Rota Romana ), ставшей 2-й апелляционной инстанцией (после папы Римского), хотя окончательно ее компетенция в XIV в. так и не была определена. Уточнению и регламентации подверглась деятельность апостольского пенитенциария. В первые годы понтификата И. была проведена реорганизация церковных структур на юге Франции, основной целью к-рой стало дробление крупных еп-ств. В 1317-1319 гг. обширное Тулузское еп-ство было выведено из состава Нарбонского архиеп-ства и возведено в статус архиеп-ства с еп-ствами-суффраганами Монтобан, Риё, Ломбес, Сен-Папуль, Мирпуа и Лавор. Тем самым И. завершил преобразования, начатые папой Римским Бонифацием VIII , к-рый сократил территорию Тулузского еп-ства и основал в 1295 г. еп-ство с кафедрой в г. Памье. Были основаны 2 новых еп-ства под юрисдикцией Нарбонского архиепископа - Лиму и Сен-Понс; разделены епископства Альби (на Альби и Кастр), Ажен (на Кондом и Ажен), Лимож (на Лимож и Тюль) и ряд других. Подобные преобразования способствовали росту эффективности в управлении делами епископств и в организации борьбы с еретиками. На Пиренейском п-ове в 1318 г. была реорганизована церковная пров. Таррагона, к-рая в то время была единственной в кор. Арагон: еп-ство Сарагоса было возведено в ранг архиеп-ства с 5 еп-ствами-суффраганами, 6 диоцезов остались в юрисдикции Таррагоны. В Италии в 1322 г. было создано еп-ство Монте-Кассино. Меры, принятые И., позволили преодолеть кризис в ордене госпитальеров (см. Мальтийский орден ). В 1317 г. рыцари, недовольные политикой магистра ордена Фулька де Вилларе, объявили его низложенным и провозгласили новым магистром Мориса де Паньяка. Фульк де Вилларе и его сторонники были осаждены в замке Линдос на Родосе. И. предписал обоим явиться в Авиньон. В 1317-1319 гг. были приняты меры по реформированию ордена, находившегося на грани финансового разорения и распада: И. подтвердил старые привилегии, ужесточил дисциплину среди госпитальеров, запретил продажу земель, находившихся в собственности ордена, принял меры по погашению долгов.

http://pravenc.ru/text/469712.html

Судебные функции в курии исполняют Апостольская пенитенциария, Верховный суд апостольской сигнатуры и суд «Рота Романа». В состав курии входят также папские советы по делам мирян, по содействию христианскому единству, по вопросам семьи, по духовному попечению о переселенцах и путешествующих, по толкованию законодательных текстов, по вопросам культуры, по средствам массовой информации, комиссия по религиозным отношениям с иудаизмом и ряд других советов, комиссий, комитетов и служб. 2.6.Легаты Римский первосвященник назначает легатов и направляет их в Церкви разных государств и регионов мира, а также аккредитует их при государственной власти различных стран, соблюдая при этом нормы международного права. Легаты являются постоянными представителями Римского папы при отдельных Церквах и правительствах. Апостолический престол в международных учреждениях, на конференциях и ассамблеях представляют также специальные делегаты и наблюдатели. Главная задача папского легата заключается в том, чтобы поддерживать постоянную и надежную связь между Апостолическим престолом и Поместными Церквами. Легат информирует папу о состоянии и жизни Церкви; помогает ее епископам своими советами; оказывает помощь епископским конференциям в назначении епископов, в установлении приемлемых взаимоотношений между Католической церковью и другими Церквами и церковными общинами, а также нехристианскими религиозными общинами, в защите интересов Церкви и Апостолического престола перед главами государств; и в других вопросах. Все эти полномочия он получает от Апостолического престола. Папский легат, аккредитованный при правительстве той или иной страны, способствует поддержанию взаимоотношений между Апостолическим престолом и государственными властями, решает вопросы, связанные с отношениями между Церковью и государством, особенно в разработке и соблюдении конкордатов и подобных им соглашений. Кафедра легата изъята из подчинения местной церковной власти (кроме дел, связанных с заключением браков). Легат может совершать богослужения во всех храмах той Церкви, в которую он был направлен, известив об этом местную церковную власть.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Действие канонической санкции может прекратиться в связи со смертью преступника или просто по истечении срока, на который она была наложена. Но чаще всего оно прекращается вследствие снятия санкции внешним судом. Оно осуществляется компетентной церковной властью либо посредством диспенсации, когда речь идет о санкциях дисциплинарного характера (кан. 1335), либо посредством отпущения, когда имеются в виду целительные санкции. Применительно к последним отпущение часто дается внутренним судом. В этом случае оно представляет собой не акт благодати, а юридическое действие, которое в соответствии с законом совершается в отношении преступника, переставшего упорствовать в грехе и воистину раскаявшегося (кан. 1358 § 1). канон 1354 провозглашает три основных принципа снятия канонических санкций: 1) все лица, полномочные давать диспенсацию от закона или предписания, правомочны также снять каноничес кую санкцию; 2) закон или предписание, составляющие каноничес кую санкцию, могут предоставлять другим лицам право снятия данной санкции; 3) если Апостольский Престол сохраняет за собой или другими лицами право снятия канонической санкции, такая оговорка должна толковаться в узком смысле 463 . На основании этих принципов Кодекс канонического права не только предоставляет широкие полномочия по снятию канонической санкции в области внешней подсудности, в том числе лицам, которые не являются авторами закона или предписания 464 , но и распространяет такое право на лиц, которые, не будучи наделены особыми полномочиями, тем не менее при определенных условиях имеют возможность снять каноническую санкцию внутренним судом. Действительно, нередки случаи, когда каноническая санкция, и прежде всего отлучение или интердикт, снимается в области внутренней подсудности по пастырским мотивам. Они могут быть суммированы следующим образом: 1) каноническая санкция latae sententiae, не объявленная и не зарезервированная за Святым Престолом, может быть снята любым епископом или каноником-пенитенциарием в акте сакраментальной исповеди (каноны 1355 и 508);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

[Марцелл; до избрания папой Римским Марчелло Червини] (6.05.1501, Монтефано, совр. пров. Мачерата, Италия - 1.05.1555, Рим), папа Римский (с 9 апр. 1555). Происходил из достаточно влиятельного тосканского рода; его отец, Рикардо Червини (1454-1534), чиновник Апостольской пенитенциарии (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ), также был на службе у семьи сиенских банкиров Спаннокки; мать - Кассандра ди Доменико Бенчи да Монтепульчано († 1509). У Марчелло Червини было 2 сводных брата (от 2-го брака отца с Леонорой Эджиди) - Алессандро, который впосл. составил жизнеописание М. (ркп.: Cervini A. Vita di Marcello II//Archivio di Stato di Firenze. Carte Cervini. Filza 52), и Ромоло, который после изучения права в Падуанском ун-те участвовал в издательских проектах Паоло Мануцио, а также 2 родные сестры и 5 сводных. Одна из сводных сестер, Чинция, вышла замуж за Винченцо Беллармино; в этом браке род. Роберто Беллармино (см. Беллармин ), католич. богослов-полемист, деятель Контрреформации (в 1930 канонизирован Римско-католической Церковью). Марчелло Червини получил хорошее и разностороннее образование: отец давал ему уроки грамматики, риторики, основ философии, астрономии, а также архитектуры, агрономии, знакомил с литьем металлов, производством книг. Ок. 1520 г. продолжил обучение в Сиене, где занимался гл. обр. греческим языком, математикой (в к-рой продемонстрировал изрядные способности) и астрономией; он заручился покровительством кард. Джованни Пикколомини, архиеп. Сиены (1503-1529). В нач. 1524 г. Червини в составе делегации из Флоренции отправился в Рим, чтобы поздравить с избранием в нояб. 1523 г. на Папский престол кард. Джулио Медичи (папа Римский Климент VII в 1523-1534). Слухи о Червини как о талантливом математике получили широкое распространение (этому способствовали рекомендательные письма его отца - см.: Piacentini Scarcia. 1997. Р. 1431-1432), его привлекли к проведению разнообразных вычислений при подготовке реформы календаря (впосл. реформу провел папа Римский Григорий XIII (1572-1585); подробнее см. ст. Календарь ). В мае 1525 г. из-за начавшейся эпидемии чумы Червини уехал из Рима. В 1531 г. он получил покровительство кард. Алессандро Фарнезе (папа Римский Павел III в 1534-1549), к-рый был знаком с его отцом, но только после смерти отца (2 апр. 1534), урегулирования дел, связанных с наследством, и избрания папы Павла III Червини вернулся в Рим. Он стал секретарем у племянника нового понтифика Алессандро Фарнезе, кардинала-непота (подробнее см. ст. Кардинал ), с 1 янв. 1538 г. возглавившего папскую канцелярию. В Риме Червини получил возможность общаться с гуманистами - писателями, поэтами, переводчиками, учеными: Анджело Колоччи (1474-1549), Бернардино Маффеи (1514-1553), Карло Гвальтеруцци (1500-1577), Джованни делла Каза (1503-1556), Аннибале Каро (1507-1566), Франческо Мольца (1489-1544); переписывался с Бенедетто Варки (1503-1565), Пьетро Бембо (1470-1547), Пьеро Веттори (1499-1585).

http://pravenc.ru/text/2562320.html

332 § 1. Полную и верховную власть в Церкви Римский Первосвященник обретает в силу принятого им самим законного избрания, а также епископского посвящения. Поэтому лицо, избранное на должность Верховного Первосвященника, уже находящееся в сане Епископа, обретает эту власть с момента принятия [им своего избрания]. Если у избранного нет епископского сана, он должен быть немедленно посвящён в Епископы. В то время, когда Апостольский Престол вакантен, Коллегия Кардиналов не располагает никакой властью юрисдикции, и Кардиналы, возглавляющие ведомства и службы Римской курии, отстраняются от своей должности. Однако остаётся в силе власть Кардинала-Камерленга, Кардинала-Викария города Рима и старшего Кардинала-Пенитенциария. – Власть и прерогативы Верховного Первосвященника Являясь главой католической Церкви, Папа в то же время возглавляет Государство Ватикан. По Латеранским соглашениям, заключённым в 1929 г., Святому Престолу принадлежит небольшой участок территории, который призван обеспечить независимость Верховного Пастыря Вселенской Церкви от какого бы то ни было влияния любой гражданской власти. В то время как внутренняя церковная организация подчиняется нормам канонического права, правление Государством Ватикан подлежит прежде всего особым законам Града Ватикан, а также нормам международного права. «Папский Ежегодник» (Annuario Pontificio) перечисляет следующие титулы Папы Римского: – Епископ Римский; – Наместник Иисуса Христа; – преемник главы Апостолов; – Верховный Первосвященник Вселенской Церкви; – Патриарх Запада; – Примас Италии; – Архиепископ и Митрополит Римской провинции; – Глава Государства Града Ватикан; – Раб Рабов Божиих. Он обладает также правом на особые почётные титулы и знаки отличия и достоинства, как, например, Папа, Его Святейшество, Святейший Отец и т.п. В отношении полного осуществления церковной власти Папа является: – верховным законодателем всей Церкви (и поэтому он подчиняется не церковным законам, а лишь божественному праву); – верховным наставником, обладающим безошибочностью в силу своей должности, когда он в качестве верховного Пастыря и Учителя окончательным образом провозглашает учение о вере или нравах (кан. 749, § 1);

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Конституция «Indulgentiarum doctrina» установила 20 практических норм, к-рыми упразднялось исчисление частичной И. в днях и годах, сокращалось количество полных И. и отменялись И., связанные с к.-л. святыней или местом (т. н. реальные и локальные), поскольку И. «приобретаются делами верующих, а не благодаря объекту или месту, которые лишь дают возможность получить индульгенцию» (ID. 12). На основе этих норм 29 июня 1968 г. Апостольская пенитенциария выпустила «Enchiridion Indulgentiarum» (Руководство по индульгенциям), где содержатся условия получения И., действующие в наст. время. В новом Кодексе канонического права 1983 г. связанные с И. вопросы рассматриваются в канонах 992-997. В отличие от Кодекса 1917 г. в них не дается подробная регламентация предоставления И., ссылаясь на «предписания, содержащиеся в особых законах Церкви» (CIC. 997), т. е. в постановлениях Папского престола, нормах «Enchiridion Indulgentiarum» и декретах Апостольской пенитенциарии. Каноническое определение И. как «отпущения перед лицом Бога временного наказания за грехи, уже прощенные в том, что касается вины» в целом совпадает с определением Кодекса 1917 г., но дополняется текстом 1-й нормы конституции «Indulgentiarum doctrina» о личном участии «верного Христу, расположенного должным образом» в ее получении на «строго установленных условиях». И. предоставляется посредством действия Церкви, служительницы искупления, из сокровищницы заслуг Христа и святых (CIC. 992). Кодекс 1983 г. определяет деление И. на частичную и полную «в зависимости от того, как она освобождает от временного наказания, полагающегося за грехи: частично или полностью» (CIC. 993). В Кодексе 1983 г. подтверждается возможность каждого католика получать частичные или полные И. как для себя, так и применять их к умершим «посредством заступничества», т. е. заупокойных молитв (CIC. 994); условия предоставления И. схожи с требованиями Кодекса 1917 г. (CIC (1917). 925; CIC. 996). В отличие от Кодекса 1917 г. власть выдавать И. в новом Кодексе четко не ограничивается рамками юрисдикции: помимо Папского престола выдавать И. «могут лишь те, за кем эта власть признается правом», или те, кому она предоставлена Римским епископом (CIC. 995 § 1).

http://pravenc.ru/text/чистилище.html

508 § 1. Каноник-пенитенциарий как кафедрального собора, так и коллегиальной церкви в силу самой должности имеет ординарное полномочие, не делегируемое при этом другим лицам, позволяющее ему в области сакраментальной подсудности освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, но не объявленных или сохранённых за Апостольским Престолом; на территории диоцеза он может освобождать от цензур даже лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих [к нему] – даже за пределами диоцеза. § 2. Там, где капитул отсутствует, диоцезальному Епископу следует назначить священника для исполнения этих обязанностей. 509 § 1. Диоцезальному Епископу, но не диоцезальному Администратору, принадлежит право, выслушав капитул, производить все и всякие возведения в чин каноника – как в кафедральной, так и в коллегиальной церкви – отменив любую противоречащую этому привилегию; Епископ также утверждает председателя, избранного самим капитулом. § 2. Диоцезальному Епископу следует возводить в чин каноника только священников выдающейся учёности и безупречной жизни, похвальным образом исполнившим своё [предыдущее] служение. 510 § 1. Впредь приходы не должны присоединяться к капитулам каноников; приход, присоединённый к некоторому капитулу, диоцезальным Епископом должен быть от капитула отделён. § 2. В церкви, являющейся одновременно приходской и капитулярной, назначается приходской настоятель, избираемый либо среди членов капитула, либо нет; этот приходской настоятель связан теми же обязанностями и пользуется теми же правами и полномочиями, которые по положениям права присущи приходскому настоятелю. § 3. Диоцезальному Епископу принадлежит право устанавливать определённые нормы, посредством которых должным образом согласовывались бы между собой пастырские обязанности, присущие приходскому настоятелю, и служение капитула, чтобы ни приходской настоятель не был помехой функциям капитула, ни капитул – функциям настоятеля; при возникновении конфликта его надлежит уладить диоцезальному Епископу, который в первую очередь должен заботиться о том, чтобы соответствующим образом удовлетворялись пастырские нужды верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Судебные полномочия Папского престола реализовывались через суд Апостольской пенитенциарии (в его юрисдикцию входили дела по богословским спорам), суд Апостольской сигнатуры, разделенный на суд справедливости и суд благодати (высшая апелляционная инстанция по делам духовенства), и суд Римской Роты (1-я апелляционная инстанция для дел смешанного характера) (см. Трибуналы Римско-католической Церкви ). Папской корреспонденцией занималась канцелярия (под рук. кардинала), датария ведала назначениями на бенефиции (приходы), брачными диспенсациями и продажей куриальных должностей. Апостольская палата (Camera Apostolica) управляла финансами папской курии и католической Церкви в целом. Гос. секретариат в XVI в. фактически отошел на 2-й план, его функции выполнял кардинал-непот. В XVII в. значение гос. секретариата вновь возросло, а после 1676 г. он стал главным органом, определявшим политику Папского престола. Управлением Рима занимались губернатор и префект города, провинциями Папского государства (Болонья, Анконская марка, Романья, Умбрия, Патримоний и Кампанья) - папские легаты с функциями губернаторов. На протяжении XVI в. развивалась система постоянных дипломатических представительств (нунциатур). С 1500 г. Папский престол содержал нунция в Венеции, с 1519 г. нунциатура действовала в Испании. С 1530 г. папский нунций находился при имп. дворе (со 2-й пол. XVI в. в Вене), в 1-й трети XVI в. появилась нунциатура во Франции, а после Тридентского Собора - в Турине, Милане, Тоскане и Неаполе, чуть позднее - в Португалии и Речи Посполитой. В 70-80-х гг. XVI в. были учреждены нунциатуры в австр. владениях Габсбургов, однако в XVII в. папские нунции оттуда были отозваны; в 80-х гг. XVI в. была создана нунциатура для католич. кантонов Швейцарии, а Сев. Германия подчинялась нунциатуре в Кёльне. Для Испан. Нидерландов и Английской миссии в 1596 г. была учреждена Фландрская нунциатура. С небольшими изменениями эта система дипломатических представительств просуществовала до XIX в. Модернизация Папского гос-ва и активная церковная политика папства финансировалась за счет налогов и доходов от продажи должностей. Хотя по сравнению с расходами светских европейских государств расходы Папского престола на армию были незначительными, защита и распространение католич. веры в Европе и за ее пределами требовали больших средств. Понтифики вкладывали значительные финансовые средства в борьбу с турками в Средиземноморье и Центр. Европе: так, в морском сражении при Лепанто (1571) победу над турками одержал флот, шедший под папскими знаменами и оплаченный из папской казны; папы Римские участвовали в финансировании имп. армий, сражавшихся с турками в Венгрии. Щедрую финансовую поддержку папы оказывали католическим правителям и представителям знати, боровшимся с протестантами (испан. кор. Филиппу II, Католической лиге во Франции), а также мн. католикам, к-рые вынуждены были бежать из протестант. стран.

http://pravenc.ru/text/2057152.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕНИТЕНЦИАРИЙ [Лат. poenitentiarius, от poenitentia - покаяние], в Римско-католической Церкви клирик, к-рому правящий епископ делегирует совершение в диоцезе таинства Покаяния, а также наложение и снятие церковных прещений (цензур). С распространением в католич. Европе в XII в. частной сакраментальной исповеди и практики выдачи особых разрешительных грамот - индульгенций связано возникновение особой должности клирика-духовника, иногда называвшегося П. (одно из первых упоминаний - в постановлениях Собора в Йорке в 1195 - Councils and Synods with other Documents Relating to the English Church. Oxf., 1981. Vol. 1. Pt. 2: AD 1066-1204/Ed. D. Whitelock e. a. P. 1051). Латеранский IV Собор (1215) предписал епископам назначать помощников и заместителей для приема исповеди и определения церковных прещений (канон 10), однако термин «пенитенциарий» в постановлении не используется. Под влиянием соборных постановлений должность П. к сер. XIII в. появилась в большинстве диоцезов Сев. Франции и Англии ( Mansfield M. C. The Humiliation of Sinners: Public Penance in XIIIth-Cent. France. Ithaca (N. Y.); L., 2005. P. 100-101). Согласно решению Тридентского Собора (1545-1563), в кафедральных капитулах надлежало создать должность каноника-П. На нее могли назначаться клирики не моложе 40 лет, имевшие степень магистра, доктора или лиценциата теологии или канонического права (CTrident. T. 5. P. 241-242; T. 9. P. 982). Действующим Кодексом канонического права Римско-католической Церкви (1983) каноник-П. определяется как лицо, имеющее в силу самой должности ординарное полномочие принимать исповеди на территории своей юрисдикции (CIC. 968 § 1), а также в рамках покаянной дисциплины (forum internum) «освобождать от цензур по заранее вынесенному решению, не объявленных и не сохраняемых за Апостольским Престолом. На территории диоцеза он может освобождать от цензур и лиц, не принадлежащих к диоцезу, а лиц, принадлежащих к нему,- даже за пределами диоцеза» (CIC. 508 § 1).

http://pravenc.ru/text/2579952.html

Также в письме архиепископа Блэра называется недопустимым, когда во время таинства елеосвящения (соборования) священники читают молитвы и освящают елей, находясь в отдельном от больного помещении, а само помазание «делегируют» медсестрам. Такую практику ввел 25 марта епископ Спрингфилда (шт. Массачусетс) Майкл Розански, однако уже через два дня это решение было отозвано. Архиепископ Блэр рекомендует американским епархиям в случаях, когда соборовать больного лично невозможно, применять к елеосвящению рекомендации Апостольской пенитенциарии о таинстве покаяния во время пандемии коронавируса. «В тех случаях, когда верующие не имеют возможности получить сакраментальное отпущение грехов, они должны показывать «совершенное сокрушение», которое выражается в искренней просьбе о прощении и твердой решимости прибегнуть к таинству исповеди в кратчайший срок. В этом случае верующие получают прощение грехов, в том числе смертных», – говорится в постановлении Апостольской пенитенциарии от 20 марта. Как поясняется в меморандуме, вопросы о порядке совершения таинств во время пандемии COVID-19 были переданы апостольскому нунцию в США архиепископу Кристофу Пьеру, который, в свою очередь, направил их архиепископу Артуру Роше, секретарю ватиканской Конгрегации богослужения и дисциплины таинств. Архиепископ Роше направил ответы архиепископу Блэру. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 18.08.2022 14:58 В Москве не планируют вводить ограничения по COVID-19 в церквях 24.06.2022 14:32 Архиепископ Афинский Иероним во второй раз заразился коронавирусом 03.06.2022 15:36 Ватикан временно смягчил антиковидные ограничения 23.03.2022 10:27 Ряд антиковидных мер в московских храмах остался – мэрия 18.02.2022 09:30 Фонд им. Павла VI провел в Мадриде форум для изучения последствий пандемии для психического здоровья 14.02.2022 12:47 " Коммерсантъ " «Наши добровольцы в «красной зоне» переступают через себя» 02.02.2022 11:32 Глава Евангелическо-лютеранской Церкви России заразился коронавирусом

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010