А. А. Турилов Иконография До XII в. изображения Г. И. в визант. искусстве неизвестны, нек-рые исследователи связывают это с упоминанием в «Житии св. Евфимия» Кирилла Скифопольского о ереси Г. И., носившей временный характер. Впосл. возобладало почитание этого святого как одного из столпов палестинского монашества. Самое раннее известное изображение Г. И. сохранилось на сев. откосе арки центральной апсиды в соборе Рождества Пресв. Богородицы Антониева новгородского мон-ря, 1125 г. Святой изображен оплечно в медальоне, в правой руке крест, левая развернута ладонью вовне. В памятниках визант. круга этого времени образ святого имеет те же черты, что и на новгородской фреске. Это старец с клиновидной бородой средней длины, разделенной на 2 пряди, в монашеском облачении (хитон, мантия), с непокрытой головой. Так Г. И. представлен в росписи алтаря Энклистры в мон-ре св. Неофита в Пафосе (Кипр), 1183 г., выполненной худож. Апсевдом Феодором : фронтально в рост, в левой руке - развернутый свиток, правая - в жесте благословения и в то же время указует на свиток; в росписи алтаря пещерной ц. мон-ря прп. Феоктиста близ Иерусалима, кон. XII в. Уже в этих памятниках изображение Г. И. помещается в ряду палестинских аскетов: в соборе Антониева мон-ря - среди др. палестинских преподобных, в паре с прп. Харитоном Исповедником (на противоположном откосе); на кипрской фреске - с преподобными Ефремом Сирином, Кириаком Палестинским, Феодором Иорданским, Пахомием Великим, Иларионом Великим и Евфимием Великим; в ц. мон-ря прп. Феоктиста - вместе с прп. Саввой Освященным. Изображения XIII-XVI вв. в основном повторяют композиционное расположение (в ряду преподобных) и иконографию святого, представленную в мон-ре св. Неофита (чаще поясное изображение, свиток свернут): юго-зап. угол собора Тимотесубани (Грузия), 1205-1215 гг.,- в окружении преподобных и мучеников; нартекс собора в Милешеве, ок. 1228 г.,- среди палестинских преподобных (Иларион Великий, Феоктист Палестинский, Евфимий Великий, Савва Освященный); в росписи диаконника ц.

http://pravenc.ru/text/164611.html

Лагудера. Церковь Пресвятой Богородицы Арака. Παναγα του ρακα /// Епархия неизвестна Церковь. Действует.   Год постройки:1192. Адрес: Кипр, Никосия, Лагудера Координаты: 34.965449, 33.007125 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Панагии (Божьей Матери) Арака находится недалеко от деревни Лагудера в районе Пицилия горного массива Троодос. Эта церковь была частью монастыря, от которого до настоящего времени сохранилось лишь несколько построек. По преданию, этот монастырь был основан в том месте, на которое чудесным образом указал сокол, вместе с которым охотился один из византийских аристократов. Таким образом Богородица через сокола показала место для строительства храма. Надпись над входом в церковь свидетельствует, что храм был построен и расписан в 1192 году. Историки считают, что большинство фресок в этой церкви выполнил иконописец Теодорос Апсевдис, который также расписывал храм в монастыре Святого Неофита-затворника. Некоторые фрески на внешних стенах датируются XIV и XVII веками, деревянный иконостас был сделан в 1673 году. Две иконы из этого храма с изображением Христа и Божьей Матери, написанные в конце XII века, хранятся в Византийском музее Фонда Архиепископа Макариоса III в Никосии. В 1985 году церковь Панагии Арака в деревне Лагудера была внесена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Расположенная в горной местности Пицилья между селами Лагудера и Саранти, церковь 12 века Богородицы ту Арака внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одной из наиболее важных византийских церквей этого периода на острове. Когда-то принадлежавшая монастырю, церковь была построена во второй половине 12го века, когда на Кипре процветала монашеская жизнь. Она действовал до первого десятилетия 19го века, а сегодня от нее осталось лишь двухэтажное монастырское здание на севере и церковь. Это однонефный храм с тремя арочными выступами в каждой из боковых стен и куполом над центром. Снаружи крыша храма образует крест. В 18м веке западная стена была снесена, а церковь была расширена. Фрески в церкви похожи на те, что преобладают на всей территории Греции, на Балканах и в России и были написаны художником Феодором Апсевдисом в технике, характерной для искусства эпохи поздних Комнинов (1192 г.). Фрески апсиды отличаются по своей художественной манере от других росписей храма; считается, что они принадлежат другому художнику и были написаны до 1192 года. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=36251

К. Любецкого (1730) К. показан средовеком с короткой бородой, в фелони с оплечьем, с непокрытой головой, правой рукой благословляет, в левой - Евангелие, И. с платом на голове. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Мученичество сщмч. Киприана. Роспись кафоликона в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В ряде случаев в минейные циклы образ И. не включался (в т. ч. в сцену мученичества, напр., в росписи ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Косово), ок. 1320 г., и в ц. св. Апостолов [св. Спаса], в Печской Патриархии (Косово), 1561 г., К. усекают голову; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., в ц. вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье, Македония, ок. 1376-1381 гг., и в ц. свт. Николая в Пелиново (Черногория), 1717-1718 гг., К. изображен погрудно; в ц. Вознесения мон-ря Дечаны (Косово), ок. 1350 г.- в рост). На изображениях, не связанных с минейными циклами, святые представлены как парно, так и по отдельности. Образы К. больше распространены, однако вне миней отсутствие И. затрудняет атрибуцию святого, к-рого смешивают со сщмч. Киприаном, еп. Карфагенским, особенно это касается храмовых росписей, где К. представлен среди др. святителей. Одним из таких, напр., является изображение в ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, 1192 г. Мастер Феодор Апсевд разместил ростовой образ святого в алтарной зоне, в нише на сев. стене вимы, выделив его по размерам среди других святителей, предстоящих престолу. К. облачен в охристый подризник и бледно-пурпурного цвета фелонь, с омофором, епитрахилью и палицей; у него в руках развернутый вверх свиток с текстом молитвы Пресв. Богородице. Если данное изображение - образ сщмч. Киприана, еп. Антиохийского, то оно является наиболее ранним свидетельством почитания этого святого на Кипре, т. е. до перенесения мощей К. и И. на Кипр в XIII в. Ряд икон К. и И. связан с Кипром, особенно с дер. Менико в митрополии Морфу, в церкви которой были положены честные главы святых.

http://pravenc.ru/text/1684762.html

Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись ц. Панагии Аракос. 1192 г. Богоматерь " Аракиотисса ке Кехаритомени " . Роспись ц. Панагии Аракос. 1192 г. Богоматерь представлена в полный рост с полулежащим на Ее руках Младенцем Христом, в левой руке Богомладенца свиток, правой благословляет, взгляды устремлены друг на друга. Позади Богоматери престол, украшенный драгоценными камнями, в верхней зоне - ангелы с орудиями страстей. Фреска имеет пространное надписание (по обе стороны престола), в к-ром «с обильными слезами» семья ктитора храма Льва просит Богородицу о заступничестве. Ко времени 3-го этапа росписи, ок. 1333 г., относится живопись на растесанных в 1795 г. вост. простенках нартекса (сохранились фрагменты) и в тимпане над сев. входом (Божия Матерь Ахрантос (Непорочная)) - образец позднекомниновского искусства с характерными особенностями местного стиля. Над образом Богоматери сохранилась молебная надпись с именем диак. Леонтия, возможно не только исполнившего указанные изображения, но и расписавшего весь сев. фасад (под записью XVII в.). Господь Вседержитель, с избранными святыми на полях. Икона. Ок. 1193 г. (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия) Господь Вседержитель, с избранными святыми на полях. Икона. Ок. 1193 г. (Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия) До 1970 г. в храме хранились два образа, приписываемые Феодору Апсевду: Богоматерь с Младенцем Христом (Аракиотисса) и Господь Вседержитель, со святыми на полях (святители Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, мученики Феодор и Георгий) (обе ок. 1193. Визант. музей архиеп. Макария III. Никосия). Новая рама иконостаса - деревянная, позолоченная - была установлена в XVII в. Одновременным ей является только распятие с предстоящими (1673), венчающее иконостас. Остальные иконы донесены в разное время, наиболее ранней из них является ростовой образ св. Иоанна Предтечи (XVI в.?). Икона Спасителя (справа от царских врат), 2-я пол. XVII в.,- вклад «рабы Божией Евфимии», о чем сообщает надпись. Икона Божией Матери (слева от царских врат) подписана именем иером. Герасима, исполнившего ее в 1716 г.

http://pravenc.ru/text/75822.html

К скиту можно пройти через узкий мост, построенный в 1877 оду, Скит св. Неофита состоит из церкви Святого Креста, её притвора, кельи св. Неофита и трапезной. Кельи Святого Креста и келья святого были полностью расписаны по благославению самого Неофита в 1183 и 1196 годах. Сохранилось имя иконописца Феодора Апсевдиса, живописца из константинополя. Об этом свидетельствует автограф живописца на северной стене кельи. В 1503 году фрескицеркви были обновлены и дополнены. Росписи церкви и кельи святого до сих пор порожают взор посетителя. Из росписей церкви скита наиболее выразительны сцены Страстей Господних на верхней части южной и заподной стен. Хорошо сохранились фрески «Тайная Вечерня», «Омовение ног», «Молитва в Гефсиманском саду», «Предательство Иуды», «Иисус перед Пилатом», «Путь на Голгофу», «Распятие и Снятие с Креста». В нижней части западной стены церкви возле двенадцати изображений египетских монахов – основателей первых монастырей находится интересная фреска св. Стафана Нового, мученически погибшего от рук иконоборцев в VIII веке. Он держит в руке икону Пресвятой Богородицы Элеусы (Милостивой). На восточной стороне церкви сохранилась большая часть фрески свв. Константина и Елены, держащих Крест Господень. Самая впечатляющая фреска церкви находится над алтарём, который расположен в северной части из-за морфологии пещеры. На ней св. Неофит в ангельском одеянии со скрещёнными руками молитвенно просит архангелов помочь ему оказаться достойноым встречи с Богом. Другая выразительная фреска находится в келье. На ней св. Неофит коленоприклонённо молит Христа, сидящего на троне. По обеим сторонам от святого в молении обращаются к Христу Пресвятая Богородица и Иоан Креститель. Притвор церкви был украшен фресками в начале XVI века, из них хорошо сохранилась только «Благовещение Пресвятой Богородице». Росписи в трапезной, которая расположена к северу от кельи святого, были выполнены после 1124 года. До наших дней дошла лишь небольшая часть сильно повреждённых фресок. Главный храм монастыря святого Неофита

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

В нижнем ярусе на юж. стене - обновленная в нач. XVI в. сцена «Гостеприимство Авраама» и имитация мраморировки; на зап. стене - фриз с изображением 12 преподобных (святые Антоний Великий, Арсений, Евфимий, Аммон Нитрийский, Андроник, Даниил аскет, Феодосий Великий, Иоанн Лествичник, Онуфрий Великий, Макарий Великий, Паисий, Стефан Новый), представленных в рост, фронтально, в монашеских рясах, со свитком в левой руке и крестом в правой (за исключением преподобных Онуфрия и Макария, изображенных обнаженными). Св. Стефан представлен ближе всего к иконостасу - слева от него, чуть ниже общего уровня фриза преподобных и несколько крупнее остальных фигур. В левой руке в соответствии с традиц. иконографией он держит свиток и икону Божией Матери с Младенцем, в данном случае выбран извод Божией Матери Гликофилусы. Справа от иконостаса - образ тронного Христа и предстоящих Ему епископов (видны фрагменты святительских одежд, идентификация изображений невозможна). Далее ряд святителей переходит на вост. стену; здесь 2 фигуры: одна плохой сохранности, не идентифицируется, 2-я - свт. Григория Богослова. Справа от свт. Григория - ниша крестообразной формы, очевидно вмещавшая реликвию Животворящего Креста. По сторонам от ниши - изображения архангелов Михаила и Гавриила в стихарях и с белыми орарями на плечах, с кадильницами (утрачены) и золочеными пиксидами в руках. За ними следуют фигуры неизвестного святителя, св. равноапостольных Константина и Елены по сторонам от креста и др. неизвестного святителя. По манере исполнения все древние росписи Нижнего затвора мон-ря св. Неофита можно разделить на 2 группы. К 1-й относятся росписи алтаря и кельи; согласно надписи, они исполнены мастером Феодором Апсевдом (1183). Стилистически они могут быть отнесены к ориентированному на классические образцы искусству 2-й пол.- кон. XII в., близкому к столичному кругу. Вторая группа, фрески наоса (1197), представляет более упрощенный, суровый, условно «монастырский» вариант того же типа искусства. В целом росписи мон-ря св. Неофита образуют единую стилистическую группу с визант. памятниками кон. XII в. на Кипре; в частности, они близки к фрескам ц. Панагии Аракос близ Лагудеры (1192).

http://pravenc.ru/text/2565034.html

Стиль фресок церкви в К. находит ближайшее, вплоть до полного совпадения в типе фигур и ликов, соответствие в части росписей ц. св. Врачей в Кастории, выполненной, по-видимому, теми же самыми мастерами. В более широком плане аналогию представляют такие памятники, как фрески Энклистры в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1183) и ц. Аракос Панагии близ Лагудеры (1192) на о-ве Кипр, созданные визант. художником Феодором Апсевдом. Их стиль характеризуется таким же, как в ц. вмч. Георгия, пристрастием к чрезмерно вытянутым пропорциям фигур и избыточным складкам одеяний, однако в трактовке складок больше орнаментальной упорядоченности, тогда как динамизм драпировок заметно ослабевает. Более ровным, цельным делается внешний контур фигуры. Ослабляются светотеневые контрасты. Лики тяготеют к классическому типу. Образный строй в целом не имеет остроты экспрессии курбиновского. Скорее аналогию для этого аспекта росписей церкви в К. представляет «динамический» стиль таких памятников, как фрески ц. вмч. Пантелеимона в Нерези близ Скопье, Македония (1164), ц. вмч. Георгия в Джурджеви ступови близ Нови-Пазара, Сербия (ок. 1175), ц. Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Вел. Новгороде (1189), из б-ки монастыря Ватопед на Афоне (1197-1198), ц. Спаса на Нередице в Вел. Новгороде (1199), мон-ря Рабдуху на Афоне (кон. XII - нач. XIII в.). Однако в них экспрессия носит отчетливо выраженный аскетический характер: во мн. случаях художники прибегают к предельно скупому письму в 3 тона и, отказываясь от какой бы то ни было постепенности в трактовке рельефа, подчеркнуто противопоставляют друг другу стилизованные света и тени. Достигаемые при этом эффекты по степени своей отвлеченности превосходят все предпринятое ради повышения экспрессии в ц. вмч. Георгия. Такой разрыв с классической традицией, по мнению большинства исследователей, является признаком провинциальности. В оценках среды, породившей росписи церкви в К., подобного единства не наблюдается. К провинции их склонны были относить М. Райкович, К. Вайцман, В. Н. Лазарев, О. Демус, Д. Мурики. Столичный уровень мастерства за памятником признавали Р. Любинкович, М. Хадзидакис, Л. Хадерман-Мисгвиш, С. Томекович. При этом Хадерман-Мисгвиш, подчеркивавшая, что само по себе отступление от классических норм не должно расцениваться как примета провинциальности, репрезентативными для процессов в столичном искусстве позднего XII в., по-видимому, считала не только фрески К., но и памятники, подобные Нередице. Томекович, напротив, делала исключение только для художников К., трактуя их стиль как разновидность «маньеризма», отождествляемого ею с главным направлением художественного развития 2-й пол. 60-х гг. XII в.- нач. 1200-х гг. По мнению О. С. Поповой, именно «динамический» стиль с его аскетической экспрессией стал главным событием в искусстве 2-й пол. XII в., тогда как «маньеризм», в т. ч. и курбиновского типа, представлял более камерное явление, хотя и отмеченное общим для эпохи стремлением к спиритуализации образа.

http://pravenc.ru/text/2462275.html

Постепенно слава о подвижнике распространилась по окрестности. В 1170 г. еп. Пафоса Василий Киннам рукоположил Н. З. во иерея, к нему стали собираться ученики. Однако Н. З., искавший уединения, строго ограничил их число 10 учениками. В «Уставном завещании» он также отметил, что количество насельников должно быть не больше 15-18. Поскольку желавших поселиться близ мон-ря, получившего название Енклистра, а также посетителей становилось все больше, в 1197 г. Н. З. был вынужден перебраться в место выше по склону, где высек небольшую келью и назвал ее «Новый Сион». Над храмом в честь Креста Господня он устроил еще одно помещение - «Агиастирион», соединив его с церковью, чтобы приходить на литургию, не привлекая внимания верующих. Выше «Нового Сиона» была высечена еще одна маленькая келья во имя Иоанна Предтечи. Мощи прп. Неофита Затворника в кафоликоне мон-ря прп. Неофита Затворника. Фотография. 2013 г. Мощи прп. Неофита Затворника в кафоликоне мон-ря прп. Неофита Затворника. Фотография. 2013 г. Обитель расширялась и превратилась из пещеры затворника в мон-рь с процветающим хозяйством: монахи занимались виноградарством, выращивали скот, выпекали хлеб и др. мучные изделия. Появились новые постройки, описанные в 20-й гл. «Уставного завещания»: храм во имя Пресв. Троицы, кельи, ризница, склады, «пятиарочная веранда» и др. Дважды храм был расписан фресками. Первый раз - в 1183 г. худож. Феодором Апсевдом . Вторично храм (за исключением алтаря) был расписан либо в 1196 г. ( Stylianou. 1997), либо после 1214 г., т. е., возможно, после кончины преподобного ( Παπαγεωργου. 1999). Вторая роспись сделана провинциальным неизв. художником, ее стиль характеризуется как монашеский или аскетический. Фрески Феодора Апсевда представляют собой один из лучших образцов живописи эпохи Комнинов. К-польский мастер работал в классицизирующем стиле. Росписи искусно приспособлены к неровным поверхностям пещеры и ее сложному рельефу. Заказчиком росписи скорее всего выступал сам преподобный. Выбор изображенных святых свидетельствует о его знании житий подвижников, к-рые незадолго до этого начали почитаться в Византии. Так, в Енклистре присутствует древнейшее изображение Андрея Юродивого , к-рый впервые упомянут в агиографических источниках только в XII в.

http://pravenc.ru/text/2565024.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Феодорит» найдены статьи: АГАЛЛИАН ФЕОДОР см. Феофан, митр. Мидийский АГАПИЯ И ФЕОДОРА святые (пам. копт. 2 апр.) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР мученики Римские (пам. зап. 17 марта) АЛЕКСАНДР И ФЕОДОР (Александр Смирнов и Феодор Ремизов; † 1918), священники, священномученики (пам. 1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АПСЕВД ФЕОДОР визант. художник, (кон. XII в.) АСКИДА ФЕОДОР см. Феодор Аскида АФРИКАН, ТЕРЕНТИЙ, МАКСИМ, ПОМПИЙ [ПУПЛИЙ], ЗИНОН, АЛЕКСАНДР, ФЕОДОР и 33 мученика Африканских († 251), (пам. 13 марта, 10 апр., 28 окт.) ВАЛЬСАМОН ФЕОДОР - см. Феодор IV Вальсамон ГЕОРГИЙ И ФЕОДОР мученики (пам. греч. 20 и 21 июля) ИГНАТИЙ, ЛЕОНИД, ДИОНИСИЙ, ФЕОДОР, ФЕРАПОНТ, КОРНИЛИЙ Островские, Новгородские (XVI в.), преподобные (пам. 30 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых), ученики прп. Александра Свирского Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Феодорит.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВТИХИЙ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 17 , С. 350 опубликовано: 8 апреля 2013г. ЕВТИХИЙ худож. кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295), работал при дворе кор. Милутина - см. Михаил Астрапа и Евтихий . Рубрики: История зарубежного изобразительного искусства. Персоналии Ключевые слова: Художники византийские Евтихий, художник кон. XIII - нач. XIV в., один из создателей росписи ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (1294-1295) См.также: АПСЕВД ФЕОДОР визант. художник, (кон. XII в.) ЕВЛАЛИЙ визант. художник КАЛЛИЕРГ Георгий, визант. худож. 1-й четв. XIV в. ПАНСЕЛИН Мануил, визант. художник Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/187581.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010