Псалом 97 Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит св. Афанасий, – изображает первое пришествие Господа и веру в Него всех народов, дарованную им по обетованиям, какие возвещены были отцам. Посему псалом побуждает все народы воскликнуть победную песнь, сложенную от лица их». Бл. Феодорит видит в сем псалме первое и второе пришествие Господа, особенно первое. 1 . Воспойте Господеви песнь нову, яко дивна сотвори Господь. «Действительно дивно, что смерть приведена (Спасителем) в бездействие, и оживотворен снова человеческий род. Спасе его (т.е. род человеческий) десница Его и мышца святая Его. Ибо Христос – Отчая десница; потому что не имеет нужды в человеческой помощи, всю поднебесную приводит к Отцу Своему» (Св. Афан.). Бл. Феодорит читал вместо: спасе его – спасе Ему, как действительно и читается в некоторых изданиях LXX и в Вульгате. Т.е. не чужая, а собственная сила Христова спасла Ему род человеческий. «Говорит же, что спасение человеков есть дело силы Его. Водясь безмерным человеколюбием, Господь прибытком для Себя почитает жизнь людей. Посему-то пророк не сказал: спасе их десница Его, но: Спасе Ему» (Бл. Феод.). 2 . С Евр.: «Явил Господь спасение Свое, открыл пред очами народов правду Свою». 3 . Помяну милость Свою Иакову; «ибо дал обетование, что о Семени (Спасителе мира) Его благословятся все народы» (Св. Афан.). С Евр.: «Вспомнил Он милость Свою (к Иакову), и верность Свою к дому Израилеву. Все концы земли увидели спасение Бога нашего». 4 . С Евр.: «Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте». 5 . Пойте Господеви в гуслех. «Гуслями, – говорит свят. Афан., – называет согласие души и тела». Бл. Феодорит под гуслями разумеет «наше тело; вместо струн служат нам губы, вместо меди – уста, и быстрее всякого бряцала движимый язык производит стройные звуки бряцаний, а языком движет ум, как некий сведущий в мусикии и искусно выполняющий его переходы. Гусли эти приятнее Богу гуслей неодушевленных» (Бл. Феод.). С Евр.: «Пойте Господу с гуслями, с гуслями и с гласом псалмопения».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«Следовательно, — пишет он в одном из своих толкований, — блаженный апостол воспользовался этим свидетельством не потому, что об этом сказал пророк, но потому, что это не будет ложным, если будет отнесено к людям времени жизни апостола» . Для Феодора это обычный риторический прием, которым законно пользуются все ораторы и писатели для обоснования и иллюстрации своих мыслей. Поэтому в том, что Господь и апостолы пользовались текстом Ветхого Завета как обычным литературным материалом – произвольно по своему усмотрению и в своих целях, – нет ничего удивительного. «Апостол поступает так же, — продолжает он свою мысль, — как и мы имеем обыкновение поступать не только, когда пишем что-нибудь, но и когда беседуем в церквях и желаем доказать свои слова свидетельствами из Писания, которые бывают связаны с нашим словом большим подобием. Мы делаем это, чтобы предоставить пример, который может быть яснее, чем то, что мы говорим» . Таким образом, пророк говорит об одном каком-либо событии, что не мешает пользоваться его словами как наглядным примером, если они вполне соответствуют ситуации и поставленной цели. Так, например в 15 Псалме, по мнению Феодора, пророк говорит о том, что еврейский народ будет чудесным образом избавлен от врагов, и научает, как должно благодарить за это избавление Бога . Однако апостол Петр приводит слова этого Псалма как пророчество о воскресении Христа: Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (Деян. 2, 25—28). Мопсуестийский епископ относит слова пророчества к иудеям. При этом он отмечает, что апостол Петр приводит этот отрывок в своей речи, поскольку он в силу сходства более всего подходит в качестве наглядной иллюстрации. «Необходимо отметить, что блаженный Петр в Деяниях использовал последние слова Псалма как сказанные о Христе. Итак, видно, что и здесь это заимствовано блаженным апостолом согласно этому смыслу, поскольку здесь говорится более убедительно» .

http://bogoslov.ru/article/2452157

Ст. 3. На пастырей прогневася ярость Моя, и на агнцы посещу: и посетит Господь Бог Вседержитель стадо Свое, дом Иудин, и учинит я аки коня благолепна Своего в брани. С евр.: На пастырей воспылал гнев Мой, и козлов Я накажу; ибо посетит Господь Саваоф стадо Свое, дом Иудин, и поставит их, как славного коня Своего на брани. Т. е., поскольку ложные пастыри (цари, священники, лжепророки, начальники) вводили в обман и грех народ Мой, соблазняли идолослужением, ложью, пороками; то на них Я разгневался, говорит Господь, наказал их пленом, и на агнцы посещу, т. е. «посещу стадо Мое, дом Иудин, чтобы излить на него благодеяния Мои» (св. Ефрем Сирин ). Блаж. Феодорит под агнцами (или козлами) разумеет, также, «подначальных Иудеев, которых Бог вывел из плена, и которых намерен удостоить Своего попечения», попечения благомилостивого; ибо далее говорится о милости Божией к Иудейскому народу. Эта милость Божия состоит в том, что Господь обещает сделать Иудеев храбрыми на войне, бесстрашными, как бесстрашен величавый конь на брани. «И во время брани, говорит Бог (поясняет бл. Феодорит), сделаю их, подобными коню, который гордится красотой и силой, и небоязненно идет прямо в лицо врагам, и не будут они иметь нужды в иной помощи». Некоторые толковники, например, Корнелий а Lap, Калмет, Мюнстер и другие, относят это пророчество, в буквальном смысле, ко временам Маккавейским, когда храбрые Маккавеи неустрашимо шли на врагов, как прекрасный боевой конь, а в духовном смысле – к св. Апостолам, которые неустрашимо шли против врагов истины, мужественно побеждая все препятствия. Ст. 4. И от него призре, и от него учини, и от него лук в дусе ярости: и от него изыдет всяк изгоняяй в том. С евр.: Из него будет краеугольный камень 153 , из него – гвоздь, из него – лук для брани, из него произойдут все народоправители. Пророк продолжает речь о том, какие благодеяния Бог окажет Иудейскому народу. Настанет время, говорит пророк, когда Иудеи не будут нуждаться в иноземцах, все будет у них свое, все военачальники и власти будут свои. «От них рог, – поясняет св. Ефрем Сирин , (вместо: камень), – то есть священство, от них гвоздь 154 , т. е. царское достоинство, от них – лук, т. е. вожди и войско, от них изыдут и все князи их (всяк изгоняяй) 155 ». «Не употребят чужих оружий (поясняет бл. Феодорит), не наймут чужеземных войск; но из них самих будут, и военачальник, и предводители полков».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Те же мысли мы встречаем и у пр. Максима Исповедника в его сочинениях, где он вскрывает духовную пагубность мнений несториан о плоти Христовой и утверждает, что Несторий «сделал грешником человека (Христа – В.Л.), Который, по его мнению, был обожен лишь поступательно» 438 . Принципиальное положение учения Феодора Мопсуэстийского о поврежденности человеческого естества Христова и о Его постепенном совершенствовании было решительно осуждено Православной Церковью на V Вселенском Соборе. В 12-ом анафематизме, в котором указаны основные «богохульства против великого Бога и Спасителя Иисуса Христа... сказанные нечестивым Феодором», предается анафеме и учение о том, что Христос «был обуреваем страстями душевными и вожделениями плотскими и отдалялся от более дурного мало по малу, и таким образом, преуспевая в делах, улучшился, и путем жизни стал непорочен... и после Воскресения сделался неизменяемым в помышлениях и совершенно безгрешным» 439 . Это общецерковное осуждение должно было произойти, ибо Феодор построил псевдо-сотериологию, которая стала, как замечает прот. Георгий Флоровский «саморазоблачением аскетического гуманизма» 440 . Доведя свои антропологические положения до логического конца, Феодор пришел к идее самосовершенствования, а спасительные страдания за нас Господа Иисуса Христа он стал толковать опосредствованно, понимать их как путь совершенствования и указывать на это как на пример для подражания – «тот путь, которым должно совершиться и искупление всего человечества» 441 . Феодор, увлекшись своими рассудочными построениями, упустил важнейшую евангельскую идею, что человек, спасающий себя самого, не может спасти других. Глава 4. Уничижение Господа Иисуса Христа Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк Исайя 4.1. Аспекты уничижения Тайна спасения рода человеческого была совершена через уничижение (κνωσις) Сына Божьего. Это уничижение относится и к обеим природам Господа Иисуса Христа, и к Его личности: 1) в отношении Его Божественной природы: для безграничного и всесовершенного Бога восприятие тварной ограниченной природы было добровольно воспринятым уничижением, умалением Его величия 442 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/b...

– Ты, чадо Феодор, будешь водить зверя белоголового. Григорию же сказал: – А ты, чадо Григорий, сам будешь пастырь словесным овцам и наставник множеству иноков. Иди, чадо, на Комельский лес к преподобному Корнилию, и тот научит тебя, как Богу молиться и как тебе пасти словесное стадо иноков, а в нашей пустыне молодым отрокам невозможно жить. Однако, отдохните здесь, чада мои, сколько дней пожелаете. Они пробыли четырнадцать дней в пустыне у преподобного Александра и, взявши от него благословение, пошли в пределы города Вологды на Комельский лес. Пришли они внутрь пустыни к преподобному Корнилию Комельскому 932 и постучались у ворот с молитвою Иисусовою. Преподобный Корнилий, отворяя двери свои, сказал им: – Чада, как прошли вы места непроходимые и зачем вошли в сию убогую пустыню? Чего ищете вы? Они отвечали ему: – Владыка наш, преподобный отец Корнилий, нами овладело великое желание облечься в иноческое одеяние. Христа ради – причти нас к своему богоизбранному стаду. Преподобный Корнилий сказал Григорию: – Ты, чадо Григорий, войди в убогую мою обитель, а ты, чадо Феодор, останешься в мирской жизни, возьмешь жену и родишь детей. На Григория преподобный Корнилий наложил искус иноческий по преданию святых отцов. В этом искусе Григорий прожил значительное время, после чего преподобный Корнилий, вошедши в церковь , постриг Григория в монашеский чин и сказал ему слово от святого Евангелия: «Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» ( Мф.19:29–30 ). Затем старец говорил по отеческим вопросам и ответам новопостригаемому и нарек имя ему вместо Григория – Геннадий. Наконец сказал: – Усвой, чадо, разум древних святых отцов: терпение, любовь и смирение, особенно же молитву общую или соборную, и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных. Друг Геннадия Феодор, по пророчеству преподобных отцов Александра и Корнилия, провел жизнь свою в мире и в глубокой старости скончался в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

– Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: – Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: – Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь – Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечом прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечом. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин 1272 , бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: – Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, – шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: – Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: – Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа – Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Феодор же и Василий, по совету между собой, приняли богоугодное решение, чтобы никогда не таить друг от друга своих мыслей, но вместе обсуждать и решать их. И вот по богоугодному совету, они положили, чтобы Василий вошёл в пещеру, а Феодор по старости вышел из пещеры и поставил себе келью на ветхом дворе. Монастырь был тогда выжжен, и у берега стояли плоты с лесом на построение церкви и келий, и наняты были извозчики возить этот лес на гору. Феодор же не захотел быть в тягость другим и стал носить лес на себе. Но что взнесёт блаженный на построение своей кельи, то все бесы, досаждая ему, сметут с горы: хотели этим прогнать его. Он же сказал: «во имя Господа Бога нашего, повелевшего вам войти в свиней, повелевается вам через меня, раба Его: вознесите все брёвна с берега на гору, чтобы не было труда работающим Богу. Пусть устроится так дом пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и иноки кельи себе поставят. И не будете вы более вредить им и узнаете, что Господь на месте этом». И всю ту ночь бесы, не переставая, носили бревна от Днепра на гору, пока ни одного не осталось внизу. Из этого леса выстроили церковь и кельи, и кровлю, и мост и всё, что было нужно для монастыря. На другой день встали извозчики, поехали на берег за брёвнами и не нашли там ни одного: все были на горе. И не все были в одно место сложены, а разделено: особо для кровли, особо для пола, особо большие брёвна, не удобоносимые по длине; и всё в целости нашлось на горе. И дивились все слышавшие и видевшие, что сделалось выше силы человеческой. Это многим иноверным невероятно кажется: слишком велико чудо; но те, кто были свидетелями его, прославили Бога, творящего предивные чудеса, ради угодников своих. Господь сказал: «не радуйтесь, что духи вам повинуются; но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах 110 ». Это же сделал Он во славу свою, молитв ради святых отцов наших, Антония и Феодосия. Бесы же не стерпели такой обиды: прежде неверные люди чтили их, и поклонялись им и за богов почитали; теперь же у угодников Божиих они в пренебрежении и уничижении, и бесчестии, и, как рабы купленные работают, брёвна носят на гору, и люди отгоняют их от себя страхом запрещения преподобных, и все коварство их обличено Василием и Феодором. И видя себе укоризну от людей, бес вопил: «о злые и лютые мои супостаты! до смерти вашей без отдыха буду бороться с вами».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 . Авва Памво говорил: «Если имеешь святую любовь, можешь спастись». 11 . Пресвитер Нитрийский спросил: «Как должны жить братия?» Он сказал: «В великом подвижничестве и храня совесть неукоризненную пред ближним». 12 . Говорили об авве Памво, что как Моисей получил образ славы Адамовой, когда прославилось лицо его (см.: Исх.34:29 ), так и у аввы Памво лицо сияло, как молния, и он жил как царь, сидящий на престоле своем. Таков же был и авва Силуан, и авва Сисой. 13 . Рассказывали об авве Памво, что никогда не было улыбки на лице его. В один день демоны, желая рассмешить его, привязали к дереву перо, и несли его с большим шумом и восклицаниями. Видя их, авва Памво рассмеялся. Демоны начали торжествовать, крича: «Э! Э! Памво засмеялся!» – «Не смеялся я, – отвечал он им, – а осмеял ваше бессилие: столько вас, и вы несете одно перо!» 14 . Авва Феодор Фермейский просил авву Памву: «Дай мне наставление!» С большим принуждением он отвечал ему: «Феодор! Ступай и будь милосерд ко всем, ибо милосердие имеет дерзновение пред Богом». Об авве Пиоре 1 . Блаженный Пиор работал у кого-то во время жатвы, и по окончании работы, напомнил хозяину о плате. Но тот отложил плату до времени, и авва возвратился в монастырь. В другой раз, когда настало время жатвы, авва жал у него, и работал весьма усердно, но опять ничего не получив, возвратился в монастырь. Также и в третье тело, старец, окончив обычную работу у того же человека, ушел от него без всякой платы. Но когда Господь благословил дом того человека, у которого работал Пиор, он взял плату и ходил по монастырям, ища святого. Как скоро нашел его, упал к его ногам и, отдавая ему плату, говорил: «Господь ущедрил меня». Старец велел отдать принесенное в церковь пресвитеру. 2 . Авва Пиор ел ходя. Кто-то спросил его: «Для чего ты так ешь? Авва отвечал: я не хочу заниматься пищей как делом; потому ем между делом». Еще кто-то спросил его о том же. Старец отвечал: «Так делаю для того, чтобы, когда ем я, душа моя не чувствовала телесного удовольствия».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

10. Видите яко вси ослепоша, не разумеша смыслити, вси пси немии не возмогут лаяти, видяще сны на ложи, любящи дремати. 10. Стражи их слепы все и невежды; все они немые псы, не могущие лаять, бредящие лежа, любящие спать. Ст. 10. Наблюдавшие Его ( ср. 52:8: , объясн.) оказались слепыми и неразумными, подобными дремлющем и не лаящим псам. Бл. Иерон., бл. Феодор. и св. Кир. ал. видят здесь пророчество о духовной слепоте современных Христу Спасителю израильтян, преимущественно же книжников, фарисеев и начальников синагоги, которые не прияли света истинного, не пожелали знать Христа, говорящего: Аз есмь свет миру ( Ин. 8:12 ) и: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в мя, во тьме не пребудет (ib. 12:46). “Их слепота, говерит бл. Феодор., была такова, что они в ясный полдень не узнали Солнца правды“. Сам Спаситель о них говорит: буи и слепии, – вожди слепии ( Мф. 23:17:24 ). Кроме слепых, к ним здесь применяется также название “немых псов“ за то, что они, как говорит бл. Иерон., – долгом которых было сторожить стадо Господне, отгонять волков, лаять за Господа (latrare pro Domino), – любят сон и услаждаются демонскими видениями (ср. св. Кир. ал., бл. Феод.). Стоящее в евр. м. т. =в р. с. стражи их (буквально: стерегущие его) 70 читали почему: δετε, ср. слав. 11. И пси безстуднии душею, не ведяще сытости: и суть лукави, не ведяще смысла, вси путем своим последоваша, кийждо уклонишася в лихоимство свое, от перваго и до последняго. 12. Приидите, да возмем вино, и наполнимся пиянства, и будет яко днесь, тако и злутра, и многа множае. 11. И это псы, жадные душею, незнающие сытости; и это пастыри бессмысленные; все смотрят на свою дорогу, каждый до последнего, на свою корысть. 12. Приходите, говорят, я достану вина, и мы напьемся сикеры; и завтра тоже будет, что сегодня, да еще и больше. Ст. 11–12. Подобные бесстыжим и ненасытным псам, злые и неразумные, они заботятся только о своих личных выгодах и исключительно преданы чувственным удовольствиям. В ст. 12, вместо =в р.-с. Я достану, 70 читали: , почему: λβωμεν, ср. сл. Глава 57

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

11 . Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведях, вопрошаху мя. Под свидетелями неправедными блаж. Феодорит разумеет тех, которые клеветали Саулу на Давида. Таковы напр. Доик, Зифеи и другие. По мнению св. Афанасия, «с сего стиха вводится лице Христа, ложными свидетелями оговариваемого на суде архиерейском». Вопрошаху мя, т.е. коварными вопросами стараются запутать меня, и заставляют сознаться в том, чего не было, чего не ведал. С Евр.: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня». 12 . Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей. Давид, претерпевая гонения от Саула и других, жалуется, что ему не только воздают лукавая возблагая, т.е. платят злом за добро, им соделанное поражением Голиафа и иноплеменников; но даже лишают его жены, детей, друзей, сделали его как бы сиротою. Бл. Феодорит под бесчадием разумеет забвение, которому старались предать его гонители. «Бесчадием назвал пророк забвение, так как память о человеке сохраняется детьми». По мнению св. Афанасия, слово бесчадие означает то, что Иудеи «оказались недостойными именоваться чадами Божиими». С Евр.: «Воздают мне злом за добро, сиротством душе моей». 13 . Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою. Т.е. когда враги гнали меня, «облекаясь во вретище и изнуряя себя постом, говорит пророк, приносил я Богу моления и приобрел плоды моего прошения. Это и значат слова: молитва моя в недро мое возвратится, т.е. помолившись, получал я от Бога просимое и наполнялось недро мое» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «Господь Иисус Христос столько печалился о погибели их (упорных Евреев), что и скорбел и тужил, и плакал и молился о грехе их – и смирях постом душу мою – в доказательство Своего человечества не удерживался от поста. И молитва моя в недро мое возвратится. Может быть, сим выражается упорство в грехе. Им ни малой не было пользы; потому что, по крайнему невежеству своему, как бы отвратили от себя молитву». С Евр.: «Я во время болезни их одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010