помещены в парусах купола. Место расположения, привычное для изображений евангелистов,- в парусах центрального купола продиктовало иконографию песнотворцев как авторов, представленных в процессе написания своих сочинений. К. М. с остроконечной, раздваивающейся на конце длинной бородой, голова покрыта куколем, складки к-рого напоминают тюрбан, сидит перед столиком, на коленях книга, в к-рой он пишет, окуная калам в чернильницу (во внешнем нартексе мон-ря Хора над аркасолием помещены медальоны с полуфигурами К.

http://pravenc.ru/text/Косма ...

куколя, как правило, изображен головной убор вост. типа в виде тюрбана, к-рый указывает на сир. происхождение святого. В руках И. Д.- свернутый или развернутый свиток с текстами его гимнов в честь Пресв. Богородицы. Известны как единоличные образы святого, так и образы в композициях, посвященных Богородичным праздникам или созданных на сюжеты песнопений И. Д. Наиболее ранний пример изображения И. Д. в иконописи - икона из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (XI в.), где святой представлен вместе с прп. Ефремом Сирином, в монашеском одеянии, с тюрбаном на голове. Изображение И. Д. в монашеской мантии и в тюрбане становится традиц. для монументальных декораций визант. храмов в XII-XIV вв. В костнице Бачковского мон-ря (80-е гг. XI в.) изображения гимнографов И. Д. и свт. Космы Маюмского фланкируют сцену «Успение Богородицы» на зап. стене, а в ц. свт. Николая Чудотворца (Боянской) в Софии (1259) - композицию «Распятие» (на свитке И. Д.- слова из канона воскресной утрени). На фреске ц. вмч. Пантелеимона в Горно-Нерези близ Скопье (1164) И. Д. представлен на сев. стене наоса с развернутым свитком со словами из 2-го канона на Рождество, вместе с др. монахами-гимнографами: свт. Космой Маюмским, прп. Феодором Студитом, прп. Феодором Начертанным и Иосифом Сицилийским; такую же группу гимнографов можно видеть на фреске ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). В трапезной монастыря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос в нач. XIII в. И. Д. и свт. Косма Маюмский изображены по сторонам от «Распятия»; в ц. Панагии Амасгу близ Монагри, Кипр (кон. XII в.),- на вост. склоне арки рядом со сценой «Введение Богородицы во храм». В юж. притворе ц. Пресв. Богородицы Евергетиды в мон-ре Студеница, Сербия (1208-1209), И. Д. представлен в ряду гимнографов. В тюрбане с одним свисающим концом он изображен на фрагменте фрески нач. XIV в. (частное собрание, Женева, Швейцария). Изображение стоящего И. Д. с развернутым свитком было написано мастером Мануилом Панселином в мон-ре Протат в Карее на Афоне (ок. 1290) и в парекклисионе прп. Евфимия Великого базилики вмч. Димитрия в Фессалонике (нач. XIV в.). Нередко ростовую фигуру И. Д. помещали в ряду преподобных, напр.: в нартексе ц. арх. Михаила в Леснове, Македония (1349); в ц. св. Никиты близ Скопье (до 1316 - мастера Михаил Астрапа и Евтихий, в 1483-1484 поновлена); в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница, Сербия (1314); в Дечанах (ок. сер. XIV в.); в ц. Таксиархов (архангелов Михаила и Гавриила) в Кастории, Греция (1359-1360).

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

На Кипре в одной из ранних росписей в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) И. представлен в алтарной зоне в медальоне - правой рукой благословляет, в левой - Евангелие. В ц. свт. Николая Чудотворца (Агиос Николаос тис Стегис) близ Какопетрии (сер. XIV в.) - в центральной зоне апсиды оплечно в медальоне, вместе с другими святыми, в т. ч. с Кипрскими (Спиридоном Тримифунтским, Ираклидием Тамасским, Лазарем Четверодневным, Авксивием, Тихоном Амафунтским, Зиноном, Николаем Чудотворцем). В росписи ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари (1564) И. представлен вместе с прп. Акакием, еп. Мелитинским (фрески перенесены на юж. стену вимы из апсиды). В росписи кафоликона мон-ря прп. Неофита (нач. XVI в.) - в зоне вимы на сев. стене в сев. проходе, вместе со сщмч. Елевферием Иллирийским. В росписях на Балканах и на Афоне изображение И. помимо зоны вимы (в храмах вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, 1317-1318; Христа Пантократора в мон-ре Дечаны, 1335-1348; в Матейче, кафоликоне мон-ря Дионисиат на Афоне, 1546-1547, и др.) встречается и во фресках настенных минологиев, как правило под 31 марта (напр., в ц. свт. Николая Чудотворца в Пелинове (1717-1718) - в рост; в трапезной мон-ря Дионисиат (1568) - в мучении). Образ И., а также поясные изображения арх. Михаила и 3 святых были написаны в период палеологовского ренессанса в ныне полуразрушенной к-польской церкви, известной под названием Иса-капы (Ворота Христа). Почитание И. на Руси было особенно распространено в Вел. Новгороде, где святой, по замечанию В. Н. Лазарева, считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой. В 1183 г. в Вел. Новгороде «на Рогатеи улици» была поставлена первая церковь, освященная во имя сщмч. Ипатия Гангрского, в 1396 г. ее возвели в камне; под 1396 г. упоминается чудо от иконы Спасителя, находившейся «в святом Еупатии на Щеркове улице» (НПЛ. С. 37, 227, 371, 388). В монументальной живописи изображение И. представлено в росписи центральной апсиды новгородской ц. Спаса на Нередице (1199; фрагмент лика хранится в ЦМиАР) в нижнем регистре святительского чина, его образ на сев. стене является парным образу свт. Лазаря Четверодневного, еп. Кипрского, на юж. стене и помещен рядом с фигурой сщмч. Власия Севастийского.

http://pravenc.ru/text/673743.html

Одно из наиболее ранних изображений И. В. сохранилось в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 128, 976-1025 гг.). На миниатюре он представлен в рост, в монашеских одеждах, молящимся в пустыне. Образ И. В. под 21 окт. входит в состав святых в минейных циклах рукописных минологиев (ГИМ. Син. гр. 175. Fol. 149r, XI в.; Vat. gr. 1156. Fol. 262r, 3-я четв. XI в.; Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 15r, 1327-1340 гг.; греко-грузинская рукопись (т. н. Афонская книга образцов) - РНБ. O.I.58. Л. 96 об. XV в.), настенных миней (ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Вознесения в Дечанах, Сербия, 1348-1350), иконных (Синайский гексаптих, 2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; нач. XIX в., УКМ) и гравированных (гравер Г. П. Тепчегорский, 1722, ГЛМ, РГБ; гравер И. К. Любецкий, 1730, РГБ) святцев. С XI в. И. В. достаточно часто изображается среди преподобных в храмовой декорации. В зап. части наоса кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е гг. XI в.), он представлен в рост. В ряду святых монахов И. В. изображен в костнице Бачковского (Петрицонского) мон-ря, Болгария (кон. XI - нач. XII в.); во фресках ц. Панагии Асину (Форвиотиссы) близ Никитари (1105/06), в алтаре «Енклистры» мон-ря прп. Неофита близ Пафоса (1183) - с крестом и раскрытым свитком и в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192) на Кипре - с крестом и свитком в руках; в росписи 1-го слоя трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (1176-1180); в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия (ок. 1228); в нартексе собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); в наосе кафоликона Преображения Господня Большого Метеорского мон-ря, Греция (1552); на юж. стене ц. Успения Пресв. Богородицы в Каламбаке, Греция (XVI в.),- с Евангелием в руках, что нетипично для иконографии преподобных. Лит.: Ерминия ДФ. С. 170; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 53; Mango C., Hawkins E. The Hermitage of Saint Neophytos and its Wall Painting//DOP. 1966. Vol. 20. P. 119-206. Abb. 80; Tomekovi S. Les saints ermites et moines dans le décor du narthex de Mileševa//«Mileševa u istoriji srpskog naroda: Meunarodni nauni skup» (Beograd, 1985): Zb. radova. Beograd, 1987. P. 51-67; idem. Ermitage de Paphos: Décors peints pour Néophyte le Reclus//Les saints et leur sanctuaire à Byzance: Textes: Images et monuments. P., 1993. P. 151-171. P. 158. Fig. 19; Kominis A. D. Patmos: Treasure of the Monastery. Athens, 1988. Pl. 29; Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. Кат. 140. С. 64; Ермакова М. Е., Хромов О. Р. Рус. гравюра на меди 2-й пол. XVII - 1-й трети XVIII в. М., 2004. Кат. 33.2; 35.2.

http://pravenc.ru/text/389213.html

Панагии Аракос («ту Арака») в Лагудере на Кипре (1192), в развороте - в ц. вмч. Димитрия в Печской Патриархии (ок. 1345). Руки святого нередко развернуты ладонями перед грудью (Енклистра мон-ря прп. Неофита в Пафосе, Кипр, 1196), скрещены (Успенский собор во Владимире, 1408), подняты в жесте молитвенного предстояния или принятия благодати (ц. Вознесения в Милешеве, Сербия, до 1228), или правая рука открытой ладонью направляет взгляд зрителя к алтарю храма - в росписи сев. певницы в ц. во имя ап. Андрея на Треске (Македония, 1388/89). Вероятно, к XIII в. относится появление вариантов, когда О. В. держит крест в правой руке либо его правая рука согнута перед грудью, тогда как в опущенной левой руке святой держит развернутый свиток (фреска в соборе в честь Успения Пресв. Богородицы в Карее (Протат) на Афоне, нач. XIV в., мастер Мануил Панселин). Нередко волосяная поросль по всему телу О. В. исполнена темно-коричневой краской в виде коротких завитков, которые могут быть расположены параллельными рядами (Енклистра мон-ря прп. Неофита). В средневизант. период крона небольшого дерева скрывает его гениталии (Йыланлы-килисе в Гёреме, Каппадокия, XI в.). Более распространен был извод с изображением преподобного в набедренной повязке из растений (ц. Богородицы Олимпиотиссы в Эласоне, кон. XIII в.), возможно сложившийся как результат унификации изображений О. В. и прп. Петра Афонского, память к-рых отмечается в один день - 12(25) июня. Иногда повязка укреплена перекрещивающимися веревками (диптих из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, нач. XIV в.). Изображения О. В. помещались вместе с изображениями отшельников и преподобных, чаще всего рядом с прп. Макарием Египетским или прп. Петром Афонским, иногда - с обоими (икона-таблетка из новгородского Софийского собора, кон. XV - нач. XVI в., НГОМЗ). Встречаются необычные сопоставления с другими святыми, а также в составе росписей, напр.: в ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) святой написан на юж. стене вимы рядом с прав. Алексием, человеком Божиим; в росписи Йыланлы-килисе - с ап.

http://pravenc.ru/text/2581421.html

пророков, обычно изображали в куполе и в вост. части храма: в алтаре кафоликона (мон-рь вмц. Екатерины на Синае, 550-565), как один из больших пророков И. часто представлен в ряду пророков в куполе и барабане главы (мон-рь Хора; ц. Панагии Аракос близ Лагудеры на Кипре, 1192; Введенская ц. мон-ря Нова-Павлица; ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева ц.) в Студенице; ц. Успения Богородицы в Дафни, ок. 1100; ц. Панагии Паригоритиссы в Арте; монастырь Паммакаристос в К-поле, ок. 1315; ц. св. Апостолов в Фессалонике, 1312-1315; ц. Богородицы Одигитрии в Пече, ок. 1337), в центральной апсиде на арке (Токалы-килисе в Гёреме), в парусах (ц. Санта-Мария дель Аммиральо (Марторана), Палермо), на склоне подпружной арки (ц. Рождества Христова на Красном поле в Вел. Новгороде, 90-е гг. XIV в.), на стене в пресбитерии рядом с композициями «Гостеприимство Авраама» и «Жертвоприношение Авраама» (ц. Сан-Витале в Равенне). В базиликальных постройках фигура И. помещалась в среднем поясе на сев. и юж. стенах между окнами (ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне, ок. 520; ц. Сант-Анджело ин Формис, Капуа, между 1072 и 1087). Рельефная фигура И. украшала «Портик славы» собора в Сантьяго-де-Компостела, Испания (1166-1190), сев. портал в Шартрском соборе (ок. 1210), зап. портал в Амьенском соборе (1225-1236). Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Пророки Аввкум, Иеремия, Иона. Икона. Ок. 1497 г. (ГРМ) Изображение И. включалось в пророческий ряд высоких иконостасов на Руси: иконы «Прор. Иеремия» из т. н. Кашинского чина (2-я четв. XV в., ГРМ), из главного иконостаса Софийского собора в Вел. Новгороде (XVI в.), из новгородского Антониева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря (60-е гг. XVI в., НГОМЗ) и из московского Иоанновского монастыря (2-я пол. XVI в., СПГИАХМЗ); икона «Пророки Иеремия и Гедеон» из Троицкого собора ТСЛ (1425-1427); иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» (ок. 1497, ГРМ) и «Пророки Даниил, Иеремия, Исаия» из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (ок.

http://pravenc.ru/text/293630.html

1170/71) и кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне (1197-1198)), с др. стороны - стиля «рококо» или «art nouveau» таких ансамблей, как фрески ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192) ( Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. Chicago; L., 1984. Vol. 1. Pt. 1. P. 182-185). Л. Адерман-Мисгиш помимо 2 упомянутых стилей указала на росписи Н. как на источник еще одной, «классической», тенденции (тип росписей Димитриевского собора во Владимире) ( Hadermann-Misguich L. La peinture monumentale tardocomnene et ses prolongements au XIIIe siècle//CIEB, 15. 1979. Vol. 1. P. 257-268). С. Томекович отнес к росписи Н. только обе разновидности «маньеризма» (тип росписи ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191 г., и росписи в церкви близ Лагудеры), тогда как памятники, подобные фрескам ватопедского кафоликона, рассматривает вне связи с Н. ( Tomekovi S. Le «manièrisme» dans l " art mural а Byzance (1164-1204). P., 1984. 2 vol.). Была также предложена трактовка стиля фресок Н. как результата синтеза 2 главных тенденций в искусстве всего XII в.: «классической» (Владимирская икона Божией Матери, ГТГ; мозаики 40-50-х гг. XII в. в Чефалу, Палатине и Марторане на Сицилии, фрески Димитриевского собора во Владимире и др.) и «экспрессивной» (миниатюры рукописей круга Гомилий Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162, Paris. gr. 1208, 2-я четв. XII в.; росписи церквей св. бессребреников в Кастории и вмч. Георгия в Курбинове и др.) ( Овчарова. 2009. С. 79-120). «Классическая» тенденция проявляет себя в таких признаках росписей Н., как гармония композиционных построений и вкус к тонким живописным приемам (лессировки, переливы цвета), благородно-вытянутые пропорции фигур и присущая многим из них грациозность поз и жестов, аристократически утонченные типы значительной части ликов и деликатная, сплавленная моделировка нек-рых из них. Кроме того, классическая составляющая дает о себе знать в трактовке внутреннего мира определенной части персонажей - в свойственной им созерцательности, благородно сдержанном или лирически мягком характере эмоциональности.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

Ν 34, 35 (на схеме росписи)). О существовании практики связанного прочтения образов Богородицы и М. Е. упоминает свт. Симеон Солунский: при описании (ок. 1400) патриаршего входа в храм Св. Софии он сообщает, что в притворе при иконе Божией Матери, к-рая говорила с М. Е., находился образ самой святой (ς και της σας Μαρας πλησον εκν - «и преподобной Марии икона рядом» - перевод О. В. Лосевой), однако о его виде и точном размещении ничего не сообщается ( Darrouz è s J. Sainte-Sophie de Thessalonique d " après un rituel//REB. 1976. Т. 34. P. 47; об иконе Богородицы, «говорившей» с М. Е., см.: Лидов А. М. Чудотворные иконы Софии К-польской: Император как создатель сакрального пространства// Он же. Иеротопия: Пространственные иконы и образы-парадигмы в визант. культуре. М., 2009. С. 161-207). «Входной» аспект заявлен также расположением изображений М. Е. и прп. Зосимы по сторонам юж. входа в зап. компартименте в росписи ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192). На размещение образа М. Е. при входе в храм могло повлиять отправное событие ее Жития - желание переступить порог церкви, чтобы поклониться Кресту Господню. Став назидательной картиной покаяния для входящих в храм, а также стоящих в притворе оглашенных и исповедующихся, сцена причащения М. Е. или ее отдельный образ оказались включенными в традиц. систему декорации визант. храма, дополняя ее новым смыслом и раскрываясь в новом качестве. Напр., в росписи пещерной ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Вардзия, Грузия (1184-1186), на склонах юж. входного проема представлены в сцене причащения образы М. Е. и прп. Зосимы; их фигуры даны в редком фронтальном типе изображения, фланкирующими образ Спасителя в тимпане (руки М. Е. сложены в молитвенном жесте перед грудью, ладони обращены вовне). Предстояние М. Е. и прп. Зосимы воспринимается совокупно с расположенной выше композицией «Воскрешение - Сошествие во ад» (над аркой входа) и вынесенной из нее в отдельный эпизод сценой (на стене слева) с изображением ангела, связывающего поверженного сатану.

http://pravenc.ru/text/2562136.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010