И я хотел бы обратить внимание на 8-й стих: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь» (Ин. 3: 8). Здесь «дух» («пневма») по-другому можно прочитать как «ветер». Кстати, в еврейском то же самое. «Лаах» – это и ветер, и дух. И в русском почти то же самое: есть дух, а есть дыхание. Дыхание – ветер. То есть дух и ветер – суть одно. Но у евреев это совпадение еще сильнее: ветер и дух обозначаются одним и тем же словом. Поэтому надо еще каждый раз разбираться, про ветер или про Дух Святой идет речь. Поэтому можно понять этот стих и так: «Ветер дует, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Пришло – ушло. Вот, например, есть текст: «Даяй молитву молящимся». Скажите, ядущему надо давать еду? Зачем, если он уже ест? У него и так уже полный рот. А зачем молящемуся давать молитву? Вот немолящемуся надо давать молитву. А молящемуся-то зачем? – Аппетит приходит во время еды. – Случается, да. Хотя иногда и до еды бывает сильный. – «И молитва Моя в недро Мое возвратится» (Пс. 34: 13). Я начал читать кафизмы, я – молящийся. А молитвы у меня еще нет. Молитва начнется тогда, когда Господь дунет на меня Своим Духом – То есть молящийся – это тот, кто начал читать кафизму. Я приходской батюшка. Может, в монастыре чтение Псалтири совершается круглый год, но в нашей практике, как правило, Великим постом. Вот я начал читать кафизмы, я – молящийся. А молитвы у меня еще нет. Молитва – это когда Господь дунет, когда Господь вдохнет дыхание жизни. Серафим Саровский говорил про Адама, что до этого он был как животное, а Господь вдохнул в него дыхание жизни, Духа Святого, и он стал образом и подобием Божиим, стал душой живой. Да, даже великие святые едва ли всегда пребывали в молитве. Потому что это приходит и уходит. Ты не можешь в себе это вызвать, а если начнешь вызывать, выдавливать вот это дыхание из себя, то впадешь в прелесть, потому что вдохнуть-то должен Бог, а не я. Я должен быть молящимся. А Бог может дунуть на меня. Это дуновение пришло и ушло.

http://pravoslavie.ru/146441.html

Сравни противоречивые стихи 3 и 4 третьей главы Книги Ионы и слова Евангелия от Матфея: как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли ( Мф 12,40 ).  3  Поймите, братия христиане, какую извлекают для себя пользу люди своевольные и в какие заблуждения иногда впадают даже богоугодные мужи через упрямство своих мнений. Пока не отвергаемся мы пристрастия к самолюбию и к своеволию, сопротивляясь событиям, бывающим по воле Божией, до тех пор мы не можем совершить ничего доброго и благоприятного Богу: ни дары, ни обеты, ни молитвы, ни жертвы и приношения Богу неприятны, когда они совершаются противниками воли Божией. Пост Богу приятен, милостыня Богу любезна, умилостивительны молитвы, когда все это совершается не по-фарисейски, нелицемерно, то есть: не для достижения какой-либо внешней цели, льстящей нашему тщеславию, корыстолюбию, своевластью и т.п. порокам, противным воле Божией. А потому (страшно даже выговорить) что Бог отвергает посты, молитвы и благотворения (дела милосердия), Ему весьма благоприятные, когда они совершаются лицемерно, против Божией воли, а в угоду собственной. Таким лицемерам говорит Бог устами пророка Исаии: Вы поститесь не для Меня, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других... вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других: не такого поста Я избрал... Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся ( Ис 58,3–7 ). Почему неправый пост отвергнут Богом? Потому что в дни поста лицемер вместо самоотвержения угождает преимущественно своей воле, употребляя пост для удобнейшего достижения ее похотений; но Бог говорит: «Я люблю пост, но ненавижу и отвергаю лицемерие, оскверняющее пост». Если кто человеку, не терпящему запаха лука или чеснока, подает пищу, приправленную ими, тот не только не доставит удовольствия требующему пищи, но еще заставит его терпеть голод: ибо отвращение от нелюбимого запаха отобьет у него аппетит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   Иисус Христос призывает проявлять друг к другу миролюбие, доброту, сострадание и сочувствие, потому что “Бог во Христе примирил с Собою мир” (2Кор.5:19). Поэтому истинные христиане, следуя примеру Иисуса Христа, должны жить с окружающими людьми в любви, мире и согласии, тем самым исполняя заповеди Божьи, и получая за это благодать Божью. “Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал” (Еф.6:8). “Также, когда поститесь, не будьте унылы как лицемеры”...    Продолжая Свои поучения в Нагорной проповеди Иисус Христос сказал: “Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф. 6:16). Для того чтобы понять эти слова Иисуса Христа, нужно знать, что в культуре и религии еврейского народа существовал особый обряд, называемый постом, который евреи тщательно соблюдали и выполняли.     Пост представлял собой временное воздержание человека от веселья, от ношения красивых одежд и украшений. Чаще всего умеренное употребление пищи и питья. Во время поста (употребляя определенную еду и питьё) человек также должен был избегать излишеств в пище, не удовлетворять свои гастрономические прихоти и аппетит вкусовым разнообразием и обилием блюд. В зависимости от своих сил, возможностей и здоровья человек мог применять полное или частичное воздержание от еды и питья.    Пост древние евреи использовали не только для усмирения страстей похотливого тела, не только для борьбы с искушениями, но и для достижения победы духа над телом, разума над глупостью, духовного начала над телесным. Но наряду с этим у древних евреев пост являлся тем отрезком жизни, во время которого нужно было поразмыслить о своих грехах, лучше познать их, осудить их и покаяться, обратившись к Богу с искренними чувствами сожаления о своей греховности. Во время поста древние евреи скорбели о греховной природе человека и оплакивали свою жалкую участь, связанную с грехопадением прародителей и с тяжестью первородного греха, повлиявшего на всё человечество. Таким образом, пост это не только сожаление о греховной природе человека, но и победа человека над грехом через искреннее покаяние.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Но что было, как говорит Премудрый, то и будет; и что делалось, то и будет делаться ( Еккл.1:9 ), и Христос, по слову Апостола, вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 )... Следовательно, если во дни Господа основной причиной неверия книжников и фарисеев было их самолюбие и славолюбие, то почему же иначе может быть по отношению к книжникам и фарисеям нашего времени? Разве не правда, что руководящим началом современного неверия служит мысль о бесконечном развитии разума человеческого, выше которого нет будто бы ничего? Разве не высказывается эта мысль прямо современными противниками веры во Христа как Богочеловека? Не она ли слышится в их злохулениях и глумлениях над Христовой Церковью и ее тайнами?.. Други! Не соблазняйтесь же этим словом, указывающим вам на неверие знатных, ученых и образованных, этим вопросом врагов Христа: Уверовал ли в Него кто из начальников и фарисеев? Если в других случаях мы неохотно подчиняемся какому-нибудь авторитету, но хотим стоять на своих собственных ногах, жить и действовать самостоятельно, то нам всего менее нужно увлекаться примером великих и ученых мира сего тогда, когда они, расшатывая нашу веру во Христа, указывают нам на умствование и книги своих мудрецов как источник истинной мудрости. Исследуйте, ищите, спрашивайте лучше сами об Иисусе из Назарета до тех пор, пока не найдете Его, а вместе с Ним и вечный мир душам вашим. Если бы и действительно ни один из начальников и фарисеев, знатных и образованных не веровал в Него, то и тогда это ничего не доказывало бы против Христа и Его Церкви. Ужели солнце делается менее светлым оттого, что слепой говорит: я его не вижу? Ужели хлеб становится менее вкусным и питательным оттого только, что больной, потерявший аппетит, говорит: я не могу есть его? Ужели врач делается менее способным и искусным оттого, что пациент его, воображая себя совершенно здоровым, говорит: он мне не нужен? – Без сомнения, нет. В этом случае нам приходится только от души пожалеть слепых, больных, заблуждающихся в том, что они лишены радости, наслаждения и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Для неверующего человека грех не является достаточно серьезной проблемой. Безбожники даже не стыдятся своих дурных поступков. Сказано: «…о грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» ( Ис.3:9 ). Верующий человек, напротив, всегда, согрешив, испытывает внутреннее волнение, угрызения совести. Грех может быть сравним для него с кораблекрушением, полным крахом его чаяний и надежд. Апостол Павел, говоря о нравственном кризисе Именея и Александра, замечает: «имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» ( 1Тим.1:19 ). В своей жизни я всегда именно так и воспринимаю грех – как кораблекрушение. Согрешив, я не могу спокойно спать, у меня пропадает аппетит, начинает повышаться давление, я чувствую полную апатию, потерю радостного восприятия жизни. А разве в вашей жизни дела обстоят иначе? И как мы радуемся, когда чрез святые Таинства Покаяния и Причастия мы вновь из состояния «чад гнева» преображаемся в «чад Божиих». Может ли хотя бы что-то быть сравнимо с подобным ликованием и торжеством? Как схожа эта радость спасаемой души с той радостью, которая передается следующими словами из Писания: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей» ( Песн.2:11–12 ). Но вернемся к нашему повествованию из Книги Бытия. Далее сказано: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» ( Быт.5:4 ). Три главных сына Адама обозначены ранее – Каин, Авель и Сиф. Их имена и личности показывают те процессы, которые происходили в тогдашнем обществе, настроения, господствовавшие в нем. Каин – плотской (заземленный) человек; Авель – духовный (небесный); а Сиф – душевный (именно человечный), стоящий как бы между добром и злом, еще делающий свой выбор. Плотской человек – это тот, который готов что-либо приобретать в этой жизни даже ценой страдания других. Нельзя сказать, что таких людей большинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо " воззвать к Тебе? " Как воззовут к Тому, в Кого не уверовали? и как поверят Тебе без проповедника? Ищущие найдут Его, и нашедшие восхвалят Его. Я буду искать Тебя, Господи, взывая к Тебе, и воззову к Тебе, веруя в Тебя. Взывает к Тебе, Господи, вера моя, которую дал Ты мне. Но как воззову я к Богу моему, к Богу и Господу моему? Когда я воззову к Нему, я призову Его в самого себя. Где же есть во мне место, куда пришел бы Господь мой? Куда придет в меня Господь, Господь, Который создал небо и землю? Господи, Боже мой! ужели есть во мне нечто, что может вместить Тебя? Разве небо и земля, которые Ты создал и на которой создал и меня, вмещают Тебя? Но без Тебя не было бы ничего, что существует — значит, все, что существует, вмещает Тебя? Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне. Меня не было бы, Боже мой, вообще меня не было бы, если бы Ты не был во мне. Нет, вернее: меня не было бы, не будь я в Тебе, " от Которого все, чрез Которого все, в Котором все " . Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? и откуда придешь Ты ко мне? Куда, за пределы земли и неба, уйти мне, чтобы оттуда пришел ко мне Господь мой, Который сказал: " Небо и земля полны Мною " ?»… А еще хорошо бы сделать дайджест писем святителя Феофана Затворника для молодежи. Феофан Затворник — довольно хулиганистый писатель, но мало кто об этом знает. Понимаете, если бы я сегодня сказал, что «я кайфую» — сами понимаете, какой хай поднялся бы по всему православному интернету. А святитель Феофан так именно и пишет. — Жаль, что мы не знаем о таких местах. — Поэтому для меня очень дороги именно исповеди и письма святых. Когда они открываются как люди, они становятся близкими и понятными. Нужно понять, что святой — это не «карма». А то когда читаешь жития — складывается впечатление, что все святые уже во утробе матери кричат «аллилуйя», по средам и пятницам грудь у матери не берут с первых же дней своей жизни… А дальше срабатывает ассоциация: мне бабушка рассказывала, что у меня всегда аппетит был хороший, и, значит, мне уже не стать святым, святость — не для меня, буду жить как все и т. д.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Конечно, Матерь Божия надолго запомнила этот эпизод. Но полного понимания того, что сейчас произошло с Ее Сыном, пока тоже не было. Постепенно, с возрастанием Христа, Она все глубже проникала в эту тайну, тайну Его личности, тайну Его Богочеловечества. Сейчас Она говорит Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя (Лк. 2, 48). И слышит удивительный ответ: Зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? (Лк. 2, 49). Отрок Иисус говорит не о том, кто считался земным отцом, не об Иосифе, Он говорит об Отце Небесном. Все эти слова Матерь Божия слагала глубоко в Своем сердце и, конечно, осмысление их пришло позднее. Иисус же, сказав об Отце Небесном, остается в подчинении у Своих земных родителей, которые имеют над Ним свою власть. Он признает законы человеческого общества. Как член этого общества Он этим законам подчиняется. Отрок Иисус вернулся туда, где и жил – в Назарет и преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2, 52). Этот случай в Иерусалиме показывает, что Спаситель в двенадцатилетнем возрасте великолепно понимал Свое Богосыновство. Иисус Христос показывает нам, Своим ученикам, образец правильной жизни. Он подчиняется, как положено в детском возрасте, тем, кто выполняет обязанности родителей, и никогда не выступает против законов, действующих в обществе и государстве. При этом Спаситель всё наполняет Небесным миром и Божественной Любовью. 2008 год   45. Первое чудо Иисус Христос начинает Свое служение спасения человеческого рода, принимая Крещение от Иоанна. Вскоре после искушения в пустыне у Господа появляются первые ученики. Иисус со Своими новыми учениками возвращается в Галилею. Там Иисуса Христа позвали на брачный пир в небольшой галилейский городок Кана, находившийся в 2–3-х часах ходьбы к северу от Назарета. Это была родина только что призванного Господом Нафанаила. Семья, устроившая праздник, видимо, была небогатая. Матерь Иисуса была там (Ин. 2, 1). Можно предположить, что Она помогала по хозяйству. Это был дом их родственников или близких друзей. У Иисуса Христа только что появились первые ученики. Был также зван Иисус и ученики Его на брак (Ин. 2, 2). И вот в этом доме происходит свадебный пир, но случается большая неприятность: не хватило угощения – недоставало вина (Ин. 2, 3). То ли по бедности недостаточно угощения заготовили, то ли уж очень добрая была обстановка среди празднующих, и аппетит разыгрался, об этом евангелист Иоанн не сообщает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Бедные вы и заблудшие овцы в шалопутстве! что вы думаете, слышавши слова сии? Сам Бог придёт судить вас и воздаст вам по делам вашим. От Него ничто не сокрыто, Он знает все ваши помышления. и скверные срамные дела и поступки, которые вы творили по приказанию О. и Д. Ужаснитесь и устыдитесь Господа. Я содрогаюсь только от одной мысли, когда думаю: „и если праведник едва спасётся, то нечестивый и грешный где явится?“ ( 1Пет.4:18 ). А ваши дела явно показывают: „блудник царствия Божия не наследует“ ( 1Кор.6:9 ), а у О. было поставлено за заповедь иметь хотя да десяти талантов, т. е. блудниц. „Пьяницы царствия Божия не наследуют“ ( 1Кор.6:10 ), а О., да и вы с ним, опивались до безумия, как и гласит пословица, – „у вас тот аппетит, покуда шапка не слетит“. „Воры царствия Божия не наследуют“ ( 1Кор.6:10 ), а О. говорит: воруй, сколько хочешь, да приноси к нему, за это ничего на будет. И за всё оное страшен и ужасен для вас будет тот день и час, в который Бог будет судить вас. Вы страшились и трепетали перед человеческим судом (на который вас хотел представить миссионер), но несравненно страшней будет Божий суд; вы перед миссионером врали, обманывали и не сознавались, когда он вас спрашивал, – ну, а на суде праведном Бог вас не будет спрашивать; на оном суде будут все ваши тайные дела и помышления открыты: „Обличу тя и представлю перед лицом твоим грехи твои“ ( Пс.49:21 ). О ужасно страшно и без содрогания нельзя подумать о той вашей участи, которую вы заслуживаете своими тёмными и грязными делами. Как вы явитесь в день судный перед Господом нашим Иисусом Христом, Которого вы отвергли, а нашли вместо Него О. и Д.? Апостол писал: „Какое общение Христу с Велиаром“ ( 2Кор.6:15 ). Когда в день суда увидите сидящего на престоле Судию праведнейшего, тогда возопиете: „Горы и камни! падите на нас и скройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его на нас“ ( Апок.6:16 ). Но уже тогда будет поздно ваше раскаяние ( Мф.25:30–46 ). Вы скажете: „за что же такая немилость“, а вот за что: „Обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству и отвергающиеся единого Владыки Бога и Господа нашего Иисуса Христа ( Иуд.1:4 ) называют себя мудрыми, а обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку (как О.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Путь их лежал чрез лес, где в изобилии находился мед, так как дикие пчелы строят свои соты в скалах и дуплах дерев, и часто меду бывает так много, что он, особенно под влиянием дневного зноя, выливается из сотов и падает на землю. Ханаан, как мы знаем, был страной, текущей молоком и медом, и путешественники рассказывают, что и в настоящее время в более удобных местах там встречаются громадные рои пчел 39 . Иудеи чрезвычайно любили мед и употребляли его в значительной степени вместо пищи; но при этом случае никто не осмеливался коснуться его из опасения нарушить принятую клятву. Между тем Ионафана не было в то время, когда отец его брал с народа эту неразумную клятву, и он ничего не слышал о ней; поэтому, достигнув леса и увидев пред собою средство для подкрепления, он, «протянув конец палки, которая была в руке его, обмакнул ее в сот медовый и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Но один из его спутников, увидя, что он сделал, и смутившись от мысли, что сын царя нарушил общее заклятие, заметил ему об этом, говоря: «отец твой заклял народ, сказав: проклят, кто сегодня вкусит пищи; от этого народ истомился». Услышав об этом, Ионафан, судя по себе об общем утомлении войск, выразил крайнее негодование и сказал: «смутил отец мой землю; смотрите, у меня просветлели глаза, когда я вкусил немного этого меду. Если бы поел сегодня народ из добычи, какую нашел у врагов своих, то не большее ли было бы поражение филистимлян?» Преследование продолжалось целый день, переходя из города в город и, как мы видели, достигло долины Аиалонской, отстоящей уже далеко от Михмаса. Наконец, крайнее утомление войска лишило его возможности дальнейшего преследования филистимлян, хотя последние, для того чтобы облегчить себе бегство, бросали по пути все свои запасы провизии и бывший при них скот. И когда солнце закатилось и обет потерял свою силу, то народ, крайне истомленный голодом, жадно набросился на эту добычу, на овец, волов и телят, и оставленных филистимлянами, и, не соблюдая требования закона, алчно удовлетворял свой аппетит животной пищей, даже не подвергая ее должному приготовлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Само слово «спасение» в греческом языке, на котором было написано Евангелие, может быть переведено и так: «выздоровление, избавление от болезни». Вы видите, что такое спасение в христианском понимании? Это не амнистия, как у протестантов, – тебе грехи прощены, но ты остаешься грешником. Да, мы понимаем, что от грехов нам не избавиться. Макарий Великий говорил: «Не доверяй своему телу, пока оно во гроб не ляжет». Но мы верим в то, что Бог меняет нашу природу. В католицизме спасение – это индульгенция. Вот если церковь простит, ты прощен. А в Православии спасение – это пресуществление, то есть изменение нашей природы. Когда на Литургию приносят в храм хлеб и вино, во время службы они пресуществляются в Тело и Кровь Иисуса Христа. Также и каждый из нас должен пресуществиться, поменять свою природу. Ведь Церковь называется телом Христовым. Апостол Павел пишет, обращаясь к верующим: «…вы – тело Христово» ( 1Кор.12:27 ). Мы должны стремиться к тем изменениям, которые могут произойти в нашей жизни от Бога. И мы меняемся. Разве вы не замечаете, как мы меняемся? Вспомните, какими вы были год назад, пять лет назад, десять лет назад. Какие вы были в молодости. Мы меняемся, мы это видим, мы это замечаем. Мы меняемся даже на физиологическом уровне. Если раньше человек мог грешить свободно, то сейчас для него грех – это проблема, связанная не только с душою, но и с телом. Я уже как-то вам рассказывал: если я что-то сделаю не так, у меня повышается давление, я не могу нормально спать; пока я не исповедаюсь, я вообще чувствую себя ужасно, у меня пропадает аппетит, всякие расстройства возникают. И когда исповедуешься, причастишься, то чувствуешь, что меняешься, пресуществляешься. Не только внутренние переживания начинают обогащать тебя, но и твой физический мир, этот храм Духа Святого. Именно так называется наше тело – храм Духа Святого, и он становится другим, лучшим. Итак, давайте учится созревать для Бога. И мы читаем далее: «И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды» ( Откр.14:18 ). «Грозди винограда» – это христиане. Господь говорил: «Я есмь лоза, а вы ветви» ( Ин.15:5 ). Господь собирает верующих, происходит как бы сбор урожая в винограднике.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010