Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения. 13 марта, 2013 Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения. Документ принят на заседании Священного Синода 12 марта 2013 года ( журнал 27 ). Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 1 Глава I. Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви.

http://pravmir.ru/missiya-tyuremnogo-slu...

Архив Пн Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 12 марта 2013 г. 23:00 Документ принят на заседании Священного Синода 12 марта 2013 года ( журнал 27 ). Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения 1 Глава I. Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также «Соглашениями о сотрудничестве» между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви. Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения, а также специфики условий режимных учреждений и пока еще непреодоленного на постсоветском пространстве несовершенства нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных организаций и государственных пенитенциарных учреждений.

http://patriarchia.ru/db/text/2843078.ht...

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в работе круглого стола «Пенитенциарная преступность и ее предупреждение» 26 октября 2007 г. 12:07 25 октября в НИИ Федеральной службы исполнения наказаний прошел круглый стол по теме «Пенитенциарная преступность и ее предупреждение». В круглом столе принял участие советник Президента по проблемам Северо-Кавказского региона А.А. Аслаханов. Среди вопросов, которые обсуждались на встрече — соблюдение мер безопасности и организации охраны в местах лишения свободы, установление ежедневного распорядка исправительных работ в пенитенциарных учреждениях и уточнение некоторых моментов с точки зрения действующего законодательства о содержании заключенных, в том числе и в колониях-поселениях. Самое пристальное внимание было уделено проблемам создания оптимальной психологической обстановки в среде заключенных и их взаимоотношениях с администрацией исправительного учреждения. В этой связи участники круглого стола особенно заинтересовались докладами представителей российских вероисповеданий. От лица Русской Православной Церкви выступил заведующий сектором ФСИН Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иерей Александр Добродеев. Батюшка, уже несколько лет занимающийся духовным просветительством в тюрьмах, оценив предложения сотрудников Управления безопасности ФСИН по техническому усовершенствованию охранных систем, подчеркнул, что помимо этого необходимо повысить уровень общения с осужденными, постараться проявить к ним «больше любви» и элементарного человеческого отношения. Отец Александр привел в пример случай, когда взбунтовавшийся заключенный успокоился после сказанных ему нескольких теплых слов, хотя до этого был готов к совершению преступления. Вслед за отцом Александром прозвучал доклад сотрудника Синодального отдела С.Н. Рабко о значении Церкви в деле предупреждения пенитенциарной преступности. В заключение выступления представителей Московского Патриархата всем присутствующим было роздано по два экземпляра православной газеты о духовной работе в тюрьмах «Мир всем». Высказанная таким образом позиция Русской Православной Церкви встретила поддержку и у советника Президента А. Аслаханова, и у начальника НИИ ФСИН Г.Х. Шабанова, и у других участников круглого стола. То, что помощь Церкви необходима преступнику для духовного возрождения, отметил в своем выступлении и глава отдела ФЕОР по работе с Вооруженными Силами, МЧС и правоохранительными учреждениями раввин Аарон Гуревич; он также подчеркнул лидирующую роль Русской Православной Церкви в организации духовного попечительства над заключенными. Победа.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/313327.htm...

Содержание 5. Права человека в местах принудительного содержания Соблюдение прав человека в местах принудительного содержания является одной из наиболее четко регламентированных, но одновременно и запущенных правозащитных проблем нашей страны. С одной стороны, эти права в полном объеме гарантируются Конституцией и действующим уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации, а также такими международными актами, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейские пенитенциарные правила (2006 г.), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.). С другой стороны, права лиц, пребывающих в местах принудительного содержания, сплошь и рядом нарушаются и далеко не всегда поддаются восстановлению даже после вмешательства Уполномоченного. Сказывается сложившийся стереотип восприятия пенитенциарной системы как ориентированной главным образом на наказание, а не на исправление осужденных. Отсюда традиционное невнимание к их правам со стороны как самих сотрудников пенитенциарной системы, так и общества в целом. Крайне негативно сказывается и неадекватное на протяжении десятилетий финансирование пенитенциарной системы, не позволяющее, в частности, укомплектовать ее высококвалифицированными и профессионально подготовленными кадрами. Из изоляторов временного содержания органов внутренних дел, следственных изоляторов, тюрем, исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), медучреждений закрытого типа к Уполномоченному в большом количестве поступают жалобы на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение, на сохраняющуюся угрозу личной безопасности, на плохое медико-санитарное и продовольственное обеспечение, чрезмерно тяжелые условия труда и другие факты нарушений прав человека. Всего за отчетный 2006 год поступило около трех тысяч подобных обращений, из которых свыше половины были признаны требующими вмешательства Уполномоченного. В результате переписки с компетентными государственными органами и проверок с выездом на место нарушения прав заявителей были официально зафиксированы всего лишь в 123 случаях. Как представляется, однако, это последнее обстоятельство свидетельствует не столько о необоснованности большинства поступивших жалоб, сколько порой о заметном нежелании руководства Федеральной службы исполнения наказаний проводить по ним серьезную проверку без оглядки на честь мундира. Типична ситуация, когда обратившиеся к Уполномоченному с жалобой осужденные впоследствии вручают его представителю, прибывшему для проверки, письменный отказ от своих претензий, ссылаясь на то, что смогли найти общий язык с администрацией исправительного учреждения. Формально жалоба считается не подтвердившейся. На деле, однако, вполне очевидно, что администрация провела с заявителем соответствующую " работу " .

http://religare.ru/2_40099.html

В исследовании будут применены следующие методы сбора информации Метод анализа документов носит в исследовании обзорновспомогательную функцию. С одной стороны, информация, полученная в ходе анализа документов помогает прояснить нюансы функционирования системы; с другой стороны, метод анализа служит наглядным подтверждением либо опровержением данных кейса, полученных при использовании других методов (в частности, интервью и наблюдения) что нивелирует субъективность в интерпретации данных, с. 38]. Будучи в течение долгих лет непосредственным участником и функционером пенитенциарной системы, автор на протяжении всего этого времени осуществлял сбор информации методом «включённого» с. 38] наблюдения. Анализ информации, полученной в ходе наблюдения, позволил подготовить необходимые вопросы, заданные впоследствии участникам исследования. Метод интервьюирования дал возможность получения ответов на интересующие автора вопросы от непосредственных участников исследования. В ходе анализа полученной информации, интервью были расшифрованы; ответы на вопросы сопоставлялись между собой для выяснения схожих либо различных мнений по заданным темам. Сформированная таким образом на смысловые группы информация, была прокомментирована компетентными лицами. Выводы делались на основании анализа всей совокупности полученной информации, которая была рассмотрена через призму православного вероучения. Не последнюю роль в формировании выводов сыграл личный опыт службы автора в уголовно-исполнительной системе. 4. Цель На основании сопоставления данных исследования выявить и проанализировать проблемы взаимодействия представителей Русской Православной Церкви, занимающихся тюремным служением с администрацией исследуемого учреждения. Исправительное учреждение, в котором будет проводиться исследование, является, среди следственных изоляторов, одним из самых крупных в мире и крупнейшим в России. Учитывая общность руководящих документов, а также схем функционирования исправительных учреждений в России, можно с высокой долей вероятности предположить воспроизводимость полученных результатов в других учреждениях подобного рода. Этот факт означает и возможность передачи опыта, полученного в ходе исследования, включая и механизмы разрешения выявленных трудностей. Таким образом, исследуя проблемы взаимодействия Церкви и пенитенциарной системы в конкретном учреждении, постараемся определить механизмы их преодоления на общероссийском уровне. 5. Задачи исследования

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

поиск:   разделы   рассылка Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения Документ принят на заседании Священного Синода 12 марта 2013 года (журнал 27). Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения1 Глава I. Миссия Церкви и правовые основы тюремного служения Миссия тюремного служения Церкви направлена на оказание духовно-просветительской, богослужебной, пастырско-душепопечительной и нравственно-реадаптационной помощи заключенным, пребывающим в местах принудительного содержания и освободившимся из заключения, и обращена ко всем участникам уголовно-исполнительного процесса: содержащимся в местах лишения (ограничения) свободы (задержанным, арестованным, подследственным, осужденным); лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с уголовным преследованием и условным осуждением; членам семей и детям лиц, заключенных под стражу; сотрудникам мест принудительного содержания и членам их семей; курсантам образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС); ветеранам органов УИС. Действия священнослужителей в учреждениях УИС определены условиями режимно-правового пространства, установленного для пенитенциарных учреждений действующим законодательством, а также " Соглашениями о сотрудничестве " между Церковью и государственными системами исполнения уголовных наказаний Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран СНГ, стран Балтии и иных государств, в пределах которых функционируют канонические подразделения Русской Православной Церкви. Содержащийся в документе материал представлен в форме, допустимой для возможного использования в качестве организационно-методического руководства деятельностью пенитенциарных (тюремных) священнослужителей, с учетом практических проблем, возникающих перед епархиальными учреждениями, занимающимися организацией тюремного служения, а также специфики условий режимных учреждений и пока еще непреодоленного на постсоветском пространстве несовершенства нормативно-правового обеспечения, регламентирующего взаимоотношения религиозных организаций и государственных пенитенциарных учреждений.

http://religare.ru/2_100217.html

Копейск: отчего бунтуют колонии? — мнения тюремных священников О том, каково в целом сегодня содержание заключенных и о том, почему в тюрьмах и колониях могут возникать бунты, рассказывают люди, имеющие опыт соприкосновения с пенитенциарной системой. 27 ноября, 2012 О том, каково в целом сегодня содержание заключенных и о том, почему в тюрьмах и колониях могут возникать бунты, рассказывают люди, имеющие опыт соприкосновения с пенитенциарной системой. Массовые беспорядки в исправительной колонии в Копейске вызвали широкий резонанс. Генеральная прокуратура России с привлечением сотрудников прокуратуры Челябинской области проводят проверку в связи с массовым отказом осужденных, отбывающих наказание в ИК-6, от выполнения законных требований режима. О том, каково в целом сегодня содержание заключенных и о том, почему в тюрьмах и колониях могут возникать бунты — люди, имеющие опыт соприкосновения с пенитенциарной системой. Фото: lenta.ru Протоиерей Александр Тупиков, в 1999—2009 гг.руководитель отдела по тюремному душепопечительству Волгоградской епархии, до 2011 года продолжал окормлять колонию ЛИУ/15 (для больных с тяжелой формой туберкулеза). В настоящее время по состоянию здоровья — за штатом с правом служения в Казанском кафедральном соборе города Волгограда: В ближайшее время никаких официальных комментариев быть не должно — Бунты в колониях случаются достаточно редко, в основном в так называемых черных зонах. Такие зоны есть в Сибири и на Урале, а у нас в области — красные. Был тут один раз захват заложников, но давно, лет 25 назад. («Красными» зонами называются исправительные учреждения, в которых большинство осужденных сотрудничает с администрацией; в «черных» администрация делегирует часть полномочий заключенным, отрицательно настроенным по отношению к право-охранительным органам). Бунт никогда не бывает стихийным, к нему всегда готовятся. И сейчас в Копейске еще за месяц до него родственники знали, что не надо приезжать на свидание. О чем это говорит? Что уже велась подготовка к бунту.

http://pravmir.ru/kopejsk-otchego-buntuy...

Архив Пн В Астане состоялась международная конференция «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения» 12 февраля 2017 г. 19:18 10 февраля 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Малом зале духовно-культурного центра имени равноапостольных Кирилла и Мефодия города Астаны прошла международная конференция «Миссия тюремного служения Русской Православной Церкви и пенитенциарные учреждения». Организаторами научного форума выступили: Синодальный отдел Русской Православной Церкви по тюремному служению , Информационный отдел Митрополичьего округа в Республике Казахстан и Астанайское благочиние Астанайской епархии . Цель проведения мероприятия — укрепление единства православных священнослужителей и представителей Духовного управления мусульман Казахстана в сфере служения в исправительных учреждениях и обмен опытом представителей тюремных капелланов России и Казахстана. Результаты работы конференции носят рекомендательный характер. Они позволят священнослужителям и сотрудникам службы исполнения наказаний эффективнее участвовать в общем деле исправления осужденных и предупреждения совершения ими повторных преступлений. В форуме приняли участие: митрополит Астанайский и Казахстанский Александр; председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх ; благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев); эксперт Управления по профилактике религиозного экстремизма и реабилитационной работе Министерства по делам религий и гражданского общества Республики Казахстан М.М. Келесов; заместитель Верховного муфтия Казахстана Н.Т. Утпенов; заведующий консульским отделом Посольства Российской Федерации в Казахстане М.Ф. Кобзарь; советник Верховного муфтия Республики К.С. Раев; начальник отдела организации воспитательной работы среди осужденных Комитета уголовно-исполнительной системы МВД Казахстана Д.О. Адембаев; начальник Отдела Департамента нормативно-правового  регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения уголовных наказаний и судебных актов Министерства юстиции РФ Ф.В. Ручкин; руководитель Отдела по организации  взаимодействия с религиозными организациями Федерального казенного учреждения «Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний России» С.И. Гуров; старший преподаватель кафедры социальной психологии и социальной работы Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний РФ О.Г. Ананьев; руководители епархиальных отделов по тюремному служению из Казахстана, Узбекистана и Киргизии; руководители отделов и комиссий епархий Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан; настоятели и духовенство Астанайской епархии, научная и творческая интеллигенция столицы; активисты Астанайского православного молодежного движения; прихожане столичных храмов.

http://patriarchia.ru/db/text/4802364.ht...

Но может случиться и так, что обращение к местному Ординарию в той форме, которая гарантировала бы подлинность прошения и диспенсации, будет невозможным. В этом случае полномочие предоставлять диспенсацию от препятствий браку, которым обладает Ординарий, имеют по общему предписанию указанного кан. 1080, § 1 те же лица и при тех же обстоятельствах, что и получающие его в случае грозящей смерти. Однако в настоящем случае диспенсация ограничивается только «тайными случаями», то есть такими препятствиями, которые по своей природе и фактически являются тайными или же по природе – публичными, но фактически – тайными 106 . Предоставление диспенсации в области внешней подсудности должно быть зарегистрировано в приходской книге бракосочетаний. Приходской настоятель или диакон, её предоставивший, должен сразу же, незамедлительно известить об этом местного Ординария. Диспенсация, предоставленная от препятствий или (в тайных случаях) в области внутренней подсудности рескриптом Св. Пенитенциарии, должна быть отмечена в книге, хранящейся в тайном архиве Курии, если рескрипт не содержит предписания, что она должна быть зарегистрирована только в тайной книге Пенитенциарии (кан. 1082). Если тайное препятствие становится публичным, ещё одной диспенсации в области внешней подсудности для подтверждения действительности брака не требуется. Но, если диспенсация была предоставлена исповедником во время таинства исповеди или вне его и никак не была зарегистрирована, то требуется новая диспенсация. Свободные от любого препятствия – либо потому, что таковых совсем не существует, либо потому, что они были от них освобождены, – жених и невеста, «как юридически дееспособные лица», могут быть допущены к заключению брака. Глава четвертая. Каноническая форма бракосочетания 1. Присутствие супругов Для создания брака необходимо не только то, чтобы брачным согласием обменялись «юридически дееспособные лица», но и то, чтобы оно было «выражено законным образом» (кан. 1057, § 1), по форме, предписываемой Божественным и человеческим правом, которому подчиняются стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Совершенно новым и наиболее оригинальным разделом явился знаменитый 17-й («пенальный») титул Эклоги. Будучи лишь одним из восемнадцати, из которых состоит сборник, этот титул тем не менее занимает 1/5 часть всего объема и 1/3 часть общего количества глав. 259 Предложенная Эклогой пенитенциарная система во многом отлична от той, которая действовала в прежнем законодательстве. Она предусматривает для различных категорий уголовных преступлений, связанных, например, с нарушением святости алтаря и права церковного убежища, с клятвопреступлением, вероотступничеством, разграблением и осквернением могил, подделкой монет, с похищением и обесчещением, прелюбодеянием и т. д., телесные и членовредительские наказания (битье палками или плетью, отрезание носа, вырывание языка, отсечение рук, ослепление, бритье головы, выжигание волос и др.). И хотя сами по себе такого рода наказания не были, по-видимому, новшеством (см., например, гл. 13 новеллы 134 Юстиниана, из которой явствует, что в ходу была даже такая зверская форма увечья, как отсечение у преступника всех четырех конечностей), то масштабы и широта спектра их применимости – это характерная черта именно Эклоги. Скорее всего, в уголовном праве исаврийцев отразилось обычное народное право, согласно которому преступник должен наказываться потерей той части тела, при помощи которой он совершил преступление. 260 Несмотря на всю свою варварскую жестокость, подобные наказания вполне могли рассматриваться законодателями в качестве провозглашенных «исправлений в духе большего человеколюбия»: ведь они, как правило, были заменой смертной казни. В некоторых случаях, правда, они были введены вместо денежных штрафов, предусмотренных в соответствующих казусах законодательством Юстиниана. И даже в тех случаях, когда за те или иные правонарушения в Эклоге сохраняется смертная казнь (например, за кровосмешение между близкими родственниками, гомосексуализм, умышленный поджог, отравление с летальным исходом, волшебство, убийство, разбой, а также за некоторые ереси), мы наблюдаем тенденцию к отказу от особо жестоких способов казни, а именно распятия, сожжения и т. д. Лишь при умышленном поджоге внутри города и разбое сохранялась казнь через сожжение или соответственно повешение, с тем, вероятно, чтобы повысить устрашающее воздействие наказания. В целом же Эклога представляет собою первый законодательный памятник, пенитенциарная система которого ясно и недвусмысленно предусматривала обе основные цели наказания – служить средством возмездия за причиненный вред или искупления вины и средством устрашения (превентивная функция наказания). 261

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010