Феодор и Василий постановили между собой богоугодное решение никогда не утаивать друг от друга своих мыслей, но все обсуждать вместе, угодно ли что Богу. По взаимном совещании Василий вошел безмолвствовать в пещеру, Феодор же по старости вышел из пещеры, чтоб жить в стороне монастыря. Старый монастырь был тогда сожжен, и дерево для постройки церкви и всех келий лежало на берегу Днепра, связанное плотами; чтоб возить его на горы, были наняты возчики; Феодор же, желая поставить себе келию, начал сам на себе носить дерево с берега на гору, не уступая никому своего труда. Но лукавые бесы забыли, что еще недавно, принужденные Феодором к работе, обещали не приступать к нему, и снова стали делать ему пакости. Все деревья, которые Феодор вносил на гору с великим трудом в течение целого дня для постройки своей келий, бесы ночью сбрасывали с горы, желая тем прогнать блаженного. Феодор, узнав искушение бесовское, сказал им: " Во имя Господа Бога нашего Иисуса Христа, повелевшего вам войти в свиней, повелеваю вам я, грешный раб Его, - все дерево, которое на берегу, поднять на гору, чтоб братия, работающая Господу, избавилась от труда, и молитвенный Дом Пресвятой Госпожи Богородицы, и свои келии могла построить без вашей пакости " . И бесы в ту же ночь взнесли с берега на гору все дерево, так что его было достаточно на построение всего монастыря, а не только одной келий для Феодора. Поутру возчики, вставши, приехали на берег, чтоб возить с берега дерева, и не нашли ни одного. Осматриваясь по сторонам, они увидали, что все занесено уже на гору, и сложено не в одном месте, но отдельно, разобранное по роду - отдельно для крыш, отдельно для основания, отдельно большие дубы, трудно переносимые вследствие длины их. Это дело было чрезвычайно утешительно, как совершившееся сверх человеческой силы; и Бог прославился в угоднике Своем Феодоре, а вместе и в советнике его Василии, ради подвигов которых совершилось это дивное чудо. Однако эти единодушные рабы Господни не гордились повиновением бесов, следуя слову: " Не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах " (Лк. 10:20).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1826...

33) Того же Феодора из первой книги толкования Евангелия от Иоанна: «Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Израилев» ( Ин. 1, 49 ), то есть, Ты – издавна проповеданный Христос; ибо этого именно ожидал (сказавший эти слова Нафанаил) от Христа, как такого, который сделался близок Богу преимущественно пред всеми». 34) И потом: „Ибо известно, что и сам Он называл себя Сыном Божиим не по рождению от Бога, но потому, что был близок Богу; поэтому сынами Божиими называют между прочим и те люди, которые за свои подвиги стали близки Богу“. 35) Того же Феодора из книги к долженствующим креститься: Когда апостол говорит: «о Сыне своем, бывшем от семене Давидова по плоти» ( Рим. 1, 3 ), то очевидно, что он называет здесь Сыном Божиим того, кто произошел от семени Давидова по плоти, не Бога Слово, а воспринятый им образ раба. Ибо от семени Давидова по плоти произошел не Бог , но воспринятый Им ради нас человек, которого блаженный Павел ясно называет Сыном Божиим». 36) Того же Феодора из той же книги: „Вместо одного явился возрожденным другой, явился уже частию не Адама временного и многогрешного, но Христа, который чрез воскресение сделался совершенно непорочным“. 37) Того же из той же книги: «Так как (Бог Слово) много возлюбил его, и все его усвоил себе и все перенес: то, сопровождая его во всех страданиях, Он силою своею сделал его чрез них совершенным; и он восстает из мертвых не по закону своего естества, но Бог Слово своим присутствием, своим действием и по своей милости освобождает его от смерти и от тех горьких последствий, которые отсюда происходят, – воскрешает его из мертвых и приводит к высшей цели». 38) Того же Феодора из той же книги: „Потом показав, ради чего он пострадал, говорит об его унижении, – т. е. о том, что он за всех вкусил смерть; ибо после того, как божественное естество благоизволило отделиться от него, он сам по себе вкусил смерть ради спасения всех, и явил, что хотя божество отделилось от него во время смерти, так как оно не могло испытывать смерти, однако же по любви оно присуще было ему, когда он терпел смерть“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Бес же, мнимый брат, сказал: «Утаить сокровища ты не можешь, — непременно узнают о нем и возьмут, прими мой совет, который я тебе даю. Если бы это не угодно было богу, то не даровал бы тебе богатства и меня не известил бы». Тогда пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовил возы и ящики, чтобы, собрав в них сокровище, уйти, куда захочет, повелением бесовским; хотел бес причинить ему какое-нибудь зло своим кознодейством, отлучивши его от бога и святого места, и от дома пречистой и преподобных отцов наших Антония и Феодосия. Но бог, не хотящий погибели ни одного человека из сего святого места, спас и этого молитвами святых своих. В это время возвратился посланный игуменом Василий, который прежде уже спас пещерника от помышления злого. Пришел он в пещеру, желая увидеть живущего в ней брата, и сказал ему: «Феодор, брат, как в боге живешь ныне?» Удивился Феодор вопросу, что говорит так, как будто долгое время не виделись, — и сказал ему: «Вчера и третьего дня ты постоянно был со мною и поучал меня, и вот я иду, куда ты велишь мне». Василий же сказал: «Скажи мне, Феодор, что значат эти слова, которые ты говоришь: «Вчера и третьего дня все время был со мною и поучал меня?» Уж не бесовское ли это мечтание? Не утаи от меня бога ради». Феодор же с гневом сказал ему: «Что искушаешь меня и зачем смущаешь душу мою, то так мне говоришь, то иначе, и какому же слову верить?» И так прогнал его от себя с жестокими словами. Василий же, все это выслушав, пошел в монастырь. Бес же опять пришел к Феодору в образе Василия и сказал ему: «Потерял ты, брат, из-за сомнений свой разум. Но не попомнив обиды твоей, которую принял от тебя сегодня ночью, снова тебе говорю: уходи скорее, в эту ночь, взяв найденное». И, сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, снова пришел Василий к нему, взяв с собой некоторых из старцев, говоря пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как я виделся с тобой, и в монастыре я третий день, ты же говоришь: «Вчера и третьего дня». Здесь какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не дай ему беседовать с тобой, прежде чем не сотворит он молитву, и тогда уразумеешь, что это бес». И, сотворив запрещальную молитву, призвав святых в помощь, он ушел в свою келью, утвердив пещерника.

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Бес же после этого не смел явиться к пещернику, и уразумел Феодор, что то была лесть дьявола. И с тех пор всякого, кто приходил к нему, он заставлял сначала помолиться и тогда уже беседовал с. ним. И после этого укрепился он на врагов и узнал пронырство их, и господь избавил его от воображаемых чудищ и не допустил его быть рабом их, что случается со многими, пребывающими в пустыне, или в пещерах, или в затворах, живущими уединенно. Великая твердость нужна, чтобы не погибнуть от бесов, как хотели они этого погубить, но избавил господь его. Для найденного же сокровища Феодор вырыл глубокую яму и, положив его туда, закопал, и с того времени и доныне никто не знает, где скрыто оно. Сам же он предал себя на работу тяжкую, чтобы не облениться, пребывая в праздности, ибо из-за этого пропадает страх божий, а бесы обретают власть. Поставил он в своей пещере жернова и с тех пор начал работать на святую братию: брал из сусека пшеницу и своими руками молол ее, всю ночь проводя без сна, трудясь на работе и на молитве; на другой же день в сусек муку высыпал и опять брал жито. И так много лет делал, работая на святую братию, и облегчение было рабам монастырским, и не стыдился такой работы и молил бога беспрестанно, чтобы отнял у него память сребролюбия. И господь освободил его от такого недуга, так что он и не думал о богатстве. Золото и серебро стали для него подобны грязи. Прошло много времени, и он в такой работе и злострадании подвизался неустанно. Келарь же, видев, как он трудится, однажды, когда привезли жито из сел, послал к нему в пещеру пять возов, чтобы не утруждался он, постоянно приходя за житом. Он же, ссыпав жито в сосуды, начал молоть, распевая наизусть Псалтырь; наконец, устав, лег, хотя поспать немного. И вот внезапно раздался гром, и начали жернова молоть. И поняв, что это бесовское действо, встал блаженный, и начал молиться богу прилежно, и сказал громким голосом: «Господь велит тебе перестать, вселукавый дьявол!» Бес же не переставал молоть жерновами. Феодор снова сказал: «Во имя отца и сына и святого духа, свергшего вас с небес и предавшего на попрание своим угодникам, велит тебе, чрез меня, грешного, не переставать работать до тех пор, пока не измелешь все жито, да и ты поработаешь на святую братию». И, сказав это, стал на молитву. Бес же не посмел ослушаться и до рассвета измолол на муку все пять возов жита. Феодор же известил келарю, чтобы тот прислал за мукой. И удивился келарь дивному чуду, что пять возов измолото за одну ночь, и вывез пять возов муки из пещеры, и к ним еще пять возов прибавилось муки.

http://sedmitza.ru/lib/text/438119/

Впрочем, иногда Феодор описывает это явление, не употребляя слова «лицо», как в следующем пассаже Х кн. О воплощении Бога Слова, цитируемом Факундом Гермианским: «… божественное Писание собрало во едино свойства обеих природ и говорит как об одном» (Scriptura divina… ambarum naturarum proprietates in unum conducit, et sicut de uno quodam eloquitur) . Поясняя, например, Символ веры, он говорит: «… справедливо они [отцы] сначала говорили Единородный, и после этого – Первородный. В самом деле, они хотели сначала показать нам, кто есть Тот, Кто был образом Бога (Фил. 2:7) и Кто, по Его благодати, воспринял на Себя нашу природу. Далее отцы говорили об образе раба, воспринятом ради нашего спасения. Таким образом, и через перемену используемых ими терминов они явили две природы и [их] отличия. А также и единственность сыновства, проистекающую из тесного единства природ, что было достигнуто благоволением Божиим» . Френсис Салливан считает, что под «Первородным» всей твари Феодор подразумевает в своих рассуждениях именно «воспринятого человека» – первое возрожденное и воспринятое Богом человеческое существо. Это – новая тварь. Следовательно, отцы и священные писатели приписывали Богу Слову человеческие черты лишь для того, чтобы подчеркнуть тесное единство природ во Христе . Но это необходимо также и для учения о спасении человечества Новым Адамом. Другой пример такого компромиссного соединения – идея взаимного обмена свойств между двумя природами; в этом общении свойств Феодор видит доступный всем людям способ участия в спасительном домостроительстве Божества . Поясняя слова: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51 ), – Феодор говорит: «[Этим] Он хотел сказать не то, что тело сошло оттуда, но то, что дар этот высок по своей природе. [Он] подтверждает Свои слова намеком на величие Божества» . Подобное выражение мы встречаем и в толковании на Кол. 1:13: «избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего»: «Не говорит Сына, но сына любви Своей, поскольку мы стали участниками царствия не Бога Слова, а воспринятого человека, к которому мы приобщаемся по подобию естества, когда проявляем делами расположение к нему; поэтому и называет его сыном любви Своей, поскольку не по природе он сын Отца, но удостоен усыновления по любви» .

http://bogoslov.ru/article/3223573

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОЛАЙ КОЧАНОВ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Блж. Николай Кочанов Николай Кочанов (+ 1392 ), блаженный , Христа ради юродивый Новгородский Память 27 июля Родился в Новгороде в семье богатых и знатных родителей. С юности возлюбив благочестие, он усердно ходил в храмы, любил молитву и пост. Видя его добродетельную жизнь, люди начали восхвалять его. Блаженный, испугавшись славы " от человек " , начал юродствовать ради Господа. В одном рубище в лютые морозы он бегал по городу, терпя побои, обиды, насмешки. Блаженного Николая Господь прославил даром чудес и прозорливости. Так, прогнанный слугами с одного званного пира, он ушёл, но вместе с ним исчезло вино из бочек, и только по возвращении юродивого, по его молитве, оно обрелось вновь. Жил он на Софийской стороне, а на Торговой стороне жил другой Христа ради юродивый, блаженный Феодор . Обе эти стороны враждовали друг с другом, и доходило до того, что противники сбрасывали друг друга с моста в Волхов. Усмиряло их только появление среди них архиепископа, который осенял их святым крестом. Чтобы образумить своих сограждан и показать им всю бессмысленность и греховность подобной вражды, оба блаженных вели между собой притворную войну. Часто один из них приходил нарочно на чужую сторону, а другой блаженный непременно его прогонял. Раз один боярин пригласил к себе на Софийскую сторону Феодора. Тот ответил: " Ни за что не пойду туда - там живет злой Никола, он непременно побьёт меня! " Но всё-таки пошел. Но как только он появился на Софийской стороне, на него напал Николай со словами: " Как ты смеешь приходить ко мне на эту сторону? " Спасаясь от него, Феодор бросился к Волхову и побежал прямо по воде. Но Николай, тоже ступив на воду, стал догонять. Оба бежали по воде. Наконец, блаженный Николай остановился и бросил вдогонку святому Феодору кочан капусты. Феодор подхватил его, а блаженный Николай кричал: " Феодор, отдай кочан, он мой, не твой! " Случай с кочаном повторялся не раз, и блаженного Николая прозвали Кочановым .

http://drevo-info.ru/articles/1829.html

И много раз виделось это Феодору. Наконец, спустя много времени, пришёл он на указанное место, стал копать и нашёл сокровище, множество золота и серебра и сосуды многоценные. Тогда опять пришёл к нему бес, в образе Василия, и стал говорить ему: «где данное тебе сокровище? Вот, кто являлся тебе, тот и мне сказал, что по молитве твоей дано тебе множество золота и серебра». Но Феодор не хотел показывать ему сокровища: бес явно говорил с пещерником, а втайне влагал ему мысль, взявши золото, уйти далеко, в иную страну. И сказал мнимый Василий: «брат Феодор! не говорил ли я тебе, что скоро ты примешь воздаяние? Господь сказал: всякий, кто оставит дом и земли, или имение ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную 107 . И вот уже богатство в руках твоих; делай с ним, что хочешь». Пещерник же сказал «я просил у Бога для того, чтобы все это на милостыню раздать. Для этого Он и дал мне». Супостат же сказал: «брат Феодор! берегись, чтобы тебе опять по действию вражескому не затужить, как прежде о розданном. Это дано тебе в замен того, что ты роздал убогим. Я велю тебе: возьми это, иди в иную страну и там купи себе села и всё, что будет тебе нужно. И там ты можешь спастись и избавиться от бесовских козней. После же смерти ты отдашь своё богатство, куда захочешь, и это будет в память по тебе». Феодор же сказал ему: «не стыдно ли мне будет! Как, оставив мир и всё, что в нём, и, обещавшись Богу кончить жизнь здесь, в этой пещере, я сделаюсь беглецом и мирским жителем! Нет, если тебе угодно, чтобы я жил в монастыре, то я буду делать всё, что ты мне скажешь». Бес же, мнимый брат, сказал на это: «утаить сокровища ты не можешь; непременно узнают о нём. И так я велю тебе: прими совет мой. Бог не дал бы тебе такого богатства, если бы ему не угодно было, чтобы ты владел им, и не известил бы он меня об этом». И пещерник поверил ему, как брату, и стал готовиться выйти из пещеры: приготовить возы и ящики, чтобы, собравши в них своё сокровище, взять его с собой, куда вздумает идти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Томский, св. - житие Святой праведный старец Феодор Томский Дни памяти - 5 июля и 2 февраля нового стиля " Всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную " (Мф.19:29) Жизнь святых по своей природе таинственна, но не от того, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных, а потому что их жизнь особым образом причастна той Великой Тайне, Которая именуется Богом, - и в силу данной причастности - сродна ей. " Все любящие Господа похожи на Господа " , - свидетельствует подвижник нашего времени преподобный Силуан Афонский. Эта схожесть - в неисчерпаемости благодатной жизни, изливающейся на мир многогранностью духовных дарований. Тайна внутренней духовной жизни часто проявляется также во внешней таинственности, непонятной для поверхностного взгляда, но открывающейся сердечным очам веры. Подобной таинственностью овеяна и личность великого сибирского подвижника - святого старца Феодора Томского. Невозможно сегодня с полной уверенностью утверждать, кем был праведный старец до своего появления в Сибири. Верно одно - именно сибирский период его жизни явил нам святость этого человека и даровал крепкого предстателя за нас пред Богом, имя которого - Феодор - и означает " дар Божий " . Первые достоверные известия о жизни старца Феодора относятся к истории его поселения в Сибири. Ранней осенью 1836 г. близ города Красноуфимска Пермской губернии был задержан проезжавший на лошади, запряженной в телегу, неизвестный человек. Странник привлек к себе внимание своей необычной внешностью и необъяснимым поведением. Поражало несоответствие облачавшей его грубой крестьянской одежды и величественной, благообразной наружности, а также изысканности манер, выдававшей в этом человеке знатное происхождение. На все вопросы он отвечал неохотно и уклончиво, чем вызвал еще большее подозрение у крестьян, остановивших его. Ими он и был доставлен без всякого с его стороны сопротивления в город.

http://pravicon.com/info-3542

Народная мудрость гласит: «Великий пост всем прижмет хвост», «Пришли редька да хрен, да книга Ефрем» (во время великопостных Богослужений читались поучения преподобного Ефрема Сирина , IV век). В наше время, в силу секулярного сознания или протестантствующего отрицания, или просто в силу человеческой лени и небрежения о своем духовном состоянии, посты с легкостью начинают «отменять». Объясняют это также трудностью их соблюдения: как можно-де отказаться самому от мяса, сала, колбасы, яиц, масла? До недавнего времени «помогала» нам в этом отношении и атеистическая пропаганда, говорившая о вредности постов для здоровья. Между тем, трудно сделать только первый шаг. Но его можно и нужно сделать, если мы думаем о духовном возрождении нашего общества, нашей семьи, каждого человека. Можно привести слова, адресованные автору в письме недавно пришедшего в Церковь человека: «Вот впервые я выдерживаю пост, и все, все это благодаря Богу». Вспомним слова Христа Спасителя: «Иго бо мое благо и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:30 ). Трудности первых шагов соблюдения поста неминуемы, но их покроет любовь, о чем говорит апостол Павел: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не унижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его... Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» ( Рим. 14:1–3:6 ). Триодная память мученика Феодора Тирона В субботу первой седмицы Великого Поста Православная Церковь чтит святого мученика Феодора Тирона († ок. 306; пам. 17 февр.) 42 . Поскольку вечернее Богослужение субботы творится накануне, то уже в пятницу после Литургии Преждеосвященных даров совершается молебен, на котором читается особый канон мученику Феодору Тирону. В Синаксаре службы говорится о событиях, происходивших в Константинополе при императоре Юлиане отступнике (361–363). Желая досадить христианам, он повелел осквернить идоложертвенной кровью пищу, продаваемую на столичных рынках. Таким образом постившиеся всю первую седмицу Великого Поста христиане невольно стали бы жертвой языческих скверн. Но Господь «архиерею Евдоксию, аще и неправому и неправославному бывающу, посылает великаго Своего страстотерпца Феодора, от тиронскаго чина, Тирона именуема» 43 . Явившийся в чудесном явлении святой мученик повелел не покупать продукты, но готовить коливо, «сице бо мы во Евхаитех глаголати обыкохом» 44 . Благодаря этому верующий народ был избавлен «невредимо от врага и преступника коварства» 45 . Это событие отмечается ежегодно на первой седмице Великого Поста. «Оттоле убо вернии даже и до ныне чудо обновляюще, да не забвено толикое дело мученика временем будет, великаго Феодора коливами почитаем» 46 . Так, наряду с минейной памятью мученика Тирона в православном календаре появилась также и триодная память ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Отрок же, будучи разумным, сказал: — Неужели, отче мой, ты уходишь от меня, оставляя меня сиротою? Что я буду делать без тебя? Увы мне, бедному! Горе мне, сироте, что лишаюсь я тебя, добрый отец мой! Феодора же, утешая его, сказала: — Ведь, я говорил тебе, чтобы ты не называл себя сиротою, потому что ты имеешь Бога хранителем твоим, пекущимся о тебе: Он будет для тебя отцом и матерью, учителем и наставником, покровителем и руководителем ко спасению. После сего Феодора встала и со слезами начала молиться, говоря: — Боже, ведый грехи мои и покаяние! Ты знаешь печаль сердца моего, — знаешь, как я непрестанно сокрушалась о том, что прогневала Тебя, Господи! Ты знаешь труды мои, коими я смиряла грешное тело мое, — за то, что дерзнула сделать беззаконие и огорчить благость Твою, Ты знаешь печаль души моей, знаешь, что душа моя, с того времени, как я сознала грех свой, во всё время не переставала сетовать и горько скорбеть о том, что прогневала Тебя. Итак, услыши ныне стенание мое, вонми молитве моей, виждь, как воск, тающее сердце мое, испытай его, воззри на слезы мои и помилуй окаянную душу мою! Остави беззакония мои, прости грехи мои, не помяни злых дел моих: «По милости Твоей вспомни меня Ты, ради благости Твоей, Господи!» (Пс.24:7). Приими покаяние мое, приими молитву и рыдание мое, приими же и душу мою! Так она долго молилась, и не всё можно было расслышать из того, что она говорила, — слышны были только плач ее и биение в перси. Плакал вместе с нею и отрок, рыдая о сиротстве своем. Она снова утешала его и опять молилась. Наконец, она с радостью сказала: — Благодарю Тебя, премилосердного Творца моего, что Ты услышал и помиловал меня и избавил душу мою от смерти и очи мои от слез. Произнеся и другие благодарственные слова и возвеселившись духом, Феодора умолкла. Можно было подумать, что она предала душу свою святую в руки Господа своего, ибо уже более не слышно было ее слов, только слышно было, как плакал отрок. В тот час стали благовестить к утрене. Иноки слышавшие всё, что говорила Феодора, пошли к игумену и всё рассказали ему. Игумен же, выслушав рассказ их, начал со слезами говорить:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010