15:11. Таким образом, истина воскресения Христа по телу несомненна. Она проповедуется всеми Апостолами, и сами коринфяне уверовали в нее. Следовательно, можно признать и воскресение наших тел. I. Отрицание воскресения вводит расстройство в систему христианского мировоззрения (15:12–19) 15:12. Мы проповедали, говорит Апостол, что Христос не только Бог, но и человек, ибо в образе Божий сын, приял Он зрак раба (ср. Флп. 2:6–7 ), и сказали, что Он и умер и восстал. Но очевидно, что Божество бесстрастно, страданию же подлежит только тело. Его-то кресту и передал Христос, и воздвиг от гроба. Посему как же некоторыми из вас подвергается сомнению воскресение тел, когда мы уверовали в воскресение Владыки Христа? (Феодорит). 15:13. И обратно. Что является неотъемлемой принадлежностью целого ряда явлений, то имеет место и в каждом отдельном случае, если по-вашему невозможно воскресение мертвых, то не было и воскресения Христова, потому что Владыка Христос имел тело одинаковое со всеми людьми (Феодорит). 15:14. Если же Христос не воскрес, то отсюда выходят страшные заключения. Первое то, что «если Христос, умерши, не воскрес, то и грех не истреблен, и смерть не побеждена, и клятва не разрушена, мы все потеряли, все погибло, и не мы только тщетно проповедовали пустые мечты, но и вы тщетно уверовали в эти мечты» (Златоуст). 15:15–16. Мало того что тщетна наша проповедь, «мы еще подлежим наказанию за клевету, осмелившись утверждать, что Бог воскресил Христа, а Он не воскрешал Его» (Феодорит). Не воскрешал, как это следует по вашей мысли, если мертвые не восстанут. Ибо одно непременно должно вытекать из другого, если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 15:17. Если Христос не воскрес, то нет и искупления. Вы уверовали во Христа в надежде получить отпущение грехов, и принять силы на противодействие греху, и истребление его в себе новою жизнью. На чем же основывается эта надежда? На том, что Христос, умерши на кресте, принес за грехи наши искупительную жертву – се агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин. 1:29 ). А что жертва эта принята, это подтверждается воскресением Умершего за грехи. Если же Он не воскрес, жертва не принята, грех остался неискупленным. С другой стороны, избавление от грехов имеет две стороны – отпущение грехов, и семя новой жизни в истребление греха. Первое подается приобщением смерти Христа, а второе, приобщением воскресения Его. Если же Христос не воскрес, то нет и общения воскресению Его, нет и семени в нас новой жизни, стало быть, грех по-прежнему нами обладает и мы еще в грехах. Поэтому Апостол и говорит, что если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша и вы еще во грехах ваших.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

1Кор. 13:5 . «Не бесчинствует (с греч. – не мерзит, не брезгует ничем для блага ближнего. Еп. Феофан), не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла». 1Кор. 13:6 . «Не радуется неправде (когда, например, другие страдают каким-либо злом нравственным. Златоуст), а сорадуется истине (т. е. тому, когда кто благоустроен в жизни. Златоуст)». 1Кор. 13:7 . «Все покрывает (т. е. грехи, недостатки и слабости других не только не разглашает, но покрывает все то добрым словом. – Еп. Феофан), всему верит (что ни скажет любимый. – Феофилакт), всего надеется (в деле исправления любимого, если он худ. – Феофан), все переносит (т. е. все труды необходимые в добродетели для любимого. Феодорит и Феофилакт). в) Любовь есть единое, никогда не престающее благо. 1Кор. 13:8–12 . «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Когда же произойдет это прекращение? В будущем веке: излишне тогда пророчество, ибо самые вещи будут на лице, и знание языков бесполезно по уничтожении их различия, прекратится и меньшее ведение, когда будет преподано большее (Феодорит). «Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» и проч. Следовательно, упразднится не знание, как объясняет Св. Златоуст, а неполнота знания, потому что мы будем знать (в будущем веке) гораздо большее. 1Кор. 13:11 . Несовершенство состояния нашего в сей жизни, сравнительно с будущим веком, так велико, как возраст детства несовершен сравнительно с возрастом мужества. «Когда я был младенец, то по-младенчески говорил (это сказал Апостол, намекая на дар языков. – Златоуст), по-младенчески мыслил (намекая на дар пророчества. Он же), по-младенчески рассуждал (на дар знания. Он же); а как стал мужем, то оставил младенческое». 1Кор. 13:12 . То же (т. е. несовершенство земного нашего знания в сравнении с будущим) объясняет Апостол, по словам Св. Златоуста, и другим примером: «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (т. е. определеннее узрю Его, как сделавшийся Ему своим. Ибо слово «познан» употребил Апостол вместо слова «присвоен». Так и Моисею сказал Господь: «вем тя паче всех». Блаж. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

7–8. Ср. Деян.2:41; 4:4 . «В то время, – говорит бл. Иероним, – когда был слышан крик из Иерусалима и храма и враги Христовы, не желавшие принять царя Бога, за своё нечестие и богохульство, принимали вечное наказание, собранная во имя Господа церковь , о которой в псалме говорится: человкъ родис въ немъ, и той снова и ( Пс.86:5 ), прежде чревоболения родила – мужеской пол: ибо не в продолжительное время, как возрастал народ иудейский чрез Авраама, Исаака, Иакова, детей и потомков их, но, в отношении евангельской проповеди, весь мир тотчас восприял, носил во чреве и родил мужеский пол. Сион родил мужеской пол, Господа Спасителя, – и из всех народов образовался единый народ христианский». В ст. 7 слав. сл. избж=τν δνων ξφυγεν не им. соотв. в евр.-м. т. . Азъ же дахъ и не помнлъ мен, реч гдь. Не се ли, азъ родщю и неплодню сотворихъ; реч бгъ твой. 9. Доведу ли Я до родов, и не дам родить? говорит Господь. Или, давая силу родить, заключу ли утробу? говорит Бог твой. Ст. 9. «Сотворивший всех людей из ничего, – говорит бл. Иероним, – может создать из всех языков единую часть, церковь верующих в Него». Словам: « не се ли азъ родщю и неплодню сотворихъ» бл. Феодорит даёт такой смысл: «ты (иудейская церковь ) некогда родила пророков, а церковь из язык в это время была неплодной; а теперь стало наоборот: ты перестала родить, а та прияла благодать многочадия». 1-ю половину ст. 70 читали: , почему: γ δ δωκα τν προσδοκαν τατην, κα υκ μνσϑης μου, ср. сл. Веселис, и торжествйте въ немъ, вс и въ немъ: радйтес вкп съ нимъ вс плакасте немъ, 10. Возвеселитесь с Иерусалимом и радуйтесь о нём, все любящие его! возрадуйтесь с ним радостью, все сетовавшие о нём, да ссете и насытитес сосца да ссавше насладитес входа славы 11. чтобы вам питаться и насыщаться от сосцов утешений его, упиваться и наслаждаться преизбытком славы его. Ст. 10–11 ср. Ис.61:2–3 . Все любящие Иерусалим и сетовавшие о нём призываются вновь радоваться о нём и наслаждаться дарованными ему благами. Бл. Иероним разумеет здесь ближайшим образом апостолов (ср. бл. Феодорит) и мужей апостольских, которым свойственна любовь к Иерусалиму как к древнему, так и к новому, «созидаемому на живых камнях, вращающихся над землёй, и, наподобие колёс херувима, следующих за предходящим духом, но – не на тех камнях, которые рассыпаются в атомы», из которых был построен Иерусалим древний. Чада нового Иерусалима призываются питаться молоком, текущим из сосцов утешения, т. е., говорит бл. Иероним, разумным млеком, которым церковь (сн. Песн.1:1 ) питает чад своих (ср. бл. Феодорит). Сн. 1Кор.3:2 . Те из них, которые, после млека утешения, возрастут для твёрдой пищи, будут иметь в изобилии наслаждение истины и познание всякого рода славы».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

II. Св. великомучен. Феодор стратилат и до страданий своих и во время страданий, наприм., почтительно встречая царя и усмиряя народный мятеж, являет собой пример глубокого почитания царя и земных властей во всех случаях жизни кроме тех, когда земная власть требует отречься от истинной веры в Бога и истинного богопочитания: тогда и словами и делами жизни св. великомуч. Феодор убеждает всех в той истине, что Бога нужно слушать более, нежели человека. По примеру св. великомученика Феодора стратилата и мы должны повиноваться земным властям. а) Свящ. писание необходимость повиновения земным властям доказывает именно тем, что они установлены Богом: «всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога», говорит св. ап. Павел; существующия же власти от Бога установлены. Если таким образом всякая власть от Бога, то тем более власть Самодержавного Монарха, власть, все другие власти под собою объемлющая, власть, которой поверяется участь многих людей или даже целых народов, устанавливается над нами Всевышним Творцом и находится в непосредственной зависимости от Него. От Самого Господа монархи наши получают самодержавие и царствуют над народом по воле Божией: ибо, восшедши на престол, они становятся непосредственными орудиями промышления Божия о подданных. Господом, говорит слово Божие, «цари царствуют и повелители узаконяют правду; им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» (Прч. VIII, 15, 16). Итак каждый из нас, повинуясь царю и всякому начальству, повинуется не человеку, а Самому Богу, учредившему власти и поставляющему над нами правителей. Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, – из уважения к Господу: или повинуйтесь ему, как Самому Господу ( 1Nemp. II, 13 ). Так заповедует св. апостол Петр и устраняет все возражения тех людей, которые не столько в видах исправления, сколько оправдания своего противления власти, стали бы указывать на беззаконные, соблазнительные поступки своих начальников. Сам Господь наш Иисус Христос подтвердил заповедь о повиновении земным властям всею Своею земною жизнию. Он – Царь царей, Господь живых и мертвых, не подал ни малейшего повода к противлению властелинам земли – рабам Своим; исполнял все обязанности возлагаемые ими, – платил дань царю за Себя и за апостола Петра, с кротостию и смирением. Он подвергся суду земных начальников, остался послушлив им до смерти и смерти крестной, незаслуженной, на которую пошел с покорностию, как агнец безгласный.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

— Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: — Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: — Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь — Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин [ 15 ], бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: — Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, — шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: — Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: — Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа — Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Брат же, все это выслушав, пошел в монастырь. А бес снова в образе Василия явился к Феодору: «Лишился ты, брат, жалкого разума. Я не попомнил обиды твоей, что от тебя этой ночью // л. 62 принял, но ты поскорее, в эту же ночь, уходи, взяв найденное». Сказав это, бес ушел от него. Когда же настал день, пришел к Феодору Василий, взяв с собой некоторых из черноризцев, говорит пещернику: «Их привел я в свидетели, что три месяца прошло с тех пор, как с тобою виделся, и только третий день я в монастыре. Ты говоришь, «Вчера и третьего дня», – это какое-то бесовское действо. Когда тот придет к тебе, не позволяй ему беседовать с тобой прежде, чем он молитву сотворит, тогда ты поймешь, что это бес». И сотворил Василий запрещальную молитву, призвав на помощь святых, и пошел в свою келью, утвердив пещерника. Бес же впредь не смел являться, и стало понятно Феодору, что это было обольщение дьявола. И всякого, кто приходил к нему, Феодор заставлял прежде помолиться и только после этого беседовал с ним. И с тех пор укрепился он на врагов и познал пронырство их. Господь избавил его от мысленных зверей и не позволил ему быть рабом их, что со многими случается, пребывающими в пустыне, или в пещерах, или в затворе, живущими в уединении. Необходима великая твердость, чтобы не погибнуть от бесов, тогда как и этого не погубят хотящие сделать это. Выкопав яму глубокую, Феодор положил там найденное сокровище и засыпал землей, так что с того времени и доныне никто не знает, где оно сокрыто. Сам же, по своей воле, предался работе, чтобы снова, будучи праздным, не поддаться // л. 62 об. лености, из-за чего пропадает страх [перед Богом], а бесы опять обретают власть. И поставил он в пещере жернова, и, беря из сусека пшеницу, своими руками молол ее. Всю ночь он пребывал без сна, трудясь на работе и на молитве, а на другой день ссыпал в сусек муку и снова брал жито. И так он делал много лет, облегчая жизнь монастырских рабов; и не стыдился Феодор такой работы, беспрестанно моля Бога о том, чтобы отнял у него память сребролюбия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Брат опять пришел к старцу и сказал: «Не нахожу покоя и среди людей». Старец отвечал ему: «Если ты ни один, ни с другими не находишь покоя, то зачем пошел ты в монашество? Не для того ли чтобы переносить скорби? Скажи мне, сколько лет ты монахом?» – «Восемь», – отвечал брат. Старец сказал ему: «Я семьдесят лет монахом и ни в один день не находил покоя; а ты через восемь лет хочешь иметь покой?» Услышав это, брат ободрился и пошел. 3 . Брат пришел однажды к авве Феодору и пробыл при нем три дня, прося у него наставления. Но авва не отвечал ему, и брат пошел печальный. Ученик аввы говорит ему: «Авва! Почему не дал ты брату наставления? Он пошел с печалью». Старец отвечал ему: «Правда, я не говорил с ним; ибо он торговец, и хочет прославиться чужими изречениями». 4 . Авва Феодор говорил: «Если ты будешь иметь с кем-нибудь дружбу, и случится ему впасть в искушение блуда, то, если можешь, подай ему руку и подними его; если же он впадет в ересь и, несмотря на твои убеждения, не обратится, то скорей отсекай его от себя, чтобы, если замедлишь, и самому тебе не упасть с ним в яму». 5 . Сказывали об авве Феодоре Фермейском, что многих превосходил он тремя главными добродетелями: нестяжанием, подвижничеством и удалением от людей. 6 . Авве Феодору случилось некогда быть в ските вместе с братиями. Во время обеда братия с благоговением брали чаши молча, и не приговаривали: «Прости!» Авва Феодор сказал: «Монахи потеряли свое благородство – не говорят уже: «Прости! " » 7 . Один старец пришел к авве Феодору и сказал ему: «Вот такой-то брат возвратился в мир!» Авва Феодор отвечал ему: «Ты дивишься этому? Не удивляйся, но подивись лучше, когда услышишь о ком-либо, что сумел он избежать врага». 8 . Один брат, пришедши к авве Феодору, начал говорить и рассуждать о таких делах, которых он еще не делал. Старец говорит ему: «Ты еще не приобрел корабля, не положил на него своих пожитков, и прежде плавания уже прибыл в город. Не так надобно, – а когда сперва сделаешь дело, тогда приходи говорить о том, о чем теперь говоришь».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В тот же день преставление блаженного Лаврентия Христа ради юродивого Калужского в 1515 году.  Память 11 августа Житие преподобных отец наших Феодора и Василия, иноков Киево-Печерских «Корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим.6:10), — говорит святой Апостол Павел. Исполнение этого изречения мы видим в настоящем житии преподобных Феодора и Василия: враг и виновник зла возбудил в душе святого Феодора греховные мысли и намерения ничем иным, как сребролюбием; чрез сребролюбие диавол причинил телесные страдания и смерть не только преподобному, но и советнику его, блаженному Василию. Об этих святых отцах повествуется следующее. Преподобный Феодор во время жизни в миру обладал очень большим состоянием. Услышав однажды слова Господа в Евангелии, — «всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк.14:33), он последовал им: оставив мир и раздав свое богатство нищим, преподобный Феодор сделался черноризцем Печерского монастыря, ведя жизнь полную подвигов. По приказанию игумена он поселился в пещере, известной под именем Варяжской, где и прожил много лет, соблюдая строгое воздержание. Во время пребывания преподобного Феодора в этой пещере диавол поселил в нем скорбь и сожаление о розданном нищим имении, приводя ему на ум преклонность лет, слабость здоровья и скудость монастырской пищи. Блаженный Феодор не понял, что подобные мысли есть дьявольское искушение. Забывая слова Господа: «не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф.6:25–26), и видя нищету свою, он начал приходить от скорби к отчаянию, с каждым днем всё более пленяясь искушением. Однажды он открыл, ничего не утаивая, свою печаль своим друзьям. Среди черноризцев Печерского монастыря был некто Василий, один из наиболее добродетельных по жизни. Желая извлечь преподобного Феодора из рва отчаяния и утешить его, он сказал ему:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

В это время внезапно явился преподобный Василий и сказал святым ангелам: «Душа сия много послужила старости моей; я молился о ней Богу, и Бог даровал мне ее». С этими словами он подал святым ангелам полный червленый мешок и сказал: «Когда будете проходить воздушные мытарства, выкупайте ее этим от долгов ее и, наконец, введите в уготованную мне от Господа обитель, да пребывает там. Сказав это преподобный стал невидим; а святые ангелы взяли меня, и мы пошли по воздуху на восток». Руководимая двумя святыми ангелами, преподобная Феодора начала подыматься к небу и была встречена темными духами первого мытарства, на котором истязаются грехи человеческие словом, как – то: празднословие, сквернословие, насмешки, кощунство, пение непристойных песен, бесчинные восклицания, хохоты и тому подобное. По большей части человек вменяет эти согрешения в ничто, не кается в них пред Богом и не исповедует их отцу духовному. Но Господь явственно сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда. Ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься ( Мф. 12:36, 37 ). И Апостол завещает: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам ( Ефес. 4:29; 5:4 ). Демоны с жестокостью и упорством обвиняли душу, представляя все согрешения ее словом, содеянные от самой юности. «Я молчала, – говорит преподобная Феодора, – чувствуя невыносимый стыд и трепеща от страха». Но святые ангелы оспаривали демонов – обвинителей и противопоставляли грехам добрые дела, совершенные душою. Таким образом, искупленная на этом мытарстве Феодора начала подыматься выше и приблизились ко второму мытарству – мытарству лжи, на котором истязается всякая ложь, клятвопреступления, призвание имени Божья всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаение грехов пред духовником на исповеди. «Остановив нас, духи этого мытарства начали испытывать меня подробно, и я обличена была в двух грехах, именно: случалось мне не раз лгать, впрочем, в вещах маловажных, чего я не вменяла и в грех, и еще много раз, по ложной стыдливости, я неискренно исповедала грехи свои пред отцом моим духовным.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Вылили на него также и сосуд слёз, чтобы сеявший слезами в радости пожал плод дела рук своих. Ибо сказано: плачут несущие семена свои для сеяния 101 ; но они утешены будут о Христе, которому слава со Отцем и Святым Духом! 10. О святых и преподобных отцах, Феодоре и Василии Как мать всему благому есть не стяжание, так, по писанию, корень и мать всему злому сребролюбие 102 Сребролюбивый готов за иглу тягаться до смерти 103 ; нелюбящий же богатства Господа возлюбит и заповеди Его сохранит. Такой не может беречь имения, но благопристойно растрачивает его, подавая всем нуждающимся. Так и Господь сказал в Евангелии, что, если человек не отрешится от всего, что имеет, не может быть Его учеником 104 . Следуя этому слову, оставил Феодор всё мирское, роздал богатство нищим и сам сделался иноком. Крепко подвизался он в добродетели, и, по повелению игумена, стал жить в пещере, называемой Варяжской, где и провёл много лет в великом воздержании. Но, по вражьему наваждению, стал он тужить и сильно печалиться об имении, которое раздал нищим: приходило ему на мысль, что он может долго прожить, изнеможет телом, и тогда довольствоваться монастырской пищей ему нельзя будет. В такое искушение вводил его враг! Он же не размыслил, не помянул Господа, сказавшего: не заботьтесь и не говорите: что нам есть, или что пить, или во что облечься 105 ? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут, не собирают в житницы, и Отец ваш небесный питает их 106 . И много раз в отчаяние приводил его враг, смущая нищетой, и долго всякий недостаток приводил на мысль иноку, равно как и истраченное им, на раздачу убогим, богатство. Так помрачал его враг. Феодор уже открыто высказывал скорбь свою перед друзьями. И вот однажды некто Василий, один из совершеннейших иноков того же монастыря, стал говорить ему: «брат Феодор, молю тебя, не губи мзды своей. Если ты хочешь имения, то всё, что у меня есть, я отдам тебе; только скажи перед Богом: пусть всё, что я роздал, будет Твоей милостыней. И тогда живи без печали, получивши снова имение своё.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010