Помнить надо, что мы – дети одного Отца Небесного, Который есть весь любовь, что мы – одно, что мы – братия. Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего (например, в сластях, деньгах, одеждах, охотно уступая приятное и дорогое другим, а себе оставляя худшее), все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает [ 1Кор. 13, 4 – 8 ]. Все мы – одно тело Христово, все – как Сам единый и нераздельный Христос. Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне [ Мф. 25, 40 ]. Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Мы многие одно тело [ 1Кор. 10, 17 ]. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас [ Еф. 4, 4 – 6 ]. Даруй мне, Господи, силу памятовать, что Ты долго, долго блуды, злобы, невоздержание и пиянство мое терпел, и даже доселе терпиши, и даруй мне терпеть зловоние табачного дыму от отца моего с благодушием и не раздражаться на него из-за дыму. Утверди во мне любовь, Господи! Да николи же она отпадает! Помнить лет за десять случай в Пасху, когда я не вытерпел курения табаку отцом и с горечью высказал ему об этом, – как мучил меня враг! Сколько было раскаяния! 27 марта. Ложный аппетит. И аппетиту своему не верь: лжет жадная плоть. Она ест-пьет часто, чтоб только не достался сладкий кусок-питье другим, или чтоб не выбросили, не вынесли вон, или что пред глазами, на глазах находятся пища и питие. Всё это – узы души и тела! Надо быть свободным от всего плотского и только удовлетворять необходимому чувству голода, чтоб подкреплять тело. К Богу неуклонно взирать! Живи в мире превыше мира. Нескверна себя блюсти от мира. Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская [ 1Ин. 2, 15 – 16 ]. Похоть чрева, жадность чрева: само сыто, а всё алчет, всё жадничает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

И Иеремия ублажает того, кто «сидит уединенно и несет иго в юности своей» ( Плч.3:27, 28 ). Так же и в Притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей советую­щих злое, и не обращаться с ними. В самом деле, если пред­меты вещественные часто повреждаются у нас от прикоснове­ния к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа сво­бодные? Цвет и здоровье тела принадлежат нам от при­роды, но случается, что и они портятся от постороннего, про­тивного им влияния; также аппетит – от природы, но и он часто теряется у нас от болезненного состояния; можно видеть и много других подобных случаев. Если же изменяются есте­ственные отправления, то зависящие от свободного произволения – тем более, чем более они способны ко всякой перемене. По­этому не будем считать маловажным вредом общение с дур­ными людьми, но прежде всего другого станем избегать таких людей, хотя бы это были жены, хотя бы друзья, или кто бы то ни был. Оно губило и великих мужей, каковы Соломон и Самсон; оно развратило и целый народ иудейский. Обыкно­венно, не столько причиняют вреда дикие звери, сколько пороч­ные люди; те явно производят свои ядовитые действия, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяют за­разу, мало-помалу ослабляя силу добродетели. Потому и бесстыдный взгляд запрещается Господом: «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ): так легко и скоро сообщается зло! А ты когда намереваешься поселиться в городе, то много ста­раешься узнать все о тамошнем климате, не вреден ли, не сыр ли, не сух ли он; когда же дело касается души, то ни­сколько не стараешься узнать тех, которые имеют войти в общение с нею, но просто и без разбора вверяешь ее всем. Какое же, скажи мне, можешь ты получить прощение, оказывая такое к ней презрение? Почему, думаешь ты, сделались див­ными и славными мужи, обитающие в пустынях? Не потому ли, что они убегают от шума и торжищ и поселились вдали от дыма, поднимающегося среди хлопот житейских? Подражай им и ты, стараясь найти пустыню среди города.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как бы нас ни устраивал наш собственный автомобиль, если сосед купит себе новый, мы опять будем чувствовать себя последними бедняками. Можно ли избежать попадания в такую спираль? Ктото, вероятно, скажет, что от такого потребительского проклятия можно убежать в рай, который у тебя в сердце и где ты всегда найдешь покой и отдохновение; что опору лучше искать в духовном, а не в материальном; даже Иисус приветствовал своих учеников словами «мир вам», а не «счастья вам». Августин в «Исповеди» произнес знаменательную фразу: «…Не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» . Но было ли его сердце спокойно в течение всей жизни? Нашел ли он, что искал, и перестал ли стремится к чемуто новому, более совершенному? Ветхозаветные евреи, даже дойдя до Земли обетованной, вынуждены были продолжать воевать. Желанного спокойствия и безмятежности они не обрели. Иерусалим в переводе означает «Город покоя». Хотя имя его говорит о желании мира, там нет согласия и сегодня. Похоже, что в этом материальный мир подобен духовному. В обоих мы все время хотим большего и постоянно бываем неудовлетворены. Как будто бы в нас сидит создающий бесконечное внутреннее напряжение неискоренимый рудимент чувства нехватки. Психологи говорят об эго, которое непрерывно ставит перед нами почти невыполнимые задачи и предъявляет такие же требования, но и после того как мы со всем справимся, оно нами недовольно и продолжает над нами насмехаться. Согласно убежденному стоику Аристотелю, мы должны быть довольны тем, что имеем. В этом, полагал он, и заключается счастье. А иначе мы попадем в ловушку лукавого «яужинезнаючегобыеще», и так как аппетит приходит во время еды, то довольны мы никогда не будем. «Все вещи — в труде: не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием», — написал тысячелетия тому назад автор библейской Книги Екклесиаста . Совет Аристотеля хорош, только им трудно воспользоваться. Главным образом изза постоянно ощущаемой нами нехватки чегото — чувства, которое мы к тому же в последнее время так пестовали.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Был такой случай. Жила молодая семья – муж, жена. Жили нормально, все у них было хорошо. И однажды вечером муж говорит жене, просто так, как бы невзначай: «Какая ты у меня неряха!». Сказал и забыл про это. А женщина забыть не может, это слово крутится у нее в голове: «Неряха, неряха, неряха…» Прошла неделя, но она не может забыть этого: «Какая ты у меня неряха!». Прошел месяц, муж не может понять, что случилось с женой, сама она не рассказывает, но у нее пропал аппетит, похудела. Дома нет любви, возникли равнодушие и апатия. Хорошо, что додумались пригласить духовно опытного человека, который побеседовал по отдельности и с женой и с мужем: тут-то и всплыло это гнилое слово! Слово, в общем-то, не ругательное, но как сильно ранило оно душу молодой женщины! Поэтому, повторяю, будьте очень внимательны к словам; будьте, как сказано, медленны на слова . Давайте еще раз прочитаем этот стих: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие . Читаем следующий стих: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак.1:27 ). Итак, истинное благочестие пред Богом и Отцом – это призирать (по-славянски: помогать, видеть трудности, проблемы) сирот и вдов в их скорбях. Давайте посмотрим вокруг: сколько людей, которым живется намного труднее, чем нам! Мы носимся по жизни с эгоизмом своей собственной воли, не замечая того, что есть люди, которым в этой жизни гораздо труднее. По милости Божией, прихожане нашего храма – это люди, которые могут сочувствовать нуждам своих ближних. Недавно у нас в храме был сбор пожертвований для Магаданско-Камчатской епархии. И было собрано более 30 миллионов рублей 28 . Откуда столько денег? Разве не отсюда, как сказано в этом тексте: Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях? Собрано огромное количество книг, так что вся крестильня сейчас завалена этими книгами! И люди еще продолжают нести свои пожертвования. Дай Бог , чтобы мы всегда так отзывались на нужды ближних – даже тех, которые живут от нас очень далеко. Дай Бог, чтобы мы жили так, как и сказано у апостола о Святой Церкви: Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены ( 1Кор.12:26 ). Чтобы наше истинное страдание было не эгоизмом собственной воли, не страданием за себя, а сопереживанием нашим ближним.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

— Отец Иоанн, береги его, чтобы он не уехал от нас! Отец и я отправились в монастырь. На прощание я хотел поцеловать у матери руку, но она, бедная, отдернула ее, не дала мне поцеловать. Итак, мы с отцом пошли в монастырь Святого Харалампия. В монастыре игумен принял меня с радостью и любовью, поговорил со мной. Когда я рассказал ему о своих трудностях, он предложил мне: — Оставайся здесь. У нас есть и яйца, и молоко, и куры, — все есть. И я остался там. Игумен полюбил меня так сильно, что готовил для меня специально. Сначала у меня не было даже аппетита, но постепенно я пришел в себя. Вначале отец жил со мною, чтобы ухаживать за мной. Отец мой был псалтом и сподобился познакомиться со святым Нектарием. Он был очень верующий и благоговейный. Когда я почувствовал себя хорошо, тогда снова поспешил на Святую Гору. Приехал туда. Как обрадовались мои старцы! Но через десять–тринадцать дней все началось сначала. У меня пропал аппетит, я стал бледным, худым, отощал на вермишели и тому подобной пище. Представляете, как тяжело я был болен. Тогда я еще раз получил благословение на отъезд в монастырь Святого Харалампия. Там снова яйца, сыр, масло и прочее, как и прежде. Я снова приходил в себя, укреплялся. Через три месяца возвращался на Святую Гору. Три раза я уезжал и приезжал, но через десять–тринадцать дней все повторялось. В третий раз старцы говорят мне: — Мы ответственны за твое здоровье и не можем тебя оставить. Мы любим тебя, хотим, чтобы ты был здесь, но Бог показывает, что ты должен уехать, чтобы не умереть. Еще они добавили: — Мы любим тебя, и если когда–нибудь Бог сподобит тебя, а мы верим, что Он поможет, и ты станешь здоров, если захочешь приехать, найди такого же юношу, как ты, и приезжай. Мы хотим, чтобы ты был с нами. И, дав свое благословение, отослали, сказав на прощание: — Мы боимся, как бы братия не стала нас осуждать, если ты умрешь здесь в столь юном возрасте. Мы не хотим посылать тебя в мир, но иначе поступить не можем. Видишь, что и мы очень переживаем. Но мы сделали все, что от нас зависит, что только может сделать любящее сердце. Ты три раза уезжал и возвращался, но не смог удержаться здесь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Но не находится для Адама помощника, «соответственного ему» (см.: Быт 2:18 ). Причем слово «соответственного» (евр. «кенегдо») допускает два смысла: либо 1) «дополняющий, близкостоящий»; либо 2): «противоположный, противопоставленный». То есть счастье, если жена не противостоит мужу, и, наоборот, муж не противостоит жене, но они дополняют друг друга, являют подспорье. И есть интересный комментарий на этот стих: если муж будет исполнять волю Бога, жена будет помощница ему, а если наоборот, не будет, то жена будет сварливым наказанием для грешного мужа. « И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию » ( Быт. 2:21 ). Однажды одному богослову задали вопрос: «А почему Господь усыпил Адама, когда творил Еву?» Богослов был человек мудрый и ответил так: «Давай вот сейчас зарежем животное, разделаем, сольем кровь? Тут же кусочек вырежем, приготовим и подадим. Хороший у тебя будет аппетит?» Так и Господь учитывал, если хотите, и эстетические особенности человеческого восприятия, чтобы все это было, скажем так, естественно, красиво, благолепно… « И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего] » ( Быт. 2:21–23 ). Здесь мы видим: Адам встречается со своей женою. По-еврейски «мужчина», «муж» – это «иш», а «жена» – «иша». Иш, иша – это как бы даже рифмуется: жена от мужа. Таким образом, название жены «иша», можно перевести как «мужнина». И когда человек видит Еву, свою жену, пораженный ее красотою, ибо в ней была красота всех женщин, он проявляет свое поэтическое чувство. Может быть, в истории человечества впервые проявляется подобное чувство, причем именно в этот момент: « И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться ( – иша) женою, ибо взята от мужа ( – иш) [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть » ( Быт. 2:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– О, на поправку наш больной пошел, на поправку пошел, о, и аппетит даже появился. А это первый признак близкой кончины, вот такое успокоение. Господь и здесь посылает помощь человеку, то есть Бог заботится о каждом из нас до конца. Бог доказал Свою любовь к нам. И мы читаем далее: «Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах» ( Откр.22:16 ). Вот это свидетельство мы принимаем в нашем храме сегодня, когда заканчиваем изучение Откровения, и мы правильно делаем, что изучаем эту Книгу, потому что Господь послал ее для того, чтобы об этой Книге свидетельствовать церквам. Далее Сын Божий говорит: «Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя. И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди!» ( Откр.22:16–17 ). Итак, Он есть «корень и потомок Давида» , Он есть «звезда светлая и утренняя» . «И Дух и невеста…» – это Дух Святой, Который обитает в Церкви, и благодаря этому Церковь уневестена Небесному Жениху, и вот этот Дух восклицает в наших сердцах, когда мы видим безысходность этого мира, наступление апокалипсических знамений, из наших сердец так и рвется: «прииди!» Давайте вместе скажем: «Приди!» – Приди! Церковь всю свою историю обращается к Богу в ожидании. Когда Господь вознесся на Небо и ученики стояли ошарашенные тем, что Он ушел, к ним подошли два Ангела и сказали: «придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ). И с этого момента история Церкви становится историей ожидания: когда же Он вернется. И Церковь постоянно говорит: «прииди! И слышавший да скажет прииди!» И мы читаем далее: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» ( Откр.22:17 ). Видите, даром! Не надо ничего оплачивать, да и денег не хватит, о чем тут говорить-то! Я помню, когда я был молодым человеком, я решил себе купить где-нибудь Новый Завет. У меня была большая книга, и ее неудобно было носить с собой, я хотел книгу маленького формата. Мне сказали, что можно купить в католическом костеле в Москве. Тогда Православную Церковь угнетали, и у нас не было возможности печатать Евангелие. И я пришел в католический костел, и подошел к ксендзу, он переодевался в ризнице. И я спрашиваю:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

За то, что ты осквернил святилище Моё всеми мерзостями твоими и всеми гнусностями твоими, Я умалю тебя, и не пожалеет око Моё, и Я не помилую тебя ( Иез.5:11 ). Святитель Феофан Затворник даёт такое толкование на стих 19 ( 1Кор.6 ): «Храм Духа Святаго – телеса ваша: не оскверняйте же их нечистыми похотьми и срамными делами, духа же вашего нечистыми помыслами и пожеланиями, чтобы не отогнать Духа Божия чистейшего. Ибо, как дым пчёл, так эти нечистоты отгоняют Духа» 156 . Таким образом, христианин, творящий блуд, оскверняет собственное тело, которое суть Храм Божий, и своей нечистотой отгоняет Духа Святого, что неизбежно влечёт за собой разлучение с Богом; – в полемике с коринфянами апостол Павел приводит бытовавший у них девиз: Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое – и тут же добавляет: Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела ( 1Кор.6:13 ). Коринфяне, говоря о «чреве» и «пище», по-видимому, имели в виду присущую падшей человеческой природе страстность – необходимость удовлетворять физиологические потребности: утолять голод пищей, утолять половой аппетит и пр. То есть удовлетворение блудного желания для них было так же естественно, как и поглощение пищи. И неважно, как при этом поступает со своим физическим телом человек (например, объедается или прибегает к услугам женщин лёгкого поведения, что было в порядке вещей в Коринфе), – и чрево, и пища бренны, и однажды Господь уничтожит и то и другое. Поэтому станем в своё удовольствие есть и пить, ибо завтра умрём! ( 1Кор.15:32 ). Однако апостол Павел категорически не принимает аналогию между поглощением пищи и блудом, потому что он отрицает равнозначность чрева и тела. Это становится ясным из следующих рассуждений. Так, святитель Феофан Затворник пишет: «...если просто принимать брашна в значении пищи, а чрево в значении приёмника съестного, то следующие за сим слова [Бог уничтожит и то и другое, – Л.С.] лучше принимать как пророчество о состоянии в будущем веке: Бог же и сие и сия упразднит,– как бы так: но они оба по воскресении будут упразднены, как не нужные; ибо тогда Бог преложит нас в нетление, так что ни в пище не будет нужды, ни в приёмнике съестного – чреве» 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Почему и блаженствах обещается восемь наград за добрые дела. Апостол же Петр пишет таким образом: одно тó не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением ( 2Пет. 3:8–9 ). Когда поражаешь ты их, будут сном, как бы травою утром проходящею. Утром расцвела и отошла, к вечеру истерлась и засохла. Семьдесят: как ничто их лета будут: утро яко трава мимоидет, утром процветет и прейдет, на вечер отпадет, ожестеет и иссохнет. По-еврейски смысл такой: много содействует нашему обращению и спасению то, что вся жизнь смертных, будто сон, так сокращена скоро наступающею смертью: как цветы и сено, она в тот же почти срок времени засыхает и пропадает. Когда поражаешь ты, говорит, их, т.е. людей, исполняется известное изречение: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? ( Лк. 12:20 ). Вся жизнь человека похожа на сон. Как трава, которая утром зеленеет и распускает цветы свои, составляет удовольствие глазам любующихся ею, а скоро затем увядая, теряет красоту и обращается в сено, чтобы быть истертою в этом виде: так всякая красота человеческая распускается в детях, цветет в юношах, находится в силе в мужах зрелого возраста, и вдруг, незаметно, седеет голова, покрывается морщинами лицо, кожа, прежде тягучая, сжимается, а напоследок, что здесь называется в вечеру, т.е. в старости, едва уже в состоянии двигаться; так что прежде бывшего человека не узнаешь, а он почти переменяется в другого. Но зачем говорим мы о летах от детства до глубокой и дряхлой старости? – Наводит тоску и теряется аппетит, когда представишь, что лицо, которое прежде было прекраснее женского, делается таким безобразным, что любовь сменяется ненавистью. Об этой судьбе смертных говорит и Исаия: всякая плоть – трава, и вся красота ее – как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет ( Ис. 40:6–7 ). Подобным же образом должно объяснять это место и следуя семидесяти. Все, что кажется в мире долгим, пред Тобою, Боже кратко. Ибо дни и годы, которыми ограничена жизнь человеческая, если сравнить их с вечностью, окажутся ничтожными. Как трава, что утром выросла, отцвела и стала сохнуть, а к вечеру сделалась жесткою и пропала: так и всякая красота человеческая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Астрономия, история, топография, механика, физика, геометрия, даёт ответы на все эти вопросы. Но знание «созидает только тогда, когда ему предшествует и сопутствует добрая воля». Без этого «будут резать по правую сторону – и останутся голодными: и будут есть по левую – и не будут сыты, каждый будет пожирать плоть мышцы своей: Манассия – Ефрема и Ефрем Манассию, оба вместе – Иуду» ( Ис.9:20–21 ). «Сирияне с востока, Фелистимляне с запада, – будут они пожирать… полным ртом» ( Ис.9:12 ). Так сильный может, при одном холодном знании, «есть бессильного во весь рот» 67 . И едят! – сказал бы теперь почивший библеист. «Утерян секрет» – «быть довольным» 68 … Человечество опирается теперь на «три жезла» – на «опыт, разум и науку» 69 , с которыми и восходит на вершину гордости. И гордецы множатся, так как «у зла более пособников, нежели у добра» 70 . Гордость всюду. Гордость развивает «аппетит» к властолюбию, которое одновременно зовёт и к свободе от власти и, подменяя понятие христианской свободы, предлагает обществу хлеб, но «хлеб недопечённый» 71 . Аппетиты отдельных лиц превращаются иногда в аппетиты целых народов. Результат этого – «вечный голод» 72 . Такие народы нуждаются «в постоянной пище» – и они «объявляют войну против того, кто ничего не кладёт им в рот» ( Мих.3:5 ). Царства, стремящиеся к обладанию всем миром, прекрасно характеризуют пророки. «Эти царства требуют от всех безмолвного подчинения». И мир слышит речи самоуслаждения: «я – и никто, кроме меня» ( Ис.47:7,8:10 ); речи самоуверенности: «кто придёт ко мне»? ( Иер.49:4 ); речи пагубного насилия: «пади ниц, чтобы нам пройти по тебе»! и вот, хребет людей делается как бы землёй и улицей для этих проходящих великанов ( Ис.51:23 ); а только мирный заговорит, они – к войне ( Пс.119:7 ). Пресыщенных и вместе вечно голодных гордость облегает, как ожерелье, и дерзость одевает их, как наряд уже выкатываются глаза их от жира, а жадные помыслы всё ещё бродят в сердце. Они над всем надеваются, говорят свысока, поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле ( Пс.72:6–9 ) с высокомерной речью: «силою руки моей и моей мудростью я сделаю это.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010